Учитель - профессия моих близких

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Учитель - профессия моих близких

Валиуллин Э.И. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 г. Туймазы Республики Башкортостан
Усманова А.Н. 1
1МБОУ СОШ №7 города Туймазы
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тот учитель хорош, чьи слова

не расходятся с делом.

Катон

Каждая семья - это своеобразный мир, в котором царят свои нормы и традиции, свои ценности. В разных семьях – разные поводы для гордости. В одной мама – прекрасный врач, в другой - папа – хороший сварщик, в третьей - дедушка – известный агроном. А я горжусь своей бабушкой! Она учитель французского и английского языков, а также заместитель директора по учебно-воспитательной работе! Я хочу рассказать о ней, о своей любимой бабушке - Салаховой Глюзе Мирхатибовне (Приложение 1).

Актуальность. Профессию учителя – знает каждый, так как каждый из нас обучался в школе, и чаще всего с благодарностью вспоминает имена учителей, которые его учили. Именно учитель готов помочь разобраться в своих желаниях и стремлениях, научить чему-то новому. Именно учитель формирует многие ценные качества личности, подготавливает к будущему.

Кто же он – учитель? Это большой специалист своего дела, мудрый советник, искренний помощник, верный друг и товарищ. Говоря об учителях, вспоминаются строчки из стихотворения М. Садовского «Учитель, дни жизни своей, как один…»1 (Приложение 2).

Поэт передает любовь и доброту учителю, вкладывает теплоту в свои слова. И, наверное, каждый человек чувствует благодарность и уважение к своим учителям, к своим педагогам и наставникам.

Тема об учителях, кажется, совсем простой, обыкновенной и ничем не примечательной. Но, если задуматься, вспомнить историю, то оказывается, что учитель это не просто человек, это настоящее сокровище, самая большая ценность. На разных языках слово «Учитель» пишется и читается по-разному, но на каждой языке произносится оно одинаково нежно.

Профессия учителя навсегда останется одной из главных и нужных профессий в мире, ведь учитель создает будущее страны.

Цель исследования: показать значение профессии учителя, на примере истории жизни Салаховой Глюзы Мирхатибовны.

Задачи исследования:

1. Расширить знания о профессии учителя.

2. Собрать информацию о жизни и педагогической деятельности Салаховой Г.М.

3. Изучить и систематизировать материалы (документы, фотографии).

4. Провести беседы с ближайшими родственниками, друзьями, учениками.

5.Провести опрос среди учащихся 3б класса МБОУ СОШ №7 г.Туймазы.

6.Принять участие в дне самоуправления.

7.Создать плакат к празднику «День учителя».

Объектом исследования является учитель.

Предмет исследования – жизненный путь Салаховой Глюзы Мирхатибовны.

Теоретическая значимость: изучение и систематизация материала по данной теме.

Практическая значимость: данная работа может быть использована при проведении классных часов и внеклассных мероприятий, посвященных изучению вопросов краеведения. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- работа со школьным и личным архивом – изучение документов, фотографий, грамот, наград и трудовой книжки;

- встреча и беседы с выпускниками, коллегами, родственниками;

- изучение и исследование литературы, материалов периодической печати;

- опрос учащихся;

- работа с Интернет ресурсами.

Базу исследования составили учащиеся МБОУ СОШ №7 г.Туймазы.

Глава I. История и роль профессии «учитель»

I.1 Профессия – учитель

Профессия учитель – одна из самых почетных, но в то же время очень ответственных и трудных профессий. Сколько труда и терпения нужно, чтобы из маленького, непослушного ребенка вырос вдумчивый, стремящийся к своей цели молодой человек. Умение передать свой опыт, совершенствование молодого поколения, формирование будущего страны – это талант, который присущ только настоящему учителю.

А кто же он такой, учитель? Можно дать множество определений этому понятию. В энциклопедическом словаре профессий «Профессия учителя» звучит так: «Одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества. Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут заниматься люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить и передавать свои знания другим, увлекаться самим процессом обучения и воспитания человека».2 В современном толковом словаре русского языка Т. Ф. Ефремовой – «Учитель - тот, кто научил или учит чему-либо, кто оказывает или оказывал влияние на развитие кого-либо; воспитатель, наставник»3. Исторический словарь дает следующее понятие: «Специалист, осуществляющий обучение, воспитание и образование в общеобразовательных школах РФ.»4. В толковом словаре В. И. Даля слово «учитель» расшифровывается как «наставник, преподаватель»5.

Каждое понятие по - своему правильно, ведь «Учитель» – это, в первую очередь, человек, который не просто передает знания, а учит жить, жить в многоликом сегодняшнем мире.

Учителя – люди, которые дают детям первый жизненный урок: учат порядочности, честности, добру, любви к Родине, мужеству. Подготавливают ребенка к взрослой жизни, обучают молодое поколение и выдерживают все выходки учеников в период их становления. Учитель – это тот, кто не стоит на одном месте, а всегда движется вперед, всегда находится в поиске.

I.2. Роль учителя в современном обществе

Профессия учителя - одна из наиболее древних профессий на Земле, но в тоже время остается востребованной и на сегодняшний момент. Ведь только учитель сможет передать свои знания другим, объяснить ту или иную проблему, ответить на любой вопрос, найти ключ к каждому ученику, стать образцом в мышлении и поведении. Учитель осуществляет связь времен между прошлым, настоящим и будущим; между старшими и младшими поколениями, способствует воспитанию, образованию и развитию человека, совершенствованию культуры общества. В современном обществе это одна из массовых, важных и необходимых профессий, так как трудом учителя создается величайшая ценность на земле — Человек.

Учительскую профессию воспевали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и многие-многие другие известные учителя-педагоги (Приложение 2).

Известный современный педагог Виталий Александрович Сластёнин в своих трудах изложил современные видения на педагога XXI века и его инновационного, творческого характера деятельности. По его мнению, современного учителя характеризует патриотизм, высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям и способность отдавать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-исследовательского мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему, физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность. Своеобразие педагогической профессии заключается в том, что она по своей природе носит гуманистический, творческий и коллективный характер6.

Геннадий Григорьевич Воробьев в своей книге «Школа будущего начинается сегодня» пишет, что современный педагог — это, прежде всего учитель-воспитатель, учитель-энтузиаст, старший товарищ, объект для подражания, источник ценных знаний7.

Учителя навечно останутся в сердце своих учеников. Они все разные, с разными подходами к своей работе, но все справедливые и понимающие. И нам есть, за что быть благодарными нашим учителям, ценить их.

Выводы по главе I

Изучив различные источники по теме, мы пришли к следующему:

1. Учитель - это призвание.

2. Идеальный учитель - это тот, для которого учительство – есть смысл жизни.

3. Учитель – это человек, чьи слова не расходятся с делом, вся его трудовая биография – это бескорыстное служение детям и родной школе. Человек за свою жизнь встречает множество людей, большинство из них он может просто забыть, но не забудет никогда своего учителя. Поэтому так важно, чтобы этот образ остался в памяти светлым и добрым.

Современный учитель, это тот, кто любит детей, «отдаёт им свое сердце», Это тот, у кого есть желание и умение работать вместе с другими, профессионализм, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, потребность в постоянном самообразовании.

Глава II. Мастер своего дела

Изучив литературу и интернет-ресурсы по данной теме, мы приступили к практической части работы.

В практической работе мы выделили следующие этапы:

1 этап: поработать с семейным архивом и собрать информацию о Салаховой Г.М.;

2 этап: провести опрос учащихся 3б МБОУ СОШ №7 г. Туймазы на тему: «Можно ли учиться без учителя?»;

3 этап: проведение классного часа «Профессия – учить детей» в 3б классе МБОУ СОШ №7 г. Туймазы;

4 этап: организация и проведение «Дня самоуправления»;

5 этап: создание плаката к празднику «День учителя».

II.1. Жизнь и педагогическая деятельность Салаховой Г.М.

Моя бабушка, Салахова Глюза Мирхатибовна, родилась 10 октября 1962 года в городе Туймазы.

С самого детства она мечтала стать учителем. Хорошо училась, активно участвовала в жизни школы. Она рассказала мне, как, ещё маленькой, представляла себя в роли учителя, разрезала газеты и сшивала их в маленькие тетрадочки, усаживала кукол за столы. Ничто не могло заставить её изменить своей мечте: ведь дар учительствовать, можно сказать, дан был ей с рождения.

Глюза Мирхатибовна окончила в 1987 году Башкирский государственный педагогический институт по специальности «Учитель французского и английского языков». Её трудовой стаж - 38 лет, педагогический стаж – 31 год.

Свою педагогическую деятельность начинала в Серафимовской СОШ №1 учителем французского языка, работала в школе №6 г. Туймазы. В 1996 году была открыта основная общеобразовательная школа №9 г. Туймазы, куда она была переведена заместителем директора по УВР сначала начальных классов, затем основного звена.

Кто – то из известных людей сказал, что «…Учитель - это тот, кто свою мудрость способен передать другому. Учитель-мудрец не только обладает определенным кругом знаний, он умеет на жизнь смотреть глазами нас, детей, и учит понимать её, эту жизнь».

Многие ученики Глюзы Мирхатибовны давно стали взрослыми. Но по-прежнему обращаются к ней за помощью и советом. Она всегда рада помочь им. Такой она человек. Чтобы заслужить уважение окружающих, необязательно совершать какой – то подвиг, достаточно добросовестно относиться к тому, что мы называем профессией. А ученики и родители всегда это оценят.

Велик её вклад в развитие образования: она очень добросовестно относится к служению своему делу. Награждена благодарностями, Почетными грамотами Управления образования, Почетной грамотой МО РБ (1998г.), Почетной Грамотой МО РФ (2002г.) за плодотворный добросовестный труд в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Бабушка моя небольшого роста. Волосы всегда аккуратно зачесаны. В одежде - подчеркнутая строгость и деловитость. Её лёгкая походка, лучезарная улыбка на счастливом лице, её добрые сияющие глаза, нежный голос, прикосновение мягких рук и огромное любящее сердце - всё это каждый день со мной.

Мне, конечно, просто повезло! С тех пор, как я себя помню, бабушка всегда рядом. Несмотря на большую занятость, она уделяет нам много внимания. Первые шаги и первые буквы, знакомство с цифрами и первые книжки, игры и конструкторы… Всё это первое дала нам она …- Не только нам, внукам, а сотням и сотням своих учеников, которым открыла путь в мир знаний (Приложение 3).

Любовь к профессии учителя, Глюза Мирхатибовна привила и своим детям. Ее сын, мой дядя, Салахов Артур Файрузович окончил в 2008 году ТПК по специальности «Учитель технологии». А её дочь, моя мама, Салахова Дина Файрузовна также в 2008 году окончила ТПК по специальности «Учитель английского и немецкого языков», отучилась в БГПУ им.Акмуллы по специальности «Учитель иностранных языков». Работала учителем английского языка в школе №12 г.Октябрьского, школы №9 г.Туймазы. В данный момент работает педагогом – организатором в подростковом клубе «Алые паруса» и преподает в языковой школе «English Land». Трудовой стаж – 10 лет. Педагогический стаж – 10 лет (Приложение 4).

Долгий профессиональный путь Глюзы Мирхатибовны может служить ярким примером для нас, молодого поколения.

Она у нас самая добрая! Мама всегда и во всём готова помочь нам и всем, кто обращается к ней за помощью, несмотря на то, что у неё совершенно нет свободного времени.

Я горжусь тем, что моя бабуля и мама - учителя и стараюсь быть достойным их.

От лица всех детей учителей, прошу с уважением относиться к своим педагогам, так как они этого заслуживают.

Учитель оставляет после себя невидимый след, но как, же он важен, ведь во всех заслугах человека есть, прежде всего, заслуга учителя! Это он вкладывает свой непомерный труд в каждого из нас. Уже своей жизнью учит детей добру, служению людям, справедливости.

II.2. Опрос учащихся «Можно ли учиться без учителя?»

Как - то услышав мнение о том, что в современной школе при наличии информационно-коммуникационных технологий и современного оборудования можно обойтись и без учителя, мы решили провести опрос среди учащихся 3 б класса МБОУ СОШ № 7 г. Туймазы (Приложение 5).

В опросе приняло участие 29 учащихся.

Анализ результатов показал следующее: ответ «Да» - 2 ученика, ответ «Нет» - 19 учеников, «Сложно, но можно» – 8 учащихся.

Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод: учителя были, есть и будут. Поэтому цените учителей, вспоминайте их с теплотой, любовью и уважением!

II.3. Классный час «Профессия – учить детей»

По результатам опроса мы провели классный час (Приложение 6), на котором рассказали ученикам 3б класса об истории и роли профессии учителя. Познакомили с Салаховой Глюзой Мирхатибовной. Ребята с интересом слушали, а по итогам классного часа, каждый ученик пришел к выводу, что учителя нужны всегда, так как они - залог будущего развития нации. Без них не будет ни врачей, ни инженеров, ни космонавтов.

II.4. Организация и проведение «Дня самоуправления»

5 октября ежегодно в нашей школе проходит День самоуправления, приуроченный ко Дню учителя. Эта очень добрая традиция в честь праздника отдавать бразды правления в руки юных лидеров, которые, в свою очередь, смогут проявить свои лучшие качества.

В этом году учителями 3б класса были назначены Ахмадиева Аделина и Губайдуллина Рузанна. Мы с удовольствием помогали им в проведение уроков. Нами были проведены три урока: математика, русский язык и урок изобразительного искусства.

Этот день нам доказал, что быть учителем не просто. Учителю начальных классов приходится иногда быть и няней, утирая носы и слёзы, и физическим руководителем (следить за осанкой детей, делать минимальные физические разрядки в течение урока), быть и хорошим психологом, утешая и стимулируя детей к работе, и воспитателем, объясняя детям основы нравственных правил, таких как уважение друг к другу, дружба, взаимопомощь и т.д. И это всё делать одновременно с обучением своими предметами – чтению, письму и другим.

День самоуправления запомнился учителям и ученикам школы как один из самых ярких и интересных дней нашей школьной жизни, и пусть эта добрая традиция сохранится и на следующий год (Приложение 7).

II.5. Создание плаката к празднику «День учителя»

День учителя в России отмечается ежегодно 5 октября. Дата совпадает с Всемирным днем учителя. Праздник справляют сотрудники всех образовательных учреждений. Ученики и их родители поздравляют педагогов с профессиональным праздником, желают им здоровья и успехов в нелегком труде, вручают букеты цветов и подарки. Вот и мы решили не оставлять без внимания нашего классного руководителя – Усманову Анастасию Николаевну. Совместно с моими одноклассниками мы разработали плакат с поздравлениями. Наш подарок приятно порадовал и удивил (Приложение 8).

Выводы по главе II

Личные качества Глюзы Мирхатибовны, трудовые дела являются положительным примером в воспитании подрастающего поколения.

Учитель должен приложить большие усилия для достижения благополучия и комфортной атмосферы в коллективе, воспитать любознательность, интерес к своему предмету, любовь и уважение к людям, подготовить отличных выпускников. Именно таким учителем и руководителем является моя бабушка. При беседе с его коллегами, все они отзывались о ней, как об уважаемом, грамотном и проницательном человеке. Если каждый учитель будет любить свою работу, уважать своих учеников и радоваться их успехам, то учителя будут вечно жить в памяти своих учеников.

Как ученик необходим для учителя, так и учитель необходим для ученика. А значит, как невозможно было обойтись без учителя в древнем мире, так и сейчас, при наличии информационно-коммуникационных технологий и современного оборудования без учителя не обойтись!Виссарион Григорьевич Белинский писал: «Счастливы те молодые люди, которые имеют случай под руководством опытных ученых, добродетельных и образованных наставников усовершенствовать себя и предуготовить себя к опасному, хотя и весьма продолжительному пути по трудовой дороге жизни8».

Это подтвердил и опрос учащихся нашей школы. Мы очень рады, что дети понимают огромную роль учителя в образовании и воспитании человека.

Проведение Дня самоуправления доказал на деле, что работа учителя сложна и требует не малой ежедневной подготовки.

Мы написали эту работу, чтобы люди лучше знали историю своей школы, гордились учителями и брали с них пример.

Заключение

Изучив материалы о профессии учителя, мы узнали много нового и интересного: кто такой учитель, какова роль учителя в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Работая над этой темой, поняли, что быть учителем нелегко. Учитель - это призвание. Учителем могут быть только влюбленные в свою профессию, неравнодушные к тому, что происходит вокруг, люди. Вся трудовая деятельность учителя – это бескорыстное служение детям, родной школе.

Изучив педагогическую деятельность Салаховой Г.М., а также во время бесед с коллегами, учениками, родственниками и друзьями сделали вывод о том, что трудовая педагогическая деятельность Глюзы Мирхотибовны является значимой, так как она внесла большой вклад в дело воспитания и образования подрастающего поколения, и учащиеся должны знать об учителе, преданному своему делу.

Таким образом, цель нашей работы – достигнута. Ведь именно через биографии, через свидетельства близких людей можно понять и представить прошлое своей страны, строить свое будущее.

Проанализировав результаты опроса среди учащихся, сделали вывод, что велика роль учителя в жизни любого человека, как невозможно было обойтись без учителя в древнем мире, так и сейчас, при наличии информационно-коммуникационных технологий и современного оборудования учитель будет необходим в жизни любого человека.

Свою работу считаем полезной, так как собранная информация пополнит школьный музей, поможет учителям в организации внеклассной работы по патриотическому воспитанию, так как личные качества учителя, трудовые дела являются положительным примером в воспитании учащихся. Воспитание молодежи на примерах истории, приобщение ее к опыту предшествующих поколений, является основным условием формирования истинного гражданина - патриота своего Отечества. Данная работа может быть использована на уроках истории, посвященных изучению вопросов краеведения.

Список литературы

1. Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня: Кн.для учителя – Москва : Просвещение, 1991 . – 239 с.

2. Горбунова М., Кирилюк Е., Орешкина А. 1000 профессий традиционных, новых, редких. Краткий энциклопедический словарь. Издательство: Феникс, 2011. - 256 стр.

3. Гребенкина, Л. К. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие / Л. К. Гребенкина, Н. А. Жокина, О. В. Еремкина; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. — 2-е изд., испр. и доп. — Рязань, 2009. — 156 с.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866.

5. Дементьев Андрей. Стихотворения. Издательство: Советская Россия. Авторский сборник. 1988 г. 288 стр.

6. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах. ООО "Фирма "Издательство АСТ", 2006 г. - 1168 стр.

7. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность (Мижериков В.А., Ермоленко М.Н.) М.: Педагогическое общество России, 2002. - 268 с.

8. Общественно-политическая газета «Туймазинский вестник», №29. от 16.02.1995 года

9. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им.В.В. Виноградова.- 4-е изд., дополненное –М.: ООО «А ТЕМП», 2008.– 944 с.

10. Садовский М. Стихи. Изд. Прометей, Москва 1992г. , 235 стр.

11. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям» Издательство: Радянська школа

12. Профессия учитель | Про профессии. ру [Электронный ресурс] – Режим доступа: proprof.ru/stati/career/vybor 1974 г.- 288 стр.

13. Учитель - Исторический словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vslovare.ru/slovo/istoricheskiij-slovar/uchitel

14. Электронное научное издание «В. Г. Белинский». В. Г Белинский, том I [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vgbelinsky.ru/texts/books/13-1/articles-and-reviews/1

Понятийный аппарат

Автобиография – последовательное описание человеком событий собственной жизни.

Наставник - руководитель, учитель или воспитатель.

Патриот - тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, Родине.

Проницательный - наблюдательный, многое замечающий, предвидящий.

Самообразование — это форма индивидуальной учебной дея­тельности сотрудника, мотивированная профессиональными потреб­ностями и интересами, и направленная на приобретение необходи­мых знаний, умений и навыков, их постоянное совершенствование, а также на развитие профессионально значимых качеств его лично­сти. 

Эрудиция - глубокие всесторонние познания, широкая осведомленность.

Приложение 1

Салахова Глюза Мирхатибовна

Приложение 2

Учитель, дни жизни своей, как один

Учитель, дни жизни своей, как один,
Ты школьной семье посвящаешь,
Ты всех, кто учиться к тебе приходил,
Своими детьми называешь.
Но дети взрослеют, от школьной скамьи
Дорогами жизни шагают
И в памяти носят уроки твои,
А в сердце тебя сохраняют.
Любимый учитель, родной человек,
Будь самым счастливым на свете,
Хоть трудно порой достаются тебе
Твои непослушные дети.
Ты дружбой и знаньями нас наградил,
Прими благодарности наши!
Мы помним, как в люди ты нас выводил
Из робких смешных первоклашек.

М. Садовский

Приложение 3

Я и моя бабуля

Приложение 4

Моя мама, Салахова Дина Файрузовна, на рабочем месте

Приложение 5

Опрос учащихся «Можно ли учиться без учителя?»

Мы задали всего один вопрос: "Можно ли учиться без учителя?".

И предложено три варианта ответа: "Да", "Нет", "Сложно, но можно".

Числовое соотношение результатов опроса

Приложение 6

Классный час «Профессия – учить детей»

Приложение 7

Организация и проведение «Дня самоуправления»

Приложение 8

Плакат к празднику «День учителя»

1 М. Садовский . Стихи Изд. Прометей, Москва 1992г. , 235 стр.

2 Горбунова М., Кирилюк Е., Орешкина А. 1000 профессий традиционных, новых, редких. Краткий энциклопедический словарь. Издательство: Феникс, 2011. - 256 стр.

3 Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах. ООО "Фирма "Издательство АСТ", 2006 г. - 1168 стр.

4 Учитель - Исторический словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vslovare.ru/slovo/istoricheskiij-slovar/uchitel

5 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка:В 4 т. - Спб., 1863-1866.

6 Гребенкина, Л. К. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие / Л. К. Гребенкина, Н. А. Жокина, О. В. Еремкина; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. — 2-е изд., испр. и доп. — Рязань, 2009. — 156 с.

7 Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня: Кн.для учителя – Москва : Просвещение, 1991 . – 239 с.

8 Электронное научное издание «В. Г. Белинский». В. Г Белинский, том I [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vgbelinsky.ru/texts/books/13-1/articles-and-reviews/1/

Просмотров работы: 20