Разработка туристско - экскурсионного маршрута: «История и достопримечательности родного села».

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Разработка туристско - экскурсионного маршрута: «История и достопримечательности родного села».

Горина М.А. 1
1Муниципальное Казенное Учреждение Дополнительного Образования «Давыдовский центр развития творчества»
Антимонов К.О. 1
1Муниципальное Казенное Учреждение Дополнительного Образования «Давыдовский центр развития творчества»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

С течением времени сельский туризм становится всё менее актуальным, многие предпочитают духовно обогащаться в крупных и известных городах нашей страны. Но почему бы не съездить в какое-нибудь село, не менее богатое достопримечательностями, чем какой-нибудь город. Мы не отрицаем того, что многие будут удивлены удивительной архитектурой Санкт-Петербурга, или Царь-колоколом в Москве. Но почему бы не подивиться чудесными придонскими пейзажами сёл Воронежской области?

Тут возникает вопрос: «почему же со временем люди стали городской туризм предпочитать сельскому?» Этому могла послужить крупномасштабная урбанизация, начавшаяся еще в середине XX века и повлекшая за собой угасание интереса к сельскому туризму. Или просто дело в том, что люди просто не догадываются о том, какие красоты их ожидают там, в провинциальных деревушках, в селах, которые тоже могут многое рассказать и об истории, и о простом русском быте, который со временем отдаляется почти от каждого городского жителя.

С помощью своей работы, мы хотели бы возродить интерес к сельскому туризму, так как он может помочь повысить популярность множества сел Воронежской области. Причиной того, что мы создали эту работу является малоизвестное в Воронежской области село название его – Аношкино.

Цель нашей работы: разработать экскурсионный маршрут по объектам историко-культурного наследия села Аношкино.

В процесс нашей работы были включены следующие задачи:

1) собрать информацию о каждом объекте, опросить жителей села для более достоверной информации.

2)обработать собранную информацию, сделать описание объектов

3)составить маршрут из исследуемых объектов

4)создать презентацию по разработанному маршруту (фотографии, текст)

5)провести экскурсию для прибывшей аудитории.

Актуальность нашей работы заключатся в том, чтов селе Аношкино имеются культурно – исторические объекты о которых почти ни кто не знает, а так же живописная природа. Хотелось, что бы об этом селе узнали люди и приехали посетить наши достопримечательности.

Легенда о возникновении села Аношкино.

Для того чтобы село развивалось, мы хотим рассказать об истории и достопримечательностях одного из сел Давыдовского округа Воронежской области и надеюсь, что в результате нашего рассказа вас заинтересует живописность и историческое наследие нашей малой родины и вы посетите ее. История села очень интересна. Красивая легенда связывает происхождение названия села с царем Петром. Якобы когда в Азовскую кампанию, весной 1696 года царь проплывал на «Принципиуме» мимо села, приветствовать его вышли первые поселенцы во главе со старостой села Анохой Голобковым. Преподнесли царю хлеб-соль, а Петр между тем поинтересовался о названии гостеприимного села. Выяснив, что такового пока не придумано, царь распорядился назвать его по имени первого поселенца Аношки. Также Петр I подарил Аношке денег на постройку церкви и икону Иоанна Богослова древнего письма (1237 год), собственноручно начертал на обороте: «Владеть Аношке с крестьянами, их детям, внукам и правнукам всеми землями по речке Хворостани во все времена». Легенда — легендой. Но икона в аношкинской церкви действительно находилась, и надпись еще помнят старожилы.

История возникновения села.

А теперь я расскажу вам реальную историю возникновения моего села: Село действительно получило название по имени служилого человека, но возникло оно намного раньше и известно под таким именем задолго до Петра Первого. В 1647 г. На правом берегу  Дона была построена крепость Коротояк. Крепость вызвала в эти места приток населения. Рядом с ней все меньше оставалось незанятой, удобной для пахоты земли. А на другой стороне Дона, немного выше,   находились земли Воронежского Покровского девичьего монастыря, которые не осваивались. Тогда-то и нашелся в Коротояке удалой служилый человек Анофрий Голобоков, собрал ватагу коротоякских жителей и людей, пришедших из северных уездов России, переправился через Дон, поставил дома недалеко от  монастырской  деревни  Форосани  (ныне – Старая Хворостань).

Было это в 1659 г. С тех пор и существует село, которое получило название по Анофрию  Голобокову – Аношкино. Уже в 1669 г. (то есть за три года  до рождения Петра Первого)  составитель описания  укреплений Белгородской черты А. Еропкин называл населенные пункты: «Село Аношкино, да три деревни: Мигенева, Коркина да Прогорелая». Хозяева  монастырской земли не давали спокойно жить  пришельцам. Анофрий Голобоков не оставался в долгу. В 1664 г. он собрал своих людей, напал на монастырскую деревню Форосань (так называлось поселение в XVII в.) и разорил ее. В 1673 г. на Аношкино налетели из степи кочевники, разорили селение, часть людей убили, часть увели в плен.

Уцелевшие аношкинцы снова собрались на прежнем месте и возродили свое селение. Легенда, говорящая о том, что имя селу присвоено Петром Первым, была создана как своеобразная защита на случай, если бы монастырские хозяева сумели добиться права согнать аношкинцев с земли. Одновременно она обеляла основателя села Анофрия Голобокова, возвышала его. Такова история происхождения моего села.

Достопримечательности села Аношкино.

Церковь Вознесения Господня.

Первая из них это церковь Вознесения Господня. Для жителей села она является не только памятником архитектуры, но и местом духовного умиротворения. По народному преданию первая, деревянная церковь в Аношкино была построена вскоре после 1696 года и посвящена в честь Воскресения Господня. При этой церкви в 1730 году был поп Максим. С 1742 года был священником Кондрат Абрамов. Настоящая же каменная церковь была построена в 1789 году и находится несколько выше старой (на восточною сторону). На месте прежней церкви устроена каменная кампличка, обнесенная решеткой. В 1844 году к церкви были сделаны пристройки с обеих сторон. В 1874 году колокольня была увеличена надстройкой на ней 2-го этажа. Но наступила революционная смута, и храм опустел. В 1930-х годах чекисты расстреляли последнего батюшку вместе с женой и тремя детьми. Было предположение, что перед исчезновением священник успел спрятать церковную утварь. В 1994 году в храм привезли специалиста с оборудованием для поиска металла, но вместо утвари у стены с внешней стороны нашли останки трех человек - священника с семьей. Они были похоронены за алтарем церкви. Колокола были сброшены с колокольни и разбиты на мелкие осколки. В 1950 году власти решили устроить в храме пуговичный завод. Завезли станки и пробили потолки для вытяжки. Однако производство так и не было налажено.

По легенде бакенщику села Сторожевое Андрею Юдину, перевозившему на лодке людей в Аношкино весной 1950 года явилась Божия Матерь и запретила устраивать в этом старинном храме пуговичный завод. Затем тут была колхозная скотобойня. Впоследствии устроено зернохранилище. В дальнейшем церковь была восстановлена. Полуразрушенный храм с уникальной архитектурой взялась восстановить жительница села Клавдия Фроловна Рязанова. В 1992 г она поехала в Москву в приемную Ельцина на прием и с божьей помощью получила разрешение забрать храм у колхоза и восстанавливать его. В 1993 г она организовала верующих, они расчистили его от мусора и залежей прелого зерна высотой до полутора метров.

Святой источник.

Вторая достопримечательность моего села – это святой источник. Он расположился на левом берегу Дона Между основным руслом и левым притоком дона именуемым «Стародоньем». Рядом с источником находиться обвал который будет описан позже. Источник появился во времена коммунистов после взрыва меловой горы находящейся неподалеку. В воде источника содержится много минералов вода из него лечит печень, почки, кишечник также вода имеет привкус железа. Источник считается целебным. Вот один случай в 2003 г: приехал паренек летом в село к матушке и был он одетый в фуфайку. Бабушка и мама его плакали. Он в храм пришел и говорит: «Матушка, помоги. Я все обошел, ничего не помогает. У меня горит все тело, зимой мне хорошо, я раздетый хожу, летом мне невыносимо». А матушка ему: «Пойдем на источник». Когда пришли на источник, он подошел и начал на себя воду лить, и лил полчаса, матушка молилась. Потом он повернулся и заплакал и говорит: «Я почувствовал воду». Потом снял фуфайку, был в костюме. Лил себе воду на костюм, потом остался в одной рубашке. Потом совсем разделся и сказал, что тело не горит. Вылечился. На следующий день он приехал и огородил источник. Сейчас начинаются работы по сооружении настоящей купели. Есть рядом и другие источники – Иоанна Богослова и матери Божьей.

Меловой обвал.

Следующий объект для внимания – это меловой обвал. На территории Воронежской области залегают осадочные породы мелового периода состоящие в основном из писчего мела химический состав которого (CaCO3). И у нас в селе Аношкино меловые породы выходят на поверхность в виде мелового обвала, который обнажился в годы коммунистов. И об этом тоже существует интересная история.

Однажды весной 1950 года жителей села в полночь разбудил раскатистый гром. Опасаясь за хозяйство, они вышли на улицу, но, к своему удивлению, не увидели ничего, кроме звездного неба, и решили, что в лесу взорвалась мина. (Во время войны здесь шли тяжелые бои, и в лесу осталось много боеприпасов). А утром обитатели Аношкино увидели, как жители села Сторожевого, расположенного наверху мелового обрыва, бегут вниз, к берегу. Здесь рядом со скалой стоял дом бакенщика Андрея Юдина, перевозившего людей на лодке через Дон. Он был известен селянам своим благочестием. Жители Аношкино решили, что у бакенщика пожар, и стали сбегаться на помощь. Подбежав к берегу, они увидели, что дом ­бакенщика стоит целый и невредимый, а на скале - большая икона Божией Матери. В настоящее время на обвале люди занимаются экстремальными разновидностями туризма и спорта.

Памятник павшим односельчанам.

Четвертая достопримечательность – это памятник павшим односельчанам, принимавшим участие в Великой Отечественной Войне. Открытие памятника состоялось 9 мая 2010 года. Каждый год в этот день проводится митинг, посвящённый ветеранам и их погибшим товарищам. Также в селе имеются зачатки музея русского быта. Многие экспонаты были принесены учениками местной школы и моими односельчанами.

Село Аношкино поражает своими прекраснейшими пейзажами, которые стали источниками вдохновения для местных деятелей культуры. Один из них – это Мокроусов Иван Иванович. У него имеется целая серия стихотворений, посвящённых Аношкино. Ещё здесь проживал талантливый человек Никулин Иван Иосифович, посвятивший песню родному селу. Мне бы хотелось чтобы об этом чудесном месте узнало большое количество людей.

Заключение.

В результате проделанной нами работы мне стало ясно, что нет ничего важнее и прекраснее чем, то место где ты живешь! К тому же если оно имеет такой живописный вид и прекраснейшие достопримечательности. Помимо села Аношкино в Давыдовском округа имеется много живописнейших сел, которые мы надеемся исследовать в ближайшее время.

Список используемой литературы.

Епархиальные Ведомости. 1883 г. № 14. М. Томилин

Самбикин "Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. 1881-1884"

П. Никольский "Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900"

https://www.ruist.ru/index.php/voronezhskaya-obl/91-istochniki/3298

Прохоров В.А. Надпись на карте. Географические названия Центрального Черноземья / В.А. Прохоров. – Воронеж :Центр.-Черноземное кн. Изд-во, 1977. – 192 с.

Загоровский В.П. Историческая топонимика Воронежского края / В.П. Загоровский. – Воронеж : Изд-во ВГУ, 1973. – 136 с.

Загоровский В. П. История Воронежского края от А до Я. Воронеж, 1982. С. 157.

Просмотров работы: 200