История первой машинно-тракторной станции в Коми

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История первой машинно-тракторной станции в Коми

Пеовски К.С. 1
1Визингский филиал ГАУДО РК"РЦДО"
Пяткова Н.Г. 1
1Визингский филиал ГАУДО РК "РЦДО"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

История населенных пунктов издавна привлекала внимание ученых, краеведов. Каждому сельчанину интересно узнать историю своего села. Одной из достопримечательностей нашего села является памятник первому трактору. Мало кто знает, что первая машинно-тракторная станция (МТС) в Коми была открыта в нашем районе. На следующий год исполнится 85 лет со дня его создания.

В ноябре 2015 года была проведена вылазка в местечко МТС - так у нас называют место, где в 1930-ые годы находилась первая машинно-тракторная станция. Когда обходили старые дома, нашли документ «Членская книжка Кассы Взаимопомощи» на имя Базарова Павла Степановича, заведующего МТС, а также свидетельство о рождении на его имя. Мы решили найти родственников и воссоздать жизненный путь данного человека, обобщить и систематизировать материалы по истории первой тракторной станции.

Актуальность: знание истории своего края, его прошлого помогает лучше оценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к людям труда.

Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего.

Объект исследования: деятельность машинно-тракторной станции.

Предмет исследования: вклад в развитие машинно-тракторной стации Базарова Павла Степановича.

Новизна: впервые предпринимается попытка обобщить и систематизировать материалы по истории первой МТС в Республике Коми.

В ходе работы были использованы следующие методы: сбор и анализ источников информации, подбор фотоматериалов, обобщение, классификация, анализ собранной информации, опрос в форме интервьюирования.

Источниками по данной теме послужили личные документы Павла Степановича, предоставленные его дочерью Анны Павловны Модяновой. Фонды музея истории и культуры Сысольского района позволили познакомиться с историей деятельности первой МТС.

Материалы средств массовой информации, а также воспоминания работников МТС дают представление о том, как организовывалась работа машинно-тракторных станций.

ЦЕЛЬ: Обобщить и систематизировать исторические факты и события, связанные с первой машинно-тракторной станцией.

ЗАДАЧИ:

- собрать информацию о деятельности МТС;

- выяснить в какой период работал Базаров П.С., и какой вклад внес в развитие МТС;

- рассмотреть местонахождение первой МТС и собрать фотоматериал.

Гипотеза: можно предположить, что Базаров Павел Степанович был одним из первых трактористов и внес немалый вклад в историю и развитие первой МТС.

Практическая значимость: данная работа расширяет наши знания в области изучения истории нашего района, работа может быть использована на уроках истории, уроках краеведения при изучении истории и географии родного края.

Материалы будут использованы в проекте создания «Путеводителя по Сысольскому району», где будет представлена история сел нашего района и его достопримечательностях.

Из истории развития сельского хозяйства в Коми

Традиционное земледелие у коми связано, по археологическим данным, с культурой Перми вычегодской – непосредственных предков коми народа. Первоначально, в XXI веках, земледелие было подсечно-огневым с ручной обработкой земли. XII века начинается переход к пашенному земледелию с использованием тягловой силы скота. Деревянная соха (гöр) в это время оснащается железными сошниками. C XV века постепенно у коми внедряется трехпольное земледелие. [3 ,45]

Наиболее распространенной зерновой культурой у коми был ячмень, его сеяли всегда на солнечных склонах и на лучших удобренных землях. Второе место по значению в хозяйстве занимала рожь. Овес и пшеницу сеяли преимущественно в южных районах и в незначительных размерах. В небольших количествах для личных нужд высеивали лен. Огородничество было развито слабо: сажали репу, редьку, иногда капусту и лук. В конце второй половины XIX века стали сажать картофель, а к началу XX века он распространился повсеместно. Собственной продукции земледелия в большинстве регионов Коми края хватало лишь на часть года. Недостающее получали в обмен на товарную продукцию охоты и рыболовства. Особенно много ввозилось в край зерна, поскольку хлеб и другие зерновые продукты являлись у коми неотъемлемыми компонентами традиционного питания.

После окончания гражданской войны коми деревня переживала глубокий кризис. Деньги обесценились, продовольствия не хватало, сократились посевные площади и поголовье скота. Крестьянское хозяйство превращалось в натуральное – основные продукты своего труда крестьяне потребляли сами, а не вывозили на рынок. В середине 1920-ых годов коми деревня восстановила уровень довоенного хозяйства, а в 1928 году превзошла его. В 1928 г. около 80% коми крестьянских хозяйств состояли в потребительских обществах, сельскохозяйственные кооперативные объединения включали в себя 55% хозяйств. [2,363]

В 1930 –е годы появились первые трактора. Снабжение машинами шло за счет поступлений в коми область тракторов «Интернационал» со Сталинградского тракторного завода.

Сталинградский тракторный завод был одним из первых заводов, построенных во время ускоренной индустриализации страны, которая была предпринята в 1920-м году. В возведении завода участвовали ведущие советские и иностранные специалисты, в том числе из США. В строй завод был введен в 1930-м году, что было отмечено сходом с конвейера первого трактора модели СТЗ-1, мощность которого составляла тридцать лошадиных сил. Произошло это 17 июня 1930 года, а к июлю того же года была освоена полная проектная мощность завода, которая составила 144 трактора в сутки.
С середины 1937 года завод постепенно переориентировался на производство трактора АСХТЗ-НАТИ мощностью 52 лошадиные силы. Комплектовалась эта модель керосиновым двигателем. Она была отмечена самой высокой премией «Гран-при» в 1938 году на Всемирной выставке в Париже, что отметило высочайшее качество собираемой на заводе техники и поставило его в один ряд с ведущими мировыми производителями.
Статистика показывает, что к 1940 году СТЗ выпустил около двадцати трех тысяч тракторов (включая 25 тысяч единиц гусеничной техники), что практически составляло половину тракторного парка всей страны.[4,1]

C началом Великой Отечественной войны народное хозяйство Коми АССР стало перестраиваться на новый лад. На смену ушедшим, на фронт мужчинам, пришли женщины, старики, дети. Особенно ощутимой нехватка рабочих рук была на селе, откуда на фронт сразу ушло свыше 10 тысяч колхозников, или 40% трудоспособного населения. В армию призвали больше половины председателей совхозов, агрономов, зоотехников, 94% механизаторов МТС. Их места заняли женщины. Коми республиканская газета «За новый Север» в номере от 29 июня 1941 года опубликовала обращение трактористок Визингской МТС: «… На защиту Родины, для разгрома фашистской гадины идут в действующую армию наши братья, мужья, товарищи по работе, подлинные патриоты социалистической Родины. Можем ли мы, советские женщины ограничиться ненавистью к злейшему врагу? Нет, не можем! Наши советские женщины – патриотки счастливой Родины – сделают все для того, чтобы обеспечить победу над коварным врагом с малыми жертвами и за короткий срок. Для этого надо, чтобы наши заводы, колхозы, МТС работали бесперебойно и могли дать для фронта все необходимое…»

За годы войны колхозы Коми АССР сдали государству в порядке обязательных поставок: 47 329 тонн зерна, 89092 тонн картофеля, 15 487 центнеров овощей, 78468, 1 тонн сена, 14 114 тонн мяса, 85 573 тонн молока. Все это достигалось за счет того, что крестьяне отказывали себе в самом необходимом, голодали, но выполняли поставки продовольствия для фронта. [2,409]

Сельское хозяйство после войны переживало тяжелый кризис. Не хватало самого необходимого, отсутствовала техника, многие специалисты сельского хозяйства и механизаторы погибли на фронте. Колхозники платили высокие налоги, оплата труда была чрезвычайно низкой. Посевные площади сократились. Чтобы оживить сельское хозяйство в стране, сентябрьский пленум ЦК КПСС 1953 г. поднял закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, повысил оплату труда колхозников. Это спасло колхозы от полного развала.

Еще одним неблагоприятным фактором в развитии сельского хозяйства в Коми АССР являлось обилие мелких колхозов. Это не давало возможности развернуть рациональное ведение многоотраслевого сельского хозяйства с применением машинной техники. Поэтому в 1950г. началось укрупнение колхозов. Процесс укрупнения колхозов продолжался вплоть до их ликвидации. Наиболее крупные колхозы возникали в южных районах Коми АССР. В 1950-х гг. осуществлялась электрификация колхозов. В 1958 г. МТС были ликвидированы, а их техника продана колхозам.

Визингская машинно-тракторная станция.

Первая машинно-тракторная станция была создана в 1927 году в совхозе имени Шевченко Одесский области. Следуя указаниям партии, коми областная партийная конференция в январе 1932 г. взяло курс на развертывание мероприятий по механизации сельского хозяйства. К этому времени в Коми области уже имелись сельскохозяйственные машины. В 1929 трест «Коми лес» получил первые 20 тракторов, а в 1930 году первый трактор появился в Сыктывкарском пригородном хозяйстве. В 1932 году в сельском хозяйстве края работала 43 тракториста. Возник вопрос о создании в области станций способных обеспечить колхозы и совхозы необходимой техникой.

Вопрос о строительстве первой машинно-тракторной станции решил второй пленум Коми облисполкома в январе 1932 года. В постановлении говорилось «Обеспечить современное развертывание строительства первой в области Сысольской МТС путем полного выделения стройматериалов, рабгужсилы и своевременного завоза тракторов, сельскохозяйственного инвентаря, оборудования и подготовки соответствующих кадров. Открытие МТС намечалось к весенней пахоте.[9,1]

Визингская машинно-тракторная станция (МТС) была открыта 29 января 1932 году в деревне Пустошь, бывшей тогда центром Сысольского района. Тогда она насчитывала 35 человек: 19 инженерно-технических кадров, 7 – агро и зоотехнических и 9 рабочих. При МТС находилось 58 обученных колхозников и 5 обученных колхозников-рулевых. В год создания Визингская МТС обслуживала 40 колхозов. Помогали в обработке земли, улучшали агротехнику, разработке целины, мелиорации, особенно расчистке от леса и кустарников.

Из воспоминаний А. Пешкина «Никогда не забудется когда мы, вездесущие мальчишки, узнав, что в райцентр (теперь на том месте вырос поселок Первомайский) прибыл первый трактор, очертя головы прибежали из деревни, чтобы посмотреть на чудо-технику. Стоял он во дворе райисполкома, накрытый от дождя, ходили мы вокруг машины с завороженными глазами, заглядывали под брезент.

Под весну перегнали трактор в Вадыб. Стар и мал высыпали из домов, чтобы встретить его. Старухи крестились и что-то шептали про себя, не верили, что он может заменить лошадь. И ребятня с шумом и криком гналась за трактором, пытаясь залезть на него и прокатиться». [8,1]

Весной в 1932 году МТС получила 16 тракторов марки СХТХ. Тракторный парк постоянно рос. Начав с 2 тракторов, Визингская МТС в 1932 году уже имело 18, а в 1933 – 24. Поля засеивались рожью, ячменем, овсом с викой, льном. Сажали картофель, корнеплоды. Трактора помогали в обработке земли, улучшении агротехники, разработке целины, мелиорации, особенно расчистки от леса и кустарников. За работу тракторов и прицепного инвентаря, за горючее колхоз рассчитывался с государством натуроплатой. Сельхозпродукцию перерабатывали Пустошский крахмальный завод и Кунибский льнозавод.

Создание первой МТС, обслуживающей Визингу, Межадор, Вотчу, Чухлом, Куниб, Пыелдино, Чукаиб, заметно сказалось на ходе сельскохозяйственного строительства в Коми области.

Оценивая первые месяцы ее деятельности газета «За новый север» в 1932 году писала: «За сравнительно короткий период своего существования Визингская МТС достигла значительных успехов по расширению посевной площади обслуживаемых колхозов, включающих в себя 1596 бедняцко-середняцких хозяйств, имеющих до 4000 га посевной площади. Намеченная на 1932 год программа была успешно выполнена»

Опыт первой МТС в Коми области был использован в работе других МТС. В 1936 году их уже насчитывалось 7 с 264 тракторами. Они обслуживали 204 колхоза.

Для района Визингская МТС была не только производственной помощницей, но и кузницей кадров. Огромное количество трактористов, механизаторов подготовили на машинно-тракторной станции для колхозов и совхозов не только нашего района, но и всей республике. Нелегким был путь первых трактористов. Не было производственной базы: небольшая кузница и маленький сарайчик для запчастей – вот и вся производственная база.[9,1-5]

Первые трактористы МТС

Очень хочется назвать тех механизаторов кто в числе первых сел за руль трактора. Ни сна, ни отдыха, ни детей своих, ни дом, ни своего здоровья не жалели в течение многих лет. Никто из них не дожил до сегодняшних дней.

Их было 16 Уроженцы Сысольского района:

Павел Степанович Базаров из села Чукаиб.

Александр Азарович Шустиков из села Пыелдино.

Петр Алексеевич Беляев из села Визинга.

Павел Иванович Морозов из села Визинга.

Лапшина Анна из села Чухлом.

Морозова Елена из села Чухлом.

Сажина Анна из села Чухлом.

Семенчина Анна Ивановна из деревни Горьковское.

Пельмегова Елизавета из деревни Горьковское.

Попова Анна из села Куратово.

Лушкова Елена из села Куратово.

Петухова Анна из села Куратово.

Семенчина Августа Степановна из села Вотча.

Попова (Кушманова) Агния из села Визинга.

Другова Мария Егоровна из села Вотча.

Беляева Варвара Александровна из села Визинга.

Базарову Павлу Степановичу нелегко жилось в молодости. С 10 лет он стал зарабатывать на хлеб. «Куда только не ездили на заработки с отцом, но в хозяйстве был всегда недостаток. Только колхозы выручили, немного стало легче коллективно обрабатывать землю, заготавливать лес, выполнять другие хозяйственные дела. Но были и трудности. Не хватало тягловой силы. Доходили слухи до Чукаиба, что есть такие машины, которые заменяют до 10 лошадей. Но никто не верил. Но вот предложили мне поехать учиться на тракториста в Великий Устюг. Сразу согласился. Три месяца срок небольшой, зато многое узнал. Первые тракторы! Помню, стоят они в ряд, все новые! Наш перегонный рейс из Сыктывкара до Визинги был поистине праздничным. В каждой деревне встречало нас население. Распределили нас по колхозам. Ремонтной базы, конечно, не было. Подтяжку и ремонт производили прямо в борозде после работы» - рассказывает Павел Степанович. По 315 гектаров за год – такая выработка была на один трактор. [6,1]

29 лет был связан с тракторами Павел Степанович Базаров. Его как бригадира, знали в колхозах Вотчи, Куниба, Межадора, Горьковского. Затем был участковым механиком, ремонтировал трактористам технику, проводил бессонные ночи на молотьбе под тусклыми лучами «Летучих мышей». Был заведующим ремонтных мастерских. Это он робко подходил к первому трактору СХТЗ, с улыбкой встречал «газиков» и У-2, с гордостью смотрел, как разворачивался у ворот мастерских первый ДТ-54. Механизаторы района помнят Павла Степановича как умелого наставника и мастера своего дела, который вывел на трудовую дорогу не одного молодого парня и девушку.

Из воспоминаний Анны Павловны, дочери Павла Степановича о своей семье: «В нашей семье было три сестры: Роза, Анна, Альбина и брат Михаил. Маму звали Александра Петровна. Сначала до 4-х лет мы жили и учились в селе Куниб. Анна Павловна после окончания 8-го класса, поехала в Ульяновск, поступила в сельскохозяйственный техникум на агронома. В 1955 году закончила техникум и была направлена в деревню Чукаиб. Пять лет Анна Павловна работала агрономом в совхозе имени первого мая. Здесь встретила молодого механизатора Гелия Васильевича и вышла за него замуж.

Как лучшего механизатора его направили в Визиндорский леспромхоз на трелиажный трактор. Жили в поселке Визиндор 15 лет, здесь родились: сын Анатолий и дочь Татьяна. В 1970 году Райком партии направляет Анну Павловну в Визингское отделение совхоза Сысольский агрономом. Здесь она работала более 20 лет до выхода на пенсию».

Анна Павловна вспоминает про своего отца Павла Степановича: «Жили мы с семьей в селе Чукаиб. Отца, как опытного механизатора, направили работать в МТС. Мне было один год, а сестре Розе четыре года. Помню, отец запряг лошадь, посадил нас на телегу и мы сутки ехали до МТС».

Павел Степанович работал главным механиком, затем заведующим МТС. Ходил по всем совхозам района и следил за техникой, чтобы она всегда была исправной.

В то время в МТС была своя школа, садик, маленький клуб, магазин, в каждом доме было электричество. У Базаровых был добротный обшитый красивый дом. Место в Важашоре было очень красивое: рядом лес, богатый грибами и ягодами; болото, где росли клюква и морошка. Павел Степанович очень любил ловить рыбу, особенно щуку. У него были свои секреты по ловли щуки. Рядом была речка Большая Визинга и совсем недалеко река Сысола. Дома постоянно держали скот: кроликов, поросят. Павел Степанович до конца жизни жил в МТС, умер в 1983 году.

Одна из первых трактористов – женщина Варвара Александровна (Морозова) Беляева из Визинги с мужем Михаилом Степановичем Беляевым, после окончания курсов села на трактор в 17 лет и 21 год проработала трактористкой.

Александр Азарович Шустиков вырос из тракториста до директора МТС. В апреле 1960 года, когда организовался Сысольский совхоз, в который входили все колхозы района, главным инженером был назначен Александр Азарович. Его награды и поощрения говорят сами за себя: Орден Знак почета, звание «Почетный гражданин района, всевозможные грамоты различных рангов.

Беляев Петр Алексеевич рано остался без родителей. В 18 лет ушел добровольцем на войну. Вернувшись домой, сразу же поступил в колхоз. Закончил курсы трактористов и в числе первых выезжал за тракторами. За долголетнюю, добросовестную работу и как ударника, посылали на ВДНХ в Москву. Был награжден орденом Знак почета и имел звание «Почетный гражданин района».

Павлу Ивановичу Морозову из Визинги в числе первых выпало счастье вести тракторную колонну из Сыктывкара в наш район. В 17 лет его жизнь потомственного земледельца перевернуло прибытие в район первых тракторов. Окончив курсы, он свою жизнь посвящает механизации. Новая техника требовала людей знающих свое дело. Павла Ивановича направляют в Вологду на учебу. После окончания Вологодской школы повышения квалификации, вся остальная жизнь связана с техникой.

После окончания курсов механиков при Московском институте повышения квалификации вернулся домой в Вотчу Семенчин Алексей Иванович. Но недолго пришлось работать по своей специальности, началась Великая Отечественная война.

Визингская МТС в годы войны

Большим испытанием для механизаторов была Великая Отечественная война. Многие трактористы с первых дней войны ушли на фронт. Их место заняли жены и сестры. Многие заводы перешли на выпуск боевой техники. Не стало хватать запасных частей. В эти трудные для страны дни Сысольские механизаторы проявили поистине трудовой героизм. На месте стали изготавливать цилиндры, кольца, втулки, вместо изношенных шариковых и роликовых подшипников заменяли бронзовыми. Механизаторы не считались со временем, выполняли по полтары – две нормы за весенне-летний период в переводе на мягкую пахоту вспахивали по 350 – 400 га, а некоторые по 500 га.

В первый же год войны муж Августы Степановны Семенчиной ушел на фронт, его место заняла его жена. Августа Степановна – одна из первых трактористок после окончания курсов в г. Архангельске в 1936 году работала комбайнером. Во время войны бригадиром женской тракторной бригады. Это она обратилась к женщинам и девушкам: «Девушки за руль! На трактора!». Когда она заменяла мужа, приходилось ходить пешком из Вотчи в Вадыб, Пыелдино, Визингу, помогать ремонтировать трактора.

Тяжело приходилось женщинам–трактористам. Дома семья, дети, приходилось оставлять их на попечение бабушек и дедушек – у кого они были, а у кого их не было оставляли младших на старших, так как работать приходилось от зари до зари. А если сменщик не придет, то приходилось оставаться, трактор оставлять в борозде, здесь же отдохнуть и снова пахать. Особенно тяжело было зимой, ремонт надо было делать на месте, а за отсутствующими запчастями нужно было идти пешком в МТС, или даже в город Сыктывкар на завод, машины в то время ходили очень редко: приходилось, где на лошади, где пешком, а также и обратно…

Как вспоминает одна из первых трактористок (Семенчина) Беляева Анна Ивановна из Горьковского: «21 год я проработала трактористкой и подорвала здоровье, как и все остальные женщины - трактористки. На каждую трактористку была одна норма: вспахать, посеять, убрать урожай с 300 га. На каждый трудодень выдавалось по 3 кг хлеба. Соответственно, нужно было хорошо поработать, чтобы больше получить трудодней».

Из воспоминаний Марии Васильевны Раевской отработавшей в Визингской МТС с 1942 года до ухода на пенсию. В начале трудовой деятельности работала заправщицей. Нелегкая доля была у Марии Васильевны: детей много, отчима забрали на фронт и пришлось с измала зарабатывать на хлеб. Обуви не было, помог директор, выделил сапоги бесплатно. Все больше приходилось ходить пешком: на лесозаготовки и на сплав. Затем работала на заправке, на тракторе, а через некоторое время и на комбайне, до рождения сына.

По предложению сестры Поповой Марии Егоровны (во время войны была бригадиром женской тракторной бригады) Римма Егоровна (Попова) Суляева одна из первых пришла заправщицей-учетчицей. С раннего утра до позднего вечера на лошади возила бочку с горючим для трактористок. Вскоре она выучилась на трактористку и с 1942 года работала трактористкой Визингского МТС до 1957 года.

Нельзя забыть и других девушек и молодых женщин трактористок, работавших в войну:

Карманова (Дикоева) Валентина Степановна.

Пельмегова Елизавета из Горьковского.

Сажина Александра Васильевна из Чухлома.

Селькова Клавдия.

Сажина Анна Антоновна из Куратова.

Шадрина Елена Александровна.

Некрасова Мария Ивановна.

Югова Анастасия Афанасьевна.

Старцева Парасковья Ивановна.

Директора МТС

Первым директором МТС был Потолицын Николай Петрович, затем его перевели главным агрономом В Летский МТС. Его заменил Чугаев. После Чугаева поставили Шарапова Павла Прокопьевича он работал до первых дней войны.

Во время войны до 1947 года работал Ситкарев Михаил Павлович. Затем Ситкарева М.П. отправили учиться, а в это время его заменил на 1 год Шустиков А.А.

Немного поработал Бурдов Алексей Васильевич. Его перевели председателем райисполкома. Вначале заменил его Колесников, а затем Кочетов. После Кочетова директором был Шустиков А.А.до 1957 года. В 1960 году организовался совхоз «Сысольский», в который ввели все колхозы района. Директором назначили Коданева Александра Федоровича. Вся техника перешла в совхоз.

Малая экспедиция на первую машинно-тракторную станцию

По итогам опроса местного населения мы узнали, что дорога на место, где находилась раньше машинно-тракторная станция, проходит по старой дороге («важса кар туй»). Эта дорога раньше являлась центральной дорогой и связывала село Визингу с городом Сыктывкаром. Нам сообщили интересный факт, что в 1960-ые годы в селе Визинга был свой аэродром, который находился, в километрах двух от села, на левой стороне старой дороги. Мы запечатлели данную местность. Сегодня это просто широкое поле, которое постепенно зарастает хвойным молодняком. Если раньше эти поля косились совхозами, то сегодня они заброшены.

Вспоминает наш руководитель: «В 1960-ые годы здесь приземлялись маленькие самолеты – «кукурузники», прилетавшие из города Сыктывкара. Часто здесь устраивали праздники для жителей села. Привозили автобусами детей из детских садов. Все мы смотрели, как с самолета прыгали парашютисты».

До места, где находилась первая МТС надо пройти около четырех километров. Раньше это место называли деревня Вожа шор – по имени ручья. Название связано с гидронимом Вожашор «разветвленный (раздвоенный) ручей», где коми вож «приток», а суффикс наличия, шор «пересыхающий ручей».[1,46]

Мы сначала обошли всю территорию, затем обустроили место для отдыха. Попив чай со смородиной, начали фотографировать местность. И искать хоть что-нибудь, что бы напоминало о бывшем МТС. На сегодняшний день сохранилась целая улица заброшенных частных домов. В одном из них нашли документы на имя Базарова Павла Степановича: свидетельство о рождении и членскую книжку кассы взаимопомощи (1950 г.) На членской книжке записаны права и обязанности члена кассы взаимопомощи (извлечения из типового устава):

-Член кассы взаимопомощи имеет право пользоваться ссудами и получать безвозвратные пособия, участвовать на общих собраниях членов кассы в разрешении дел кассы, избрать и быть избранным в правление, цеховое бюро и ревизионную комиссию кассы

- Член кассы взаимопомощи обязан аккуратно уплачивать членские взносы, своевременно возвращать полученные из кассы взаимопомощи ссуды и всемерно содействовать укреплению работы кассы.

- Выбытие из членов кассы взаимопомощи происходит по личному желанию члена кассы и в случае увольнения его из данного предприятия или учреждения.

Вопрос о членах кассы, не уплативших членских взносов свыше трех месяцев, ставятся на обсуждение правления кассы.

Выбывшему из членов кассы взаимопомощи, возвращаются внесенные им членские взносы за вычетом числящейся за ним задолженности по ссудам.[5,2]

На второй странице книжки написано «Членская книжка №17» на имя Базарова Павла Степановича, заведующего МТМ, принят в члены кассы 1 августа 1950г. Мы предположили, что он был заведующим машинно-тракторной станции. Архивные данные музея истории и культуры Сысольского района указывают, что он был заведующим ремонтных мастерских.

Живая память

В Визинге перед средней школой на пьедестале стоит колесный трактор У-2. До того как занять это почетное место, машина постоянно была на ходу. Это один из первых тракторов Визингского МТС. Не случайно установлен трактор на пьедестале у средней школы. По стопам своих дедов и отцов идут многие внуки и сыновья. В 1970-1980 годы каждый год только в Визингской школе вместе с аттестатом о среднем образовании получали права сельского механизатора. [7.1]

1984 году в Визинге открывается сельское профессиональное техническое училище №21, на базе которой готовили трактористов. Сегодня на этой базе готовят мастеров по техническому обслуживанию ремонту машинно-тракторного парка.

В нашем селе до сих пор существует Визингская машинно-тракторная станция (Визингская МТС), которая предоставляет услуги в области растениеводства и декоративного садоводства. Она действует с 16.12.2005 года.

Нельзя не упомянуть, что визитной карточкой отдела истории Национального музея РК является трактор, отработавший в Визингской МТС больше 25 лет.

Заключение

В процессе исследовательской работы была собрана информация о деятельности Визингской машинно-тракторной станции (МТС) и его первых трактористах. На основе различных источников удалось выяснить, что МТС находилось в местечке Важашор, недалеко от деревни Пустошь и существовала 1932 по 1958 годы. Мы постарались систематизировать собранную информацию и представили в данной работе. В работе представили данные о первых трактористах, в числе которых и был Павел Степанович Базаров.

Найдены доказательства того, что Базаров П.С. работал сначала просто трактористом, бригадиром совхоза, потом участковым механиком и затем был назначен заведующим ремонтных мастерских.

Наша гипотеза подтвердилась: Павел Степанович внес большой вклад в развитии машинно-тракторной станции. Он был мастером своего дела и умелым наставником, подготовил не одного тракториста. И его трудовая деятельность полностью связана с машинно-тракторной станцией. Работал он на стации от начала его открытия и до закрытия.

Результаты нашей работы переданы в музей истории и культуры Сысольского района и родственникам Базарова Павла Степановича.

Материалы будут использованы в проекте создания «Путеводителя по Сысольскому району», где будет представления история сел нашего района и его достопримечательностях.

Также данной работой заинтересовался совет ветеранов, они предложили выступить в апреле этого года на районных краеведческих чтениях. Данная работа может иметь продолжение, так как в поле исследования попали не все люди, которые внесли свой вклад в развитие первой машинно-тракторной станции.

Литература

1.Афанасьев А.П. Топонимия Республики Коми. Словарь-справочник.- Сыктывкар: Коми книжное издательство,1996.-208с.

2.История Республики Коми. 7-11 кл.: Учебник для общеобразоват.учеб.заведений –М: Издательство ДИК,2000.- 448 с.ил.,карт

3.Конаков Н.Д. Традиционная культура народа коми: Этнографические очерки.-Сыктывкар: Коми книжное издательство,1994.-272с.

4.Сталининградский тракторный завод - одна из главных арен Сталининградской битвы. [электронный ресурс].- режим доступа http://stalinburg.ru/ Дата обращения 06.09.2016

Источники

5. Документы Базарова П.С.(свидетельство о рождении, членская книжка кассы взаимопомощи, удостоверение тракториста)

6. Домашкин В. «Они первыми обуздали стальных коней».// Маяк Сысолы.- 3.01.1967.

7. Домашкин В. «Универсал на пьедестале»// Маяк Сысолы // -19.01.1980.

8. Пешкин А. « МТС и первые тракторы».//Маяк Сысолы.- 1982.

9. Шашева М.В. «Машинно-тракторной станции посвящаю материалы» из фондов музея истории и культуры Сысольского района, дело №108

10. Фотоматериалы из семейного архива Базарова П.С.

11. Фотоматериалы детского объединения «Ордым» по итогам малой экспедиции в Важашор.

Приложение 1

Фотоматериалы из фондов музея истории и культуры Сысольского района

(Авторы неизвестны)

Один из первых тракторов Визингского МТС

Совещание трактористов-комсомольцев Визингской МТС.

1 933 год.

Беляевы Варвара Александровна и Михаил Степанович

Шустиков Александр Азарович, один из директоров МТС

Беляев Петр Алексеевич

Семенчина Августа Степановна

Базаров Павел Степанович.

Приложение 2

Фотоматериалы детского объединения «Ордым»

Автор фотографий Попов Валентин.

Местечко «Старый аэродром» (5 октября 2014 года)

Местечко Важашор. (5 октября 2014 года)

Дурнев Никита нашел свидетельство о рождении

Базарова Павла Степановича(5 октября 2014 года)

Найдены документы в доме Базарова П.С. (5 октября 2014 года)

Просмотров работы: 100