ВВЕДЕНИЕ
Моя история с многовековым старцем - городом Клин, началась 10 лет назад, в день моего рождения 21 сентября 2007 года. Что чувствовал тогда, конечно, рассказать не смогу потому, что не помню. Но помню рассказы родителей о первом дне, проведенном на прогулке. Проживали мы тогда на улице Гайдара в старом доме. Но родители больше рассказывали о спокойной красоте осеннего дня, о теплом дуновении свежего, ласкового ветра, который гонял по улице опавшую листву, об игривых солнечных лучах таких мягких и согревающих, золотистых и немного мерцающих за облаками. Их рассказ напоминал сказку, и эту сказку хотелось слушать снова и снова, когда я подрос. Почему – то хотелось вернуться в тот день и своими глазами увидеть эту осеннюю красоту, почувствовать дуновение именно того ветра и согревающее тепло солнечных лучей и запах сгорающей осенней листвы. Мама рассказывала, что отец, едва дыша, нес завернутого в одеяло меня, и в его глазах читалось – счастье, гордость, любовь, растерянность, восхищение и осознание своей новой роли, роли отца. О своих ощущениях мама говорила более размеренно, может отчасти потому, что со стороны видеть себя не могла, но она объясняла это тем, что долго ждала и морально готовилась к данному моменту. Часто представляла меня, разговаривала со мной, пела колыбельные. И потом, подрастая, часто идя по улицам города, я понимал, насколько все родное, мое.
Моя мама приехала из другого города и сейчас спустя несколько лет, когда я многое стал понимать, чего не понимал раньше, вдруг всплыло малая Родина. Что это? Малая Родина - это наша семья, где тебя любят и уважают таким, какой ты есть, наша улица, там, где вырос, гонял мяч, болтал с разговорчивыми бабушками-соседками, рассказывая что купила мама и как вкусно она готовит, наш детский сад – где воспитатели учили всему новому и интересному, наши друзья, с которыми очень интересно, наша школа, в которой я становлюсь образованным и открываю новые горизонты, которая дает мне возможность почувствовать себя достаточно значимым в обществе, конечно не без труда моего проводника – учителя, без которого эти горизонты могли быть невидны. Малая Родина – это наш старинный город с многовековой историей, которую необходимо знать. Что я немногое знаю о своем любимом городе, опишу так:
****
Край родной мой
Сердцу милый
Ты в душе моей всегда
Будешь гордостью России
И любимый на века.
Я люблю твои красоты
Твои реки и леса
Все неведанные тропы,
Деревеньки, города.
Я тобою край мой дивный
Очень сильно дорожу,
Ты промышленный, спортивный,
И культурный, посмотрю.
Здесь музеи всем известны
Все они как на подбор
Бесконечно интересны
Греют сердце, нежат взор.
В крае нашем спорта много
В нем Харламов побывал,
Стал звездой в шорт-треке Вова
Вместе с ним и Виктор Ан.
Промышленности нашей
Хватить может на всех,
Ведь есть у нас здесь
Щетки, колготки есть и хлеб,
Бетон, стекло, картонки,
Металл, Термоприбор,
Есть завод «КИФАТО» и есть завод окон.
И все в краю то мило
И красит все его
И люди здесь красивы,
В сердцах хранят добро……
Вот таким мне видится мой родной город. И мне хочется делиться своими знаниями с друзьями и близкими. Ведь зная все это - я его люблю, горжусь им, желаю ему соответствовать и идти с ним нога в ногу и мне приятно осознавать, что до меня здесь жили, творили, исследовали, защищали, помогали развиваться такому городу другие люди и мне интересно о них узнать. Зная больше о них, может мои усилия, и труды будут не менее интересны, тем, кто будет жить в нашем городе через 100 лет.
« Ведь складывая свое настоящее – видим свое прошлое и будущее»
Аннотация
« Человек не может любить то, чего не знает,
и беречь и защищать то, чего не любит».
А.А.Остапец - Свешников,
доктор педагогических наук, профессор,
мастер спорта по туризму
Представленный проект отражает актуальность темы использования такого инструмента, как «образовательный туризм» для организации эффективной работы по формированию интереса школьников к краеведческому материалу. В проекте представлены образовательные маршруты. Проект логичен по содержанию и структуре, и очень полезен с точки зрения использования его на практике. Материал проекта изложен в доступной для школьников форме. Почему он так назван? Потому что, я проживаю в городе Клин 10 лет и этот проект отражение моего десятилетия в городе, которому уже 7 веков.
Проблема
Большая проблема нашего подрастающего поколения состоит в том, что в наше время интерес к любого рода литературе упал. Книги заменены гаджетами. Если что-то необходимо узнать, можно услышать фразу: «Загрузи и узнаешь» или «Википедия тебе в помощь». Произнеси мы такую фразу лет 30 назад, на нас смотрели бы как на ненормальных, а сейчас это считается нормой. Развитие IT- технологий – это здорово, но мы заменяем ими все то необходимое. Мы утратили свою познавательную активность, потеряли интерес найти что-то новое и интересное. Краеведение тема у нашего поколения мягко сказать не популярная, кажется всем, что от нее веет скукой, унынием и старостью. Но, всегда существует данное «но»…. Если читая представлять все то о чем читаешь и постепенно виртуально и творчески пройти тот путь, который описан в книге станет интересно, а если еще перевести его в форму игры, то это уже захватывает, стимулирует узнать по - больше, чтобы выиграть. Читая научную литературу, зачастую хочется закрыть глаза и уснуть. Многие слова непонятны и поэтому текст в сознании отражается набором простых букв никак не связанных вместе. И дальше соответственно читать не хочется. И тогда вопрос: «Что делать?».
Меня вдохновила мама, она как – то пыталась мне объяснить, что такое религия, откуда она появилась и т.д. Естественно читать взрослую Библию я не смог, потому что не понял ни единого слова. Мама принесла детскую Библию, где были описаны все события доступным мне языком. И тогда я понял одну вещь. Ученые, становятся учеными в зрелом возрасте, проводят опыты и совершают открытия и исследования и им хочется делиться этими открытиями со своими потомками. Но они излагают свои зрелые мысли, которые тяжело понять. Что же делать? Ответ – упростить. И мне захотелось донести свои небольшие открытия и знания своим языком, языком моих сверстников. И рассказать и наглядно показать и закрепить полученные знания.
Актуальность
В городе Клин образовательный туризм становится одним из новых перспективных видов деятельности. Была поставлена задача по туристической привлекательности города. Образовательные маршруты способствуют повышению интереса к истории любимого города и вовлекают в полезный отдых. Мы живем в нашем замечательном историческом городе Клин. Уютный, зеленый уголок старины. В 2017 году наш город отметил свое 700-летие. Он сейчас привлекает гораздо больше туристов, чем раньше, потому, что Клин – звучит, и раскрывает свои объятия для любителей истории, старины, новизны. Здесь каждая улица города имеет свою историю. У нас более 40 достопримечательностей, 224 улицы. И в наше стремительное время, когда у родителей ненормированные рабочие дни, графики 2/2, 3/3, зачастую некогда посещать культурные мероприятия и музеи, устраивать познавательные прогулки. И тем более актуальным становится «Образовательный туризм» со сверстником гидом. В возрасте 10 лет, конечно, экскурсии дело не новое, но часто экскурсии носят ситуативный характер. И мы всего лишь пассивные слушатели и созерцатели. А очень хочется быть участником. Поэтому и возникла данная идея, использовать образовательный туризм.
Что же означает данное словосочетание «образовательный туризм». Кто такой, турист, это человек, который путешествует по различным местам с целью получения новых впечатлений. Образовательный же туризм – это путешествие с целью получения личного образования, а не только погрузится в культуру и быт других стран. Пользуясь таким мощным инструментом, который позволит открыть многие двери, мне бы хотелось поделиться со сверстниками той магией, которой обладает данный инструмент.
Инновационная идея данного проекта заключается как раз в том, чтобы усовершенствовать образовательные отношения между детьми и взрослыми по воспитанию любви к родному краю с помощью инструмента под названием «образовательный туризм».
Образовательная область, время работы над поставленной темой
Познавательное развитие. Время работы над данной темой с сентября
2017 года по декабрь 2017 года.
На первом этапе мною изучался данный инструмент под названием «образовательный туризм» источником вдохновения стала Центральная Детская Библиотека. Так все интересно было у них построено. Посещая субботние мероприятия, оставалось ощущение, что я окунулся в прошлое. И все больше и больше чувство твоего присутствия там. И всегда после мероприятий вспоминалась фраза из детских сказок: «И я там был, мед, пиво пил…..». Потом в один прекрасный день, делая обычную операцию на сайте библиотеке, наткнулся на аудиогид. И тут закружилось. Очень много нового и интересного я узнал и заново посмотрел на свой город. И понял, что мало где бывал, точнее бывал – то я везде в городе, но мало, что знал о данных местах. И решил предложить своим сверстникам отправиться в такое же путешествие со мною. Данные маршруты вызывают положительный отклик на различные ситуации, помогают и способствуют не только интересному времяпрепровождению, но и расширяют кругозор, познавательную активность и любознательность. Выполнение творческих и интеллектуальных заданий в рамках образовательных маршрутов позволяет закрепить полученную информацию и проникнуться любовью и уважением к каждому уголку родного края. Возрастная категория – младший школьный возраст.
Целью данного проекта – повышение познавательной активности школьников путем использования инструмента «образовательный туризм».
Задачи:
Познакомить ребят с понятием «образовательный туризм»;
систематизировать и использовать материал по знакомству обучающихся с родным городом;
разработать план образовательных маршрутов;
организуя образовательные маршруты сформировать у ребят целостное представление об окружающем мире, уделяя больше внимания сведениям краеведческого материала, подчеркивая взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего;
Обеспечить установление взаимодействия и партнерства образовательного учреждения с другими образовательными учреждениями культуры.
Формы реализации задач
Основной формой работы по выполнению поставленных задач является групповой пеший образовательный маршрут, игра, выполнение творческих заданий, экспериментирование, эвристические беседы. Пешие и автобусные экскурсии в музеи для закрепления знаний, полученных на образовательном маршруте.
Подача информации текстовая(стихотворная), визуальная (макеты), графическая (рисунки), видеоинформация.
Методы реализации –
Методы мотивации и стимулирования развития у обучающихся первичных представлений и приобретения ими опыта поведения и деятельности
Информационно – рецептивный (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций)
Эвристический метод (частично поисковый) – проблемная задачу решают обучающиеся, либо применяют представления в новых условиях
Исследовательский метод – составление ситуаций для экспериментирования и опытов
Предполагаемый результат или продукт деятельности
Обогащение знаний обучающихся об истории города и его знаменитых земляках, о профессиях родителей, предприятиях родного города. Сформирован устойчивый интерес к данной проблеме
Подготовка методических игр по закреплению материала
Подготовка макетов достопримечательностей
Подготовка презентаций
Установление прочных связей с социальными партнерами, и взаимодействие по актуальным вопросам развития образовательного туризма в условиях образовательного учреждения.
История- как элемент пазла: найдёшь недостающий кусочек, и картинка сложится.
Образовательные маршруты
Образовательный маршрут «Шоссе спортсменов» разработан для детей 7-10 лет направлен на развитие двигательных качеств школьников, формирование у них привычки к здоровому образу жизни и желания заниматься спортом.
Цель маршрута:
сформировать у детей желание заниматься спортом в процессе освоения основных видов движений; развивать представления о разнообразии видов спорта, достижениях спортсменов нашего города; развивать желание гордиться ими;
приобщать детей школьного возраста к здоровому образу жизни, закаливанию, пешеходным прогулкам;
развить у детей интерес к истории известных людей, именами которых названы улицы маршрута; развивать навыки безопасного поведения во время пешеходного движения.
Тип маршрута - пешеходный. Дети посещают школьную спортивную площадку, дворовую спортивную площадку (хоккейная, баскетбольная, футбольная), расположенную в микрорайоне МОУСОШ. Маршрут рассчитан на 30-40 минут (10 минут в пути и 30 минут деятельности). Во время движения обучающиеся знакомятся с историей возникновения названий улиц, по которым проходит маршрут и особенностями объектов, расположенных на маршруте, в частности это пешеходный переход, близлежащие дома.
Образовательный маршрут «Бульвар знаний» разработан для детей 7-10 лет и ориентирован на ознакомления с окружающим, патриотического воспитания и краеведения, ознакомления обучающихся с ближайшим окружением.
Цель маршрута:
способствовать познавательному развитию, нравственному и патриотическому воспитанию школьников средствами приобщения к истории родного края, объектам и явлениям природы малой Родины, памятным и достопримечательным местам города;
развить интерес к истории известных людей, именами которых названы улицы маршрута;
расширять знания о социальных объектах ближайшего окружения;
Первый тип маршрута - пешеходный, рассчитан на 30 мин - 1 час (10-30 мин. в пути и 20-30 минут детской деятельности) по максимально безопасному маршруту следования с тротуарами и пешеходными переходами. Дети с педагогом в течение учебного года посещают краеведческий музей, где проводятся мероприятия в форме интерактивных занятий. Во время движения по маршруту дети знакомятся с историей возникновения названий улиц, по которым проходит маршрут, и объектов, расположенных на пути следования. Кроме знакомства с объектами, могут быть предложены задания на закрепление ранее полученных знаний. Во время пути обучающиеся упражняются в умении самостоятельно выстраивать безопасный маршрут.
Второй тип маршрута (проводится по мере возможности) - автобусный, рассчитан на детей 7-10 лет примерно 1 час 30 минут (40 минут в пути и 50 минут детской деятельности) по максимально безопасному маршруту следования в музей П.И. Чайковского.
Образовательный маршрут «Проспект открытий» разработан для детей 7-10 лет и ориентирован на решение задач экологического воспитания, познавательно-исследовательской деятельности.
Цель маршрута:
способствовать речевому развитию детей школьного возраста средствами приобщения школьников с миру живой природы;
способствовать нравственному, духовному, патриотическому воспитанию и речевому развитию детей школьного возраста в процессе восприятия произведений детской художественной литературы и фольклора;
сформировать у детей знания об объектах живой природы, их особенностях, классификации, поведении в зависимости от сезона года, климатической зоны и места проживания;
привить навыки наблюдения за объектами живой природы, их повадками, навык исследовательской деятельности и познавательной активности;
Первый тип маршрута - пешеходный, рассчитан на 30-40 минут (10 минут в пути и 20-30 минут деятельности) по максимально безопасному маршруту следования с тротуарами и пешеходными переходами. Для детей 7-10 лет – посещение библиотеки.
Обучающиеся в течение учебного года посещают придомовые территории для знакомства и наблюдения за природой родного края (деревьями, кустарниками, цветами, птицами, насекомыми, животными) в разные сезоны. Дети 7-10 лет посещают детскую библиотеку на мероприятия. Деятельность в детской библиотеке организуется в форме интерактивных занятий с использованием информационных технологий и детской практической деятельности.
Второй тип маршрута (проводится по мере возможности) - автобусный, рассчитан на детей 7-10 лет примерно 1 час (30 минут в пути и 30 минут деятельности) по максимально безопасному маршруту следования в дом-музей А.П. Гайдара.
Образовательный маршрут «Аллея красоты» разработан для детей 7-10 лет и ориентирован на художественно - эстетическое развитие
Цель маршрута:
способствовать художественно - эстетическому развитию детей школьного возраста; дать представления о разнообразии видов искусства (живопись, игра на музыкальных инструментах, хореография, пение);
приобщать детей школьного возраста к искусству, развивать интерес и умение видеть в живописи, музыке и хореографии характер автора и то, что он хотел выразить своим творчеством; развить у детей интерес к истории известных людей, именами которых названы улицы маршрута;
привить навыки безопасного поведения во время пешеходного (автобусного) движения.
Первый тип маршрута - пешеходный, рассчитан примерно на 30-40 минут (10минут в пути и 20-30 минут деятельности) по максимально безопасному маршруту следования с тротуарами и пешеходными переходами. Дети 7-10 лет с педагогами посещают детскую музыкальную школу, краеведческий музей и выставочный зал Ю.В.Карапаева, с целью ознакомления с различными видами творчества: живописью, музыкой, кино.
Обучающиеся с педагогом в течение учебного года посещают близлежащий микрорайон, наблюдают красоту природы в разное время года. После экскурсий ребята передают свои впечатления в различной художественной деятельности по своему выбору. Второй тип маршрута (проводится по мере возможности) - автобусный, рассчитан на детей 7-10 лет примерно 1 час 30 минут (40 минут в пути и 50 минут деятельности) по максимально безопасному маршруту следования в музей П.И. Чайковского. Дети с педагогами по мере возможности посещают музей П.И. Чайковского, с целью ознакомления с жизнью и творчеством великого русского композитора П.И. Чайковского.
Выводы
Интересная и увлекательная работа по образовательному туризму дает положительные результаты. Образовательный туризм способствует большей сплоченности школьного коллектива. Учит детей наблюдательности и умению самостоятельно выполнять задания, думать, сопереживать, творчески мыслить, стараться достичь высот, которых, достигли знаменитые люди нашего города. Творческая деятельность по изготовлению достопримечательностей способствует развитию художественно – эстетического направления, направляет на пути исследования. Изложение интересной информации о том или ином знаменитом человеке способствует развитию правильной речи, создает условия для исследовательской работы.
Научно – методическое и материально техническое обеспечение
Материально техническое:
Создание уголка краеведения в классе
Фотоаппарат для фиксирования проведения образовательного маршрута
Интерактивная доска (для показа презентаций)
Создание макетов достопримечательностей родного города
Тематические альбомы
Подбор кратких исторических сведений о жизни знаменитых людей нашего города
Научно – методическое:
Алёшина Н.В. Знакомство в с родным городом и страной (Патриотическое воспитание.) УЦ Перспектива М., 2011.
Князева О.Л. Как жили люди на Руси. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», СПб, 1998.
Кульчинская Н.Л. Русь: Альбом для развития творческих способностей, М., 2001.
Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? М.: Сфера, 2005.
Лосева А.Ю. Как помочь ребенку полюбить свой родной город,2003,№ 3.
Рыболова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. / И. Рыболова.- Дошкольное воспитание, 2003.- №6.- 45-46 с.
Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю: Тетрадь творческих заданий, М., 2005.
Капустин В.Г., Корнев И.Н., Поздняк С.Н. Рабочая тетрадь по географии Свердловской области, Екатеринбург, 2009.
Ильин А.М. «Клинский край». Клин, Издательский дом ООО «Арт-Сити»
Смирнов И.А. «Д.И. Менделеев и другие известные люди Клинского уезда». Менделеево, 2009
Никитина И. Дмитрий Менделеев, издательский до «Фома», 2013
Юдин В.С. «Край Наш Клинский», редакция клинской газеты «Серп и молот», 1999.
Васькина Л.И., Карлов В.В., И.Д. Ковальчеснко, Ю.С. Кукушкин, В.С. Прохоров, Д.В. Сарабьянов, В.Л. Янин, «ГОРОДА РОСИИ», «Московский рабочий», 1980.
«Сказки о Клинской земле», «Журавлиный клин», «Клинская Алёнушка»
Интернет-ресурсы:
https://yandex.ru/maps/10733/klin - карты для построения маршрутов
https://www.klincity.ru/o-rayone/dostoprimechatelnosti
http://cdb-klin.ru