Черпаю силы в краю отцов

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Черпаю силы в краю отцов

Черницына Л.С. 1
1МБОУ СШ с.Сотниково
Черницына Л.И. 1
1МБОУ СШ с.Сотниково
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Васильковое раздолье,

Заелецкие места.

Я спешу в село родное

Сотни верст перелистав.

Сколько раз этим четверостишьем начинались праздники в селе Сотниково и не вспомнишь. Их знает каждый односельчанин с самого детства вот уже лет 25 . Их автор очень скромный человек, поэтому малоизвестный – Лутовинов Юрий Михайлович. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая и единственная Отчизна. Место, в котором мы родились, несравнимо ни с чем другим. Это наша малая родина. 

  Актуальность темы в том, что учащиеся мало знакомы с творческим наследием родного края, которое воспитывает любовь к родине. Учащиеся плохо знают поэтов нашего региона, а об односельчанах , пишущих стихотворения, не знают ничего. Очень важно изучать литературу родного края, чтобы иметь представление об особенностях своей родины, гордиться своим краем. Литература родного края – это часть национальной литературы.

В своей исследовательской работе мне хотелось бы рассказать о талантливом поэте-земляке Лутовинове Юрии Михайловиче.

Проблема исследования: важно изучать литературу родного края, чтобы иметь представление об особенностях своей малой родины, гордиться своим краем. Литература родного края – это часть национальной литературы.

В связи с этим, на мой взгляд, появилась необходимость привлечь интерес к творчеству местного поэта потому что часто наше общество вспоминает о заслугах граждан своей страны слишком поздно, не успев выразить слова благодарности за талант, за творческое наследие.

Объект исследования: жизнь и творчество поэта-земляка Лутовинова Ю.М.;

Предмет исследования: литературные вехи поэта-земляка.

Цель работы: 

1)  исследование творческого пути поэта – земляка Лутовинова Ю.М.через знакомство с биографией и литературным наследием;

2)   ​ популяризация имени поэта, привлечение интереса учащихся к его творчеству;

Задачи исследования:

​  Собрать информацию о биографии и творчестве поэта;

​  Выявить взаимосвязь биографии поэта с темами произведений – определить литературные вехи;

​  Вызвать интерес к личности поэта – земляка.

Новизна: проследить влияние событий в стране на творчество поэта.

Практическая значимость состоит в том, что собранный материал в качестве расширения кругозора и формирования мировоззрения учащихся может быть использован на уроках литературы, на тематических конференциях, литературных конкурсах, викторинах, готовый материал будет предоставлен в школьную библиотеку, с ним можно будет выступить на вечере, посвящённом поэтам-землякам. В этом я вижу общественную значимость литературной краеведческой деятельности.

Методы исследования:
Теоретические – изучение биографических сведений, анализ литературных источников; изучение и анализ особенностей творческой биографии поэта, его поэтического наследия. 
Эмпирические - анкетирование, наблюдение, описание, сравнение.

Этапы работы над проектом

1. Организационный

​ ​  Разработка плана исследования

2. Сбор информации

​  Сбор информации по теме исследования в библиотеке.                                   

​  Ксерокопирование его стихотворений из сборника, вырезок газет.

3. Практический

​  Создание презентации по данной теме, написание исследовательской работы.

​  Выступление по теме исследовательской работы.

​  Публикация материалов по данной теме в сети Интернет.

II. Основная часть.

2.1. Биография Лутовинова Юрия Михайловича.

В нашей школе в краеведческом уголке, я увидела несколько книг, среди папок, газет и фотоальбомов. Небольшая книжица зеленого цвета привлекла мое внимание - «Зеленая колокольня» Ю.М.Лутовинов. Для меня это имя новое. И я поставила перед собой цель – узнать о нём как можно больше: какой человек Юрий Михайлович? Каковы истоки его творчества? Что им написано и о чём? 

В своей работе я попытаюсь ответить на эти вопросы.

Материал библиотек (школьной и районной) и переписка с самим поэтом позволили мне узнать его как сильную личность и человека с нелегкой судьбой. Я открыла это имя для себя и открываю его для вас.

Мне хотелось бы вызвать интерес к его творчеству, помочь более вдумчиво и с любовью вслушиваться, вчитываться в его стихотворения, а, может быть, стать собеседником.

- Кто он, Лутовинов Юрий Михайлович?

1. Биография Лутовинова Ю.М.

Юрий Михайлович родился 13 июня 1943 года в с.Сотниково Краснинского района Липецкой области. Ему даровано было с рождения глубокое чувство Родины, это щемящее чувство возвращало его мысленно в родные края.

Юрий Михайлович своему родному селу посвятил стихи

«В Сотниково»

Васильковое раздолье.

Заелецкие места.

Я спешу в село родное,

Сотни верст перелистав.

По лугам ко мне навстречу

Босоног и синеок,

Всех милей на свете речек

Семенит мой Семенек.

«Зеленая колокольня» ,стр.8

Лутовинов Ю.М. учился в Сотниковской школе Краснинского района Липецкой области, где впервые стали рождаться у него стихи. (Приложение 1.2.). В детстве и юности Юрий Михайлович много читал, особенно книги русских классиков – Пушкина, Тютчева, Некрасова. Очень нравился Есенин. С великим поэтом его роднит - русская душа. Сергей Александрович стал его любимым поэтом. Из прозаиков Николай Иванович выделяет Тургенева и Чехова. Среднюю школу закончил с золотой медалью, затем поступил в РРТИ (Рязанский радиотехнический институт) в 1960 году. В студенческие годы Юрий Михайлович успешно играл в студенческом театре эстрадных миниатюр (СТЭМе), работал в творческой группе, писал сценки, песни, миниатюры. Публиковал свои работы в институтской газете «Радист».

«Жизнь – обман с чарующей тоскою»,-

Так Есенин осенью писал –

Человек с нежнейшею душою

И судьбой, как выпитый бокал.

Осень , я люблю тебя, хоть молод,-

Ах, как много смертной грусти дней…

Струны под рукою плачут, стонут

И поют , как пьяный соловей.

«Состояние», с.16

Налились весною сутки,

Солнышко сосет сосульки,

А капель с лесничей будки

Жизнь давала незабудке.

Превратился в строчки грифель,

Растворилось сердце в рифмах…

Ночь мучительна, не спится,

Дайте мне капель напиться.

«Состояние», с.16

В 1965 году закончил РРТИ по специальности «Радиотехническое и электронное производство». По распределению Юрия Михайловича с женой Людмилой направили на Ижевский Мотозавод №524, на котором производилась высококлассная космическая техника.

Из истории завода (Приложение №3).

Кроме работы в особом конструкторском бюро, лекций в вечернем институте, Лутовинов Ю.М. интенсивно увлекался стихами – печатался, выступал на телевидении, участвовал в КВНе, писал сценарии и снял игровой фильм.

Во время работы на мотозаводе Лутовинову Ю.М. довелось побывать в командировке на Камчатке. Там стояли станции приема информации со спутников. Юрий Михайлович рассказал, много интересного об этом удивительном крае. «На Камчатке нет воробьев , лягушек, железных дорог. Удивительно красивый край – горячие гейзеры, действующие вулканы Ключевская Сопка, Шевелуч, Безымянка, прелесть дикой природы. На карликовых березах сидят вороны и все до единого смотрят в одну сторону, спиной к вулкану, т.к.оттуда доходят ядовитые газы. В реке Камчатка – вода чистая, как в аквариуме видны плавающие рыбы. Красота Камчатки произвела на меня неизгладимое впечатление, тут я написал много стихов и песен».

Зигзаги гор ломают горизонт,

Мороз одел на солнышко браслеты,

Я пограничный славлю гарнизон:

Он пропускает мирные рассветы.

И этим утром новая строка

В моем блокноте лозунгом звучала.

Мы твой пятидесятый год, страна,

Вперед других сограждан отмечали…

«Зеленая колокольня», стр.42

Во время службы в армии лейтенантом в радиотехнической батарее зенитно-ракетного дивизиона города Свердловска, он принял участие в подготовке и ликвидации военного конфликта с Китаем в 1969 году в составе мотострелковой дивизии в отряде с установками системы залпового огня БМ-21 «Град». «Была полная неразбериха. Именно установки «Град» и решили исход сражения», -рассказывал Юрий Михайлович. (Приложение 4).

В 1970 году Юрий Лутовинов с семьей уехали в Волгоград. Жена Людмила всегда рядом Юрием Михайловичем, даже на работе, так как они вместе учились в РРТИ и работали вместе в Ижевске, жили на Камчатке. Самые теплые слова были посвящены Людмиле:

В голубых глазах девичьих

Утонул тогда одни –

Тот, кого ты любишь сильно,

Тот, с кем будешь до седин…

Доброта, что горы рушит,

Доброта, что тьму вразнос,

Доброта твоя снаружи –

Я в нее корнями врос.

«Зеленая колокольня», стр.76

В Волгограде Юрий Лутовинов становился на ноги, делая свою карьеру. Для творчества почти не оставалось места и времени. Завод электронной промышленности «Аврора», ВГПКИ-АСУ (Волгоградский Государственный Проектно-Конструкторский институт Автоматизированных Систем Управления) – это опыт , мудрость , здравый смысл.

А четверостишья сыпались сами собой:

Все реже-реже в зеркало гляжусь,

Гляжу в себя все чаще, в чувства, в память.

Хочу понять: гожусь иль не гожусь

Своим пером поднять поэта знамя.

«Состояние», с.16

В 1994 году Юрий Михайлович переходит работать в «Лукойл – нижневолжскнефтепродукт», благодаря огромному опыту, знаниям, он был назначен начальником отдела информационно-экономических систем. До пенсии Лутовинов Ю.М. проработал здесь. Выйдя на пенсию в 2004 году, он приезжал на свою малую Родину в с.Сотниково. В это время никого из родственников не осталось, один родной дом - совсем пустой – стоял на крутом берегу Семенька. (Фото в приложении №1)

Опять не так, опять не те

Мои пути по белу свету,

Опять в прощальной суете

Сижу один; глаза в газету.

И мне себя немножко жаль,

Гудки прощально прокричали.

Меня никто не провожал,

Меня никто не повстречает.

Но мальчуган совсем чужой,

Мне залатал в душе прорехи

Махал отчаянно рукой…

чтоб я опять сюда приехал.

«Состояние», с.6

2.​2. Общая характеристика исследования творчества самобытного поэта

Лутовинов Юрий Михайлович – самобытный поэт. Он обладает удивительным талантом: дарить свою душу, мысли, переживания и себе, и окружающим людям. Он воспринимает мир всеми чувствами, он способен увидеть и показать прекрасное в повседневном, обыденном. Стихи поэта покоряют своей жизненной конкретностью, внутренней целостностью.

Основные темы и мотивы лирики Ю.М.Лутовинова

Творчество поэта - земляка многогранное и всегда задевает за живое. В них нашли свое выражение проникновенный лиризм, глубокая человечность, благородство и душевная открытость, социальная направленность.

Очерчивая круг тем сборников «Калейдоскоп», «Состояние», «Посвящения», «Здравствуйте», «Росинка», «Зеленая колокольня», «Автобиографическая повесть», фотоочет «Лутовинов Юрий Михайлович – 75 лет», могу сказать, что основными являются тема родины и природы, тема любви и дружбы, стихотворения о предназначении человека на земле, раздумья о смысле жизни, стихи, связанные с временами года, цикл «Посвящения», цикл «Из Камчатского блокнота». Я систематизировала и проанализировала стихи поэта по темам.

Тема Родины. Образ Родины у Ю.М.Лутовинова вмещает в себя Россию и малую родину. У поэта они представлены как одно целое. Поэт тоскует по родным местам, и где бы ни был, вспоминает о них

По –Есенински негромко

Переливом о любви

Полоснет по сердцу хромка,

Тишь грустинкою обвив.

За лесною бороздою

Даль распесенно чиста…

Я спешу в село родное

Сотни верст перелистав.

«Зеленая колокольня», с.8

Ю.М.Лутовинов 30 лет живет в городе Волгограде и полюбил его беззаветно и преданно. Волгоград стал для него второй родиной. Наверное, потому что окраины города очень напоминали ему Сотниково:

Из кутерьмы центральных улиц

Я на окраину уйду.

Где домики стоят сутулясь.

Где дали прошлого найду…

На коромыслах ведра виснут.

В глазах заманчивая грусть…

Мне скворушка вдогонку свиснет

И я на детство оглянусь.

«Зеленая колокольня» стр.14

Командировка на Камчатку. Этот период для Юрия Михайловича вылился в серию патриотичных стихотворений и песен, посвященных Большой Родине – Камчатке и смелым самоотверженным камчадалам.

Самолет на ямах спотыкается.

А внизу лоскутики полей.

Никогда никто еще не каялся.

Кто бездомной волей заболел.

Ну, а если довелось качаться

Между сопок в солнечный рассвет,-

Непомерной красоты камчатской

Не забудешь до преклонных лет…

Песня «Вулканической пылью» посвящена военнослужащим срочникам.

Вулканической пылью заметает мне память,

Вулканической пылью заметает следы.

Долгожданною былью этот вечер настанет,

Долгожданною былью, может, явишься ты…

Тема природы. Талант поэта заключается в том, что он может улавливать и передавать самые нежнейшие оттенки переживаний и настроений, которые возникали в его душе. Такой гармонией проникнуто все творчество Лутовинова: стихи о родине, о любви, о природе. Богатство словесной живописи художника помогает нам почувствовать красоту и силу природы. В его стихах она живет собственной богатой жизнью, постоянно изменяется: рождается, растет, умирает, грустит и радуется. Читатель встретит в творчестве автора немало прекрасных пейзажных зарисовок, воспевающих любовь к природе:

                                  Черемуха.

В сквере сонном и пыльном, где деревья толпой,

Ветер смело и пылко обнимался с тобой,

Твой убор подвенечный был белее снегов.

И святая беспечность суетилась слугой…

«Состояние»,стр.14

Природа у Юрия Михайлович неотделима от человека, от его настроения, радостей и тревог.

На глаза окраин сосенных

Кепкой сумерки надвинулись…

Позабыл я шелест осени,

Разлюбил я весны дивные…

Воспевая природу, поэт тем самым превозносит свою родину, так как природа - это источник любви к родине. Природа у поэта живая, и слова идут из самого сердца. Хочется нежно улыбаться, ощущая тепло в груди. Поэт Лутовинов – это художник, рисующий картины словами.


Солнце желтеньким цыпленком

Ткнулось носиком о землю,

Из зелененьких пеленок

Почки липкие глазеют…

Снова озимь глазами зелеными

Смотрит в зябкую звездную ткань,

Осень старая тучами слезными

Промочила поля до ростка…

Над зеленой колокольней – желтый зной,

Над зеленой колокольней – птичий звон,

Колокольня – одинокая ветла,

К ней опять меня дорога привела…

«Зеленая колокольня»

В этих стихах открылся весь Лутовинов с его любовью к родной природе: лесным просторам, цветочным полянам, лугам, полям...

Автор не только слышит природу, вглядывается в нее, примечает мельчайшие детали, но и включается в диалог с природой, видит красоту этой жизни, иногда неявную для окружающих.

Тема любви. Трудно представить творчество поэта – лирика без стихов о любви, раскрасившей бытие автора многообразной палитрой чувств – от лучезарной радости до горя невозвратных потерь. Любовь поэта «замешана на грусти», и он пронес ее «как факел сквозь буран». Многие поклонники творчества нашего земляка найдут близкие для себя темы. А для него главное – исполнить предназначение поэзии, выраженное им в емких строчках:

                        В думах – шальные шквалы,

В сердце – колючие штормы,

В чувствах – обвал, как в скалах,

Спряталась нежность за шторы…

С особым чувством восторга, умиления поэт пишет о своей семье. С огромной любовью Юрий Михайлович пишет стихи, посвященные маме, жене, братьям, сыновьям.

Матери:

И мама тихая, простая,

Какие только на Руси.

Тяжелый быт, сама больная,

Но все смогла перенести.

Всю душу отдавала детям,

Открытую, как ширь полей.

И не было на белом свете

Её роднее и милей.

Жене:

Самым главным есть и было-

Чистота и доброта.

Жизнь в тебе не загубила

Эти мощных два крыла.

Брату Владимиру:

И в жизни этой был он ФЛАГМАН,

Как средний брат его назвал,

В семье был первым и заглавным

И нужды каждого он знал…

Брату Вячеславу:

прожить, изведать, испытать,

Найти, понять и процветать

С душою вечно молодой

И с непокорной головой.

Сыну Михаилу:

теперь уж ты поистине стал взрослым,

И блещет молодая седина.

С тобою всем светло, легко и просто,

И доброта твоя для всех видна…

«Зеленая колокольня» стр.80-94

Философская лирика.

«Задаем мы вопросы порой, но ответа
Иногда невозможно на них получить.
Для чего мы живем? Для чего нужно это,
Воплощать такое понятие – жить?» (Дом солнца)

Человек рано или поздно задумывается над вечными философскими вопросами: для чего, зачем я появился на этом свете? И разрешить их можно лишь тогда, когда честно начинаешь анализировать прожитую жизнь.

В любом человека: белом и черном,

В странном, угрюмом, убогом, потешном,

На первый взгляд смешном и никчемном –

Залежи можно найти богатейшие…

Все ошибки, оглянусь

И вблизи, и в отдалении.

Знать у жизни я учусь

На заочном отделении.

«Состояние», стр.38

Поэзия Лутовинова Юрия Михайловича развивает духовный мир человека, делая его богаче и возвышая. Стихи своим красивым, живым языком учат многому, помогая человеку с достоинством побеждать те жизненные испытания, которые уготовила ему судьба.

Для того ли пишутся стихи,

Чтоб томиться в пухленьком альбоме?

Для того ли пишутся стихи,

Чтоб сгореть в напалме черной бомбы?

Создается стих (но не стишки),

Чтоб людей объединить, как братьев,

Чтобы песней зазвучать в тиши

В громкоговорителе стоваттном,

Чтоб грустить с девчонкою в ночи.

(Верь, любовь отыщешь, безусловно…)

Чтобы рифмой подлость прострочить,

Пулеметной очередью слова...

У меня стихи или стишки?

Что вопрос мне этот напророчит?..

Мне бы путь по жизни завершить,

Чтоб стихов оставить пару строчек.

«Состояние», стр.38

Выводы: У Лутовинова темы, мотивы его лирики взаимосвязаны, переплетены друг с другом, потому что связаны с родными местами, родовым домом, историей края. Любовь, которая присутствовала практически в каждом произведении, была воплощена в разных значениях — страдания, отчаяния, тоски по своей любимой, семье, жене, дому и т.д. Тема природы в творчестве Лутовинова занимает одно из центральных мест, его описания времен года, родных палестин, наполнены звонкими мотивами.

III. Заключение

В результате исследования можно сделать вывод, что более пристальное и глубокое изучение, понимание литературного наследия родного края позволяет внимательно относиться и любить свою малую родину.

1.  Данная исследовательская работа стала для меня интересной и полезной, потому что я лично познакомилась с поэтом – земляком, обогатила  себя интересными сведениями об истории нашего государства, о нем. Творчество Лутовинова Ю.М. неразрывно связано с его жизнью, он искренен, когда пишет о том, что его волнует.

2. Я проанализировала стихотворения и выделила наиболее типичные темы и мотивы его творчества: тема родины и природы, тема любви и дружбы, гражданская и философская лирика.

3. Красота и обаяние лирики в ее правдивости, искренности и задушевности. В его проникновенных стихах запечатлены картины родной природы, его русская душа и глубокая любовь к Родине.

4. Я научилась анализировать поэтический текст, приобрела навыки исследовательской деятельности, а также опыт выступления перед аудиторией.

Существует мудрое изречение: «Чтобы человек был счастливым, у него должны быть «корни и крылья». А что такое «корни и крылья?» Знание истории народа и любовь к родному краю – это его корни. А крылья – это те близкие люди, которые нас поддерживают в наших начинаниях и делах. 

Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край – литературу и тех, кто ее создает. Биография писателя, его судьба и судьба его лирических героев, тесно связанная с конкретной средой, составляют основу литературного краеведения.

IV. Список использованной литературы:

1. Ю. Лутовинов «Состояние» - стихи , г.Волгоград, 2001 год.

2. Ю. Лутовинов «Зеленая колокольня» - избранные стихотворения, г.Волгоград, 2007 год.

3. Ю. Лутовинов «Автобиографическая повесть», г.Волгоград, 2009 год.

4. Интервью с поэтом Ю.М.Лутовиновым .

5. Фотоматериалы из личного архива поэта.

Сайты: 

 http://fb.ru/article/159303/damanskiy-konflikt-goda;

http://lounb.ru/krasnoe/kray/lutovinov-yurij-mikhajlovich;

http://yuri-lutovinov.narod.ru

Приложение №1

Приложение 1.1. Дом Лутовинова Ю.М. на берегу р.Семенек.

Приложение 1.2. Вырезки из газеты «Краснинская Правда»

1.3. Вырезка из газеты «Краснинская Правда».

1.3. Вырезки из газеты «Комсомолец Удмуртии».

1.4. Вырезка из еженедельной газеты «Волга и Дон» г.Воглгоград

Приложение 2.

10 «А» класс Сотниковской средней школы, 1960 г.

Выпускники РРТИ. Группа 014. 1965 г.

Приложение 3 «Из истории Ижевского мотозавода№524»

Завод №524 - сохранял свое номерное обозначение с декабря 1941 г. по март 1965 г.

   Самым крупным производителем станковых пулеметов "Максим" в Удмуртии был завод№524. За период войны Ижевский мотозавод выпустил 81 900 пулемётов "максим", что составляет 90% всех изготовленных в стране в годы войны "максимов".

   В августе 1941 году на мотозаводе создали спец цех, который начал выпускать детали для снарядов реактивной установки БМ-13 "Катюша".

   20 апреля 1942 года на мотозавод прибыл маршал Советского Союза Климент Ефремович Ворошилов.

   В 1947 г. был подписан приказ министра вооружений СССР Д.Ф Устинова о перепрофилировании завода №524 на выпуск приборной техники.

Завод №524 выпускал:

   - приборы управления артиллерийским зенитным огнем (ПУАЗО), приборы получили "боевое крещение" в ходе войны во Вьетнаме. Счетно-решающий прибор для управления артилл. зенитным огнем в зенитно-ракетном комплексе "Шилка";

   - электронно-моделирующие станции "Электрон" (1953), используемой для расчетов параметров космических полетов и проведения сложных исследоваий при разработке ракетно-космических систем м комплексов. Всего было изготовлено 200 станций;

   - системы управления для баллистических жидкостных ракет 8К-11, 8К-14.

   В 1948 г. на Ижевский завод №524 (Ижевский мотозавод) прибыл М.Т.Калашников для освоения  и изготовления опытной партии автоматов АК-47. К 20 маю 1949 года собрали первую серийную партию автоматов - 1500 единиц. Но массовое производство АК-47 было организовано на Ижевском машиностроительном заводе.  Сам Михаил Тимофеевич Калашников говорил: "Я как военный конструктор родился на Ижевском мотозаводе".авод участвовал в программах по заказу Министерстваобороны РФ по изготовлению ракетных комплексах "Тополь-М", "Булава", "Яхонт", "Искандер", "Игла-С", "БраМос". Изготавливает составные части системы управления "Протон-М", "Ангара", "Прогресс-М", "Союз-СТ".

Приложение 4.

Офицеры радиотехнической батареи зенитно-ракетного дивизиона 1969

Из истории военного конфликта 1969 года с Китаем.

«…В марте 1969 года, две самые мощные на тот момент социалистические державы – СССР и КНР едва было не начали полномасштабной войны из-за клочка земли под названием остров Даманский. 
Островок Даманский на реке Уссури входил в состав Пожарского района Приморского края и имел площадь 0,74 км². Располагался он чуть ближе к китайскому берегу, чем к нашему. Однако граница проходила не по середине реки, а, в соответствии с пекинским трактатом 1860 года, по китайскому берегу. 
В ночь на 2 марта 1969 года около 300 китайских солдат переправились на Даманский. Несколько часов они оставались незамеченными, советские пограничники получили сигнал о вооруженной группе людей до 30 человек лишь в 10:32 утра.  На место событий выехали 32 пограничника под командованием начальника заставы старшего лейтенанта «Нижне-Михайловская» Ивана Стрельникова. Приблизившись к китайским военным, Стрельников потребовал от них покинуть советскую территорию, но в ответ был открыт огонь из стрелкового оружия. Старший лейтенант Стрельников и следовавшие за ним пограничники погибли, удалось выжить лишь одному солдату. Так начался знаменитый Даманский конфликт, о котором долгое время нигде не писали, но о котором все знали. 
Стрельба была услышана на соседней заставе «Кулебякины сопки». Старший лейтенант Виталий Бубенин выехал на помощь с 20 пограничниками и с одним БТР. Китайцы активно атаковали, но через несколько часов отступили. На помощь раненым пришли жители соседней деревни Нижнемихайловка. В тот день погиб 31 советский пограничник, еще 14 военнослужащих получили ранения. По данным комиссии КГБ, потери китайской стороны составили 248 человек.  Утром 15 марта китайцы вновь перешли в наступление. Они довели численность своих сил до пехотной дивизии, усиленной резервистами. Атаки методом «людских волн» продолжались в течение часа. После ожесточенного боя китайцам удалось потеснить советских солдат. 
Неудача контратаки и потеря новейшей боевой машины Т-62 с секретной аппаратурой убедили наконец советское командование в том, что введенных в бой сил недостаточно для победы над китайской стороной, которая подготовлена весьма серьезно. Тогда в дело вступили силы развернутой вдоль реки 135-й мотострелковой дивизии, командование которой отдало приказ своей артиллерии, в том числе отдельному дивизиону БМ-21 «Град», открыть огонь по позициям китайцев на острове. Это был первый случай применения в бою ракетных установок «Град», удар которых решил исход сражения. Советские войска отошли на свой берег, а китайская сторона не предпринимала больше враждебных действий».

Лутовинов Ю.М. с семьей в Свердловске.

Приложение 5.

Отдел 23 Волгоградского ГПКИ-АСУ. 1979 г.

ИВЦ завода «Аврора». 1989 г. 

Приложение №6

Выступления на сцене и дома.

Приложение 7.

Управление ИТиС ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», 2003г.

«Моя семья – одни мужики». Лутовинов Ю.М.

Приложение № 8

Интервью с Ю.М. Лутовиновым 31.10.2018 года

(Черницына Лада ученица 11 класса )

В каком возрасте началось увлечение поэзией, когда начали писать стихи?

Первые стихи опубликовал учась в 6 классе (1956 г.), а в 9 классе опубликовал первый рассказ «Сердце матери».

- Какие еще увлечения были в школе?

В школе был председателем совета дружины пионерской организации, а в старших классах был секретарем комсомольской организации школы. На слете пионеров в Липецке мне подарили набор для авиамоделирования, вот мы с ребятами из нашего класса мастерили самолетики.

- Как Вы учились в школе?

Учился я добросовестно и упорно, правда в первых классах я учился неважно, почему-то боялся в школе эхо. Ведь там была церковь и, вероятно, акустика была соответствующая. По домашнему хозяйству у меня были обязанности наносить воды, накормить кроликов и прочее. Родители привили мне трудолюбие, и я им благодарен за этот дар. Трудолюбие – основа успеха любого человека.

- Как появилась потребность писать стихи? Помогает ли это Вам в работе?

Просто мне нравилась поэзия, и я решил попробовать свои силы в сочинительстве. Стихи писал для души, как способ самовыражения. Всю жизнь я работал на инженерно-технических должностях, что никак не связано с поэзией. Но стихи мне давали некую популярность среди коллег.

Какая тематика стихотворений ведущая?

Стихи в основном у меня лирические, но были и гражданского звучания. Например, такие: «Гимн фуфайкам», «Высшая пенсия» это есть в сборнике «Состояние». Или еще такое:

Ленин с нами

Стой, товарищ, сегодня ленинская дата.

Стой, товарищ, оглянись назад.

В этот день родился он когда-то

Человек, что СССР создал …

и так далее.

- Какое стихотворение самое любимое?

Стихотворение, не то что любимое, я бы назвал значимое для меня, это стихотворение, написанное от глубины души и называется «В Сотниково». За каждой строчкой у меня стоит множество картин родной земли.

- Ваши стихи схожи с есенинскими, не так ли? Какие есенинские стихи особенно дороги? Что Вас роднит с ним?

В мои молодые годы Есенин был очень популярен. Он истинный поэт деревни. Простота и глубина его стихов мне служили примером. Я был неоднократно на его родине в с. Константиново Рязанской области. Был в его доме, где он родился и жил. Был я и в г. Спас-Клепики, где он учился в школе. В этих местах в честь него созданы музеи. Красота тех мест подкупает. Деревенский уклад роднит меня с ним. Стихотворение Есенина «Колокольчик хохочет до слез» мне наиболее понравилось. Учась в Рязанском радиотехническом институте, я это стихотворение читал на областном конкурсе в г. Рязани в театре им. Есенина в 1963 году. В студенческие годы я участвовал в СТЭМе (студенческий театр эстрадных миниатюр) и в КВНе, писал сценарии, сценки, пародии и прочее.

- Чем Вы занимаетесь в свободное от работы время?

Я давно на пенсии, а у пенсионера занятия – семья, дача, автомобиль.

- Считаете ли Вы себя счастливым человеком?

Я полагаю, что считать себя абсолютно счастливым любой человек не может. Всегда есть у каждого несбывшиеся пожелания и мечты, сожаления по упущенным моментам, огорчения за ошибки прошлого. Но я могу считать, что моя судьба сложилась удачно и самое главное, что я этим удовлетворен.

Над чем Вы сейчас работаете?

Я сейчас пишу мало, только когда приходит вдохновение. Сегодня пишущих больше, чем читающих, поэтому надо писать такое, чтобы было не километры рифмованных строк, а произведение, как например, вот это у Николая Зиновьева:

Не потому, что вдруг напился,

Но снова я не узнаю, —

Кто это горько так склонился

У входа в хижину мою?

Да это ж Родина! От пыли

Седая, в струпьях и с клюкой...

Да если б мы ее любили,

Могла бы стать она такой?!

Посвящали ли Вы стихи своим родителям?

Отец был на все руки мастер:

Построить дом и печь сложить,

Подкову выковать на счастье,

Иль, скажем, сапоги пошить.

Все у него в руках горело

В трудах с зари и до зари.

Он брался за любое дело

И Господа благодарил.

В семье, где четверо детишек

С утра до вечера галдят,

Тут никогда не был излишек,

Но и без хлеба не сидят…

… И мама тихая, простая,

Какие только на Руси,

Тяжелый быт, сама больная,

Но все смогла перенести.

Всю душу отдавала детям

Открытую, как ширь полей.

И не было на белом свете

Ее роднее и милей…

Как Вам кажется – у Вас счастливая жизнь?

Счастлив не тот, кто много имеет, а тот, кто доволен тем, что имеет…

Просмотров работы: 121