Свято-Никольский источник

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Свято-Никольский источник

Краснова Д.А. 1
1МБОУ "СОШ №48"
Тищенко И.В. 1
1МБОУ "СОШ №48"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Роль туризма в экономике Алтайского края в последнее время неуклонно возрастает. Активное развитие данная отрасль получает сегодня на территории 29-ти муниципальных районов и 6 городских округов.

Сегодня в Алтайском крае представлены разнообразные программы отдыха и оздоровления, которые удовлетворят вкус самого притязательного потребителя. В то же время имеется целый ряд мало изученных уголков, которые могли бы привлечь внимание туристов, стать объектом внутреннего и въездного туризма.

Мы хотели бы остановиться на очень интересном, но малоизвестном уголке города Барнаула - Свято-Никольском роднике. С одной стороны, этот источник – святыня для православных верующих, о чудесных исцелениях, совершенных при помощи родниковой воды, слагаются легенды. С другой стороны, долгое время источник был заброшен, завален грудами мусора и вновь расчищен лишь в конце прошлого века.

Цель:

Привлечь внимание к Свято-Никольскому источнику, как достойному объекту для реализации государственной программы Алтайского края "Развитие туризма в Алтайском крае" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением администрация Алтайского края от 29 декабря 2014 г. №589 и федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018гг), утвержденной постановлением Правительства РФ 02.08.2011 года № 644.

Задачи:

Систематизировать имеющиеся об источнике сведения;

Провести социальный опрос среди учащихся, педагогов и родителей, на предмет знаний об источнике, его значимости в культурной среде города;

Ходатайствовать перед администрацией школы о содействии в решении вопроса о включении источника в экскурсионные маршруты, разработанные школой в рамках сетевого взаимодействия с районами Алтайского края.

Методы исследования:

Теоретический анализ

Сравнение

Исследование

Опрос

Наблюдение

Географическое положение источника.

Свято-Никольский источник расположен в черте г. Барнаула в Нагорной его части.

Никольский источник находится на Булыгино, неподалеку от Канатного проезда, на котором находится, известный в определенных кругах, Следственный изолятор №3 УФСИН России по Алтайскому краю.

Приложение 1

Легенда о возникновении Никольского источника.

По народным преданиям, в далекие времена шел православный путник вдоль кромки Барнаульского бора и возник перед ним столп из огня, в котором узрел он лик святого Николая Угодника. Когда подошел странник ближе к столпу, то заметил, что из земли бьет родник.

Решил тогда благочестивый христианин, что лик Николая Чудотворца был явлен не случайно, а как знак того, что родник – дар Божий городу Барнаулу, данный для исцеления болящих.

В 1889 году рядом с источником была воздвигнута церковь в честь иконы Казанской Божьей матери. Через год эта церковь стала частью Богородице-Казанского общежительного женского монастыря, действовавшего до 1920 года. Над самим же родником установили часовню в честь Святителя Николая.

Вид Свято – Никольского источника в начале 20 века

Богородице-Казанский женский монастырь

Начинался женский монастырь как женская община, которую создала Евдокия Ивановна Судовская, потомственная дворянка, жена коллежского асессора. Евдокия Судовская учредила в Барнауле еще и помощь бедствующим учителям, создала Мариинский детский приют, пожертвовала ему двухэтажный каменный дом, сохранившийся до сих пор.

Б огордице-Казанский женский монастырь являлся значительным духовно-просветительским центром города. В 1892 г. в общине проживало тринадцать женщин. В общине нужны были насельницы с опытом монастырской жизни для устройства порядка и исполнения правила, положенного Святыми отцами. Поэтому в 1894 г., по просьбе Е. И. Судовской и с разрешения Епархиального начальства, в Барнаул были переведены из Троицкого женского монастыря Пензенской губернии благочинная

Евдокия Ивановна Судовская

Барнаул, фотография С.Борисова, 1902

монахиня Парфения, сестры Фроловы, старшая инокиня Ксения Петровна (1868) и младшая – МатронаПетровна (1872), инокини Матрона Мещеринова

(1874) и Февронья Ушакова (1875).

Вот эти, вновь прибывшие, и местные насельницы и положили начало женской Богородице-Казанской общине.

Официальное открытие общины состоялось 18 и 24 мая 1894г., так как к концу этого года насельниц было уже около ста человек.

5 марта 1895 г. была отстроена и освящена домовая Церковь во имя Святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского, чудотворца, которого в Сибири почитали наравне со Святителем Николаем. В 1896 г. была открыта школа грамоты для девочек, которая разместилась в одном из общежительных корпусов.

Еще в сентябре 1895г. Е. И. Судовская обратилась к Макарию, Епископу Томскому и Барнаульскому, за помощью о ходатайстве перед начальником Алтайского Округа в передаче арендуемых ею земель в собственность Барнаульской Богородице - Казанской женской общине. 1 марта 1896 г. участок земли в пятнадцать десятин был передан общине в бесплатное пользование.

Участок, отведенныйобщине по левую сторону р. Барнаулки, несмотря на слабый болотистый грунт, местами вполне отвечал тому назначению, какое дала ему община, возведя на нем главным образом хозяйственные постройки – амбары, сараи, погреба и скотные дворы. Большую часть земель община отвела под огороды. Из жилых помещений на лучшей части участка возведены 2 деревянных корпуса, в одном из которых и находилась церковь общины.

Богородице - Казанская обитель всё разрасталась. Нужно было строить соборный храм. И вновь матушка Парфения обращается с ходатайством к начальнику Алтайского округа: уступить участок земли в пять десятин для постройки каменного соборного храма во имя Казанской Божией Матери и надворных строений. А также разрешить вырубку леса для образования чистой площади для предполагаемых храма и строений. В 1899 г. закладывается главный храм монастыря – Соборная церковь, каменная, трёхпрестольная.

В 1900 г. женская община была переименована в женский общежительный монастырь, а монахиня Парфения была возведена в сан игумении.

К 1904г. число насельниц монастыря составило уже 196 человек, в том числе 30 девочек-школьниц, призреваемых на средства монастыря. Монастырь полностью содержал себя: сеяли хлеб, косили сено, занимались огородничеством, имели пасеку, лили восковые свечи, пекли хлеб и просфоры. Были у монастыря свои иконописная, ткацкая, переплетная мастерские, чеботарня. В особом здании монастыря находилась больница на 6 кроватей для сестер. Рукодельницы-золотошвеи, шившие и вышивавшие священнические одежды и ризы, славились своим искусством далеко за пределами монастыря. Изделия были хорошо известны в Санкт-Петербурге и Париже.

1 октября 1904 г. для монастыря наступил большой праздник - была отстроена и освящена Соборная церковь. Необычайно красивая, сверкающая белизной стен и золотом куполов среди изумрудной густоты сосен и елей, возвышалась она на крутом берегу реки Барнаулки. Это была самая большая церковь в г. Барнауле, вмещавшая одновременно до полутора тысяч человек. Главный престол был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери.

Богордице-Казанский женский монастырь. Храм (рис.Носовича И.Ф.)

Одновременно с храмом были построены два одноэтажных деревянных дома для священников, двухэтажная церковно-приходская школа и большой каменный келейный корпус. У подножия храма, куда сбегал целительный источник, была построена двухэтажная дервянная часовня во имя Святителя Николая Чудотворца. Об источнике знала вся Россия, к нему везли больных и ослабленных. Для них была устроена особая купальня.

20 мая 1905г. была освящена третья церковь – молитвенный дом с алтарем в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Октябрьская революция трещиной прошла по судьбам людей и самой страны, поглотила миллионы невинных жертв. Было разрушено то, что создавалось кропотливым трудом не одного поколения.

Русская Православная Церковь приняла страшный удар. Если в 1917 г. в России насчитывалось 80 тыс. храмов и приходов, 1250 монастырей, то с годами их становилось все меньше и меньше. Монастыри закрывались, церкви разрушались, многие из церковнослужителей были убиты или зверски замучены.

Настоятельский корпус

Богородице - Казанскому монастырю была уготована та же участь. В 1917г. умерла первая настоятельница монастыря - Игумения Парфения. Бывшая казначея Матрона Фролова, приняв постриг, стала игуменией Мариамной. Имена насельниц монастыря до 1917 года известны, после 1917 года либо не составлялись, либо были уничтожены самими монахинями.

В 1920 г. монастырь был переименован в «Сельскохозяйственную Богородицкую Трудовую Общину», с этого момента началось постепенное уничтожение монастыря. К осени 1920 г. насельниц попросту выдворили, монастырь же переименовали в

«городок просвещения». Затем в разное время в нем располагались курсы красных учителей, сельхозтехникум, три детских дома, тюрьма.

Игуменья Мариамна

Большинство сестер монастыря вернулись в «мир», разъехались по своим родным селам и деревням. Часть осталась в городе. Игуменья Мариамна поселилась в половине маленького домика по улице Пролетарской, 163. В начале 1921 г. игуменью Мариамну арестовали, как одну из главных активисток в подготовке кулацкого восстания в с. Сорокино, и приговорили к расстрелу.

Приговор, по неизвестным причинам, был заменен десятью годами заключения, а в 1924 г. ее освободили. В 1925 году вновь арест за сокрытие церковных ценностей, но она вновь была оправдана и освобождена. В 1938 вновь арест, обыски и допросы. Вместе с игуменьей Мариамной было арестовано еще 14 человек. 11 марта 1938 года игуменья Мариамна была расстреляна.

Теперь на горе, на бывшей монастырской земле, на месте убиения сотен православных христиан, священников, монахинь, стоит скромный памятник с надписью: «Невинно убиенных пусть сила правды воскресит. Вечная память почившим». По обе стороны памятника - два провославных креста на могилах. (Приложение 2)

Анализ воды Свято - Никольского источника.

До восьмидесятых годов 20 века источник был завален мусором, расчистили завалы только в середине девяностых, а после этого он был признан народно-историческим памятником. Недалеко от территории монастыря в нагорном бору находится место расстрела и погребения десятков невинных узников: священников, монахов и мирян. В память о них общественность города в начале 1990-х годов установила памятный знак.

Неисмотря на то, что целебный источник был превращен в свалку, живительная вода продолжала вытекать из кучи мусора. В 1995г. по результатам лабораторного анализа установлено, что вода соответствует стандарту "питьевая". (Приложение 3)

В народе этот родник называют Серебряным. Источник получил статус "Памятника истории и природы". На месте расстрелов и часовни установили православные кресты, место огородили и поставили два колодца, где можно набирать воду. Каждый год 22 мая, в день Николая Чудотворца, освящается источник, и вода его помогает излечить болезни, главное в это верить. И идут сюда люди кто помолиться, кто воды набрать, а кто и просто отдохнуть от городской суеты, в тишине посидеть на лавочке.

Чудеса исцеления.

О чудесных исцелениях, дарованных водой из Свято-Никольского источника, много рассказывают.

Так, племянница бывших монахинь Богородице-Казанского монастыря Клавдия Бурачевская с раннего детства приходила на этот источник. Она рассказывала, как сама видела чудо: скрюченный от рождения младенец, погруженный в воду источника настоятельницей монастыря, игуменьей Мариамной, внезапно заплакал и – выпрямил ручки и ножки.

По свидетельству рассказчицы, он вырос здоровым и сильным мужчиной. И таких чудесных историй великое множество. Многие слышат здесь необъяснимые вещи: духовное пение, плач маленьких детей…

Говорят, даже бродячие собаки роют здесь норы и залечивают раны. А люди приходят к источнику, стремясь восстановить здоровье или исцелиться от тяжелых болезней. И вера – главный попутчик этих людей – должна им помочь.

Даже в будни на Никольский источник приходят люди. Анна, двадцати трех лет, впервые попала сюда, еще учась в школе:

– Тогда наш класс сюда привела учительница. Каких-то новых, неизведанных прежде эмоций я сначала не почувствовала. Просто ощутила какой-то покой и душевный комфорт. Позже, когда повзрослела и стала бывать тут чаще, отношение к Источнику тоже «повзрослело»: я воспринимаю это место как преисполненное святости. Но те первые впечатления не исчезли. Мне и моей душе по-прежнему очень уютно здесь.

Елена Лебедева, заведующая Воскресной школой, на Никольском источнике бывает часто:

– Регулярно приезжают паломники из Иркутска, Красноярска, Кемерова. Все, кто был на Никольском источнике хоть однажды, говорят, что это место дарит духовную радость, позволяет обрести душевный покой. Люди очень любят рассказы о чудесах и исцелениях, бывших на Источнике, и рассказов таких действительно много.

Все их сюжеты уходят вглубь веков, я не была их свидетельницей, но вот об одном чуде, свершившемся при мне, могу поведать.

Несколько лет назад батюшка и матушка повезли своего старшего сына к источнику. Мальчик готовился пойти в первый класс, но одна его рука была сплошь усыпана бородавками. Родители переживали, что сына станут дразнить… Приехали к месту и начали молиться Николаю-Чудотворцу.

Супруги позже говорили мне, что уже через несколько дней бородавки стали засыхать, а вскоре вовсе исчезли. Конечно, к этому можно относиться по-разному, особенно далеким от веры людям. Но тот факт, что спустя столетия люди продолжают идти к Никольскому источнику, может свидетельствовать только о том, что место это реально помогает.

Современное состояние источника

Сегодня за источником присматривает группа верующих людей — энтузиастов. Оборудована небольшая раздевалка, где можно облиться водой из источника. Территория расчищена, огорожена, украшена цветниками и беседкой, где можно потрапезничать. Установлен большой поклонный крест на месте расстрелов заключенных.

В 1998 г. благодаря упорству эколога Марии Косицыной Никольскому источнику присвоили звание памятника истории и природы краевого значения.

Поток людей, приезжающих к источнику, с каждым годом растет. Люди верят, что исцеление, происходящее с ними, связано с водой из этого источника. 

Епископ Барнаульский и Алтайский Максим дал благословение на строительство возле источника церкви во имя Священномученика Иакова архиепископа Барнаульского, который пострадал и принял мученическую кончину за Христа. Мощи священномученика до сих пор не обретены. В народе ходит поверие, что после строительства храма в Его честь, Господь нам явит Его святые мощи. (Приложение 4)

К сожалению, в стенах бывшего монастыря по-прежнему действует следственный изолятор. Сейчас монастырь занят заключенными — там расположено СИЗО. Нет теперь ни белого храма, ни золотых куполов — только вышки в колючке. От монастырских построек сохранились храмовый придел, келейный корпус, школа, причтовый дом, крепостная стена. В уцелевших кельях монахинь расположены женские камеры. По решению президента службы исполнения наказаний должны и готовы освободить церкви, но выселить заключенных нельзя. Нужны помещения, куда можно переехать. Как только они будут найдены, службы исполнения наказаний начнут освобождать здания бывших монастырей. У верующих появилась надежда, что удастся возродить монастырь.

Заключение

В результате исследовательской работы обобщен имеющийся материал по направлениям:

Географическое положение источника;

Легенда о возникновение Никольского источника;

Богордице - Казанский женский монастырь;

Анализ воды Свято - Никольского источника;

Чудеса исцеления;

Современное состояние источника.

В результат опроса 435 респондентов разного возраста выяснено (Приложение 5):

Имеют полные сведения об источнике, считают, что это интересно – 112;

Не имеют полных сведений об источнике, но считают, что это интересно – 293;

Имеют полные сведения об источнике, считают, что это неинтересно – 27;

Не имеют полных сведений об источнике, считают, что это неинтересно – 3.

По результатам опроса написано ходатайство администрации школы о включении источника в экскурсионные маршруты (Приложение 6).

Реализация поставленных задач позволила привлечь внимание к Святому источнику и проводить экскурсии для гостей школы, что сответствует цели работы.

Литература

Избранные страницы: Клубу любителей алтайской старины 15 лет: (сборник)/ Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В.Я. Шишкова; ред. А.М. Родионов; сост. Н.В. Воробьева, В.П. Кладова, Е.А. Челяева.- Барнаул: РИО АКУНБ, 2004. – 152 с.

Гришаев В.Ф. Невинно убиенные. К истории сталинских репрессий православного духовенства на Алтае. Барнаул, 2004. 240с.  
С.202–205,207–208,213. 

Скворцова Т. История одной семьи// Алтайская миссия/ Вестник Барнаульской епархии. 1998. январь. N1(46).С.6. 

Скворцова Т. "Приговор приведен в исполнение"// Алтайская миссия/ Вестник Барнаульской епархии. 1998. март. N5(50).С.2,4. 

Интернет ресурсы:

http://vk.com/groups

blagozdravnica.ru

wikimapia.org

politsib.ru

rusalbom.ru

sobory.ru

dmitriev-anatoly2010.narod.ru

pstbi.ccas.ru

kuz3.pstbi.ccas.ru

barnaul.monavista.ru

Приложения

Приложение 1

Маршрут общественного транспорта к источнику.

Топографическая карта местности источника

Приложение 2

Памятник на месте убиения сотен православных христиан, священников, монахинь. Современный вид.

Приложение 3

Анализ воды Свято-Никольского источника

Приложение 4

Современный вид Свято – Никольского источника

Приложение 5

Анкета

Коллектив МБОУ «СОШ №48» будет благодарен Вам за оценку выбранного нами направления деятльности:

 

да

скорее да, чем нет

скорее нет, чем да

нет

иная оценка

Имею полные сведения об источнике, считаю, что это интересно

         

Не имею полных сведений об источнике, но считают, что это интересно

         

Имеют полные сведения об источнике, считают, что это неинтересно

         

Не имею полных сведений об источнике, считаю, что это неинтересно

         

Спасибо за сотрудничество! Ваше мнение важно для нас!

Приложение 6

Директору МБОУ «СОШ №48»

Шершневой Е.Т

творческой группы учащихся 9б класса

ХОДАТАЙСТВО.

Учитывая актуальность вопроса развития туризма в Алтайском крае,

просим включить в Программу развития школы на 2016 – 2020 гг. проблему создания экскурсионного маршрута Нагорной части г. Барнаула, в том числе посещение Свято – Никольского источника.

15.03.18

Подписи:

_________________

Просмотров работы: 49