Введение
У каждого человека есть Родина – большая и малая. Большая – это страна, в которой ты живёшь – наша Россия. Малая Родина – это милый сердцу уголок Земли, где ты родился, увидел свет солнца, сделал первые шаги, учился, получил путевку в жизнь. Любовь к Родине начинается с любви к родному краю и отчему дому.
Много страданий, много горя и бед выпало на долю российского народа в ушедшем ХХ веке. В вихре исторических событий рушился привычный уклад, гибли миллионы наших сограждан, менялась эпоха. Мы знаем, какой тяжёлой ценой досталось нам каждое свершение, сколько трагедий и горя выпало на долю простых людей. Но, почти не слышна на этом фоне трагедия тысяч обыкновенных деревень и сёл, как-то тихо и незаметно исчезнувших с нашей Земли и географических карт. Ушедшие в небытие деревни. Сколько их? Какие названия они носили?
Согласно статистическим данным, за последние 20 лет с карты России исчезли 23 тысячи городов, посёлков и деревень. В Свердловской области, по данным Института экономики УРО РАН, за последние 30 лет, бесследно исчезли около 800 сёл и деревень. В нашем Артинском районе из 84 населённых пунктов, насчитывающихся от начала заселения края, исчезли 36 деревень.
От своей бабушки – Истоминой Надежды Анатольевны, я узнал, что местом её рождения является исчезнувшая деревня Мочище, в которой жили и другие мои предки. Кроме того, часть сегодняшнего населения Старых Артей – это также бывшие жители этой деревни, некогда переселившиеся в наше село.
Когда – то, на Мочище кипела жизнь: работали люди, играли свадьбы, растили детей, радовались жизни. А сегодня – здесь буйно растёт трава, гуляет ветер и царствует… тишина. Ничто не напоминает о прошлой жизни, «следы жилья ветрами размело», деревня исчезла с лица земли.
Современная молодёжь, порой, не имеет даже представления об этом. Я провёл анкетирование среди учащихся нашей школы, чтобы выявить уровень их осведомлённости по данной проблеме. Как и предполагалось, учащиеся нашей школы почти ничего не знают об исчезнувших деревнях. А ведь с каждой исчезнувшей деревней теряется часть духовной культуры, нравственности народа, его милосердия, изменяется исторический образ Родины.
Таким образом, актуальность данной проблемы не вызывает сомнения. Каждый человек должен любить свою Родину, знать её историю и истоки своей семьи, так как незнание и забвение ведёт к потере невидимых нитей, связывающих поколения. История маленькой деревни - это история великого народа. Это наши корни. В них наша сила. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего.
Цель исследовательской работы – изучить историю исчезнувшей деревни Мочище; сохранить связующую нить времён и поколений через историческую память о малой Родине моих предков.
Задачи:
Изучить публицистическую литературу и архивные материалы по истории исчезнувшей деревни Мочище.
2. Для получения информации обратиться в школьную и сельскую
библиотеки, школьный краеведческий музей, использовать ресурсы
Интернета.
3. Провести анкетирование среди учащихся нашей школы, чтобы выявить
уровень их осведомлённости по данной проблеме.
4. Осуществить поиск бывших жителей деревни Мочище и их
родственников.
5. На основе опроса, а также по воспоминаниям бывших жителей
собрать, обобщить и систематизировать информацию о жизни в
деревне.
6. Выяснить причины исчезновения деревни.
7. Совершить экскурсию к месту расположения исчезнувшей деревни.
8. Начертить план исчезнувшей деревни.
9. Собрать фотографии бывших жителей деревни.
10. Создать презентацию и буклет.
11. Определить практическую значимость результатов исследования.
12. Представить материалы исследования образовательному сообществу
разных уровней.
Объект исследования: история деревень Артинского района.
Предмет исследования: исчезнувшая деревня Мочище.
Гипотеза: если будет собран материал об исчезнувшей деревне, то тем самым я восстановлю в памяти ещё одну страницу славной истории нашего района, что будет способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за свою малую Родину у подрастающих поколений.
Методы исследования:
1.Поиск и сбор информации;
2.Анализ и обобщение;
3.Опрос;
4.Анкетирование.
I. Возникновение и история жизни деревни Мочище
Познакомившись с архивными и публицистическими материалами, я узнал, что деревня Мочище образовалась в 1912-1913 годах. Располагалась она вдоль тракта Красноуфимск – Нязепетровск, в 17 километрах от Артей.
В то время лесной надел Артинского завода был расположен на нескольких участках, в том числе сто двенадцать десятин были расположены в двадцати верстах от завода за Старыми Артями. Лес расхищался крестьянами близлежащих деревень и поэтому было решено его охранять. Для этой цели из Артей был направлен Петр Фёдорович Уткин. Он и стал первым поселенцем деревни, поселившись на отведенной земле в полевой избушке. Впоследствии, на этом самом месте и возникло Мочище.
Вторым поселенцем стал Филипп Фёдорович Чебыкин, выходец из деревни Широкий Лог.
Возникшее поселение получило название – Мочище. Меня заинтересовало происхождение этого интересного названия.
В окрестностях бывшей деревни есть низменность, через которую протекает маленькая речушка. Речка, практически, растекается по равнине, образуя некое «водяное поле», которое питается огромным количеством ключей и ключиков, разбросанных по всему полю. Интенсивная «работа» этих источников не даёт замерзать речушке в течение всей зимы. Используя это «чудо» природы, жители соседних деревень – Широкого Лога, Черепаново, Волокушино, привозили сюда в большом количестве лён и коноплю, обработкой которых крестьяне занимались в основном зимой, когда реки были скованы льдом. Но прежде, чем пустить лён и коноплю в дело (изготовить ткань и свить верёвку), их нужно было «вымочить», продержать в проточной воде, которой возле Мочища было предостаточно.
Таким образом, своим названием деревня обязана природному феномену. В период НЭПа кустари деревни Мочище вывозили пеньку и льняную ткань на рынок в город в большом количестве.
В 1925 году в деревне имелось восемь дворов, сорок четыре жителя. К 1927 году деревня выросла, так как приехало несколько жильцов из степных сёл. В этом же году в деревне было образовано «Машинное объединение» для совместной обработки земли. Был куплен первый трактор «Фордзон», плуг парный, бороны.
Первым трактористом стал один из первых поселенцев - Филипп Фёдорович Чебыкин. В то время трактор считался диковинкой и смотреть на него прибегали многие жители из соседних деревень. Трактористу из-за этого приходилось даже вновь перепахивать притоптанную пашню.
В 1929 году был образован колхоз «Земледелец», в который входила и лесная деревушка Оленька, расположенная от Мочища в четырех километрах.
В 1931 году в деревне Мочище была открыта начальная школа. Разместили её в крестьянской избе. В течение нескольких лет школой заведовала Ольга Васильевна Шляпина, а в последующие годы – Евгения Александровна Чеснокова. Обучалось в школе более двадцати детей.
В 1939 году колхоз «Земледелец» был переименован в колхоз имени Ф. Э. Дзержинского.
Весной, в 1941 году, Артинском райсоветом колхозу доводится план весеннего посева на площади в 248 гектарах. Это была последняя мирная посевная.
22 июня 1941 года колхозники узнали страшную весть о нападении на страну фашистской Германии. Начались трудные военные годы. На фронт ушли мужчины, все тяготы сельскохозяйственных работ легли на плечи женщин и подростков.
Чебыкина Ульяна Викторовна, жившая на Мочище в предвоенные годы и работавшая бригадиром в колхозе имени Дзержинского, о том трудном времени рассказывала: «Работали с раннего утра и до позднего вечера, особенно в страдную пору. Почти все работы выполнялись вручную. Нина Фёдорова была трактористкой, Лиза и Мария Нефёдовы – конюхами. Трудно было, но жили дружно».
Моя прабабушка – Искорцева Анна Михайловна, родившаяся в деревне Мочище, получила начальное образование и с 12-13 лет включилась в тяжелую крестьянскую работу. Пасла овец, возила волокуши на лошадях во время сенокоса, ухаживала за телятами, а потом долгие годы трудилась на ферме дояркой.
За самоотверженный труд тридцать восемь колхозников деревни Мочище были награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Председателем колхоза в 1941-1945 г. г. была Курочкина Ефросинья Игнатьевна.
В 1950 году колхоз влился в состав Широколожского колхоза «Новая жизнь» под номером 3-й бригады.
В 1956 году в деревне имелись ферма, конный двор, кузница, зерносклады, начальная школа, детсад, клуб, магазин, контора. На основе воспоминаний жителей я вычертил план деревни тех времён (Приложение 1).
В 1960 году колхоз вошел в состав совхоза «Искра». В 1960 - е годы наблюдается успешное развитие хозяйства. Мочищенская ферма была одной из самых лучших в районе (Приложение 2). Некоторые из доярок за свой доблестный труд были отмечены высокими наградами, в том числе и моя прабабушка - Искорцева Анна Михайловна. В 1970 году её наградили медалью «За доблестный труд в ознаменование 100 – летия со дня рождения В.И.Ленина», а 1973 году указом Президиума Верховного Совета СССР ей был вручен орден «Знак Почёта» (Приложение 3). В районной газете в то время нередко писали о мочищенских передовиках. Поэтому корреспонденты и фотографы были на ферме частыми гостями.
Деревня исчезла, но память осталась. Моя прабабушка и Искорцева Александра Николаевна рассказывали, как отмечали в деревне некоторые праздники.
Самым долгожданным и любимым зимним праздником мочищенцев было Крещение. Отовсюду съезжались на этот праздник в деревню гости (иногда приезжало до 120 человек). Было, как никогда, очень людно, весело и шумно. Ходили колядовать, обряжаясь в разные костюмы.
Летом самым популярным был престольный праздник – Троица. Жители Мочища и близлежащих деревень – Старых Артей, Сенной – сходились вечерами на мочищенском мосту. Песни, пляски были до утра. А гармонистами были Нефёдов Анатолий Васильевич и Чебыкин Николай Герасимович.
Молодёжь свободное время любила проводить в клубе. У клуба из колеса была сделана карусель, днем на ней крутились малыши, а вечером - молодежь. Зимой, когда привозили фильм, жители, идя в клуб на сеанс, несли с собой поленья дров, чтобы протопить клубную печь.
А если на селе была свадьба, то гуляли все жители. Свадьбы проводились на два двора: в первый день у жениха, во второй – у невесты. Если случалось горе, то печалились тоже все вместе. Одним словом, жили дружно и сплочённо, может быть потому, что деревня была небольшой и все друг другу кем-то доводились по-родственному.
Быт жителей был очень простым. Дома были небольшими, хотя семьи в них проживали немаленькие. Мебели в домах почти не было: стол, сундук да лавки. Спали на полатях, которые под потолком у печи были устроены во всех домах. Каждая семья имела очень большой огород, который был основным источником провианта. Для еды часто варили картошку и кашу из пшеницы, куда добавляли конопляное масло.
С конца 60-х – начала 70-х г. г. начинается постепенное вымирание деревни. Сначала исчезли окружающие Мочище деревушки – Кобылка и Оленька, а затем стали уезжать и жители Мочища.
К 1975 году на Мочище осталось всего лишь 4 семьи. 1984-й год стал последним годом существования Мочища. В этом году оттуда уехала последняя семья – семья Искорцевых. Точку в истории деревни поставило решение облисполкома от 2 февраля 1987 года за №37: «Исключить из учётных данных населённый пункт: деревню Мочище на территории Артинского района».
«Без печали и слез, будто так полагается,
Составляется акт, что с таких-то вот пор
Деревенька та «с данных учетных снимается»
И ее больше нет. Вот и весь разговор».
Деревня исчезла, но каждый год в Троицу собираются дети и внуки тех, кто родился и жил когда-то в этой небольшой деревеньке. Для того, чтобы поклониться родным местам; вспомнить, где стояли их родные дома, школа, клуб; погрустить у тополей в низине; повидаться с земляками и отдать дань памяти своей малой Родине.
II. Причины исчезновения деревни
Свою судьбу имеют не только люди, но и деревни, посёлки, города. Как и люди, они рождаются, взрослеют и, к сожалению, порой умирают. А со временем даже названия исчезнувших населённых пунктов уходят и стираются из людской памяти. Почему так случается? Почему исчезают деревни?
Этот же вопрос я задал бывшим жителям деревни Мочище. Причины исчезновения деревни они назвали разные: отсутствие работы, закрытие школы и магазина, тягу молодёжи к благам цивилизации и др. Но было и общее, что я выделил во всех ответах: обидное для них и непонятное для меня слово - «неперспективная» деревня. С помощью моего руководителя я решил разобраться с этим понятием.
В первой половине 1970‑х гг. в нашей стране была разработана программа модернизации деревни. В качестве основной задачи выдвигалось создание укрупненных благоустроенных поселков на базе совхозов и колхозов с современными условиями для жизни.
1‑й этап (1970 — 1975 гг.) был ориентирован на ликвидацию неперспективных поселений. Основное значение при определении разряда поселения имел показатель «людности», в соответствии с которым перспективное поселение должно иметь не менее 500 жителей, а лучше — более тысячи.
2‑й этап (1975 — 1980 гг.) предполагал преобразование сельских населенных пунктов в поселки городского типа, в т. ч. по уровню благоустройства, где должны были исчезнуть различия между городом и деревней.
3‑й этап (до 2000 г.) рассматривался как завершающая стадия стирания грани между городом и деревней в характере труда, быта, отдыха населения.
Наступление на «неперспективные» деревни начиналось с закрытия школ, медицинских пунктов, магазинов. Это приводило к усилению оттока трудоспособного населения и особенно молодежи. Через несколько лет деревня действительно умирала. «Скот забили, дома заколотили, жители переехали..." Такая судьба постигла сотни сельских поселений. В их числе, попавшая под пресс государственной политики, деревня Мочище.
Таким образом, основной причиной исчезновения деревни Мочище стало проведение в государственном масштабе политики по укрупнению сельских населённых пунктов. Жизнь показала ошибочность этой перспективы: деревни исчезли, а вот различия между городом и деревней остались. Время требовало другого подхода, нужна была политика поддержки и сохранения малых деревень. Не до конца осознавался и тот факт, что уничтожение малых поселений вело к исключению из оборота значительных земельных массивов. В конечном итоге, огромные средства были пущены не на созидание, а на разрушение.
III. «Поставьте памятник деревне…» Меры по «спасению» деревни
Трагизм проводимой в 1970 –е годы политики по укрупнению сельских населённых пунктов заключался в том, что иногда исчезали поселения, которые оставались еще вполне жизнеспособными.
Я задумался над вопросом, а могла ли деревня Мочище существовать в настоящее время? Да, могла жить, если бы осталось производство. Пример тому – уцелевшая деревенька Стадухино, в которой сохранили ферму. Жизнь деревне Мочище обеспечивали и другие преимущества: выгодное географическое расположение (вдоль крупной транспортной магистрали), близость к районному центру, автобусное сообщение со школой и детским садом. В настоящее время деревня могла быть привлекательной для дачников, пчеловодов, частных предпринимателей.
Также я задумался над вопросом: не грозит ли исчезновение нашему селу Старые Арти? Пока, к счастью, нет. Будущее селу обеспечивают: близость села к районному центру, сохранение сельхозпредприятия и всей социальной инфраструктуры села, благоприятная экологическая обстановка, хорошие автомобильные пути сообщения и др. Но вместе с тем, есть серьёзные проблемы, игнорирование и отказ от решения которых могут привести к возникновению угроз для дальнейшего существования села:
1.Отток трудоспособного населения.
2.Увеличение количества маргинальных элементов.
3. Миграция молодёжи.
4. Старение населения.
Что же делать? Каковы пути «спасения» деревни? Ответ на этот вопрос, считают ученые Института экономики, по большому счету лежит на поверхности: необходимо создавать жителям отдаленных территорий возможности для заработка, то есть поощрять возникновение там производств, а не одной лишь торговли и сферы услуг.
С этой целью на Среднем Урале была в свое время разработана Схема развития и размещения производительных сил. Она предусматривает, где конкретно и какие производства должны строиться, включая самые отдаленные районы области. В рамках этой программы реализуется специальный проект "Уральская деревня", он направлен на поддержку тех, кто живет в сельской местности, на сохранение уральских сел и деревень.
Меры по «спасению» деревни
( исходя из проблем села Старые Арти)
1. Создание новых и модернизация старых производств;
2. Повышение заработной платы (установление минимального порога от
25 тыс. рублей);
3. Cтроительство доступного и комфортного жилья для молодых семей;
4. Развитие учреждений культурно - досуговой сферы и спорта;
5. Создание филиалов дополнительного образования (музыкальная школа,
спортивная школа)
6. Улучшение медицинского обслуживания (открытие стоматологического и
физиопроцедурного кабинетов, ранняя диагностика заболеваний);
7. Пропаганда здорового образа жизни;
8. Широкое освещение в прессе жизни на селе;
9. Предоставление льгот при поступлении в ВУЗы для сельской молодёжи.
IV. Результаты работы и практическая значимость результатов исследования
Считаю свою работу результативной и значимой, так как моё исследование способствует восстановлению исторической памяти об исчезнувших деревнях и повышает интерес учащихся и жителей села к обозначенным проблемам.
Интересная работа по теме исследования позволила мне познакомиться с историей малой Родины моих предков, выяснить причины исчезновения деревни Мочище.
На основании свидетельств очевидцев составлен план исчезнувшей деревни (Приложение 1), собраны фотографии бывших жителей поселения. Вместе с учащимися начальных классов была совершена экскурсия к месту расположения бывшей деревни (Приложение 4).
Результаты работы представлены в презентации и буклете, которые можно использовать на уроках истории, обществознания, географии, классных часах, для бесед в начальной школе и при проведении экскурсий в школьном музее.
Работа над проектом обогатила навыки исследовательской работы.
Планируется публикация материалов исследования в газете «Артинские вести».
Заключение
Итак, деревня Мочище прошла славный исторический путь, равный 75 годам. Удивительные люди жили и трудились в этой деревеньке, в том числе и мои предки, которыми я могу гордиться. Попав под пресс государственной политики по укрупнению сельских поселений, деревня исчезла, а могла бы жить.
Уходит старое поколение, и вместе с ним исчезают сведения об исчезнувших деревнях. Зачастую, память о них хранят только одинокие черёмухи, заглядывавшие когда-то в окна домов, кусты малины, заросшие крапивой, кое-где оставшиеся фундаменты строений, да ещё старики, жившие когда-то здесь. Многое утеряно и в истории села Мочище. Поэтому, собранный мной материал по проблеме исследования – важный вклад в сохранение исторической памяти о малой Родине.
Несмотря на то, что воочию познать места моих предков мне не довелось, деревенька Мочище мне стала ближе и дороже, потому что отсюда истоки моей семьи. Малая Родина – это святое место. Это корни каждого человека, это то, без чего невозможно жить на свете.
Работая над проблемой исследования, я понял, что знание истории своего края – лучшее средство в деле воспитания патриотизма и уважения к людям труда.
Собранные материалы я передам в музей нашей школы, чтобы ими могли воспользоваться другие исследователи. Каждый из нас может стать носителем знания о своем крае, об исторических и духовных корнях. Каждый может стать хранителем культурного наследия, стать другом и защитником своего родного уголка.
Интерес к истории своей деревни, села, района, к собственному происхождению никогда не угасал, но особенно возрос он в последнее время. Это доказывают ежегодные встречи земляков на малой Родине.
Мы не имеем права забывать об исчезнувших деревнях. Из Интернета я узнал, что в некоторых областях России проводилась акция «Поставим памятник деревне», во время которой на месте бывших деревень устанавливаются памятные знаки с годами «жизни» деревни, а также составлены книги Памяти исчезнувших деревень. Хотелось бы, чтобы эта инициатива повсеместно нашла поддержку у жителей бывших деревень, чтобы каждый, кто пройдет или проедет мимо, задумывался о прошлом и настоящем, без которых нет будущего.
Заботиться о своей малой Родине, беречь её и приумножать – важнейшая задача для нас сегодняшних. А что делать, если уже поздно, если исчезла с карты Земли наша малая Родина? Тогда наша главная задача - СОХРАНИТЬ ПАМЯТЬ о ней для будущих поколений.
Список литературы
1. Асадов Э.А.У любви не бывает разлук. – М.: Эксмо, 2006.
2.Красильников Ю.И. Очерки истории Артинского района. – Арти, 2003.
3.Матвеев А. К. Географические названия Урала: топонимический словарь .
– Екатеринбург: Сократ, 2008.
4. Мазур Л.Н. «Исчезающая деревня: сселение неперспективных деревень в Свердловской области в 1970 – 1980-е гг.// Сборник статей. - Екатеринбург: ОАО ИПП «Уральский рабочий», 2007.
5. Мельников Н. Русский крест. – М.: «Царское Дело», 2011.
6. Наровчатов С. Стихотворения и поэмы. – Л.: Советский писатель, 1985.
7. Краеведческие материалы из музея МАОУ «Староартинская СОШ».
8. Фотодокументы из семейных архивов Истоминой Н.А., Искорцевой З.Н., Искорцевой А.М.
Интернет – ресурсы
1. www.gaso-ural.ru // Государственный Архив Свердловской области
2. www.derevenka.su // Почему умирают деревни.
3. https: //news. yandex.ru
Приложение 1
План деревни Мочище
Приложение 2
Передовики Мочищенской фермы у здания конторы
1960 – е годы
(моя прабабушка – Искорцева Анна Михайловна в первом ряду справа)
Приложение 3
Мои предки - мочищенцы
Семья моей прапрабабушки Нефёдовой
Марии Васильевны Мой прадед – Нефёдов Анатолий
Васильевич
Семья моей прабабушки Искорцевой Анны Михайловны
Награды моей прабабушки – Искорцевой Анны Михайловны
Приложение 4
Экскурсия к месту расположения бывшей деревни Мочище
Так выглядит место расположения деревни сегодня
«Как пусто всё на родине моей…»
На этом месте стояла начальная школа
Место «отчего» дома последней семьи Мочища - Искорцевых
Незамерзающая речка – природный феномен Мочища
«Водяное поле» в низине
(на пригорке справа располагался дом моей прабабушки)
Здесь находился клуб