Введение
Наша школа (в настоящее время МБОУ СОШ №1) начала свою работу в 1862 году, и долгое время оставалась единственной в с. Иглино. За это время было выпущено много выдающихся учеников - ученых, артистов, музыкантов, врачей, военных. Нам есть чем гордиться и кого ставить в пример нынешним ученикам.
Участники краеведческого кружка нашей школы на протяжении нескольких лет собирают информацию из истории школы и большую помощь в этой работе оказывают учителя – ветераны и сами выпускники, окончившие школу в разное время.
В процессе беседы с учителем-ветераном Ивановой Антониной Алексеевной мы узнали о ее первых выпускниках - 10 классе 1953 года выпуска, классным руководителем которого она была (Приложение 6). Это был особый выпуск: почти все парни поступили в военные учебные заведения, а девушки в основном выбрали профессии врачей и учителей. А сами выпускники, которым уже по 80 лет, встречаются и поддерживают друг с другом связь. Один из выпускников этого класса, достигнув немалых высот в педагогической деятельности, взялся за кисть уже в преклонном возрасте и стал рисовать картины. Речь пойдет о замечательном человеке, который на протяжении всей своей сознательной жизни старается приносить пользу обществу - Трегубове Константине Федоровиче, выпускнике того самого 1953 года.
Актуальность: Работы нашего земляка, художника ТрегубоваКонстантина Федоровича, на которых изображены различные уголки природы Иглинского района, способствуют развитию чувства любви к родному краю. Любовь к природе, экологически грамотное поведение становится залогом выживания для всех нас, поэтому для нашего поколения становится актуальным воспитание любви к родному краю.
Объектом исследования является история и природа родного края.
Предметом исследования является жизнь и творчество Трегубова Константина Федоровича.
Цель работы – ознакомиться с красотой родного края, изучая творчество выдающегося выпускника нашей школы Трегубова Константина Федоровича.
Задачи:
1. Ознакомиться с биографией ТрегубоваКонстантина Федоровича
2. Изучить творчество Трегубова Константина Федоровича.
Практическая значимость работы заключается в том, что собранный и проанализированный нами материал может быть использован на уроках природоведения, классных часах, истории (региональный компонент) и во внеклассной работе. Исследовательская работа может пополнить материал школьного музея.
Гипотеза: Ознакомление с историей и красотой родного края через творчество самобытного художника, должно сформировать у детей правильные жизненные позиции: бережное отношение к природе, любовь к малой родине.
Этапы работы:
1. Беседы с выдающимися выпускниками нашей школы.
2. Знакомство с биографией художника
3. Изучение творчества художника земляка.
4. Анализ собранного материала.
5. Оформление работы.
Глава 1 БиографияТрегубова Константина Федоровича
1.1. Из воспоминаний одноклассников Трегубова К.Ф.
Узнав, что К.Ф. Трегубов закончил Иглинскую школу №1 в 1953 году, мы решили найти информацию об этом выпуске в нашем школьном музее. Нам повезло, в музее хранился альбом 10-а класса 1953 года выпуска (Приложение 9). В 2009 году, будучи уже пенсионерами, выпускники 1 сентября собрались со всех концов России (Санкт-Петербург, Москва, Сочи, и др.) в с. Иглино у Вечко Тамары Андреевны - вспоминали школьные годы, пели песни своей молодости, посетили любимых учителей: Лебедеву Надежду Андреевну и Иванову Антонину Алексеевну. Тогда же бывшие одноклассники договорились, что эти встречи будут ежегодными (Приложение 6). Самыми активными как во время учебы, так и сейчас были Бычковский Анатолий Антонович – полковник авиации, Щеглов Петр Григорьевич –капитан второго ранга, Трегубов Константин Федорович - преподаватель. Мы встретились Щегловым Петром Григорьевичем (Приложение 7), что бы узнать, какими были школьные годы Трегубова К.Ф.. Петр Григорьевич поведал нам о тяжелом военном детстве и голодном послевоенном отрочестве. «Не все парни шли в 10 класс, многие недоучивались и шли работать, чтобы прокормить семью. Начальные классы Константин окончил в селе Кудеевка, в Иглинскую школу №1 пришел в 9 классе. Жили мы с ним в интернате при школе, сами носили воду, топили печь, жили впроголодь, но старались заниматься спортом. Среди сверстников Константин выделялся трудолюбием и ответственностью. Все парни нашего класса старались хорошо учиться, мы понимали, что стране нужны грамотные специалисты»[4].
Так же мы встретились с одноклассницами художника Вечко Тамарой Андреевной, Глуховой Руфиной Григорьевной (Приложение 7.) Тамара Андреевна с удовольствием вспоминает школьные годы. – «Мы с радостью ходили в школу, здесь нам было тепло и уютно, и ребята у нас были хорошие, уважали нас - девочек. Помню, как зимой, придя в школу, грелись у печки, одежка у нас была не очень теплая». Нам было приятно общаться с нашими собеседниками, которые, несмотря на преклонный возраст, хорошо помнят свою молодость, отличаются интеллигентностью, доброжелательностью и скромностью. Тамара Андреевна вспоминала, как Жаркова Клавдия Григорьевна - учитель начальных классов, частенько оставляла мальчишек после уроков, учить правила по русскому языку. А Антонина Алексеевна - наш классный руководитель, была сама еще молоденькой, но не давала нам расслабиться. Не очень любят рассказывать наши выпускники о своих успехах, старались высказать благодарность своим учителям, которые дали им прочные знания.
Глава 1.2 Семья
Летом мы побывали в гостях у Константина Федоровича на его малой родине. Художник рассказал свою биографию: «Родился я в селе Новотроицкое Иглинского района 1 апреля 1935 года. Мой прадед Трегубов Алексей Яковлевич, приехавший в Башкирию из Вятской губернии, был основателем этой деревни в 1871 году. Дед - Семен Алексеевич работал в колхозе «Красный обоз», а отец – Федор Семенович был участником ВОВ. Все мое детство прошло в деревне. Некоторые картинки из детства я отобразил в своих работах. По образованию я инженер-механик сельхозтехники, много лет работал в сфере профессионального образования, готовил специалистов-каменщиков, электриков, трактористов, комбайнеров, водителей. Все время занимала работа, но уже тогда я чутко реагировал на красоту родного края. Мне очень нравилось фотографировать пейзажи, бывать на природе.
К занятиям живописью меня подтолкнули знакомство и дальнейшая дружба с заслуженным работником культуры Республики Башкортостан, художником Анатолием Романовым. Как-то раз я посмотрел, как он смешивает краски, и мне захотелось написать что-то свое. Так и появилась моя первая картина — ваза с георгинами. А было мне уже больше 70 лет.
Откуда вдруг появилось это умение — трудно объяснить. Быть может, «сработали» деревенские корни, генетическая близость к истокам. Как бы там ни было, я понял, что замечаю изменчивую красоту окружающего мира, а «выхватив» эту красоту, уже не могу не передать ее»[2].
С тех пор как Трегубов К.Ф. начал заниматься живописью, он создал множество картин, удивляя родных и друзей своей плодовитостью художника. Несмотря на это, процесс создания картин ни в коем случае не напоминает конвейер. «От идеи к написанию пейзажа перехожу не сразу. Супруга Людмила Сергеевна то и дело напоминает — пора приниматься за картину! Но я отвечаю — еще не время. И вот наступает момент, когда идея окончательно оформилась — это понимаешь сразу. Настроение великолепное, душа поет! И я начинаю. При этом меня совершенно не занимают портреты, — я люблю писать именно пейзажи» — уточняет художник. «Если мы творим, — значит, мы живем, — поясняет свою мысль Константин Федорович. — Кроме того, за эти годы я понял — человек не может жить один. Душа, находящаяся в одиночестве, сгорает. Радость состоит в общении с твоими родными и близкими. Особенно я благодарен за поддержку моей дорогой спутнице жизни — жене Людмиле Сергеевне»[2].
Кстати, супруги в 2017 году отметили 55 лет совместной жизни. Людмила Сергеевна (Приложение5), не испугалась трудностей, ради любимого мужа бросила городскую жизнь и переехала жить в деревню – на родину супруга, где приходиться топить печку, ухаживать за огородом, курочками и доить козу. Людмила Сергеевна тоже, как и Константин Федорович, очень увлеченный человек: выращивает различные цветы, любит готовить и тепло встречать гостей. Супруги вместе закончили Башкирский сельхозинститут, только она по специальности ветеринарный врач, и преподавала в зоотехникуме. Эти милые интеллигентные люди привыкли преодолевать трудности вместе, поддерживая друг друга. Воспитали сына с дочерью и трех внуков, которые получили высшее образование и стали достойными людьми. Людмила Сергеевна является самым главным критиком и помощником художника.
Глава 1.3 Увлечения.
Помимо живописи у Константина Федоровича много других увлечений. В деревенском доме интерьер украшают не только картины, но и большое количество часов - это огромные напольные и небольшие настольные, или полностью сделанные по своему проекту часы. И все они работают.
«Я коллекционирую механические часы прошлых столетий, — объясняет Константин Федорович. — Обычно мне достаются отработавшие свое время механизмы в виде отдельных фрагментов. Из них я собираю полноценные работающие экземпляры. Самый ценный экспонат – немецкие часы, собранные своими руками. Я выкупил у своей соседки механизм, гири и маятник, — вспоминает коллекционер. – Потом начал искать литературу, изучал схемы. Через три года часы были готовы»[2]. Мастер воодушевленно рассказывает, как неделями вытачивал некоторые недостающие детали или на токарном станке изготавливал, сложной конструкции, корпус для новых часов и рисовал к ним циферблат. В Иглинском краеведческом музее Константин Федорович успешно провел свою выставку старинных отремонтированных настенных часов - более 30 экземпляров (Приложение3). Еще художник завел нам старый патефон, так же отреставрированный своими руками. И сам подпевал воспроизводимым песням. У нас есть видеозапись одной из песен.
Затем Константин Федорович провел нас в соседний дом - дом своих родителей, где он собрал все домашнюю утварь русского крестьянина 19-20 веков. Мечтает здесь открыть музей крестьянского быта (Приложение 10). Для нас этот дом музей был очень интересен тем, что сам художник рассказал и показал, как пользовались этими старинными инструментами: палка-заменитель утюга, взбивалка для масла, палка с грузом для отбивания колосьев, а так же иконы в интересном написании, самодельная люлька для младенца. Кстати важный экспонат музея - ткацкий станок так же был отремонтирован художником. На видео сняты фрагменты из этой встречи. Двор художника украшали цветы, с любовью выращенные хозяйкой Людмилой Сергеевной - гортензии, гладиолусы, флоксы (Приложение 5). Супруга Константина Федоровича не только верный друг и помощник художника, но и сама имеет много увлечений: вяжет, вышивает. Гостеприимные хозяева напоили нас чаем с блинами и свежим медом, собранным на своей пасеке.
Художник нам рассказал историю своего села, керамического завода. Как во время войны глина из этих мест шла на изготовление высокопрочных печей для изготовления оружия. Так же Константин Федорович показал нам самые красивые места вокруг села. Нас привлекло голубое озеро, образованное в карьере, где добывали белую глину для завода (Приложение 10). Вода в нем действительно отдавала голубизной, и была довольно прозрачная и чистая, мы даже накупались в нем. Художник много ездит по республике любит рыбачить, увлекается охотой, сбором грибов, а так же содержит небольшую пасеку (Приложение5).
По твердому убеждению нашего героя, жизнь — это творчество и труд.
Глава 1.4 Общественная деятельность.
Константин Федорович занимается так же общественной деятельностью. Он регулярно встречается с художниками Башкортостана, выезжает с ними на пленэр, проводит встречи со школьниками, на которых пытается донести до ребят как важно хорошо учиться и стремится сформировать у детей правильные жизненные позиции.
В нашей школе Константин Федорович уже дважды проводил выставки своих работ, многократно общался с ребятами. А в октябре 2016 года мы пригласили нашего земляка с целью познакомиться поближе, взяли у него интервью. Константин Федорович рассказал школьникам о своем творчестве, поделился воспоминаниями о прошлом, ведь, будучи человеком уже пожилым, повидал он на своем веку немало. Не обошел вниманием художник в разговоре с учащимися и тему патриотизма, выразил надежду, что ребята станут достойными гражданами нашей страны. «Думайте, творите, дерзайте, и все у вас получится» - напутствовал детей Константин Федорович[2]. В конце встречи К.Ф.Трегубову были вручены благодарственные письма от администрации школы и от учеников. А своей родной школе художник подарил картину «Русское поле».
Самая значимая выставка К.Ф.Трегубова была организована в честь его 80-летия в галерее народного искусства «Урал» в г. Уфа, 26 октября 2015 года - под названием «Художник и Время», на которой было представлено 20 полотен – пейзажи и натюрморты, и отреставрированные им старинные часы.
Так же художника беспокоит благоустройство села. Бьет тревогу о бездорожье села Новотроицкое, сам обращается во все инстанции и пишет статьи в районную газету.
Вывод: Изучая биографию художника, мы узнали много исторических фактов из истории Иглинского района.
Глава 2. Творчество самобытного художника Трегубова Константина Федоровича.
2.1 Знакомство с работами художника на выставке в стенах школы №1.
Впервые с творчеством Константина Федоровича Трегубова мы
познакомились 6 апреля 2015 года, когда он приехал к нам в школу с выставкой своих картин (Приложение 1). Выставка из 28 работ художника проходила в течение двух недель в актовом зале школы. Ученики смогли внимательно изучить творчество Константина Федоровича. Тема произведений К. Ф. Трегубова – родная природа, деревенская жизнь.
Мимолетно скользнуть взглядом по картине Константина Федоровича не получится. Его полотна заставляют остановиться, приглядеться — и вот ты уже заворожен красотами Иглинского района. Леса и поля, реки и луга переданы с удивительной точностью и любовью. В картинах Константина Трегубова — искреннее отношение к природе, любовь к земле. Язык его картин — искренних, ярких и самобытных — понятен каждому и зажигает в душе самые теплые и добрые чувства! Названия картин совершенно бесхитростны: «Ночь при луне», «Лосиный переход», «Поздняя осень», «Березы», «Ромашки», «Зима», «Золото осени», «На рыбалке» [6]. Картину «Золото осени» художник подписал « В подарок любимой школе» и торжественно вручил директору школы Земфире Наилевне. Константин Федорович рассказал, как возник замысел написания данной работы, - «Осенью мы с семьей поехали за грибами в сторону Охлебинино. Грибов набрали немного, зато я красивое место запечатлел» [2].
Как профессионалы в сфере искусства, так и обычные люди, знакомые с картинами Константина Федоровича, в один голос уверяют — он умеет видеть то, что скрыто. А кто-то и вовсе называет его полотна «лучезарными»[6].
Мы долго разглядывали картину « Русское поле» (Приложение 2) и заметили, что художник тщательно прорисовывает каждый колосок. Как сказал сам автор, пишет он исключительно кисточками самого малого размера - нулевкой, единичкой и двойкой[2]. От того и работы выполнены безукоризненно, с детальной проработкой. Подкупает и бережное отношение художника к холсту — Константин Федорович Трегубов заполняет красками весь холст до самого последнего сантиметра. Из истории замысла написания картины: « А эту картину я с детства мечтал нарисовать. Как то, набрав корзину ягод, я мальчишкой спрятался в поле ржи от назойливых подростков с соседней деревни, которые хотели поживиться собранным урожаем. Колосья были высотой почти с мой рост. Вот такая высокая рожь была»[2].
Из статьи художника члена Международной федерации художников ЮНЕСКО Асадуллиной Ляли Глюсовны, побывавшей в гостях у нашего земляка: « По технике исполнения эти работы относятся к наивному искусству. Но по моему твердому убеждению, такое любительское искусство прежде всего от слова любовь. И, согласитесь, так много картин профессиональных художников, которые заморачивают свою и чужие головы различными обобщениями и грязной палитрой, что за колористическими задачами уже и не видно самой природы. А в работах этого художника такая чарующая чистота и любование природой во все времена года, в любое время суток. Здесь и бескрайние пшеничные или подсолнечные поля, и прозрачные реки с крутыми скалами, и хороводы белоствольных берез…»[6]
Глава 2.2. Творческие планы
Сейчас Константин Федорович работает сразу над несколькими картинами: одна под названием «Зимний пейзаж». Идея возникла еще в декабре, когда после 30 градусных морозов прошел снег, и деревья покрылись снегом, будто окутались в шубы и согреваются после сильных морозов. Художник рассказывал, как возникла композиция, как долго думал, что же не хватает, как к березам и елям добавил в углу около старого забора рябинку с гроздями ягод и картина сразу заиграла.
Еще одна картина – давняя задумка художника – пока не имеет названия. «Летом в с. Авангард я наблюдал, как паслись кони. И вот изобразил красную кобылицу, кормящую жеребенка в центре, чуть подальше белая лошадь с поднятой головой. Что-то не нравится, переделывал, решил нарисовать с опущенной головой, получилось лучше».
Следующая картина «На обложную охоту». Здесь изображена сцена охоты на волков с применением флажков.
«Давно хочу написать ночной пейзаж,- делится художник, - вот начал работу над картиной «Перед дождем»[2].
Константин Федорович постоянно самообразовывается, развивается: встречается с художниками, читает литературу. На сегодняшний день К.Ф.Трегубовым проведено десять выставок, написано около ста картин и продолжается работа над пятью картинами.
Деятельный и общительный, художник сохраняет бодрость духа, и строит творческие планы: дописать начатые картины и начать новые, провести выставки в других школах района, открыть краеведческий музей у себя в деревне, продолжить коллекционировать часы. Только переживает художник - времени очень не хватает, хотя спит всего по 4 часа в сутки.
Вывод: изучая творчество самобытного художника мы ознакомились с красотами природы Иглинского района и прониклись любовью к природе.
Заключение.
Константин Федорович ведет большую работу и как художник и как истинный педагог. Работы художника прививают у нас, подрастающего поколения, любовь к родному краю, ведь на его полотнах, в основном, пейзажи родного Иглинского района. Константин Федорович рассказал нам о своей насыщенной жизни, из которой мы узнали исторические события родного края. Его пример для нас очень поучителен. Мы теперь знаем, как важно стремиться к знаниям, добиваться поставленных целей и главное быть патриотом: любить и защищать свою Родину и конечно бережно относиться к природе.
Вывод: Мы справились с поставленной целью: ознакомились с историческими событиями родного края, изучая биографию Константина Федоровича, а изучая творчество самобытного художника ознакомились с красотами природы Иглинского района и прониклись любовью к природе. Данная работа пополнит школьный музей.
Использованные источники:
Материалы школьного музея.
Беседы с Трегубовым К.Ф.
Беседа с классным руководителем Ивановой Антониной Алексеевной.
Беседа с одноклассником Щегловым Петр Григорьевичем.
Беседа с одноклассницами Глуховой Руфиной Григорьевной, Вечко Тамарой Андреевной.
Статья Асадуллиной Л.Г.
Приложения:
Приложение 1
Выставка работ Трегубова К.Ф. в МБОУ СОШ №1 с.Иглино
Картина «Золото осени» - подарок школе.
Приложение 2
Встреча художника с учениками 5-7 классов МБОУ СОШ №1. Картина «Русское поле» - подарок школе.
Выставка художника в Иглинском краеведческом музее.
Приложение 3
Интерьер деревенского дома украшают картины собственной работы и отреставрированные часы
Приложение 4
Трофейный патефон
Приложение 5
Супруга Людмила Сергеевна
Своя пасека
Приложение 6
Работы художника Трегубова К.Ф.
Приложение 7
Встреча с одноклассниками Трегубова К.Ф.
Приложение 8
Встреча выпускников с Ивановой Антониной Алексеевной (2009 г)
Встреча выпускников с Лебедевой Надеждой Андреевной(2009 г).
Приложение 9
10а класс Иглинской школы №1 1953 год
Приложение 10
Знакомство учеников с будущими экспонатами краеведческого музея.
Голубое озеро около с.Новотроицкое