А.С. Пушкин и В.И. Даль в Западном Казахстане. Образ А.С. Пушкина в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

А.С. Пушкин и В.И. Даль в Западном Казахстане. Образ А.С. Пушкина в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля

Моргунов  В.А. 1
1Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления
Опря  О.В. 1
1Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В школе на уроке русской литературы я прочитал произведение Александра Сергеевича Пушкина «Цыганы». Учитель рассказал о пребывании Александра Сергеевича в Уральске осенью 1833 года, упомянув о том, что в тот период в наших краях служил чиновником особых поручений Владимир Иванович Даль, являющийся автором популярного «Толкового словаря живого великорусского языка». Пушкин благословил труд Даля по созданию Словаря. Я узнал, что между Пушкиным и Далем существовала тесная дружеская связь, они были современниками, авторами известных произведений.

После того, как я услышал этот рассказ, я заинтересовался творческими и дружескими отношениями этих двух великих людей. Я обратился в музей А.С. Пушкина, который находится в центре нашего города, и экскурсовод рассказала о том, что Пушкин прибыл в наш город для сбора материала о Пугачевском восстании. Решив больше узнать о пребывании русского поэта и ученого-лексикографа на уральской земле, я начал собирать материал, читать книги ученых-краеведов, исследователей творчества Пушкина и Даля[4]. У меня возникла идея исследовать уникальные факты страниц биографии Пушкина, касающихся взаимоотношений писателей. Читая «Толковый словарь живого великорусского языка», я встретил цитаты из произведений Пушкина. Результатом пребывания Пушкина на уральской земле стал роман «Капитанская дочка», а результатом пребывания Даля – повести, рассказы, очерки, научные статьи о народах Западного Казахстана. Жизнь и творчество Пушкина оказали огромное влияние на творчество Даля даже в такой степени, что образ Пушкина присутствует в Словаре Даля. Это представляло для меня большой интерес, поскольку мне хотелось расширить свой кругозор в истории нашего края.

Я поставил перед собой следующие цели (теоретическую и практическую):

Сделать выборку цитат, связанных с Пушкиным, в «Толковом словаре живого великорусского языка» и проанализировать их.

Согласно исследованному научному материалу, создать электронную книгу «А.С. Пушкин и В.И. Даль на уральской земле».

Задачи:

1)Подробно изучить факты взаимоотношений Пушкина и Даля на уральской земле.

2)Доказать анализом цитат в «Толковом словаре живого великорусского языка», что Даль поставил задачу сохранить образ Пушкина для потомков.

3)Собрать материал для электронной книги, которую можно было бы использовать на уроках литературы в школе.

Гипотеза: я предполагаю доказать, что факты взаимоотношений А.С. Пушкина и В.И. Даля на уральской земле отразились в творчестве обоих великих людей, особенную научную ценность представляют цитаты в «Толковом словаре живого великорусского языка», поскольку сохраняют память о русском поэте в историческом и культурно-языковом контексте.

Методы исследования: сбор материала в источниках, в музеях, сплошная выборка, анализ фрагментов, составление таблицы и электронной книги.

Основная часть

Личность и творчество Александра Сергеевича Пушкина воздействовали на Владимира Ивановича Даля еще задолго до их непосредственного знакомства. Читая поэму Пушкина «Цыганы» (1827), мы узнали, что и у Даля есть произведение с подобным названием – «Цыганка» (1830). Но у произведений не только схожие названия, есть переклички в сюжете, а также Даль взял в качестве эпиграфов к VI и XIX главам строки из произведений Пушкина: «Слыву я девою жестокой, / Неумолимой красотой…» и «Ее пленительные очи / Яснее дня, чернее ночи!» - соответственно из «Кавказского пленника» и «Бахчисарайского фонтана». Но поводом к знакомству с А.С. Пушкиным, по свидетельству самого Даля, послужил выход в 1832 году «Русских народных сказок», сочиненных Далем. Это знакомство переросло в тесную дружбу, а восторженное отношение Даля к личности и творчеству великого поэта сохранилось на всю жизнь и стало стимулом к включению в Словарь фрагментов произведений Пушкина, а также слов Даля о Пушкине.

Как известно, в Оренбург Пушкина привело созревшее в процессе работы над «Историей Пугачева» желание ознакомиться с казачьим бытом и фольклором. Поэт писал: «Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мной описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев, и вновь поверяя их дряхлеющую память исторической критикою». Как отмечают исследователи, решение о поездке в Оренбург Пушкин принимает окончательно после назначения туда военным губернатором хорошо знакомого ему В.А. Перовского и чиновником особых поручений при нем Даля.

В научной литературе существует несколько мнений о поездке А.С. Пушкина в Уральск совместно с Далем или в одиночку. Я решил сначала выбрать мнения, которые представляются наиболее достоверными. С целью систематизации мнений оформил таблицу:

Таблица 1. Мнения ученых о поездке Пушкина в Уральск

К.А. Бух, служивший в сентябре 1833г. в Оренбурге:

«Когда в сентябре 1833г. приехал Пушкин …, Даль ездил провожать его по станицам Уральского и Оренбургского казачьих войск». [2]

П.Л. Юдин: «Старожилы даже уверяют, что, по поручению Перовского, Даль сопровождал поэта в его поездке по станицам и крепостям (до Уральска) и указывал ему места Пугачевских становищ и погромов». [14]

П.В. Анненков: «Там останавливался он, как мы слышали, в доме самого генерал-губернатора и вместе с Далем объехал Оренбургскую линию крепостей…» [1]

Л.Н. Майков:

«Как видно из рассказа Даля (выделено нами – А.Д и В.М.) он неразлучно провел с Пушкиным пять дней – с 18 по 23 сентября».

«Тонкое замечание Даля свидетельствует, что он не только питал уважение к Пушкину, но и прекрасно понимал его гениальную природу…».[9]

В.А. Порудоминский:

«Пушкин шел дорогами Пугачева…Даль сопровождал его». [10]

Ю.П. Фесенко:

«Появление Даля в Оренбурге в самом конце сентября свидетельствует о том, что он сопровождал Пушкина не только в Уральск, но и дальше, до границ Оренбургского края».

«Думается, что именно благодаря целенаправленной помощи Даля, который имел богатый опыт по сбору фольклора, Пушкин смог в короткий срок (по сути дела проездом) услышать чрезвычайно важные свидетельства о вожде крестьянского восстания». [13]

Д.Н. Соколов заявляет о присутствии Даля в Оренбурге в то время, «когда поэт был уже на полдороге к Уральску». [12]

Из таблицы ясно, что большинство ученых склоняются к мнению о совместной поездке Пушкина и Даля в Уральск(кроме Соколова). Особенно выделяется свидетельство Л.Н. Майкова, который подчеркивает, что слышал от Даля о совместной поездке. Современный исследователь Даля Ю.П. Фесенко проанализировал дорожные тетради Пушкина и сделал вывод о внесении записей в эти тетради Далем во время совместной поездки в Уральск. Я понял, что в основном исследователей волнует факт совместной поездки, поскольку о пребывании Пушкина в нашем городе почти ничего не известно.

Поэтому следующим моим этапом стало изучение материалов музея Пушкина, который находится в центре Уральска (проспект Достык-Дружба, 168). Музей расположен в госпитале УВД, но в XIX веке здесь находился дом уральского наказного атамана В.О.Покатилова. Здание это было построено незадолго до приезда поэта в Уральск по проекту итальянского архитектора Дильмедино. Доподлинно известно, что Пушкин побывал в старой части нашего города – в районе Куреней (казачьи дома), а также в Соборе Михаила Архангела, ставшим крепостью во время осады города Пугачевым. Собор Петра и Павла, в котором венчались Пугачев и уральская казачка Устинья Кузнецова, не сохранился до наших дней. На этом месте расположен ныне памятник Пушкину. Но дом, где жили Пугачев и Устинья, сохранился, в нем также расположен музей. О делах Пушкина в Уральске говорит и его письмо к жене: «Последнее письмо мое должна ты была получить из Оренбурга. Оттуда я поехал в Уральск – тамошний атаман и казаки приняли меня славно, дали мне два обеда, подпили за мое здоровье. Наперерыв давали мне известия, в которых имел нужду, и накормили меня свежей икрой, при мне изготовленной». В статьях «Скачка в Уральске» и «Скачка в Уральске и Оренбурге» В.И. Даль описывает балы в доме атамана Покатилова, я предполагаю, что такой бал дали местные жители и в честь А.С. Пушкина в дни его приезда в Уральск. Это возможно, так как в те времена Уральск был городом большим, с каменными домами, большой центральной улицей, библиотеками и различными городскими учреждениями.

Я обратил внимание на один факт, связанный с Пушкиным. Это запись казахской легенды о Козы-Корпеш и Баян-Сулу. Впервые она была опубликована Л.Б. Модзалевским. Исследователи выдвигают гипотезу о том, что запись легенды была для Пушкина сделана Далем (который хорошо знал казахский язык, пользовался популярностью в казахских степях) в Уральске. Я считаю это возможным, так как у самого Владимира Ивановича есть повесть «Бикей и Мауляна» о казахских Ромео и Джульетте, почти полностью повторяющая сюжет «Козы-Корпеш и Баян-Сулу».

После изучения этих фактов я обратился к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля[3]. В "Напутном слове" к Словарю Даль призывает: "Взгляните на Державина, на Карамзина, Крылова, на Жуковского, Пушкина и на некоторых нынешних даровитых писателей, не ясно ли, что они избегали чужеречий; что старались, каждый по-своему, писать чистым русским языком?"(I, С.9).

Даль создает такой портрет Пушкина, в котором сливается творец и человек. Например, Даль приводит следующее восклицание Пушкина: "Я влюблен и очарован и кругом огончарован!"(II, 641) – романтическое выражение поэтом чувства любви, радости любви и радости жизни. И тут же, в этом же томе: "Отходит, сказал я тихо Жуковскому, сидя у изголовья Пушкина и держа руку его"(II, 632) – речь идет о последних минутах великого человека, которым Даль был свидетель. В.А. Жуковский в письме к С.Л. Пушкину пишет: «Даль шепнул мне: «Отходит». <…> «Кончилось», - отвечал мне Даль. Так тихо, так таинственно удалилась душа его».

Основоположное начало творчества Пушкина, как оно выражено в Словаре, наиболее четко сформулировано Далем в следующем высказывании: "Пушкин тщательно обрабатывал свои стихи. Он хорошо обработал язык свой, речь свою, и красно говорит"(II,509). Даль учитывает это и искусно подбирает цитаты из поэзии Пушкина. Так, например, в III и IV томах сконцентрированы цитаты из "Евгения Онегина", центрального во всех отношениях творения Пушкина: "Не нужно золота ему, когда простой продукт имеет"(III,391) – подразумевается образование Евгения Онегина; "Когда ж хотелось уничтожить ему соперников своих – как он язвительно злословил!"(IV,309) – прямая оценка образа героя; "Старушки улыбались ей, льстя"(IV,302) – в оригинале сказано несколько иначе о Татьяне Лариной: "К ней дамы подвигались ближе; старушки улыбались ей…»; "Старик, по старому шутивший, отменно тонко и остро"(IV,439) – Даль подчеркивает умение Пушкина воспроизвести в слове дух ушедшей эпохи Просвещения; "Но вот трещат уже морозы… читатель ждет уж рифмы: розы, на-вот, возьми её!"(III,526) – незначительно измененная строфа XLII главы 4, или цитирование крылатых строк: "Под старость жизнь такая гадость"(IV,165) из XLII строфы 7 главы "Евгения Онегина". Дополнительно привлекаются выдержки и из других произведений: "На вес кумир ты ценишь бельведерский"(IV,375) – из стихотворения "Поэт и толпа"; "Я ускорил Феодора кончину! Пушкин (о клевете на Годунова), способствовал ранней смерти его"(IV,320) – выдержка из монолога Бориса Годунова, героя одноименной трагедии Пушкина; "У лукоморья дуб зеленый"(II, 230) – строка из посвящения к поэме "Руслан и Людмила". В некоторых случаях Даль не открывает авторства, когда оно очевидно: "Дела давно минувших дней, преданье старины глубокой!"(IV,165) – из вступления к песни первой "Руслана и Людмилы", в оригинале слово "преданье" во множественном числе и нет восклицательного знака. Строка "Или… стальной щетиною сверкая, не встанет Русская земля?"(IV,445) из пушкинского стихотворения "Клеветникам России" задает сквозной лейтмотив народной освободительной войны 1812г., который реализуется далее в цитируемых строках стихотворения «Наполеон»: "Давно ли царства упадали при громах силы роковой?"(IV,310) и "И льдистый ужас полуночи"(IV,291). Эти строки возбуждают определенные ассоциации, развить которые помогает экскурс по Словарю. Имя Наполеона появляется уже в первом томе: "Наполеон чаял, что ему поднесут кремлевские ключи на золотом блюде"(I,136) – возможно, реминисценция строк из "Евгения Онегина": "Напрасно ждал Наполеон… Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля…". А в IV томе сорасположены почти рядом следующие высказывания: "Александр и Наполеон были современники"(IV, 117) и "Может быть, предки наши и не чаяли народить такого потомства, каковы современники наши"(IV,117). Тему защиты Отечества поддерживают и цитаты из поэмы Пушкина "Полтава": "Далече грянуло ура: полки завидели Петра"(IV, 315) – взгляд на историческое прошлое России; "Вокруг высокого чела, как тучи, локоны чернеют"(IV,392) – описание главной героини поэмы дочери Кочубея Марии. А вот дочь Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской и Петра Петровича Ланского восемь лет (1885–1893) прожила в Уральске. Софья Петровна Ланская на протяжении этих лет считалась здесь первой дамой, так как была женой генерала Николая Шипова, бывшего наказным атаманом Уральского казачьего войска. И жила она в том самом атаманском доме, где поэт останавливался в 1833 году, то есть в доме атамана Покатилова.

С уральскими и оренбургскими поездками Пушкина и Даля связаны в Словаре и фрагменты о Емельяне Пугачеве. В «Воспоминаниях о Пушкине» Даль говорит о рассказанном казаками предании: «…Пугач, ворвавшись в Берды, где испуганный народ собрался в церкви и на паперти, вошел также в церковь. Народ расступился в страхе, кланялся, падал ниц. Приняв важный вид, Пугач пошел прямо в алтарь, сел на царский престол и сказал вслух: «Как давно я не сидел на престоле!» В мужицком невежестве своем он воображал, что престол церковный есть царское седалище». Тема самозванства Пугачева звучит в следующих записях Даля в «Толковом словаре»: «Христонаступник Пугачев, заняв столицу Берды, сел на царский престол, слышав, что царь сидит на престоле» (IV,367), «Давно я не сидел на престоле, сказал Пугачев, садясь в Бердах на престол в церкви, который считал царским местом» (III,322). От старой казачки Бунтовой услышали писатели про «золотые палаты» Пугача – обитою медною латунью избу. В Оренбурге бытовало предание о «золотом дворце» Пугачева – избе, обитой латунными листами. Даль воспринимает палаты более реально и пишет в Словаре: «Пугачев в селе Бердах помедил избу, в которой стоял»(III,223).

Анализируя фрагменты в «Толковом словаре живого великорусского языка», связанные с личностью и творчеством А.С. Пушкина, я пришел к выводу, что этих фрагментов немало, все они говорят о обширном влиянии на личность, мировоззрение и творчество В.И. Даля. В «Воспоминаниях о Пушкине» Даль поставил себе задачу: «Много алмазных искр Пушкина рассыпались тут и там в темноте; иные уже угасли и едва ли не навсегда; много подробностей жизни его известно на разных концах России: их надо бы свести все в одно место». Он эту задачу выполнил.

Следующим этапом моей работы стало создание электронной книги «А.С. Пушкин и В.И. Даль на уральской земле», которую я выслал Приложением 1.

Заключение

Я изучил факты о взаимоотношениях А. С. Пушкина и В.И. Даля осенью 1833г. и выбрали наиболее интересные мнения и факты о совместной поездке в Уральск и связи творчества Пушкина и Даля.

Прихожу к выводу, что, цитируя произведения Пушкина в «Толковом словаре живого великорусского языка», Даль ставил задачу сохранить образ Пушкина для потомков, демонстрировал начитанность, включая строки Пушкина в культурно-исторический контекст эпохи. Моя научная гипотеза подтвердилась.

Я создал электронную книгу «А.С. Пушкин и В.И.Даль на уральской земле», которую могут использовать учителя русской литературы на уроках.

Список использованных источников

Анненков П.В. Материалы для биографии А.С. Пушкина. СПб., 1855. С.372

Бух К.А. О знакомстве с А.С. Пушкиным. М., 1938

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2008. Цитаты даются по данному изданию.

Даль В.И. Цыганка//http://az.lib.ru/d/dalx_w_i/text_0240.shtml

Евстратов Н.Г. В.И.Даль и Западный Казахстан // Уч.зап.уральского пед.института. 1957. Т.IV. Вып.12. С.258.

Жуковский В.А. Письмо к С.Л. Пушкину// Даль Владимир Иванович. Документы. Письма. Воспоминания. Оренбург, 2008. С. 289-305

Иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина// http://www.prlib.ru/Lib/Pages/collection_pushkin/pushkin_3-2.aspx

Коллекции Президентской библиотеки// http://www.prlib.ru/Lib/Pages/collection_pushkin/collection_pushkin.aspx

Майков Л.Н. Пушкин и Даль//Даль Владимир Иванович. Документы. Письма. Воспоминания. Оренбург, 2008. С.308-320

Порудоминский В.А. Собирал человек слова… http://padaread.com/?book=88904&pg=118

Славянский Ю.Л. Поездка А.С. Пушкина в Поволжье и на Урал. Казань, 1980

Соколов Д.Н. Пушкин в Оренбурге. Пг.1916Вып.XXIIIXXIV, С.87, 69

Фесенко Ю.П. В.И. Даль. Творческая эволюция. Луганск, 1997

Юдин П.Л. Памяти А.С. Пушкина//Русский архив. 1899. №5. С.138

Приложение 1.

Не мог прикрепить книгу, поэтому разместил просто кадры.

Просмотров работы: 281