Путешествие по забытой железной дороге

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Путешествие по забытой железной дороге

Подолич К.М. 1
1МБОУ СОШ №15 г. Красногорска
Черникова М.В. 1
1МБОУ СОШ №15 г. Красногорск
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность. «Лучшее, что может дать история, это возбуждаемый ею энтузиазм», - сказал Иоганн Гёте. И с этим невозможно не согласиться. История – это бездна загадок. Их хочется разгадывать, разумеется, если интересоваться данной наукой. Мы часто не замечаем, что каждое место, каждая постройка имеют своё прошлое; проходим мимо, не задумываясь, что за ними могут тянуться шлейфом годы, жизни и судьбы. Время всё бежит и бежит, а история отдельных мест теряется, забывается. Мы привыкли изучать только выдающиеся события и факты, будь-то войны или масштабные стройки новых городов. Однако значительный исторический интерес представляют вехи истории Родного Края, которые в рамках целого государства малоизвестны.

Данная работа будет посвящёна именно такой маленькой для России, но огромной для Московской области странице истории: железнодорожной ветке Нахабино – Павловская Слобода.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что мы родились и выросли в Нахабино. На наших глазах Нахабино стремительно меняется, превращается из посёлка городского типа в полноценный урбанизированный город. Население увеличивается, строятся новые микрорайоны, но и пробки не отстают в темпах прогресса. Не хватает транспорта, дорог и развязок. На решение этой проблемы нужно много времени и средств.

Мы обратили внимание, что на данном направлении иногда встречаются остатки рельс, шпал и станций (хотя раньше их было больше). Каждый, хоть и молодой, но коренной житель, знает – это закрытая железнодорожная ветка на Павловскую Слободу. Однако наших знаний оказалось недостаточно, чтобы удовлетворить интерес по этой теме. Поэтому мы поставили перед собой следующую цель: исследовать забытую железнодорожную ветку «Нахабино -Павловская Слобода» и разобраться в причинах её закрытия.

Объектом исследования стала железнодорожная ветка «Нахабино -Павловская Слобода», а её современное состояние – предметом.

Для реализации поставленной цели нами были сформированы следующие задачи:

1. Собрать информацию о функционировании в прошлом железной дороги «Нахабино - Павловская Слобода»;

2. Отыскать все станции забытой дороги, то есть совершить небольшое путешествие по местам, где раньше пролегала железная дорога;

3. Оценить современное состояние дороги и станций;

4. Проанализировать целесообразность закрытия железнодорожной ветки.

Для проведения исследования использовались следующие источники: фотодокументы, картографический материал, воспоминания жителей, Интернет-ресурсы, научные исследования, вещественные источники.

В ходе исследовательской работы нами были задействованы такие методы, как: опросы около десятка местных жителей, сравнения фотографий и картографического материала разных временных промежутков, наблюдения за состоянием железнодорожного полотна в течение времени, в том числе и мониторинг после завершения исследования, анализ полученных данных из библиотеки, архива, научных работ и Интернет-ресурсов.

Место и сроки проведения исследования: территория городских округов Красногорск и Истра (от поселений Нахабино до Павловская Слобода), сентябрь-октябрь 2017 г.

Таким образом, наше исследование обладает определённой новизной, потому что мы получили новые сведения на основе ранее известных научных утверждений. Последняя оценка состояния железнодорожной ветки была проведена в 2007 году. Мы, спустя 10 лет узнали, что с ней произошло за это время, и превнесли новые сведения в краеведческие данные Родного края.

Практическая значимость данной работы состоит в возможности использовать материалы исследования при проведении внеклассных мероприятий по истории, пополнении экспозиции школьного музея МБОУ СОШ №15, сохранении исчезающего на наших глазах облика родного края.

Глава 1. История железной дороги в устных и письменных источниках

Прежде чем отправиться на поиски забытой железной дороги, необходимо было собрать различную информацию о предмете исследования. В первую очередь спросили своих родственников, что они знают об этом. Мама и бабушка, действительно, видели собственными глазами, как на этом направлении ходили электрички; почему-то они назвали данный отрезок железной дороги «кукушка» («почему?» ещё предстояло выяснить); узнали, что по этой дороге они ездили к двоюродному дедушке и его жене, живущим в Павловской Слободе – это было крайне удобно. Бабушка сказала, что дорога вела к военной части (к слову, в Нахабино их большое количество).

Информации, которую мы получили от членов семьи, оказалось недостаточно. Поиски фотодокументов в Российском государственном архиве кинофотодокументов не увенчались успехом1. Поэтому мы решили обратиться к другим источникам, в первую очередь, к книге Е. Н. Мачульского «Красногорская земля»2. Это исследование является основополагающим при изучении истории Красногорска, однако, интересующей нас информации мы не нашли. В трудах жителя Нахабино Е.А.Шевченко встречаются факты, которые дают основание предполагать, что железная дорога существовала еще в дореволюционный период3. Более информативной для нас оказалась монография С.Ю. Мамаева, в которой представлен краткий обзор истории железной дороги. Дополнить полученную из краеведческих исследований информацию нам позволили Интернет-ресурсы и Карта Красногорского района 2003 года. Вот, что нам удалось выяснить.

Железная дорога до Павловской Слободы была построена для снабжения военных полигонов Наркомата Обороны СССР в 1920-е годы (точное время постройки не определено, однако в 1924 году станция Павловская Слобода значится в расписаниях). Ветка была однопутной, с 1956 г. электрифицированной. Поездка от одного конечного пункта до другого занимала 16 минут4. Использовалась по большей части для пассажирского движения. Нам удалось найти схему железной дороги, согласно которой существовало 6 основных остановочных пунктов5. Примечательно, что помимо 6 станций существовала ещё одна – на ответвлении на р. Истра, она находилась на территории военной части и использовалась для соответствующих целей. Однако уже с 1992 года ветка постепенно стала приходить в упадок — в связи с плохим состоянием полотна увеличилось до получаса время в пути, произошло значительное снижение пассажиропотока. Также на этот период пришёлся всплеск вандализма. В результате многие электропоезда были отменены, а в ноябре-декабре 1996 года пассажирское движение на ветке было прекращено6.

Нам удалось обнаружить карту Красногорского района 2003 г., на которой была обозначена железнодорожная ветка Нахабино-Павловская Слобода. Анализ картографических данных показал, что на картах 2012 г. её уже нет7. Объяснению этому было найдено, благодаря следующей информации: летом 2007 года производился демонтаж рельсошпальной решётки, то есть фактически ветка перестала существовать лишь в 2007 году. Официально закрыта лишь в 2011 году8.

Итак, когда общая информация оказалась собрана, было всё ещё не понятно, как осуществить задумку: где же искать дорогу? Одной карты было недостаточно. Мы обратились к похожему исследовательскому проекту «Старая Дорога», найденном на Интернет-ресурсе «Железнодорожная экзотика», там были фотографии станций и путей, но они сделаны в 2002 году. Разумеется, с темпами современной застройки всё уже изменилось. Мы подумали, что, возможно, ничего не найдём, однако, отступать не стали. Но было не ясно, где на географическом пространстве осуществлять поиски. Источники9 дали немного информации на этот счёт.

«Исаково» находилось в одноимённой деревне, «Парковая» на окраине Нахабино; от «Павловской Слободы» можно было по полевой дорожке дойти до берега реки Истра, где располагался очень оригинальный подвесной мост. Ответвление через р. Истру отходило от станции «Павловская Слобода» в сторону Павловской Слободы и заканчивалось недалеко от центра посёлка, на территории воинской части.

Но всё же теоретические изыскания дали свои плоды: выяснилось, что четыре станции («Нахабино» мы не стали рассматривать, поскольку станция действующая), возможно, не окончательно разрушены, и нам может поспособствовать удача в поисках; и всё найдётся, за исключением «Павловской слободы», которая была полностью демонтирована, но об этом нам доведётся узнать только в самой середине поисков.

Также мы получили представление: что мы ищем, и где это может быть, какова история железнодорожного пути. Изучив разнообразные источники, мы пришли к выводу, что хотим отыскать все станции, чтобы оценить их состояние спустя 10 лет после фактического демонтажа железнодорожного полотна.

Мы решили отправиться на поиски заброшенных станций. Так и начались наши «полевые работы»!

Глава 2. Полевая экскурсия

День первый

Погода была хорошая, выходной день – ничего не мешало нам отправиться на поиски заброшенных станций. Мы, как и все начинающие исследователи, рассчитывали получить всё и сразу. Думали, что поездим час и найдём ветку, затратив минимальные усилия. Мы решили начать поисковые работы с Павловской Слободы. Хотя ехали со стороны Нахабино. Итак, ориентируясь по старым и новым картам, решили, что для начала надо было доехать до центра Павловской Слободы, а потом пойти пешком вдоль р.Истра. Интересно, что на современных картах наша железнодорожная линия уже не отмечена.

По дороге к «стартовой точке» мы сделали одно интересное наблюдение: несмотря на выходной день людей, ждущих на остановках автобуса на Павловскую Слободу, много; а это значит, что транспорта недостаточно, или же он нерегулярен. Железнодорожная ветка пришлась бы кстати. Не стоит забывать также, что на подъезде к Павловской Слободе много промышленных предприятий. Рабочим нужно как-то добираться. Это были первые выводы.

Вот так в размышлениях о расширении транспортной системы мы добрались до Павловской слободы. Оставив автомобиль, мы пешком выдвинулись в сторону моста через реку. Первоначальный план был таков: спускаемся к реке, идём к лесу, находим железнодорожный мост и станцию «Павловская Слобода» рядом с ним, возвращаемся назад к машине. Но на самом первом пункте плана пришлось оценить все недостатки нашей физической подготовки. Мы вынуждены были несколько раз спускаться и подниматься по мостам и много идти по полю. Так шли довольно долго, а на пути ни следа ветки! Мы уже начали расстраиваться, потому что подумали, что станция должна быть близко к центру города по очевидным причинам, но её всё не было. Следовательно, опоздали в поисках. Уже хотели возвращаться назад, чтобы поехать на машине в другом направлении, как вдруг автору показалось, что рядом с асфальтированной дорогой есть старые столбы электропередачи. Но вблизи, оказалось, что это не так. Однако дорога, на которую вышли, была обозначена на карте. Интуитивно мы почувствовали, что на правильном пути: если пройти немного дальше, можно найти мост. Но сколько это «немного» - это хороший вопрос. Ответ решили отыскать у прохожего, но он не знал, где находится то, что мы ищем. Всё-таки решили вернуться к машине (опять же по мостам и полям) и поехать по этой самой дороге, ориентируясь по карте. Здесь же был и сделан второй вывод: поиски крайне полезны для физического здоровья; практическое изучение истории не только развивает культуру и расширяет знания, но и помогает сохранить здоровье. История вовсе не оторвана от реальности.

Итак, мы снова оказались на дороге вдоль р. Истра, правда, уже на машине. Доехав до тупика (как и предполагалось), отправились опять по полю, но, к сожалению, ничего не нашли. Хотя на одном из спусков исследователи прошли по остаткам асфальта и решили, что это могла быть тропинка к железной дороге. Но всё-таки мы захотели спросить о железном мосте у людей, выгуливавших собаку. К огромной радости, они направили нас. Мост был прямо сзади, за крупной листвой деревьев. Это была первая победа. Увидев его, мы были крайне удивлены, что такое большое сооружение постоянно обходили мимо. Мост практически разрушен, но при достатке средств и желания его возможно восстановить. Мы сделали фотографии10 и продолжили поиски в этом месте. Логичнее всего, что рядом должна быть платформа. И мы начали её поиски. Тут под ногами оказался «рельс». Радости не было предела. Ведь это первая зацепка самой дороги11. Этот занесённый песком рельс вселил надежду на успех исследования. Позже, когда радость прошла, мы руками начали раскапывать его; и оказалось, что это вовсе не рельс, а просто земля в форме рельса. Было смешно, но, тем не менее, энтузиазм от «своеобразной находки» помог найти платформу.

Пройдя чуть дальше, увидели настоящие шпалы и колею дороги12. На этот раз они оказались настоящими. Рядом в траве лежали остатки деревянных шпал. Их было достаточно много. Отметили, что, несмотря на растительность рядом, дорогу сложно не заметить. Она ещё неплохо сохранилась. Пару метров шли от моста по колее. И тут натолкнулись (уже на самом выходе на дорогу) на груду железобетонных плит13, расположенных немного выше, чем рельсы и шпалы. И тогда мы поняли: это обломки разрушенной платформы «Павловская Слобода». Ведь станции данной ветки отличались небольшой высотой относительно земли. Нас смутило только то, что станция расположена так далеко от города. Мы подумали, что в таком случае железная дорога была не выгодна, потому что людям было далеко ходить, особенно лицам пожилого возраста. Итак, ушли мы с места находок с полной уверенностью, что отыскали станцию «Павловская Слобода». Уже по окончании дня узнали: она находится в закрытом коттеджном посёлке, и от неё уже несколько лет как ничего не осталось14. А, на самом деле, были мы на ответвлении через р. Истру и нашли военную платформу. Всё объяснилось: и дальность от центра города, и скрытость, и близость к военной части.

В нашем поисковом списке стало на одну позицию меньше. Ничего не мешало теперь отправиться к следующей станции – «Исаково». Мы легко добрались до частного сектора, где по нашей информации располагалась платформа. По необычайному везению, на неё вышли спустя минуты три. Платформа была не слишком длинная – вагонов на четыре-пять (действительно, по ветке курсировали поезда из четырёх вагонов и один из шести). Плиты сохранились прекрасно15. Но перед нами встал вопрос, а с какой стороны были рельсы? С одной стороны не было столбов и насыпи, а с другой – впритык росли молодые берёзки, но росли они своеобразной аллеей, будто между ними шла дорога. Как они так быстро выросли16!

Наш первоочерёдный вопрос вскоре был разрешён: навстречу нам шёл мужчина, которого мы расспросили о железной дороге. Он сказал, что рельсы проходили там, где росли берёзы. Сам он не ездил по маршруту, но о существовании в прошлом знал. Также он направил нас: если уйти дальше от платформы, мы бы увидели старые линии электропередач, рельсы, шпалы и насыпь. Так оно и оказалось. Зрелище, надо сказать, красивое. Пока мы фотографировали, к нам подошёл мужчина и поинтересовался, что мы делаем. Нам он рассказал, что по железной дороге ездили в основном рабочие с местных предприятий, а когда одно из них закрылось, то дорога резко начала приходить в упадок. Наш респондент посчитал, что мы занимаемся хорошим и интересным делом17.

Побродив ещё немного, поняли, что идя прямо по путям, можно выйти на следующую станцию, но осуществить такой «поход» нам было не под силу, а потому мы сели в машину и поехали на станцию «Парковая-1». На подъезде у автора закрались сомнения: «А найдём ли здесь что-то?» Ведь повсюду ведутся работы по расширению автомобильной дороги, работают рабочие и строительная техника, кое-где дорога перекрыта. Но у нас была чёткая информация, что платформа находилась напротив ДК «Восток». Однако там осталась только ровная земля, никаких следов18! Мы пытались найти хотя бы что-то, какие-то остатки, но единственное, что мы увидели - это самый настоящий железный рельс, не до конца перекрытый асфальтом. Это всё, что осталось к счастью исследователей и к огорчению работников технических служб19. Конечно, мы расстроились, так как станцию уже не застали.

Но все-таки работу за этот день проделали большую. Мы побывали на месте трех из пяти железнодорожных станций забытой дороги. Несмотря на трудности, смогли обнаружить «следы» разной степени их сохранности (в некоторых случаях, скорее, несохранности). Впереди у нас были «Парковая-2» и «Озерки». Но погода испортилась, и наши силы были уже на исходе. А потому мы решили, что «полевые работы» продолжатся в другой день. Они будут очень насыщенными и интересными. Но об этом в следующей части работы.

День второй

Этот день мы решили начать с поисков станции «Парковая-2». Чтобы найти остатки ветки, нам пришлось идти в дождь, в холод, по разрытой земле. Спартанские условия. Мы даже не знали, где платформа. Спросив пожилую женщину, узнали, что её снесли. Мы ничего не найдём. Таким образом, ситуация была похожа на «Парковую-1». Также женщина рассказала, что дорога была невероятно удобна, билет на месяц стоил около 5 рублей; последний раз она ездила по ветке в 80-ые годы. Ей очень жаль, что дорога закрыта. Мы решили пройтись ещё немного (по лужам, грязи); и нашли старые столбы с фонарями, насыпь, шпалы и аллею…ведущую на «Исаково»20. Нам также показалось: под ногами рельсы, заросшие травой. Но лопаты не хватало, поэтому так и не поняли, что это было. Возвращаясь обратно, нашли поваленный столб с фонарём21. Нам хотелось забрать фонарик, но вандализм – это не наше, да и открепить его руками нельзя. Тут началось что-то похожее на снег, и мы вернулись в машину, чтобы поехать в Озерки.

…Линии электропередач увидели ещё из машины. И мало того – с обеих сторон. Начали поиски со стороны частного сектора. Эти столбы с фонарями там стояли на каждом шагу, причём то справа, то слева, хотя дорога была одноколейная22. Мы шли вдоль столбов, и тут на обочине увидели бетонные шпалы, которые местные жители оттащили для своих целей (как подход к участку; положили, чтобы закрыть насыпь)23. Удивительно, как за десяток лет, всё разрушилось, заросло. Нам казалось: ищем что-то очень древнее, прикасаемся собственными руками к истории Родной Земли. Сразу захотелось проехаться по этому посёлку на электричке, увидеть всё собственными глазами. Обсуждая эту тему, мы вдруг заметили приоткрытый забор, а за ним много шпал и фонариков (они нам покоя не давали ещё с «Парковой»). Мы решили, что жители данного дома знают много полезного о железной дороге. Прошли на участок. Пока искали хозяев, успели всё сфотографировать24. Хозяйка вышла к нам; конечно, наш визит её не сильно обрадовал. Мы хотели уйти, но нас остановили и ответили на наши расспросы. Оказалось, что когда дорогу закрыли, люди перестали ездить на дачи (это объяснило, почему процессе наших поисков было так много встречено разрушенных домов и заборов), дорога являлась почти единственным транспортом для дачников – было очень удобно (мы слышали это уже несколько раз). Билет стоил 10 копеек; остатки путей, действительно, забрали жители, чтобы они не мешали проезду автомобилей; поезда ходили шесть-семь раз в день, ночью ездили реже. Татьяна Михайловна (так звали хозяйку) дала нам свой номер, и сказала, что позвонит билетёрше, которая здесь продавала билеты, и узнает ещё информацию. Мы, поблагодарив хозяйку, пошли дальше по посёлку. Теперь в лужах нам стали попадаться резинки от креплений рельс и разные гвозди с гайками. Мы, недолго думая, поняли, что раз ушли без фонарика – без гвоздей не уйдём! Из луж достали гайки, из земли раскопали гвозди. Дальше мы нашли спиленные рельсы. Красивый отголосок времени25. Продолжить наше путешествие до станции «Павловская слобода» помешал забор, преградивший нам дорогу. Мы были вынуждены вернуться обратно. На обратном пути думали о том, какой хорошей исследовательской деятельностью мы занялись, какая полезная прогулка, и что если бы пришли сюда через год-другой, мы бы ничего не нашли. Нам очень повезло.

Выглянуло солнце. Тучи стали уходить. А мы перешли дорогу и пошли к месту торговли цветами (там, по словам Татьяны Михайловны, раньше и располагалась платформа «Озерки»), где заметили груду плит, а потом ещё одну. Рисунок был характерный. Мы выдвинули гипотезу: это обломки платформы26. Прошли дальше к домам – опять увидели много опорных столбов – но поговорить с местными жителями не удалось. Зато вернулись к торговой точке и спросили у нескольких мужчин о предмете нашего исследования. Они были крайне удивлены нашим занятием, один сказал, что платформа, действительно, была там, где мы предположили; он опять назвал дорогу «Кукушка». По его версии, в посёлке через дорогу жила женщина, болевшая какой-то психической болезнью, её называли кликушей. Но потом выяснилось, что тот мужчина не прав: дорогу так назвали, потому что «Кукушка» - это название серии поездов, курсировавших по нашей ветке, и не только по ней27.

В этот момент подошли пожилые местные жительницы, у которых мы смогли уточнить местонахождение станции «Озерки». Они подтвердили нашу гипотезу об обломках платформы и, помимо того, сказали, что железная дорога сейчас необходима. Мы подумали о том, что не всегда экономические факторы сочетаются с истинными желаниями простых людей.

Мы сделали заключительные фотографии28 и поехали домой. Справились. Несмотря на плохую погоду и все приключения мы смогли обнаружить еще две станции забытой железной дороги. Очень ценным стало общение с местными жителями, которые помогали нам в нашем путешествии и предоставляли интересную информацию о самой железной дороге. Настроение было хорошее. В конце работ мы уже были «опытными» путешественниками и примечали все рельсы, плиты и гайки.

Жалели лишь о фонаре.

Результаты и выводы

В ходе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам и результатам.

Анализ разнообразных источников показал, что тема нашего проекта редко привлекала к себе внимание. Однако с помощью устных и письменных источников, картографических материалов и Интернет-ресурсов мы успешно справились с первой из поставленных задач и собрали интересующую нас информацию о железнодорожной ветке «Нахабино-Павловская Слобода». Мы установили период функционирования железной дороги, обнаружили схему и расписание движения поездов, выяснили стоимость билета, а также нашли объяснение, почему местные жители назвали дорогу «кукушкой». Ценными для нашего исследования стали сведения-ориентиры для поиска забытых станций, обнаружить которые нам помогли Интернет-ресурсы.

Ориентируясь на обнаруженные «подсказки», мы успешно справились с задачей по поиску всех станций железнодорожной ветки «Нахабино-Павловская Слобода». Мы совершили увлекательную экскурсию по местам, где еще десять-двадцать лет назад действовала железная дорога.

Наше путешествие показало, что за прошедшие десять лет с момента закрытия железная дорога пришла в сильное запустение. Мы установили, что в результате активного строительства станции «Парковая-1», «Парковая-2», «Павловская Слобода» полностью уничтожены. Сейчас об их существовании напоминают лишь чудом сохранившийся и выступающий из-под асфальта кусочек рельса и несколько опорных столбов. Наиболее сохранившимся на момент нашего путешествия оказался участок от станции «Исаково» до станции «Озерки». Именно здесь мы обнаружили наиболее часто встречающиеся бетонные шпалы, опоры и даже рельсы. Также мы зафиксировали частично сохранившийся мост через р. Истра.

В ходе нашего исследования мы проанализировали причины демонтажа железнодорожной ветки «Нахабино-Павловская Слобода». На наш взгляд, главным фактором, который привел к прекращению функционирования дороги, стало закрытие ряда предприятий в конце 90-х гг. XX века, а не возросшие случаи вандализма и ухудшение состояния железнодорожного полотна. Также мы выявили факты, свидетельствующие о том, что закрытие железнодорожной ветки, вызванное экономической целесообразностью, не соответствовало интересам местных жителей.

Результаты нашего исследования, в том числе богатый фотоматериал, вещественные находки, пополнили коллекцию школьного музея МБОУ СОШ №15 г. Красногорска, посвященного истории и культуре русского народа.

Заключение

Итак, подводя итог всему выше сказанному, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, готовясь к путешествию по забытой железнодорожной ветке, соединявшей Нахабино и Павловскую Слободу, мы успешно установили основные вехи функционирования железной дороги. Общение с местными жителями позволило дополнить наши знания, почерпнутые из краеведческой литературы и Интернет-ресурсов, интересными фактами. Так, например, мы смогли установить цену билета – 10 коп.

Во-вторых, несмотря на трудности, нам удалось найти местоположение всех основных станций забытой железнодорожной ветки «Нахабино-Павловская Слобода». Наше увлекательное путешествие показало, что, к сожалению, станции «Парковая-1», «Парковая-2», «Павловская Слобода» в результате активного строительства полностью уничтожены. Наиболее сохранившейся на момент нашего путешествия оказалась бывшая станция «Исаково». Мы зафиксировали сохранившиеся еще местами столбы, рельсы, бетонные шпалы и частично мост через р. Истра. Сравнение с фотографиями 10-15-летней давности наглядно показало, с какой скоростью могут исчезать историческая застройка и объекты материальной культуры. Это заставило нас задуматься о проблеме сохранения культурного наследия нашей малой Родины.

В-третьих, путешествие по забытой железной дороге «Нахабино-Павловская Слобода» и общение с местными жителями позволили по-новому взглянуть на проблему прекращения перевозки пассажиров в конце XX века. Все опрошенные нами люди единодушно говорили о том, насколько нужна и удобна была забытая железная дорога. О том, что ее закрытие заставило многих пересмотреть привычный образ жизни, кое-кто забросил свои дачные участки.

Однако не все, что мы запланировали, удалось реализовать в ходе проекта. К огромному огорчению, нам не удалось связаться с бывшим сотрудником станции «Павловская Слобода». Безусловно, общение с человеком, который имел непосредственное отношение к функционированию железнодорожной ветки «Нахабино - Павловская Слобода» позволило бы получить нам уникальные сведения, в том числе и фотодокументы. Но, несмотря на это, мы смогли реализовать поставленные задачи. Более того, на личном примере мы доказали, что изучать историю своего родного края – это доступно, это интересно и весело, это полезно и важно. А важно потому, что совсем скоро объект нашего исследования навсегда останется лишь в вехах истории, но уже никак не на географическом пространстве.

Материалы проекта и его вещественная составляющая – гвозди - были отданы в школьный музей; исследование готовится к передаче в администрацию Красногорского района. Мы планируем продолжать наблюдение за состоянием железнодорожной ветки, а также пополнять наши сведения об этом забытом пути посредством новой информации.

Список использованной литературы:

Архивный материал

Электронный фотокаталог Российского государственного архива кинофотодокументов. URL: http://photo.rgakfd.ru/start.do

Картографический материал

2. АвтоАтлас Москвы и области. М., 2012.

3. Карта Красногорского района. М., 2003.

Научные краеведческие исследования

4. Мамаев С. Ю. Павловская Слобода. Век перемен. М., 2014.

5. Мачульский Е.Н. Красногорская земля. М., 2006.

6. Шевченко Е.А., Приваленко В.И. 520 лет Нахабино. М., 2002.

Интернет-ресурсы

7. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/

8. Железнодорожная экзотика. URL: http://ivda-zde.narod.ru/

9. «Сайт о железной дороге». URL: http://infojd.ru/

Приложение 1. Павловская слобода 01.10.17. На данном фото руководитель раскапывает наш «первый найденный рельс», который оказался простой землёй.

Приложение 2. Павловская Слобода 01.10.17. На фото автор осматриваю колею дороги рядом с железным мостом через р. Истра. Шпалы хорошо сохранились.

Приложение 3. Павловская Слобода 01.10.17. Мост через реку Истра, который вёл на военную станцию железнодорожной ветки «Павловская Слобода - Нахабино». Он почти разрушен, но восстановление возможно.

Приложение 4. Павловская Слобода 01.10.17. Автор рядом с обломками плит военной платформы ветки. Очевидно, они располагались чуть выше, на насыпи, что правее автора.

Приложение 5. Исаково. 01.10.17. Автор осматривает платформу, находящуюся непосредственно рядом с частным сектором. Плиты в отличном состоянии несмотря на наступающую растительность.

Приложение 6. Исаково. 01.10.17. Автор осматривает аллею, где раньше пролегали рельсы. Сейчас с обеих сторон бывших рельс растут берёзы.

Приложение 7. Исаково. 01.10.17. На фото представлен наш респондент разнорабочий Александр.

Приложение8. Парковая-1. 01.10.17. Автор стоит на месте разрушенной платформы. От неё не осталось и следа.

Приложение 9. Парковая-1. 01.10.17. На фото можно видеть единственное напоминание о станции «Парковая -1» - железный рельс, не до конца заасфальтированный.

П риложение 10. Парковая-2. 07.10.17

Автор рядом с упавшим столбом. Именно в него мы хотели «забрать» фонарь.

Автор находится рядом

со старой линией электропередач,

которая находится за берёзами.

Колея железной дороги не сохранилась.

Приложение 11. Озерки. 07.10.17. На фото шпалы, которые местные жители используют как мостик.

Приложение 12. Озерки. Частный участок. 07.10.17. На фото шпалы и излюбленные фонарики.

Приложение 13. Начало посёлка Озерки. 07.10.17. Мы можем наблюдать частые столбы от бывшей железной дороги.

Приложение 14. Озерки 07.10.17. Автор обнаружил спиленный рельс. Он в хорошем состоянии. Находка как нельзя лучше напоминает о прошлом.

Приложение 15. Озерки. 07.10.17. Автор осматривает место нахождения плит платформы «Озерки»

Приложение 16. Озерки. 07.10.17. Бывшая колея и столбы железной дороги.

1 Электронный фотокаталог РГАКФД // Российский государственный архив кинофотодокументов. URL: http://photo.rgakfd.ru/start.do

2 Мачульский Е.Н. Красногорская земля. М., 2006.

3 Шевченко Е.А., Приваленко В.И. 520 лет Нахабино. М., 2002. С. 139.

4 Мамаев С. Ю. Павловская Слобода. Век перемен. М., 2014. С. 215-217.

5 Железнодорожная ветка Нахабино — Павловская Слобода // Википедия.

URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0_%D0%9D%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%BE_%E2%80%94_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B0

6 Мамаев С. Ю. Павловская Слобода. Век перемен. М., 2014. С. 216.

7 Карта Красногорского района. М., 2003; АвтоАтлас Москвы и области. М., 2012. С. 86.

8 Шевченко Е.А., Приваленко В.И. 520 лет Нахабино. М., 2002. С. 146.

9 Ветка станция Нахабино – станция Павловская Слобода // Железнодорожная экзотика. URL: http://ivda-zde.narod.ru/vetki/nahpav/nahpav.html;

Железнодорожная линия Нахабино – Павловская Слобода // «Сайт о железной дороге»

URL: http://infojd.ru/06/psloboda2011_01.html

10 См.: Приложение 3.

11 См.: Приложение 1.

12 См.: Приложение 2.

13 См.: Приложение 4.

14 Шевченко Е.А., Приваленко В.И. 520 лет Нахабино. М., 2002. С. 146.

15 См.: Приложение 5.

16 См.: Приложение 6.

17 См.: Приложение 7.

18 См.: Приложение 8.

19 См.: Приложение 9.

20 См.: Приложение 10.

21 Там же.

22 См.: Приложение 13.

23 См.: Приложение 11.

24 См.: Приложение 12.

25 См.: Приложение 14.

26 См.: Приложение 15.

27 Кукушка (поезд) // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BA%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0_(%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4)

28 См.: Приложение 16.

Просмотров работы: 12