Введение
Мы живём в замечательном городе Солнечногорске, которому в 2018 г. исполнилось 80 лет.
Но история нашего города очень богата на значимые события, иногда даже государственного значения. Одним из таких исторических событий является постройка Екатерининского канала, когда-то связывающего Москву-реку и Волгу. Но что мы, Солнечногорцы, знаем о нем?
Задавшись этим вопросом, мы решили провести исследование среди параллельных классов, и оказалось, что мы, подрастающее поколение, в будущем - новая смена общества, мало знаем о таком замечательном памятнике человеческого труда и инженерной мысли, как Екатерининский канал!
Результаты анкетирования обучающихся 5 классов.
1. Знаете ли вы историю Екатерининского канала?
2.Интересно ли вам познакомиться с его историей?
Вывод: 50% сверстников знают историю канала, но зато более 90% хотят узнать её.
Так как, интерес к истории имеется, мы решили подготовить проектную работу по теме «Прошлое, настоящее и будущее Екатерининского канала»
Цель работы: изучение истории Солнечногорья.
Задачи:
Изучить историю Екатерининского канала: прошлое и настоящее, найти возможные способы восстановления канала;
Вызвать интерес к краеведению, сохранению исторического наследия у сверстников;
Рассмотреть возможные перспективы развития канала.
Тип проекта: поисково-исследовательский
Прошлое Екатерининского канала
Екатерининский канал — построенное в XIX веке гидротехническое сооружение, являвшееся частью ранее проходившей по Истринскому, Солнечногорскому и Клинскому районам Московской области шлюзованной системы, соединявшей Москву-реку и Волгу.
Состоял из двух деривационных и одного соединительного каналов общей протяжённостью 89,2 километра.
Соединение рек Москвы и Волги для развития торговли планировалось ещё в царствование Петра I. Проектирование канала на этом участке в 1722 году было поручено Петром I инженеру Георгу Вильгельму де Генину. Выполненный Генином проект предусматривал соединение рек Москвы и Сестры и создание сквозного водного пути из Балтийского моря через Волгу и Москву в центральные районы России.
Проект 28-летнего Карла Витберга
Но полному осуществлению задуманного императором плана, помешала его ранняя кончина в 1725 году, несовершенство технических средств, отсутствие необходимых финансов и людских ресурсов. Проект отложили до лучших времён.
О проекте Петра I вспомнили спустя сто лет. Император Николай I, во время своего царствования, решил увековечить память о непоколебимой вере, подвиге русского народа во время Отечественной войны 1812 года. Было решено в честь этого воздвигнуть храм Христа Спасителя, по первому проекту он должен был располагаться на Воробьёвых горах. Для постройки храма нужны были материалы, а их нужно было доставлять с дальних краев России. И в тот самый момент, вспомнили системой каналов, ведь, на лошадях, то есть сухопутно, материалы доставлять было очень сложно, долго и невыгодно, а железнодорожных путей на тот момент в стране еще не было. Система каналов в данном случае – наилучшее решение!
И начинается работа над грандиозным строительным проектом… По тем временам план был действительно «на грани фантастики»: создать искусственный водный путь, соединяющий напрямую Москву с Верхней Волгой, через реки Истру, Сестру и Дубну.
К работам приступили в 1825 г. При этом начало уникальной строительной эпопеи отметили особой торжественной церемонией. После молебна, под основанием одного из будущих шлюзов зарыли, так называемую закладную плиту — большую серебряную пластину с выгравированным на ней текстом, рассказывающем о создании волжско-московского канала.
Прокладка водного пути шла очень активно. Тысячи солдат и «арендованных» у помещиков крепостных крестьян копали 9-километровое соединительное русло между Истрой и Сестрой, спрямляли крутые петли рек, строили деревянные и каменные шлюзы. Чтобы гидротехническая система могла работать «самотеком» в самой высшей точке водного пути, возле станции Подсолнечной на Петербургском тракте была сооружена огромная плотина на реке Сестре и устроено подпитывающее водохранилище, которое с тех пор называют Сенежским озером.
Канал им. Москвы и Екатерининский канал — два выхода из Москвы к Волге.
Канал, названный Екатерининским, был готов к 1844 г. Канал имел длину 8,5 км и длину 40 метров, 30 кирпичных шлюзов. «Короткой водой» повезли в Первопрестольную строевой лес, дрова... Баржи тащили лошади или бурлаки.
Но почему же данный канал прозвали Екатерининский? Все думают, что в честь Екатерины Второй. А разгадка кроется в том, что официальным днем открытия канала является 7 декабря, в день поминания Святой Великомученицы. Вот и весь секрет.
Хотя сил и денег на осуществление этого проекта потратили много, однако просуществовал волго-московский водный путь не долго. Уже в 1851 г. у канала появился «дублер» и «конкурент» — Петербурго-Московская железная дорога. Соперничать с новомодной «чугункой» было трудно, и в 1860-м Екатерининскую гидросистему закрыли за ненадобностью. Впоследствии, бревна со шлюзов крестьяне ближайших деревень растащили на ремонт своих домов, искусственные русла постепенно заболотились, заплыли землей... В 1861 году канал был закрыт и далее использовался как место полоскания белья местным населением. Шлюзы были разобраны и, по одной местной легенде, из кирпича, полученного при разборе шлюзов, было построено здание нынешнего Управления образования администрации Солнечногорского муниципального района , тогда же дом купца Самохвалова, который был основным спонсором при постройке Екатерининского канала.
Здание управления образования Солнечногорского муниципального района
Настоящее Екатерининского канала
До сих пор отдельные участки Екатерининского канала еще сохранились. Их можно увидеть, например, в Клинском и Солнечногорском районах Московской области — в окрестностях села Обухово, деревень Новинки и Горбово. Неподалеку от деревни Меленки на Солнечногорском шоссе уцелели едва приметные для глаз земляные валы, обрамлявшие прежде искусственное ложе канала. В самом городе Солнечногорске улица, проложенная вдоль бывшего канала (его русло теперь сильно заболотилось, превратилось в заурядный овраг), до сих пор носит красивое название Набережная.
А что представляет собой канал сегодня?
Почему же столь не радостное зрелище?
Во-первых, основной причиной загрязнения является Ленинградское и Пятницкое шоссе, которые находятся вблизи канала. С шоссе летит пыль и грязь, которая оседает на дне канала и загрязняет его.
Во-вторых, еще более серьезной причиной, является неуважение людей к каналу. На берегах канала можно увидеть оставленные человеком бутылки, пакеты, банки и прочий мусор, на естественное разложение которого уходит очень много времени.
В-третьих, причиной загрязнения является близстоящий завод, производственные отходы которого долгое время выбрасывались в воды канала и сделали их непригодными для обитания живых существ.
Канал очень сильно зарос травой и прочими растениями. Со временем растения умирают и перегнивают, образуя на дне скопления метана и серо - водорода, что также нарушает экологическую чистоту канала. Как мы видим, Екатерининской канал оставляет желать лучшего.
Для того, чтобы лучше понять состояние канала сегодня, мы обратились за помощью к специалистам: 6.11.2018г. провели лабораторное исследование воды. Ряд показателей вызвал у нас вопрос.
1. Растворённый кислород-содержание ниже нормы. От этого показателя зависит выживание рыбы в реке. Чем больше рыбы, тем больше потребляется кислорода, и возникают заморные явления. Постепенное сокращение растворенного кислорода может вызвать значительные изменения в составе водных организмов и привести к появлению видов, толерантных к загрязнению. В бентосных сообществах при этом исчезают виды, чувствительные к недостатку кислорода – нимфы поденок, веснянок, личинки ручейников и жуков, замещаясь водными червями и личинками мух.
2. ХПК (химическое потребление кислорода) – его считают одним из самых информативных показателей загрязненности вод жизнедеятельностью человека. ХПК используют повсеместно для исследования сточных вод и контроля качества природных вод. В нашей воде-выше нормы.
Согласно нормативным требованиям величина ХПК не должна превышать 15 – 30 мг/куб.дм. О степени загрязнения можно судить по показаниям ХПК:
1. Очень чистые водоемы имеют 1 – 2 мг/куб.дм.
2. Умеренно чистые – 3 мг/куб.дм.
3. Средне загрязненные – 4 мг/ куб.дм.
4. Загрязнённые – от 15 мг/куб.дм
Причины загрязнённости: 1) хозяйственно – бытовые сточные воды, 2) подземные и поверхностные стоки.
3. БПК (Биохимическая потребность воды в кислороде)- это количество кислорода, мг/л, идущее на окисление органических примесей воды при протекании в ней биохимических процессов. БПК характеризует загрязненность воды органическими веществами (в данном случае выше нормы, значит органический примесей в воде много)
Но в целом, анализ воды показал, что не так уж безнадёжна судьба Екатерининского канала, большинство показателей соответствуют норме! И восстановление канала- дело посильное разума и рукам человека.
Будущее Екатерининского канала
Канал очень важная достопримечательность города, и как любую ценность мы должны его сохранить. С этим каналом связанно очень много исторических событий, поэтому канал имеет очень важную роль в истории нашего города и Солнечногорского района в целом. Если каналу дать шанс на восстановление, то будущее поколение будет знать лучше историю своего города.
Итак, рассмотрим 2 пути развития истории канала.
1.Что будет, если не принимать никаких решений?
Скорее всего, канал станет ужасным и грязным болотом, вся поверхность покроется мусором, канал будет экологически непригоден для обитаний живых существ.
Такой канал будет издавать очень неприятный запах перегноя, который, возможно, будет разноситься ветром, и им будет невозможно дышать.
2.Что будет, если принять решения по очистке канала?
Если принять решения по очистке канала и сделать это, то канал будет пригоден для жизни.
В нём будут жить много водоплавающих животных, бобры построят плотины, уровень воды поднимется, и уже этот канал будет похож на реку. Будет приятная природа и атмосфера. Возможно, что канал станет центром отдыха для многих горожан. Канал приобретет невероятную красоту.
Пути решения проблем Екатерининского канала ЕСТЬ!
1.Можно предложить общественным организациям, инициативным группам, предприятиям, для начала объединиться и начать наводить порядок. Такие организации есть. Ассоциация «Общее дело» предлагает объединиться и начать наводить порядок на Екатерининском канале. Кто-то может помочь идеями для проекта благоустройства, кто-то финансированием, кто-то техникой, кто-то, в конце концов, и просто своими руками. Но только это должно быть действительно массовое объединение, несколько одиночек-энтузиастов положение уже не спасут.
2. Подъем древесины со дна канала и ее продажа заинтересованным компаниям.
Доподлинно известно, что дно канала выложено дубом ,чтобы дно не зарастало травой. Так вот, за время существования канала этот дуб стал мореным Мореная древесина ,находясь в воде сотни лет становится прочной как камень. Эта древесина имеет невероятную цену и качество. Самым дорогим считается мореный дуб. Смысл идеи в том, что можно было бы поднять эту древесину со дна и продать её.
И конечно, судьба канала зависит от нас с вами. Надо стараться сделать канал лучше, ведь это -достопримечательность города.
Если очистить канал как можно быстрее, то город станет лучше, красивее и более экологически чистым.
Надо сделать все возможное, зависящее от нас: говорить о проблеме-и нас услышат, не загрязнять- и жизнь в канале начнёт возрождаться!
Мы провели конкурс рисунков среди 5 классов «Каким вы видите будущее канала? И вот перед вами работы победителей.
Мы выбираем будущее!
Заключение
Справедливости ради, стоит сказать, что более двадцати лет назад разрабатывался проект благоустройства городских берегов канала. Правда, дальше эскизов дело тогда, к сожалению, не продвинулось.
В настоящее время в Московской области уделяется особое внимание экологической реабилитации водоемов, с этой целью реализуется соответствующая программа. Кроме того, регион включен в федеральную целевую программу «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» в части реабилитации малых рек. Она включает в себя большой комплекс мероприятий: санитарную очистку от мусора, расчистку русел от донных отложений, восстановление фауны и флоры и другие виды работ. https://www.instagram.com/p/BpZKj7rl6D0/?utm_source=ig_share_sheet&igshid=1mtlxz6mwiueh
Мы думаем, что в ближайшее время изменения коснутся и Екатерининского канала.
И песни реки быстротечной
Я издали слышу уже,
От этой мелодии вечной
Светло, как от солнца, в душе
Список использованных источников и литературы
1.Мое родное Солнечногорье: учебное пособие по курсу "Краеведение" Соавтор В. Микилян ,Издатель Гном-Пресс, 1998 ,ISBN 5893340450, 9785893340457 Количество страниц Всего страниц: 208
2.https://www.instagram.com/gazetasenezh/
https://www.instagram.com/p/BpZKj7rl6D0/?utm_source=ig_share_sheet&igshid=1mtlxz6mwiueh
3.https://www.turkaramamotoru.com/ru/%D0%95%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB-(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C)-48432.html
4.http://город-под-солнцем.рф/archives/20364
5.https://www.liveinternet.ru/users/2679791/post120744001/