Введение
Как известно историю делают люди. Историю каждой школы делают её выпускники. Мы решили узнать о них. Выбор пал на Королькова Бориса Федоровича, имя которого занесено в список знаменитых людей Белорецкого района Республики Башкортостан. Он наш земляк, мы из одного города, более того из одной школы. Профессия этого удивительного человека - яркая страница в летописи не только нашего города, республики, но и России в целом.
Актуальность
По нашему мнению, тема актуальна еще и потому, что в наше непростое время школьники на примерах должны учиться добиваться поставленных целей собственным трудом и упорством, видя перед собой пример трудолюбия, самоотверженности - воспитывать в себе эти качества. Данная проблема никогда не потеряет своей актуальности.
Цель исследования:
Рассказать о человеке интересной судьбы, который осуществил свою мечту стать летчиком и прославил своим трудом, мастерством свою малую родину.
Задачи исследования:
1. Проанализировать различные виды источников информации по теме исследовательской работы.
2.Изучить биографию, выявить особенности развития личностного потенциала летчика в процессе его профессионального становления.
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что долговременная мотивация на профессию летчика, которая зародилась с детства, а также развитие интеллектуальных способностей, ценностных ориентаций, летной направленности позволило Королькову Борису Федоровичу добиться успеха в военной карьере.
Объект исследования:
Корольков Борис Фёдорович, его личный пример, вклад в развитие современного общества. Личностный потенциал летчика.
Предмет исследования: биография земляка, его общественная и трудовая деятельность.
Методы исследования:
Анализ источников информации, беседы, обработка полученных результатов.
Новизна исследования: в работе впервые изучена биография выдающегося человека, выпускника нашей школы, который стал знаменитым генералом авиации.
Этапы реализации проекта:
I этап: поисково – исследовательский:
- сбор информации и анализ материала о нашем знаменитом выпускнике для того, чтобы познакомить с ним школьников.
- социологический опрос
II этап: заключительный:
- создание презентации для знакомства школьников с результатами моего исследования.
Практическая значимость работы: данная исследовательская работа может быть использована школьниками для повышения образовательного уровня по профориентации в 9 классе, а также в целях патриотического воспитания учащихся на классных часах.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Детство и юность
Предки Бориса Федоровича, бывшие крепостные крестьяне Арзамасской губернии, прибыли на работу на Демидовские железоделательные (позднее металлургические) заводы на Урале в 1776 году, после Пугачевских событий. Несколько поколений Корольковых работали на строительстве заводов и поселков в Узяне и других городах близ Белорецка. Отец, Корольков Федор Михайлович, родился 15 сентября 1880 года в селе Узян, Белорецкого района. Мать, Королькова (Латохина) Анастасия Дмитриевна, 1895 года рождения, домохозяйка. [3]
Корольков Борис Фёдорович родился 23 июля 1936 г. в г. Белорецке. Семья была многодетной - семь мальчиков и три девочки, Борис Фёдорович был самым младшим. С пяти лет он помогал родителям пасти корову на аэродроме. Раньше там был аэроклуб, но его перед войной закрыли, потому что не хватало техники. Остались только место, где были палатки курсантов, и ангар, где стояли три списанных ПО-2. И один был в рабочем состоянии. Он возил почту из Белорецка на Уфу. Как вспоминает сам Борис Федорович: - «Я с восхищением наблюдал, как он взлетал и садился. Вот тогда я и поклялся себе, что сам стану летчиком.»
1 сентября 1944 года Борис Федорович пошел в первый класс в школу № 10 г. Белорецка. После окончания четвёртого класса Борис Федорович записался в авиамодельный кружок в Доме пионеров, тогда он находился по улице Точисского. Там впервые он узнал, что такое фюзеляж, шасси, нервюры и так далее, но главное с помощью учителя сам через месяц смастерил свой планер. Узнал, почему самолёт и планер летят, как образуется подъёмная сила. В школьные годы Борис увлекается шахматами и в 1952 году в восьмом классе становится чемпионом города среди юниоров. Из-за тяжёлого финансового состояния семьи в 16 лет он пошёл работать рассыльным на завод. Послевоенные годы были тяжелые, страна поднимала разрушенное войной хозяйство, народ практически выживал на том, что выращивал самостоятельно. В 1953 году семья решает переехать на место жительства в город Магнитогорск. Так закончилась его жизнь в родном городе, где он родился, где прошло его детство, где прошла его юность, где он впервые пошёл в школу, где трудился и рос.
1.2 Военная карьера летчика истребителя
У Бориса Фёдоровича с детства была мечта стать летчиком поэтому он сразу же поступил в местный аэроклуб. После окончании школы Борис Федорович поступил курсантом в Магнитогорский аэроклуб ДОСААФ, где готовили планеристов, лётчиков, спортсменов-парашютистов. В 19 лет поступил в военное училище имени Е.К. Ворошилова города Чкалов ныне город Оренбург. Там же лётная судьба свела его вместе с легендарным космонавтом Юрием Гагариным, который таким же курсантом приехал из Саратова. Они жили в одной казарме, потом их назначили помощниками командиров взводов, где осваивали истребитель ЯК-18, а позднее первый реактивный самолёт МИГ-15. Между тем, помимо успехов в службе, в личной жизни Бориса Федоровича тоже происходили изменения. Осенью 1958 года после летной практики курсант Корольков Б.Ф. приехал домой в город Белорецк, где он зарегистрировали брачный союз со своей женой Клавой. В 1959 году Корольков Б.Ф. заканчивает Чкаловское высшее военное авиационное училище летчиков и получает свои первые лейтенантские погоны и квалификацию «летчик-инженер». По распределению получает назначение в истребительный авиационный полк под городом Саратовым в Приволжском военном округе. В 1960 году лейтенанту Королькову Б.Ф. вручили приказ о назначении в 24 Воздушную армию в группу Советских войск в Германии. В процессе службы осваивает несколько модификаций самолета МиГ-21 Затем в 1964 году получает квалификацию летчика 1 класса. После окончания в 1969 году Военно-воздушной академии имени Ю А. Гагарина, получил звание майора и был назначены командиром эскадрильи в Туркестан, где прослужил шесть лет, поднявшись до командира полка, досрочно получив звание полковника. Затем снова служба в Германии в должности командира дивизии. В 1974 году досрочно получил звание полковника и орден за Службу Родине. [1]
1.2 От Генерала лейтенанта до Генерала полковника.
В 1978 году получив звание генерал-майора, был направлен в Академию генерального штаба. По окончании академии в 1980 году, назначен Командующим ВВС Южной группы войск в Венгрии. За высокую боевую и политическую подготовку в группе войск в 1982 году генерал-майору авиации Королькову Б.Ф. присваивается очередное воинское звание генерал-лейтенант авиации.
В 1983 году получает назначение на должность Командующего 14 Воздушной армией Прикарпатского военного округа и прибывает в город Львов.
В 1985 году становится первым заместителем Главнокомандующего Военно-воздушных сил СССР и вскоре за успехи в боевой и политической подготовке и умелое руководство войсками генерал-лейтенанту авиации Королькову Б.Ф. присваивается очередное воинское звание генерал-полковник авиации. [1]
Благодаря проявленным высоким организаторским способностям и профессионализму, в 1988 году Борис Федорович назначен начальником легендарной Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина.
В 1996 году по достижении 60 лет заслуженный военный летчик генерал-полковник авиации Корольков Б.Ф. уходит в отставку, но трудится в должности профессора кафедры Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина, руководит докторским советом академии и занимается подготовкой научных кадров для Военно-воздушных сил.
В 2012 году генерал-полковник авиации Корольков Б.Ф. принимается членом клуба военачальников и продолжает заниматься общественной деятельностью. Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2012 года № 2406-р за значительный вклад в развитие Военно-воздушных сил Королькову Б.Ф. присуждена премия Правительства РФ.
Освоил 12 типов самолетов истребительной и военно-транспортной авиации. Общий налет 3000 часов. Награжден орденом «Октябрьской Революции», орденом «Красной Звезды», орденом «За службу Родине» 2-й и 3-й степеней, орденом «За военные заслуги», орденом «Святого князя Александра Невского» 2-й степени, орденом «Петра Великого» 2-й степени, орденом «Красной Звезды» Венгрии и множеством медалей.[2]
Борис Федорович выступает с лекциями перед студентами в Московском авиационном институте, в Бауманском университете, в различных военных академиях, школах и кадетских корпусах, продолжает активную жизненную позицию, он воспитывает молодежь в духе патриотизма, он, как прежде, трудится на благо любимой Родины – Российской Федерации. [3]
Вывод: на основе выше сказанного мы убедились, что мотивация на профессию летчика, которая зародилась с детства, а также развитие интеллектуальных способностей, ценностных ориентаций, летной направленности позволило Королькову Борису Федоровичу добиться успеха в военной карьере.
Глава 2. Практическая часть
В сентябре 2018 года на базе нашей школы была организована встреча среди 6-9 классов с Корольковым Борис Федоровичем. Перед началом этой встречи для того, чтобы выяснить, что знают школьники о нашем знаменитом земляке, генерале авиации, заслуженном летчике России мы решили провести опрос среди учащихся.
В ходе социологического исследования, имевшего целью выяснение уровня знаний школьников о Королькове Б.Ф., выяснилось следующее:
- 95% школьников впервые слышали об этом человеке, ничего не знали о нём.
С целью пропаганды этих знаний нами была подготовлена презентация «Корольков Б.Ф. наш знаменитый выпускник школы»». Были проведены беседы с показом презентации по классам (с 5 по 9 класс).
В качестве материала для исследования мы взяли биографию жизненного пути Бориса Федоровича. Источником примеров стала его личная встреча с нами в школе. Он рассказал нам как учился, интересные страницы своей биографии, факты из жизни. А также для проведения сбора информации мы использовали источники Интернет ресурсов.
Вывод: мы, дети, должны знать историю родного края, своих знаменитостей, помнить и ценить их труд.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Благодаря исследовательской работе, мы узнали подробности о знаменитом выпускнике нашей школы Королькове Б.Ф. Проследив его жизненный путь мы поняли, что каждый человек должен учиться добиваться поставленных целей собственным трудом и упорством, видя перед собой пример трудолюбия, самоотверженности - воспитывать в себе эти качества. Королькову Борису Федоровичу в своей жизни удалось достичь небывалых высот и высокого профессионализма. Всё это стало возможным благодаря его высочайшему внутреннему духу, неустанной трудоспособности, невероятному запасу личной энергии, мастерству, и, конечно же, преданности детской мечте!
Было бы справедливо, чтобы наша школа носила имя героя. Человек, достигший таких высот в своей службе на страже Родины, уже при жизни достоин памятника. Считаю, что, поставленные задачи выполнены. Данная исследовательская работа может быть использована школьниками для повышения образовательного уровня по профориентации в 9 классе, а также в целях патриотического воспитания учащихся на классных часах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ:
[Электронный ресурс]. – URL:
[1] (Узян – сайт родного села: [сайт]. URL: https://uzyan.ru/izvestnye-lyudi-sela-uzyan/korolkov-boris-fedorovich/ ) (Дата обращения 21.09.2018)
[2] (Элита вооруженных сил: [сайт]. URL: http://elita-army.ru/korolkov-boris-fedorovich.html (Дата обращения 21.09.2018)
[3] ( Проза.ру – крупнейший российский литературный портал: [сайт] URL: https://www.proza.ru/2016/09/11/1411 (Дата обращения 11.11.2018)
Приложение1
Родители Королькова Бориса Федоровича
Отец Корольков Фёдор Михайлович, мать Королькова (Латохина) Анастасия Дмитриевна
Магнитогорский аэроклуб ДОСААФ
Генерал – полковник авиации Корольков Борис Федорович поздравляет однополчан с 75- летием полка.
Генерал-полковник авиации, лётчик-снайпер, Заслуженный военный лётчик, Доктор военных наук, профессор, Лауреат Государственной премии Корольков Б.Ф
Взлет на Ф15 в Америке
Встреча с знаменитым выпускником школы Корольковым Б.Ф.
Встреча с знаменитым выпускником школы Корольковым Б.Ф.