Черноречье - казачий посёлок

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Черноречье - казачий посёлок

Василенко Н.Е. 1Васильев В.М. 1Календарёв А.И. 1Лобашова Т.А. 1
1МБОУ "Чернореченская СОШ"
Форманюк О.В. 1
1МБОУ "Чернореченская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Казак на то родился,

чтобы царю пригодился.

20 октября 2018 года через наш посёлок Черноречье прошла демонстрация (автопробег), посвящённая 100-летию окончания 1 мировой войны. Организатор - Троицкая епархия.

Ученики нашего класса: во главе с директором школы Головкиной Ириной Борисовной и учителями: Форманюк О. В., Кустовой С. А., Абабковой И. П., приняли участие в этой демонстрации.

Во время участия мы узнали о том, что наш основали казаки.

Когда у нас спросили, что мы знаем об истории казачества в нашем посёлке. Мы ни чего не могли ответить и нам стало стыдно! Поэтому мы с нашим классным руководителем решили больше узнать о казаках и о приезде императора. Так родилась тема нашей исследовательской работы.

Цель нашей работы заключается в том, чтобы лучше узнать историю казачества в нашем посёлке. Изучить материал о посещении посёлка Черноречье цесаревичем Николаем Александровичем Романовым, сохранить наиболее ценный материал об истории возникновения памятника для последующих поколений.

В своём исследовании мы поставил задачи:

- Собрать сведения о казаках-предках из семей нашего класса.

- Познакомиться с материалами о посещении п. Черноречье цесаревичем Николаем Александровичем Романовым.

- Составить презентацию о проделанной работе.

- Рассказать о своей работе одноклассникам и всем заинтересованным лицам.

Гипотеза исследования: мои предки-казаки внесли посильный вклад в историю посёлка Черноречье Троицкого района Челябинской области.

Объект исследования: история посещения п. Черноречье наследником престола Николаем Александровичем.

Методы исследования: изучение архива в сельской библиотеке, беседы с родственниками и односельчанами, анализ и обобщение собранной информации.

5 ноября 2016 года в поселке Черноречье Троицкого района Челябинской области открыт памятный знак «Наследнику престола Николаю Александровичу, будущему российскому императору Николаю II». 

Мемориальная доска установлена на историческом месте, где в 1891 году состоялась встреча наследника российского престола Николая Александровича с казаками и золотопромышленниками нашего Уральского края.

В 1890-91 годах наследник совершал восточное путешествие, посетив несколько стран Юго-Восточной Азии. Заграничный вояж наследника российской короны закончился во Владивостоке, где будущий император принял участие в церемонии закладки Транссибирской магистрали. Затем цесаревич Николай направился в Санкт-Петербург, и путь его проходил через Троицкую крепость и поселок Черноречье, где к его приезду был построен павильон. Здесь и состоялась встреча наследника престола с подданными российской империи Троицкого уезда Оренбургской губернии.

Идея установки памятного знака заключается в том, чтобы увековечить память о Николае Романове –  верховном главнокомандующем русской армии в период самых выдающихся побед русского оружия в Первой мировой войне, которого православная церковь причислила к лику святых.

Это первый монумент последнему российскому императору, который установлен на территории Южного Урала. Ближайшие памятные сооружения находятся в Екатеринбурге.

16 октября 2018 года поисковый отряд «РЕДУТ - Доброхот» при поддержке военно – патриотического клуба «РУСИЧИ» Челябинского автотранспортного техникума в рамках Всероссийской акции «СОЛДАТСКИЙ ЛЕС» и к 100-летию окончания Первой мировой(Великой) войны провели посадку пяти саженцев деревьев вокруг памятника Наследнику Николаю Александровичу Романову ( в период Великой войны – Верховный Главнокомандующий Русской императорской армии.

Участники Всероссийской акции «СОЛДАТСКИЙ ЛЕС»:
Ответственный активист Инициативной группы (поискового отряда) «РЕДУТ - Доброхот» - Стромов П. А., Плаксин А. В.,

Филимонова О.Н., учитель истории МБОУ «Лицей №13» г. Троицка (наш односельчанин) Василенко А. Г.

Из воспоминаний современника и свидетеля исторической встречи на Уральской земле князя Ухтомского.

«… Дорога от Подгорнаго поселка постепенно понижается и затѣмъ вновь возвышается по мѣрѣ приближенія къ Чернорѣченскому поселку Степной станицы. Съ лѣвой стороны сибирскаго тракта синѣется извилистый Уй, а съ правой стороны подходитъ Санарскій войсковой боръ,- памятникъ неустанныхъ заботъ о лѣсохраненіи прежнихъ дѣятелей края.

   Въ одной верстѣ отъ этого поселка, на самой дорогѣ, Государя Наслѣдника ожидала встрѣча отъ лица золотопромышленниковъ 1-го горнаго округа частныхъ золотыхъ промысловъ Оренбургскаго края, во главѣ которыхъ стоялъ иниціаторъ встрѣчи и устройства самого павильона Гавріилъ Ермолаевичъ Подвинцевъ.

   Мѣсто, гдѣ былъ раскинутъ павильонъ, какъ нельзя болѣе удовлетворяло своему назначенію: съ юга, среди тальниковъ и зеленѣющей травы извивалась лента рѣки Уя, съ прилегающими полями, засѣянными хлѣбомъ, а среди нихъ, какъ на ладони, выдѣлялся черный войсковой боръ. Съ сѣвера приближалась темнозеленая кайма выступавшаго изъ-за горы войсковаго Санарскаго бора, а вдали съ восточной стороны виднѣлся Подгорный поселокъ, дома и церковь котораго, при яркомъ солнечномъ днѣ, казались издали какъ бы прозрачными и зыбкими. Съ запада, у самой подошвы возвышенности, примыкалъ Чернорѣченскій поселокъ. По случаю встрѣчи Высокаго Гостя онъ былъ весь изукрашенъ разноцвѣтными флагами.

 Самый павильонъ стоялъ въ 10 саженяхъ къ югу отъ тракта. Прямо изъ павильона къ полотну дороги вели три дорожки: двѣ боковыя дугообразныя и средняя болѣе широкая, оканчивавшаяся двумя ступенями изъ плитъ сѣраго камня. По прямой дорожкѣ, на равномъ разстояніи другъ отъ друга, были врыты 50 столбовъ съ поперечными брусками, а на брускахъ укрѣплены шесты, украшенные флагами. Эти столбы имѣли сверху золоченый Государственный гербъ или же гербъ Оренбургской губерніи.

   Искуственно посаженныя зеленыя березки заполняли промежутки между столбами; такимъ образомъ получались какъ-бы аллеи, сверху прикрытыя шелестѣвшими флагами, а съ боковъ окаймленныя зеленью.

   Внутренность павильона была раздѣлена на три отдѣла:1 отдѣленіе (къ востоку) представляло комнату, обитую сверху полосатымъ ситцемъ, а по бокамъ бѣлымъ полотномъ. Въ этомъ отдѣленіи находился чайный столъ; 2 отдѣленіе (къ западу) было красиво отдѣлано цвѣтнымъ ситцемъ. Среди комнаты находились золотое блюдо, серебряная солонка и хлѣбъ-соль. Особенное вниманіе заслуживала послѣдняя, сдѣланная подъ цвѣтъ дуба и изображавшая въ миніатюрномъ видѣ ушатъ, который употребляется на пріискахъ для выниманія изъ шахтъ золотоноснаго песка.

   Модель-ушатъ покрытъ былъ серебряной, подведенной подъ цвѣтъ стали, рѣшеточкой, изображавшею рѣшетку, на которой промывается этотъ песокъ. Посрединѣ модели-рѣшетки былъ прикрѣпленъ самородокъ золота, около 8 золотниковъ вѣсу, продолговатой неправильной формы, а къ нему придѣланы серебряные миніатюрные инструменты (кирка, лопата и молотокъ), сдѣланные подъ цвѣтъ желѣза.

   Среднее 3-е отдѣленіе павильона находилось прямо противъ главнаго входа, обнесеннаго оградою, и выдѣлялось своимъ изящнымъ убранствомъ. На стѣнахъ, обитыхъ сѣрымъ полотномъ, блестѣли вызолоченые Государственные гербы, украшенные живыми цвѣтами, а посрединѣ потолка, обитаго пунцовымъ ситцемъ, былъ прикрѣпленъ Государственный гербъ, отъ котораго красиво расходились вѣеромъ собранныя складки пунцовой обивки. Тропическія растенія и множество благоухающихъ цвѣтовъ превращали эту комнату въ какой-то сказочный уголокъ. Съ лѣвой стороны у стѣны помѣщались столъ съ креслами, а у правой стѣны на особомъ столѣ были разложены самородки золота и камни, содержащіе таковое. Для точнаго изображенія процесса промывки золота была поставлена невдалекѣ (на боковой дорожкѣ) золотопромывательная паровая машина, къ которой можно было пройти, спустившись съ боковаго крыльца, у западнаго отдѣленія павильона. На самой вершинѣ горы, въ 50 саженяхъ отъ него, находился резервуаръ для воды въ машину.

   Съ утра 22 іюля, около павильона собралась уже цѣлая масса народа, весьма разнохарактерная и разноплеменная: тутъ были и казаки, и татары съ киргизами и башкирами, и крестьяне (по большой части съ золотыхъ пріисковъ). Всѣ были одѣты по праздничному. Въ 11 часовъ утра показались передовые экипажи... Народъ кинулся къ боковой дорожкѣ и словно по командѣ построился шпалерами. Однако пришлось разочароваться: это еще были только обозныя линейки изъ поѣзда Его Высочества, а затѣмъ экипажи начальствующихъ лицъ.

   Съ пріѣздомъ наказнаго атамана началось передвиженіе и устройство собравшейся публики, что стоило немалаго труда, такъ какъ каждому не хотѣлось уступать выбраннаго имъ мѣста. Наконецъ все уладилось и замерло въ ожиданіи.

   Конвой казаковъ выстроился на полотнѣ тракта и выровнялся. Все затихло и только слышны были шумъ и шелестъ флаговъ. Вдругъ изъ-за горы, точно изъ-подъ земли, выскочили съ обѣихъ сторонъ тракта двое джигитовъ - казаковъ, а за ними показался конвой съ развѣвающимся значкомъ и экипажъ Его Высочества... Государь Наслѣдникъ съ веселымъ лицемъ направился къ депутаціи отъ Чернорѣченскаго поселка, отъ которой собственноручно принялъ хлѣбъ-соль, преподнесенную урядникомъ Алексѣемъ Русскихъ. Затѣмъ Его Высочество поднялся на терассу павильона, гдѣ г. Подвинцевъ поднесъ ему хлѣбъ-соль. Затѣмъ начался осмотръ всего, выставленнаго для ознакомленія съ золотымъ дѣломъ.

   Въ 40 шагахъ отъ павильона машина медленно задвигала жерновами, размалывая золотоносный камень, набросанный въ чашу. Его Высочество очень внимательно разсматривалъ устройство машины, разговаривая съ г. Подвинцевымъ. Окончивъ осмотръ, Государь Наслѣдникъ прослѣдовалъ вторично въ павильонъ. Въ это время публика собралась и встала густыми шпалерами вдоль дорожки, обтянутой съ обѣихъ сторонъ шнуромъ.

   Государю Наслѣднику приходилось слѣдовать почти вплотную около народа. Клики замерли; каждый старался насмотрѣться на Него и запечатлѣть въ своемъ сердцѣ дорогія черты Его лица. Только и были слышны тихія восклицанія: "Батюшка ты нашъ! Красавецъ ты нашъ! Родимый ты нашъ!" и сколько невыразимо-искренней любви и преданности слышалось въ этихъ словахъ!!...

   А Государь Наслѣдникъ съ радостнымъ взоромъ и чарующей улыбкой, замедляя шагъ, низко кланялся тѣсно обступавшему народу.

   Долго послѣ отъѣзда Гостя не умолкалъ разговоръ среди радостно-возбужденной толпы и каждый на перерывъ старался разсказать, какъ ему удалось увидать Государя Наслѣдника. Кто былъ далеко, завидовалъ тѣмъ, кому удалось видѣть Его Высочество вблизи; нѣкоторые изъ болѣе пожилыхъ прямо говорили: "теперь и помирать то легче,-- привелъ Господь увидать будущаго Государя!..."

Прочитав эту рукопись, мы ещё больше заинтересовались, почему именно урядник Алексей Русских подал хлеб-соль императору. Оказалось, что не каждый казак мог быть на его месте. Только самый уважаемый и достойный казак имел право приветствовать Николая II.

Для того, чтобы ближе познакомиться с историей казаков в нашем посёлке, мы вместе с классным руководителем Форманюк О. В. сходили в сельскую библиотеку на экскурсию. Там нам много интересного про казаков нашего посёлка рассказала библиотекарь Ершова Т. Б.

Что же представляет из себя уральский казак?

Уралец ростом не велик, зато плотен, широк в плечах. Вообще это

народ красивый, здоровый. Живой, деловитый и гостеприимный.

В бою храбры, в походах выносливы. Морозов уральцы не боятся, жары тоже.

На сайте НАГАЙКА.РФ мы познакомились с

традициями воспитания детей в казачьих семьях.

В традициях семей прошлых столетий не старались обучать детей разным наукам. В первую очередь прививали навыки, необходимые в повседневной жизни. Так было и у казаков. С малолетства юные казачки и казачата учились у старших и перенимали обычаи и традиции многих поколений предков. Девочек учили домоводству. Мальчики же воспитывались как юные воины, продолжавшие дело отцов и дедов.

К будущей военной службе сына готовили с первых дней жизни. Сразу же после крестин малышу давали шашку или пулю и смотрели, как он отреагирует. Если смело брал их в ручки и играл – значит, хороший воин будет! В некоторых источниках говорилось, что и пуповину отрезали именно шашкой, дабы с первых минут жизни обозначить место младенца в этом мире.

Первый раз мальчик знакомился с воинской наукой, хоть и в игровой форме, в год после первого причастия. Мальчика сажали на коня, и отец вёл его в обход дома, после чего брал сына на руки, а крёстный надевал на них обоих портупею. С трёх лет казачонок учился ездить верхом, а с пяти помогал отцу и братьям в поле. До семи лет он жил вместе с матерью.

Когда юному казаку исполнялось семь, он переходил в мужскую половину дома. С этого момента мать не могла ни прикрикнуть, ни одёрнуть сына. Воспитание полностью переходило к мужчинам: отцу и крёстному. Обучали воинским наукам, брали с собой на сходы и на межевание границ. Большое место уделялось и наказаниям. Казаки не относились к своим сыновьям жестоко. Целью наказания было не ударить посильнее, а дать понять, что то, что говорят старшие – ценно, и относиться к этому нужно очень серьёзно.

В шестнадцать лет юные казаки проходили первое настоящее испытание. Чаще всего это была охота на крупного хищника или кабана. А полностью взрослым казак становился после посвящения. Проходило оно чаще всего на общеказачьем воинском празднике, где юноша должен был показать всё, чему его учили ранее.

Если мальчика с первых дней готовили к службе, то девочку – к управлению хозяйством. Мать и крёстная с пяти лет учили малышку шить, прясть, готовить. Поначалу эти уроки были наподобие игры. Но дочери сразу объясняли, что к делу нужно подходить с умом и усердием. Дочь во всём была матери помощница. А как иначе? Семьи у казаков большие были, и работы тоже было достаточно. Уже в десять лет юные казачки трудились наравне со старшими и в поле, и в огороде и дома. Когда девочка «входила в возраст» девушки, то начинала готовить приданое – прясть, ткать, шить. Вот тут и проявлялось всё её умение. А кто непряху и неткаху замуж возьмёт?

Помимо бытовых навыков, девочкам прививались и духовные традиции казаков. У них воспитывались уважение к старшим и мужу, доброта, отзывчивость и чистота помыслов. Также много говорили о девичьей гордости и чести, учили всегда держать спину прямо и разговаривать с людьми вежливо и кротко. Одним из важных качеств в воспитании девушки было смирение. «На нет и суда нет» – говорили они, покорно принимая отсутствия в своей жизни каких-либо вещей. Именно эти качества и делали будущих казачек истинными подругами храбрых воинов.

Во все времена к воспитанию детей подходили серьёзно. Дети – будущее народа. И от воспитания зависит и жизнь родителей в старости. В казачьей культуре упор делали на качества характера в первую очередь и на почитание старейшин. И не прогадали. Многие поколения семей казаков живут дружно и, порой, под одной крышей. Старшие покровительствуют над младшими, молодые уважают и почитают стариков. Только такой прочный союз поколений может составить надёжную опору для всего народа.

Но оказывается, не каждый мог быть отважным казаком, даже если родился в семье казачьей! С ранних лет мальчиков учили правильно сидеть в седле, владеть шашкой, читать и писать, почитать родителей.

Мальчики с юношеских лет растили для себя верного друга-коня. В те времена так говорили: «Без коня казак сирота».

Коней своих казаки любили и часто выращивали для себя кобылиц и производителей. За такими жеребятами ухаживали как за маленькими детьми, баловали их. Вырастая, конь платил своему хозяину преданностью и любовью. Он не давался в руки другим, а за своим хозяином мог ходить как собака.

Кони были приучены к походам и боям. В сабельной рубке такие кони кусали и лягали коней противника. Укрытые в лесу, в кустарниках, они по свисту хозяина бежали к нему, ложились, вставали и знали много других команд. Конь не отходил от раненного или убитого хозяина. Долго тосковал, не подпуская чужих и не брал из их рук пищу, голодая по несколько дней. Коней казаки предпочитали киргизских, низкорослых, они очень выносливые.

Рассматривая иллюстрации и фотографии, мы увидели у казаков в ушах серьги и сначала засмеялись.

Но оказалось, что серьги у казаков служили не украшением, а с военной стороной жизни казаков.

Не все казаки имели право носить их. Так серьга в левом ухе означала, что он один сын у одинокой матери. Серьга в правом ухе – последний мужчина в роду, где нет наследников. А если у казака было по серьге в левом и правом ухе, это означало, что он один ребёнок в семье. Командир во время равнения налево и направо, видел, кого следует в бою беречь.

Казачье войско Станица Степная посёлок Чернореченский казачий Оренбургского войска при реке Уй от уездного города 68 вёрст от станичного правления 46 вёрст домов 104 душ мужского пола - 320 женского пола - 324 школа 1 деревянная мельница 1 водяная 1892 год.

По расписанию станиц Оренбургского казачьего войска от 14 /12/ 1914 года посёлок Чернореченский входил в станицу Степную в составе посёлков Степной,Сухтелинский ,Кидышевский, Аминевский ,Магалеевский, Бирюковский ,Стрелецкий ,Чернореченский ,выселок Чернобродский 2 Полковой округ 2 военный отдел (Верхнеуральский) домов - 2215 казачьих - 2120 население 12828.

Казаки посёлка Чернореченский 1 очереди ( 20 - 24 года ) служили в Первом Оренбургском казачьем Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полку 2 бригада 10 Кавалерийская дивизия 10 Армейский корпус Киевский военный округ город Харьков Начальник дивизии генерал Келлер ( почётный казак станицы Наследницкой ) командир полка полковник Дутов шеф полка Атаман всех казачьих войск Августейший Наследник Алексей Николаевич Романов на погонах вензель А1.


В нашем посёлке много казаков и их семей было подвергнуто казни, а впоследствии репрессировано.

Одним из таких казаков был прадед нашего классного руководителя

Абабков Иван Миронович.

Наши предки – казаки!

Абабков Иван Миронович (1885) - Прадед мужа Форманюк О. В.

Дата рождения: 1885год.

Место рождения: РСФСР, Челябинская обл., Кочкарский р-н, с. Чернореченск.

Национальность: русский.

Профессия / место работы: складское хозяйство ММК, кладовщик.

Место проживания: РСФСР, Челябинская обл., г. Магнитогорск, пос. Среднеуральск.

Дата ареста: 22.08.1937

Осуждение: 14.12.1937

Расстрел: 27.01.1938

Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Книга памяти Челябинской обл. - подготовительные материалы. Иван Миронович имел чин ЕСАУЛ, командовал сотней. Имел награды: 2 георгиевских креста и 3 георгиевские медали.

Василенко Надя:

-По рассказам моей бабушки, Хотеновой Александры Тихоновны, у нас в роду были казаки: Васильев Николай, Васильева Елизавета Прокофьевна 1889-1948 гг., Смирнова Александра Константиновна 1863г.р. ( п.Черноречье).

Календарёв Александр:

- Мой папа рассказал мне очень интересную историю. Оказывается, когда – то в нашем доме жил мой прадедушка Календарёв Иван Павлович. Он был настоящим казаком. Несколько лет назад, папа ремонтировал пол и в углу комнаты под полом нашли казачью саблю. Мне было очень интересно об этом узнать. ( с. Стрелецк).

Работая на этим проектом, мы узнали очень много интересного
про наших предков-казаков:
- Приняли участие в демонстрации (автопробеге) , посвящённой 100-летию окончания 1 мировой войны.
- Во время экскурсии в сельскую библиотеку, познакомились с их жизнью и деятельностью казаков.
- Узнали об истории возникновения памятника на «Царской горе» в посёлке Черноречье.
- Расспросили своих бабушек о наших предках казаках.

Мы надеемся, что после ознакомления с нашей работой, учащиеся школы захотят узнать о своих предках - казах и предоставят нам дополнительную информацию о них, для продолжения работы. В дальнейшем мы планируем оформить информационный стенд в школе, для того, чтобы наше поколение чтило память о предках, гордилось своим происхождением. И знало историю своего посёлка.

Заключение

Оренбургское казачество в лице казаков посёлка Черноречье – это яркая и героическая страница в истории Российского государства.

Время стремительно несётся вперёд. Мы - дети подрастаем, а старики уходят в мир иной. Человек должен помнить о своих корнях и бережно хранить память о дорогих и близких ему людях. И так должно быть всегда.

Гипотеза, поставленная в начале работы, нашла подтверждение: В нашем посёлке Черноречье жили настоящие казаки.

Список использованных источников и литературы

Материалы из Чернореченской сельской библиотеки.

Интернет-ресурсы:

https://нагайка.рф/content/tradicii-vospitaniya-detey-v-kazachih-semyah

https:// ok.ru группа «Наше родное Черноречье»

http://az.lib.ru/u/uhtomskij_e_e/text_1897_puteshestvie3_oldorfo.shtml

http://openlist.wiki/index.php/

Личные фотографии учителя начальных классов Форманюк О. В.

Записи родственников Василенко Надежды, Календарёва Александра.

Приложение №1

Работы учащихся:

Машина золотопромышленника Подвинцева Г. Е
Автор работы: Васильев Владислав, ученик 4 класса

Казак с серьгой в ухе

Автор работы: Лобашова Татьяна, ученица 4-го класса

Памятный знак «Наследнику престола Николаю Александровичу, будущему российскому императору Николаю II»

Автор работы: Василенко Надежда, ученица 4 класса

Просмотров работы: 64