I.Введение
В нашей школе № 6 города Реутова Московской области уже более 20 лет назад был открыт историко-краеведческий музей. За это время собранно огромное количество подлинных экспонатов и даже целые коллекции утюгов, самоваров, кирпичей и гончарных изделий.
Есть среди них особенная коллекция – люлек, привезенных из деревни Аленино Владимирской области. (Приложение, фото 1,2,3,4)
Мне захотелось подробнее узнать историю этих экспонатов, и я обратилась за помощью к основателю школьного музея Елене Квэриевна Соенковой. Я выяснила, что эти люльки принадлежали ранее одной большой семье, и использовали их с начала 20 -х и до конца 50- х годов XX века. (Приложение , фото 5, 6)
Из краеведческих исследований из архива нашего музея я также узнала, что в фабричных казармах Реутовской прядильной фабрики сохранились в потолочных балках специальные крюки, на которые подвешивались детские люльки. Эти люльки с собой из деревень привозили девушки-работницы и использовали их до середины XX века, т.е. до капитального ремонта общежитий.1
Я посчитала этот факт особенным интересным и выдвинула гипотезу, что изучение истории музейных экспонатов позволит лучше проследить не только особенности традиций использования люлек в крестьянском быту, но и в фабричных казармах при текстильных производствах в Московской области.(Приложение II, фото 7)
И поэтому определила цель работы- исследовать традиции использования люлек для ухода за младенцами в деревнях Владимирской области и в фабричных казармах при текстильных производствах Московской области в 20-50-е годы XX века.
Для этого поставила следующие задачи исследования:
собрать информацию о конструкции люлек на Руси;
изучить историю коллекции люлек из экспозиции школьного музея;
записать воспоминания членов семьи Соенковых, владельцев люлек и воспоминания старожилов города Реутова, жителей фабричных казарм;
собрать информацию о конструкциях люлек и традициях их использования в фабричных казармах при текстильных производствах, построенных до 1917 года в Московской области (Московской губернии, Московского и Богородского уезда)
собрать информацию о конструкциях люлек и традициях ухода за младенцами в деревнях Владимирских области в первой половине XX века;
систематизировать всю собранную информацию;
оформить художественно-исторический альманах на основе картин с изображением колыбели;
написать текст работы и подготовить презентацию;
выступить с результатами исследования перед учениками в музее школы;
II.Методика исследования
При подготовке работы были использованы следующие методы:
Информационно- аналитической метод. Используя исторические источники, интернет и справочную литературу, я изучила историю люлек на Руси, собрала сведения об использовании люлек в Московской и Владимирской областях.
Метод интервьюирования. В ходе работы были проведены встречи с владельцами люлек, сотрудниками краеведческих музеев г. Железнодорожный, г.Реутова, г. Киржач, г. Орехово-Зуево, г. Ногинска со старожилами города;
Метод исторической фиксации. В ходе работы были выполнены фотографии и замеры экспонатов, зарисовки, сделаны копии фотографий из личных архивов владельцев люлек;
Метод систематизации данных. Вся собранная информация была проанализирована и систематизирована, написан текст работы и оформлена презентация, подготовлен художественно-исторический альманах.
Объект исследования - особенности традиций использования детских люлек для ухода за младенцами в Московской и Владимирских областях в 20-50-е годы XX века.
Предмет исследования- коллекция детских люлек, музейных экспонатов, принадлежавшие ранее одной семье.
Я считаю свою работу актуальной так как предметом моего исследования стали одни из самых значимых экспонатов нашего музея, не только тесно связанные с народной культурой России, но и с историей нашего города.
Я уверена, что тема материнской заботы и любви будет актуальна и сегодня. К этой теме вновь и вновь будут обращаться и художники, и поэты, и историки.
Ученики нашей школы в разные годы посвящали свои исследования изучению этой темы, но новизна моей работы, в том, что впервые за все это время, мое исследование построено не только на изучении истории коллекции люлек, которые использовались в одной семье, но и на сравнении особенностей их использования в фабричных казармах при текстильных производствах Московской области.
III.Основная часть
3.1. Основные виды люлек в Центральной России
В ходе работы, изучая этнографическую литературу (Покровский Е.А. «Физическое воспитание детей у разных народов преимущественно России», Баранов Д.А. «Символические функции русской колыбели», Науменко Г.М. «Этнография детства», Шангина И.И. «Русский традиционный быт», Гурякова Л.Г. « Родники Киржачской земли»), интернет- источники и исследовательские работы из фонда школьного музея, я узнала, что в Росси изготавливали основные четыре типа колыбелей:
В виде деревянного прямоугольного ящика, сужающегося ко дну;
Лубяного короба овальной или прямоугольной формы;
Корзины, плетеной из веток ивы или дранки;
В виде деревянной рамки, обтянутой холстом.
(Приложение II, фото 8,9)
Вид колыбелей в форме рамки считается более ранним и был распространен в центральных районах России.
В Московской и Владимирских губерниях такая люлька была распространена в бедных семьях.2
Повсюду в Центральных районах России был распространена люлька в виде ящика с дном из двух поперечных перекладин. Для подвешивания делались две ивовые дужки. Обычай подвешивать люльку над полом объяснялся заботой о ребенке.3
Колыбели в виде лубяного короба подвешивались тоже на дужки или веревки. Дно в центральных районах России делали из пеньковой веревки. Плетеные люльки напоминали лукошко или корыто. Плели из дранки, соломы, ивовой лозы, льна. Все виды колыбели объединяет один этноопределяющий признак для русской традиции-это подвесные колыбели4
Ребенка держали в колыбели от года до двух, иногда трех лет. Как ребенка отнимали от груди, так и из люльки вынимали и клали на общие полати. Кроваток отдельных детских не было. Дети все вместе спали рядышком.5
3.2. Традиции использования люлек в деревнях
Владимирской области в 20-50-е годы XX века
Из рассказа Елены Квэриевны Соенковой, чьи родственники подарили школьный музей люльки, я узнала, что первую из них нашли в 1997 году случайно, на чердаке дома №30 по улице Центральной, в деревне Аленино, Владимирской области. Этот дом построил для своей семьи Николай Иванович Федотов, который приехал в деревню в 20-е годы прошлого века
со своей женой Марией Дмитриевной. Евгений Павлович Соенков рассказывает: «Бабушка всегда говорила, что вместе с первыми предметами мебели в этом большом и уютном доме появилась люлька. Здесь родились сёстры Федотовы: Людмила, Ирина, Валентина. (Приложение, фото10,11,12). Родители их всех качали в этой маленькой люльке. Людмила Николаевна Федотова, став взрослой, вышла замуж за своего соседа Павла Семеновича Соенкова и уехала из деревни. Она с мужем работали в Москве, а мы с братом подолгу гостили у бабушки, которая также укачивала нас в этой люльке и пела чудесные колыбельные, под которые мой младший брат особенно спокойно спал». (Приложение, фото 13,14,15) В 60- е годы, в деревне летом каждый год у бабушки Людмилы Николаевны гостили все уже подросшие дети сестер Федотовых: Сергей, Марина и Лена. Но люльку они уже не застали, видимо, уже она была убрана на чердак, так как в деревенских домах стали появляться деревянные кроватки. Выбросить дорогой сердцу и памяти предмет никто не посмел…Лишь совсем недавно, спустя 20 лет, уже новое поколение детей рода Соенковых, Федотовых, Абрамовых и Шиловых нашли на чердаке наш будущий экспонат, и даже не сразу догадались, что это за предмет, так как в доме почти ничего не напоминало о далеком прошлом» (Приложение, фото 16)
Это была люлька в виде деревянной рамки, обтянутой холстом.
Идалия Павловна Львова, мама Елены Квэриевны и учитель истории, рассказала, что когда ей привезли из деревни Аленино почти погибший непонятный предмет, прежде, чем решить, что с ним делать и как его реставрировать, пришлось познакомиться с особенностями конструкций люлек этого типа. )6
Колыбель в форме прямоугольной деревянной рамы, обтянутой холстом должна была заканчиваться особыми концами, которые выступают в виде обточенных шаров, в которые ввинчивались железные кольца для подвешивания. 7
Потом на рамочку навертывалась крепкая тряпка – полотно. Натягивали его слабо, с углублением. После хозяйка зашивала его кругом. На дно укладывали дощечку, туда же клали сено и пеленочкой застилали. Шилась маленькая перьевая подушечка. Одеяльцем служила простая самотканая дерюжка, или оно сшивалось из ситцевых разноцветных лоскутков. 8
Люлька, которую нашли на чердаке, была собрана в виде деревянной рамы. Наружная часть -длиной 79см ( внутренняя часть 65см ) и шириной 44 см. Продольная рейка округлая в разрезе, диаметром 6 см. Концы продольной рейки имеют набалдашник фигурной формы. Соединение реек между собой – «в замок». Кольца (крепление)для подвешивания не сохранились.
Люлька была в плохом состоянии и ткань вся истлела, видимо, использовали ее очень долго. (Приложение, фото 17)
Другая люлька, которая представлена в нашем музее, также была привезена также из деревни Аленино Владимирской области, и тоже принадлежала большой семье Соенковых- Старовых, которые и сегодня живут в деревне по адресу ул. Центральная, дом №35. (Приложение, фото 18,19)
Этот дом в 30-е годы XX века построили Семен и Надежда Соенковы. Из воспоминаний Соенковой (Старовой) Лидии Семёновны я узнала, что в люльке, которую они подарили школьному музею, выросли несколько поколений большой семьи: Павел, Евдокия, Валентина, Михаил, Тамара, Валентина, Лидия и Аркадий. Все дети Соенковых спали в этой люльке . Старшие дети всегда ухаживали за маленькими, пока родители работали в колхозе. (Приложение, фото 20,21,22,23) Павел СеменовичСоенков позже женился насвоей соседке Людмиле Фёдоровне Федотовой, так навсегда породнились эти две семьи, которая сегодня насчитывает несколько новых ветвей этого большого рода: Соенковых-Федотовых-Абрамовых- Шиловых-Воропаевых- Старовых.
Также Лидия Семеновна рассказала, что эту люльку родители называли «зыбка». Она обязательно накрывалась занавеской -пологом. К люльке крепились верёвки и пружина, которая цеплялась к балке на потолке. Можно было качать зыбку, не подходя к ней. В зыбке лежал матрасик, подушечка, клеёнка. Пеленали младенца в пелёнки и обязательно закручивали свивальником. Пелёнку меняли поэтому редко, только грязный подгузник вынимали. 9Эта люлька служила нескольким поколениям и ее очень берегли, так как она приносила счастье и в семье рождались здоровые малыши друг за другом. Когда люлька вышла из строя, а может скорее из моды, ее не выбросили, а убрали со старыми прялками и сундуком на чердак дома, а позже подарили в музей.»(Приложение – документ 1) Прежде чем стать музейным экспонатом, эта люлька также была отреставрирована Идалией Павловной Львовой, мама Елены Квэриевны Соенковой, которую также можно считать членом одной большой семьи Соенковых. Ей пришлось восстанавливать и дно люльки, которое должно была состоять из переплетённых верёвок, как рассказывала Лидия Семеновна. Сегодня люлька- экспонат музея. Ее размеры: длина- 77см, ширина-40 см, высота корпуса люльки 25см.Материал: дерево- луб.Сохранность: люлька в плохом состоянии, отсутствует дно. Форма люльки – в виде овального лукошка. Дата производства – предположительно, 30- е годы XX века. Произведена неизвестным мастером, приобретена на рынке. (Приложение, фото 25,26)
Из рассказа Елены Квериевны Соенковой о своем посещении музея русского быта в городе Киржач Владимирской области я узнала, о том что главный методист музея Сабурская Елена Сергеевна подтверждает: люльки – зыбки, изготовленные из луба липы, были самыми характерными для этого района вплоть до середины 60-х годов XX века. Пружинное крепление для люльки появилось только в XIX веке. Люльки раньше имели две полукруглые дужки, за которые их подвешивали к очепу – длинной гибкой палке, врубленной в потолочную балку».10 (Приложение, фото 24)
В экспозиции музея представлена подобная люлька. Принцип ее изготовления и материал совпадают с люлькой, привезенной из деревни Аленино. Длина люльки -80 см, ширина- 40см, высота -27см, дно –верёвочное. Материал- дерево( луб)11
3.3. Традиции использования люлек в фабричных казармах
при текстильных производствах Московской области в
первой половине ХХ века
Чтобы сравнить собранные сведения с особенностями конструкций и традициями использования люлек в фабричных казармах при текстильных производствах ближайших к Реутово городов Московской области, я отправилась в краеведческий музей г. Железнодорожного (район г. Балашихи). Директор музея Наталья Александровна Сотникова подтвердила, что форма люльки –зыбки была характерна и для деревень в Балашихинском районе Московской области, и в фабричных казармах при балашихинской прядильной фабрике вплоть до 60-х годов XX века. В экспозиции музея есть такая люлька, подаренная жительницей Московской области из деревни Лашино Соловьёвой Г.Г.в 70-е годы XXвека. (Приложение, фото27,28 )
Люлька изготовлена была из луба липы, крепление к потолку с помощью веревок и крюка. Размер люльки: длина - 90 см, ширина - 45см., высота -27 см. Большие размеры и особенности люльки - теснение по ее стенкам, что, возможно, свидетельствует о зажиточности хозяев люльки. На дно колыбели, состоящее из переплетенных верёвок, укладывали солому, которая впитывало влагу как современный памперс, покрывалось все куском старого холста, а под голову клали подушку, набитую также соломой. Люлька накрывалась пологом, оберегавший младенца от мух и комаров и от злых сил.12
Предположение, что люльки-зыбки из луба были наиболее распространенными в Московской области подтверждает недавно подаренный экспонат этнографического музея школы №5 г. Реутова. Его руководитель Черненко Юлия Игоревна рассказала, что форма этой колыбели подходит под определение люлек в виде ящика, сужающегося к низу, и характерного для более северных областей, чем Владимирская и Московская, а именно для Ярославской области, где ее нашли в заброшенном доме в деревне Вороново. (Приложение, фото 29)
Подтверждением того, что самая распространённая форма люльки в Московском уезде Московской губернии была «зыбка» в виде короба из луба стало посещение краеведческого музея г. Орехово –Зуево, где в экспозиции «Фабричная казарма» представлена люлька - зыбка, которая висит на полукруглой дужке, но крепится конечно, не к очепу, а подвешена к специальному крюку в потолке. Из рассказа методистов музея мы узнали, что такие люльки привозили из подмосковных деревень семьи, которые устраивались работать на фабрику. Подвешивание на дужку, а не на верёвки с пружиной подтверждает деревенское происхождение люльки. Люлька не накрыта пологом, так как в казарме, вероятно, не было в этом необходимости.
Размеры люльки: длина - 80см., ширина - 40 см., высота корпуса люльки-28 см.
Материал - дерево (луб). (Приложение, фото 30)
Встреча с методистом Станции Юных Туристов города Ногинска Гришиной Еленой Геннадьевной позволила дополнить всю собранную информацию сведениями об использовании люлек - зыбок, в виде лубяного короба, в фабричных казармах Ногинской текстильной фабрики. Укачивали младенцев в подобных люльках вплоть до 60- х годов XX века.
«,..Крепились люльки не только к потолку, но и к дубовым полатям в каморке за специальный крюк и пружину. Пологом люлька не закрывалась. На веревочное дно укладывались куски кожи, не впитывающие влагу, которая стекала в специальное отверстие. Ребенок мог расти в такой люльке до 3 лет, но старшим детям приходилось тщательно следить за тем, чтобы люлька не перевернулась и младенец не выпал». (Приложение - документ 2)
Полученная информация позволяет сделать предположение что, аналогичные люльки - зыбки из луба висели и фабричных казармах при Реутовской хлопкопрядильной фабрике. Крепление, предположительно, было на веревки и стальную пружину. Сегодня еще сохранились такие крюки в потолках, конечно они уже давно не используются по назначению, но хранят память о далеком прошлом нашего города. (Приложение - документ 3) (Приложение, фото 31)
IV.Результаты исследования:
В результате исследования удалось выполнить поставленные задачи:
собрана дополнительная информация о конструкции люлек и особенностях ухода за младенцами на Руси;
проследить историю музейных экспонатов на основе изучения истории семьи Соенковых, которые передали в школьный музей семейные реликвии;
записаны беседы с сотрудниками краеведческих музеев Подмосковных городов;
записаны воспоминания старожилов города;
собрана информация о конструкциях люлек и способах использования их в крестьянском быту во Владимирских области и в фабричных казармах при текстильных производствах в близлежащих к Реутово городах Подмосковья;
проанализирована и систематизирована собранная информация, написан текст работы, создан альманах
V. Выводы
На основании собранной информации о происхождения музейных люлек и изучения истории семьи Соенковых, полученных сравнительных данных, можно сделать вывод, что для жителей фабричных казарм при текстильных производствах городов Реутов, Железнодорожный, Балашихи, Орехово-Зуево, Ногинск, Московской области и жителей деревень во Владимирской области в первой половине ХХ века были распространены схожие традиции использования люлек:
формы люльки –зыбки, т.е. лубяного короба. Способы выхаживания детей носили аналогичный характер. Могли отличаться только способы крепления люлек для качания.(Приложение , рисунок 1(32))
Обусловлено сходство, вероятно:
прочностью конструкции в виде овального короба;
долговечностью материала луба;
возможностью использования для ухода за детьми раннего возраста длительный срок (до трех лет);
удобством способов ухода за детьми раннего возраста благодаря веревочному дну, соломе и кожаным пластинам;
возможностью передавать следующим поколениям;
крепление люлек для подвешивания было разнообразным и менялось в зависимости от потребностей и бытовых условий
VI. Заключение
Но главное, что я поняла, что люлька была неотъемлемой принадлежностью каждого русского дома и когда рождался ребенок, без нее нельзя было обойтись.
Колыбель -это огромная часть славянской культуры с многовековыми традициями, которые надо изучать и передавать из поколения в поколение..
К сожалению, люльку сегодня редко можно встретить в доме, а раньше она была в каждой семье. Сейчас это только экспонаты этнографических музеев, как элемент крестьянской избы или уклада жизни фабричных казарм.
Елена Квериевна Соенкова, создатель школьного музея, рассказывает детям на экскурсии о том, что: «Жизнь всегда продолжается, пришли новые времена, но наша большая семья Соенковых сохраняет старый деревенский дом и не разрушает то, что было создано руками наших близких. В доме прошло детство многих представителей нашей семьи. Дом уже не хранит тайн, но предметы быта прошлых десятилетий помнят историю и они и сегодня продолжают передавать ее детям в экспозиции музея школы №6 города Реутова.
VII.Источники и литература
Источники:
Документальные:
Запись беседы с Идалией Павловной Львовой, выполнена 25.05.2017 г.
Запись беседы с Еленой Квериевной Соенковой, выполнена
30.05.2017 г.
Воспоминания Старовой Лидии Семеновны, записаны Старовой Л.С.
Запись беседы с Сотниковой Наталией Александровной, выполнена 10. 06. 2017г.
Запись беседы с Гришкиной Еленой Геннадьевной, выполнена 18.12.2017г.
Запись беседы с Черненко Юлией Игоревной, выполнена 20 .09.2017г.
Воспоминания Епихиной Валентины Ивановны, записаны 25.05.2015г.
Архив школьного музея и исследовательские работы учащихся из фонда школьного музея
Вещественные источники:
Люлька из фонда музея школы №6 г. Реутова, Моск. обл. (ин. № ОФ-123);
Люлька из фонда музея школы №6 г. Реутова, Моск.обл. ин. № ОФ-155);
11.Люлька из фонда музея школы №5 г. Реутова, Моск.обл.;
12.Люлька из экспозиции историко-краеведческого музея
г. Железнодорожный, Моск.обл.;
13.Люлька из экспозиции историко-краеведческого музея
г. Орехово- Зуево, Моск. обл.;
Люлька из этнографического музея г. Киржач, Владимирской области.
Литература:
15.Гурякова Л.Г. Родники Киржачской земли. -Киржач, 2013- 120 с.
16. Науменко Г.М. Этнография детства.-М.:Беловодье, 1998.-375 с.
17. Покровский Е.А. Физическое воспитание детей у разных народов преимущественно России.-Б.м.:Б.и.,1884.-232 с.
18.Шангина И.И. Русский традиционный быт. –С-П.: Азбука, 2003-
805с.
19.Баранов А.Д. Символические функции русской колыбели.// Б.м.:
Славяно-русские древности. Проблемы истории северо-запада
Руси.– Б. и., 1995. – 235-245. с
Интернет -источники:
20.История люльки. http://drevodelatel.ru/articles/22/39/ дата обращения 30.07.2017г.
21.История детской колыбели. Чудо из глубины веков.
http://sna-kantata.ru/istoriya-detskoy-kolyibeli-chudo-iz-glubinyi-vekov/дата обращения 15.09.2017г.
22. FB.ru.Была у зайца избушка лубянаяhttp://fb.ru/article/227413/byila-u-lisyi-izbushka-ledyanaya-a-u-zaytsa---lubyanaya-lubyanaya-izbushka-iz-chego-sdelana-zaykin-domik#image1102205дата обращения 20.09.2017
VIII. Приложение
Документ №1. Воспоминания Старовой (Соенковой)Лидии Семеновны, 1938 года рождения, проживающей по адресу: Владимирская область, Киржачский р-н, д. Аленино, Центральная 35,
В люльке, которую мы подарили школьному музею, выросли несколько поколений нашей семьи: Павел 1942 г.р., Евдокия 1926 г.р., Валентина 1930 г.р., Михаил 1931 г.р., Тамара1933 г.р., Валентина 1935 г. р., Лидия 1938 г. р., Аркадий. 1940 г.р. Люлька («зыбка») была накрыта занавеской, к ней крепилась верёвка, пружина и цеплялась к балке на потолке. Можно было качать зыбку, не подходя к ней. В зыбке лежал матрасик, подушечка, клеёнка. Пеленали младенца в пелёнки, обязательно закручивали свивальником. Попу оставляли голой, закрывая только в подгузник. Подгузники шили из мягкого старого белья и стирали. Когда ребёнок был мокрым, грязный подгузник вынимали, подкладывали сухой, но пелёнку не трогали. Ребёнок спал спокойно. Кормили всем своим. Вареную гречневую кашу завёртывали в тряпицу и делали соску.
Я хорошо помню свое детство. В 1933 году родители вступили в колхоз, отдали лошадь телёнка и стали колхозниками. Получали надел земли 30-40 соток. В колхозе были пчёлы, на пчельнике работал и Павел до армии. В 1941 году началась война. Во время войны люди выжили за счёт своего хозяйства и труда. Сильный голод был и после войны 1946-1947 г., было всё разрушено. Люди работали честно и добросовестно, восстанавливали разруху, и к 1950 году жили уже лучше. В колхозе трудились все и старые, и малые.
Воропаевой: Маша ,Валя, Лида. Наверху – Павел, Дуся, Мария Матвеевна.
Эта люлька служила нескольким поколениям и ее также очень берегли, так как она приносила счастье и в семье рождались здоровые малыши друг за другом. Когда люлька вышла из строя, а может скорее из моды, и все начали покупать деревянные кроватки даже в деревнях, ее не выбросили, а убрали со старыми прялками и сундуком на чердак дома, а позже подарили в наш музей.
Документ№2 Запись беседы с Гришкиной Еленой Геннадьевной 1959 г.р., методиста Ногинской Станции Юных туристов. Беседа записана автором работы Садулаевой Иман 18.12. 2017г.
Елена Геннадьевна родилась в городе Ногинске в семье рабочих Ногинской текстильной фабрики, бывшей Богородице-Глуховская мануфактуре. Ее родители жили в каморке фабричной казармы. Обстановка в этой маленькой комнате не менялась долгие годы. Главный атрибут каморки - это двух-ярусные полати, на которых спала вся семья. Эти полати были сделаны из толстых дубовых досок. Именно в эти полати вкручивался специальный крюк для подвешивания колыбелей, так как потолки были очень высокие и подвешивать к потолку было не удобно.
«..Я очень хорошо помню эту колыбель, так как когда в 1964 году родился мой брат, эту колыбель повесили снова и для него, как когда-то для меня..»
Маленькую Лену назначили «пестуньей» для брата. Занятие это было малоприятное, та как дно люльки было устлано кусками кожи и старыми тряпками, поэтому вся «жидкость» медленно протекала сквозь все слои в специальное отверстие и надо было ее собирать в поддон. Мой брат спал в этой люльке почти до 3 лет. Люлька была в форме большого короба 90см длиной и 40 см. шириной с высокими бортами около 40 см. Люлька называлась «Зыбка» и висела на стальной пружине, поэтому было легко качать. Мой брат в ней прекрасно спал, так как люлька почти сама всегда качалась. А я, не понимая всей опасности, иногда его очень сильно раскачивала, пытаясь на малыше срывать свою злость, что не могу убежать гулять. К счастью, все обошлось и брат рос спокойным и здоровым, благодаря укачиванию в люльке.Родители рассказывали, что эта люлька семейная реликвия, в которой их самих когда-то качали…
К сожалению, когда родителям наконец-то дали квартиру предметы мебели из каморки мы не взяли при переезде. Особенно мне жалко большой резной красивый бабушкин буфет. Потерялась при переезде и семейная люлька.
Документ№3.Воспоминания Епихиной Валентины Ивановны 1947 года рождения, жительницы г. Реутова.
Родилась я в 1947 году в Тульской области. В 1963 году, закончив школу, приехала в гости к двоюродной сестре в город Реутов. На хлопкопрядильной фабрике требовались работницы, и сестра меня уговорила остаться. В третьей казарме мне дали место в комнате вместе с двумя девушками. Тогда казарма уже называлась молодежным общежитием. Тогда я не могла представить, что на долгие 50 лет это комната-каморка станет моим местом жительства. 35 лет я проработала на фабрике, и увы, только заработала две каморки, соединенные в одну комнату. Здесь родились и выросли мои дети, а мы так с мужем и ждем улучшения наших жилищных условий. Несколько раз за последние годы ремонтировали это общежитие, но представить, как жили 40-50 лет назад, еще можно. В потолке в каморке сохранились еще огромные крюки от колыбелей, которые висели здесь долгие годы. Выдрать их никому не удалось. От старожилов этих казарм я слышала рассказы о том как жили большие семьи в этих каморках до капитального ремонта. Теснота была такая, что младенцев укачивали в колыбелях, так как кроватки ставить негде было, а еще и потому, что все рабочие были из деревень и, конечно, знали, что самое лучше для младенцев –это колыбель.
Толстенные стены дореволюционной постройки тоже хорошо сохраняют тепло и, видимо, помнят прошлые добрые соседские отношения. Несмотря на то, что все вокруг жалуются на жизнь и озлобленность людей, в нашем общежитии сейчас мирно уживаются люди разных национальностей и возрастов, наверное, это стены помогают. Даже на общей кухне, где стоят электрические плиты и новые раковины, тоже можно представить, как складывался повседневный быт в казармах и 50 лет назад. Только просторные душевые кабины и стиральные машины, выстроившиеся в ряд по коридору, напоминают о том, что на дворе уже давно XXI век.
VIII. Приложение
Приложение
Фото 1. Люлька в экспозиции музея. Фото 2. Детская люлька в школьном музее
Фото 2010 г. из фонда школьного музея. Экспозиция «Русская изба». Фото сделано в 2017 году.
Фото 3. Школьный музей. Люлька Фото 4. Вид люльки до реставрации.
в экспозиции. Фото сделано в 2017 году. Из фонда школьного музея. Фото сделано в 1997 г.
Фото 5. Соенкова Е. К. На экскурсии Фото 6. Лубяная люлька Л. С. Соенковой из деревни Аленино
в школьном музее. Фото 2017 года, сделано автором работы.
Фото 7. Карта –схема. Выполнена автором работы 2017г.
Фото 8. Виды люлек на Руси: лученковая, Фото 9. Люлька в виде рамки.
лубяная, дощатая. Иллюстрация из книги Покровского Е.А.
Иллюстрация из «Энциклопедии русского «Физическое воспитание детей»
Быта» Шангиной И. И.
Фото 9. Людмила Федотова. Фото 10. Ирина Федотова.
Фото из архива Соенковой Е. К. Фото из архива Соенковой Е. К.
Фото 11. Валентина Федотова. Фото 12. Павел Семёнович Соенков.
Фото из архива Соенковой Е. К. Фото из архива Соенковой Е. К.
Фото 13. Людмила Николаевна Федотова, Фото 14. Валера Соенков с отцом Павлом
жена Павла Семёновича Соенкова. Семёновичем Соенковым в деревне Аленино.
Фото из архива Соенковой Е. К. Фото из архива Соенковой Е. К.
Фото 15. Валера Соенков. Фото 16. Правнуки Соенковых-Федотовых, Шиловых в деревне Аленино.
Фото из архива Соенковой Е. К. Фото из архива Соенковой Е. К.
Фото 17. Реставрация люльки Фото 18. Дом на улице Центральной 35,
Львовой И.П Владимирской области. где была люлька из луба.
Фото из архива школьного музея,2003 г. Фото из архива Соенковой Е. К.
Фото 19. Хозяйка дома Лидия Фото 20. Семён и Надежда Соенковы со своими первыми
Семёновна Старова (Соенкова). Детьми Павлом и Дусей. Фото из архива Старовой
. Фото сделано Е. К. Соенковой в 2016 году. (Соенковой Л. С.).
Фото 21. Дети из семьи Соенковых- Фото 22. Надежда – мать Павла
Воропаевых с мамой Воропаевой Семеновича Соенкова.
Марией Матвеевной. Внизу – Миша, Фото из архива Старовой
Валя, Лида. Наверху – Павел, Дуся. (Соенковой Л. С.).
Фото из архива Старовой (Соенковой Л.С).
Фото 23. Мария Матвеевна Воропаева, Фото 24. Ведущий методист Музея Сабурская Е. С.
вторая жена С. П. Соенкова, мать Фото в экспозиции школьного музея.
Лидии Семёновны Соенковой.
Фото из архива Старовой (Соенковой Л. С.)
Фото 25 Люлька-зыбка, подаренная Фото 26. Реставрация лубяной люльки
Старовой (Соенковой Л. С.). Львовой И. Г. в д. Аленинно
Фото в экспозиции школьного музея. 2016 г. Владимирской области. Фото из Архива
Соенковой Е. К., 2002 г.
Фото 27. Сотникова Н. А., директор музея в Фото 28. Фрагмент люльки из музея
г. Железнодорожный около экспоната люлька-зыбка. г. Железнодорожный.
Фото сделано автором работы в 2017 г. Фото сделано автором работы в 2017 году.
Фото 29. Люлька-зыбка в экспозиции Фабричная Фото 30. Люлька из этнографического музея школы
казарма в музее г. Орехово-Зуево. №5г. Реутова Фото 2017г.
Фото из архива Малыновой Н. В. 2015г.
Фото 32. Рисунок 1. Виды креплений люлек –зыбок из луба в крестьянских домах
и в каморках фабричных казарм в 20-50-е годы XX века. Выполнила автор работы. 2017г.
Фото 31. Крюк для подвешивания люлек в каморках фабричных казарм.
Фото 2015г. из архива школьного музея
1Из исследовательской работы «Быт и традиции жителей фабричных казарм 30-50-х годов XX века» .Архив школьного музея
2 Покровский Е. А. Физическое воспитание детей у разных народов преимущественно России.-Б.м.:Б.и.,1884.- 175 с.
3Шангина И.И. Русский традиционный быт. –С-П.: Азбука, 2003- 419 с.
4 Баранов А.Д. Символические функции русской колыбели.// Б.м.: Славяно-русские древности. Проблемы истории северо-запада Руси.– Б. и., 1995. – 235 с.
5 Науменко Г.М. Этнография детства.-М.:Беловодье, 1998.-135 с.
6Покровский Е. А. Физическое воспитание детей у разных народов преимущественно России.-Б.м.:Б.и.,1884.- 135 с.
7Баранов А.Д. Символические функции русской колыбели.// Б.м.: Славяно-русские древности. Проблемы истории северо-запада Руси.– Б. и., 1995. – 238. с
8http://drevodelatel.ru/articles/22/39/
9 Покровский Е. А. Физическое воспитание детей у разных народов преимущественно России.-Б.м.:Б.и.,1884.- 135 с.
10Гурякова Л.Г. «Родники Киржачской земли». Киржач, 2013. с.25
11. fb.ru/article/227413/byila-u-lisyi-izbushka-
12http://sna-kantata.ru/istoriya-detskoy-kolyibeli-chudo-iz-glubinyi-vekov/