Мал золотник, да дорог

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мал золотник, да дорог

Ментюгова В.А. 1
1МАОУ"СОШ №57"
Сафина Д.В. 1
1МАОУ "СОШ №57"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» - говорил величайший русских писатель и философ Л.Н. Толстой. Семья – это особый мир, в которой живут люди разных поколений. В семье должны быть свои традиции, свои праздники, свои увлечения, свои маленькие тайны. В общем, то, что объединяет всех.

Наш век скоростной, и мы, к большому сожалению, часто забываем о прошлом своей семьи. Всем известно, что у народа, у которого нет прошлого, нет и будущего. Ведь раньше семья строилась на уважении, почитании старших, семейных обычаях и традициях. И семьи были крепкие, со своими устоями. Весь этот бесценный багаж передавался из поколения в поколение.

А что сейчас может сохранить семью, сделать её дружной и крепкой? В каждой семье есть вещи, которые передаются из поколения в поколение. Эти вещи называются семейными реликвиями.

Гипотеза: если в семье есть семейная реликвия, то такая семья хранит светлую память о предках и чтит традиции семьи.

Чтобы доказать или опровергнуть гипотезу, мы решили провести исследование, направленное на рассмотрение реликвий в моей семье

Объект исследования: семейная реликвия.

Предмет исследования: старинные ювелирные рычажные весы, принадлежащие моим предкам-старателям.

Цель исследовательской работы: выяснение значения семейной реликвии в сохранении памяти о наших предках, их традициях.

Задачи:

узнать, что такое реликвия;

провести анкетирование среди одноклассников;

изучить историю своей семьи, связанную с добычей золота на Урале;

заинтересовать своих одноклассников изучением семейных реликвий.

Методы исследования:

работа с информационными источниками и электронными ресурсами Всемирной  компьютерной  сети Интернет;

проведение анкетирования одноклассников и обработка полученных результатов;

интервьюирование родственников.

Как писал историк Ключевский О.В.: «Изучая предков, узнаем самих себя. Как потеря памяти ведет к деградации личности, так и забвение прошлого ведет к разрушению исторического самосознания человека и общества в целом. Вспоминая прошлое, оценивая сделанное, важно критически проанализировать былые решения и действия, извлечь уроки для настоящего и будущего».

Глава 1. Недолго той земле стоять, где начнут устои ломать

Что такое семейная реликвия

Семья сильна, когда над ней крыша одна

Традиции – основа уклада дружной, любящей семьи. Традиция переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности. Одной из таких семейных традиций может стать передача особо хранимой и почитаемой вещи – реликвии.

Для точного и правильного употребления слова «реликвия» я проанализировали несколько источников. Так, по толковому словарю С.И. Ожегова, реликвия – вещь, свято хранимая как память о прошлом. В словаре русского языка Д.Н. Ушакова находим следующее определение:

это вещь, являющаяся предметом религиозного поклонения и представляющаяся верующим чудодейственной;

особо чтимая, дорогая по воспоминаниям или по традициям вещь.

Этимология (происхождение) слова «реликвия» начинается с латинского слова relinquere, что в переводе означает «оставаться».

Т.Ф. Ефремова в новом толково-словообразовательном словаре русского языка определяет реликвию, как:

предмет, ставший объектом религиозного поклонения;

предмет, особо чтимый и хранимый как память о прошлом.

Словарь синонимов Н. Абрамова указывает нам на слова раритет и мощи.

Анализ различных источников показал, что реликвия – это предметы, которые несут в себе человеческие чувства, частичку семейной истории, иногда даже семейные тайны. Прикоснувшись к ним, мы можем ощутить эмоции, которые когда-то пережили прежние владельцы данной вещи.

 Для меня семейные  реликвии - это  предметы, которые бережно хранятся  в  одной  семье  и передаются  из   поколения в поколение. Если слово ре-лик-ви-я разбить на слоги, то внимание останавливается на части слог «лик». Я  обратилась к толковому  словарю В. И. Даля и узнала, что «лик» в русском  языке означает «лицо, образ». Поэтому можно предположить, что семейная реликвия - это образ семьи.  Наверное,  в  каждой семье есть свои семейные реликвии, которые могут  поведать  много интересного.

1.2. Реликвии глазами современной молодежи

Молод человек — молоды и думки

Любая вещь, предмет, бытовавший в семье хотя бы два поколения - это семейная реликвия. Реликвия является свидетельницей жизни семьи, памятью о близких родственниках. Она помогает понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки, позволяет прикоснуться к истории семьи и почувствовать, что она нам близка, что она затрагивает и нашу жизнь, влияет на всё происходящее сегодня.

Не только в истории нашего Отечества, но и в жизни каждого человека, отдельной семьи, школы и города происходят разные события - большие и малые, простые и героические, радостные и печальные. Для собственной памяти люди пишут дневники и мемуары, хранят письма и фотографии, какие-то вещи, иногда хранят в своей памяти удивительные истории, связанные с их личной жизнью, прошлым семьи.

Мы решили узнать, есть ли у ребят нашего класса семейные реликвии? Для этого мы провели анкетирование по следующим вопросам: 

Что мы называем «реликвией». Объясни термин своими словами.

Есть ли в твоей семье старинные вещи?

Что в твоей семье считается семейной реликвией? Приведи примеры

Знаешь ли ты историю появления памятных вещей в твоей семье? Будешь ли ты рассказывать её своим потомкам?

Нужно ли сохранять старинные вещи отцов и дедов? Если «да», то почему?

В анкетировании приняли участие 29 человек. Проанализировав результаты анкеты, мы получили следующие результаты:

Вопросы

Ответы одноклассников (%)

Знаете ли вы, что такое семейная реликвия?

Да – 73% Нет – 27%

Есть ли в вашей семье старинные вещи?

Да – 58% Нет – 10%

Не знаю – 32%

Знаете ли вы историю своей семейной реликвии?

Знаю – 45% Не знаю – 55%

Хотел бы ты передавать историю своей семьи последующим поколениям, тем самым сохраняя её?

Да – 93% Нет – 7%

Ответы учеников 6Б класса, которые знают памятные вещи в своей семье, можно разделить на следующие группы:

Виды реликвий

Описание вида

Ответы учащихся 6Б класса,

количество человек

Исторические

Документы, «свидетели» былых событий, отображающие и характеризующие определенную историческую эпоху.

медали - 9

монеты - 4

Религиозные

Бывают подлинными или же поддельными, а также образно-поэтическими, основанными на народной мифологии. С реликвиями, как правило, связаны самостоятельные и своеобразные культы, существующие внутри религий.

икона - 1

нательный крестик - 1

Семейные

Документы, самые различные предметы, принадлежащие семье или роду, имеющие значимость и эмоциональную окраску. Передаются по наследству из поколения в поколение.

фотографии - 4

украшения - 4

игрушки - 2

Технические

Экземпляры машин или иные технических устройств, выпущенные в прошлом и давно не используемые, но сохранившиеся в работоспособном или восстановимом состоянии.

часы - 1

швейная машина - 1

веретено - 1

ювелирные весы - 1

Анализ полученных результатов показывает, что не все ребята класса знают о том, что такое семейная реликвия. Не все одноклассники знакомы с историей своей семьи, но практически каждый (кроме двух человек) хочет быть частью семейной истории, быть посредником между прошлым и будущим.

. Для чего мы храним реликвии

Кто кому надобен, тот тому и памятен

Память и знание прошлого делают наш мир более интересным и значительным. Вот почему так важно хранить память культурную, память народную, память семейную. Чтобы не быть беспамятными, неблагодарными, неспособными на добрые поступки, сегодня мы обращаемся к семейным реликвиям.

Мы задали вопрос одноклассникам: «Нужно ли сохранять старинные вещи отцов и дедов! Если «да», то почему?». Только два человека из 29 ответили, что нет, памятные старинные вещи не нужны новому поколению. Остальные ребята – 93%, считают, что такие вещи достойны уважения и бережного отношения. В своих ответах они использовали следующие фразы:

Память о семье и предках – 60%;

Ценность – 11%;

Гордость – 15%;

Интересно – 14%.

Проанализировав ответы ребят, мы пришли к выводу, что память о своих предках – не прихоть и не дань моде. Это естественная потребность – придерживаться своей родословной, оберегать семейные реликвии, традиции, и передавать их по наследству следующим поколениям. Тех, кто отказывается или пренебрегал исторической памятью, презрительно называли «человек без рода- племени». Вот так, от рода к роду, существовала тесная взаимосвязь. Родители не только пытались передать своим детям в наследство навыки труда и поведения, но и оставить о самих себе добрую память. Неслучайно В.А.Сухомлинский в своем письме к сыну пишет, цитируя строки письма своего отца: «…Помни, кто ты и откуда вышел. Помни, как трудно добывается этот хлеб. Помни, что дед твой, мой отец Омелько Сухомлин, был крепостным и умер за плугом на ниве. Никогда не забывай о народном корне…».

Глава 2. Золото в земле не портится

2.1. История разработки и добычи золота в Шурале

Золото познаётся в огне, а человек – в труде

В 1716 году в Невьянском районе на реке Шурале был основан железоделательный завод. Основал его Акинфий Никитич Демидов — русский предприниматель из династии Демидовых, сын Никиты Демидова, основатель горнозаводской промышленности на Урале. Земли ему эти были пожалованы самим Петром Первым, поэтому деятельность здесь развивалась бурная.

Интересно происхождение самого названия села Шурала. По преданию в болотистых лесах Шуралы водился леший-болотник, которого татары, проживающие здесь, звали «шурале», отсюда и пошло название села. По другой версии, когда в эти края приехал Никита Демидов, то на реке он встретил местного жителя-старика. На вопрос Демидова — «Откуда река-то течёт?» — старик ответил, шепелявя — «Ш Урала».

Впервые о золоте в наших краях заговорили с 1763 года. Именно тогда начались первые исследовательские работы и разведка «золотой рудки».

В 1819 году на Нейве началась золотая лихорадка, вскоре она добралась и до речки Шуралки. Здесь обнаружили самые большие в районе золотоносные отложения. Была Шурала обычным заводским посёлком, а стала Златницей, давшей стране тонны драгоценного металла.

Вот как описал это производство Дмитрий Мамин-Сибиряк:«Прямо по сторонам дороги почти непрерывно тянулись золотые промыслы и мелькали живописные кучки старателей, золотопромывательные машины, глубокие выработки, желтевшие отвалы промытых песков и вообще полная картина местности, охваченной золотою лихорадкой. Особенно выделились Рудянкаи Шуралинский завод, — в последнем даже спущен пруд, чтобы выработать золото на его дне».

До Октябрьской революции в пределах округа Шуралинской конторы были построены 12 приисков. Самый богатый из них – Шуралинский 1.

Работы велись открытым и подземными способами, иногда с применением парового водоотвода. Подземные работы осуществлялись на глубине 20-25 метров. В зимнее время года на некоторых приисках производилась добыча песков на поверхность подземным способом, на остальных приисках производилось вскрытие торфов. Население было занято на этих работах круглый год. Владельцами приисков были выработаны самые крупные земельные площади с богатым содержанием золота. Наибольшего развития работы достигали в районе, прилегающем к г.Невьянску в радиусе 10-15км.

Характерной особенностью организации приискового дела было использование наряду с централизованными «господскими» работами на крупных, наиболее богатых приисках, еще и так называемых «старательских работ».

2.2. Воспоминания моих предков-старателей

Золото моем, голосом воем

Беда приходит пудами, а уходит золотниками

Магическое слово золото много лет было неразрывно связано с селом Шурала. Если спросить шуралинца о его предках, он наверняка вспомнит в их ряду золотодобытчика, да и не одного.

Золото, хитро прятавшееся в земле, манило десятки, сотни простых работяг. Да давало ли им добро, несло ли великую выгоду? Ведь всегда было так, что прибыль получал не тот, кто копался в земле, а тот, кто это золото скупал. Не зря же на другом конце Земли Марк Твен однажды написал: «Я когда-то работал на золотых приисках и знаю все о добыче золота, кроме лишь одного: как заработать там деньги…»

От моей бабушки Валентины Панковой мне удалось узнать, что мои прапрабабушка Коноваловы Ольга Николаевна(24.07.1883г.-30.04.1956г.) и прапрадедушка Иван Николаевич(27.09.1870г.-18.02.1965г.) поженились в 1902 году.

Ольга Николаевна была приемной дочерью в семье Новгородцевых, отец был известным в г. Невьянск – чеботарём (сапожником). Молодая жена переехала жить в семью к мужу в д. Обжорино Невьянского района, которая была зажиточной деревней в то время. Семья мужа работала в прииске, мыли золото. И молодую жену привлекли на эти работы.

Эти работы проводились небольшими, обычно семейным артелям рабочих. Разрешалось добывать золото на условиях обязательной сдачи металла в приисковую контору по твердой, заранее установленной цене.

Занимались старательством все от мала до велика. Золото добывалось нелегким трудом: на берегу реки ставили деревянное корыто, насыпали песок, мужчины качали воду ручным насосом (мажерт), а женщины и дети промывали песок в корыте. После чего в ковше в голландке прокаливали и ждали, когда заблестит, оставшийся песок выкидывали, а золото оставалось.

Из всех инструментов, необходимых старателю, до наших дней в моей семье сохранились миниатюрные весы, необходимы были для взвешивания золотого песка, без этого никак. После взвешивания песок обменивали в Невьянске в магазине «Торгсин» на «боны» - длинные листы гербовой бумаги, на них можно было купить ткань, муку, крупу и т.д.

Семьи в те времена были многодетными, и наша семья не была исключением - у Ивана и Ольги было 5 детей(4 сына и дочка), из них Виктор – мой прадедушка, родился в 1911 году.

В 1938 году Виктор женился на Ольге Барановой, уроженке с.Шурала и как это было заведено привез ее в родительский дом в д.Обжорино. Из рассказов моей бабушки Алевтины(дочь Виктора и Ольги), я знаю, что прабабушку Олю научили труду старателя в семье мужа. Золото добывалось нелегким трудом. На работу в прииск ходили пешком из деревни Обжорино в Капотино(рядом с г.Кировградом), приблизительно 15 км.в одну сторону, в холод и жару.

Как раз в описываемый период, в 1937 году, происходит подъем золотой и платиновой промышленности района. Возрос объем геологоразведочных работ, открыты новые месторождения. Так же вышли приказы о повсеместном развитии старательских работ, Старателям были предоставлены налоговые льготы. Поисковые управления обязывались предоставлять им для работы разведанные месторождения, оборудование и оказывать техническую помощь. Молодой стране золото нужно было, как воздух!

К началу Великой Отечественной войны у Виктора и Ольги было уже двое маленьких детей, третий родился в январе 1942 года. Прадедушку Витю забрали на Войну в 1941 году, а прабабушка Оля беременная, осталась с маленькими детьми и пожилыми родителями мужа в д.Обжорино.

Многие люди, пережившие ужасы войны, не любили вспоминать об этом, многие сведения и интересные факты были забыты. Но вот что мне удалось узнать:

В Великую Отечественную войну всем было нелегко выжить, нашу семью эта участь не обошла стороной. В самые тяжелые времена, когда совсем заканчивались продукты, и малышей нечем было кормить, прапрадедушка Иван спускался в подполье и доставал оттуда «золотинку». Взвешивал ее на весах, записывал вес и отправлял невестку (прабабушку Олю) обменивать ее на «боны». Добытые ранее «золотинки» на «старательских работах» помогли выжить семье в годы Великой Отечественной Войны.

Прабабушка Оля не дожила до моего рождения 2,5 года, но из рассказов бабушки Али знаю, что на тему «старательства», золота в семье общаться было не принято, чтоб никто ничего не узнал. Поэтому информацию о том, как появились весы для измерения золота в нашей семье, узнать не удалось. Как, впрочем, и многие другие подробностями.

В нашей семье ходит такая легенда. В д. Обжорино дом моих предков стоял на берегу р. Нейвы, во дворе был колодец.

В 1953 году семья Виктора и Ольги решила перебраться в с.Шурала, потому что там были и детский сад и школа для детей и рядом железнодорожная станция. Дом в д. Обжорино было решено продать, покупатели были из другого, села, и при продаже дом был раскатан и увезен. Но вот что удивительно! Все знали, что у прапрадеда Ивана всегда были в подполье «золотинки», и в годы войны, он сумел ими распорядиться на благо семьи и оставить небольшой запас. Но при разборе дома ни одной золотинки или песчинки так и не нашли. Молва гласит, что прапрадед мог золотишко спрятать в колодце, во дворе.

На месте деревни теперь уже располагаются коллективные сады, а участок, на котором находился наш родовой дом, до сих пор не застроен –заброшен, да и нам не принадлежит давно. А колодец во дворе так и стоит нетронутый до наших дней. Воды в нем уже нет, высох он, зарос, но продолжает хранить сои тайны.

Глава 3. На чаше весов…

3.1. Возникновения и совершенствования весов

Без весу, без меры нет и веры

Весы - один из древнейших приборов, изобретенных человеком. Они возникли и совершенствовались с развитием торговли, производства и науки.

Первые найденные археологами образцы весов относятся к V тысячелетию до н. э., применялись они в Месопотамии. Согласно древнеегипетской «Книге мертвых», Анубис(проводник в мир умерших), на входе в подземное царство взвешивает сердце всякого умершего на особых весах, где в качестве гири выступает богиня правосудия Маат. Простейшие весы в виде равноплечного коромысла с подвешенными чашками широко использовались в Древнем Вавилоне (2,5 тыс. лет до н. э.) и Египте (2 тыс. лет до н. э.).

Наборы гирь для определённых весов называются разновесом. В то далёкое время в основе самой первой в истории системы весовых единиц - древневавилонской - лежал вес одного хлебного зерна - грана. Не кусочек золота, платины, серебра, а зерно, получаемое с таким трудом и являющееся главным продуктом до сих пор. Ну, и конечно, сыграло свою роль то обстоятельство, что зёрна самой природой были, как бы стандартизированы и имели почти одинаковые размеры и массу. Позже появилась система гирь, изготовленная человеком. Меры длины и веса, а также формы и материал гирь различались в зависимости от местных особенностей. К примеру, в Месопотамии гири изготавливались из камня или бронзы в виде груши, утки или льва. Греки применяли квадратные или прямоугольные пластины, круглые, конусообразные, трех- или многогранные куски свинца или бронзы. Римляне использовали шары, кубики, круглые шайбы или призмы из бронзы, камня или свинца.

На Руси одной из первых мерных величин был золотник. Золотник происходит от «златник» — название монеты, вес около 4,3 г., в древние времена служил единицей веса драгоценных металлов и камней.

Первоначально это слово означало золотую монету, и именно в этом значении встречается оно в договоре 911 г. Киевского Князя Олега с Византией. Понятие «золотник» использовалось также для обозначения чистоты золота. Кроме этого, в Древней Руси существовали такие меры веса, как камень, зерно, пуз и т.д. С 1747 года и до введения метрической системы единицей массы в России служил фунт.

Когда Римская империя распространила свое влияние на Запад, римские весы проникли в европейские страны. В 996 году князь Владимир повелел ввести единые меры веса, а в Указе князя Всеволода (XII век) впервые была упомянута ежегодная поверка весов.

На Руси вплоть до XV века заботливой хранительницей мер и весов была Церковь. В монастырях и храмах появились первые смотрители за правильностью измерений. Князья Владимир и Всеволод поручали «епископам наблюдать за мерами и весами», а за обвешивание и обмеривание велели «казнить близко к смерти».

Царь Иван Грозный вообще запретил торговцам иметь собственные гири и весы. Разрешалось пользоваться только «государственными". Петр I своим указом ввел их обязательную проверку два раза в год. Во времена расцвета Российской империи, при Петре I, был издан, в 1723 году, «Указ о том, чтобы муку, крупу, солод и толокно продавать на вес, а не на меру». В этом документе вводилось понятие «заорленных весов», т.е. поверенных и клейменных весов. Здесь предусматривалась ответственность в виде штрафа за недовес, или использование неповеренных весов. А в 1736 году в России были созданы образцовые меры длины, веса (массы) и других измерений, с которыми обязательно сравнивали используемые в торговле гири и прочие меры.

В 1841 году по инициативе министра финансов России на территории Петропавловской крепости построили "особое несгораемое здание" - Депо образцовых мер и весов. Туда торговцы обязаны были приносить на поверку свои измерительные приборы. Впоследствии по инициативе Д.И. Менделеева в России была организована Главная палата мер и весов, а сегодня называется Российским научно-исследовательским институтом метрологии и носит имя великого ученого. А в 1918 году СНК РСФСР издает декрет "О введении международной метрической системы мер и весов", согласно которому за основу единицы веса был принят килограмм.

На сегодняшний день существует множество самых разнообразных весов: бытовых, торговых, промышленных, исследовательских, ювелирных, вагонных и т. д. Одни предназначены для взвешивания тяжёлых объектов, как, например, вагонные, другие, исследовательские, обладают фантастической точностью. Для каждого дела – свои весы.

3.2. История появления весов в моей семье

Две сестры качались, правды добивались,

а когда добились — остановились

О временах золотой лихорадки в нашей стране напоминает сохранившаяся в моей семье реликвия – миниатюрныестарательские весы. Этот прибор был необходим для взвешивания золотого песка. Бабушка рассказывает, что после взвешивания, золотой песок обменивали в Невьянске в магазине «Торгсин» на «боны» - длинные листы гербовой бумаги, на них можно было купить ткань, муку, крупу и т.д.

По воспоминаниям очевидцев, это были лучшие магазины в сельской России за пределами больших городов. Они всегда лучше снабжались, чем обычные государственные магазины в тех же местностях. В них не принимают бумажные рубли, официальную валюту страны, там обменивают завидные товары только на золотые рубли, или боны, которые в свою очередь можно получить лишь в обмен на золото.

Для старателей ценна была каждая крупица золота, один грамм – один бон. Поэтому к взвешиванию относились очень серьезно. Инструкция предписывала тщательно выверить и очистить от пыли весы. Запрещалось в качестве разновеса использоватьмонеты, спички и другие предметы, а только клейменые гирьки.Поверхность стола покрывалась стеклом, линолеумом или металлическим листом - материалами, не позволяющими застрять ни одной пылинке золота, а оценщик должен был работать в нарукавниках из клеенки.

Я узнала, что модель весов, сохранившаяся в моей семье, называется - рычажные весы (также балансовые, коромысловые или лабораторные). Это тип весов был первым массовым измерительным прибором. В основу действия таких весов положен принцип равновесия.

Весы состоят из горизонтального рычага с равными плечами, называемыми балками, и чаши весов, подвешенной на каждом плече. Такая конструкция связаны с тем фактом, что слово «весы» употребляется во множественном числе. Золотые самородки или намытый песок укладывались на одной чаше, а стандартную меру массы помещали на другую чашу, пока балка не приблизится к максимально возможному равновесию.

К сожалению, я не смогла обнаружить на весах клеймо, год выпуска или иную информацию о месте и времени их создания. Возможно, это связано с тем, что не сохранилась оригинальная упаковка весов, вместо нее гирьки, чаши и коромысла хранятся в железной коробке, на которой читается надпись: «Химический порошок». Я предполагаю, что весы появились в моей семье, как только мои предки занялись старательством, т.е. в конце 19 века.

Со времен золотодобычи в моей семье сохранились не только весы, но и другие инструменты – лотки для промывки золота, корыто, совки. Моим родным очень дороги эти предметы, оставшиеся от предыдущих поколений. Рассматривая и изучая их, появляется чувство ответственности перед предками за свои дела, чувствуешь свою обязанность в продолжении их Дела служения Родине, Отчизне, своему народу.

Я горжусь своими предками – сильными, смелыми, трудолюбивыми людьми. Их жизнь, уклад, традиции вызывают у меня огромное уважение. Я не могу допустить, чтобы память о них исчезла. Для этого я буду по крупицам, как золотой песок, собирать информацию об их нелегком пути и судьбе.

Заключение

Исследуя семейные реликвии, мы поняли, что эта тема интересная, увлекательная и нужная для каждой семьи, которая ценит и уважает историю своего рода.

Я смогла убедиться в том, что моя семья дружная и крепкая. Мы все вместе, были исследователями, летописцами, собеседниками. В нашей семье есть прошлое, а, значит, есть будущее.

Наша гипотеза подтвердилась. Мы доказали, что, если в семье есть семейная реликвия, то такая семья хранит светлую память о предках и чтит свои традиции.

В ходе исследования были решены поставленные задачи:

Я узнала, что такое реликвия;

Провела анкетирование среди одноклассников, обработала результаты и сделала выводы;

Изучили историю своей семьи, связанную с историей добычи золота на Урале;

Заинтересовала своих одноклассников изучением семейных реликвий, после моего рассказа даже те ребята, которые по результатам анкетирования не интересовались историей своего рода, захотели найти у себя дома или расспросить близких о памятных вещах в своей семье.

Я горжусь своими предками – сильными, смелыми, трудолюбивыми людьми. Их жизнь, уклад, традиции вызывают у меня огромное уважение. Я не могу допустить, чтобы память о них исчезла. Для этого я буду по крупицам, как золотой песок, собирать информацию об их нелегком пути и судьбе.

Список литературы

Большой толковый словарь русского языка: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы/ Под ред. Л. Г. Бабенко. М., 2001. – 864с.

Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современное написание. М., 2002. – 984 с.

История Урала с древнейших времён до наших дней / под ред. И.С. Огоновской, Н.Н. Попова. - Екатеринбург: Сократ, 2004. – 495 с.

Капустин В. Г. Свердловская область: природа, население, хозяйство, экология: Учебное пособие для учащихся старших классов. Нижний Тагил, 2000. – 247 с.

Ковалева А. Е., Ковалева Г. А. Шурала – наш от предков дом. Летопись села. Нижний Тагил, 2016. - 258 с.

Лопатин В. В., лопатина Л. Е.,Малый толковый словарь русского языка: Ок. 35000 слов. М. 1993. – 704 с.

Мамин – Сибиряк Д. Н. По Уралу. Рассказы и очерки. М., 2003 г. – 260 с.

Обухов, Л.А История Урала XIX-XX вв. / Л.А. Обухов, В.А. Шкерин, Г.С. Шкребень. - Екатеринбург: Сократ, 2005. – 142 с.

Пипуныров. В. Н. История весов и весовой промышленности в сравнительно-историческом освещении. М, 1995 г. – 245 с.

Сухомлинский В. А. Письма к сыну. М.: Просвещение, 1979. – 96 с.

Приложение 1.

Защитная презентация

 

Здравствуйте, меня зовут Валерия Ментюгова. Я ученица 6Б класса школы № 57.

 

В начале своего выступления я хочу загадать вам загадку:

Две сестры качались, правды добивались, а когда добились — остановились.
Догадались? Правильно! Это весы.

 

Да, одна из интереснейших реликвий, сохранившихся в нашей семье – это старинные старательские весы, принадлежащие моим предкам-золотодобытчикам из уральского села Шурала.

 

Проведя анкетирование среди своих одноклассников, я с сожалением узнала, что далеко не все мои сверстники интересуется историей своей семьи. К радости - их меньшинство! Но практически все ребята понимают важность сохранения истории, хотели бы передать её своим потомкам. Но не знают как.

 

Своей работой мне хотелось заинтересовать ребят из моего класса, показать, как интересно изучать историю. И в то же время я решила собрать, записать и проанализировать истории, сохранившиеся в памяти моей бабушки, связанные с добычей золота моими предками-старателями.

 

Для начала я познакомилась с историей села Шурала. Узнала, что открытие и разработка золотых запасов началась здесь еще с 18 века и связана с именем знаменитого промышленника и предпринимателя Акинфия Демидова.

 

Первые дошедшие до меня воспоминания о золотодобытчиках в моей семье, относятся к самому началу 20 века – 1902му году. В этом году поженились мои прапрадедушка и бабушка Ольга Николаевна и Иван Николаевич Коноваловы.

Молодая жена переехала жить в семью к мужу в д. Обжорино Семья мужа работала в прииске - мыли золото. И молодую жену привлекли на эти работы.

 

Занимались старательством все от мала до велика. Золото добывалось нелегким трудом: на берегу реки ставили деревянное корыто, насыпали песок, мужчины качали воду ручным насосом, а женщины и дети промывали песок в корыте. После чего в ковше в печке прокаливали и ждали, когда заблестит, оставшийся песок выкидывали, а золото оставалось.

 

Наши весы напоминают о временах золотой лихорадки в нашей стране. Этот прибор был необходим для взвешивания золотого песка.

Бабушка рассказывает, что после взвешивания золотой песок обменивали в Невьянске в магазине «Торгсин» на «боны» - длинные листы гербовой бумаги, на них можно было купить ткань, муку, крупу и т.д.

 

По воспоминаниям родных, это были лучшие магазины в сельской России. Они всегда снабжались лучше, чем обычные магазины. В них не принимали бумажные рубли, а обменивали завидные товары только на боны, которые в свою очередь можно получить лишь в обмен на золото.

 

В Великую Отечественную войну всем было нелегко выжить. Но в самые тяжелые времена, когда совсем заканчивались продукты, прапрадедушка Иван спускался в подполье и доставал оттуда «золотинку». Взвешивал ее на весах, записывал вес и отправлял невестку (прабабушку Олю) обменивать ее на «боны». Добытые ранее «золотинки» на «старательских работах» помогли выжить семье в годы Великой Отечественной Войны.

 

В нашей семье ходит такая легенда:

В д. Обжорино дом моих предков стоял на берегу р. Нейвы, во дворе был колодец.

В 1953 году семья Виктора и Ольги решила перебраться в с.Шурала , а дом в Обжорино раскатать и продать. Все знали, что у прапрадеда Ивана всегда были в подполье «золотинки». Но при разборе дома ни одной золотинки или песчинки так и не нашли. Молва гласит, что прапрадед мог золотишко спрятать в колодце, во дворе.

На месте деревни теперь уже располагаются коллективные сады, а

колодец во дворе так и стоит нетронутый. Воды в нем уже нет, высох он, зарос, но продолжает хранить сои тайны.

 

Я узнала, что модель весов, сохранившаяся в моей семье, называется - рычажные весы (также балансовые, коромысловые или лабораторные). Это тип весов был первым массовым измерительным прибором. В основу действия таких весов положен принцип равновесия.

 

Для старателей ценна была каждая крупица золота. Поэтому к взвешиванию относились очень серьезно. Инструкция предписывала тщательно выверить и очистить от пыли весы. Запрещалось в качестве разновеса использовать монеты, спички и другие предметы, а только клейменые гирьки. Поверхность стола покрывалась стеклом, линолеумом или металлическим листом - материалами, не позволяющими застрять ни одной пылинке золота, а оценщик должен был работать в нарукавниках из клеенки.

 

На Руси одной из первых мерных величин был золотник. Золотник происходит от «златник» — название монеты, вес около 4,3 г., в древние времена служил единицей веса драгоценных металлов и камней. А уже позже появились универсальные мерные гирьки.

 

К сожалению, я не смогла обнаружить на весах клеймо, год выпуска или иную информацию о месте и времени их создания. Возможно, это связано с тем, что не сохранилась оригинальная упаковка весов, вместо нее гирьки, чаши и коромысла хранятся в железной коробке, на которой читается надпись: «Химический порошок». Я предполагаю, что весы появились в моей семье, как только мои предки занялись старательством, т.е. в конце 19 века, а, возможно, и раньше.

 

Хочется сказать, что в моей семье от старательского промысла сохранились не только весы, но и другие инструменты - лотки для промывки золота, корыто, совки. Мне хочется продолжить изучение и истории своего рода, и истории добычи золота на Урале. Но больше всего мне хочется попробовать самой добыть «золотинку». Возможно, я заразилась золотой лихорадкой, а может быть, это во мне говорит голос предков?!

 

Исследуя семейные реликвии, я поняла, что эта тема интересная, увлекательная и нужная для каждой семьи, которая ценит и уважает историю своего рода.

Я горжусь своими предками – сильными, смелыми, трудолюбивыми людьми. Их жизнь, уклад, традиции вызывают у меня огромное уважение. Я не могу допустить, чтобы память о них исчезла. Для этого я буду по крупицам, как золотой песок, собирать информацию об их нелегком пути и судьбе.

 
Просмотров работы: 34