Цель исследовательской работы – изучить историческое прошлое и сегодняшний день села Семеново – Высоково (Семеново) и Троицкого храма и показать историческую значимость церкви в жизни села и людей.
Задачи:
1.Найти сведения о возникновении села Семеново – Высоково (Семеново) и строительстве Троицкого храма в селе.
2.Изучить историю храма: разрушение и нынешнее состояние.
3.Проанализировать отношение населения к церкви.
Исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. На уроках истории, изобразительного искусства, окружающего мира и уроках православной культуры мы знакомимся с особенностями храмового зодчества. Мне кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. Но у каждого храма есть еще и своя собственная история, свои особенности. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Вот об этом я и хотела написать в своей работе.
Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема.
Проблема: что является причиной рождения, закрытия и возрождения храма в селе?
Гипотеза: я предполагаю, что исторические события повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение церкви.
При написании учебно – исследовательской работы был использован Фундаментальный труд «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России». Один из томов посвящен наследию Ивановской области. В третью завершающую часть тома включены статьи по памятникам архитектуры и монументального искусства девяти районов, в том числе и Шуйского района. Книга иллюстрирована натуральными и архивными фотографиями, обмерными чертежами1.
_______________________________________________
1. «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область. Часть 3. Щеболева Е.Г (отв. ред.)
Номер «Владимирских губернских ведомостей» за 1879 год послужил источником сведений о местоположении села Семеново – Высоково (Семеново). В своей работе мы использовали и апокрифическое «Сказание о 12 пятницах», ранние списки которого ученые относят к 13-15 векам2.
Труды П.И. Мельникова (Андрея Печерского)3 «Тайны секты», «Белые голуби» и «Очерки поповщины».
Будучи при нижегородском генерал-губернаторе чиновником особых поручений, в обязанности которого вменялся надзор за старообрядцами, издавна населявшими губернию, П.И.Мельников много сил и энергии отдает делу. Понимание раскола писателем соответствует тогдашней официальной точке зрения на раскол как негативное явление в общественной жизни. Его разыскание в области истории, быта и нравов населения Заволжья и особенно старообрядчества дали писателю богатый материал для творческих размышлений, результатом которых стала эпопея «В лесах» и «На горах». Материалы школьного музея, а также воспоминания старожилов села Семеново - Высоково (Семеново). Был проведён социологический опрос среди учителей, учащихся нашей школы, жителей близлежащих деревень. Совершили экскурсию в село Семеново - Высоково(Семеново). и в Троицкий храм.
_______________________________________________
2. Сказание о 12 пятницах и Параскева Пятница.Легенды.Александр Николаевич Афанасьев
3.https://libking.ru/books/prose-/prose-classic/192631-pavel-melnikov-pecherskiy-v-lesah.htmlРусский писатель-реалист, публицист, этнограф-беллетрист. Окончив словесное отделение Казанского университета, служил в Пермской и Нижегородской гимназиях. С 1847 года - на службе в Нижегородском губернском правлении; в 1850 году причислен к штату Министерства внутренних дел; как чиновник по особым поручениям занимался исследованием и искоренением старообрядчества. Практически вся его профессиональная и частная жизнь была связана с Нижегородской губернией. Дослужился до действительного статского советника, кавалер ордена Св. Анны 1-й степени. В 1866 году отрешён от должности чиновника особых поручений и переведён в Москву без жалованья; жил исключительно за счёт литературного труда. В отставке с 1881 года.
При изучении истории храма были использованы разные методы и формы работы: поисковый опрос, работа с архивными материалами, экскурсия, беседа, наблюдение, интервьюирование.
В своей учебно - исследовательской работе я попыталась узнать историю села Семеново – Высоково (Семеново) и Троицкого храма. При помощи найденных материалов, воспоминаний старожилов мне удалось воссоздать историю села и храма.
Введение
Благочестивые наши предки не могли жить без храма –
он был так же необходим для души народа,
как дом и пища для его телесного существования.
Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ.
Я считаю себя счастливым человеком, потому что мне посчастливилось родиться в прекрасном месте, с ярким историческим прошлым, в красивом месте. Я очень люблю свою малую Родину. И мне очень интересно знать историю своего поселения, обычаи, традиции и все, что с ним связано.
Я узнала, что небольшое поселение уже можно было считать селом, если в нем находилась небольшая церквушка. В селе Семеново – Высоково (Семеново), расположенном в трех километрах от деревни Харитоново и в восьми километрах от деревни Милюковка, где располагается наша школа, есть Троицкий Храм. Здание храма величаво и необычно, но, к сожалению, заброшено.
Я немного знала историю родных мест из материалов школьного музея, из рассказов учителя и моих родственников, но о селе Семеново – Высоково (Семеново) и Троицком храме я узнала лишь летом 2018 года, когда мы совершили туда экскурсию. Вот тогда-то я решила провести свое исследование и собрать по возможности материал об истории села и храма.
История России и нашего родного Ивановского края не может рассматриваться в отрыве от православия, которое стало истоком русской самобытности. Русская Православная Церковь является основой жизни русского народа, его истории, сложной и противоречивой.
Великая Октябрьская революция 1917 года прервала вековую культурную традицию. Средствами такого разрыва стали тысячи разрушенных храмов. Сегодня настало время не только религиозно осмыслить долгий исторический путь православия в России и сделать выводы, но и продумать, как нам жить дальше.
Глава 1 История образования села Семеново – Высоково (Семеново)
и Троицкого Храма
Мы решили внести посильный вклад в дело осмысления исторического прошлого нашего края. Исходя из этой задачи, мы обратились к изучению истории села Семеново-Высоково (Семеново), находящегося в трех километрах от деревни Харитоново и в восьми километрах от деревни Милюковка, где располагается наша школа.
Нам кажется, что легче всего изучить историю отдельно взятого села через историю его храма, а именно Троицкого, расположенного в селе Семеново – Высоково (Семеново).
Ведь храм – это не частное место, это место, где собирается народ, где он объединяется в общей вере, обрядах и таинствах, т.е. на деле осуществляет религиозный принцип соборности. Храмы всегда были местом общественной жизни сел и городов.
Село Семеново – Высоково (Семеново) находилось близ границы Вязниковского уезда4, расположенного от него не более чем в 5 километрах. Местоположение села возвышенное, поэтому и название села Семеново – Высоково (Семеново). С юго-западной стороны колокольню и храм села можно видеть более чем за шесть верст.
Земли, принадлежащие селу, граничат с землями селений Ленькова (в настоящее время не жилая), Высокова (в настоящее время не жилая), Плехова, Максимцева, Трясучева, Кудрякова, Пустоши и сельца Матюкина.
__________________________________________________
4. Вязниковский уезд был образован в 1778 г. в составе Владимирского наместничества. С 1796 г. в составе Владимирской губернии.
Вязниковский уезд был расположен на северо-востоке Владимирской губернии. Граничил с Шуйским и Ковровским уездами на западе, Гороховецким на востоке и Судогодским на юге, а также с Костромской губернией на севере. Занимал площадь в 4 124,5 км² (3 624,3 вёрст²), в том числе под озерами 14,7 вёрст². В 1926 году после ликвидации Гороховецкого уезда площадь уезда составляла 5 337 км.
Расстояние до вышеназванных деревень примерно 1,3 километра, до Кудрякова и Пустоши – 3,5 километра. Расстояние до города Шуи – 13 километров. Ближайший путь до города Шуи лежал через деревню Максимцево, за которой протекала речка Внучка. Проезжать приходилось низменным лугом или через речку, особенно в весеннее или осеннее время, был очень труден, и даже опасен, потому что ни гатей5 ни моста через речку не имелось, хотя очень возможно, и не дорого стоило бы все это устроить.
В самом селе Семеново – Высоково (Семеново), ни близ его, нет ни рек, ни ручьев, ни озер. Воду до сегодняшнего дня местное население берет из колодцев.
По статистическим данным в селе Семеново – Высоково (Семеново) с 1859 по 1905 годы проживало следующее количество жителей6:
Название населенного пункта |
Год |
Положение |
Число дворов |
Число жителей м.п. ж.п |
Наличие церкви |
Семеново (Семеново-Высоково), село |
1859 1895 1905 |
При колодцах |
37 43 59 |
111 98 207 313 |
Церковь православная |
Земля в селе Семеново – Высоково (Семеново) распределялась следующим образом7:
Сословия |
Пахотная земля |
Сенокосная |
Пустопорожней |
Священноцерковнослужители |
29 десятин |
3 десятины |
нет |
Крестьяне |
219 десятин |
16 десятин |
__________________________________________________________
5.Гать – настил из бревен или хвороста для проезда через топкое место. Толковый словарь Ожегова М.: Мир и Образование, Оникс, 2011
6.Справочники населенных мест Владимирской губернии за 1859, 1895, 1905 гг.
7.Газета «Владимирские Губернские Ведомости» за 1879 год, № 18, стр 3.
Грунт земли во всей местности иловатый и землю требуется постоянно удобрять. Местное население выращивает рожь, овес, а иногда, при хороших климатических условиях и ячмень. С удобренной земли крестьяне получали ржи – три осьмины8, овса – четыре осьмины, ячменя – три осьмины. Сенокосные луга находились в полях, на низменных местах.
Цены на хлеб и сено в данный период были следующими9:
Рожь |
Овес |
Ячмень |
Сено |
|
Хороший урожай |
От 4 до 5 рублей |
От 1р.50 коп. до 2 рублей |
От 2 до 3 рублей |
Пуд – 10 коп. |
Обыкновенный урожай |
От 5 до 6 рублей |
От 2 рублей до 2 р. 50 коп. |
От 3 до 4 рублей |
Пуд – 15 коп. |
Дурной урожай |
До 8 рублей |
До 4 рублей |
До 5 рублей |
Пуд – 25 и 30 коп. |
Местные жители не имеют ни каких излишних продуктов, но терпят недостаток, как в хлебе, так и в других продуктах.
Скотоводство в селе Семеново – Высоково (Семеново) самое ограниченное: лошадь и корова, и у зажиточных хозяев еще несколько овец составляют все скотоводство. Падежи скота здесь, к счастью, очень редки.
При селе Семеново – Высоково (Семеново) нет ни строевого, ни дровяного леса в чем и заключается главный недостаток. Тот и другой лес приобретают покупкою за рекою Люлех за 10 и 15 верст от села. За сажень10 березовых дров платится на месте 2 рубля 50 копеек, воз хвороста стоит 5 и 10 копеек, строевой лес от 5 до 7 рублей.
___________________________________________________________
8.Осьмина, старая русская мера сыпучих тел, равная половине четверти (105 л.). Словарь русского языка: В 4-х т./ РАН, Ин-т лингвистических исследований; Под редакцией А.П.Евгеньевой
9. Газета «Владимирские Губернские Ведомости» за 1879 год, № 18, стр 3.
10.Са́жень — старорусская единица измерения расстояния. В XVII в. основной мерой была казённая сажень(утверждённая в 1649 году «Соборным уложением»), равная 2,13 м, и содержащая три аршина (72 см) по 16 вершков. ru.wikipedia.org›
Храм в селе Семеново – Высоково (Семеново) построен в 1829 году и стоит на берегу пруда в центре села. Описание храма дано в «Своде памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область. Часть 3». Объемная композиция храма своеобразна. Массивный двусветный основной четверик11 в пять световых осей на боковых фасадах, с пониженной с полукруглой апсидой12, завершен пятью вазообразными главками на восьмигранных барабанах13. Центральный из них, очень крупный, является световым, а боковые, маленькие, отнесенные на самые углы – глухими. К небольшой прямоугольной трапезной, по ширине равной четверику, с запада примыкает трёхъярусная шатровая колокольня. Ее нижние четверики невелики по высоте, напоминая скорее, полуярусы. Ярус звона, увенчанный четырехгранным шатром со слухами, приподнят на глухом основании. Углы основного объема и плоскость восточного фасада покрыты дощатым рустом14.
_________________________________________________
11.Четверик – в русской и украинской архитектуре (преимущественно 17-18 вв.) 4 – гранное в плане сооружение или его часть. В композициях шатровых и ярусных храмов сочетается с 8 – гранной. «Большой энциклопедический словарь». Издательство Большая Российская энциклопедия, 2000 г
12. Абсида – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный; перекрытый полукуполом (конхой). Внутри абсиды помещался алтарь. Алтарь (от лат. «alta ara» – высокий жертвенник) – главная часть христианского храма в его восточной части. Н.Ш.Согоян «Иллюстративный словарь х архитектурных терминов и понятий ». Издательство «Архитектура-С»,2001
13. Барабан – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом. Барабан световой – барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание. ... Шатер – высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века. Н.Ш.Согоян «Иллюстративный словарь х архитектурных терминов и понятий ». Издательство «Архитектура-С»,2001
14. Руст в виде непрерывных горизонтальных полос, ширина которых не намного превосходит просветы между ними (междурустья). (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Архитектурный словарь
Прямоугольные окна не имеют наличников, но под всеми проемами нижнего яруса четверика, а так же над окнами трапезной помещены полуциркульные нитки15. Окна центрального барабана (с лучковыми перемычками) помещены в плоские прямоугольные нити.
Декор колокольни более насыщен: проемы нижнего яруса заглублены в прямоугольные нити с пилястром16, средний ярус завершабт фронтоны, под арками звона помещены балясины17, а сами арки франкированы пучками полуколонн. Венчающий карниз включает 2 ряда поребрика18.
Внутри четыре квадратных в сечении столба с переброшенными на стены подпружными арками несут центральный световой восьмерик, переход к которому осуществлен с помощью тромпов.19
__________________________________________________________________
15. Полуциркульный — полуциркульная, полуциркульное (архит.). Построенный в форме полуокружности, имеющий закругление. Полуциркульное окно. Толковый словарь Ушакова.Издательство: Славянский Дом Книги, 2014 г.
16. Пилястра - плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Пилястра имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна; служит для членения плоскости стены. Н.Ш.Согоян «Иллюстративный словарь х архитектурных терминов и понятий ». Издательство «Архитектура-С»,2001
17. Балясина - невысокий фигурный столбик (иногда с резным декором), поддерживающий перила ограждений балконов, лестниц и т. д.; балясины изготовляются из дерева, камня, металла, бетона и др. Н.Ш.Согоян «Иллюстративный словарь х архитектурных терминов и понятий ». Издательство «Архитектура-С»,2001
18.Поребрик – вид орнаментальной кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены. Н.Ш.Согоян «Иллюстративный словарь х архитектурных терминов и понятий ». Издательство «Архитектура-С»,2001
19.Тромпы — треугольные нишеобразные своды, применяемые в качестве переходных конструкций от квадратного в плане нижнего помещения к круглому или многоугольному в плане верхнему помещению, к куполу или его барабану. Большой энциклопедический словарь. Издательство Большая Российская энциклопедия, 2000 г
Особенностью внутренней структуры храма является выделение стенками угловых помещений за западными столбами – здесь помещались алтари приделов трапезной. Центральное подкупольное пространство перекрыто восьмигранным сомкнутым сводом, отделенных в конце 19 века – начале 20 века стеклянным потолком.
Остальные ячейки четверика и двустолпная трапезная завершены коробковыми или полулотковыми (боковые ячейки по поперечной оси храма) сводами, абсида – конхой20. В северо – восточном углу колокольни устроена винтовая внутристенная лестница.
В алтаре сохранилась живописная композиция «Распятие с предстоящими», выполненная в масляной технике в конце 19 века.
Алтарь храма датируется 30 – и годами 19 века: «Его конфигурация повторяла сложный план восточной стены: средняя часть иконостаса и две его крайние оси слегка заглублены, а вторая и четвертая оси выступают ризалитами21.
Иконостас делится на ярусы развитыми антаблементами22, опирающимися на небольшие кронштейны.
________________________________________________________
20. Абсида– алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный; перекрытый полукуполом (конхой). Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., Издательство «Искусство» Москва., 1995
21. Ризалит - часть здания (середина или крыло), выступающая за линию фасада. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. — М. : АСТ, Астрель, Харвест, 2006.
23.Ордер архитектурный - тип архитектурной композиции, основанный на художественной переработке стоечно-балочной конструкции и имеющий определённые состав, форму и взаиморасположение элементов.Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., Издательство «Искусство» Москва., 1995)
Второй ярус представляет собой четырехколонный портик с фронтоном24, разорванным полуциркульной25 аркой. Свод арки отделан кессонами26 с розетками27. Третий ярус фиалкирован28 мощными волютами29.
Фон иконостаса - серый. Иконы в основном были прямоугольной формы и в центральной части располагались по шесть штук в одном обрамлении.
В архитектуре храма объединены формы барокко и классицизма.
Престол освящен во Имя Пресвятой Троицы30.
_________________________________________________________________________
24. Фронтон - завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий. Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., Издательство «Искусство» Москва., 1995
25. Арка полуциркульная. Или полукруглая, дуга ее описана полуокружностью; наиболее распространенный вид арки. Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994
26. Кассетоны - квадратной или многоугольной формы ячеи, углубления, ритмически расположенные на потолках, внутренних поверхностях арок и сводов. Широко применяются для художественной обработки перекрытий и для улучшения акустики помещении. Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., Издательство: Ленинградская галерея, 1994
27.Розетка – мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев, одинаковых по форме. Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., Издательство: Ленинградская галерея, 1994
28. Фиал – в готической архитектуре декоративное венчание пинаклей, щипцов, контрфорсов в виде пирамиды, фигурного шпиля, крестоцвета и т.д.. Иногда помещалось по сторонам окон, порталов.Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., Издательство: Ленинградская галерея, 1994
29. Волюта - архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с "глазком" в центре. Составная часть ордерных капителей; архитектурная деталь карнизов, порталов, дверей, окон. Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., Издательство: Ленинградская галерея, 1994
30. «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область. Часть 3. Москва: Наука, 2000г., стр. 613-614
В архивном фонде Шуйского духовного правления Владимирской губернии в клировой ведомости Троицкой церкви села Семеново – Высоково (Семеново) за 1829 год имеются следующие сведения: «1. Построена в 1829 году тщанием прихожан. 2. Зданием каменная с каменною же колокольнею, крепка. 3. Престолов в ней три: в настоящей холодной во имя Живоначальной Троицы, в приделах теплых в первом – во имя Святителя и Чудотворца Николая, во втором – Святой мученицы Параскевии. 4. Утварью достаточна. 5. Причта31 положено по штату издавна: священник, дьякон, дьячок и пономарь. 6.Земля при церкви: усадебной – 1дес., пашенной – 30 дес., сенокосной – 3 дес., владеют ею сами священнослужители. 7.Дома у священнослужителей собственные, деревянные на церковной земле. 8.На содержание священнослужителей жалования не получается. Содержание их посредственно. 9.Зданий, принадлежащих к сей церкви и прочих никаких строений не имеется. 14. Опись церковному имуществу есть, сделана и скреплена г. Шуи священником Воскресенской соборной церкви Яковом Орловым. 15.Приходно-расходная книга о суммах свечей и церковной за шнуром и печатью даны 1826 г., ведутся исправно и хранятся в целости. 17.Исповедные росписи с 1829 г. хранятся в целости. Прихожан м.п. – 663 души, ж.п. – 625 душ, 195 дворов»32.
______________________________________________________________
31. Причт – штат священнослужителей (священники и дьяконы) и церковнослужители (пономари, псаломщики, дьячки, чтецы и т.д.) при православной церкви. Состав зависит от числа прихожан. Большой энциклопедический словарь Ред. А. М. Прохоров . – 2-е издание, переработанное и доп олненное – М. : Большая Российская энциклопедия, 2000
32.Архивная справка от 26.09.2018 года, № 637/713-06. Основание: Ф.31.ОП.2.Д.31.Л.77-81 об.
В архивном фонде благочинного с. Горицы Шуйского духовного правления имеется клировая ведомость Троицкой церкви села Семеново – Высоково (Семеново) за 1850 год: Построена в 1829 году тщанием прихожан. 2. Зданием каменная с каменною же колокольнею, крепка. 3. Престолов в ней три: в настоящей холодной во имя Живоначальной Троицы, в приделах на правой стороне – во имя Святителя и Чудотворца Николая, на левой стороне – Святой мученицы Параскевы нареченныя Пятницы, вокруг оной церкви деревянная ограда. 4. Утварью достаточна. 5. Причта по нынешнему нормальному штату: священник, дьячок и пономарь. 6.Земли при церкви: усадебной – 1дес., пашенной – 29 дес., сенокосной – 3 дес., владеют ею сами священнослужители. 7.Дома у священнослужителей собственные, деревянные на церковной земле. 8.На содержание священнослужителей жалования или постоянного оклада не получается, содержание их посредственно. 9.Зданий, при означенной церкви не имеется, кроме сторожки деревянной. 14.Опись церковному имуществу есть, сделана 1833 г. сентября 25 дня, скреплена присутствующим Шуйского духовного правления протоиереем Василием Смирновым. 15.Приходно-расходная книга о суммах свечей и церковной за шнуром и печатью даны 1826 г., ведутся исправно и хранятся в целости. 16. Копии с метрических книг с 1804 г. хранятся в целости. 17. Исповедные росписи с 1830 г. хранятся в целости. Прихожан м.п. – 811 души, ж.п. – 918 душ, 236 дворов»33.
А архивном фонде благочинного с. Горицы Шуйского духовного правления в копиях указов за 1828-1829 гг. из Владимирской духовной консистории и Шуйского духовного правления сведений о получении разрешения на строительство новой Троицкой церкви в Семеново – Высоково (Семеново) не имеется.
_____________________________________________________________
33. Архивная справка от 26.09.2018 года, № 637/713-06. Основание: Ф.866.ОП.1.Д.30.Л.69-74 об.
Глава 2. Закрытие и разрушение Храма
В апреле священнослужители1829 года Троицкой церкви села Семеново – Высоково (Семеново) сообщали благочинному34 с. Горицы, что при церкви пашенной земли 33 дес. На нее высевается ржи 20 четвертей ярового хлеба, ячменя и овса «В полтора», сена можно накосить 20 возов, садоводчества, пчеловодства и рыбной ловли не имеется, огороды они имеют отчасти с кустарником крыжовника и смородины, сажают картофель для домашнего употребления, рогатого скота у них имеется 7 коров, 3 лошади, 8 овец35.В архивном фонде Уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Ивановской области имеется дело о закрытии Троицкой церкви Харитоновского сельсовета Шуйского района. Согласно акту о проверке наличия церковного имущества от 17 июля 1940 года все имущество и инвентарь Троицкой церкви, перечисленное в акте от 1 октября 1929 года о передачи церкви в пользование общины верующих, на момент проверки оказалось налицо, за исключением 2-х икон в металлических посеребренных ризах, шерстяной занавески, 4-х ковровых дорожек и полотняной скатерти. Ключи от церкви находятся в Харитоновском сельсовете. Служба в церкви не проводится с 1937 года, церковной двадцатки не существует с начала 1939 года. За церковью имеется недоимка по налогу в сумме 710 рублей, от уплаты которой общество верующиииххх категорически отказывается. Церковное здание требует ремонта: вставка стекол, ремонт и окраска крыши, а также ремонт печи. Внутри церкви сырость, со стен – течь. 17 июля 1940 года председатель Харитоновского сельсовета обратился в Шуйский райфинотдел с ходатайством о закрытии _____________________________________________________________
34. Благочинный — в Русской православной церкви с XVIII в. помощник епископа, надзирающий за духовенством одного из районов епархии (благочиния). Должность введена при Петре I. Георгиева Н.Г. «Исторический словарь». Издательство: "Проспект" 2018 г.
35. Архивная справка от 26.09.2018 года, № 637/713-06. Основание: Ф.866.ОП.1.Д.24.Л.19 об.; Д.25.
церкви, поскольку служба в церкви прекращена в 1937 г., двадцатка36 распалась, налоги со строений и земельная рента не оплачены, сторож от охраны церковного имущества отказался, сдав ключи в сельсовет, церковный староста выехал в другой район. 16 апреля решение о закрытии церкви принял Исполком Шуйского районного Совета « в связи с тем, что в Семеновской церкви фактически церковной двадцатки не существует и уже религиозных обрядов не производится». 13 июля аналогичное решение за № 1485 принял и Исполком Ивановского областного Совета « принимая во внимание, что религиозная община, пользовавшаяся церковью в селе Семеново – Высоково (Семеново) распалась, церковь в связи с этим для культовых целей с 1937 года не используется и находится в бесхозяйственном состоянии, причитающиеся государственные платежи общиной не вносятся»37.
__________________________________________________________________
36.Двадцатка - члены приходского совета. Толковый словарь Ушакова.Издательство: Славянский Дом Книги, 2014 г.
37. Архивная справка от 26.09.2018 года, № 637/713-06. Основание: Ф.р-2953.ОП.1.Д.116.Л.3-10
Глава 3. Современное состояние села и храма
Мы побывали в селе Семеново – Высоково (Семеново), возле Троицкой церкви в июне 2018 года. Местных жителей практически не осталось. На момент нашего приезда из коренных жителей в деревне находилась лишь Александра Алексеевна Замятина, 1934 года рождения. В несколько домов приезжают дачники.
Александра Алексеевна рассказала, что работала она всю жизнь в колхозе «Красный факел», на ферме. О Троицкой церкви она сказала, что помнит, когда та была еще в хорошем состоянии, но время сделало свое дело. Церковь не ремонтировали, не поддерживали в должном состоянии.
По рассказам, Александры Алексеевны Замятиной в то время было принято гордиться тем, у кого в селе была церковь. Своим храмом гордились и жители села Семеново – Высоково (Семеново).
Александра Алексеевна вспоминает, что ее мама всегда описывала красоту храма, что внутри он светился, и не было в округе такой красивой и величавой церкви.
Церковь занимала важное место в ходе крестьянской жизни. В село во время церковного праздника стекались жители со всех окрестных деревень, находившихся порой довольно далеко. Церковь была регистратором всего течения семейной жизни (рождение, брак, смерть – официально фиксировались ею). В любой деревенской избе был святой угол с иконами. Вера переходила от родителей к детям незаметно, в ежедневном обиходе38.
Среди жителей села Семеново – Высоково (Семеново) сохранился обычай: в 11 пятницу после Пасхи отмечать престольный праздник, так и именуемый «11 пятница», несмотря на то, что храмовый престол освящен во Имя Пресвятой Троицы.
_____________________________________________________________
38.Со слов Александры Алексеевны Замятиной, жительницы с. Семеново, Остаповского сельского поселения
Народный земледельческий календарь отождествляет Пятницу со Святой Параскевой – Пятницей, которых в русской православной традиции насчитывается четыре.
Вот что по этому поводу пишет П.И.Мельников (Андрей Печерский): «В некоторых местах сохранился обычай чтить пятницу вместо воскресенья. Чествование пятницы до сих пор сильно распространено, особенно между женщинами. Пятницу отождествляют с мученицей Параскевой и называют ее Параскевой – Пятницей, но в молитвах при этом обращаются не к ней, а к Богородице…39»
Возможно, праздник «11 пятница» играл значительную социальную роль в жизни жителей села, способствуя консолидации людей.
П.И.Мельников в своей работе «Тайные секты» писал: «Вера в святую Пятницу – Богородицу во многих местностях до сих пор сохраняется между простолюдинами, потеряв, однако всякие соотношения и связь с сектами, откуда, как мы убеждены, произошла она40».
Сегодня же, в начале 21 века связь и традиции, праздники практически совершенно утрачены. В народной памяти хранится лишь название «11 пятница» и благочестивый обычай собираться в этот день на кладбище и служить панихиду по усопшим родственникам.
_____________________________________________________________
39.П.И.Мельников (Андрей Печерский) «Тайные секты». Полное собрание сочинений. Том 6. С-Петербург. Издание товарищества А.Ф.Маркс, 1909, с. 262 (Приложение к журналу «Нива» 1909)
40. П.И.Мельников (Андрей Печерский) «Тайные секты». Полное собрание сочинений. Том 6. С-Петербург. Издание товарищества А.Ф.Маркс, 1909, с. 264 (Приложение к журналу «Нива» 1909)
Вывод
Храм – символ мира, добра, дружбы, любви, взаимопонимания. Пройдут годы, но село, где есть храм, будет жить. И потомки будут чтить свою землю, и не станут искать счастья на чужой стороне.
Практическая значимость собранного материала состоит в том, что им могут пользоваться, все ученики нашей школы, желающие знать духовные корни своего народа.
Изучив множество источников, я пришла к выводу, что для возрождения духовности необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Бережно относились к вере своих предков.
В храм зайдите! Не ленитесь!
Свеч купите восковых,
За себя вы помолитесь
И за всех, за всех других
Православных наших братьев,
Кто в родную землю лег…
Для молитвы неба хватит,
Потому что в небе – Бог!
Николай Мельников.
Список литературы
1.Архивная справка от 26.09.2018 года, № 637/713-06. Основание: Ф.31.ОП.2.Д.31.Л.77-81 об.
2.Архивная справка от 26.09.2018 года, № 637/713-06. Основание: Ф.866.ОП.1.Д.24.Л.19 об.; Д.25.
3.Архивная справка от 26.09.2018 года, № 637/713-06. Основание: Ф.866.ОП.1.Д.30.Л.69-74 об.
4.Архивная справка от 26.09.2018 года, № 637/713-06. Основание: Ф.р-2953.ОП.1.Д.116.Л.3-10
5.«Большой энциклопедический словарь». Издательство Большая Российская энциклопедия, 2000 г
6.Большой энциклопедический словарь Ред. А. М. Прохоров . – 2-е изд., перераб. и доп . – М. : Большая Российская энциклопедия, 2000
7.Георгиева Н.Г. «Исторический словарь». Издательство: "Проспект" 2018 г.
8.Газета «Владимирские Губернские Ведомости» за 1879 год, № 18, стр 3.
9.«Исторический словарь». Издательство: "Проспект" 2018 г.
10.Н.Ш.Согоян «Иллюстративный словарь х архитектурных терминов и понятий ». Издательство «Архитектура-С»,2001
11.П.И.Мельников (Андрей Печерский) «Тайные секты». Полное собрание сочинений. Том 6. С-Петербург. Издание товарищества
12.«Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область. Часть 3. Щеболева Е.Г (отв. ред.)
13.Сказание о 12 пятницах и Параскева Пятница.Легенды.Александр Николаевич Афанасьев
14.Справочники населенных мест Владимирской губернии за 1859, 1895, 1905 гг.
15.«Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область. Часть 3. Москва: Наука, 2000г., стр. 613-614
16.Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., Издание: Ленинградская галерея, 1994
17.Словарь русского языка: В 4-х т./ РАН, Ин-т лингвистических исследований; Под редакцией А.П.Евгеньевой
18.Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., Издательство «Искусство» Москва., 1995
19.Толковый словарь Ожегова М.: Мир и Образование, Оникс, 2011
20.Толковый словарь Ушакова.Издательство: Славянский Дом Книги, 2014 г.
21.Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. — М. : АСТ, Астрель, Харвест, 2006.
Приложения
По дороге в село Семеново. Осталось преодолеть 0,2 километра
Возле Троицкого храма в селе Семеново
Пруд, рядом с которым располагается Троицкий храм села Семеново
Закладной камень
В алтаре сохранилась живописная композиция «Распятие с предстоящими», выполненная в масляной технике в конце 19 века.
На стене храма местный житель показал нам клеймо кузнеца
Центральное подкупольное пространство перекрыто восьмигранным сомкнутым сводом, отделенных в конце 19 века – начале 20 века стеклянным потолком
Солея – возвышение перед алтарной преградой
У дома старейшей жительницы села Семеново Замятиной А.А., ее сын, Замятин С.П. поделился воспоминаниями о колхозе «Красный факел»,
о селе и судьбе храма
Белов Ю.Н., житель села Семеново рассказывает историю храма и села