Введение
Наиболее ярким и подробно описанным этнографами и фольклористами обрядом является свадебный.
На протяжении многих лет о марийской свадьбе писали ученые страны и мира. Первые сведения появились с 16-17 веков в записках немецких дипломатов С. Герберштейна и А. Олеария, в материалах В.Н. Татищева 18 века, в работах А.И. Герцена и А.А. Фукса 19 века. На рубеже 19-20 веков более углубленно стали изучать этот вопрос наши марийские ученые: И.Н. Смирнов, Т.Е. Евсевьев, С.Я.Черных.
В монографии Т.Е.Евсевьева «Этнографические коллекции» даны фотографии с их описанием невест деревни Азъял Моркинской волости в марийских костюмах, их прически и головные уборы. Продолжение этой темы можно найти в книге Т.Л.Молотовой «Марийский народный костюм». В этой работе рассматриваются технология изготовления народного костюма, классификация форм женской и мужской одежды.
В коллективной монографии (ответственный редактор М.С.Попов) «Марийцы. Историко-этнографический очерк» представлены очерки по этногенезу, этнической истории, хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуре марийского народа. Основное внимание уделено важным вопросам этнического и культурного развития марийцев.
Знакомясь с монографией профессора Казанского университета И.Н. Смирнова «Черемисы – историко-этнографический очерк» и изучив обычаи и обряды марийской свадьбы, я пришла к выводу, что мы, современная молодежь, не знаем прошлое, корней наших предков, обряды и обычаи марийцев. Сейчас очень редко можно увидеть свадьбу с соблюдением старинных марийских обрядов. Наше поколение выбирает свадьбы на русский лад, а чаще их совсем нет. Я считаю, что сегодня актуально поднять этот вопрос и показать молодежи красоту и необычность старинных обрядов марийской свадьбы.
Объект моего исследования - старинная марийская свадьба, предмет – особенности, обычаи, обряды.
Новизна исследования: впервые изучается и сравнивается марийская свадьба и проведение динамики записей бракосочетания.
Цель: Описание обрядов марийской свадьбы и ее изменения в процессе развития общества.
Задачи исследования:
Изучить обряды свадебных циклов.
Выяснить особенности марийской свадьбы.
Выяснить причины изменения марийской свадьбы.
Сравнить старинную и современную марийские свадьбы.
Выявить динамику записей бракосочетания жителей района и составить диаграмму.
Во время сбора материала о марийской свадьбе я использовала методические приемы:
1. Работа в архивах республики и поселка:
ГКУ «Государственный архив Республики Марий Эл»;
Отдел записи актов гражданского состояния Администрации Моркинский муниципальный район Республики Марий Эл;
2. РаботавМуниципальном бюджетном учреждении культуры «Моркинский районный музей»;
3. Работа с литературой муниципального бюджетного учреждения культуры «Моркинская районная библиотека»;
3. Встречи со старожилами поселка и района, записи их бесед.
4. Разбор, чтение и корректировка писем жителей района.
5. Просмотр и разбор видеокассет о марийской свадьбе.
А эта свадьба пела и плясала
1. Периоды в свадебном цикле марийцев
Традиционная марийская свадьба представляет собой сложный комплекс действий и обрядов, имевших социальное, правовое, религиозно-магическое и иные значения. Это является отражением сложных процессов развития культуры марийцев.
Материалы, изученные мною в ходе исследования, свидетельствуют о том, что свадьба в традиционной культуре является одним из важнейших ритуалов жизненного цикла. В каждой этнографической группе мари выработаны особые свадебные обычаи и обряды. Некоторые из них сохраняются и в наши дни. От моей мамы Васильевой Надежды Рудольфовны узнала, что свадьбы с использованием старинных обрядов проводились даже в 60-е годы 20 века (приложение 1).
Совершая экспедицию по деревням района, в марте прошлого года, с целью сбора материала о старинных марийских свадьбах, я выяснила, что в свадебном цикле марийцев 19 -20 веков можно выделить условно 3 основных периода:
1. предсвадебный; 2. свадебный; 3. послесвадебный.
Жители деревни Юплань (недалеко от Морков) и Шлань (юг района) нам поведали об обрядах каждого периода. Из их рассказов я выяснила, что первый период охватывало время от смотрин до свадьбы. Вопрос о женитьбе сына или замужестве дочери решался старшими членами семьи. Очень удивил выбор невесты для жениха. Невесту искали родственники юноши, их интересовало здоровье девушки, её трудолюбие, сноровка, отношение к хозяйству, наводили справки о родителях избранной, их характере и материальном положении. Брачный возраст для юношей и девушек был разный, возраст невесты превышал возраст жениха на 5 лет, родители считали, что она должна дольше трудиться в своем хозяйстве. А родители жениха считали: сына было выгодно женить раньше, чтобы иметь в доме работницу. Родственники жениха чаще выбирали невесту из соседних селений, чтобы избежать родственных связей. У марийцев запрещались браки между родственниками до седьмого колена.
Окончательный выбор невесты осуществлялся на семейном совете, где утверждалась кандидатура свата или свахи.
Интересные факты о смотринах и сватовстве, мне сообщила Кучерова Валентина Васильевна, учитель истории культура народов Марий Эл, ныне на заслуженном отдыхе (приложение 1). Она отметила, что перед сватовством проходили смотрины. У большинства деревень района на смотрины приезжал отец жениха со сватом. Сваты в доме невесты в иносказательной форме сообщали о цели своего визита. Просматривая труд Смирнова И.Н. «Черемисы» больше всего поразило смотрины невесты: «У нас потерялась телка, много деревень обошли, и люди сказали, что она попала в ваш двор, и хотели бы мы на неё посмотреть»[10].
После смотрин родители молодых договаривались о дне сватовства. Счастливым временем сватовства считался вечер с четверга на пятницу, так как по языческим канонам эти дни были благоприятными. Вопрос сватовства в нашем районе решался по-разному, в каждой деревне района был свой обряд. Например, в деревне Тат-Кушня жених со сватом и невеста с отцом должны надкусить хлеб с маслом, это означало согласие (приложение 2). А в деревне Шлань, мы записали другой обряд согласия: невеста должна испить глоток вина. А согласие на свадьбу родители дают на сватовстве. Четкарева Галина Ивановна, жительница этой же деревни, нам сообщила, что в старину после согласия родители обеих сторон решали вопрос о размере брачного выкупа и приданого, заключали договор в устной форме.
После сватовства семьи начинали готовиться к свадьбе.
Анализируя I период, я определила его этапы:
1. вопрос о женитьбе; 2.поиск; 3 смотрины; 4. сватовство; 5.приглашение на свадьбу; 6. заключение свадебного договора; 7. подготовка к свадьбе.
А как же проходила марийская свадьба? Важную роль в ходе подготовки и проведения свадьбы играли религиозные обряды и магические действия, направленные на обеспечение благополучия образовавшейся семьи. В этих обычаях и обрядах прослеживаются черты культа плодородия, почитания предков, огня, воды, семейно-родовых святынь. Свадьбу проводили обычно в летнее время, в праздники: Семик (12 июня), до и после Петрова дня(12 июля), от окончания посева и до начала сенокоса.
Изучая отрывки из записок Адама Олеария «Описание путешествия вМосковию и Персию» и книги С.Я.Черных «Ожнысо илышын йыжынже»отметила такой факт, что на юго-востоке республики и района с древности и до 20 века существовало многоженство. Олеарий писал «они одновременно вступают в брак с 3-5 и более женщинами и, не обращая внимания на то, если бы даже 2 или 3 жены оказались родными сестрами…» [3].Эту мысль подтверждает С.Я Черных, ученый -литературовед в труде «Ожнысо илышын йыжынже» (жизнь марийцев в древности), взявший за основу документы Государственного архива Республики Марий Эл, «по переписи населения 1858 года в деревне Варангуж Моркинской земли Миквай Миквашев 60 лет имел две жены, первая Лыстай Тойкина 80 лет, вторая Пекелык Мусаева, 35»[13].Сравнив два источника, сделала вывод, этот факт зависел от географической среды, семейных обстоятельств, от исторического развития, соседство с туркоязычным населением.
Разговаривая с родителями, я узнала, что раньше существовал свадебный поезд, состоявший из 20 подвод, во главе был крестный отец.
Также я прочитала в книге И.Н. Смирнова «Черемисы» следующее: «…отправления за невестой организованного поезда, в котором принимает участие вся деревня»[10]. Поезд состоял из 10-12пар (братья, сестры, дяди, тети с женами и мужьями, родственниками жениха) и молодежи, неженатых парней до 10 человек. Звон свадебных бубенцов и колокольчиков, яркие наряды и украшения, все это создавало атмосферу радостного настроения, деревня жила ожиданием предстоящего веселья. В доме жениха, под руководством карта (священника) молились богам, родители благословляли сына на женитьбу. Затем всех рассаживали за стол и угощали. Отец жениха давал всем наказ о хорошем поведении и благополучного привоза невесты. После наказа участники поезда начинали петь и плясать. Жених выделялся скромным поведением, нарядным костюмом (суконный кафтан, сапоги, шапка или картуз) (приложение 3). Просматривая фотографии в книге Т.Л.Молотовой, я обнаружила, что мужская одежда не отличалась разнообразием, больше походила на русскую.
За невестой участники поезда выезжали после полуночи (из-за дальней дороги) и в деревню невесты приезжали рано утром. Пока этот поезд двигался, в доме невесты шла подготовка к встрече. Подъехав к дому невесты, участники поезда могли войти во двор в случае уплаты выкупа. В деревне Шлань участников поезда встречал родственник невесты пожилого возраста (приложение 4). В некоторых деревнях, близ Морков, существовал обычай выставлении на свадьбе мнимого жениха. Его называли кугу вене (большой, старший зять) (приложение 4). Обращаясь к книге Смирнова И.Н. «Черемисы», я прочитала о «кугу вене»: «он является носителем братских прав на невесту, он вводит невесту в родной дом и, уступает её постоянному жениху в последний момент брачного обряда»[10]. В других деревнях, из рассказа моей мамы, всей свадьбой руководил суанвуй (глава свадьбы), им мог быть крестный отец жениха. Он читал молитву богам, прося у них счастья и благополучия новобрачным, затем рассаживались за стол и угощались (приложение 5). После застолья все участники свадьбы начинали петь и плясать (приложение 6). Свадьба не обходилась без музыкантов и молодых людей, которые должны были петь и плясать. Заводилой игр, песен, плясок, шуток был савуш, который поддерживал порядок на свадьбе, не допуская скандалов, споров, драк. А если такое случалось, то для этого у него была наряженная лентами плеть.
Позднее, участники поезда одаривали подарками ее родителей. А родители давали благословение молодым.
На восходе солнца, перед выездом свадьбы в дом жениха, невесту собирали в дорогу. Этот обычай назывался «одевать невесту». На невесту надевали свадебный кафтан (сывын), лисью шапку (рывыж упш), голову повязывали платком, это означало, что она еще девушка, лицо покрывали свадебным покрывалом-фатой. Изучая книгу Т.Л.Молотовой, я выяснила, что в свадебных костюмах района есть отличия. Это подтвердила Михайлова Светлана Семеновна, учитель начальных классов. В деревнях Шлань, Шор-Уньжа (юг района) в женский костюм входили зеленый суконный кафтан, суконная шапка с лисьим мехом, набедренные подвески и набор украшений (приложение 3). В деревне Немецсола (север района)- состоял из черного суконного кафтана, головным убором была мерлушковая шапка (приложение 3). Все свадебные костюмы богаты вышивкой. Узоры орнамента состояли из зооморфных, растительных и геометрических мотивов.
Во время одевания невесты, сестра невесты дарила участникам поезда полотенца, а невеста, после одевания, одаривала всю родню подарками: отцу - рубашку, матери -платье и головной убор, остальным - полотенца. Каждый, получив подарки, отдавал невесте деньги.
Затем молодые покидали дом невесты, уезжая со свадебным поездом (приложение 7). Но родственники невесты выезжали за свадебным поездом через полчаса на своем транспорте. Есть несколько предположений по этому поводу, одна из них, об этом рассказала Кучерова Валентина Васильевна, учитель истории и культуры народов, что невеста не сразу садилась в тарантас, делая вид, что сопротивляется, пока жених не ударял ее трижды плеткой. Считалось, что из нее изгоняли керемета (черта). В то время руководитель свадьбы выкупал у родных невесты ее приданое. Обычай о приданом рассказала Афанасьева Валентина Георгиевна, учитель истории. Невесту к свадьбе готовили с детства, покупали сундук, делали перину и две подушки на утином пухе, закупали полотенца и рубашки для будущих родственников жениха. Такой обычай существовал до конца 20 столетия на востоке района.
Приехав в деревню жениха, невесту приводили к его крестным родителям, на нее надевали головной убор - это означало, что с данного момента она является женой своего мужа, должна слушаться и не перечить ему. С этим головным убором она больше не должна расставаться.В разных районах республики есть свои нюансы свадебного ритуала. В частности, разнятся даже названия головного убора, который невеста надевает, становясь замужней женщиной: в Волжском и Звениговском - шарпан, лисья шапка рывыж упш- в Сернурском и Советском, в Мари -Турекском районах, а также на юге нашего района- это шымакш (приложение 8).
По приезду в дом жениха, его родственники должны были разгрузить приданое, а молодые - зайдя в избу, совершали моление и угощались горячими блюдами. Ритуальными блюдами считались молочные супы, блюда, приготовленные из яиц. Интересный обычай я наблюдала на свадьбе моей тети Степановой Людмилы Рудольфовной. Она перед входом в дом жениха наступила на подушечку, оказалось, это было сделано для благополучия. Через некоторое время невесту вели к крестным родителям жениха, здесь происходила смена девичьего головного убора на женский, менялась прическа невесты, соответственно головному убору. Возвратившись к жениху, невеста одаривала родственников жениха и участников поезда рубахами и вышитыми полотенцами, дарила подарки родителям жениха. Затем угощала своих родственников, после чего они начинали петь и плясать. А молодые уходили в гости к участникам поезда. Родня невесты, погостив некоторое время, возвращалась домой. Родственники провожали близких и отводили молодых спать в клеть.
Сравнивая периоды, мы видим, что во втором периоде больше действий:
1.свадебный поезд; 2. ожидание жениха; 3. куге вене; 4. гуляние в деревне невесты; 5. благословение родителями невесты; 6. отъезд из отчего дома;
7. путь в дом жениха; 8. подарки родителям жениха; 9. отправка поезда.
Также я узнала историю третьего периода, олицетворяющего этап вступления молодых в трудовую жизнь. Из рассказа родителей, я узнала, что третий период наиболее интересный. Утром второго дня молодых ожидала баня, затем молодая жена одаривала родителей мужа, и она должна была показать свои кулинарные способности: испечь блины. Затем целый день продолжался пир. На третий день родственники мужа отправлялись к родственникам его жены. Молодые ехали отдельно. Дочь становилась гостьей. Им разрешалось петь и плясать. Но в отчем доме они не задерживались, так как дома жену ждала работа. Она становилась снохой, её было принято называть именем мужа (Кирилл кува), её прежнее имя быстро забывали и вспоминали редко.
Третий этап я разделила на два раздела:
1. второй день: баня, подарки, блины и пир; 2.третий день: гости
к родителям жены, гуляние в отчем доме, возвращение домой.
2. Особенности марийской свадьбы
Особенности марийского свадебного обряда позволяет сделать вывод о том, что он был традиционным и включал в себя все основные структурные компоненты. Свадьбы имели свои региональные особенности:
свадьба сохраняла хорошо выраженный традиционный колорит;
каждый период имел этапы, отличавшиеся своими обрядами;
выгодно проводить марийские свадьбы из-за малых затрат и расходов;
черты марийской свадьбы схожи с русской;
количество браков зависит от определенных обстоятельств (исторические, социально-экономические, природные);
произошли большие изменения в периодах свадебного цикла;
большее время свадьба проходила в деревне невесты;
использование элементов старинных свадебных обрядов;
использование вышивки, монет, ракушек в украшениях;
сохранение значимости марийской свадьбы и этнического своеобразия.
3. Современная свадьба
Для сравнения свадеб рубежа 20 и21 веков, я обратилась в Моркинский ЗАГС. Работая над метрической книгой Казанской конститорной Богоявленской церкви села Морки Царевококшайского уезда и книгам записи регистраций обнаружила:
изменился характер заключения брака;
изменились бланки регистрации (приложение 9);
браки сегодня заключаются по любви и согласия, редко по расчету;
возрастает роль в заключение брачных союзов;
существует продолжительное знакомство перед свадьбой, тогда как раньше жених и невеста зачастую не знали друг друга;
изменения произошли в формах юридического оформления браков;
изменения в календарном распределении браков (в течение года); произошло изменение в количестве брачующихся. Если в 19 веке и начале 20 веков было зарегистрировано по 4-6 пар в год[6],то в 80-е годы 20 века - 400-500 пар[4], а вначале 21 века- 200пар[4], и в 2018-122пары (приложение 10).
Сравнивая старинную марийскую свадьбу и современную, можно отметить, что изменилась структура и обрядовое оформление всего свадебного цикла; отмечается четкая тенденция сокращения свадеб со сватовством; произошли изменения в обрядовом цикле; исчез обычай калыма; утратилось понимание роли традиционных участников свадьбы; если до 1917 года молодые венчались в церкви после свадьбы, то сейчас - регистрация брака, свадьба и венчание.
Таким образом, молодежь, коренной по национальности мари, и сейчас регистрируют свои отношения в ЗАГСе, справляют марийскую свадьбу. Это характерно для молодежи, которая живет в деревне.
III. Заключение
1 Возрождение свадебных традиций
Материалы последних исследований и воспоминания людей свидетельствуют о том, что свадебная традиция к 50-ым годам 20-го века утратила многие элементы обряда. Молодежь, справляя марийскую свадьбу, используют элементы старинных марийских обрядов. Сохранились традиции одаривания подарками невестой родственников мужа и своих родителей, магические обряды, но зачастую в игровой форме, делают украшения и вышивают свои марийские костюмы, изображая не только цветы, но и старинные марийские орнаменты, свадебные поезда (с использованием автомашин). Сегодня свадьба разыгрывается как веселый спектакль с исполнением песен, частушек, плясок.
Сейчас общественность пытаются восстановить старинные элементы обрядов. В Марий Эл 10 районов представили свои свадебные традиции на первом в республике фестивале свадебных обрядов, который 8 июня 2007 года проходил в деревне Шоруньжа Моркинского района. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, в фестивале приняли участие коллективы из Волжского, Медведевского, Куженереского, Моркинского, Мари - Турекского, Оршанского, Сернурского и Параньгинского и других районов республики[22].
Свадьба играет важную роль в воспитании молодого поколения, в духе уважения к традициям и обычаям народа, почитания родителей и старших.
2 Результаты и перспективы
Исследования марийских свадебных обрядов и ее особенностей имеет большое значение для изучения народной культуры марийского края, для обучающихся и учителей школ, родителей.
Я выявила динамику записей бракосочетания жителей района и составила диаграмму (приложение 10). Выяснила причины изменения марийского свадебного обряда:
влияние исторических событий: войны, революции;
влияние географического положения:
влияние местных особенностей традиционной культуры;
проявление социальной принадлежности брачующихся: образование, социально-экономическое и духовно-нравственное развитие;
административные преобразования.
Планы на будущее: собрать марийский свадебный фольклор и указать особенности свадебного костюма в Моркинском районе.
Список используемой литературы и источников
Евсевьев Т.Е.Этнографические коллекции. -Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2002.-148с.,ил.
Иванов И.С.Марий суан. Йошкар-Ола,1994 (Марийская свадьба).
История и культура марийского народа: хрестоматия для 8-9классов,/составители 6А.А.Андреанов, И.С.Иванов, О.М.Герасимов и др.- Йошкар-Ола:Мар.кн.изд.,1996, стр.44.
Книга регистрации браков. (40,70,80,90,г.г., 2001-2018г.г.);
Марийцы. Историко-этнографические очерки. Коллективная монография. Йошкар-Ола:МарНИИЯЛИ,2005.-336с.,ил.
Метрические книги Казанской конститорной Богоявленнской церкви с. Морки Царевококшайского уезда. 1911, 1918 годы, 2-й раздел «Бракосочетания»;
Молотова Т.Л.Марийский народный костюм.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1992.-112с.:ил.
Народы России: энциклопедия /Гл.ред.В.А.Тишков- М.: Большая Российская энциклопедия, 1994-479с.ил.
Попов Н.С. «Календарные праздники и обряды марийцев», Йошкар-Ола, 2003.
Смирнов И.Н. «Черемисы: историко-этнографический очерк», Казань, 1889.
Смирнов И.Н. Марий суан йула// Ончыко. 1994.№11. С.132-149 (Марийский свадебный обряд).
Черных С.Я. Ожнысо илышын йыжынже. Йошкар-Ола. Марий книга издательство.1990.с.144. (Из прошлого марийского народа)
Этнография марийского народа: Учебное пособие для старших классов /Сост.Г.А.Сапеев.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2001.-184с.; ил.
15. Воспоминания:
Афанасьева Валентина Георгиевна, 1956 года рождения, жительница Морков, учитель истории МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» п.Морки Республики Марий Эл;
Кучерова Валентина Васильевна, 1955 года рождения, житель Морков, учитель истории и культуры народов Марий Эл МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» п.Морки Республики Марий Эл;
Михайлова Светлана Семеновна, 1960 года рождения, житель Морков, учитель начальных классов МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» п.Морки Республики Марий Эл, сейчас на заслуженном отдыхе;
Васильева Надежда Рудольфовна,1967 года рождения, житель поселка Морки.
Четкарева Галина Ивановна, 1930 года рождения, житель д. Шлань Моркинского района, пенсионерка;
16. Интервью: Иванова Зинаида Петровна, 1959года рождения, житель г.Йошкар-Ола, сотрудница Национального музея им. Т.Е.Евсевьева;
17. Видеокассета. Марийская свадьба Григорьева Владимира Николаевича, 1981 года рождения, житель д. Янситово Моркинского района, рабочий;
18. Свидетельство о браке Афанасьева Георгия Александровича, 1924 года рождения и Кочкаревой Анастасии Степановны, 1924 года рождения, выданное Куженерским райбюро ЗАГС Марийской АССР 24 февраля 1957года;
19. Свидетельство о браке Матвеева Владимира Ильича, 1957 года рождения и Афанасьевой Валентины Георгиевны, 1956 года рождения, выданное Моркинским ЗАГС Республики Марий Эл 24 августа 1992г.
20. Фотографии:
№1. Беседа с Васильевой Н.Р., житель п.Морки,17.08.18г.;
№2. Беседа с Кучеровой В.В., учителем МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» п. Морки Республики Марий Эл, 18.12.2016г.;
№3. Сваты у Егоровой А.А., жительницы п. Морки,2000г.;
№4. Старинный марийский костюм жениха Иванова Николая Ивановича, д.Изи – Кугунур Ронгинской волости, 1912г.;
№5. Благословение молодых пожилыми людьми;
№6. «Кугу вене» на свадьбе Ильиных в п. Морки, 2000г.;
№7. За свадебным столом в доме жениха, д. Изикугунур Ронгинской волости. 1916г.;
№8.Свадебный поезд в деревне невесты, д.Тараканово Сернурского района, .06.1946г.;
№9.Современный свадебный поезд в деревне невесты, д. Немецсола Моркинского района, июнь 2017г.;
№10. Свадебная повозка. Царевококшайский уезд. 1912г. Фото Т.Е. Евсевьева;
№11. Женщины в современных марийских свадебных нарядах. д. Шор-Уньжа Моркинского района. 2005г.;
№12. Михайлова Светлана Семеновна на свадьбе в современном марийском свадебном наряде в д. Немецсола Моркинского района 2017г.;
№13. Головные уборы, народов мари, населяющих Моркинский район;
21. Диаграмма «Динамика бракосочетания жителей Моркинского района»;
22. File://localhost/C:/Documents/
Приложение
Приложение 1
Фото №1. Беседа с мамой Васильевой Надеждой Рудольфовной
/п.Морки/, 17.08.18.
Сбор материала об обрядах старинной марийской свадьбы
Фото находится в семье Васильевых
Фото №2. Беседа с Кучеровой Валентиной Васильевной на занятии
клуба «Искатель», 18.12.2016г. Рассказ о марийских костюмах.
Фото сканировано Васильевой Татьяной, обучающейся 11 класса
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
23.10.18г. Фото находится в кабинете истории школы
Приложение 2
Фото №3. Сваты у Егоровой А.А., жительницы п. Морки. 2000г.
Алевтина Альбертовна дает согласие выйти замуж за Ильина Евгения Аркадьевича. Обряд: жених со сватом и невеста с отцом должны надкусить хлеб с маслом (д.Тат-Кушня).
Автор фото: Зуева Вероника Альбертовна учитель математики МОУ«Моркинская средняя общеобразовательная школа №6»
п. Морки Республики Марий Эл.
Фото сканировано Васильевой Татьяной, обучающейся 11 класса
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
п. Морки Республики Марий Эл, 2.11.18г.
Фото находится в семье Ильиных
Приложение 3
Фото №4 |
Фото №11 |
Фото №12 |
Свадебные костюмы Фото №4: Старинный марийский костюм жениха Иванова Николая Ивановича, д.Изи – Кугунур Ронгинской волости, 1912г. Фото хранится в семье Михайловой Светланы Семеновны, учителя начальных классов МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа№1», ныне на заслуженном отдыхе, п. Морки Республики Марий Эл. Фото №11:Женщины в современных марийских свадебных нарядах. д. Шор-Уньжа Моркинского района. 2015г. Костюм относится к первому комплексу северо-восточной части края, Сернурская группа. Автор фото Т.Л.Молотова, автор книги «Марийский народный костюм». Фото №12:Михайлова Светлана Семеновна на свадьбе в современном марийском свадебном наряде в д. Немецсола Моркинского района 2018г. Костюм относится к четвертому комплексу юго-западной части края, Звениговско-моркинская группа. Автор фото: Михайлов Николай Александрович, муж Светланы Семеновны. Фото хранится в семье Михайловых |
Фотографии сканировала Афанасьева Валентина Георгиевна, учитель МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа№1» п. Морки Республики Марий Эл. 25.12.2017г. |
Приложение 4
Фото №5. Благословение молодых пожилыми людьми
Показано действие свадьбы с указанием угощения и сидящих стариков,
которые благословляют жениха и невесту, и прочие ходы.
д.Азъял Моркинской волости, 1912г. Фото взято из книги Т.Е.Евсевьева «Этнографические коллекции», стр.112.
Фото № 6. «Кугу вене» на свадьбе Ильиных, п. Морки. 2000г.
Кугу вене»- большой, старший зять. Дядя невесты Егоров Иван Васильевич.
Автор фото: Зуева Вероника Альбертовна учитель математики
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №6»
п. Морки Республики Марий Эл.
Фото сканировано Васильевой Татьяной, обучающейся 11 класса
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
п. Морки Республики Марий Эл.2.11.18г.
Фото находится в семье Ильиных
Приложение 5
Фото №7. За свадебным столом в доме жениха,
д. Изикугунур Ронгинской волости. 1916г.
Жених, дальний родственник Михайловой Светланы
Семеновны, учителя начальных классов
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа№1»,
ныне на заслуженном отдыхе
п. Морки Республики Марий Эл
На столе ритуальные блюда: блины, яица, молочный суп
Фото хранится в семье Михайловых
Приложение 6
Фото № 8. Свадебный поезд в деревне невесты, д.Тараканово
Сернурского района, 18.06.1946г.
Свадьба Елизаветы Афанасьевой, старшей сестры автора фото
Фото сканировано и хранится в семье Афанасьевой
Валентины Георгиевны, учителя истории
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
п. Морки Республики Марий Эл
Фото № 9. Современныйсвадебный поезд в деревне невесты,
д. Немецсола Моркинского района, июнь 2007г.
Свадьба племянницы Михайлова Николая Александровича,
автора фото. Фото хранится в семье Михайловых
Фото сканировано Афанасьевой Валентиной Георгиевной,
учителя истории
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
п. Морки Республики Марий Эл
Приложение 7
Фото № 10. Свадебная повозка. Царевококшайский уезд. 1912г.
Фото Т.Е. Евсевьева.
Фото помещено в книге «Марийцы». Историко-этнографический очерк. Коллективная монография. Ответственный редактор Н.С.Попов. Страница 164.
Молодые отъезжают из отчего дома невесты
Фото сканировано Афанасьевой Валентиной Георгиевной,
учителем истории
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
п. Морки Республики Марий Эл
Приложение 8
«сорока» |
«шарпан –нашмак» |
«шымакш» |
«рывыж упш» |
Фото № 13. Головные уборы народов мари, населяющих Моркинский район Бабушка Эчук кува (слева) в шымакше. 1936г. Бабушка Афанасьевой Валентины Георгиевны, учителя истории МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» Фотографии сканированы Афанасьевой Валентиной Георгиевной, учителем истории МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» п.Морки Республики Марий Эл. 5.12.17. Фотографии находятся в семье Афанасьевой Валентины Георгиевны |
Приложение 9
40-60г.г.20в. |
|
80-90г.г.20в. |
|
Бланки регистрации новобрачных Даны бланки регистрации в ЗАГСе семьи Афанасьевых: 1957г.- свидетельство о браке родителей Афанасьевой Валентины Георгиевны, 1992г.- свидетельство о заключении брака Афанасьевой Валентины Георгиевны. 2009г.- бланк нового образца (на 2 языках, родной и государственный). До 1917 года молодые венчались в церкви. Их записывали в метрической книге Казанской конститорной Богоявленской церкви с. Морки Царевококшайского уезда. Книга состояла из трех разделов: рождение, венчание, смерть. С декабря 1917 года молодые стали оформлять свои отношения в ЗАГСе, затем, по желанию, венчание в церкви. На протяжении 20 века бланки регистрации менялись. |
|
начало 21в. |
Приложение 10
Динамика записей бракосочетания жителей района
Диаграмма составлена Васильевой Татьяной, обучающейся 11 класса
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» п.Морки Республики Марий Эл .14.11.18
Регистрационная форма
Ф.И.О.ученика |
Васильева Татьяна Валериевна |
Адрес |
425120.Республика Марий Эл, п.Морки, ул.Новая, д.18 |
|
55101122 <[email protected]>, |
Название работы |
Обряды и особенности марийской свадьбы |
Наименование раздела конкурса, куда представляется работа |
Краеведение |
Полное и сокращенное наименование учреждения |
Муниципальное образовательное учреждение «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» /МОУ«Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» |
Адрес |
425120.Республика Марий Эл, п.Морки, бул.Калинина, д.10 |
Ф.И.О.педагога |
Афанасьева Валентина Георгиевна |
E-mail педагога |
|
E-mail учреждения |
|
Оплата организационного взноса участника конкурса |
Квитанция об уплате |