Из жизни замечательных людей: урюпинская муза в жизни Д.И.Менделеева

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Из жизни замечательных людей: урюпинская муза в жизни Д.И.Менделеева

Османова  Д.П. 1Гущин  Д.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №7» городского округа город Урюпинск Волгоградской области
Османова  О.Н. 1Демина  Ю.П. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №7» городского округа город Урюпинск Волгоградской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мы живём в городе Урюпинске на берегу живописной реки Хопёр. Природа нашего края настолько изумительна, что воспета в стихах местных поэтов, воплощена в произведениях известных художников. Урюпинский край является Родиной многих известных людей творчества: Лащилина, Машкова и др. С Урюпинском связано и имя художницы Анны Ивановны Поповой - второй жены учёного с мировым именем Дмитрия Ивановича Менделеева. Узнав об этом историческом факте, мы заинтересовались судьбой Анны Ивановны Поповой-Менделеевой (см. приложение №1). Как, являясь деятелем искусства, она смогла войти в мир великого учёного –химика, как смогли сойтись две души, носители разных направлений российской культуры XIX- XX веков? Нас заинтересовал вопрос: что знают урюпинцы о своей знаменитой землячке и провели социологический опрос среди представителей разных возрастов. На вопрос, что вы знаете об А.И.Поповой, какую роль она сыграла в судьбе великого учёного? – из 70 опрошенных 69 человек (98 %) ответили, что затрудняются ответить и 1 человек (2 %), это была девушка, ответила, что Анна Ивановна была женой Менделеева и сыграла эту роль в судьбе учёного.

Данная тема требует глубокого изучения, анализа документального материала, систематизации и практического применения при раскрытии вопросов развития русской культуры, освещения краеведческого материала, связанного с историей знаменитых земляков.

Цель исследования: установить, какое влияние оказала Анна Ивановна Попова на духовный мир Дмитрия Ивановича Менделеева.

Задачи:

1. установить место и дату рождения Анны Ивановны Поповой, события её детства,

2. выяснить, где и при каких обстоятельствах познакомились Дмитрий Иванович Менделеев со своей женой,

3. выяснить, как происходило формирование ценностей семьи Менделеевых, кто из деятелей российской культуры близко общался с семьёй, обогащая и формируя духовный мир ученого и художника, способствуя развитию каждого из членов семьи и их потомков.

Объект исследования: жизнь Анны Ивановны Поповой – второй жены Дмитрия Ивановича Менделеева.

Предмет исследования: духовный мир семьи Менделеевых.

Методы: анализа, сравнения, обобщения, интерпретации, опроса позволили в сравнении с простым прочтением фактического материала глубоко изучить проблему и более точно раскрыть её содержание.

Гипотеза: Если Анна Ивановна Попова оказала влияние на духовный мир своего мужа, то жизнь семьи Менделеевых протекала в русле творчества и событий российского искусства.

Этапы проверки гипотезы:

1. Обратиться в художественно-краеведческий музей, Урюпинский архивный отдел с целью установления места рождения Анны Ивановны, её детства и юности.

2. По воспоминаниям Поповой выяснить события знакомства и становления семьи Менделеевых.

3. Проанализировать документальные источники, мемуары современников той эпохи о семье Менделеевых для раскрытия духовных её ценностей,

4. Обобщить полученные данные и сделать выводы.

Новизна исследования заключается в том, что данная тема является «белым пятном» в истории нашего края. Имя Анны Ивановны не известно жителям нашего города.

Практическая направленность. Материал, затронутый авторами в работе, несомненно, вызовет интерес не только у тех, кто интересуется краеведением, но и у широкого круга читателей. Исследование позволит осветить неизвестные страницы жизни семьи Менделеевых, жизни, которая, как оказалось, связанна с историей станицы Урюпинской. Оно поможет осмыслить и понять наследие Менделеева для развития российского общества, будет способствовать формирова­нию гражданственности и патриотизму учащихся, воспитанию уважения к истории родного края. Исследование позволит выяснить, как наука и искусство взаимодополняли друг друга и влияли на формирование ценностей семьи Менделеевых, обогащая и формируя духовный мир ученого и художника, способствуя развитию каждого из членов семьи и их потомков.

Источниковедческая база: автобиогафические воспоминания А. И. Менделеевой «Менделеев в жизни», доклады в научных журналах Закгейма А.Ю., Саркисова П., посвящённые 175-летию со дня рождения Д. И. Менделеева; сообщения местных краеведов Лащилина и Приходченко, воспоминания художников-передвижников об учёном, материалы ГАРО.

Глава 1. Анна Ивановна Попова – Урюпинская казачка?

В начале своего исследования мы решили выяснить вопрос о происхождении Анны Ивановны. Действительно ли она родилась в нашем городе? Необходимо найти подтверждение или опровержение данного факта. Обратившись в Урюпинский художественно-краеведческий музей, мы познакомились со статьёй В. Приходченко «Казачка Анна, жена Менделеева, или свидание с Прихопёрской стариной» в журнале «Отчий край». В статье было указано, что к Урюпинску имеет отношение выдающиеся русские люди – Дмитрий Менделеев и Александр Блок. «Женой Менделеева бала Анна Попова, дочь местного казака. А их дочери суждено было стать женой Александра Блока и Прекрасной Дамой поэта».1

В Урюпинском городском и районном архивах нам объяснили, что документы XIX в. находятся в Государственном архиве Ростовской области. Мы обратились в отдел картотеки персоналий ГАРО и получили ответ: «Попова Анна Ивановна. Родилась в 1860 г. в станице Урюпинской Хоперского округа ОВД. С 1875 по 1876 ‎(возраст 15 лет)‎ после окончания московской гимназии училась в консерватории по классу фортепиано, посещала школу рисования Санкт-Петербург. С 1876 по 1880 ‎(возраст 16 лет)‎ училась в Академии художеств, жила в семье Капустиных. В 1880 году ‎(возраст 20 лет)‎ уехала в Италию продолжать занятия живописью. Умерла в 1942 г. в городе Ленинград. Брак с Менделеевым Дмитрием Ивановичем - 2 апреля 1882 г., в городе Санкт-Петербург. Дети: Любовь Дмитриевна Менделеева (Блок) (1881- 1939),

Василий Дмитриевич Менделеев (1886 - 1922), Иван Дмитриевич Менделеев (1883 – 1936), Мария Дмитриевна Менделеева (Кузьмина) ( 1886 – 1952).

Исследование описей фондов ГАРО:

фонд № 276 – «Хоперское окружное судное начальство», в фонде 801 е.х.; крайние даты дел 1835-1871 годы.

фонд № 485 – «Урюпинский нотариус Козловский Д. Г. (станица Урюпинская Хоперского округа)», в фонде 142 е.х.; крайние даты дел 1917-1919 г. (см. приложение № 2).

В 1928 г. в 7-й типографии Мосполиграфа «Искра революции» была издана монография А. И. Менделеевой «Менделеев в жизни» под редакцией С. В. Бахрушина и М. А. Цявловского. В введении М. А. Цявловский - российский литературовед, доктор филологических наук, приводит факты биографии А.И Поповой. Отец ее, донской казак Иван Евстафьевич Попов (1827 — 1883), по окончании средней школы в Воронеже, намеревался поступить на медицинский факультет Московского университета, но мечтам его не суждено было сбыться, и он принужден был поступить на военную службу, которую и провел в течение 9 лет на Кавказе, где в 1855 г. женился на Анне Логиновне, рожд. Ефремовой (1830—1898), дочери русского инженера и шведки с Аландских островов, и где у них в 1858 г. родилась дочь Мария, а 27 февраля 1860 г.— Анна. Выйдя в отставку, Иван Евстафьевич поселился с женой и дочерями в Урюпинской станице Хоперского округа. Скромная, безмятежная жизнь в родной семье, летом поездки по степи в другие станицы к родственникам — таковы воспоминания раннего детства Анны Ивановны. Отец, сам только мечтавший о высшем образовании, решил определить дочерей в столичное учебное заведение, для чего вся семья весной 1868 г. переезжает в Москву.2 Осенью этого года Анна Ивановна вместе с сестрой поступила в 7-й (самый младший) класс первой женской гимназии, где и пробыла до 1873 г., когда перешла во 2 класс третьей гимназии, начальницей которой была родственница Л. Толстого. Елена Сергеевна Горчакова, оставившая по себе у Анны Ивановны самые лучшие воспоминания. Отец, устроив семью в Москве, продолжал жить в станице, лишь наезжая к своим на короткое время. Последний 1874—1875 учебный год Анна Ивановна с сестрой прожили и без матери, уехавшей к мужу, в пансионе Бауер. К этому времени относятся первые занятия Анны Ивановны рисованием. Поступив в воскресные классы рисования при Строгановском училище, она взяла здесь 8—10 уроков, и, хотя немного получила от них, любовь к искусству была заложена на всю жизнь.

Лето 1875 года, как и все предшествующие, было проведено в родной станице Урюпинской, а осенью Иван Евстафьевич повез младшую дочь в Петербург. Решено было, что Анна Ивановна, выказывавшая музыкальные способности, поступит в консерваторию. Анна Ивановна была принята в консерваторию по классу фортепьяно. В консерватории она пробыла недолго и после Рождества оставила ее. Успешнее шли занятия рисованием. Анна Ивановна поступила в школу рисования на Васильевском острове и, кроме этого, ходила рисовать в скульптурный музей Академии Художеств, где познакомилась с Надеждой Яковлевной Капустиной, а затем и с ее матерью Екатериной Ивановной, рожденной Менделеевой, сестрой знаменитого уже в то время ученого. Весной 1876 г. по настоянию Н. Я. Капустиной Анна Ивановна держит экзамен в Академию Художеств, по сдаче которого уезжает на лето к родителям. С семьей Капустиных Анна Ивановна к этому времени уже вполне сблизилась, и было решено, что осенью, по возвращении в Петербург, она поселится у них.3

Исходя из данных двух источников, можно сделать предположение, что Анна Ивановна родилась на Кавказе, но в автобиографических материалах Анны Ивановны станица Урюпинская упоминается как родная. Возможно, семья Поповых после рождения Анны вскоре переехала в ст. Урюпинскую, где она и была зарегистрирована, о чём свидетельствуют данные ГАРО.

Глава 2. Встреча с Д. И. Менделеевым

В жизни великого учёного было два брака. Отношения между Менделеевым и его первой женой Феозвой Никитичной обострились. Менделеев чувствовал себя в семье одиноко и отчужденно. Она хотела, чтобы муж ее, как примерный семьянин, все свободное от преподавания в университете время проводил вместе с нею, в хозяйственных хлопотах, на­слаждаясь тихими радостями семейной жизни. Все прочее Феозва считала ребяче­ством. Поэтому в самом главном, в том, что все сильнее увлекало его, он не встречал от нее ника­кой поддержки. Наоборот, одни лишь препятствия да вечное неудовольствие его образом жизни и продолжительными научными занятиями. Профессор Менделеев в эти годы вёл обширную исследовательскую и препо­давательскую деятельность, писал науч­ные работы, работал над знаменитой периодической систе­мой элементов — дни и ночи упорного труда (см. приложение № 3).

Именно в это время возник у Менделеева интерес к Анне Ивановне Поповой. Менделеев попросил профессора Академии художеств, педагога П. П. Чистякова, чтобы кто-нибудь из учеников выполнил по его заказу карандашную копию картины Брюллова «Последний день Помпеи». Чистяков поручил эту работу совсем юной ученице Поповой. Выяснилось, что она дружит с другой студенткой Академии Наташей Капустиной, племянницей Менделеева, и живет в ее семье. Вскоре (в 1877 г.) Дмитрий Иванович предложил сестре переехать жить к нему в университетскую квартиру. Анна Ивановна переехала вместе с ними. И Менделеев полюбил эту девушку. Таких, как она, он никогда прежде не встречал. Высокая, статная, неторопливая, с огромными серыми глазами и тяжелыми косами. Она совершенно спокойно отнеслась к его увлечению мастерить чемоданы. В отличие от Феозвы, ей и в голову не приходило требовать, чтобы он ради нее отказался от чемоданов. Наоборот, она сразу же проявила к ним живейший интерес. Их отношения развивались драматически. Он был на 26 лет старше, женат. Не желая быть причиной разрыва Менделеева с семьей, Анна Ивановна покинула в 1880 г. Петербург и уехала в Италию. Менделеев решил следовать за ней. Но жена не соглашалась на разрыв, а расторжение брака по суду было в то время очень трудным делом. В течение 5 лет, отвергаемый семьей, осуждаемый обществом и церковью, Дмитрий Иванович пытался получить развод4. Ректор университета А. Н. Бекетов стал посредником между супругами, и ему удалось получить согласие жены Менделеева на официальный развод. Был нанят юрист, который умело повел дело о разводе, вручив секретарю консистории 500 рублей в качестве «вознаграждения за хлопоты» (консистория - церковный коллегиальный орган, подчиненный патриарху). В 1881 г. брак был расторгнут, и Менделеев уехал в Италию к Анне Ивановне. В мае 1881 г. они вернулись в Россию. Давая согласие на развод, консистория тем не менее, наложила на Менделеева шестилетнее покаяние; в течение этого срока он не мог венчаться вновь. Только в апреле 1882 г., вопреки этому решению, священник Адмиралтейской церкви Куткевич за 10 тысяч рублей обвенчал Менделеева и Попову. За нарушение запрета Куткевич был лишен духовного звания. В канун 1882 г. у Дмитрия Ивановича и Анны Ивановны родилась дочь Люба. Вскоре после этого из духовной консистории пришло решение о разводе. В 1883 г. родился сын Иван Дмитриевич, а в 1886 — близнецы Василий и Мария.5

Таким образом, А.И.Попова стала второй женой Д.И.Менделеева.

Глава 3. Менделеевские «среды»

Большинство выдающихся ученых уделяли много сил и времени занятиям литературой и искусством. Один из ярчайших примеров – это жизнь Д.И.Менделеева. Дмитрий Иванович родился и вырос в Тобольске в среде людей, смысл своей жизни видевших в том, чтобы нести в Сибирь культуру. Отец Иван Павлович Менделеев стал директором Тобольской гимназии. Его ученик П.П.Ершов был учителем словесности. Ершов стал другом семьи Менделеевых; именно его падчерица Ф.Н.Лещева стала первой женой Дмитрия Ивановича.6 Купцы Корнильевы (предки Дмитрия Ивановича по материнской линии) были с XVII в. видными сибирскими предпринимателями и деятелями культуры. Студенческие рисунки, хранящиеся в Музее Д.И.Менделеева при Санкт-Петербургском университете (насекомые и их личинки, листья растений, химические установки), свидетельствуют о том, что юный Дмитрий Менделеев обладал способностями рисовальщика. И впоследствии он зарисовывал достаточно сложные объекты - так, в ноябре-декабре 1875 г. в Париже сделал эскизные наброски дирижаблей. Но заниматься живописью или графикой он не стал, а начал собирать репродукции и фотографии произведений живописи. Они помещались в альбомы. Только за 1877-1879 гг. составлено 24 альбома с номерами репродукций 1-2300. С коллекционированием репродукций связано и начало романтической истории, завершившейся второй женитьбой.7

Еще до знакомства с Поповой, с начала 70-х годов, стала нарастать интенсивность контактов Менделеева с художниками. Можно предположить, что это было своего рода «переключение», направленное на осуществление идеи о сближении людей науки и искусства. В 1871-1873 гг. он читал в собрании художников лекции по химии. И.Е.Репин вспоминал: «В большом физическом кабинете на университетском дворе мы, художники-передвижники, собрались в обществе Д.И.Менделеева и Ф.Ф.Петрушевского для изучения под их руководством свойств разных красок». 8

В 1878 г. начались юный Дмитрий Менделеев обладал способностями рисовальщика - регулярные собрания людей искусства и науки в его университетской квартире. По свидетельству А.И.Менделеевой, на них бывали художники Крамской, Репин, Ярошенко, Мясоедов, Кузнецов, Савицкий, Маковский, Клодт, Максимов, Васнецовы, Суриков, Шишкин, Куинджи, Остроухов, Волков, Позен, Лемох, Прахов; ученые Бекетов, Меншуткин, Петрушевский, Иностранцев, Вагнер, Воейков, Краевич.9 Из художников, не упомянутых Менделеевой, «среды» часто посещали М.А.Врубель и В.В.Верещагин. Дмитрий Иванович так вошел в художественный мир, что был избран впоследствии действительным членом Академии Художеств (см. приложение 4).

На среды приходили без особых приглашений. Художники приводили новых, интересных чем-нибудь, гостей. Среды эти художники очень любили. Здесь сходились люди разных лагерей. Присутствие Дмитрия Ивановича умеряло крайности. Здесь узнавались все художественные новости. Художественные магазины присылали на просмотр к средам новые художественные издания. Иногда изобретатели в области искусств приносили свои изобретения и демонстрировали их.10Иногда на средах вели чисто деловые беседы, горячие споры, тут созревали важные товарищеские решения вопросов. Иногда бывали остроумные беседы и даже дурачества, на которые художники были неисчерпаемы. Временами «среды» посвящались определенным вопросам. Так, с сожалением сообщая о невозможности по болезни прийти, И.Н.Крамской писал: «Сегодня такая интересная конференция». 11

Сохранилось фото 1904 г., где Менделеев играет в шахматы с Куинджи, а Анна Ивановна наблюдает за ними (см. приложение № 5). Со многими художниками Менделеева связывали дружеские отношения, но, наиболее близкие с Куинджи. Идея, многократно им высказанная, такова: искусство и естествознание имеют общие корни, общие закономерности развития, общие задачи. Поэтому люди науки и люди искусства должны общаться. Статья “Перед картиною А.И.Куинджи” описывает то единодушно большое впечатление, которое произвел великий пейзаж «Ночь над Днепром». Менделеев сказал, что перед ней забудется любой мечтатель. Менделеев задается вопросом: в чем причина такого единодушия, когда картиной восхищаются даже те, кто остался бы равнодушен при зрелище самой лунной ночи? И ответ на вопрос необычен. Он обращает внимание читателя на то, что в древности, включая эпоху Возрождения, пейзаж как жанр либо отсутствовал, либо играл весьма подчиненную роль. И художники, и мыслители вдохновлялись только человеком. А затем начали осознавать, что полноценно постичь человека вне его связи с природой нельзя. «Русская школа в живописи хочет говорить одну внешнюю правду, сказала ее уже, хотя этот говор – лепет ребенка, но здорового, правдивого. Об истине еще нет речи. Но истины нельзя достичь без правды. И русские художники – скажут истину, потому что рвутся понять правду…Меня же в последнее время очень интересует русская живопись, и случай столкнул со многими ее представителями. Спасибо Вам за них. Мне кажется и знаменательным и важным то взаимное понимание и то сочувствие, какие вижу между художниками и естествоиспытателями. Тем и другим не хочется лгать, а хотя малую сказать – да правду, будь она и не торжественна, и не вычурна, лишь бы постичь ее – а там пойдет».12

На «Менделеевских средах» много спорили о науке, литературе и искусстве. Но главным было общение. Как вспоминает Анна Ивановна: «Это и было счастьем, но этого тогда не замечали». Для разрядки серьезной обстановки Д.И. Менделеев показывал занимательные опыты в шуточной интерпретации. Менделеев любил читать В. А. Жуковского и А. С. Пушкина. Из иностранных писателей — В. Гюго, Ф. Шиллера, У. Шекспира. Но больше всего ценил поэтов: английского — Д. Байрона и русского — Ф. И. Тютчева. Музыка оказывала сильное воздействие на Менделеева. Его любимым композитором был его коллега — великий химик А. П. Бородин, который написал оперу "Князь Игорь". Анна Ивановна в дальнейшем писала: «Атмосфера, которую Дмитрий Иванович создавал, куда бы ни появлялся, высокая интеллигентность, отсутствие мелких интересов, сплетен делали эти среды исключительно интересными и приятными. Я очень смущалась тем, что Дмитрий Иванович, как он говорил, создает это для меня. Я чувствовала себя еще такой маленькой; смогу ли я когда-нибудь по праву стать членом такого общества?»13

В 1893 г. И.И.Толстой стал вице-президентом Академии художеств и ее реальным руководителем. Он поставил своей целью преодоление раскола, связанного с выходом из Академии за 30 лет до того ряда лучших художников, образовавших впоследствии Товарищество передвижных выставок. Он начал привлекать передвижников - начиная с Куинджи - к работе в Академии. В первом составе Академии после утверждения устава в числе был и Менделеев. 16 декабря 1893 г. он был утвержден в высшем звании - почетного члена Академии, а 7 марта 1894 г. - непременным членом Совета Академии. Таким образом, через 130 лет после М.В.Ломоносова он стал вторым химиком - почетным членом Академии художеств. Факт, говорящий об особом характере взаимоотношений великого химика с художниками - ни один российский ученый не удостаивался при жизни такого внимания портретистов. Портреты Менделеева принадлежат кисти крупнейших отечественных художников, графиков, скульпторов. Их писали (не считая А.И.Менделеевой) И.Н.Крамской, И.Е.Репин, дважды Н.А.Ярошенко, рисовали М.А.Врубель и М.В.Рундальцев, гравировали М.В.Рундальцев и В.В.Матэ; ваял И.Я.Гинцбург.14 (см. Приложения № 6)

Подводя итог всей своей жизни, Менделеев обращается к заветной мысли: «Духовной стороне блага надобны истина, добро и красота. Искание их выразилось первее всего в религиях, сложившихся - надо этого не забывать - в пору, далеко предшествующую современной сложности мировых отношений, а затем в науке и искусствах. Последние, по мне, стремятся путем образов и предчувствий, так сказать, полубессознательно, совершенно к тому же, что сознательно вырабатывается в науке» Ученый здесь берет верх над поклонником искусства, но жизнь и значительная часть подтверждение этой мысли - кабинет Менделеева в его музее при Санкт-Петербургском университете. Это одновременно и кабинет ученого, и галерея портретов и картин. Стол, кресла, шкафы с книгами. А все стены увешаны картинами и портретами. Старинная гравюра: Иисус Христос. Картины - и подаренные («На севере диком» И.И.Шишкина), и купленные (этюд А.А.Иванова), и та самая копия «Последнего дня Помпеи», с которой начиналось его знакомство с А.И.Поповой. И очень много других портретов - в основном копий, выполненных А.И.Менделеевой, а также фотографий. Портреты членов семьи занимают довольно скромное место. Больше всего портретов тех, кого хозяин кабинета почитал. Здесь и исторические деятели (Петр I, Александр II, А.В.Суворов), и поэты, художники и композиторы (С.Рафаэль, Л.Бетховен, У.Шекспир, Данте, М.Глинка). Но больше всего портретов ученых, начиная от Н.Коперника, Г.Галилея, И.Ньютона, А.Лавуазье, М.Фарадея и кончая современниками - российскими и иностранными. В творчества великого химика говорят о том, что вне искусства он себя не представлял.15

Атмосфера творчества, созданная Менделеевыми не могла не отразиться на жизни семьи. В имении Менделеевых Боблово останавливались приезжавшие к Менделееву его друзья, художники И.Е.Репин, А.И.Куинджи, А.И.Кравченко. Но чаще всех из гостей бывал Александр Блок, задерживавшийся допоздна в Боблове, ставший позднее супругом дочери Любы. В Боблове, устраивались летние любительские спектакли. Сценой служил сенной сарай, публику составляли родственники, соседи и крестьяне ближних деревень. С появлением Блока полудетские пьесы сменились серьезным репертуаром. Разыгрывали «Горящие письма», «Букет», сцены из «Горя от ума» и «Гамлета», ставили «Женитьбу» и «Снегурочку», где Блок сыграл роль Мизгиря. В музее-усадьбе Боблово сохранилась фотография, сделанная лично Д.И.Менделеевым, где он запечатлел дочь Любу в роли Офелии.(см. приложение № 7).

Любовь Дмитриевна Блок-Менделеева в дальнейшем закончила Высшие женские курсы и занималась в драматических кружках. В 1907-1908 гг. она играла в труппе В.Э. Мейерхольда и в Театре В.Ф. Комиссаржевской. Любовь Дмитриевна также занималась историей и теорией балетного искусства, изучала школу преподавания Вагановой и давала уроки актерского мастерства знаменитым балеринам Кирилловой и Дудинской.

Иван Дмитриевич был творчески одаренной личностью. Окончив гимназию в 1901 г. с золотой медалью, поступил в Петербургский политехнический институт, но вскоре перевелся на физико-математический факультет университета. Стареющему отцу он много помогал, выполняя сложные расчеты для его экономических работ. С 1924 г. работал в Главной Палате мер и весов, продолжая, таким образом, дело отца. Здесь он проводил исследования по теории весов и конструкциям термостатов. Одним из первых в СССР изучал свойства тяжелой воды. С юных лет не чужды были Ивану философские проблемы: «Мысли о познании», «Оправдание истины» - это книги, опубликованные им в 1909-1910 гг.

Мало сведений сохранилось о Василии. Он и Мария были близнецами. Известно, что Василий закончил Морское техническое училище в Кронштадте. Имел способности к техническому творчеству, разработал модель сверхтяжелого танка. Мария обучалась на Высших женских сельскохозяйственных курсах в Петербурге, вела преподавательскую деятельность в техникумах. После Великой Отечественной войны стала заведовать Музеем-архивом Менделеева при Ленинградском университете.16

Таким образом, атмосфера, созданная Дмитрием Ивановичем и Анной Ивановной – учёного и художника – способствовала формированию особого мира в семье, определяла ценности, опиравшиеся на культуру России того времени, что не могло не сказаться на судьбе самих родителей и их детей.

Заключение

В результате исследования авторами было установлено, чтоПопова Анна Ивановна – вторая жена Менделеева, родилась 27 февраля 1860 г. на Кавказе, своё детство провела в станице Урюпинской Хоперского округа Области Войска Донского, которую считала родной.

А.И.Попова училась в московской гимназии, занималась в консерватории по классу фортепиано, посещала школу рисования Санкт-Петербурга. С 1876 по 1880 гг. ‎ училась в Академии художеств. Именно на почве живописи познакомилась с Д.И.Менделеевым и 2 апреля 1882 г. они обвенчались в Адмиралтейской церкви.

Известный писатель Борис Лащилин, автор «Донских рассказов», поведал удивительную историю. Прадед Лащилина- Алексей Васильевич Стефанов, протоиерейс академическим образованием, дружил с Д.И.Менделеевым. Двоюродная сестра Стефана – Анна Ивановна Попова – была второй женой Дмитрия Ивановича Менделеева, матерью Любови Блок. Менделеевы бывали у Стефановых, и мама Бориса Лащилина, Лидочка, будучи девочкой 9-10 лет, хорошо помнила пребывание Менделеевых в ст.Михайловской. В семье Стефановых хранилось не новое зеркало в резной деревянной раме. Зеркало считалось необычным, т.к. в него смотрелся сам Менделеев, когда гостил у прадеда А.В.Стефанова. Из этого факта можно сделать предположение, что Дмитрий Иванович и Анна Ивановна бывали вместе в ст.Урюпинской, так как, побывав в гостях у Стефановых, они не могли не заехать в родную станицу Анны Ивановны.17

Дмитрий Иванович и до встречи с Анной Ивановной увлекался живописью, на что повлияли его родственники, а после заключения брака старался ввести супругу-художницу в мир передвижников. Именно в браке со второй женой Дмитрий Иванович организовал на квартире знаменитые «среды», где встречались деятели культуры. Эти встречи сыграли роль не только в судьбе Менделеевых, но и в целом, культурной жизни той эпохи. На «Менделеевских средах» много спорили о науке, литературе и искусстве. На них бывали художники Крамской, Репин, Ярошенко, Мясоедов, Васнецовы, Суриков, Шишкин, Куинджи, М.А.Врубель и В.В.Верещагин; ученые Бекетов, Меншуткин, Петрушевский, Иностранцев, Вагнер, Воейков, Краевич. Дмитрий Иванович так вошел в художественный мир, что был избран впоследствии действительным членом Академии Художеств. Трудно представить, что такое могло произойти при первой жене Менделеева, не разделявшей устремления супруга и мечтавшей о тихой уединённой семейной жизни.

В имении Дмитрия Ивановича Боблово устраивались летние любительские спектакли. С появлением Блока полудетские пьесы сменились серьезным репертуаром. Присутствующие были задействованы как зрители, фотографы, артисты. В семье Менделеевых было 4 детей, и так или иначе, но каждый из них в дальнейшем связал свою судьбу с культурой страны, а старшая дочь Любовь связала свою жизнь с поэтом Блоком.

В семье Менделеевых, соединились два мира культурной эпохи России – наука и живопись, что отразилось на духовных ценностях не только супругов, но и их детей.

Библиография

Закгейм А.Ю. Д.И. Менделеев - почетный член Академии художеств. ж/л. Природа. № 2. 2007 г.

Менделеева А.И. Менделеев в жизни. М.1928 г

Менделеев Д.И. Перед картиною А.И.Куинджи // Соч. Т.24. Л.; М.1954

Менделеев Д.И. 1834-1907. Художественный альбом. Л.. 1984.

Материалы ГАРО фонды 276 и 485

Лащилин Б. Донские рассказы. Воронеж. 2008 г. С.9

Приходченко В. Казачка Анна, жена Менделеева, или свидание с Прихопёрской стариной. ж/л Отчий край №4. 1995 г.

Репин И.Е. Далекое - близкое. Изд. 7-е. М.. 1964.

Саркисов П. «Вы скажите, что это история, но от истории не вырваться. К 175-летию со дня рождения Д.И.Менделеева». The Chemical J ournal.

№1 2009 г.

www.ng.ru/style/2001-01-24/16_children.html

Приложения

Приложение № 1

Фото: «А.И. Попова- Менделеева»

Приложение № 2

«Отчёт о проделанной работе в ГАРО»

Приложение № 3

Фото:

«Дмитрий Иванович и Феозва Никитична после свадьбы. 1862 г.»

Приложение № 4

Фото:

« Участники менделеевских сред:

художники И.И.Шишкин, А.И.Куинджи, В.М.Максимов»

Приложение № 5

Фото: «Менделеев играет в шахматы с Куинджи,

Анна Ивановна наблюдает за ними»

Приложение № 6

Портреты Д.И.Менделеева

Приложение № 7

Любовь Блок-Менделеева

Приложение № 1

Фото: «А.И. Попова- Менделеева»

Д.И. Менделеева

Приложение №2

Отчёт о проделанной работе в ГАРО:

Исследование основных справочных источников ГАРО.

Исследование картотеки персоналий ГАРО:

Во вложенном файле (смотреть файл – «Картотека персоналий») результат исследования картотеки персоналий ГАРО в отношении Поповой Анны Ивановны. Выписаны все записи в отношении персон с фамилией Попова и именем на букву «А».

Необходимо отметить, что персональная картотека ГАРО это результат исследования сотрудниками архива не более 5 % дел (от всех хранящихся дел дореволюционного периода).

Продолжение генеалогического исследования.

Комментарий к результатам генеалогического исследования:

К сожалению, в результате исследования картотеки персоналий ГАРО выявлено только 2 записи в отношении Поповой Анны Ивановны.

Попова Анна Ивановна. Родилась в 1860 году в станице Урюпинской Хоперского округа ОВД. С 1875 по 1876 ‎(возраст 15 лет)‎ после окончания московской гимназии училась в консерватории по классу фортепиано, посещала школу рисования Санкт-Петербург. С 1876 по 1880 ‎(возраст 16 лет)‎ училась в Академии художеств, жила в семье Капустиных. В 1880 году ‎(возраст 20 лет)‎ уехала в Италию продолжать занятия живописью. Умерла в 1942 году в городе Ленинград.

Брак с Менделеевым Дмитрием Ивановичем - 2 апреля 1882 года, в городе Санкт-Петербург.

Дети: Любовь Дмитриевна Менделеева (Блок) родилась 29 декабря 1881 года, умерла в 1939 году. Василий Дмитриевич Менделеев родился 30 декабря 1886 года, умер в 1922 году. Иван Дмитриевич Менделеев родился в 1883 году, умер в 1936 году. Мария Дмитриевна Менделеева (Кузьмина) родилась 30 декабря 1886 года, умерла в 1952 году.

Исследование описей фондов ГАРО:

- фонд № 276 – «Хоперское окружное судное начальство», в фонде 801 е.х.; крайние даты дел 1835-1871 годы.

- фонд № 485 – «Урюпинский нотариус Козловский Д. Г. (станица Урюпинская Хоперского округа)», в фонде 142 е.х.; крайние даты дел 1917-1919 годы.

Продолжение генеалогического исследования:

Для выявления сведений в ГАРО о Поповой Анне Ивановне или её родственников считаю целесообразным реализовать следующие услуги:

Стоимость исследования описей одного фонда – 600 рублей. Итого: описи 2 фондов - 1200 рублей.

В случае необходимости Вы можете выбрать любой фонд для исследования его описей. Перечень фондов дореволюционного периода ГАРО, размещён на нашем сайте в разделе "Ростовский Архив" и доступен для скачивания.

После исследования описей фондов будет сформирован список архивных дел для последующего исследования.

Ждём Вашего решения о продолжении генеалогического исследования.

Приложение № 3

Фото:

«Дмитрий Иванович и Феозва Никитична после свадьбы.

Приложение № 3

Фото: «Дмитрий Иванович и Феозва Никитична после свадьбы. 1862 г.»

Приложение № 4

Фото:

« Участники менделеевских сред: художники И.И.Шишкин, А.И.Куинджи, В.М.Максимов»

Приложение № 5

Фото:

«Менделеев играет в шахматы с Куинджи, Анна Ивановна наблюдает за ними»

Приложение № 6

Портреты Д.И.Менделеева

Портрет Д.И Менделеева. Портрет Д.И Менделеева.

Автор: И.Е.Репин 1885 г. Автор: Н. А. Ярошенко 1886 г.

Портрет Д.И Менделеева. Портрет Д.И Менделеева.

Автор: И.Н.Крамской 1878 г. Автор: А.И.Менделеева. 1885 г.

\

Приложение № 7

Любовь Блок-Менделеева

Фото «Люба в роли Офелии в имении Менделеевых Боблово», сделанное лично Д.И.Менделеевым

фото «Боблово»

1 Приходченко В. Казачка Анна, жена Менделеева, или свидание с Прихопёрской стариной. журнал Отчий край №4. 1995 г. С.130-131

2 Менделеева А.И. Менделеев в жизни. М.1928 г. с.5

3 Менделеева А.И. Менделеев в жизни. М.1928 г. с.6

4Саркисов П. «Вы скажите, что это история, но от истории не вырваться. К 175-летию со дня рождения Д.И.Менделеева». The Chemical Journal. №1 2009 г. С.47

5 Саркисов П. «Вы скажите, что это история, но от истории не вырваться. К 175-летию со дня рождения Д.И.Менделеева». The Chemical Journal. №1 2009 г. С.47

6 Закгейм А.Ю. Д.И. Менделеев - почетный член Академии художеств. ж/л. Природа. № 2. 2007 г.

7 Закгейм А.Ю. Д.И. Менделеев - почетный член Академии художеств. ж/л. Природа. № 2. 2007 г.

8 Репин И.Е. Далекое - близкое. Изд. 7-е. М.. 1964.

9 Менделеева А.И. Менделеев в жизни. М.1928 г. С.21

10 Менделеева А.И. Менделеев в жизни. М.1928 г. С.43

11 Закгейм А.Ю. Д.И. Менделеев - почетный член Академии художеств. ж/л. Природа. № 2. 2007 г.

12Менделеев Д.И. Перед картиною А.И.Куинджи // Соч. Т.24. Л.; М.1954

13 Менделеева А.И. Менделеев в жизни. М.1928 г. С.24-25

14 . Д.И.Менделеев. 1834-1907. Художественный альбом. Л.. 1984.

15 Закгейм А.Ю. Д.И. Менделеев - почетный член Академии художеств. ж/л. Природа. № 2. 2007 г.

16www.ng.ru/style/2001-01-24/16_children.html

17 Лащилин Б. Донские рассказы. Воронеж. 2008 г. С.9

Просмотров работы: 50