Введение
Есть, возможно, уголок красивей,
Есть богаче, шире есть края.
Только мне из всей моей России
Ближе сердцу Астрахань моя.
2017 год был юбилейным годом для нас, Астраханцев. Это год, когда Астраханской губернии исполнилось 300 лет со дня её основания - 22 ноября 1717 года по указу Петра Первого.
Наш класс готовился к этому событию: для участия в областной олимпиаде школьников по истории родного края мы собирали и изучали информацию о нашем крае. С этой целью мы неоднократно посетили Астраханский краеведческий музей, где, словно на машине времени, перенеслись в Астраханскую область 19-20 века, увидели животных, обитавших тут в различное время, — поразила нас коллекция древних черепов, прекрасно исполненные чучела архаичных зверей, муляжи современных водных обитателей. «Зал рыбы Волго-Каспийского бассейна» продемонстрировал нам уникальные экспонаты — шестиметровое чучело настоящей гигантской белуги и двухметровый осетр.
В музее мы посетили выставки, посвященные истории и культуре народов Астраханского края; увидели много экспозиций, рассказывающих о природе. Получить знания о фауне помогли многочисленные чучела различных животных, диорамы, наглядно иллюстрирующие их жизнь. Экскурсоводы продемонстрировали нам быт жителей от древнейших времен до вхождения Астраханского ханства в состав государства Российского.
Получив интереснейшую информацию, мы и сами поработали с литературой и Интернет-ресурсами, в результате чего узнали о полезных ископаемых, о достопримечательностях. У каждого родилась своя презентация, с которой мы выступили на родительском собрании, посвященном Дню рождению Астраханской губернии.
Уникальной достопримечательностью нашего края является лотос - один из самых древних цветов на земле. Дельта Волги — самая северная точка распространения лотоса и единственное место в Европе, где еще можно увидеть легендарный цветок растущим на свободе.
Этому цветку мы и решили посвятить наш проект. Лотос – визитная карточка нашего края, предмет воспевания поэтов и писателей.
Цель работы: собрать и сравнить информацию о цветке в научной и художественной литературе.
Задачи:
изучить научную литературу по теме;
познакомиться с художественной литературой астраханских писателей и потов, посвященной лотосу;
систематизировать, обобщить и сравнить собранную информацию;
создать собственные произведения о лотосе.
Объект – лотос.
Предмет – научная и художественная литература о лотосе.
Гипотеза: мы предположили, что информация о лотосе будет разной в научной и художественной литературе.
Методы исследования: опрос, изучение научной и художественной литературы, теоретический анализ, систематизация полученных результатов, элементы математического анализа.
Теоретическая значимость заключается в систематизации материалов.
Практическая значимость определяется возможностью использования собранного материала во внеурочной деятельности, на уроках литературного чтения и окружающего мира.
Глава 1
1.1. Лотос в науке
Лотос - один из самых древних цветов на земле — существовали они уже в меловом периоде, больше 100 млн. лет назад. Их ископаемые останки находят и в Северной Америке, и на Дальнем Востоке, и даже в Арктике. Родина лотоса – Северная Африка. Но сегодня его можно встретить и в России, в нижнем течении Волги, на Кубани и в Приморском крае.
В наше время насчитывают всего два вида чистокровных лотосов.
Лотос орехоносный обитатель Старого Света — широко известное водное растение. Граница его ареала на севере проходит по бассейну реки Амур, а на юге она опускается к тропикам Северной Австралии.
Второй вид — лотос желтый, или американский, распространен в Новом Свете.
Лотос индийский, или орехоносный,— обитатель восточного полушария, он живет в теплых и жарких областях Южной и Восточной Азии, на юге Японии, в Индии и Китае, на Филиппинах и северо-востоке Австралии. Растет этот лотос и в нашей стране — на Дальнем Востоке, в Закавказье и в дельте Волги.
В России лотос занесен в Красную Книгу РФ, а Каспийский лотос еще и в Красную Книгу Астраханской области [2].
Лотос — земноводное травянистое многолетнее растение. Толстое корневище погружено в подводный грунт. Пластинки листьев в диаметре достигают 80 см, причем плавающие листья плоские, а возвышающиеся над водой – воронковидные. Цветки крупные, до 30 см в диаметре, с розовыми лепестками, они высоко поднимаются над водой на прямой цветоножке. Чуть ниже места прикрепления цветка имеется так называемая зона реагирования, в которой лотос меняет свое положение вслед за солнцем. Центр цветка составляют многочисленные ярко-желтые тычинки и широкое обратноконическое цветоложе. Семена лотоса орехоносного, как следует уже из названия вида, — односемянные орешки, достаточно крупные (до 1,5 см в длину). Они темно-коричневые, величиной с небольшой желудь, в кубышке их бывает до 30 штук. Они способны сохранять всхожесть очень долго, иногда столетиями. Во всяком случае, извлеченные из гробниц фараонов – семена лотоса прорастали, попав в родную стихию. Эта удивительная его особенность, связанная с выживаемостью вида, очевидно и стала источником легенды о бессмертии. Сам цветок лотоса символизирует вечную жизнь, бессмертную природу человека и его духовное развитие [3].
1.2. Лотос в Астрахани
Дельта Волги — самая северная точка распространения лотоса и единственное место в Европе, где еще можно увидеть легендарный цветок растущим на свободе.
Общая площадь, которую он здесь занимает, — около 60 гектаров. Тем, что до сих пор можно любоваться лотосом на Волге, мы во многом обязаны созданию Астраханского заповедника — первого советского заповедника, учрежденного в 1919 г., когда лотосу здесь грозило полное исчезновение. К моменту создания заповедника в дельте сохранилась лишь одна небольшая заросль лотоса, и благодаря охране заросли лотоса в настоящее время покрывают такие значительные площади волжской дельты. Заповедник и дальше будет прикладывать все силы для сохранения главной красоты дельты Волги — лотоса орехоносного.
По поводу появления лотоса на Каспии существуют разные гипотезы. Одни исследователи полагают, что лотос сохранился здесь как реликтовое растение с третичного периода. По мнению других, лотос был завезен в эти места странствующими купцами, или монахами-буддистами - в соседней Калмыкии, как известно, исповедуется буддизм. Высказывалось даже мнение, что лотос занесли на Каспий перелетные птицы.
Лотосна Каспии называют каспийской розой, астраханской розой, чулпанской розой, так как впервые он был обнаружен в Чулпанском заливе.
В 1764 году петербургский профессор ботаники И.П. Фальк послал орехи неизвестного растения с устья Волги в Швецию Карлу Линнею, который и определил это растение как лотос на основе описанного им ранее материала из Индии. Следует заметить, что некоторые ботаники присваивают лотосу Прикаспия статус самостоятельного вида, т.к. лотос из дельты Волги несколько отличается от типичного более светлыми оттенками цветка. Но поскольку не весь ученый мир признает этот вид как самостоятельный, его считают разновидностью лотоса орехоносного.
Растет каспийский лотос в ильменях, дельтовых озерах, в заливах на взморье, вдоль берегов многочисленных проток на мелководьях с хорошо прогреваемой водой.
В годы, когда уровень воды сильно понижается, лотос нередко оказывается на суше, но продолжает нормально развиваться и не вымерзает даже в морозные и малоснежные зимы. Цветет лотос в июле - начале августа, а в сентябре созревают плоды. Иногда отдельные цветки встречаются и в октябре [5].
1.3. Лотос в художественной литературе
Красота, диво дивное, природы совершенство - это нежный цветок лотоса. Щедро дарит нам эту красоту земля Астраханская. Чудо, созданное природой, воспето человеком, и этот волшебный цветок, оказалось, «растет» на страницах художественных произведений.
Почему художники слова описывают лотос? Потому что изменчивость окраски лепестков лотоса удивляет и поражает, пробуждает в нашей душе чувство красоты. Потому что: «Лотос красотою несказанной Дарит утру сказку наяву» [6,с. 3].
Исследуя художественные тексты, мы вместе с авторами побывали в глухих заводях, где скрывается от шумного света этот редкостный цветок, украшающий воды. Увидели, как играет он своими красками, как меняет цвет и как умеет чувствовать капризы природы.
С героями А.И. Шадрина из книги «Следы на воде» посмотрели на волшебный цветок. Какой он? Нашли описание лотоса: «В зарослях огненными пятнами полыхали красные, алые цветы с чуть приметной фиолетовой окраской, с большими бледно-розовыми бутонами...» [10, с.42]. Исследовали, что же влияет на раскраску цветка? Оказывается, и ветер, и солнце, и облачко, и тучи, и дождь - все действует на него. За красоту и за редкость, да вот за эту чувствительность и прозвали лотос волшебным. Узнали, что всей жизни цветку - три дня. И каждый день он меняет свой цвет. В первый день он красный, как сердце. На другой день — розовый. А утром третьего дня лотос становится бледно-розовым и умирает.
Изменение цвета, смешение красок напоминает о переменчивости жизни, о ее недолговечности, заставляет задуматься и понять, что прожить свою жизнь надо так, как лотос, ярко, необыкновенно, чудесно, щедро дарить красоту людям.
Г. Подольская сравнивает лотос с розовым, пламенным фламинго, считая его символом вечной красоты. Поэтесса приметила игру красок и цвета лотоса. А что нового открылось нам? Да ведь лотос разноцветный, словно радуга! Лотос растет на воде, и его разноцветность отражается в ней [7].
Вода узором радуги смеется.
На лепестках - жемчужная роса.
И с нами совершенство остается ...
Цвет листьев лотоса также изумляет. Зеленым ковром стелятся большие, каждый с большой поднос, овальные листья. Их сочная зелень притягивает взгляд, и читатель видит буйство всевозможных зеленых тонов, от светло-изумрудных, до темных, аспидных. Своим цветом редкостный лотос очаровывает, завлекает, манит, побуждает к творчеству. В. Ерофеев в своем стихотворении «Люблю родное понизовье» пленен красотой лотоса:
Замру, как будто сердце раскололось,
Увидев, как, осыпанный росой
Расцвел июльским утром лотос,
Пленив божественной красой.
В результате наших исследований мы узнали, что лотос бывает красным, алым, кровавым, агатовым, розовым, пламенным, блеклым и бесцветным, голубым, фиолетовым, ярко-сверкающим, лучистым, белым, золотистым и серебряным (когда на его нежных лепестках лежит роса). Этот цветок скромный, незаметный, ангельский и шальной, искрометный, изысканный, священный, вдохновенный. Он разный.
1.4. Лотос в легендах и сказках
Лотосы всегда были окутаны мистикой и тайной. Они считались священными во многих религиях. Изображения лотосов можно увидеть на древних папирусах Египта, на китайских гравюрах, в руках индийских богов. Цветок лотоса изображен даже на флаге Калмыкии.
Различны по содержанию легенды и сказки о лотосе.
В основе всех легенд лежат первоначальные представления людей о добре и зле, о любви и счастье, о чистоте и целомудрии, о здоровье и бессмертии. И это все связано с лотосом, с его цветом.
Из книги астраханской писательницы Н.М. Любовцевой «Сказки и были батюшки Каспия» мы узнали, как «в тихое августовское утро…распустился лотос. <…> Розовые и красные чашечки цветов чуть заметно закивали кончиками лепестков солнцу <…> Золотые сердцевинки цветов сладостным благоуханием зазывали к себе пчел на роскошный пир» [4, с.5] (цветы лотоса не дают покоя пчеловодам. Эксперименты по получению лотосового меда ставили и продолжают ставить как опытные, так и начинающие пасечники. Привлекает их обилие пыльцы в цветах и тонкий аромат экзотического растения. Вопрос в том – привлекает ли он самих пчел? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Астраханские и приезжие пчеловоды дают разноречивые ответы. По утверждению некоторых из них – пчела вообще не садится на лотос. Другие уверяют, что пробовали мед лотоса в чистом виде, но были разочарованы его вкусовыми и ароматическими качествами). Как попал к нам «диковинный цветок среди камышовых стен и ивовых зарослей?» [4, с.5] Это «капризный цветок. Он не хочет жить там, где ему укажут. А если сам облюбует себе в лабиринте водных зеркал и зеленых буйных островов поляну с чистой проточной водой, поселится на ней. <…> Но если их переселят в другое место, они не пожелают там жить. <…> Не живут они в сосудах с водой…» [4, с.6].
«Откуда здесь такие удивительные красавцы?» - удивляются птицы - герои произведения.
Вот что рассказывают легенды.
Одна из легенд рассказывает о том, как юноша Рамини преодолел путь из Индии до Золотой Орды вслед за своей любимой Зандой, которую везли в гарем. Влюбленным удалось сбежать, но через три дня, когда погоня настигла их на водном просторе, они решили умереть вместе и шагнули в воду. На том месте позже выросли лотосы: «Их семена высыпались из истлевшего мешочка, что был на груди у Рамини на память о покинутой родине» [4, 10] (как выше упоминалось, по одной из версий лотос был завезен в эти места странствующими купцами).
Легенда «Лотос» из книги «Кольцо заветное» астраханского писателя А. Ухина рассказывает не только о любви, но и о предательстве: юноша по имени Лотос любил красавицу Цаган, но, не простив ее предательства, скрылся в цветке лотоса [8].
А старая ива из книги астраханского писателя, доктора биологических наук Ю.С. Чуйкова «Сказки старой ивы» рассказывает, что лотос из коряги пророс и из черного камня появился [9].
Авторы прочитанных произведений подтверждают, что это необыкновенный, удивительный, действительно волшебный цветок. Поэтому надо оберегать эту красоту и редкость эту, воздавать славу великую, почести царские. Это не просто цветок! С ним - рай на земле.
Считается, если увидел лотос – то целый год будет сопутствовать удача. А когда шепчешь ему свое желание, то оно непременно исполнится.
Глава 2. Практическая часть
Констатирующий этап
Для того чтобы определить наш уровень знаний об Астрахани, мы провели анкетирование по таким вопросам:
Астрахань расположена на одиннадцати…
А) холмах;
Б) островах;
В) озерах;
Г) болотах.
Как называется крупнейшее в Европе и России соленое озеро, расположенное в Астраханской области?
А) Байкал;
Б) Баскунчак;
В) Неро;
Г) Селигер.
Уникальное озеро Баскунчак называют…
А) Мёртвым морем;
Б) Коралловым морем;
В) Мраморным морем;
Г) Саргассовым морем.
Как называют гору Большое Богдо?
А) Поющая гора;
Б) Танцующая гора;
В) Падающая гора;
Г) Светящаяся гора.
Назовите самую распространенную культуру в Астраханской области.
А) Огурцы;
Б) Томаты;
В) Баклажаны;
Г) Виноград.
Какие орехи можно попробовать только в Астрахани?
А) Кешью;
Б) Кокосы;
В) Фундук;
Г) Чилим.
Каким красивейшим растением знаменита дельта Волги?
А) Орхидея;
Б) Лилия;
В) Лотос;
Г) Эдельвейс.
Как поэтично величают лотос?
А) Каспийская роза;
Б) Астраханская хризантема;
В) Плавучая астра;
Г) Георгин дельты.
Укажите период цветения лотоса:
А) с 10 мая по 10 января;
Б) с 15 июня по 25июля;
В) с 20 июля по 1 сентября;
Г) с 5 сентября по 10 октября.
Сколько природных заповедников расположено н территории Астраханской области:
А) 1;
Б) 2;
В) 3;
Г) 5.
Результаты оказались следующими:
1 – 10 чел. – 32%
2 – 20 чел. – 64%
3 – 10 чел. – 32%
4 – 8 чел. – 26%
5 – 21 чел. – 71%
6 – 18 чел. – 58%
7 – 25 чел. – 80%
8 – 18 чел. – 58%
9 – 3 чел. – 10%
10 – 5 чел. – 16%
Полученные результаты подтвердили необходимость изучения истории нашего края.
Формирующий этап
Как уже говорилось выше, информацию о нашем крае мы получили в краеведческом музее, в школьной библиотеке, в сети Интернет. Наш класс был разбит на группы, каждая из которых собирала свой материал (о флоре и фауне, о полезных ископаемых; о достопримечательностях).
Полученную информацию мы представили в презентациях и показали на родительском собрании, посвященном 300-летию Астраханской губернии.
После проведения родительского собрания мы решили собрать материал о визитной карточке нашего города – о лотосе.
Разделившись на 3 группы, мы начали сбор материала:
1 группа (теоретики): научные сведения о лотосе;
2 группа (искусствоведы): лотос в легендах, в поэзии и прозе Астраханских писателей;
3 группа (творцы): сочинение сказки или стихотворения о лотосе, изображение цветка или его изготовление (Приложение).
1 группа «Теоретики» собирала научные сведения о лотосе: повторно посетила краеведческий музей, областную и школьную библиотеки, искала материал в справочной литературе.
2 группа «Искусствоведы» читали произведения Астраханских писателей: А. Шадрина, А. Ухина, В. Чуйкова, Н. Любовцевой.
3 группа «Творцы» сочиняла сказки, стихи о лотосе, изображала цветок или делала его (Приложение).
«Теоретики» выступали с информацией на уроках окружающего мира; «Искусствоведы» читали и пересказывали произведения на уроках литературного чтения; а «Творцы» читали свои произведения на кружковых занятиях и учили нас делать лотос своими руками на уроках технологии и рисовать на ИЗО.
В результате проделанной работы, сравнив собранные материалы, мы пришли к выводу, что научная информация в художественной литературе поэтизирована (таблица 1). Это доказывает нашу гипотезу: информация о лотосе будет разной в научной и художественной литературе.
Таблица 1. Сравнительная характеристика
Научная литература |
Художественная литература |
Название |
|
Лотос индийский, или орехоносный |
Астраханская роза, чулпанская роза |
Место обитания |
|
Растет в нашей стране на Дальнем Востоке, в Закавказье и в дельте Волги. |
Это «капризный цветок. Он не хочет жить там, где ему укажут. А если сам облюбует себе в лабиринте водных зеркал и зеленых буйных островов поляну с чистой проточной водой, поселится на ней. <…> Но если их переселят в другое место, они не пожелают там жить. <…> Не живут они в сосудах с водой…» [4, с.6]. |
Происхождение (версия 1) |
|
Лотос сохранился как реликтовое растение с третичного периода. |
В легенде «Лотос» из книги «Кольцо заветное» астраханского писателя А. Ухина юноша по имени Лотос любил красавицу Цаган, но, не простив ее предательства, скрылся в цветке лотоса [8]. |
Происхождение (версия 2) |
|
Лотос был завезен на Каспий странствующими купцами. |
Одна из легенд рассказывает о том, как юноша Рамини преодолел путь из Индии до Золотой Орды вслед за своей любимой Зандой, которую везли в гарем. Влюбленным удалось сбежать, но через три дня, когда погоня настигла их на водном просторе, они решили умереть вместе и шагнули в воду. На том месте позже выросли лотосы: «Их семена высыпались из истлевшего мешочка, что был на груди у Рамини на память о покинутой родине» [4, 10] |
Происхождение (версия 3) |
|
Лотос занесли на Каспий перелетные птицы |
Старая ива из книги астраханского писателя, доктора биологических наук Ю.С. Чуйкова «Сказки старой ивы» рассказывает, что лотос из коряги пророс и из черного камня появился [9]. |
Строение |
|
Земноводное травянистое многолетнее растение. Толстое корневище погружено в подводный грунт. Пластинки листьев в диаметре достигают 80 см |
Зеленым ковром стелятся большие, каждый с большой поднос, овальные листья. Их сочная зелень притягивает взгляд, и читатель видит буйство всевозможных зеленых тонов, от светло-изумрудных, до темных, аспидных. |
Описание цветка |
|
Цветки крупные, до 30 см в диаметре с розовыми лепестками |
В зарослях огненными пятнами полыхали красные, алые цветы с чуть приметной фиолетовой окраской, с большими бледно-розовыми бутонами...» [10, с.42]. Золотые сердцевинки цветов сладостным благоуханием зазывали к себе пчел на роскошный пир» [4, с.5] |
Семена лотоса |
|
Семена лотоса орехоносного - односемянные орешки, способные сохранять всхожесть длительное время. |
Всхожесть семян лотоса стала источником легенды о бессмертии. Сам цветок лотоса символизирует вечную жизнь, бессмертную природу человека и его духовное развитие. |
Вывод: вхудожественной литературе информация базируется на научной, но она поэтизирована, лирична, приукрашена, в основе изложения – чувства и эмоции. |
В результате проделанной работы мы представили полученный проект на внеклассном мероприятии, после чего снова провели анкетирование.
Контрольный этап
Проведенное повторное анкетирование по вопросам констатирующего этапа дало такие результаты:
1 – 23 чел. – 74%
2 – 24 чел. – 77%
3 – 18 чел. – 58%
4 – 22 чел. – 74%
5 – 28 чел. – 90%
6 – 21 чел. – 67%
7 – 28 чел. – 90%
8 – 31 чел. – 100%
9 – 30 чел. – 96%
10 – 25 чел. – 80%
Наглядно мы их представили на рисунке 1.
Рисунок 1.
Результаты анкетирования констатирующего и контрольного этапов
Рисунок показывает положительную динамику.
Полученные результаты говорят о пользе проведенной работы. Нам, жителям Астрахани, необходимо знать историю нашего края.
Заключение
Работая над проектом, мы достигли поставленной цели: собрали информацию о лотосе в научной и художественной литературе. Для этого изучили научную литературу и познакомились с художественной литературой астраханских писателей и поэтов (Н. Мордовина, А. Шадрин, А. Ухин, Ю. Чуйков, Н. Любовцева).
Систематизировав собранную информацию, мы поняли, что научная информация в художественной литературе приукрашена: она базируется на фактах, но поэтизирована, лирична, в основе изложения – чувства и эмоции.
Итак, общение с прекрасным оберегает от духовного разрушения, дает надежду, силы, любовь, долгую и счастливую жизнь, способствует личному творчеству, что подтверждается работами наших одноклассников.
Главная наша задача – суметь сохранить то прекрасное, что дают нам земли и воды родимой планеты.
Вечным таинством света и цвета
Манит лотос людские умы
Лотос – к счастью? Вы слышали это?
Да к добру ли для лотоса мы.
Мы щадить не умевшие сроду
Ни земли, ни воды, ни цветка…
Лотос к счастью?
Вся к счастью природа,
Оттого то и дышим пока.
Список использованной литературы
Болтенко Л.Н. Исследование с учащимися игры света и цвета удивительного лотоса на страницах художественных текстов // https://infourok.ru/
Лотос // https://ru.wikipedia.org/wiki/
Лотос – священный цветок // http://www.florets.ru/tainy-rastenii/lotos-svyashennoe-rastenie.html
Любовцова Н.М. сказки и были батюшки Каспия. – Астрахань: ГУП «Издательско-полиграфический комплекс «Волга», 2003.
Мантурова И. В Астраханском заповеднике // http://astrakhanzapoved.ru/
Мордовина Н.А. Пристань радости: Стихи и поэмы. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1981
Подольская Г.Г. Где Волга прянула стрелою... — Астрахань: Издательство АГПИ, 1995.
Ухин А.И. Кольцо заветное: Легенды, сказки, были. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1989
Чуйков Ю. Сказки старой ивы. – Астрахань: Издательство ООО «ЦНТЭП», 1996
Шадрин А.И. Следы на воде. — Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1970.
Приложение 1
Творческие работы наших одноклассников
Магомедов Алиасхаб
Два волшебника и волшебный цветок
В дельте Волги на самом берегу реки жили два волшебника. Были они соседями, но не дружили. Но связывало их общее хобби – коллекционирование редких цветущих растений. И в одну прекрасную ночь начался звездопад. И одна огромная красивая звезда упала в Волгу. На следующее утро добрый волшебник решил посмотреть на Волгу. Он увидел необыкновенно красивый цветок. А второй волшебник был злым человеком. Он тоже увидел этот цветок и решил сорвать его, чтобы такой цветок был только у него. И когда добрый волшебник уснул, он сорвал его и унес домой. На следующий день они оба проснулись и увидели целое поле этих красивых цветов. Но этот цветок был необычный: он мог злых людей превращать в добрых. И злой волшебник стал добрым и даже предложил своему соседу назвать этот прекрасный цветок необычным именем Лотос. Оба были счастливы. С тех пор два волшебника жили в мире и в дружбе.
Ландо Маргарита
Ложкина Дарья
Ложкина Дарья