А вера не угаснет никогда

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

А вера не угаснет никогда

Кизилова П.В. 1
1МКОУ СОШ 8 с Тугулук Грачевского муниципального района Ставропольского края
Кизилова И.В. 1
1МКОУ СОШ 8 с Тугулук Грачевского муниципального района Ставропольского края
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Выйду за село в широкое раздолье

Сердцу моему всё дорого вокруг.

Дорог отчий край - родное Ставрополье,

Дорог отчий дом – родной мой Тугулук.

В. М. Чернышов

У каждого человека есть свой любимый уголок Земли, любимый край, отчий дом. Для меня - это село Тугулук. Вот как пишет о нём уроженка села, поэтесса - Прокудина Раиса Стефановна в стихотворении «Моя родина»:

«Тугулук ты мой, Тугулук!

Протянулся вдоль песчаных холмов.

Посреди тихонечко речка течёт,

Разговор свой о былом поведёт…»

А ведь действительно, каждое село, каждая улица, дом имеет свою историю, которая складывалась не одно столетие. Наше село украшает храм Святого апостола Иоанна Богослова, настоятелем которого является иерей Геннадий Кантлоков. На одной из экскурсий в сельский музей я узнала, что в XIX веке на месте школы стоял храм, не уступающий по размерам и красоте Ростовскому собору. (Приложение 1) После услышанного появились вопросы: «Какова же история храма Святого апостола Иоанна Богослова села Тугулук? Кто первые настоятели храма? Какова их судьба?» Об этом мне захотелось узнать подробнее. Эти вопросы стали актуальны для меня третьеклассницы и побудили начать исследование на тему: «А вера не угаснет никогда».

Актуальность работы вижу в том, что в сегодняшнее время молодёжь не ценит памятники культуры, а, следовательно, и не знает истории села. Многие из односельчан не помнят, что происходило 20 - 30 лет назад, а о прошлом веке и говорить нечего. Данное исследование поможет жителям села задуматься над проблемой сохранения памяти исторического прошлого своей малой родины, православной культуры села.

Новизна исследования состоит в том, что, по словам старожилов, села Тугулук, специальных работ по истории храма Святого апостола Иоанна Богослова нет.

Для решения проблемы была поставлена цель исследования: восстановить историю храма Святого апостола Иоанна Богослова села Тугулук.

Для достижения цели были определены задачи, которые старались решить в ходе исследования:

- собрать материалы о храме Святого апостола Иоанна Богослова села Тугулук;

- опросить местных жителей – старожилов села;

- познакомиться с архивными данными села Тугулук и ГАСК.

Гипотеза: по истории храма Святого апостола Иоанна Богослова можно судить о духовной культуре жителей села Тугулук.

1. Обзор литературы и источников

Справочник «Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843-1920гг.)» под редакцией Е.И. Долгова, В.В. Белоконь, священника Шишкина, Ставрополь, 2012 г. помог глубже узнать историю малой Родины, а именно дал представление о Иоанно – Богословской церкви села Тугулук Грачёвского района, построенной в 1836 и 1898 годы.

Региональный учебник «Ставропольский край в истории России (конец XVIIIXXI века) под редакцией А.И. Кругова познакомил с культурой и историей родного края, а именно православной культурой Ставропольского края на различных этапах исторического развития. Книга «Исторический обзор Терека Ставрополья и Кубани. Военно-статистическое обозрение Российской империи, том XVI часть 1, Ставропольская губерния. Департамент Генерального штаба» под редакцией Н.Т. Михайлова.- Санкт- Петербург, 1851г. – 295с. ещё раз доказала нам факт, что не только 1836 году, но и в 1898 году в селе Тугулук была построена церковь.

Клировые ведомости за 1880, 1900, 1911, 1914, 1915 год дали представление о церквях, построенных в 1836 и 1898 годах, помогли восстановить порядок службы священнослужителей Иоанно - Богословской церкви. Данная информация легла в основу I и III главы исследования. К сожалению, фотографии бывших храмов с. Тугулук за 1836- 1960-годы не сохранилось ни в ГАСК, ни в архиве Ставропольского государственного музея – заповедника Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве. Храм описывается в работе по воспоминаниям односельчан, прихожан церкви и клировым ведомостям.

Изучив брошюру А.А. Аникеева «Моя малая Родина», узнали подробнее об истории храма Святого апостола Иоанна Богослова. Данные сведения легли в основную часть работы.

Из бесед с жителями села, старожилами: Дураковой Анной Константиновной, Чернышовым Виктором Михайловичем, Селюковой Раисой Михайловной, Авдеевой Ниной Ивановной, Коломейцевой Екатериной Никитичной, Ворсиной Александрой Ивановной, Малыхиной Ниной Михайловной мы узнали о трудных временах в селе Тугулук, а особенно для церкви в 1934 – 1990 годы. Эта информация подтверждается в основной части исследования.

Работа с епархиальной газетой «Благовест», изданием церковью Святого апостола Иоанна Богослова с. Тугулук, беседа с бывшим настоятелем храма благочинным храмов Михайловского округа Ставропольской и Невинномысской епархии протоиреем Игорем Подоситниковым дали представление о Тугулукской приходской общине и о строительстве храма Святого апостола Иоанна Богослова в 1995- 1997 годы, о Таинствах, совершаемых в новом храме.

2. Место и материал исследования

Исследование проводилось с 2017 по 2018 гг. на территории Грачевского района Ставропольского края в селе Тугулук.

Объектом нашего исследования является храм Святого апостола Иоанна Богослова села Тугулук и его историческая ценность.

Предметом исследования история храма Святого апостола Иоанна Богослова села Тугулук.

Методика исследования

За основу исследования был взят храм Святого апостола Иоанна Богослова села Тугулук. В работе использованы следующие методы исследования:

теоретический (изучить литературу по данной проблеме, архивные материалы);

практический (посетить жителей села Тугулук: Дуракову Анну Константиновну, Чернышова Виктора Михайловича, Авдееву Нину Ивановну, Селюкову Раису Михайловну, Малыхину Нину Михайловну);

аналитический (провести анализ собранного материала, написать исследовательскую работу);

сравнительный.

Практическая значимость работы

Изученный материал может быть использован в качестве методической помощи при проведении уроков истории и часов общения по региональному компоненту в школе, классными руководителями при проведении внеклассных мероприятий по истории родного села, а также жителями села с целью ознакомления с историей храма Святого апостола Иоанна Богослова.

3. Результаты исследования

3.1 История Иоанно - Богословской церкви села Тугулук (1836-1937 годы)

В результате беседы с жителями села Тугулук Дураковой Анной Константиновной, Чернышовым Виктором Михайловичем, Комаровой Раисой Васильевной, Погожевой Марией Андреевной узнали, что в 1836 г. в селе Тугулук  поставили первую церковь в честь Святого апостола Иоанна Богослова. (Приложение 2). Из брошюры доктора исторических наук, уроженца села Тугулук А.А. Аникеева «Моя малая родина» (История села Тугулук) выяснили, что действительно церковь была построена в 1836 году, и её строительство обошлось жителям в 20 тысяч рублей, и имела 64 десятины земли. При ней находилась церковно-приходская школа с 50 учениками. Наряду с начальной устной и письменной грамотой в школе обязательно изучался закон Божий. Церковь располагалась в центре села на месте нынешней школы, которая была построена в 1964 году ( Приложение 3 )

Работая с материалами государственного архива Ставропольского края, стало известно: «Иоанно - Богословская церковь была построена тщанием прихожан в 1836 году и освящена в 1837 году. Здание каменное. Колокола укреплены на каменных столбах. В 1898 году построена новая церковь, освящённая 25 сентября 1900 года. Здание каменное с такой же колокольней. В 1907 году проведён ремонт церкви». 1 Данная информация помогла нам узнать, что в период с 1836 по 1900 годы в селе было возведено два храма. Клировые ведомости о церкви Иоанно-Богословской, Кавказской Епархии, Ставропольского уезда, села Тугулука за 1880, 1900 год свидетельствуют об этом. «Церковь построена в 1836 году тщанием прихожан. Зданием каменная, холодная, покрыта железом, крепка. Колокольни при церкви нет, а колокола утверждены на каменных столбах. Ограда вокруг церкви каменная, с каменными столбами. Престол в неё один во имя Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Утварью достаточна. По расписанию приходов высочайше утверждённому в 17 день января 1876 года в приходе Тугулукском причта положено: 1 настоятель, 1 помощник его и 2 псаломщика. При настоящей церкви находится настоятель и 1 исправляющий должность псаломщика, а помощник его и другим исправляющим должность псаломщика при Покровском молитвенном доме отселка Дубово-Казинки. В пользу причта Тугулукского общества из земли своей выделено и землемером нарезано 66 десятин. Земля эта от села в 9 верстах, для хлебопашества удобна, плена на ней нет. Дома у причта собственные, деревянные, от общества для причта устроенных домов нет. На содержание причта в сем году отпущено из казначейства жалования 225 р., из них настоятелю 135 р., причетникам, служащим при настоятеле 45 р., при помощнике настоятеля столько же 45р. Затем причт пользуется от прихожан доброхотным подаянием за исправление церковно-приходских треб, и содержанием их здесь непосредственно. Кошельковой и остаточной свечной суммы состоит на лицо к 1881 году «247 р. 49 к.» в билетах Ставропольского и общественного банка - 2500 р. Капиталов положенных в пользу церкви нет. Особенных зданий, принадлежащих этой церкви нет, кроме двух небольших деревянных домиков: одного - в церковной ограде, для помещения церковных сторожей, другого - пожертвованного государственным крестьянином Иоанном Теслевым для помещения просфорной или кого-либо из причта. Расстоянием сия церковь от Консистории в 40, а от местного благочиния в 50 верстах. Ближайшая к сей церкви есть: а) села Кугульты-Казанская - в 10 вёрстах и в) села Дубовки-Дмитриевская - в 12 верстах. Домовой в сем приходе церкви не имеется. К сему приходу причислен Покровский молитвенный дом села Дубово-Казинки. Опись церковному имуществу есть главная и дополнительная, составленная в 1854 г., изданная Святейшим Синодом. В сем приходе с 1873 г. имеется народная школа о 5 комнатах, с коридором и кладовой, деревянная, покрыта камышом. В ней по назначению Дирекции народных школ, состоит учительницей вышедшая из 5 класса Ставропольской женской гимназии Екатерина Ростовцева, а учителем закона местный священник - Василий Флегинский»2.

В 1898 году в нашем селе была построена вторая церковь. Подтверждение данной информации нашли в клировой ведомости о церкви Иоанно-Богословской села Тугулука Ставропольской Епархии 5-го Благочиннического округа за 1900 год. (Приложение 4) «Построена в 1898 году тщанием прихожан и местным благочинным о. Павлом Беловидовым, при участии окольных священников по резолюции преосвященнейшего Агафодора, епископа Ставропольского и Екатеринодарского 25 сентября сего 1900 года освящена. Зданием каменная, холодная, покрытая железом, с таковою же каменною колокольнею в сем же 1900 году. Ограды вокруг церкви пока нет. Престол в ней один во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Утварью достаточна. По штату сначала положенному при церкви было: священник и псаломщик, а в 1894 году по прошению Тугулукского общества открыта и вакансия диакона учителя. В 1862 году для штатного причта Тугулукским обществом из земли своей выделено и землемером нарезано 66 десятин земли. Земля эта от села в 10 верстах, для хлебопашества удобна, только безводна, плена на эту землю нет. У священника дом собственный, квартирного пособия никогда и ни от кого не получал. Определенный к сей церкви на диакона учительское место, и псаломщик живут на общественных квартирах; особо же устроенных от прихожан. Для причта домов нет. На содержание причта выдается от казначейства годового жалования 180 рублей, из которых священник получает 135 р., а псаломщик 45 рублей, определенный же на диакона учительское место жалования ни откуда не получает, затем причт пользуется добро охотным подаянием от прихожан за исправление христианских треб; содержание его здесь посредственное. Кошельковой и остаточной суммы к 1901 году состоит налицо 5097-58, Ставропольской Сберегательной кассы 6039-18. При церкви есть два небольших здания: одно состоящее из одной небольшой деревянной комнаты с окрашенными окнами, крытая жестью. Одно помещение церковных сторожей, другое саманное, крытое камышом, одно помещение церковно-приходской школы, первое здание находится в церковной ограде, а второе вблизи оной. Расстоянием сия церковь от Духовной консистории в 40, а от местного благочинного в 12 верстах. Ближайшая к сей церкви суть: а) села Кугульты - двух штатная Казанская в 12 верстах и б) села Дубово-Казинки - одно штатная Покровская в 4 верстах. Домовой и приписной к ней церкви нет. Опись церковному имуществу есть главная и дополнительная, составленная в 1854 году, изданная Святейшим Синодом по форме и хранится в ведомости. Приходно-расходная книга о суммах свечной и кошельковой лавки ведутся исправно и хранятся в целости. Копии с метрических книг с 1824 г. и по настоящий год, переплетенные, хранятся в целости, кроме 1833 и 1838 годов, за которые неизвестно, кем и когда утеряны. Копии с исповеди их росписей с 1824 г. и по настоящий год хранятся в целости, кроме 1832 г., за который неизвестно, кем и когда утеряны. В обычной книге, выданной при Ставропольской духовной консистории от 23 августа 1897 г. за № 2336 писаных листов 84, а не писанных 16. В селе две школы: министерская одноклассная и церковно-приходская одноклассная, преобразованная из школы грамоты в одноклассную 22 сентября 1898 года. Министерская школа - каменное весьма приличное здание, устроенное обществом с. Тугулука, и содержится на средства того же общества, которым еще выдается на учебные принадлежности 100 рублей, ртаты прислуги, отопления и освящения здания. Церковно-приходская школа помещается в небольшом церковном здании из красного кирпича, накрыта камышом, от общества пользуется прислугою и отоплением, все же остальные, как хозяйственные нужды, так ровно и учебные пособия приобретаются на средства церковные и учебными пособиями школьники пользуются бесплатно»3.

Из клировой ведомости за 1911 год узнали ценную информацию. «В 1908 году здание церкви снизу доверху оцементована. Колокола помещены на колокольне: один- 99 пудов и 1 фунт, второй- 31 пуд, 31 фунт, третий- 7 пудов, четвёртый – в 1 пуд 30 фунтов и пятый - 33 ¾ фунта. Ограда вокруг церкви каменная. В стенах ограды выстроен каменный дом, крытый железом в трёх комнатах: одна - для читальни, другая - для совершения Таинства крещения и третья - для помещения церковных сторожей. Здесь же в стенах ограды построен на всю доску каменный сарай, крытый железом для помещения материала для отопления этого здания: соломы. Церковно- приходская школа была построена в 1910 году частью на церковные средства и выдана 1000 рублей из Ставропольской епархии училищного совета. Школа деревянная, обложенная кирпичом, крытая железом с просторными комнатами для квартиры учителя. Две школы: одна - церковно- приходская одноклассная женская, другая – одноклассная мужская. При церкви стоит старостою церковным крестьянин - Григорий Васильевич Литвинов. Он поставлен на эту должность 13 июля 1910 года. Диакон - Антоний Ерастович Гутовский, 36 лет. В 1904 году был рукоположен во дьякона к Иоанно- Богословской церкви села Тугулук и здесь же состоит учителем церковно - приходской женской одноклассной школы. Исправляет должность псаломщика - Иоанн Арефьев, 51г. В должности просфорни с 1903 года состоит девица - Олимпиада Алексеевна Воскресенская»4.

В клировой ведомости за 1914 год нашли следующую информацию: «В 1907 году был проведён ремонт наружной стороны; вся церковь с колокольней была оцементирована. В 1909 году на церковной усадебной земле построены дома священнику и псаломщику на церковные средства и составляют собственность церкви. Здесь же имеется церковная сторожка, церковно- приходская школа и старый церковный дом, в котором живёт просфорня. При церкви состоит старостою церковный крестьянин- Аверьян Степанович Черкашин, который вступил в должность 2 сентября 1914 года. Преосвященный в последний раз посетил приход в 1887 году. Диакон - Вячеслав Константинович Виноградов, 31 год. Согласно прошения Высокопреосвященного Агафодора определён на штатное диаконское место к Иоанно - Богословской церкви села Тугулук Ставропольской губернии 13 октября 1914 года. Рукоположен в сан диакона Преосвященным Михаилом 14 ноября 1914 года. Священник - Борис Никитич Мокин, 36 лет. Обучался в Ставропольской Духовной семинарии, откуда уволен по прошению из 3 класса в 1895 году. Определением Ставропольского епархиального училищного совета назначен учителем в церковно- приходскую школу грамоты посёлка Темнолессского Кубанской области в 1897 году. Рукоположен в сан диакона Преосвященнейшим Агафодором 22 октября 1904года, а в сан священника 25 октября 1909 года. Состоит заведующим и законоучителем в местной церковно- приходской школе села Тугулука от 11 февраля 1914 года. (12 марта 1915 года награждён набедренником»5.

Клировые ведомости за 1914, 1915 год по содержанию однотипны.

Из беседы с односельчанами узнали, что очень долгое время в нашей церкви служил священник Василий, который скоропостижно скончался при освящении воды на одном из колодцев села Тугулук. Эти сведения вызвали сомнения, потому что люди могли и ошибаться, ведь прошло много лет, да и рассказаны были родителями. Но при работе с клировой ведомостью Иоанно - Богословской церкви села Тугулук за 1914 год нашли подтверждение данной информации. «Протоирей Василий Георгиевич Флегинский, состоявший в должности настоятеля сего прихода с 1864 года по 6 января 1914 года, в каковый день скончался скоропостижно при освящении воды на колодце. Умер на 76-м году от рождения. Священник Борис Мокин»6. Там же нашли биографию протоирея, который прослужил в нашей церкви, как оказалось 40 лет. Найденная информация помогла восстановить годы службы священника Василия Флегинского. «Священник Василий Георгиевич Флегинский из духовного звания, сын дьячка, служившего в Петропавловской церкви Ставропольской губернии Новогригорьевского уезда села Новогригорьевки (Федоровка), где и родился. По окончании курса наук в Кавказской Духовной Семинарии в 1860 году причислен ко второму разряду воспитанников оной и уволен в Епархиальное ведомство.1861 года апреля 29 дня Преосвященным Игнатием, Епископом Кавказским и Черноморским рукоположен в диакона, а 30 числа сего месяца апреля в священника на вакантное место к Покровскому Молитвенному дому отселка Дубово-Казинки Ставропольского уезда. 1864 года августа 20 дня по прошению его перемещен к Иоанно-Богословской церкви с. Тугулука. 24 ноября 1880 года за ревностное проповедование Слова Божия и добрую жизнь, как было объявлено ему указом Кавказской Духовной Консистории Преосвященнейшим Феофилактом, награжден набедренником. С 1874 по 1883 год по назначению Епархиального начальства состоит катехизатором и, относительно составленных им катехизических поучений. Указом Кавказской Духовной Консистории объявлен ему одобрительный о них отзыв Преосвященнейшего Исаакия Епископа Моздокского. С поступлением в село Тугулук, в 1864 году, в сем же году открыл церковно-приходскую школу в церковной сторожке, в которой и занимался с детьми до 1872 года, будучи и законоучителем и учителем сей школы. С 1872 года с отчислением этой школы в ведомство Дирекции, с утверждения Преосвященнейшего Германа, Епископа Кавказского и Екатеринодарского состоит законоучителем до сего времени. С преобразованием её в 1873 году в одно классную состоит в ведомости законоучителем. С 1894 года в церковно-приходской. В 1 день апреля 1879 года при Преосвященнейшем Германе, за отличную и усердную службу, как объявлено в № 10 Кавказских Епархиальных Ведомостях за сей год, Всемилостивейшим награжден фиолетовою скуфьёй. Согласно Высочайшему постановлению 13 марта 1879 года, от главного управления общества на лечения о раненых и больных воинах, выдан ему знак Красного Креста, с выдачею и на оной и свидетельства от 7 сентября 1882 года за № 28523. По определению Святейшего Синода от 10-17 марта 1887 года за № 431, удостоить награждения за службу по духовному ведомству, преподаю ему благословение Святейшего Синода. 29 апреля 1891 года за № 976, за службу по духовному ведомству награжден камилавкой; за болезнью благочинного Благочиннеческого округа Ставропольской Губернии священника о. Павла Беловидова по резолюции Преосвященнейшего Евгения, последовавшей на доклад Ставропольской Духовной Консистории от 28 ноября 1892 года за № 8610 исправлять должность благочинного до его выздоровления. Установленную для ношения на груди в память царствования императора Александра третьего иметь. В 1899 году согласно определению Святейшего Синода от 3-9 апреля 1898 года №1931 за заслуги по духовному ведомству ко дню рождения Его Императорского Величества – 9 мая удостоен награждения наперстным крестом. 6 мая 1906 года Всемилостивейшим награждён орденом Святой Анны 3-й степени. Резолюцией Преосвященнейшего Агофодора от 5 марта 1905 года № 6649 был назначен на должность благочинного 5 округа Ставропольской губернии, в которой и состоял до 10 мая 1911года до увольнения его по прошению. Состоит действительным членом Андреевско-Владимирского Братства. «Совет Ставропольского Андреевско- Владимирского Братства объявляет свою благодарность священнику Иоанно-Богословской церкви села Тугулука, Ставропольской губернии и уезда отцу Василию Флегинскому за его труды в деле сбора пожертвований на пользу Братства по пригласительным листам за № 7288 и 175, из коих по первому им собрано 20 рублей, а по второму 27 рублей 50 копеек. Вместе с тем Братство выражает благодарность и всем лицам, отозвавшимся своими пожертвованиями на приглашение о. Флегинского». В 1910 году 24 июля Высокопреосвященнейшим Агофадором был возведён в сан протоирея, выдана грамота за № 4547. В семействе у него: жена Александра Федорова, 59 лет (18 марта 1841 года), дети их: Анатолий, вышедший из 4 класса Ставропольского Духовного училища, живет при родителях, 20 лет. Раиса, живет при родителях, 16 лет. Анастасия, за смертью своего мужа священника села Орловки, Ставропольской губернии, Новгородского уезда, живет в доме своих родителей, 36 лет (20 февраля 1864 г), при ней дети: Юлия и Вера – обучаются в Ставропольском Епархиальном училище на казенном содержании. София, Александра, Димитрий – живут в Тугулуке при матери. Лидия – в замужестве за священником станицы Терновской Кубанской области Александром Надеененым. Ольга за смертью своего мужа священника Ставропольской губернии, живет в доме своего отца, при ней есть сын Борис, 5 лет. Диакон Павел Вердеревский, 40 лет (10 января 1861 г.) из духовного звания, сын священника, служившего при Рождество-Богородичной церкви Кубанской области села Ивановки, родился в Ставропольской губернии Медвеженского уезда в бытность отца его дьяконом. В 1878 г. окончил курс наук в Ставропольском двухклассном училище. В 1879 году в Ставропольской гимназии выдержал экзамен на звание учителя начальных школ, и поступил в ведомство Ставропольской Дирекции, где и состоял учителем до 1891 года. В сем году, согласно прошению его принят в Епархиальное Ведомство, с назначением его учителем в Князе-Михайловский миссионерский стан, затем был учителем церковно-приходских школ разных мест. 30 сентября 1897 года резолюцией Преосвященнейшего Агафодора, согласно прошению его, определен на диаконо - учительское место к сей Иоанно-Богословской церкви села Тугулука. Ставропольская Духовная Консистория от 6 октября 1897 г. (резолюция за № 14737) дала о нем следующую справку: бывший учитель села Птичьего Вердеревский, насколько известно к делу учительства относился всегда усердно и был аккуратен и исполнителен, человек трезвой жизни и доброго поведения. В 1897 году участвовал во Всеобщей народной переписи, за каковой труд был награжден медалью, с выдачею ему на право ношения медали и свидетельства № 041347. В семействе у него: жена Мария (Ипатова), 33 года (17 марта 1867), дети их - Александра -15 лет, Антонина - 7 лет, Екатерина - 2 года. Живут они при родителях своих».8 «Исправляющий должность псаломщика Пантелеимон Яковлевич Поддубный - сын крестьянина села Дербетовского Ставропольской губернии, обучался в Ставропольской Духовной Семинарии, оттуда вышел из 2-го класса. По выдержании установленного экзамена на должность псаломщика, резолюцией Преосвященнейшего Агафадора Епископа Ставропольского и Екатеринодарского от 23 октября 1895 года определен исправляющим должность псаломщика в Покровской церкви ст. (Х---инской) Кубанской области. А в 1899 году 16 ноября по прошению его, переведен к сей Иоанно-Богословской церкви села Тугулука. Указ за № 19657, холост»9

«Церковный староста – крестьянин села Тугулука – Власий Фотиевич Звягинцев, 47 лет. Определением Епархиального начальства от 14 мая 1900 года утвержден в должности церковного старосты к сей Иоанно-Богословской церкви села Тугулука на первое трехлетие. Просфорня - Мария Николаева Воскресенская, 67 лет, вдова псаломщика, служившего при Стретенской церкви Тульской губернии Богородского уезда села Любитского. Определением Ставропольского Епархиального Попечительства, утвержденным резолюцией Преосвященнейшего Агафадора от 30 сентября 1897 года за № 1635 назначена просфорницей к сей церкви с. Тугулука. От попечительства выдано ей удостоверение от 4 сентября 1897 года за № 1929 на прохождение сей деятельности. В сем году выдано ей 25 рублей от церкви, как пособие на муку, пользуется пособием от общества: топливом и сбором зернового хлеба на просфоры».10

Итак, первая церковь в селе Тугулук была построена 1836 году в честь Иоанна Богослова – одного из любимых учеников Иисуса Христа. В 1898 году тщанием прихожан построена вторая Иоанно - Богословская церковь. 25 – го сентября 1900 года благочинным о. Павлом Беловидовым при участии священнослужителей из окрестных сёл была освящена. Здание церкви простояло до 1934 года, в результате разрушено.

3.2 История престольного праздника села Тугулук. Житие Святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова – небесного покровителя нашего храма и села Тугулук

Из бесед с односельчанами узнали, что 9 октября является престольным праздником нашего храма – Днём памяти Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в честь которого он назван и одновременно днём села Тугулук. (Приложение 5) Работая с изданием газеты «Благовест» от февраля 1997 года, прочитали статью о небесном покровителе: «Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, сын Зеведея и Саломии, вместе со своим старшим братом Иаковом был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Его учеников на Геннисаретском озере. Оставив отца своего Заведея в лодке, оба брата немедленно последовали за Господом. Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту . После своего призвания он не расставался с Господом и был одним из трёх учеников, наиболее приближённых к Божественному Учителю. Святой апостол Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Его Преображения на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и, по просьбе апостола Петра, припав к груди Спасителя, спросил у Него имя предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных иудейских первосвященников, находился во дворе архиерейском при допросе Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращённые к Ней с высоты Креста слова распятого Господа: «Жено, её сын Твой» и к нему самому: «Се мати твоя». С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей. После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Корабль, на котором он отправился в путь, потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, и только апостол Иоанн Богослов остался в морской пучине. Прохор горько оплакивал своего духовного отца и наставника. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна вынесла на берег человека. Подойдя, он узнал апостола Иоанна, которого Господь хранил живым в морской глубине четырнадцать дней. В Ефесе апостол Иоанн неутомимо проповедовал язычникам о Христе, проповедь его сопровождалась многочисленными великими чудесами, и число уверовавших увеличивалось с каждым днём. В это время началось гонение на христиан. Апостола Иоанна отвели на суд в Рим и здесь за исповедование веры господа Христа приговорили к смерти, но Господь чудесно сохранил своего избранника. Апостол выпил чашу со смертельным ядом и остался живым, был брошен в котёл с кипящим маслом и вышел из него невредимым. Тогда апостола Иоанна сослали на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки им совершены многие чудеса. На самом острове проповедь апостола Иоанна привлекла и обратила ко Христу всех жителей острова. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил множество больных. Волхвы оказывали сопротивление проповеди апостола различными бесовскими наваждениями, особенно устрашал всех волхв Кинопс, похвалявшийся довести апостола до гибели, но великий Иоанн - «сын громов» силой благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские. На Патмосе апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору и три дня постился и молился, после чего гора заколебалась, и загремел гром. Прохор в страхе упал на землю, но апостол поднял его и приказал записывать слова, которые он будет произносить. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) Святого апостола Иоанна Богослова, возвещенная ему Духом Божием.

После длительной ссылки апостол Иоанн вернулся в Ефес, где около 95 года написал Евангелие. Он заповедовал всем верным христианам любить Господа и друг друга и этим исполнить Закон Христов. Апостол любви, как именует Святого Иоанна церковь, учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу и угодить ему.

Апостол и евангелист Иоанн скончался в возрасте более ста лет, пережив всех остальных апостолов. Когда настало время отшествия Святого Иоанна ко Господу, он удалился из Ефеса с семью учениками и повелел ископать для себя крестообразную могилу, лёг в неё и приказал засыпать землёй. Ученики с плачем целовали учителя, закрыли его лицо платом и засыпали могилу землёй. Узнав об этом, остальные ученики апостола раскопали могилу, но уже не нашли в ней тела апостола. День памяти Святого апостола и евангелиста Иоанна – 26 сентября. Каждый год из могилы 8 мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и которым исцелялись от болезней, поэтому память апостола празднуется и в этот день.

Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату апостолу Иакову имя Воанергес, что значит «сын грома», указывая этим на пламенный и жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн, названный церковью Богословом за глубину возвещенных им Божественных откровений. Икона - графический знак апостола и евангелиста Иоанна Богослова – орёл, символ высокого парения богословской мысли»11.

Следовательно, Иоанн Богослов являлся одним из любимых учеников Иисуса Христа, и поэтому храм в селе назван именно в его честь. 9 октября является престольным праздником храма Святого апостола Иоанна Богослова и Днём села Тугулук.

3.3 Церковь Иоанна Богослова в годы советской власти (1937 - 1991 г.)

В ходе исследования прочитали сборник Геннадия Михайловича Чернышова - тугулукского поэта «Моя душа легко ранима» (2010 г.) и нашли в нём следующие строки: «Церковь сломали, кресты растоптали, на поругание веру отдали…». ( Приложение 6) Беседуя с автором данных строк, узнали о том, что в нашей стране был безбожный период (1917-1991 год). Он отличался от всех тем, что были закрыты и уничтожены многие православные храмы. «В послевоенное время наблюдалось оживление религиозных настроений в народе. Росло число церковных браков, увеличилось посещение церкви не только женщинами, но и мужчинами в возрасте 20-40 лет»12. Безбожный период в стране закончился 19 августа 1991 г. (Преображением Господнем). После революции демократов появилась возможность восстановления храмов в населённых пунктах.

По данным профессора, доктора исторических наук, уроженца села Тугулука Алексея Алексеевича Аникеева существует следующая информация: « В ходе атеистического урагана, разразившегося над страной, в селе Тугулук была разрушена церковь Иоанна Богослова»13. Согласно клировой ведомости за 1900 год, можно предположить, что это был храм, построенный в 1898 году.«По описанию очевидцев, церковь по своим размерам и красоте не уступала собору в г. Ростове - на – Дону. Звон его колоколов был слышен за 40 км. В церковь ходили не только жители с. Тугулук, но и окрестных сёл: Казинки, Ключёвки, х. Богатого. Активисты сельсовета во главе с председателем Шатровой (прозванной в народе «Букалихой») ранним утром 1934 года ринулись разрушать храм. Жители села рыдали, просили не осквернять храм. Но атеисты под лозунгом: «Долой колокола, давай трактора!» упорно продолжали свою чёрную работу. Когда с колокольни сбросили огромный чугунный колокол, то всё село вздрогнуло. Затем ещё более 10 лет в центре села зияли остатки разрушенного собора»14.

Беседуя с односельчанами: Ворсиной Александрой Ивановной (1937г.) и Малыхиной Ниной Михайловной (1941г) (Приложение №7) узнали, что со слов родителей здание церкви в 1934 году взорвали, потому что она была настолько крепка, что даже техника не могла её разрушить. Виктор Михайлович Чернышов рассказал (1937г.) нам о том, что его мама - Матрёна Константиновна Чернышова (1913 г.) видела, как был разрушен храм: « В 1934 году при большом стечении народа начали ломать здание церкви, колокол сорвали и сбросили вниз. При падении он раскололся. После взорвали»15. В его памяти остались развалины белокаменной церкви, которые были похожи на куски белого мела, рассыпавшиеся в руках. «Будучи семиклассником, - вспоминает односельчанин, - мы сидели за партами, которые были сделаны из церковных икон. Лики святых смотрели на учеников из-под парт. Было очень страшно…»16 Рядом с храмом осталась стоять сторожка, в которой после совершали службу. Из переписки поискового отряда школы села Тугулук с Иваном Павловичем Наумовым, уроженцем с. Тугулук, ставропольским писателем, мы узнали по поводу разрушенной церкви: «В годы моего ученичества в метрах в тридцати от здания школы находилось сельское кладбище, а на большой площади, в промежутке между двумя зданиями разместилась церковь. В 30-е годы сломали. Когда революционный пыл разрушительства угас, то сохранившееся здание сторожки превратили в церковь: надстроили купол с крестом и колокольней, круглый потолок был отделан мозаикой и красивыми фресками …» Данную информацию в беседе подтвердила Екатерина Никитична Коломейцева (1922 г.) (Приложение 8) и рассказала нам: « Церковь по размерам была большая, белым цветом. Находилась она рядом с базарной площадью. Огорожена железной оградой. Во время войны (1943-1944 годы) мы с мужем венчались этой церкви и с нами ещё две пары». Нина Михайловна Малыхина, односельчанка (1941 г.) рассказала: « Помню сторожку, размером чуть меньше сегодняшней церкви, в ней большие окна. Притвора в ней не было, только средняя часть храма и алтарь. Но была трапезная и два клироса, на которых находился церковный хор. Стены церкви были выбелены в белый цвет. Двери выкрашены в коричневый цвет. Колонн как в нынешнем храме в средней части не было. В эти годы служил отец Ульяний». Данную информацию подтвердила Марушко Нина Николаевна (1946 г.)

Из беседы с Аникеевой Валентиной Михайловной (1941 г.) (Приложение 9): «Первой церкви не помню, но знаю, что моя мама - Кузнецова Анастасия Егоровна (1913г.) была в ней певчей и посещала все службы. Дедушка - ктитором. (Ктитор – человек, продающий свечки в лавке). Хорошо мне запомнилось разрушение храма. Это был ноябрь 1960 года. По разговорам все односельчане слышали, что будут ломать церковь – сторожку под строительство новой школы, поэтому охраняли здание и днём и ночью. С утра приехало начальство из района, как говорят односельчане «партийные», и собрало сход села. Пока люди сидели на собрании, представители власти взломали двери церкви и стали её разрушать».

При встрече с Присяжной Валентиной Александровной (1948 г.) выяснили, что школа находилась неподалёку от сторожки. Во время урока она увидела в окне , как приехали какие-то люди из района, при помощи лестниц залезли на крышу, начали ломать. Затем подъехали бульдозеры сносили всё, что встречалось у них на пути. Это было что-то страшное в нашем селе. Уцелевшие иконы начали разносить по домам.

По рассказам жителей села иконы из храма нашли пристанище в домах жителей села после разрушения. «Икона Божьей Матери после разрушения храма хранилась у моей мамы», - вспоминает Авдеева Нина Ивановна. А у односельчанки Александры Борцовой – икона Спасителя. Когда она умерла, то её отдали моему сыну. В 1997 году, когда построили новый храм, иконы, вернули обратно. Чернышов Виктор Михайлович, Малыхина Нина Михайловна, Ворсина Александра Ивановна подтвердили данную информацию.

В беседе Селюкова Мария Николаевна (1942г.) рассказала: «В ноябре месяце 1960 года нас с мужем повенчали в данной церкви, а через две недели её сломали под строительство новой школы. Во время строительства были найдены захоронения священнослужителей, служивших в этом храме».

В ходе беседы с Дураковой Анной Константиновной (1930 г.) (Приложение 10) узнали, что после разрушения храма в селе, верующие были вынуждены посещать храмы в с. Кугульта. Спустя годы были организованы жителями молитвенные дома, в которых собирались верующие села. Службы проводил отец Ульяний. Первый дом располагался по улице Ленина, в центре села, в нём проживала бабушка по прозвищу «Чаёк». Фамилии и имени старушки жители уже не помнят. (Приложение 11). Второй – по улице Гулевского, рядом с кладбищем. (Приложение 12) Сейчас в нём проживает семья Саркисян. Церковный хор тоже не распался. Виктор Михайлович Чернышов видел, как по вечерам в одном из домов по улице Ленина хор собирался, чтобы попеть церковные песнопения. Спустя много лет, прихожане обратились к председателю колхоза И. А. Мастепаненко с прошением о выделении здания под молитвенный дом. Просьба односельчан была выполнена. Он был обустроен на месте старой школы. Этот дом был разделён на две части: в одной - квартира священнику, а в другой - все для богослужения было оборудовно. Но в храм 5Х7 метров умещалось до 100 человек. Сейчас в этом доме проживает моя семья. (Приложение 13). С 1992 по май 1997 года в нём крестили детей и совершали службы.

И только в 1992 году сходом жителей села Тугулук, по благословению митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона, была создана Тугулукская приходская община. Этим же сходом было решено в селе построить храм Святого апостола Иоанна Богослова. В 1995 году началось строительство нового каменного храма. Организатором строительства стал местный священник Игорь Подоситнико ( Приложение 14), в то время служивший в нашем селе.

Итак, в результате безбожного периода в стране в селе Тугулук в 1934 году была разрушена Иоанно - Богословская церковь, расположенная в центре села на месте нынешней школы. Сторожка, находящаяся рядом, была перестроена в церковь. В ноябре 1960 года снова разрушена районной властью. В 1964 году на месте храма была построена новая школа. С 1961 по 1980- годы односельчане посещают храмы с в с. Кугульта, также молитвенные дома, расположенные по улице Ленина и Гулевского. В 90 –е годы официально образован молитвенный дом, создана церковная община.

3.4 Возрождение храма в селе Тугулук ( 1997 – 2017 гг. )

В 1993 году еще семинаристом прибыл в село отец Игорь Подоситников. Из беседы с протоиреем Игорем Подоситниковым узнали, что он в октябре 1993 года получил назначение в Тугулук. В 1995 - 1997 годы по инициативе священника Игоря Подоситникова и благословения митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона было начато строительство храма Святого апостола Иоанна Богослова в селе Тугулук на месте школьных огородов, которые располагались по улице Гулевского рядом с сельским кладбищем (Приложение 15,16) Храм был построен по эскизу местного прораба строительного отдела Николая Ивановича Кизилова, который выслушав все предложения, создал проект. Камень для строительства взяли с недействующей фермы. Оказалось, что камень – то был со старой разрушенной церкви. Скорее хотелось построить храм, потому что понимали, что это новая страница в жизни села. Выяснилось из беседы, что священник Игорь Подоситников прослужил в нашем селе 7 лет. Каждый житель села стал участником строительства храма, который сейчас является украшением села. Много добрых слов в ходе бесед с односельчанами услышали в адрес строителей, жертвователей и благотворителей: священника Игоря Подоситникова, Ивана Павловича Мастепаненко, Виктора Федоровича Гладского, М.Л. Шаталовой, Николая Ивановича Кизилова, М.И. Наумова. Построен он был на средства, собранные жителями всего села. Анна Константиновна Дуракова и Сорокина Нина Ивановна в 1994- 1995-е годы собирали по селу пожертвования на строительство нового храма. Возведение шло не один год. И 21 мая 1997 года в день памяти святого апостола Иоанна Богослова состоялось торжественное освящение нового храма. ( Приложение №17 ). Из газеты «Благовест» за июнь, №6 мы прочитали: «Разделить торжество с тугулучанами приехали представители духовенства нашего края и высокие гости – В. Г. Зеренков, бывший глава Грачевского муниципального района (ныне ректор Ставропольского аграрного университета) В.И. Трухачёв. По благословению Высокопреосвященнейшего Гедеона, митрополита Ставропольского и Бакинского, чин освящения совершил митрофорный протоирей Иоанн Шестаков - ключарь Андреевского Кафедрального Собора, преподаватель Духовной Семинарии. После освящения храма была отслужена первая Божественная Литургия». ( Приложение №18) Храмы имеют разнообразные формы. Наш храм построен в виде корабля, потому, что церковь, подобно кораблю, приводит христиан в пристанище, в Царство Небесное. ( Приложение №19) Стены храма украшают иконы святых. Среди них те, которые уцелели благодаря нашим односельчанам после разрушения храма в 1961 году. Это Иверская икона Божьей Матери, храмовая икона Иоанна Богослова, икона Георгия Победоносца, царские врата, Икона Спасителя. ( Приложение 20, 21, 22, 23, 24 ) В храме имеется святыня – часовенка с частицей мощей преподобного Максима Грека. Эта частица мощей была привезена отцом Игорем Подоситниковым из Москвы.

В ходе исследования из статьи «И будут два в плоть едины» газеты «Благовест» за август, 1997 г. (Приложение № 25) узнали, что 20 июля 1997 года в новом сооружённом храме Святого апостола Иоанна Богослова состоялось первое после великого освящения храма венчание молодожёнов Алексея и Натальи Москвитиных. Таинство венчания совершил священник Игорь Подоситников. В 1998 году храм был расписан, на средства жертвователей приобретены колокола.

Благодаря воспоминаниям наших односельчан и ведомостям ГАСК, удалось вспомнить и восстановить имена священников, служивших в селе Тугулук: 1864 г. по 6 января 1914 года - отец Василий Флегинский, 1914 – 19…. – священник Борис Мокин, 1950- 1978-й - отец Ульяний, который был монахом; отец Павел- 1978-…, отец Игорь Подоситников – 1992 - 2001г., отец Михаил Острожинский - 2001- 2002 г., отец Артемий Маршалкин с 2002 года по сентябрь 2015г., отец Игорь Дудко с 2015 по 2016 гг., с 2016 года и по сей день служит иерей Геннадий Кантлоков.

В ходе беседы с настоятелем храма Святого апостола Иоанна Богослова - отцом Геннадием (Приложение 26), узнали, что совсем недавно по благословению Владыки Кирилла, митрополита Ставропольского и Невинномысского, был установлен крепкий дубовый престол, находящийся посередине Алтаря, в главной части храма (Приложение №27). Отец Геннадий рассказал: «Престол - это четырёхугольный стол, на котором совершается Таинство Святого Причащения. На престоле таинственно, невидимо присутствует Сам Господь, как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители. 23 ноября 2013 г., в субботу, состоялся чин его освящения. Возглавил службу благочинный из г. Ставрополя, архимандрит о. Василий (Лукьянов). Ему также сослужили духовенство: благочинный Грачёвского округа протоиерей о. Сергий Гринёв; благочинный Михайловского округа о. Игорь Подоситников. (Приложение №28) Торжественность службы, которая состояла из водосвятного молебна, освящения престола и Божественной Литургии, украсил своим голосом протодиакон о. Андрей Гурьев из Андреевского Кафедрального собора г. Ставрополя. Каждый человек знает, что к любому праздничному событию необходимо готовиться заранее. Сам чин освящения престола совершается не так часто. Меня, настоятеля храма села Тугулук, Господь сподобил участвовать в таком чине, за свои 12 лет служения в священническом сане, впервые. Во время священнодействия духовенство берут в руки, специально сделанные кованые гвозди и забивают их в престол гладкими камнями. Также для освящения понадобилось облачение на престол, розовая вода и многое другое. В этом Святом и Богоугодном деле приняли участие многие тугулучане: глава администрации Аникеева Н. И., местные предприниматели, социальные работники и все прихожане нашего храма».

Следовательно, в 1995-1997 годы идёт возведение нового храма. Происходит возрождение православной культуры среди односельчан. 21 мая 1997 года состоялось торжественное освящение храма, который является важной составляющей духовной жизни селян. Таким образом, спустя 37 лет над нашим селом вновь стали слышны колокола - символ вечности, славы, символ нетленной истории нашей и её людей. Многие односельчане являются его прихожанами. В настоящее время в храме проходят службы, совершаются Таинства крещения, венчания, а это значит, что православная культура в нашем селе жива и передаётся из поколения в поколение.

4. Заключение

Таким образом, цель исследования была достигнута полностью, гипотеза подтверждена. В результате исследования убедились, что духовное наследие нашего села необходимо сохранить. (Приложение № 28) Храм Святого апостола Иоанна Богослова с. Тугулук построен и является памятником культуры и истории, а также является объектом сохранения информации о прошлом и, безусловно, свидетельствует об истории православия в селе Тугулук. В настоящее время многие селяне нашли веру, защиту, помощь и утешение в нём. Над нашим селом вновь стали слышны колокола - символ вечности, славы, символ нетленной истории нашей и её людей (Слайд 25 ) С каждым годом происходит возрождение православной культуры среди односельчан, и вера в чудодейственную силу никогда не угаснет в душах тугулучан.


 

Список литературы

1. Аникеев А.А. Моя малая Родина (История с. Тугулук). Издание 2-е. исправленное и дополненное. СГПУ, 1994 г.

2. Кругов А.И. Ставропольский край в истории России. Региональный учебник. 10-11 классы.- ООО «ТИД «Русское слово – РС»», 2006г.

3. Михайлова Н.Т. Исторический обзор Терека Ставрополья и Кубани. Военно-статистическое обозрение Российской империи, том XVI часть 1, Ставропольская губерния. Департамент Генерального штаба». - Санкт- Петербург, 1851г. – 295с.

4.Твалчрелидзе А. (инспектор народных училищь). Ставропольская губерния в статистическом, географическом, историческом и сельскохозяйственном отношениях. - Ставрополь, типография М.Н.Корицкого, 1897 г.

5. ГАСК, ф.135, о. 58, д. 459

6. ГАСК, ф. 135, о. 69, д. 997

7. ГАСК, ф. 135, о. 72 , д. 1269

8. ГАСК, ф. 135, о. 73 , д. 857

9. Газета «Благовест», №2, февраль, 1997г.;

10. Газета «Благовест», №5, июль, 1997г.

11. Журнал « Ставропольские Епархиальные Ведомости», №7 , 1 апреля 1900 год (стр.386)

12.Справочник «Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843-1920гг.)» под редакцией Е.И. Долгова, В.В. Белоконь, священника Шишкина, Ставрополь, 2012 г.

13. Воспоминания Чернышова Виктора Михайловича (1937г.)

14. Воспоминания Чернышовой Матрёны Константиновны (1913г.)

15.​ Воспоминания Коломейцевой Екатерины Никитичны (1922 г.)

16. Воспоминания Дураковой Анны Константиновны (1930 г.)

17. Воспоминания Авдеевой Нины Ивановны (1942г.)

18. Воспоминания Селюковой Раисы Михайловны (1949г.)

19. Воспоминания Аникеевой Валентины Михайловны (1941 г.)

20. Воспоминания Марушко Нины Николаевны (1946г.)

21. Воспоминания Малыхиной Нины Михайловны (1941г.)

22. Воспоминания Ворсиной Александры Ивановны (1937 г.)

23. Воспоминания Присяжной Валентины Александровны (1948 г.)

Приложения

Приложение №1 Тугулукская средняя школа в 1965 году. Фото датировано июнь 1965 г. Подлинник хранится в архиве семьи Чернышовых.

Приложение №2 Беседа с жительницей с.Тугулук Погожевой Марией Андреевной. Фото датировано ноябрь 2017 год. Подлинник хранится в архиве семьи Кизиловых.

Приложение №3 Тугулукская школа. Фото датировано октябрь 2017 год. Подлинник хранится в архиве семьи Кизиловых.

Приложение №4 Клировая ведомость о церкви Иоанно - Богословской села Тугулук за 1900 год. Фото датировано январь 2014 г. Подлинник хранится в ГАСК

Приложение №5 Икона Иоанна Богослова. Фото датировано октябрь 2013г.

Подлинник хранится в архиве семьи Кизиловых.

Приложение №6 Сборник стихов Чернышова Г.М. «Моя душа легко ранима» (2010г.). Фото датировано октябрь 2017 г. Подлинник хранится в архиве семьи Маршалкиных

Приложение №7 Беседа с Малыхиной Ниной Михайловной (1941г). Фото датировано август 2016 г. Подлинник хранится в архиве семьи Кизиловых

Приложение №8 Беседа с Коломейцевой Екатериной Никитичной (1922г.) Фото датировано декабрь 2016г. Подлинник хранится в архиве семьи Кизиловых

Приложение №9 Беседа с Аникеевой Валентиной Михайловной (1941 г.) Фото датировано декабрь 2015г. Подлинник хранится в архиве семьи Кизиловых


Приложение №10 Беседа с Дураковой А.К.Фото датировано август 2017г.

Подлинник хранится в архиве семьи Кизиловых

Приложение №11 Бывший молебный дом по улице Ленина. Фото датировано декабрь 2013 год. Подлинник хранится в архиве семьи Кизиловых

Приложение № 12 Бывший молебный дом по улице Гулевского. В настоящее время домовладение семьи Саркисян. Фото датировано ноябрь 2013 год. Подлинник хранится в архиве семьи Саркисян

Приложение №13 Молебный дом с 1992 по май 1997 года (красный кирпичный дом перед церковью). Фото датировано 1998 год. Подлинник хранится в архиве семьи Губаревых

Приложение №14 Священник Игорь Подоситников. Фото датировано 2012 год. Подлинник хранится в архиве семьи Маршалкиных.

Приложение 15 Священник Игорь Подоситников на месте строительства храма Святого апостола Иоанна Богослова села Тугулук. Фото датировано 1995 год. Подлинник хранится в семье Подоситниковых

Приложение 16 Строительство храма Святого апостола Иоанна Богослова села Тугулук. Фото датировано 1996 год. Подлинник хранится в семье Подоситниковых

Приложение 16 Строительство храма Святого апостола Иоанна Богослова села Тугулук. Фото датировано 1996 год. Подлинник хранится в семье Подоситниковых.

Приложение 17 Освящение нового храма. Фото датировано 21 мая 1997 года. Подлинник хранится в архиве семьи Губаревых

Приложение №18 Статья из газеты «Благовест» «Благодеяние Божие», № 6, 1997 год. Подлинник хранится в архиве семьи Маршалкиных

Приложение №19 Храм Святого апостола Иоанна Богослова с. Тугулук. Фото датировано 1998 г. Подлинник хранится в архиве семьи Кизиловых

Приложение №20 Икона Иверской Божьей Матери. Фото датировано июнь 1997 год. Подлинник хранится в архиве семьи Кизиловых

Приложение № 21 Храмовая икона Иоанна Богослова. Фото датировано июнь 1997 год. Подлинник хранится в архиве семьи Кизиловых

Приложение №22 Икона Георгия Победоносца. Фото датировано июнь 1997 г. Подлинник хранится в архиве семьи Кизиловых

Приложение №23 Царские врата. Фото датировано июнь 1997 г. Подлинник хранится в архиве семьи Кизиловых


Приложение №24 Икона Спасителя. Фото датировано июнь 1997 г. Подлинник хранится в архиве семьи Кизиловых

Приложение №25 Статья из газеты «Благовест», август, №8 1997 г. Фото датировано ноябрь 2013 год. Подлинник хранится в архиве семьи Кизиловых

Приложение № 26 Беседа с настоятеле храма Святого апостола Иоанна Богослова села Тугулук Геннадием Кантлоковым. Фото датировано март 2017 год. Подлинник хранится в архиве семьи Кизиловых

Приложение №27 Дубовый престол. Фото датировано ноябрь 2013 г. Подлинник хранится в архиве семьи Маршалкиных

Приложение №28 Освящение престола. Фото датировано ноябрь 2013 г. Подлинник хранится в архиве семьи Маршалкиных

Приложение №29 Храм Святого апостола Иоанна Богослова села Тугулук. Фото датировано январь 2012 год. Подлинник хранится в архиве семьи Губаревых

1 Храмы и монастыри Ставропольской епархии(1843-1920гг.). Справочник. Ставрополь, 2012г. Е.И. Долгова, В.В. Белоконь, священник Шишкин. Составитель - В.В. Белоконь.

2 ГАСК, ф. 135, опись 58, дело 459

3 ГАСК, ф. 135, о.58, д. 459

4 ГАСК, ф. 135, о.69, д. 997

5 ГАСК, ф. 135, о.72, д. 1269

6 ГАСК, ф. 135, о.72, д. 1269

7 Журнал « Ставропольские Епархиальные Ведомости», № 7 , 1 апреля 1900 год (стр.386)

8 ГАСК, ф.135, опись 58, дело 459.

9 ГАСК, ф.135, опись 58, дело 459

10 ГАСК., ф.135, опись 58, дело 459

116 Газета «Благовест», август, 1997 г.

12 Кругов А.И. Ставропольский край в истории России (конец XVIII- XXI в.): Региональный учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- ООО»ТИД «Русское слово-РС», 2006.- 336с.

13 Аникеев А.А. Моя малая Родина (История с. Тугулук). Издание 2-е. исправленное и дополненное. СГПУ, 1994 г.

14 Аникеев А.А. Моя малая Родина (История с. Тугулук). Издание 2-е. исправленное и дополненное. СГПУ, 1994 г.

15 Воспоминания Чернышовой Матрёны Константиновны (1913г.)

16 Воспоминания Чернышова Виктора Михайловича (1937г.)

Просмотров работы: 301