Введение
Народ своего любимого поэта называет “народным поэтом” . Одним из знаменитым поэтом нашей страны является народный поэт Башкортостана Рашит Нигмати. В течение многих лет его прозведения широко распростронялись среди читателей. Каждый человек любит свою Родину, каждый должен быть патриотом. Нужно воспитывать в детях патриотические чувства. Здесь нам на помощь приходит литература. Большему нас научит именно книга. Тема беспредельной любви к родине, тема героической самоотверженной защиты ее всегда являлась самой почетной и любимой темой подлинно народных поэтов и писателей всех времен.
Имя Р.Нигмати очень дорог для Туймазинцев. Изучение истории родного края всегда было актуальным . Тема патриотизма в произведениях Рашита Нигмати и его влияние на воспитание молодого поколения привело меня к исследованию темы «Тема патриотизма в творчестве Рашита Нигмати»
Актуальность темы: Патриотизм является неотъемлемой частью души каждого гражданина. Любой человек должен любить свою страну, и быть готовым постоять за себя и за свою родину. Воспитывать качества патриота в человеке должны с рождения. Будь то любовь к своему селу, краю, березке или озеру.
Ничто так не формирует представление об истории, о Родине, о любви к отчизне как произведения писателей. Поэтому сейчас как никогда важно читать произведения художественной литературы. По этой причине я выбрала для своей исследовательской работы данную тему.
Цель нашей исследовательской работы – выявить развитие в творчестве Р.Нигмати идеи патриотизма
Задачи:
анализ художественных произведений;
осмысление патриотизма как духовной ценности и его важности.
Основной метод исследования- анализ художественных произведений, сравнение.
Гипотеза исследования – произведения Р.Нигмати при внимательном чтении и пристальном изучении воспитывают чувство патриотизма у современных читателей.
Объекты исследования: Творчество Рашита Нигмати
Предмет исследования:тема патриотизма в произведениях Р.Нигмати и его влияние на молодое поколение.
Методы исследования: составить план работы, сбор материала из разных источников, опрос, интернет, наблюдение.
Теоретическая значимость: привести в порядок собранный материал.
Практическая значимость: изученный материал можно использовать на уроках литературы
Глава1. Жизнь и творчество Рашита Нигмати
I. 1. Путь поэта Рашита Нигмати в поэзию.
Рашит Нигмати родился 27 января (9 февраля по новому стилю) 1909 года в деревне Денгизбаево Николаевского уезда Самарской губернии, ныне Большечерниговского района Самарской области. В 1916-1918 годах учился в медресе родной деревни. В десять лет он лишился матери, через два года умирает отец. В 1921 году Рашит вместе с другими голодающими детьми был вывезен в самарский детский дом, затем их отправили в город Белая Церковь, что на Украине. В 1924 году он вернулся в Уфу и поступил в школу-интернат для детей-сирот имени В.И.Ленина, в 1930 году окончил рабфак.
В 1931 году Рашит Нигмати начал работать в Туймазинской районной газете «Ленин юлы» («Ленинский путь»). Отслужил в рядах Красной Армии на Дальнем Востоке, затем продолжил работу в газете. С 1937 года трудился литературным консультантом Союза писателей республики.
С началом войны Рашит Нигмати был мобилизован и направлен инструктором саперного дела в воинскую часть, находящуюся в Алкино, что неподалеку от Уфы. В 1943 году после поездки в Башкирскую кавалерийскую дивизию с группой деятелей культуры он заболел воспалением легких. Лечился в одном из госпиталей Уфы, долго находился при смерти, и был комиссован. Работал ответственным секретарем правления Союза писателей Башкирской АССР, редактором книжного издательства. С 1946 года являлся ответственным секретарем журнала «Октябрь» (ныне «Агидель»).
Рашит Нигмати начал печататься с 1926 года. Его первый стихотворный сборник под названием «Кереш» («Вступление»), славящий новую жизнь и изображающий образы молодого поколения, вышел в свет в 1933 году.
Он получил известность и как драматург, автор ряда пьес на актуальные темы. Его пьесы «Врач Гимранов», «На берегу Агидели», «Его звезда» и другие с успехом ставились в театрах республики. Поэт много работал и для детей, посвятив подрастающему поколению ряд поэм и стихотворных сборников. Рашит Нигмати известен своими талантливыми переводами на башкирский язык памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», произведений Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Владимира Маяковского, Степана Злобина и других писателей.
За большой вклад в развитие национальной литературы и культуры Рашит Нигмати был награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» (дважды). В 1959 году он стал вторым после Мажита Гафури литератором, кому было присвоено звание народного поэта Башкирской АССР.
Рашит Нигмати тяжело заболел и скончался 13 октября 1959 года. Он похоронен в уфимском парке имени Салавата Юлаева. На его могиле установлен гранитный памятник. На доме №2 по улице Ленина, где долгие годы проживал Рашит Нигмати, установлена мемориальная доска. Одна из новых улиц в Демском районе Уфы с 2009 года носит имя выдающегося поэта. Улицы его имени существуют также в Баймаке, Октябрьском, Акъяре и других населенных пунктах Башкортостана. В средней школе села Иргизское Большечерниговского района Самарской области действует этнографический музей имени Рашита Нигмати.
I. 2. Творческая деятельность.
Рашит Нигмати – человек нелегкой судьбы, жизненная творческая деятельность которого пришлась на бурный и тяжелый период тридцатых, боевых сороковых и трудных послевоенных лет. Большую роль в творческом росте и становлении таланта поэта сыграла его работа в районной газете «Ленин юлы» («Путь Ленина»). Журналистская деятельность, его активное участие в организации колхозов помогли поэту раскрыть образы новых людей и тему преобразования деревни, первой башкирской нефти. Достаточно важной частью творчества Рашита Нигмати для башкирского народа являются такие произведения, как поэма «Дауылдар тыуҙырған ғүмер»(«Жизнь, рожденная бурей»),«Йәмле Ағиҙел буйҙары» («Прекрасны долины Агидели»), «Минең баҡсамда» («В моем саду»). Эти произведения автора отражают жизнь башкирского народа. Учащиеся с увлечением читали вслух произведения Р.Нигмати. Они обсуждали стихотворение «Ҡыҙымдың hорауҙарына яуаптар» («Ответы на вопросы моей дочери») и поэму «Киләсәккә сәйәхәт» («Путешествие в будущее»), в которых проявились сильные стороны таланта башкирского народного поэта, его оптимистические взгляды на мир, светлая вера в человека, жизнерадостная и озорная выдумка. Р.Нигмати переводил на башкирский язык произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.П. Злобина и В.В. Маяковского. Все эти произведения выдающего писателя являются большим вкладом в развитие башкирской литературы. Благодаря этой встрече участники открыли для себя новую страницу в изучении литературного наследия родного Башкортостана.
Итоги I главы
Шулай итеп, Рәшит Ниғмәтиең тормошо еңелдән булмаған. Нимә генә төшмәй Рәшит ағайҙың өлөшөнә. Аслыҡ йылдарында йәшләй үкһеҙ етем ҡалып,Һамар, унан һуң Украинала балалар йортонда тәрбиәләнә. Кире тыуған яғына ҡайтып белем ала һәм тормошон ошонда дауам итә. Бөйөк Ватан һуғышы башланғас, уны фронтҡа алмайҙар, ул Әлкәлә һалдаттарҙы снайперлыҡҡа өйрәтеүсе инструктор булып китә.
Өфө рабфагын тамамлағас, 1931 йылдың йәй башында уҡ Рәшит Ниғмәти Туймазы районының «Ленин юлы» газетаһы редакцияһына эшкә килә. 1933-1936 йылдарҙа Ҡызыл Армия сафында Алыҫ Көнсығышта хеҙмәт иткәндән һуң, йәнә Туймазы районына эшкә ҡайта.
Ижад эшенә ынтылыш йылдары Өфө башҡорт урта мәктәбендә уҡыу дәүеренә тура килә. Беренсе шиғыр6ары 1926 йылда "Башҡортостан", "Башҡортостан йәштәре" гәзиттәрендә, "Сәсән", "Яңылыҡ", "Белем" журналдарында баҫыла. 1933 йылда шағир6ыҙ "Кереш" тигән тәүге шиғырҙар китабы сыға. Шул йылда баҫылған "Баҫыу хөкөмө" поэмаһы менән ул үҙен әҙәбиәттә нығыраҡ таныта.
Ша4ир6ы8 292р62ре баш7орт поэзия3ында тыу4ан илг2, халы77а оло 30й01 той4оларын 31р2тл2ндерг2н и8 я7шы 0лг0л2р булды. Республикабыҙ уҡыусыларына Рәшит Ниғмәти шағир ғына түгел, оҫта драматург һәм тәржемәсе, ялҡынлы публицист булараҡ та яҡшы таныш. Шағир башҡорт әҙәбиәтен сәйәси темаларға арналған иң яҡшы шиғырҙар, поэмалар менән байыҡтырҙы, башҡорт шиғырының ритм, жанр төрлөлөгөн киңәйтте. Нәфис әҙәбиәт өлкәһендәге ҙур хеҙмәттәре өсөн ул Хеҙмәт Ҡыҙыл байраҡ һәм ике тапҡыр Почет билдәһе ордендары менән наградланған. Әҙәбиәт өлкәһендә күрһәткән хеҙмәттәре һәм халыҡтың мөхәббәтен ҡаҙанған ижады өсөн 1959 йылда Рәшит Ниғмәтигә «Башҡортостандың халыҡ шағиры» тигән ҙур исем бирелә.
Глава 2. Тема патриотизма в творчестве Р.Нигмати.
2.1.Патриотизм в произведениях Р.Нигмати
Рашит Нигмати начал печататься с 1926 года. Его первый стихотворный сборник под названием «Кереш» («Вступление»), славящий новую жизнь и изображающий образы молодого поколения, вышел в свет в 1933 году. Широкую известность принесли молодому поэту книги стихов и поэм «Жизнь, рожденная бурей», «Прекрасные долины Агидели», «В моем саду», показывающие жизнь поколения советского народа тех лет.
В эпической поэме «Жизнь, рожденная бурей» Рашит Нигмати художественно изобразил драматические события классовой борьбы, тонко подметил характерные черты героев нового времени, достиг высокого реализма и психологизма. Этапной в творчестве поэта стала поэма «Прекрасные долины Агидели», в которой воссоздается образ главной реки республики с использованием богатых исторических традиций устно-поэтического народного творчества, основанных на менталитете, морали, культуре и философских идеях башкир.
В годы войны Рашит Нигмати создает поэмы «Письма твоей невесты», «Слово Башкортостана», сборник стихов «Песня любви и ненависти», стихотворения «За Родину!», «Отомсти, патриот!», в которых отражалась огромная любовь к Отчизне, жгучая ненависть к врагам, раскрывались душевные переживания советских людей в тяжелейший для страны период. В своих произведениях поэт использует приемы народного эпоса, самые разнообразные изобразительные средства, богатство лирических красок.
В послевоенные годы Рашит Нигмати выпустил сборники поэм и стихотворений «Путешествие в будущее», «Во весь голос», «Большевик», «Девушка с Сакмары», «Приветственное слово», «Звезда над городом», в которых поэт отразил мирный труд советских людей, героику и романтику созидания. Его поэтический стиль всегда отличали высокая эмоциональность и душевный подъем, яркий публицистический пафос, меткость слова и художественных деталей. Рашит Нигмати в современных условиях возродил, творчески развил богатые традиции и поэтические возможности кубаира. В 1959 году в Башкнигоиздате вышел в свет двухтомник его избранных сочинений.
Он получил известность и как драматург, автор ряда пьес на актуальные темы. Его пьесы «Врач Гимранов», «На берегу Агидели», «Его звезда» и другие с успехом ставились в театрах республики. Поэт много работал и для детей, посвятив подрастающему поколению ряд поэм и стихотворных сборников. Рашит Нигмати известен своими талантливыми переводами на башкирский язык памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», произведений Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Владимира Маяковского, Степана Злобина и других писателей.
За большой вклад в развитие национальной литературы и культуры Рашит Нигмати был награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» (дважды). В 1959 году он стал вторым после Мажита Гафури литератором, кому было присвоено звание народного поэта Башкирской АССР.
II.2. Патриотическое воспитание школьников
Анкетирование учащихся и анализ результатов
Бөгөнгө йәштәр информацион технологияларҙы , интернетты бик киң ҡуллана белә. Ошоның арҡаһында уларҙың белемдәре сит телдәрҙе өйрәнеүгә, интернет аша сит ил кешеләре менән аралашауға мөмкинселек бирә. Беҙҙең йәштәр төрлө илдәрҙән үрнәк алып йәшәһәләр ҙә, сит илдәргә сығып йәшәрһә һәм уҡырһалар ҙа, улар тыуған илен онотмаясаҡтар, Башҡортостанға ҡарата һөйөү хисе юғалмай. Быны тикшереү өсөн беҙ 9-сы мәктәптең 8-9 сы класс уҡыусыларына (Ҡушымта №4)түбәндәге анкета һорауҙарына яуап бирергә тәҡдим иттем. Бирелгән анкетала Рәшит Ниғмәти тураһында һорауҙар ҙа индерҙек. Тикшереүҙә бөтәһе 20 уҡыусы ҡатнашты.
Рәшит Ниғмәти кем? Ул ниндәй маҡтаулы исемгә лайыҡ булған? (Ҡушымта №5)
Р.Ниғмәтиҙең ниндәй шиғырҙарын һин таптың?
Патриотизм һүҙен нисек аңлайһың?
Тыуған ил өсөн һин батырлыҡ эшләй алыр инеңме?
Тикшереү буйынса ниндәй һөҙөмтәләргә өлгәштек һуң? Бына шундай нәтижәгә килдек.
беренсе һораубуйынса дөрөҫ яуапты 15 уҡыусы бирҙе (75%);
икенсе һорауға – 13 уҡыусы (65%);
өсөнсө һорауға – париотизм һүҙен тыуған илде һөйөү, уның менән һоҡланыу, Тыуған илебеҙҙе дошмандарҙан һаҡлау мәғәнәһендә аңлған уҡыусылар – барлығы 20 кеше, йәғни 100%.
тыуған иле өсөн батырлыҡ эшләргә 70 % әҙер (14 уҡыусы); “белмәйем” тип яуап биреүселәр ҙә бар- бөтәһе 5 уҡыусы (30%)
Был тикшереү (анкета үткәреү) аша беҙ түбәндәге һөҙөмтәләргә килдек:
Бөгөнгө йәш быуын Рәшит Ниғмәти ижады менән таныш, уның шиғриәтендәге төп теманы беләләр.
Йәштәрҙең тыуған илде яратыуы,ҡәҙерләүе, патриотизм һүҙен аңлата белеүе һәм Ватанды һөйөү тойғоһон аңлауы мине шатландыра. Тикшереүҙән күренеүенсә, уҡыусыларҙа әйтеп үткән тойғолары яле лә тәрбиәләнә.
Шағир ижадында Ватанды һөйөү, илһөйәрлек темаһы бөгөн дә актуаль.
Бөгөнгө йәштәребеҙ тыуған иле өсөн батырлыҡ эшләргә әҙерме һуң?
Үткәрелгән анкеталар буйынса мин йәштәребеҙҙең тыуған иле өсөн батырлыҡ эшләргә, әлеге ваҡытта ла, әҙер тип әйтә алам. Хәҙерге ла Рәшит Ниғмәти ижадында Ватанға тоғролоҡ, илһөйәрлек темаһы сағылышы тәҫьир итә тип ышанаһым килә.
Шулай итеп, Р. Ниғмәти ижадында күтәрелгән проблемалар бөгөнгө көндә лә бик актуаль. Быны беҙ үткәргән анкеталар аша күрә алабыҙ. Киләсәккә беҙҙең маҡсат – Рәшит Ниғмәти ижадын тәрәнерәк өйрәнеп йәш быуындың милли рухын күтәреү, уны пропагандалау.
Итоги II главы
1931 йылдың йәй башында уҡ Рәшит Ниғмәти Туймазы районының «Ленин юлы» газетаһы редакцияһына эшкә килә, ул ауылдағы синфи көрәш процесына туранан-тура ҡатнашып китә. Газетаның яуаплы секретары вазифаһында ул йыш ҡына колхоздарға бара, артелдәрҙе ойоштороу, хужалыҡ нығытыу, һ.б. бик күп мәсьәләләр тураһында мәҡәләләр баҫтыра, шиғырҙар яҙа.1931-1933 йылдарҙа газета Ғәрәп (иҫкәлеп) Һәм латин (яңәлеп) графикаһында баҫыла.. «Тормош үҫә» һәм «Ут» шиғырҙарыныъ береһе лә «Кереш» китабына инмәгән. «Тормош үҫә» шиғыры «Әҫәрҙәр» китабының беренсе томында баҫылып сыға.
Ватансылыҡ (патриотизм) – Тыуған илгә, ергебеҙгә, халҡыбыҙға , телебеҙгә, тарихыбыҙға һәм мәҙәниәтенә ҡарата һөйөү ул . М. Горький “Туған телеңде һөймәйенсә, үҙ илеңде ысын һөйөп булмай ” тип әйткән. Шуның өсөн һәр бер кеше үҙ телен өйрәнергә тейеш. Беҙ әсә теле аша баласаҡтан уҡ үҙ илебеҙҙең тарихын, мәҙәниәтен белеп үҫергә тейешбеҙ. Шунда ғына ысын шәхес , илебеҙ өсөн файҙалы кешеләр булып үҫербеҙ, . Тыуған илде һөйөү хисе һәм Тыуған илебеҙ барыбыҙ өсөн дә бик юғары ҡиммәттәр. Һәр уҡыусы өсөн иң ҡәҙерле нәмә ул патриотизм.
Тимәк, был тикшереү (анкетирование үткәреү) аша беҙ түбәндәге һөҙөмтәләргә килдек:
бөгөнгө йәш быуын Рәшит Ниғмәтиҙең Башҡортостандың халыҡ шағиры булыуын һәм ижады менән дә таныш, уның шиғриәтендәге төп теманың сағылышын белә;
йәш быуындың тыуған илде һөйөү, патриотизм тойғоһон аңлау хисе тикшереүҙә уҡыусыларҙа әйтеп үткән тойғоларҙа тәрбиәләнә;шағир ижадындатыуған илде һөйөү, илһөйәр темаһы бөгөнгө көндә лә актуаль.
Заключение
Бөгөнгө йәштәр тыуған иле өсөн батырлыҡ эшләргә әҙерме?
Үткәрелгән анкетирование беҙгә бөгөнгө йәш быуыныбыҙ тыуған иле өсөн батырлыҡ эшләргә, әлеге мәлдә, әҙер. Хәҙерге заманыбыҙҙа ла Рәшит Ниғмәти ижадында Ватанға тоғролоҡ, илһөйәрлек темаһы сағылышы тәҫьир итә.Халҡының берҙәмлеген, фронт менән тыл бәйләнешен, һалдаттарҙың батырлығын “Үлтер, улым, фашисты” поэмаһы милли колоритлы итеп, героик эпостарҙағыса эпик планда асыуы менән үҙенсәлекле. Илебеҙ тарихындағы иң хәтәр дәүерҙәрҙең береһендә шағирҙың башҡорт халҡы поэзияһының гүзәл традицияларына, һуғышсан рухына мөрәжәғәт итеүенең тәрән идея-эстетик маҡсаты бар. Ғәҙәттә, героик эпостарҙа халыҡ батырҙарының көс сығанағы, изге көрәше сағыла, фиҙәҡәрлек, илде һаҡлау идеялары поэтиклаштырыла. Рәшит Ниғмәтиҙең “Үлтер, улым, фашисты! ” поэмаһында ла беҙ шуны күрәбеҙ. Мәҫәлән:
Эскадрондар китте атакаға,
“Ур-ра!” яңғырап торҙо күктәрҙә.
Ташландылар Урат егеттәре
Халыҡ приговорын үтәргә.
Үҙ иңдәре менән гитлерсылар
Татынылар Урал ҡоросон,
Майор Нафиҡовтың ҡылысы.
Башҡорт фольклорының эпик репертуарындағы ҡобайыр кеүек жанрҙарында ғәйрәтлек, Тыуған ил азатлығы өсөн көсөңдө аямау, дошманға нәфрәт хистәре халыҡты өндәүсе Ватан ораны төҫөн ала. Рәшит Ниғмәтиҙең “Үлтер, улым, фашисты” поэмаһында ошо сағылыш таба. Мәҫәлән:
Приговор шундай:
Күпме йүкә,
Күпме шыршы булһа Уралда
Урал һәм Дон өсөн һуғышҡанда
Тап шул хәтле дошман турарға.
Приговор шундай:
-Күпме табан,
Күпме суртан булһа һыуҙарҙа,
Иҙел һәм Дон өсөн һуғышҡанда,
Тап шул хәтле дошман турарға! .
Патриотик рух, күтәренке хис Р.Ниғмәти поэзияһының халыҡсанлығын билдәләүсе төп фактор була. Ул һәр әҫәрендә тиерлек Тыуған иле өсөн үҙен ҡорбан итеүгә әҙер торған кеше активлығын, ныҡышмалылығын, Ватанға сикһеҙ һөйөү хисе данлай.
Һуңғы йылдарҙа йәш быуында Ватансылыҡ (патриотизм) тойғоһон, милли рухын күтәреүгә, тәрбиәләүгә ҙур эш алып барыла, төрлө сараар үткәрелә. Патриотизм тойғоһон тәрбиәләүҙә, уның рухын күтәреүҙә һуғыш темаһы, Ватанды дошмандан һаҡлау тураһында ғына һүҙ алып барыуҙа түгел, ә шулай уҡ үҙ Ватанына һөйөү хисе һәм уның менән һоҡланыу, уның тәбиғәте, милли батырҙары, данлыҡлы шәхестәре, бай тарихы менән һоҡланыуы өҫтөндә эш алып барырға кәрәк. Рәшит Ниғмәтиҙең ижады тураһында күберәк беләһе килеү теләге мине ижади эшкә тотонорға мәжбүр итте. Мин менән бик шатмын.Был эш барышында күп ҡыҙыҡлы асыштар яһаным. үҙемдең ғилми тикшеренеү эшемде башҡарып сығыуым
БИБЛИОГРАФИЯ:.
5. Рәшит Ниғмәти. Йәмле Ағиҙел буйҙары.- Өфө, 1973. Карюков К.Ш. Это наша история—это наша с тобой биография, Октябрьский, 2007
Ниғмәти Р. Кереш. — Өфө, 1933
Ниғмти Р. «Әҫәрҙәр, ике томда, 1-се том.— )ф0, 1982
Писатели земли башкирской. Справочник/ сост. Баимов Р.Н., Гареева Г.Н., Тимергалина Р.Х.—Уфа, 2006
Туймазинская земля: дела и люди. — Уфа, 2005
Хөсәйенов ;. Дәүер йырсыһы. — Ватандаш журналы, 2009, №1
Ҡушымта №1