Пензенская губернская периодическая печать конца XIX – начала XX века как источник по этнографии татарского народа

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Пензенская губернская периодическая печать конца XIX – начала XX века как источник по этнографии татарского народа

Крутов В.В. 1
1МОУ СОШ №1 г. Белинского Пензенской области
Крутова Н.Н. 1
1МОУ СОШ №1 г. Белинского Пензенской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы

Огромное количество материалов о татарах печаталось в Пензенской губернской периодической печати конца XIX- начала XX в., в связи с этим в данной работе сделана попытка использовать эти материалы в качестве источника по этнографии вышеупомянутого народа.

Тема актуальна, так как имеет историко - этнографическую направленность. Татары являются самым многочисленным (исключая русских и татар) народом в Пензенском крае, выступает носителем древних культурных традиций, что делает его объектом постоянных научных изысканий. Именно на территории нашего края происходил этногенез этого народа. Однако данная тема не подвергалась специальному исследованию. На наш взгляд, это связано с тем, что материалы губернской периодической печати носят поверхностный характер и требуют критического анализа. Несмотря на некоторую временную удаленность темы, она становится злободневной в настоящее время, поскольку национальный вопрос в нашем обществе приобретает все более острый характер.

Территориальные и хронологические рамки исследования

Краеведческий характер работы обуславливает географические рамки нашего исследования, которые охватывают территорию Пензенской губернии конца XIX- начала XX в., куда входило 10 уездов. Установление хронологических рамок исследования определено тем, что, именно, в этот период времени в «Пензенских епархиальных ведомостях» и «Пензенских губернских ведомостях» печаталось значительное количество материала о татарах нашего края.

Цель и задачи исследования

Цель исследования состоит в том, чтобы подвергнуть анализу публикации, касающиеся названной проблематики, издававшиеся в Пензенской губернии периодической печати, который помог бы выявить своеобразие истории, культуры, быта татар – мишарей нашего края.

Постановка такой цели предполагает следующие задачи исследования:

− охарактеризовать материалы Пензенской периодической печати конца XIX- начала XX в.;

− проанализировать наиболее значимые работы ученых, касающиеся темы исследования;

− при помощи сравнения материалов в периодических изданий и современных исследований выявить качественную сторону первых;

− рассмотреть основные компоненты истории, культуры, быта татар – мишарей Пензенской губернии.

Практическое значение работы

Актуальность проблемы изучения Пензенской губернской периодической печати конца XIX- начала XX в. как источника по этнографии татар - мишарей определила практическую значимость работы. Выводы, обобщения, фактический материал, содержащиеся в ней могут быть использованы на уроках по истории родного края.

Отражение материальной и духовной культуры татарского народа в Пензенской губернской периодической печати конца 19 - начала 20 века.

§1. Хозяйство и жилище татарского населения Пензенской губернии конца 19 – начала 20 века.

Статья «татары и татарские деревни» Н.В. Прозина0 дает нам некоторые представления об основных занятых татар – мишарей, их одежде и внутреннем убранстве жилища.

Итак, господствовавшим занятием данного народа являлось земледелие. Основными культурами, возделываемыми в крестьянских хозяйствах мишарей, были зерновые. Выращивали рожь, пшеницу, овёс, гречиху, просо, горох, а из технических – коноплю.0

Наряду с земледелием в хозяйстве татар – мишарей большое место занимало животноводство, однако, как и у всех народов края, оно не имело самостоятельного значения и представляло отрасль сельского хозяйства, обслуживающую земледелие рабочей силой и удобрением. Как свидетельствует статья Николая Васильевича, они занимались разведением в своих хозяйствах лошадей, коров и овец. 0

На нащ взгляд, нельзя согласиться с Н.В. Прозиным, который утверждал, что татары – мишари не разводят кур и индюшек.0 Напротив, птицеводство в крестьянских хозяйствах данного народа являлось значительным подспорьем. Они охотно разводили кур и гусей, не требующих много корма и особенно ухода.0

Также основными занятиями мишарей были торговля и похожие промыслы. Во второй половине 19 – начале 20 века тяжелое экономическое положение вынуждало крестьян уходить на заработки и отхожие промыслы. Часть из них нанималась на земледельческие работы, другие – чернорабочили у различных предпринимателей своего уезда или же уезжали в другие губернии.0

Характер промыслов был самый различный: мелкая торговля, наём в приказчики, на сельскохозяйственные работы, на нефтяные и рыбные промыслы, наём в пастухи и т.д.

В первый период отход тесно был связан с сельским хозяйством. На «отход» крестьяне уходили по окончании осенних полевых работ, а возвращались весной – к весеннему севу, но в конце 19 века, и особенно в начале 20 века начинает преобладать длительный отход.

Огородничество и садоводство у них были развиты слабо. Это нельзя объяснить лишь национальной спецификой хозяйства татар – мишарей. У других народов нашего края эти отрасти хозяйства во второй половине 19 века были развиты также очень слабо. Их развитию препятствовало малоземелье.

Также в прозе Николая Васильева мы находим сведения о поселениях и жилищах татар – мишарей. Так, преобладающее большинство их населенных пунктов расположено вдоль древних балок с ключами и узких долин мелких рек, обеспечивающих население водой.0

Как справедливо замечает автор, к середине 19 века селения татар – мишарей имели уличную планировку. Р.Г. Мухамедова поясняет, что круговая и беспорядочная планировка сохранялась лишь благодаря топографическим условиям – наличие в центре населенного пункта оврага, пруда и т.д.0

Основным элементом поселений были жилые дома с усадьбами крестьян. Николай Васильевич указывает: « … избы построены всегда тесно к друг другу…».0 В работе Р.Г. Мухамедовой мы находим подтверждение этому. «Для большинства селений татар, - пишет она, - конца 19 века характерна была теснота усадебных участков. Нередко отделившиеся сыновья оставались на отцовской усадьбе, разделив её части».0

Основным элементом на усадьбе являлся жилой дом, крышу которого в основном покрывали соломой.0

Далее Н.В. Прозин сообщает, что изба состояла из двух помещений. На самом деле, наиболее распространенным жилищем у татар – мишарей в середине 19 века была двухкамерная постройка типа изба – сени, представляющая результат дальнейшего развития однокамерного жилища.0 Размеры же дома зависели от самостоятельности хозяев.

Затем автор статьи пишет: «внутри татарской избы кругом стен – низкие широкие лавки»0. Здесь следует пояснить, что в наиболее старых домах, вдоль глухой передней стены рядом с печью, устраивали широкие нары, а вдоль боковой стены узкую лавку. С появлением изб с топкой «по – белому» во внутренней планировке жилища мишарей произошли значительные изменения, а именно, появились полати, что в свою очередь привело к исчезновению нар. У задней стены ставили деревянную кровать коник. В результате планировка и обстановка жилища мишарей сблизилась с русской.

В отличие от жилища других народов края, в убранстве мишарских изб очень большое значение имели матерчатые декоративные украшения – занавески около спальных мест, полотенца с ткаными узорами, развешиваемые в простенках между окнами.

Необходимо отметить, что внутренней убранство крестьянских жилищ определялось не только традиционными навыками, но и экономическими возможностями семьи.

§2. Описание мишарского народного костюма и пищи конца 19 века в «Пензенских губернских ведомостях».

Одежда татар – мишарей в процессе развития подвергалась постепенному изменению. Это относится прежде всего к материалу для пошива одежды. Так, вплоть до середины 19 века основная масса татар – мишарей еще шила одежду шила одежду почти исключительно из хлопка. Во второй половине 19 века в татарско – мишарскую деревню начинают более активно проникать фабричные ткани. Выбор их зависел от материальных возможностей семьи.0

Основной частью мужской одежды татар – мишарей являлась широкая и длинная до колен рубаха и штаны с широким шагом. Такие рубашки туникообразного покроя шили от плеч до подола, с вставленными по бокам клиньями. На груди делали прямой разрез. Верхний ворот застегивался одной пуговкой или завязывался тесёмкой.

Штаны, как мужские, так и женские, кроили в виде двух штанин из одной ткани с вшитыми клиньями. Штанины делали до щиколоток; между ними вставляли перегнутый поперёк прямоугольный кусок ткани, в результате чего шаг получался свободным. Верхний край штанов закладывался широким рубцом и в него продергивали тесёмку, при помощи которой они укреплялись на бёдрах.

В конце 19 века у татар – мишарей был распространен и другой тип мужских штанов – чалбар, для которого характерно отсутствие « широкого шага»

Основными элементами женской одежды также являлись рубаха и штаны. Наиболее древний тип женской рубахи имел туникообразную форму. Основное полотнище её перекинуто через спинку на грудь с вырезом по овалу шеи, посередине которого находится грудной разрез. К основному полотнищу перпендикулярно пришиты прямые рукава с ластовицами и боковые полотнища, расширяющиеся книзу. Женские рубахи шили длинными и к подолу пришивали волан.

До конца 19 века у мишарей бытовали также женские рубахи в клетку. Они имели несколько укороченный туникообразный остов и широкий волан на подоле.

Следующий тип рубахи с отрезной талией создавался в результате еще большего сокращения туникообразного остова рубахи и расширения её волана. На уровне бедер рубахи, поверх соединяющего остов с подолом шва, пришивалась широкая оборка из другого материала и другого цвета. Наиболее поздней является рубаха с кокеткой. Появление этого типа рубахи у татар связывается с распространением фабричной ткани.0

Таким образом, развитие мишарских женских рубах шло в такой последовательности: древняя форма без волана, затем рубахи с воланом, а позже с отрезной талией и последний тип – рубаха с кокеткой.

Неотъемлемой частью женской рубахи вплоть до конца 19 – начала 20 века являлся нагрудник. Он при помощи лямочки прикреплялся к шее, покрывая грудь женщины и виднеясь в разрез ворота.

Другая деталь женской одежды – фартук. Для молодых женщин фартук являлся и рабочей одеждой и обязательной принадлежностью выходного костюма.0

Описание обуви и головных уборов татар – мишарей мы находим у Н.В. Прозина. Так, обувь у них была из лыка, кожи и овечьей шерсти. Среди основной массы крестьянства большое распространение получила лыковая обувь, прежде всего лапти.0 Кстати, мужчины при обувании лаптей надевали на ногу шерстяные носки и на них закручивали холщовые портянки. Женщины надевали на ногу шерстяной чулок и непосредственно на него обували лапоть, который так же, как и мужчины укрепляли оборами у щиколотки.0

Из кожаной обуви татар – мишарей во второй половине 19 века татары носили ичеги. 0Они шились из мягкой черной кожи, иногда цельными от головы до голенищ. Среди женщин некоторое распространение получили сафьяновые ичеги на мягкой или твердой подошве и на высоких каблуках. Нужно отметить, что такими изделиями прежде всего пользовались женщины из богатых семей.

Из мужских головных уборов Н.В. Прозин упоминает «круглые низкие с меховою опушкою шапки».0 Здесь видимо имеется в виду наиболее распространенный вид шапок – полусферические, опушенные мехом. Легким же головным убором являлась тюбетейка.

К сожалению, в статьях о татарах – мишарях мы не находим сведений о женских головных уборах, которые были значительно разнообразнее, чем мужские. Так, до середины 19 века среди замужних женщин широко бытовал комплекс головного убора, который состоял из волосника и полотенцеобразного покрывала – тастар. Девушки носили неглубокую круглую шапочку, покрытую мелкими монетами, бусами и пуговками – тайка. Помимо названных были и другие женские головные уборы.0

Необходимо отметить, что с проникновением в татарско - мишарскую деревню капиталистических отношений традиционные головные уборы претерпели большие изменения; некоторые из них вообще вышли из употребления. Так, например, традиционный головной убор женщин был заменен фабричным платком.

Николай Васильевич в своей статье обращает внимание и на пищу татар – мишарей. Основу их питания издавна составляла растительная пища. С середины 19 века большое значение в питание крестьян приобретает картофель. Мишари употребляли в пищу овощи, всевозможные ягоды и лесные плоды.

Следующее по значению место после хлебных злаков и картофеля в питании мишарей занимали продукты животноводства. У них довольно разнообразна молочная кухня. Употребляли в пищу и мясо. Однако, будучи мусульманами, они не ели свинину. Больше всего ценилась баранина, затем говядина. Употребляли в пищу также конину, мясо домашней птицы.

Основу питания составляли жидкие блюда, среди которых Н.В. Прозин называет салму.0 Она содержала кусочки круто измельченного теста. Из безалкогольных напитков, по свидетельству Николая Васильевича, татары – мишари употребляли чай, а из алкогольных – бузу, приготовленную из ржаного или ячменного солода, а также бал – из пшеничного мёда.0

В заключение необходимо отметить, что состав пищи менялся в зависимости от времени года. Так, осенью и зимой в меню крестьянских семей преобладали каши и разнообразные печеные изделия. Весной же не только не было мяса, но существенно ограничивались даже мучные блюда; преобладали молочные продукты. Что касается лета, то оно было самым трудным периодом года в смысле питания. Большинство крестьянских семей в этот период вели полуголодное существование.

 §3. Семейно – брачные отношения татар – мишарей Пензенской губернии конца 19 – начала 20 века по данным « Пензенских епархиальных ведомостей».

Интересный материал по проблеме семейно – брачных отношений татар – мишарей представлен в статье Николая Александровича Любимова «Татары Керенского уезда». 0Н.А. Любимов был протоиереем Керенской Соборной церкви с 1888 года. Известно также, что в 1865 году он закончил Пензенскую духовную семинарию. К сожалению, более о нём не сохранилось никаких биографических сведений.0

В семьях мишарского народа царили патриархальные порядки, которые требовали подчинения всех её членов главе. Неполноправие младших членов семьи, например, особенно проявилось при решении вопроса о вступлении в брак. Вопрос о выборе для них жениха или невесты решали старшие члены семьи. 0

Далее у автора статьи мы находим интересную фразу: « в задней избе помещается женский пол семьи, который укрывается там от посторонних взглядов посетителей хозяина…».0 Скорее всего, это остаток от древнего обычая татар – мишарей избегания. Так, женщине запрещалось находиться в одном помещении со старшими родственниками мужа. Избегание и связанные с ним обычаи возникли в процессе перехода от группового брака к моногамному.0

Николай Александрович уделяет внимание и неполноправному положению женщины в семье. По мнению Р.Г. Мухамедовой, во многом это определялось долгами ислама в сочетании с патриархальными нормами. 0

Как уже ранее было сказано, вопрос о браке юноши или девушки решался часто без участия вступающего в брак. Молодежь рано изолировали друг от друга, не могла общаться между собой и должна была вступать в брак лишь по указанию своих родителей, прежде всего отца.

Начиная со второй половины 19 века, с углублением дифференциации крестьян в татарской деревне, особой значение при заключении брака приобрели социальные ограничения. Браки заключались в основном между людьми равными в имущественном отношении. При заключении браков придерживались также и религиозных ограничений. Смешанные браки с русскими, мордвой, чувашами и другими строго запрещались. Среднем брачным возрастом для девушек, как сообщает Н.А. Любимов, считалось 16 – 18 лет. 0Выдача их в более раннем возрасте представляла исключение. Девушка старше 20 лет уже считалась засидевшейся.

Что касается юношей, то для них строгого ограничения брачного возраста не существовало. Однако, в веду того, что крестьянская семья была заинтересована в приобретении лишней рабочей силы в лице снохи, то юношей также старались женить к 20 годам.

Н.А. Любимов сообщает: « …обряд при совершении брака происходит на дому: мулла пишет условие брачное, читает молитву…».0 Действительно, официальное оформление брака происходило в доме невесты.0 Мулла закреплял брак записью в книге (записывал имена брачащихся и условия вступления в брак). Только после этого начиналась сама свадьба.

§4. Состояние образования татарского населения Пензенской губернии конца 19 – начала 20 века по данным «Пензенских губернских ведомостей».

Тему образования татар – мишарей затрагивает Н.В. Прозин в своей небольшой статье « О татарах Пензенской губернии».0

Он выделяет два вида школ : низшую и высшую. Первая называется мяктуб. Она даёт первоначальное образование. Вторая называется мадрес.

Николай Васильевич подмечает такую особенность – в Пензенской губернии имелись лишь мяктубы, причём по данным губернского статистического комитета в середине 19 века их насчитывалось 54.0

Итак, в мяктубах дети татар – мишарей обучались чтению, письму, а также заучивали наизусть основные молитвы. В высшей же школе они более подробно изучали Коран.

Тема образования татар – мишарей затрагивается еще в одной статье «Иногородческое население губернии и его образование».0 В ней также говорится о двух типах татарских школ, в которых преимущественно изучается Коран и полностью отсутствует преподавание русского языка.

В русских школах в тот период времени среди учащихся не было татар – мишарей. Дело в том, что в них обязательным было изучение «закона Божьего», а это было совершенно неприемлемым для мусульман мишарей. Правительство, рассчитывая с помощью образования воспитать верных слуг самодержавия, стремясь создавать школы для татар – мишарей с целью обращения их в христиан. Однако это было очень трудным и практически безуспешным занятием.

Заключение

Традиционно Пензенский край считается многонациональным, что придает неповторимое своеобразие его материальной и духовной культуре. Существенный вклад в их формирование внесло татарско - мишарское население, поэтому изучению истории, культуры и быта этого народа здесь придавалось и придается большое значение.

Огромное количество материалов о татарах - мишарях печаталось в нашей губернской периодической печати конца XIX- начала XX в. века. Ее малоизученность с одной стороны и наличие большого числа современных исследований по истории и культуре татарского народа – с другой, позволили исследовать «Пензенские губернские ведомости» и «Пензенские епархиальные ведомости» как источник по этнографии этого народа. Несмотря на специфику второго издания, требовавшего главным образом освещения проблемы влияния русской православной культуры на инородческое население Пензенской губернии – это не помешало созданию статей и очерков, ярко и образно рисующих историю, культуру и быт татар – мишарей нашего края.

В Пензенской губернии в конце XIX - начала XX в. века татары – мишари проживали в Инсарском, Краснослободском, Чембарском, Керенском уездах.

Мишари представляют этнографическую группу татар Среднего Поволжья и Приуралья, которые говорят на особом говоре, относимом лингвистами к западной диалектной группе татарского языка.

Прникновение этого народа в наш край в 16 веке связано с основанием засечных линией, куда русское правительство и переводило служилых татар.

Природно – географическая характеристика очертила территорию расселения татар – мишарей, охарактеризовала природно – климатические условия этого региона и их влияние на развитие земледелия, скотоводства, промыслов, ремесел и торговли.

Ведущей отраслью хозяйства татар было земледелие. При значительном ассортименте земледельческих культур, главной злаковой культурой была рожь, а техническими – лен и конопля.

Наряду с земледелием значительное место в хозяйстве занимало животноводство.

Основными занятиями были также торговля и промыслы.

Традиционное жилище данного народа нашего края в конце XIX века было, как правило, двух типов: двухкамерное и трехкамерное.

До середины XIX века основная масса татар – мишарей еще шила одежду почти исключительно из холста. Однако во второй половине указанного века в татарские деревни активно проникать стали фабричные ткани. Выбор их зависел от материальных возможностей семьи.

Господство патриархальных порядков в семьях татар – мишарей, требовавших подчинения всех ее членов главе, накладывали определенный отпечаток на решение вопроса о вступлении в брак. В связи с этим, молодежь должна была вступать в брак лишь по указанию своих родителей, прежде всего отца.

Особое положение женщин и младших членов в семьях определялось догмами ислама в сочетании с патриархальными нормами.

В губернской периодической печати затрагивались вопросы обучения, как тогда писалось, инородческого населения. В частности отмечалось, что правительство заботилось об обучении татар – мишарей, но это было продиктовано стремлением воспитать верных и покорных слуг самодержавия. Преследую цель обращения их в христианство царское правительство стремилось создавать для мишарей школы. Однако подобные меры имели незначительные результаты. Кроме того у татар – мишарей были свои школы: низшие и высшие, в которых главное место отводилось изучению Корана.

Таким образом, материалы «Пензенских епархиальных ведомостей» и «Пензенских губернских ведомостей» требуют критического анализа, так как большинство из них написаны священнослужителями, а не профессиональными исследователями, однако они содержат много ярких очерков о татарах - мишарях, которые являются хорошим дополнением в деле изучения данного народа.

Список использованных источников и литературы:

I. Источники

Любимов Н.А. Татары Керенского уезда // ПЕВ. – 1892. - № 15

Прозин Н.В. О татарах Пензенской губернии // ПГВ. – 1860. - № 18

Прозин Н.В. Татары и татарские деревни // ПГВ. – 1866. - № 30

Хвощев А.Л. Татары – магометане Пензенской губернии // ПЕВ. – 1910. - №№ 15,16

II.Исследования по теме

Мухамедова Р.Г. К вопросу о расселении татар – мишарей // Материалы по татарской диалектологии. Казань, 1962.

Мухамедова Р.Г. Татары – мишари. Историко – этнографические исследования. – М., 1972.

Мухамедова Р.Г. Терминология родства и свойства татар – мишарей в Мордовской АССР // Материалы по татарской диалектологии. – Казань, 1962.

Татары Среднего и Поволжья и Приуралья. – М., 1967.

Халиков А.Х. Происхождение татарского народа.-Казань, 1978.

Халиков Н.А. Земледелие татар Среднего Поволжья и Приуралья XIX - начала XX в. – М., 1981.

III. Библиографические издания

Тюстин А.В. Пензенские краеведы. Библиографический словарь. – Пенза, 1979.

0 Прозин Н.В. «Татары и татарские деревни» 1866.- №30.

0 Там же.

0 Прозин Н.В. «Татары и татарские деревни» 1866.- №30.

0 Там же.

0 Мухамедова Р.Г. Указ соч. – С.48

0 Там же. – С. 51.

0 Прозин Н.В. «Татары и татарские деревни» 1866г. - №30.

0 Мухамедова Р.Г. Указ соч. – С. 47.

0 Прозин Н.В. «Татары и татарские деревни» - С. 75.

0 Мухамедова Р.г. Указ соч. С. – 57.

0 Прозин Н.В. «Татары и татарские деревни» - С. 76.

0 Мухамедова Р.Г. указ соч. С. – 80.

0 Прозин И.В. «Татары и татарские деревни».

0 Мухамедова Р.Г. Указ соч. – С. 84.

0 Мухамедова Р.Г. Указ соч. – С. 90 – 94.

0 Мухамедова Р.Г. Указ. Соч. – с 90 – 94.

0 Прозин Н.В. «Татары и татарские деревни».

0 Мухамедова Р.Г. указ. Соч. – с. 99 – 100.

0 Прозин Н.В. «Татары и татарские деревни».

0 Там же. – С. 77.

0 Мухамедова Р.Г. Указ. Соч. – С. – 111.

0 Прозин Н.в. «Татары и татарские деревни». С. - 105

0 Там же.

0 Любимов Н.А. Татары Керенского уезда 1892. - №15. – С. 607 – 617.

0 Тюстин А.В. Указ. Соч. – С. 78.

0 Любимов А.В. Указ. Соч. – С. 609.

0 Там же. – С. 611.

0 Мухамедова Р.Г. Указ. Соч. – С. 143.

0 Там же. – С. 147.

0 Любимов Н.А. указ. соч. – С. 615.

0 Любимов Н.А. Указ. соч. – С.615.

0 Мухамедова Р.Г. указ. соч. – С. 164 – 165.

0 Прозин Н.В. «О татарах Пензенской губернии» ПГВ. – 1860. - №18.

0 Там же.

0 «Иногородческое население губернии и его образование». С. – 32.

Просмотров работы: 104