Храм иконы Казанской Божией Матери - украшение города Кемерово

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Храм иконы Казанской Божией Матери - украшение города Кемерово

Синяева А.В. 1
1МБОУ СОШ №92
Симоненко  Л.С. 1
1МБОУ СОШ №92
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

На окраине города Кемерово, в районе Шалготарьян расположился храм Казанской иконы Божьей Матери. Это красивый и уютный храм. Его золотые купола видны издалека. Я живу совсем рядом с храмом и являюсь его прихожанкой. Мне нравится его приятная домашняя атмосфера. Храм - настоящее украшение города! Мне стало интересно узнать о храме побольше, а кроме того, познакомить с ним как можно больше потенциальных прихожан. Так и возникла тема моей исследовательской работы.

Тема исследования актуальна, так как для многих моих знакомых и одноклассников Храм казанской иконы Божией Матери пока является территорией непознанного.

Цель исследования – познакомить желающих с одной из достопримечательностей города Кемерово.

Задачи исследовательской работы:

Познать историю создания русских религиозных сооружений.

Познакомиться с историей Казанской иконы Божией Матери.

Проследить историю строительства храма.

Провести анкетирование среди учащихся нашей школы.

Оценить духовный вклад церкви в культурное воспитание людей.

Глава I

Из истории русских религиозных сооружений

Воспоминания о первом русском православном храме встречались еще до Крещения Руси. Это была Свято-Ильинская церковь, о которой было упомянуто в "Повести временных лет", что в 945 году, когда киевские послы после заключения договора с византийским императором Романом вернулись в Киев в сопровождении греческой делегации, было совершено богослужение в «церкви Святаго Ильи, яже над ручаем…». Согласно преданию, церковь Святого Ильи была построена из дерева киевскими князьями Аскольдом и Диром. До нашего времени не сохранилась.

Сразу после Крещения Руси в 988 году по приказу князя Владимира в Киев приехали греческие зодчие, которыми и была заложена первая каменная церковь. В 996 году постройка была завершена, и храм был торжественно освящен. Давняя традиция жертвовать на храм убедила князя Владимира пожертвовать десятину возведенной церкви, после чего ее в летописи запомнили именно как Десятинную. Также из летописей до наших дней дошли сведения, что Десятинную церковь называли «мраморной», так как интерьер храма был обильно украшен мрамором.

После постройки первой каменной церкви стали возводиться и другие храмы из камня. Важно, что именно по образу Десятинной церкви возводились последующие главные храмы русских городов и монастырей с крестами и куполами.

Грандиозное строительство развернулось при Ярославе Мудром. При нём построили главный храм Киева — 13-главый Софийский собор. Размеры собора не имеют аналогий в архитектуре самой Византии того времени и обусловлены особой задачей: создать главный собор для новокрещённой огромной страны. За время правления Ярослава были сооружены ещё два Софийских собора: в Новгороде  (построенный в 1045—1050 годах) и Полоцке (1060-е годы). Хорошо сохранился Спасо-Преображенский собор Чернигова, заложенный в 1030-м году. Образцом для строительства множества соборов в различных городах русских княжеств стал Успенский собор Киево-Печерского монастыря, построенный греками в 1080-х годах.

В конце XI - начале XII веков наступил период политической раздробленности и княжеских распрей. Важнейшим центром культуры становится Владимиро-Суздальское княжество. Здесь возник новый вид зодчества, так называемое белокаменное строительство. Князь Юрий Долгорукий был первым, кто стал использовать эту европейскую технику. Его постройками отмечены Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Переславль. До нашего времени дошли только две белокаменные церкви —церковь Бориса и Глеба в Кидекше и Спасский (Спасо-Преображенский) собор в Переславле-Залесском. В последующие времена Андрея Боголюбского во Владимире идет активное строительство, в городе появляются монументальные сооружения.

Жемчужиной среди выдающихся памятников зодчества владимиро-суздальской школы по праву считается церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165 году. Конец белокаменному зодчеству во Владимиро-Суздальской Руси положило татаро-монгольское нашествие.

Через длительный перерыв после монгольского нашествия возрождается каменное строительство в Московском и Тверском княжествах. Тверь опередила Москву, построив в 1285 году Спасо-Преображенский собор. Новые постройки были ориентированы на белокаменные храмы домонгольского периода, но имели ряд собственных черт. Первым каменным храмом Москвы стал заложенный в 1326 году Успенский собор — новый кафедральный собор русского митрополита.

Превращение России в царство при Иване Грозном было очередным этапом развития русского зодчества. В архитектуре данного периода в каменную архитектуру из деревянной проникает форма «шатра», что является заметным отличием. Церковь Вознесения в Коломенском – первый шатровый храм в России - возведена в Коломенском в 1528—1532 годах  на правом берегу Москвы-реки. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым. Однако, самым известным памятником архитектуры этого периода является Храм Василия Блаженного, или Покровский Собор, строительство которого продолжалось в 1554—1560 годах. Храм Василия Блаженного был построен по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани.

Начало XVII века в России ознаменовалось сложным смутным временем, что привело к временному упадку строительства. Церковь Рождества Богородицы в Путинках, выполненная в характерном для того периода стиле русского узорочья, стала одной из последних выстроенных с применением шатра. После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство каменных шатровых храмов на Руси.

В течение длительного времени, со второй половины XVII века, в России продолжают строиться крестово-купольные храмы. Появляется множество разных стилей. Например, в XIX веке архитектор Константин Андреевич Тон основал «неорусский» стиль. Одно из его главнейших творений – это Храм Христа Спасителя в Москве.

Несмотря на все изменения, облик русского храма – одна из важнейших культурных ценностей нашей страны.

(См. Приложение 1 «Храмы Древней Руси»)

Глава II

ТипыиконБогородицы

Пресвятую Богородицу издревле почитали на Руси. Откуда же появились первые иконописные изображения Божией Матери? Кто их автор? Чем, кроме названия, отличаются образы Пресвятой Богородицы?

Самым первым иконописцем называют апостола Луку. Именно апостол Лука не красками на холсте, а словом в Евангелие описал образ Богородицы.

В православной иконографии принято выделять 5 типов изображения Пресвятой Богородицы:

1. «Оранта» (греч. «Молящаяся») и «Знамение»

2. «Одигитрия» (греч. «Путеводительница»)

3. «Елеуса» (греч. «Умиление»)

4. «Панахранта» (греч. «Всенепорочная»)

5. «Агиосоритисса» 

Отличия заключаются во взаимном положении Богоматери и Божественного Младенца, положении их рук, ног Младенца, изображении в полный рост, либо по плечи.

Казанская икона Божией Матери относится к типу «Одигитрия». Но в иконах типа «Одигитрия» Богородица указывает рукой на Христа, а иконография Казанской иконы такова: Богородица изображена оплечно, без рук, склонена к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим жестом. Жест благословения именословный (пальцы руки изображают по две буквы имени — «Иисус Христос», либо двуперстный). Вторая рука Богомладенца скрыта одеждой.

Взгляды Матери Божией и Богомладенца обращены непосредственно на молящегося.

2. Из истории Казанской иконы Божией Матери

Икона Казанской Божьей Матери – одна из наиболее почитаемых в православном мире. Она символизирует собой государственность, патриотизм, народное единство, почитается как покровительница брака и мира в семье.

Прообраз ее был обретен в 1579 году после того, как в Казани произошел сильнейший пожар, практически уничтоживший все деревянные постройки города.

Согласно легенде, девятилетней девочке Матрене, дочери одного из пострадавших местных купцов, во время сна явилась Пресвятая Богородица и повелела разыскать ее образ, который, будто бы, находился на пепелище. Родители послушали девочку и в указанном ею месте действительно обнаружили не тронутую огнем икону, завернутую в рукав от нарядки вишневого сукна. Написана она была на кипарисовой доске и предстала перед своими «археологами» сияющая свежими красками.

Помимо неимоверной красоты, икона оказалась чудотворной. Согласно свидетельствам, слепым она возвращала зрение, страдающие мигренью обретали успокоение от головных болей.

Тогда же было решено сделать копию образа и послать его ко двору московского царя Ивана Грозного с приложением подробных описаний истории появления и произведенных чудес. Государь был настолько очарован рассказанным, что приказал на месте приобретения иконы построить девичий монастырь. Туда же было велено доставить для сохранения чудодейственный лик.

Кроме многочисленных исцелений, икона Казанской Божьей Матери неоднократно даровала защиту от нападения врагов. С ее прообразом связывают освобождение Москвы от захвативших город поляков в 1612 году, победу русских войск в битве под Полтавой в 1709 году, а также победу в войне с Наполеоном в 1812 году.

Немалую роль сыграл чудодейственный образ и в истории Великой Отечественной войны. Согласно историческим документам икона была доставлена в окруженный фашистами Ленинград. Здесь ее пронесли по окраинам блокадного города – и он выстоял. Затем икону перевезли в Москву – и немцы были разгромлены. После этого пред нею отслужили молебен в Сталинграде – и битва была выиграна Красной Армией.

Насколько же сильной должна была быть вера людей в чудодейственность образа. А ведь, как ни странно, это была всего лишь прекрасно написанная копия. Оригинал был утрачен еще в начале XIX века. По одной из версий считается, что икона была похищена из Богородицкого монастыря вместе с образом Спасителя. По показаниям одного из пойманных похитителей, деревянная часть Божьего лика была изрублена на куски и сожжена, а драгоценности ризы были вырваны в надежде на скорую продажу.

Впрочем, это лишь одна из версий исчезновения. Существует предание, что воры вынесли из монастыря лишь копию иконы. Прообраз же находился в тот момент в покоях настоятельницы монастыря, куда она каждый вечер относила святой лик, боясь кражи.

Согласно сведениям историка Хафизова, во время Гражданской войны прообраз Иконы Казанской Божьей Матери был вывезен из России и в 1920 году продан на аукционе одному из лондонских коллекционеров. Впоследствии, у нее несколько раз менялись владельцы. В конце концов, она была выкуплена организацией «Blue Army» и передана в Ватикан, откуда и вернулась в Россию в 2004 году.

Согласно же третьей, последней версии, оригинал иконы никогда не покидал пределов России, а был попросту спрятан в неизвестном месте, которое и по сегодняшний день остается неведомым.

(См. Приложение 2 «Казанская икона Божией Матери»)

Глава III

1. Казанский храм в Кемерове. Строительство и значение храма

Не так давно в Кемерове открылся новый православный храм, названный в честь иконы Казанской Божией Матери. История храма пока невелика, но он уже стал дорогим и любимым многими прихожанами.

Казанская белокаменная церковь с золочеными куполами и изразцами в стиле гжель построена по проекту самарской церкви святого Георгия Победоносца. В праздник Преображения Господня 19 августа 2010 г. в основание строящегося Храма были заложены камни со святой горы Фавор – места славного Преображения Христа Спасителя. Первым настоятелем храма и руководителем строительства был назначен протоиерей Владимир Курлюта. «Божественные благодать и сила, наполняющие камни со времен Христа, будут хранить церковь, поддерживать в ней молитвенную атмосферу. Это станет символом твердости и незыблемости Божьей истины».

Покров Царицы Небесной простирается не только над жителями микрорайона Шалготарьян, а над всеми горожанами. Приход храма образовался задолго до начала богослужений. Каждый желающий внести свою лепту в строительство храма мог «купить кирпичик» - внести деньги на строительство, и его имя вносилось в особую книгу, которая хранится в храме. По ходу строительства верующие участвовали в субботниках, ускоряя окончание строительства, что сплачивало прихожан ещё больше.

Храм напоминает собой гжельскую игрушку – настолько он светел и благолепно украшен фаянсовыми бело-голубыми изразцами. В то время, пока украшался верхний храм, богослужения шли в нижнем, небольшом храме, освященном в апреле 2012 года в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Там на обозрение был выставлен макет мозаики сводов алтаря и внутренней части храма, которые являются важной частью его благоукрашения. Видеть их в натуральную величину возможно только при открытых Царских вратах. Иконостас в верхнем храме сделан из мрамора. Следует упомянуть, что в нижнем храме есть единственная в городе большая купель для крещения и полного погружения взрослых. Также, на протяжение нескольких лет, в Казанском храме был самый большой колокол.

И колокола, и кресты до установки на свои места также были доступны прихожанам для подробного знакомства с ними.

В праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября 2012 г. состоялось первое праздничное богослужение. По его окончании митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх освятил кресты для куполов храма. Весной 2013г. на Храме были установлены четыре малых золоченных купола.

Над крыльцом Казанской церкви располагается фаянсовая икона Пресвятой Богородицы. Икона изготовлена по специальному заказу в Санкт-Петербурге. Её освящение состоялось 21 июля 2014 г. - в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани. После освящения иконы духовенство и несколько сотен верующих горожан направились к поблизости расположенному источнику, и протоиерей Владимир Курлюта освятил его. Все вместе помолились о даровании водному естеству Святого Духа.

Построенный в честь Казанской иконы Божией Матери храм является главным православным духовным центром и украшением района Шалготарьян г. Кемерово. Высота его составляет 30 метров, одновременно могут пребывать в храме до 500 прихожан. Классическая компактная пятиглавая форма Казанского храма, удлиненные окна, украшение изразцами и фресками в древнерусском стиле, бело-голубые тона – все это создает впечатление устремленности к небу, утонченности, возвышенности и помогает выполнить главное предназначение храма по отношению к человеку – духовно обогатиться людям, сделать этот мир лучше, добрее и красивее!

Святыни Храма

В храме находятся несколько икон Божией Матери, и, конечно же, особо почитаемая на Руси Казанская икона Божией Матери. Именно этой иконой обычно благословляют молодых к венцу, именно ее вешают около детских кроваток – и Богородица с иконы Своим кротким ликом взирает на младенцев. Украшен храм иконами святых, прославивших Русскую Православную церковь – святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси, Иосафа Белгородского с частицами мощей.

Для поклонения верующими имеется в храме мощевик с частицами мощей 30 святых. В Казанском храме есть редкая икона преподобного Стилиана Пафлагонского, жившего в Малой Азии в V веке. Через свою веру он получил дар чудотворения, исцеления. Особо известен прп. Стилиан в церквах греческой традиции. Как и в годы его земной жизни, к нему особенно прибегают в молитвах об исцелении детей.

Традиции

Храм еще очень молод, поэтому традиций еще не так много. Одна из них – чтение нараспев Акафиста Казанской иконе Божией Матери. 

Ещё одна – совместное разговение всего прихода после многодневных постов. Тогда общими усилиями накрывают стол в нижнем храме и делятся радостью наступления праздника все со всеми!

Престольные праздники Казанской иконы Божией Матери завершаются общей трапезой, которую организуют спонсоры – каша из полевой кухни. Кажется, что вкуснее этой общей каши, сдобренной праздничной радостью, нет на свете!

Когда-то в Древней Церкви на всех богослужениях пели все. Теперь в храмах есть певчие, которые делают это профессионально, но в Казанском храме поощряется участие «предстоящих и молящихся». Это всенародное пение служит объединению православных на службе.

Воскресные беседы клириков храма не являются исключением из общих правил современной церкви, но прихожане Казанского храма с интересом, удовольствием и вниманием слушают своих отцов-наставников, батюшек.

Воскресная школа

В 2017 году состоялось торжественное открытие Приходского дома, в котором проходят занятия Воскресной школы. Занятия посещают и дошкольники, и учащиеся окрестных школ. Некоторые из них уже изучают предмет «Основы православной культуры». Есть надежда, что число христиан будет прибывать. На занятиях Воскресной школы детей обучают пению, гончарному и прикладному искусству. Учащиеся знакомятся с основами христианской веры, историей православия. Пока дети занимаются своими делами, здесь же проходят встречи православного молодёжного клуба храма «Казанский дворъ».

(См. Приложение 3 «Этапы строительства Казанского храма и его внутреннее убранство»)

Анкетирование

Мы провели анкетирование среди учеников 4-х и 8-х классов (См. Приложение 4 «Анкетирование»). Всего было опрошено 113 человек. Результаты показали следующее:

У 46% учащихся колокольный звон вызывает духовную радость, 15% он раздражает, 39% его попросту не замечают.

Посещают ли церковь: 19% ответили утвердительно, 32% ответили, что не посещают, «иногда» ответили 49%.

Учащиеся 4-х классов изучают предмет ОРКСЭ в этом учебном году, 8-классники изучали его в начальной школе. Нужен ли этот урок в школе? «Да» считают 35% опрошенных, «нет» - 54%, «очень полезен» - 11%.

Казанскую икону Пресвятой Богородицы узнали 55%.

Вывод: около половины опрошенных учеников нашей школы духовно отзывчивы и проявляют заинтересованность в овладении основами религиозных культур и светской этики.

Заключение

Работая над этой темой, я получила много новой и интересной информации. Я изучила историю православной архитектуры в России, познакомилась с легендой об обретении и утрате Казанской иконы Божией Матери, узнала много разных фактов о Казанском храме города Кемерово. Я думаю, что моя исследовательская работа была для меня полезной, т.к. каждому человеку нужно развиваться не только физически, но и духовно. Работа может быть рекомендована в качестве методического пособия по краеведению для учителей истории, обществознания, изобразительного искусства, школьного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики».

Список использованных источников

https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g811326-d8777648-Reviews-Church_of_the_Kazan_Icon_of_the_Mother_of_God-Kemerovo_Kemerovo_Oblast_Siberian_D.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE-%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%8B_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B9_%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B8

http://ursa-tm.ru/forum/index.php?/topic/124407-stili-russkoy-tserkovnoy-arhitektury-srednevekovaya-rus/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0

https://moiarussia.ru/istoriya-ikony-kazanskoj-bozhej-materi/

http://xn----7sbhla2amdtbmh0d.xn--p1ai/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0/

https://www.sofija.ru/blog/kakie-byvayut-tipy-ikon-bogoroditsy/

Приложение 1

Х рамы Древней Руси

Свято-Ильинская церковь, построена в 1692 году на месте старой деревянной церкви

Десятинная церковь в Киеве, построена и освящена в 996 году

Соборы Святой Софии в Киеве, Великом Новгороде и Полоцке

К иево-Печерская лавра

Церковь Покрова на Нерли (Владимирская область)

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, заложен Юрием Долгоруким в 1152г

Спасо-Преображенский собор в Твери

Церковь Вознесения в Коломенском

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Храм Василия Блаженного в Москве (XVI в.)

Храм Христа Спасителя в Москве (XIX в.)

Приложение 2

Казанская икона Божией Матери

Приложение 3

Э тапы строительства Казанского храма и его внутреннее убранство

До установки крестов на купола все прихожане имели возможность познакомиться и полюбоваться ими

21 июля 2014г – освящение надвратной иконы Богородицы и освящение источника в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани

Праздничное убранство храма

Мозаика в алтаре

Праздничные богослужения

Богородичные иконы

Святыни храма

Мощевик с частицами мощей 30 святых

Иконы с частицами мощей святителей Митрополита Макария Московского и Иосафа Белгородского

Приложение 4

Анкетирование

Анкета

Какие чувства вызывает у вас колокольный звон?

Духовная радость

Раздражение

Я его не слышу

Ходите ли вы в церковь?

Да

Нет

Иногда

Нужен ли урок ОРКСЭ (основы религиозной культуры и светской этики) в школе?

Да

Нет

Очень полезен

Сможете ли вы узнать Казанскую икону Богородицы?

Д а

Нет

Просмотров работы: 335