Летопись моего рода. Шежере (родословная) Ясавиевых

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Летопись моего рода. Шежере (родословная) Ясавиевых

Ясавиев Д.И. 1
1МБОУ СОШ с.Старокиргизово
Салимгареев И.Ф. 1
1МБОУ СОШ с.Старокиргизово
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

С чего все началось? Еще в 5 классе наш учитель истории дал нам задание: расспросив своих родителей, бабушек, дедушек и родственников составить свои родословные. Он объяснил, что это такое и как делается. С заданием, насколько я помню, справились все. У кого-то, родословная, получилась из четырех поколений, другого – из пяти, были и из шести колен. Моя была самая длинная – из семи поколений! Я этим был очень горд.

Один из первых уроков истории прошел в нашем школьном краеведческом музее (Приложение 1). Когда в зале этнографии и археологии я увидел родословные моих односельчан, состоящие из 18 – 20 поколений, моему изумлению не было предела! Я загорелcя идеей продолжить родословную, отыскать своих более древних предков и вписать их имена в древо нашего рода. Но сделать это оказалось не очень-то просто. Если честно, то один свою идею я вряд ли бы реализовал, по крайней мере, в настоящее время. К великому счастью, всегда находятся люди, которые готовы тебе помочь. Такого человека я нашла в лице своего учителя истории.

Для начала он дал мне почитать несколько книг, а именно: «Историю сел и деревень Башкортостана» под редакцией известного нашего ученого А.З. Асфандиярова, отдельные темы по тому II и III, многотомного издания «История башкирского народа», «Историческую этнографию башкирского народа», « Происхождение башкирского народа» Р.Г.Кузеева, выдающегося нашего ученого, книгу нашего земляка-краеведа Фидана Марварова «История села Старокуктово. Шежере башкир рода кыргыз», (на татарском языке). В моей работе очень помогли последние издания из серии «История башкирских родов», посвященные родам киргиз и ельдяк. Я изучил материалы интернет-сайта «Башкирская генеалогия» и пр. В моем исследовании мне помогли родители, старшая сестра Алсу.

Из всего изученного я узнал, что мои предки принадлежат роду «киргиз». Крупный ученый С. И. Руденко считал, что среди древних башкир были и немногочисленные киргизы, образовавшее особое племя, но впоследствии ассимилированные первыми1. Р. Г. Кузеев развивает его мысль, предполагая, что башкирские киргизы являются потомками древних (енисейских) киргизов. Предки башкирских киргизов, захваченные волной кочевнических передвижений, переселились на Сырдарью, где в VIII-X вв. их этническая история проходила в огузской среде. В дальнейшем в составе кипчаков они проникли к западу от Волги, а в золотоордынскую эпоху - на Бугульминскую возвышенность2. Известна и родословная башкирских киргизов, опубликованная на страницах журнала «Шура» за 1913 год (№ 10). Родоначальником их показан Коркут-ата (он «из рода Саитзада, жившего по берегам Хазара и Желтого моря…»), его сын Ахмет-би, его Мухамет-би, его Янаба-би, его Кушук-би, живший в деревне Киргизово и принявший русское подданство в XVI веке. Его сыновья: Аккуш-би и Куккуз-би. У Аккуша был сын Бутамыш-би, его-Бурамыш. Близнецы Кулчан и Танеч Куккузевы «получили жалованную грамоту от царя Алексея Михайловича», правившего в 1645-1676 годах. Последние сведения этого шежере (родословной) подтверждаются владенной грамотой, действительно полученной жителями деревни Старокиргизово (ныне Илишевский район) Кулчаном Куккузевым в 7140 году (- 5508 = 1632) году, только не от Алексея Михайловича, а от его отца Михаила Федоровича Романова (основателя династии Романовых, царствовавших в России в 1613-1647 годах). Получили ее через Уфимского воеводу князя М. Ю. Трубецкого3.

Таким образом, выяснилось, что имена моих самых далеких предков известны, они есть в опубликованных материалах. Известны, также, имена ближайших моих предков – начиная с себя семь колен. Дело осталось за «малым» - связать эти колена в одну цепочку!

Учитель истории предложил мне участвовать в конкурсе исследовательских работ по составлению своих родословных и согласился быть моим научным руководителем. Я решил попробовать свои силы, тем более, работа была связана с моей мечтой о составлении моей полной родословной. Любая работа начинается с гипотезы. Моя гипотеза: используя различные архивные материалы, материалы школьного музея, свидетельства очевидцев, научные работы ученых, публикации, сведения своих ближайших родственников можно составить родословную, своими корнями уходящее в далекое прошлое…

Итак, тема моего исследования – «Летопись моего рода. Шежере Ясавиевых». Ее я считаю очень актуальной: в последнее время у населения наблюдается неподдельный интерес и потребность в изучении своих корней, свидетельством тому являются многочисленные публикации в средствах массовой печати, телевидения, радио, интернета, праздники шежере, резкое увеличение количества простых людей – посетителей читальных залов государственных архивов и прочее. Издается много книг, написанных этими людьми. Такая книга, насколько я знаю, готовиться и у нас, посвящена она будет истории нашего родного села и рода «кыргыз».

Цель моего исследования – составление шежере рода Ясавиевых. Цель определяет задачи исследования:

- найти и изучить источники и литературу по теме;

- сделать анализ источников и литературы;

- определить наиболее подходящие методы исследования;

- разрабатывать тему, консультироваться с руководителем;

- составить и оформить родословную.

Объектом моего исследования является генеалогическое дерево семьи Ясавиевых (вклад моего рода в историю села, района, республики, страны в целом);

предметом – исторические источники: архивные материалы, опубликованные научные труды, публикации, свидетельства, материалы интервью, документы краеведческих музеев и прочее.

Методы исследования служат инструментом в добывании фактического материала для достижения поставленной цели. Они как путь исследования представляют совокупность приемов и операций практического или теоретического познания действительности. В нашей работе будут применяться следующие методы исследования: интервьюирование или опрос, метод сравнения, аналогии, работа с архивными и иными материалами.

В работе использовался фактический материал, полученный с фондов Центрального Государственного Исторического Архива Республики Башкортостан, ЦАМО, РГАДА (Уфимская приказная изба), материалы краеведческого музея Илишевского района, школьного краеведческого музея, архива муниципального образования Новомедведевский сельсовет, материалы, собранные в результате опроса населения.

ГЛАВА I

САМЫЕ «БЛИЖНИЕ» И САМЫЕ «ДАЛЬНИЕ…»

Основную часть работы начну с представления родословной, которую я составил в V классе с помощью родителей и ближайших родственников:

А лсу Данияр Ильназ

Ирек

Фарит

Маснави

Ясави

Габдулгазиз

Фархушад

В этой родословной Данияр - это я, Алсу – старшая сестра, Ильназ – мой младший брат, Ирек – мой папа, Фарит – дедушка, Маснави – прадед, Ясави – прапрадед, Габдулгазиз – прапрапрадед, а Фархушад – прапрапрапрадед. Первые 3 поколения сверху имеют документально подтвержденную «прописку» в этой родословной – это свидетельства о рождении меня и моего брата и сестры, паспорт отца, свидетельство о смерти нашего дедушки. Данные на своего прадедушку, Ясавиева Маснавия Ясавиевича, я нашел на сайте ОБД «Мемориал», где размещены оцифрованные копии документов Центрального Архива Министерства Обороны.

Каждый год наша страна отмечает очередную мирную весну, но время, фронтовые раны и болезни неумолимы. С каждым годом число наших ветеранов уменьшается. И это заставляет нас, всех тех, кто родился после победы, с особым почетом, заботой и вниманием относится к каждому ветерану Великой Отечественной войны. Каждый год в эти дни объявляется минута молчания, трижды звучат залпы военного салюта, и все мы в эту минуту думаем о своем, а по сути – об одном и том же: мысленно вспоминаем своих дедов и прадедов, которые на полях сражений отдали жизни ради победы, ради нашей жизни и нашего будущего.

Я уверен, что забыть о важности этого дня нельзя! В нашей семье бережно хранят и передают память о событиях Великой Отечественной войны. Мои прадеды Ясавиев Маснави Ясавиевич и Нуриахметов Мансур Нуриахметович были участниками этой войны, но только один дожил до счастливого мая 1945 года.

Мой прадед по отцу, Ясавиев Маснави Ясавиевич, пропал без вести во время рейда по тылу врага в феврале 1943 года на территории Украины. Он воевал в составе 112 Башкирской кавалерийской дивизии. Он призвался в январе 1942 год, прошел курсы старшин в учебном центре на территории Гафурийского района БАССР и отправлен на фронт в начале июля 1942 года. Прабабушка Талиба Мухамадгалиевна осталась вдовой в 35 лет. У них было пятеро детей, мой дедушка Фарит Маснавиевич был четвертым ребенком.

Материалы сайта ОБД Мемориал:

Информация из документов, уточняющих потери4. (Рисунок 1)

Фамилия Ясавиев

Имя Маснави

Отчество Ясавиевич

Дата рождения / Возраст ___. ___. 1905

Дата и место призыва 20.01.1942 Илишевский РВК, БАССР, Илишевский район

Воинское звание красноармеец

Причина выбытия пропал без вести

Дата выбытия __.02.1943

Название источника информации ЦАМО

Номер фонда источника

информации 58

Номер описи источника

информации 977520

Номер дела источника

и нформации 181

Рисунок 1. Документ, уточняющий потери.

Таким образом, мы документально установили личность еще одного моего легендарного предка.

В краеведческом музее нашей школы накоплены материалы из ЦГИА РБ, а именно: так называемые «ревизские сказки» - данные переписей населения, которые осуществлялись в 1795, 1816, 1834, 1850, 1859 годах. «Магометанского духовного собрания записи» - годовые отчеты (метрические книги) назначаемых специальным указом сельских мулл, где давался подробный отчет о родившихся, умерших, браках и разводах, перемещениях людей и пр. Имеются и обработаны материалы с 1860 по 1900 год (Приложение 2). Записаны они арабской графикой. Переводом занимается учитель истории Салимгареев И. Ф., который специально освоил арабскую графику.

Следующего предка – прапрадедушку Имамясавия, от которого идет наша фамилия «Ясавиевы», я нашел в материалах за 1884 год (Рисунки 2, 3).

Рисунок 2. Обложка метрической Рисунок 3. Фрагмент листа с

книги за 1884 год. именами новорожденных.

Родился он 12 февраля по тогдашнему календарю и записан четвертым мальчиком. Его полное имя – Имамясави. Приставка к имени «имам» часто встречается в семьях мусульманских священнослужителей, а мои предки к ним и принадлежали. Отцом Имамясавия был Габдулгазиз, он указан на той же метрической тетради за 1884 год. Габдулгазиз сын Фархушата (прапрапрадедушка) записан в ревизской сказке за 1850 год (Приложение 2). Эти же имена назвал во время опроса самый старый житель нашего села, 1917 года рождения, Шарипов Галимьян бабай, который приходится им родственником в третьем и четвертом поколениях. Здесь же содержатся записи о том, что Фархушат указной мулла, его отец Минникай Смаилов. Эти данные подтверждаются материалами ревизских сказок за 1834 и 1816 года. Таким образом, моя родословная «выросла» до девяти колен.

Как уже отмечалось выше, самыми древними предками рода «кыргыз» являются: Коркут-ата (Кандр-би) – Ахмед-би – Мухамад-би – Жанаба-би – Кушук-би – Куккуз-би. В нашем районе сохранилась одна из самых обширных арабографичных шежере рода кыргыз. Она переведена и исследована. К сожалению, моих предков там не оказалось. Это обстоятельство навлекло меня на мысль о том, что мои предки могут быть в другом колене рода кыргыз, который связан с именем АККУЗ – БИЯ (или АККУШ – БИЯ). Свои поиски мы начали в этом направлении. Итак, осталась самая трудная часть задачи – связать самых «древних» и самых «близких». Думаем, что имеющийся у нас материал, поможет справиться с поставленной целью и задачами.

ГЛАВА II.

СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ

Поименный учет населения до переписи 1795 года не велся, учитывалось,только, количество дворов. В материалах по истории БАССР (Т.I, II), упоминаются имена отдельных жителей села Старокиргизово: Кучука Искина, Иски Танатарова, Юлдаша Московова5. В опубликованных материалах6есть древние родословные или их копии. В настоящее время известно четыре варианта родословной киргизцев, которые хранятся в личных и государственных архивах, в Илишевском районном краеведческом музее. В нашем школьном музее хранится пятый вариант этой родословной. Все они дополняют друг друга. По данным ревизии 1816 года (Приложение 2), в нашей деревне, наряду с другими, жили Минникай Исмагилов и Мухаметрахим Московов. К какому из этих двух линий относится мой род, нам удалось установить, изучая МИБ (материалы по истории БАССР). Там мы нашли любопытный документ – судебное дело в мировом суде, где участвуют представители моего рода7. Смысл документа в том, что родная тетя моего прапрапрапрапрапрадедушки Исмагила Кучукова, Гульзама, вместе со своими братьями Курбанаем и Сафаром подали на него иск на равный дележ имущества умершего нашего прапрапрапрапрапрапрапра- дедушки Искея Танатарова. Исключительная важность описанного документа в том, что там называется имя до сих пор неизвестного моего предка, отца Исмагила – Кучука. Таким образом, мне удалось, документально, установить свою родословную до 12-го колена.

Несмотря на долгую и скурпулезную работу, отца Танатара по известным в настоящее время документам установить не удалось. Оно нигде не встречается. Мы исходили из логики, что имя отца, по крайней мере, в

XVII – первой половине XIX вв., являлось фамилией сына. На сегодняшний день наша готовая родословная состоить из 19 поколений (отдельные ветви моих родственников доходят до 20 колен). Откуда же мы установили еще 7 поколений? В этом нам помогли материалы нашего школьного краеведческого музея (победителя республиканского конкурса школьных музеев, дипломанта финала Всероссийского конкурса). У нас хранится подлинник шежере, найденный моим руководителем в д. Новомедведево в 2010 году. Он переведен и обработан им же8. Начинается шежере с имен Карман – Ядкар – Тангатар. Шежере не претендуют на роль абсолютно точных исторических документов, но, по мнению многих авторитетных ученых они являются очень важным источником по истории края. Имена Карман – Ядкар – Тангатар указаны в другом арабографичном шежере, обнаруженном в д. Бишкураево нашего района. В опубликованных документах д. Бишкураево (Бишкуразово) именуется … «д. Бишкуразово, (Киргизово тож…)»9. Там родословная имеет продолжение Тангатар – Ядкар-би – Карман-би – Ябанчар-би – Аккош-би – Алчан-би – Акъяр-би – Ильджак-би10.

Таким образом, нам удалось соединить известных по опубликованным источникам представителей рода киргиз с именами моих ближайших предков, которые нам удалось отыскать в ходе нашего исследования с использованием архивных материалов, опроса, сопоставления и сравнения. Вот какая получилась у меня родословная:

Данияр – Ирек – Фарит – Маснави – Ясави – Габдулгазиз – Фархушад – Миннекай – Исмагил - Кечек – Иски – Танатар - Ядкар – Карман – Ябанчар – Аккош – Алчан – Акъяр – Ильджак. Целых девятнадцать поколений! Я сделал это! (См. с.15; приложение 5).

ГЛАВА III. ЛЕТОПИСЬ МОЕГО РОДА.

В данной работе я составил родословную своих ближайших родственников по отцовской линии. Я принадлежу к очень большому роду. В 52 % домохозяйств нашего села проживают представители моего рода. В рамки одной исследовательской работе очень трудно всех включить и обо всех рассказать. Более подробно обо всех будет рассказано в книге о нашем селе, работа над которой идет уже 7 лет (мой материал там тоже будет представлен). В арабографичных шежере древние мои предки названы биями. Значит, они были знатного происхождения, в числе других биев башкирских кланов решали судьбу своих сородичей, принимали судьбоносные решения, такие как добровольное вхождение в состав российского государства, которое предопределило судьбу десятков поколений. Они же поднимали народ на борьбу, когда считали, что их воля нарушена, честь поругана.

Мой род известен как род мусульманских священнослужителей. Начиная с XVIII века более 20 моих предков были имамами мечетей, муадзинами, азанчеями, муллами. И сегодня, мой пятьюродный дядя, является имамом мечети.

Среди моих родственников много людей разных профессий, есть очень известные люди, трудящиеся в самых разных отраслях нашей необъятной Родины. Я, наверное, не вправе кого - то выделять, хвалить. Они вместе со всеми другими поднимали нашу страну, защищали нашу Родину в страшные годы войны, многие ценой своей жизни – более 20 моих родственников погибли на фронтах Великой Отечественной… Они отдали свои жизни за наше счастливое будущее. Я очень уважительно отношусь к тем моим сородичам, которые остались верны своей родной земле, селу. Мой род вместе с другими продолжает жить и творить на месте, выбранном нашими далекими предками – низкий им поклон! Моя цель – успешно окончив школу, получив высшее образование - служить Родине, быть достойным своей великой Отчизны и своего рода и народа!

В процессе работы я сделал еще одно открытие: оказывается, с. Бишкураево в XVII веке именовалось «Киргизово тож…». Значит, оно выделилось из д. Старокиргизово, как и пара десятков других сел и деревень. А это означает, что предки самого известного нашего земляка, легендарного летчика-штурмовика, дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева (Рисунок 4) – выходцы из нашей деревни. Возможно, (я на это надеюсь) они принадлежат к одной из ветвей нашего рода. Моя следующее исследование будет посвящено выяснению выше изложенного, т.е. данная работа имеет продолжение.

Рисунок 4. М.Г. Гареев.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

« … кыргыз җəмəгатьлəремезнең, олуг бабалары-

мызның исемнəре мəгълүм улсын…»

«… да будут известны имена народов наших кир-

гизских и дедов великих…»

(изречение из древней рукописной родословной)

Вот и завершилась работа, которая продолжалась около 2-х месяцев. Работа трудная, но очень интересная и увлекательная. Я сделал для себя много открытий, получил новую информацию и знания, навыки, которые, несомненно, мне еще пригодятся. Оказывается, в наших архивах содержится столько информации, что используя даже незначительную ее часть, можно сделать много открытий. Большинство людей об этом, на мой взгляд, даже не догадываются. Конкурсы, в которых я имею честь участвовать, должны, как мне кажется, подвинут этот процесс в нужном направлении.

В начале своей работы я поставил цель – составить полную родословную семьи Ясавиевых. Свою цель и задачи считаю выполненными.

Используя опубликованные и неопубликованные архивные материалы, данные опросов, материалы местных музеев, мы составили родословную, включающую девятнадцать поколений примерно с начала XVI века по сегодняшний день, а это целых пять веков!

Моей работой заинтересовались и одноклассники. Я, самостоятельно, помогаю им углублять их родословные.

Выражаю слова признательности своему руководителю за его помощь, полезные советы, поддержку, терпение и компетентность, спасибо моим родителям, сестре, сельским аксакалам и всем тем, кто помог в моем исследовании. Вот какое у меня получилось родовое дерево! (на фоне сандаловое дерево)11.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Асфандияров А. З. История сел и деревень Башкортостана. Кн. 4. Уфа.1993.

Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа. 1978.

Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М. 1974.

Марваров Ф. С. История села Старокуктово. Шежере башкирского рода киргиз. Уфа. 2001.

Руденко С. И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М. 1955.

История Башкирского народа. В 7 Т.- Т. I-II. Уфа. 2011.

История башкирских родов. Кыргыз. Том 10/ С. Хамидуллин и др. – Уфа: Полиграфкомбинат, 2015.

История башкирских родов. Ельдяк. Том 13/ С. Хамидуллин и др. – Уфа: Полиграфкомбинат, 2015

9. ЦГИА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 92. Копии ревизских сказок.

10. ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 9. Д. 789-842. 1831-1898.

11. Интернет-сайт ОБД Мемориал.

12. Интернет-сайт «Башкирская генеалогия». Режим доступа: ufagen.ru/bashkir.

13. Материалы Илишевского районного краеведческого музея.

14. Материалы школьного краеведческого музея.

15. Архив МО Новомедведевский Сельский совет.

16. Информация, полученная от Шарипова Галимьяна Абраровича, Фаррахова Мулламухамата Муллашаеховича, Калимуллина Гилемьяна Калимуллиновича (материалы школьного музея).

Рекомендуем посмотреть страничку школьного музея на сайте medv.jimdo.com

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Хозяйственно – бытовой отдел музея Внутреннее убранство старинного дома

Экспонаты зала боевой и трудовой славы

Отдел археологии и этнографии

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Ревизские сказки (материалы переписей населения)

1816 год 1834 год

1850 год 1859 год

Метрические тетради

1890 год 1864 год

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Родословная рода киргиз (4 вариант)

5 вариант

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО ЯСАВИЕВЫХ

Шежере с. Бишкураево12

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Баннер с моей родословной.

1Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М. 1955.С. 329.

2Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. М. 1974. С.362.

3Асфандияров А. З. История сел и деревень Башкортостана. Кн. 4:Справочная книга. – Уфа: Китап, 1993. С.5.

4 Интернет ресурс. [Режим доступа] http:// www.obd.memorial.ru

5 История башкирских родов. Кыргыз. Том 10/ С. Хамидуллин и др. – Уфа: Полиграфкомбинат, 2015. С.347-348.

6 Марваров Ф. С. История села Старокуктово. Шежере башкир рода киргиз. – Уфа: Полиграфкомбинат, 2011. С.19-24.

7 МИБ. Т.V.С. 119-120.

8 История башкирских родов. Кыргыз. Том 10/ С. Хамидуллин и др. – Уфа: Полиграфкомбинат, 2015. С.309-310.

9 История башкирских родов. Ельдяк. Том 13/ С. Хамидуллин и др. – Уфа: Полиграфкомбинат, 2015. С.100.

10 Гильданов Ф. Бишкурай. Туганлык тамырлары. – Уфа: ИД «Чурагол», 2011. С.210-211. История башкирских родов. Ельдяк. Том 13/ С. Хамидуллин и др. – Уфа: Полиграфкомбинат, 2015. С.270-291.

11 Согласно «Чингиз-наме», родовые атрибуты – дерево, боевой клич, птица (онгон), тамга были дарованы нашим предкам самим Чингиз-ханом.

12 Гильданов Ф. Бишкурай. Туганлык тамырлары. – Уфа: ИД «Чурагол», 2011.

Просмотров работы: 300