Новочеркасское реальное училище в период революции, Гражданской войны и становления советской школы

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Новочеркасское реальное училище в период революции, Гражданской войны и становления советской школы

Янченко Д.Д. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение cредняя общеобразовательная школа № 1 (МБОУ СОШ № 1)
Тарасова О.М. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение cредняя общеобразовательная школа № 1 (МБОУ СОШ № 1)
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Наш город уникален тем, что многие из нас живут, работают, учатся и воспитываются в исторических зданиях, возведённых ещё нашими предками, формируют свою духовную культуру на основе исторических памятников, построенных в дань уважения подвигам и делам Ермака, Платова, Бакланова, тем, кто погиб в годы Гражданской и Отечественной войн. Не исключением является и современная школа №1.

Своё исследование я посвящаю истории моей школы – ныне МБОУ СОШ №1 имени М. Горького г. Новочеркасска. Считаю, что эта тема для меня очень актуальна. Сейчас я учусь в восьмом классе, и за годы обучения у меня создался определённый образ своей школы, поэтому мне особенно интересно узнать то, что было до меня, – историю родной школы. В прошлом году школе исполнилось 140 лет. Это солидная дата для учебного заведения, и результат его деятельности можно оценить, лишь только хорошо узнав историю школы.

Работа оказалась очень ответственной, так как исследований на эту тему обнаружить не удавалось. Более того, новочеркасский филиал Госархива располагает данными только с 1943 года, архив ГОРОНО тоже не располагает нужными документами. Источниками для моего исследования стали документы Госархива Ростовской области, архива школы, дореволюционная периодическая печать, фонды музея истории Донского казачества. Написание работы было бы невозможно без использования воспоминаний участников событий. В частности, я использовала воспоминания Сладкова Василия Фёдоровича, Конопленко Анатолия Ильича, бывших реалистов, учеников школы. [9], [10], (приложения 2, 3, 4, 6, 7)

Цель работы: восстановление одного из наименее изученных периодов истории школы – период революции, гражданской войны, становления советской школы. Это не только представляет интерес для чтения, но и способствует использованию материала в работе по изучению истории родного города, а также развитию образования на Дону.

Задачи работы:

Приобщение учащихся к историческому и культурному наследию своей страны, школы.

Воспитание чувства уважения, гордости к истории учебного заведения, в котором обучаешься.

При написании работы я открыла для себя множество интересных фактов из истории школы, до этого мне неизвестных. Среди них имеются такие, которые могут заинтересовать любого человека, хоть сколько-нибудь причастного к нашей школе.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

История Новочеркасского реального училища периода Первой Мировой войны, революции 1917 г., Гражданской войны

История НРУ периода Первой Мировой войны (1914-1918 г.г.), революции 1917 г., Гражданской войны тесно связана с этими событиями. В годы Первой Мировой войны в здании располагался госпиталь. Известен факт, что во время визита в Новочеркасск 5 декабря 1914 года император Николай-II «посетил ряд расположенных в городе лазаретов…дольше всего он задержался в лазарете, помещавшемся в здании реального училища. Везде царь вручал раненым Георгиевские кресты и медали». [8]

Влияние революционных событий 1917 г. заставило отдел народного просвещения Всевеликого Войска Донского заняться «развитием воли учащихся, проявления ими индивидуальности в развитии творческих способностей». Главную задачу в решении этого вопроса в ноябре 1918 г. руководство НРУ видит в ликвидации долгов по восстановлению программных улучшений минувшего года, организации правильно поставленного общего трудового режима в школе. Это должно осуществляться совместными усилиями педколлектива в предъявлении к ученикам законных требований по выполнению ими ежедневных обязанностей. Кроме этого, необходимы учебные кружки со строго академической программой, экскурсии, введение ручного труда и открытие школьного музея с выставленными работами самих учеников.

Ещё раньше в 1916 г. при НРУ была учреждена «Георгиевская» стипендия. Она предоставлялась «для воспитания детей воинов, павших на поле брани или потерявших способность к труду во вторую Отечественную войну, на добровольные пожертвования граждан». [1]

В указанное время в здании НРУ размещался целый ряд учебных заведений. С января 1916 г. по 8 августа 1917 г. – Влоцлавская гимназия (Новочеркасская 3-я мужская гимназия). В мае 1917 г. здесь располагались общеобразовательные казачьи курсы, в начале 1918-1919 учебного года – Петроградский Смольный институт.

В 1918 г. училище представляло следующую картину. Фактически оно занимало только первый и второй этажи, так как в цокольном этаже размещались квартиры служителей, истопников с семьями, а третий этаж, за исключением церкви, был отдан институткм. Также на 1-м этаже располагалась квартира директора школы. Вход в неё был как с Комитетской улицы, так и из училища. Реалисты занимались в первую смену, а во вторую занимались девочки Смольного института. Причем в Новочеркасск вывезли лишь старших смолянок. По данным 1920 – 1921 г.г. в Смольном институте было всего 8 классов, причём номинальное и фактическое количество обучающихся значительно отличается – 211 и 137. [3]

4 февраля 1919 г. распоряжением высшей власти здание Александровского училища ликвидировалось под лазарет. Возникли трудности с размещением училища в городской второй женской гимназии. Начальница гимназии О. Милорадович в ответе директору НРУ заявляет, что «организация занятий реального училища во вторую смену в женской гимназии не только нежелательна, но и недопустима». Аргументами стали невозможность совместного нахождения мальчиков и девочек, трудности в уборке помещений, а также неудовлетворительное санитарное состояние самой женской гимназии. Лазарет №9 располагался в реальном училище недолго. В ноябре того же года директор училища Горчаков Мирон Афиногенович просит санитарного инспектора г. Новочеркасска очистить двор РУ от мусора, оставленного лазаретом. [1]

Для преодоления трудностей военного времени в сентябре 1919 г. служащие реального училища и Смольного женского института образовали кооператив в составе 70 человек. Чтобы не стоять в очередях, они просят отпускать им необходимые товары и продукты из склада продовольственной управы. В октябре 1919 г. директор НРУ ходатайствует перед правлением Всевеликого Войска Донского о предоставлении беспроцентной ссуды сотрудникам для приобретения угля и других осенне-зимних заготовок.

В условиях дальнейшего обострения ситуации в городе в январе 1920 года на основании обращения директора НРУ к коменданту города Новочеркасска в здании устанавливается военный караул. В его функции входит охрана имущества, книг, пособий, а также обеспечение спокойствия проживающих там институток Смольного, так как служащими в нём являлись только женщины. [2]

Постепенно под воздействием событий Гражданской войны в январе и ноябре 1919 года НРУ втягивается в составление сначала списков служащих - солдат, а затем и офицеров, работающих в училище. Такими офицерами оказались Морсков Иван Васильевич, военный чиновник, и Волков Борис Ефимович, обер-офицер для поручений при управлении артиллерией Всевеликого Войска Донского. Списки передавались в штаб Всевеликого Войска Донского.

В это же время в воскресные и праздничные дни в двух классах и коридоре училища происходит обучение бой и герль скаутов начальником организации их дружин. [2]

НРУ просуществовало до 1920 года. В семи классах основного и семи классах параллельного отделения в 1920 году обучалось 307 реалистов.[3]

Формирование новой структуры образования в городе Новочеркасске

С 1 мая 1920 г. городской отдел единой трудовой школы начинает работу по формированию новой структуры образования в городе Новочеркасске, констатируя, что в прошлом учебном году школы функционировали под старыми названиями и в большинстве случаев в старых помещениях. [4]

По его распоряжению город был разбит на 7 районов, и все прежние школы разделены на школы I и II ступени, соответственно школ I ступени - 40, школ II ступени - 8. Занятия в этих школах начинались 15 сентября 1920 года. Одновременно с этим заседала Окружная избирательная комиссия по перевыборам учителей Черкасского округа: выборы и утверждение школьных работников I и II ступени города с их почасовой нагрузкой. Кроме этого, параллельно работала комиссия по распределению учащихся школ г. Новочеркасска по школам II ступени. Предполагалось, работая в две смены, производить занятия во всех школах I и II ступени в одном здании.

Предметными комиссиями педотдела единой трудовой школы вырабатывались программы для учебных заведений, основанные на минимуме знаний учащихся и на программах Наркомпроса. Но из-за отсутствия бумаги они не были отпечатаны и разосланы учителям. Чтобы дать учителям конкретные указания, педотдел провел съезд-курсы, продолжавшиеся две недели. В их работе приняло участие 700 слушателей. Съезд заведующих райотнаробразами в августе 1920 года отметил плачевное состояние дел в образовании. От войны пострадали помещения школ, нет стекол, учебных пособий, даже мебели в отдельных школах. Преподаватель химии бывшего реального училища Наугольнов Василий Алексеевич был командирован на стекольные заводы в г. Ростов и г. Аксай для приобретения химической посуды. Ремонта в школах давно не было, а для ремонта одной школы требуется 15-25 тысяч рублей. Многие школьные помещения заняты лазаретами, военными организациями. Срочно собирались сведения о канцелярских принадлежностях. Красной нитью отмечалось отсутствие у детей обуви и одежды. [6]

По данным муниципального предприятия технической инвентаризации г. Новочеркасска (приложение 1) в здании бывшего реального училища располагались:

1924 год: 1-я Государственная школа II ступени (10 комнат), 9-я школа I ступени (16 комнат), школа по ликвидации неграмотности (10 комнат), квартира заведующего школой Смирнова Григория Александровича;

1926 год: 1-я Государственная школа II ступени, пионерклуб, квартира зав.школой и служащих (приложение 5);

1928 год; 1-я Государственная школа II ступени, курсы по подготовке в ВУЗы, организованные отделом наробраза.

Общеобразовательными предметами в 1 Государственной школе II ступени были: обществоведение, политическая экономия, экономическая география, естествознание, родной язык (литература), математика (алгебра, геометрия, тригонометрия), физкультура, гигиена. Кроме этих предметов, преподавались и специальные, по профессиональному кооперативному уклону: кооперация, бухгалтерия, товароведение, коммерческая арифметика. В результате выпускник школы приобретал специальную подготовку для работы в области кооперации и счетоводства. Дополнительно ученики занимались иностранными языками, искусством (рисованием, музыкой).

Окружная избирательная комиссия по перевыборам учителей в августе 1920 года определила в 1 школе II ступени 6 групп и следующий преподавательский состав: русский язык - Князева, математика, физика, космография (50 уроков) - Архангельский и Абаза; естествознание и география (24 часа) - Загорская; логика и психология (6 уроков) - Канаев; история и история культуры, история социализма, политическая экономия и законоведение (27 уроков) - Алфеев; 15 уроков и 3 часа географии Болотов (ему же 15 уроков в 7 школе); искусства (17 уроков) - Монетов; новые языки (24 урока) (французский - Немова, немецкий - Вендер); пение и музыка (12 уроков) - Беляева; гимнастика (10 уроков) - Бандрачек; ручной труд (12 уроков), гигиена 8 - вакансии.Директором школы был назначен Смирнов Григорий Алексеевич. [5]

Большую роль в жизни школы играл совет школы. Школьный коллектив в количестве 600 человек избирал 65 делегатов. Из состава делегатов избирался Главный ученический комитет (ГУК) в составе 35 человек, а из них президиум ГУКа - 9 человек. Первым председателем ГУКа стал Замулин Дмитрий, затем Орлов Николай. ГУК издавал многотиражную газету «Голос юношества» на стеклографе для всех групп и учителей. При ГУКе функционировал санитарный отдел. Он строго следил за санитарным состоянием классов, их проветриванием, чтобы в здании снимали верхнюю одежду. На основании заявлений безработных «Союза работников просвещения» и организационной деятельности санотдела в школе был открыт буфет. При школьной амбулатории работали здравячейки, в задачу которых входило просвещение и воспитание учащихся. Кружок санкорреспондентов знакомил всех со знаниями по санитарии и гигиене.

Большой активностью отличалась работа учебно-воспитательной комиссии ГУКа. Она рассматривала вопросы о сроках отчётности педагогов школы, о взаимоотношениях между ними и учащимися. ГОРОНО была проведена конференция четырех школ города. На ней обсуждался доклад «Академизм и общественная работа». Комсомольцы и педагоги I-ой Государственной школы II-ой ступени принимали участие в работе конференции.

По инициативе учебно-воспитательной комиссии ГУКа комсомольцы сами готовили доклады и рефераты на различные темы: «О происхождении жизни на земле», «Братья Карамазовы» Достоевского, «Воскресение» Л.Н. Толстого, регулярно слушали лекции приглашённых лекторов: протоирея Князева, отрекшегося от религии - «Где правда Христа», инженера Базилевского - «Чудеса техники».

При ГУКе существовал кооператив с месячным оборотом 820 руб., (к сожалению, пока сведений о его деятельности у нас нет) касса взаимопомощи с участием 240-250 человек.

Творческий коллектив школы «Синяя блуза» представлял художественную самодеятельность учащихся. Это, прежде всего, сатира и сатирические представления, спектакли драматического кружка, концерты струнного оркестра школы.

Особое внимание ГУК уделял физической подготовке учащихся. На переменах и уроках физкультуры всегда играли в подвижные игры; волейбол, горелки, «третий лишний», городки. Была и военная подготовка; комсомольцы регулярно разбирали и чистили винтовки. ГУКом была хорошо организована и внешкольная работа. Ученики шефствовали над воинской частью, расположенной на площади Павлова; участвовали в переписи детей школьного возраста, смотрели много кинофильмов, как «9 января», «Тяжёлые годы», «Акула Аляски», «Закон любви». Кинофильмы были в основном иностранные, цена билетов для учащихся - 10 копеек.

Как видно из вышеизложенного, история нашего учебного заведения неразрывно связана с историей государства этого периода времени. Сегодня она представляет большой интерес для всех обучающихся.

Заключение

Наша задача, используя все возможности, восстановить историю и, применяя накопленный опыт, сохранять и преумножать исторические традиции школы. Её история предоставляет достаточно материалов для дальнейшего продолжения исследовательской деятельности.

Список использованных источников и литературы

Государственный Архив Ростовской области (ГАРО) фонд 349 опись 1 дело 648

ГАРО фонд 349 опись 4 дело 6

ГАРО фонд Р 1818 опись 1 дело 447 лист 181

ГАРО фонд Р 1818 опись 1 дело 447 лист 168

ГАРО фонд Р 1818 опись 1 дело 447 лист 195

ГАРО фонд Р 1818 опись 1 дело 447 лист 195-199

Муниципальное унитарное предприятие технической инвентаризации (МУПТИ) квартал 128 дело 16

Данцев А.А. Созвездие Тихого Дона. Новочеркасск, «НОК»

Конопленко А.И. Воспоминания; выпускник 1927 г.

Сладков, В.П. Переписка с музеем истории Донского казачества: Воспоминания – нач.80 г. Новочеркасск: МИДК, КП-13-506.

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

   

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Просмотров работы: 71