Образы Ермака, Разина и Пугачева в фольклоре уральских казаков и в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образы Ермака, Разина и Пугачева в фольклоре уральских казаков и в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля

Мурзагулова  С.М. 1
1Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления
Опря  О.В. 1
1Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Западный Казахстан – регион с уникальной историей и многонациональной культурой. Духовным, культурным центром региона является город Уральск, до конца XVIII века именовавшийся Яицким городком. История Уральска связана с бежавшим на берега реки Яик (ныне Урал) беглым русским людом, а также с кочевавшими здесь тюркскими народами.

За многовековую историю, берущую начало со времен Киевской Руси, сложилась у народов, живущих в этом регионе, многообразная культура. Множество легенд и преданий хранят дома, улицы, переулки Уральска, ставшего форпостом старообрядчества и воротами для Российской империи в неизвестную тогда Азию. Великие российские исторические события (восстания, войны, походы) не обошли стороной Уральск. Уральцы принимали участие в Куликовской битве, в войнах Петра I, в крестьянских восстаниях под руководством С. Разина и Е. Пугачева. Уральск – активный участник событий Революции, Гражданской войны и Великой Отечественной войны. Однако с недавнего времени наметилась тенденция пересмотра смысла исторических событий, с 1990-х годов идет целенаправленная работа по переименованию улиц, сносу или переносу памятников, создававших неповторимый колорит сплетения древнего и нового, традиционного и местного.

На интегрированном уроке литературы и истории учителя рассказывали нам о восстаниях под руководством С. Разина и Е. Пугачева, а затем учитель литературы рассказала о пребывании в нашем городе русского поэта А.С. Пушкина и русского лексикографа В.И. Даля и их интересе к разинским и пугачевским событиям на Яике. В местной исторической литературе этот вопрос мало исследован. Больше внимание обращается на сбор Пушкиным материалов о пугачевском бунте и об отражении этих материалов в романе «Капитанская дочка». Я решила провести исследование вклада русских писателей (особенно Владимира Ивановича Даля) в изучение истории моего края, поскольку это поможет более объективно рассмотреть исторические и литературные процессы.

Актуальность моего исследования в необходимости изучения образов Ермака, Степана Разина и Емельяна Пугачева в текстах уральских легенд и преданий и «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, поскольку эти тексты содержат народный взгляд на историю, на образы, значение которых последнее время переосмыслено.

Я поставила перед собой такие цели(теоретическую и практическую):

1)сравнить образы Ермака, Разина и Пугачева в народных легендах и преданиях и «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля,

2)по изученному материалу сделать электронное приложение для использования на уроках русской литературы и истории.

Задачи:

1)собрать в разных источниках тексты легенд и преданий,

2)собрать цитаты из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля,

3)доказать сравнительным анализом, что образы Ермака, Степана Разина и Пугачева играли огромную роль в местной истории и поэтому нашли отражение в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля,

4)создать виртуальную экскурсию для использования на уроках истории и русской литературы.

Гипотеза: я предполагаю доказать, что в русский писатель и лексикограф В.И. Даль отразил народное представление о личностях, связанных с историей нашего края. Региональная история не должна быть искажена, поэтому работа на уроках с первоисточниками имеет большое значение.

Методы исследования: сплошная выборка, сравнительный анализ, составление таблиц, создание виртуальной экскурсии.

Основная часть

На первом этапе исследования я собрала тексты уральских преданий и легенд о Ермаке, Разине и Пугачеве. Это было непросто сделать, так как нет отдельного сборника, некоторые тексты записывали в XIX веке уральские бытописатели И. Железнов[1] и Н. Савичев, но они разрозненны, нет систематизации, нет подробного анализа. Я работала в местных библиотеках, также мне оказали поддержку уральские краеведческие музеи, особенно музей «Старый Уральскъ».

У местных краеведов я узнала, что обширный край вдоль реки Яик стал заселяться в середине XV века. Яицкое казачье войско с центром в яицком городке жило обособленно, хотя постоянно несло службу русскому царскому правительству. Образ жизни казаков описан во многих исторических трудах, в том числе и русских ученых: республиканская форма правления - вечевой круг, атаманство, наёмка, старообрядчество, рыболовство, общественное владение Яиком, вольница. Первые поселенцы на реке занимались грабежами, разбоем, а добычу делили на Каспийском море, на Дуванной косе[5].

Я проанализировала образы народных героев в уральских текстах. По времени появления на Яике Ермак был первым (годы его жизни – 1532-1585). Предания о нем появились на Яике в середине XVI века, когда еще казаки волжские, донские, гребенские, яицкие не сформировались в войска, а ватагами промышляли разбоем. Эти ватаги считали Ермака своим атаманом. В 1874г.историк Корин П. писал, что казачьи ватаги разоряли селения вдоль Волги и Каспия, в том числе корабли, принадлежавшие русскому правительству. Казаки были разгромлены, их атаману Ермаку пришлось идти с повинной к русскому царю. В уральских преданиях приводится разговор Ермака с царем, в котором главной причиной нападения на государевы корабли Ермак называет отсутствие клейма на них: «Разбивал я корабли татарские, армянские и все басурманские. В том числе, видно и твои подвернулись! Почем я знал, что твои? Они ведь не орлены, не клеймены!». Частью преданий стали исторические песни: «Как на Волге реке, да на Камышенке», «Шатаился, мотаился Ермак, сын Тимофеевич». И в первой, и во второй песнях отражены одни и те же события: приход с повинной к русскому царю Петру Алексеевичу, враждебное отношение бояр, условие царя – покорение Сибири для русского государства. Однако предания показывают противоречивое отношение казаков к Ермаку: с одной стороны, считалось, что Ермак обладал необычными способностями (черти ему помогали), с другой стороны, народ осуждает его за принятие царского золотого подарка – лата в двенадцать пудов. Народ считал, что Ермак надел золотой подарок царя и оступился, прыгая с корабля на корабль, пируя после покорения Сибири. Отдав царю Сибирь, Ермак, по мнению казаков, предал казачью вольницу.

Следующий герой уральских легенд и преданий – Степан Разин (появление на Яике – 1667г). Исследовав тексты, я пришла к выводу, что в них больше черт легенд, чем преданий. Во-первых, основание Яицкого городка на нынешнем месте связано в памяти народной с чудесным появлением Митрополита Алексея уже после разинского восстания, поэтому и отсутствовал Разин в самом городке. Во-вторых, в текстах не раз говорится о неординарных способностях Разина: умении разговаривать со змеями и заговаривать их, способностями к ворожбе, чародейству. Разин, по легенде, мог повелевать водными стихиями, переплывать на ковре через Волгу. Только у него, по легенде, было виноградное вино. Притон Разина находился внизу Яика – около Гурьева. В легендах звучат, как в текстах про Ермака, народные песни про Разина – «У нас-то было на батюшке, на тихиим Дону» и «Увил, ухитил Харкушка». Вторая песня рассказывает о «согласничке» Разина – Харко, в честь которого в Уральске был назван форпост – Харькинский. Этот есаул Разина предстает удалым, хитрым, «свил гнездо на семиствольном осокоре». Очень популярна во время застолий в Уральске песня «Ой, то не вечер, то не вечер», которую местные краеведы, однако, не связывают с личностью Разина. Но в этой песне как раз рассказано о догадливом есауле, который пророчит смерть атаману (а я прочитала, что в тексте легенды Харко пророчит смерть подчиненным ему воинам).

Самые многочисленные предания и легенды связаны с личностью Емельяна Пугачева. Память о пугачевском восстании была очень жива в Уральске, переименованном в честь этого исторического события Екатериной II[4]. Яицкие казаки стали ядром восстания Пугачева. Вера в Пугачева как царя Петра Федоровича долго жила в памяти казаков, которые отразили в преданиях мысль, что казнен был другой человек. Бегство царя из Петербурга связывали с семейными конфликтами, обещание казакам сохранить крест и бороду объясняли советом турецкого султана, женитьбу на Устинье – желанием царя Петра досадить питерской жене, кровопролитие во время бунта – сбывшимся пророчеством святых отцов. Судьба сына Устиньи от Пугачева казаками была связана с деятельным участием Екатерины II, которая, по мнению народа, воспитала его как царского наследника. В преданиях, записанных И. Железновым, Пугачев предстает, однако, не только с хорошей стороны. Ему свойственны жестокость, хитрость (даже пушку приказал сечь нагайками), коварство (изучал образ мыслей казаков, их старообрядческую веру, молясь, упоминал имя императора), а казаки связали его и выдали.

На втором этапе исследования я познакомилась с биографией В.И. Даля и особенно внимательно изучила труды о пребывании Даля в Западном Казахстане. Даль 8 лет прожил в Оренбурге, так как служил там чиновником особых поручений. За годы жизни в нашем регионе Даль собрал богатейший материал устного народного творчества. Его интерес к фольклору уральских казаков и казахов был обусловлен, во-первых, тем, что он происходил из грамотной семьи, воспитавшей в нем интерес и любовь к труду и истории, во-вторых, тем, что в русской литературе господствовало течение романтизма. Романтики обращались к историческому прошлому как важному источнику творчества, литературы и воспитания. В научной литературе не указана причина интереса Даля к фольклору, связанному с Пугачевщиной, но я предполагаю, что это влияние А.С. Пушкина. Русский поэт приехал в сентябре 1833года в Оренбург, но посетил и Уральск, а в этой поездке его сопровождал Даль. Не только при Дале, но и доныне на берегах Урала живут легенды о зарытых Разиным, Пугачевым и Мариной Мнишек несметных сокровищах, золотом груженых лодках, кувшинах с золотыми и серебряными монетами.

Когда я начала поиск слов, записанных в Оренбурге и Уральске, в «Толковом словаре живого великорусского языка», я поняла, что Словарь Даля – энциклопедия не только русской жизни, но и жизни Яицкого городка 30-х годов XIX века. Я делала сплошную выборку и собрала фрагменты уральских преданий и легенд, записанных Далем в нашем крае. Считаю, что их можно разделить на несколько видов: 1)исторические – связаны с реальными историческими лицами, 2)топонимические – связаны с географическими названиями, 3)этногенетические – связаны с образованием войска.

Третьим этапом моего исследования стало сравнение фрагментов, записанных Далем, с текстами уральских легенд и преданий. Для этого я составила таблицу.

Таблица 1. Концептуальная таблица сравнения текстов.

Линии сравнения

Народные тексты [1]

«Толковый словарь живого великорусского языка»

Географические названия

Примерно на нашем море (Каспийское), чай знаешь, есть Дуванная коса. На ней в старину притон был разбойничий. Там разбойники дуван дуванили, то-ись, добычу делили между себя, - от того она и прозвалась Дуванной.

В устьях Урала есть урочище Дуванный бугор, где казаки встарь, возвращаясь с моря, из Персии, дуванили дуван(I, 499)

Станичники полон делили, дуван дуванили, делили добычу(III, 264)

Образ Ермака

...имел в послушании у себя малую толику шишигов (чертей). Где рати не доставало, там он и выставлял их.

Взявши Казань и Астрахань, Ермак опять уехал в Сибирь: сторона ему та очень понравилась. Поехал Ермак в Сибирь затем, чтобы жизнь свою там кончить.

…нарядился в царский лат, разгуливал по банкету, с лодки на лодку перепрыгивал, но как-то неспопашился, оступился и полетел в воду, и попал в самую то-ись суводистую суводь! Она его, голубчика, и втянула. Справится он никоим манером уже не мог, потому самому, что на нем был царский лат в двенадцать пуд: он пуще всего и утопил его.

У Ермака, сказывают, были позволительные царские грамоты на Сибирь(III, 230)

Ермак, оскочившись, упал в воду и утонул(II, 698);

Пожилось Ермаку по три чирья на боку! (II, 222)

Образ Степана Разина

Степан Тимофеевич всю вселенную мог знать как свои пять пальцев: он был с прибылью… Это значит ворожец, что чертями повелевает.

Степан Тимофеевич и его согласнички собирались заводить город промеж быстрого Яика и промеж тихого Чагана.

Должно полагать, что был… То-ись в самом городе нашем, пожалуй, и не был, а был на Низу, у Гурьева: там у него главный притон был.

…имел корабль под названием Сокол-корабль.

…но вино виноградное только у Стеньки Разина.

…записку он прислал, что не пойдет на Гурьев. Так и не пошел.

Змеи от того не кусаются, что Степан Разин их заговорил(I, 686)

Не Стенька: на ковре по Волге не доплывешь. Разин расстилал на воду ковер и на нем безопасно уплывал (от преданья) (II, 128)

Возьми шубу да не быть бы шуму, сказал Степан Разин астраханскому воеводе, отнявшему у него на свою долю добычи, дорогую персидскую шубу – и с той поры пошел разбоем на Волгу, именем воеводы(IV, 647)

Вор Стенька вманился в город (Яицк) обманом(I, 214)

Поразбойничал Стенька на веку своем, а все виселицы не миновал(III, 312).

Они (суда Разина) шелком приоснащены (песня)

Образ Емельяна Пугачева

…у него вышло несугласье с супружницей его, матушкой царицей Катериной Алексеевной.

Турский султан присоветовал ему идти на Яик.

…обещай царским своим словом пожаловать их вашим крестом и бородой.

Пугач! Да Пугач! А он был на самом деле Петр Федорович.

Ведь у него целая свита была набрана из наших казаков: кто графом Орловым звался, кто Чернышевым, кто другим каким генералом, сенатором, что в Питере при Катерине Лексевне состояли.

Ведь Устинья Петровна осталась беременна от Петра Федоровича…

Нашли себе царя –

Донского казака.

Донского казака –

Емельяна Пугача!

От Яицкого городка

Протекла кровью река.

Он к Илецку подходил

Из пушечек палил.

Когда наши праотцы задумали основать город между Яиком и Чаганом, им святой Митрополит возвестил, что в единое время появится набеглый царь, и из-за него вы примите много горя.

Пластал и резал,

На кол сажал и вешал…

Кого же казнили? Бог весть, только не его.

Он явился неспроста, а по велению Божьему.

Укрывали его Толкачевы, у них в семье харунки золотом расшивали.

Казнить-то казнили, да не его.

…изучал характер и образ мыслей казаков.

Молясь, он часто упоминал слова «император», «наследник», «престол», «враги».

…молился богу, да только притворялся, что молится.

Рассердился тогда Пугачев и приказал пушку сечь нагайками, а потом обрубить ей уши и сбросить в Яик-реку.

Христонаступник Пугачев, заняв столицу Берды, сел на царский престол, слышав, что царь сидит на престоле(IV,565)

Давно я не сидел на престоле, сказал Пугачев, садясь в Бердах на престол в церкви, который считал царским местом(IV,565)

У крупных разбойников (Пугачева) были свои есаулы(IV,681)

Пугачев в селе Бердах помедил избу, в которой стоял(III,271)

Он погублен Пугачевым(III,154);

Жалую вас крестом (старым), бородой и вечной волей (Пугачев)(I,239);

Ведь я не Пугач, хоть царем скажись, не поверят(IV,570);

Пугачев был четвертован(IV,602).

Анализ данных таблицы.

Я поняла, читая предания в книгах И. Железнова, что образ Ермака и Степана Разина не получил развернутой характеристики. И Ермака, и Разина народная фантазия связала с чертями («шишигами»). Разину приписывалось колдовство: заговаривание змей, плавание на ковре, виноградное вино. И Ермак, и Разин остались в памяти казаков разбойниками, управлявшими ватагами. А вот Пугачева народ принял по-другому. Не случайно в нашем городе – Уральске – есть музей Емельяна Пугачева – старинная казачья изба курень, где Пугачев жил с уральской казачкой Устиньей Кузнецовой. Дом, из которого он ее увидел, не сохранился, так же, как собор, в котором их венчали. Теперь на месте собора расположен памятник А.С.Пушкину. В преданиях, из которых мной приведены не все фрагменты, Пугачев предстает как Государь Петр Федорович, хоть и жестокий человек, но царского рода – «набеглый царь», «он нам зла не сделал». С другой стороны, народ понял, что Пугачев –человек с избирательным умом и смекалкой, завоевал доверие казаков, женился. Но в итоге казаки же его и выдали, как Разина.

Владимир Иванович Даль, творчество которого мне не было знакомо, поскольку его не изучают в казахских школах, поразил меня скрупулезным собирательством местного фольклора. Во-первых, он знал предания и легенды уральцев, помогал А.С.Пушкину собирать фольклор. Во-вторых, он отражает и народную, и официальную точки зрения на образы предводителей народных восстаний в «Толковом словаре живого великорусского языка». Даль хорошо изучил предания и легенды, так как пишет о Дуванной косе – месте на Каспии, где уральские казаки делили добычу. В-третьих, Даль написал сказку «Клад» с описанием спрятанного пугачевцами клада. Все это дает основание утверждать, что Даль учитывал народную точку зрения.

Последним этапом моего научного исследования стало создание виртуального путешествия по Яику. Цель – в интерактивной форме рассказать о Ермаке, Разине, Пугачеве и вкладе Даля в изучение истории нашего края.

Виртуальное путешествие начинается с карты нашего региона.

ЛОКАЦИИ позволят вам передвигаться в нужном направлении.

КАРТА региона позволит представить месторасположение нашего города и реки, на которой он основан.

УРАЛЬСК – эта кнопка позволит вам прочитать послание Далю учеников нашей школы.

УРАЛ – эта кнопка позволит вам оказаться сначала около настоящей казачьей избы, узнать отношение Даля к тюркским народам, ведь не менее 200 тюркских слов записано им в нашем регионе и размещено в «Толковом словаре живого великорусского языка».

ИЗБА – вы узнаете о том, как были одеты казаки и казачки, попадете в музей Емельяна Пугачева и окажетесь около собора Петра и Павла, в котором венчали Пугачева и Устинью. Вы сможете прочитать фрагменты фольклорных произведений, собранных Далем и размещенных в «Толковом словаре живого великорусского языка».

СВОЯ ИГРА – приглашаю вас сыграть со мной в увлекательную игру на знание истории и культуры. Вы сможете заработать очки! В игре 18 вопросов, так что могут соревноваться несколько команд!

Заключение

Когда я начинала исследование, я не знала даже и десятой части того, что узнала. Я познакомилась с историей нашего города, узнала, какую роль сыграли Ермак, Разин и Пугачев в жизни уральского казачества. Я сравнила тексты народных легенд и преданий с фрагментами из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля и сделала следующие выводы:

1)Ермак, Разин и Пугачев сыграли определенную роль в истории нашего края (каждый свою). Народные легенды, предания об этих реальных людях хранят следы местных верований, представлений.

2)Образы Ермака, Степана Разина и Пугачева нашли отражение в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля. Под руководством учителя я смогла выбрать фрагменты в Словаре.

3)Русский лексикограф, ученый, писатель Владимир Иванович Даль собрал в нашем регионе обширный фольклорный материал. Он интересовался местной историей, понимал представления народа, учитывал народную точку зрения и в своем Словаре.

4)Значение многих образов последнее время переосмысляется. Я делаю вывод, что необходимо работать с первоисточниками (фольклорными произведениями, словарями) для достоверности.

5)Созданное мной виртуальное путешествие помогло моим одноклассникам представить далекие исторические образы.

6)В ходе исследования я развивала навыки самостоятельной работы, познакомилась с этапами исследования и смогла сделать продукт.

В конце работы я привела пример кадров своей виртуальной экскурсии.

Список использованных источников:

Железнов И.И. Уральцы. Очерки быта уральских казаков. В 3т. Уральск, 2006.

Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Сборник документов. М., 1954. Т.1. С.16.

Пугачев – Петр III // Коротин Е.И. Устное поэтическое творчество уральских (яицких) казаков. Самара-Уральск, 1999. Ч.2. С.134-135

Рознер И.Г. Яик перед бурей. М., 1966.

Сайт Яик.ру/https://www.yaik.ru/rus/forces/history/

Просмотров работы: 1516