Открываем тайны вместе, или наши путешествия по улицам родного города

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Открываем тайны вместе, или наши путешествия по улицам родного города

Чалова В.В. 1
1Муниципальное автономное Общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №107" г. Перми МАОУ "СОШ№107"
Харина С.И. 1
1Муниципальное автономное Общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №107" г. Перми МАОУ "СОШ№107"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Сто тысяч «Почему?» живут на белом свете.
Сто тысяч «Почему?» гуляют по планете «…»
Бегут они за мною по следу моему,
Не спрятаться нигде от «Почему?», «Почему?», «Почему?»

М. Львовский

Вот уже второй год я являюсь тьютором ребят (теперь уже второклашек) из "Лаборатории Почемучек". Вопросов у них много, любознательности достаточно, а, главное, есть желание самостоятельно что-то узнавать! Поэтому вместе с ними мы и делаем самые неожиданные открытия. И первое из них – учиться самой (самому) – интересно, а помогать учиться другим – ещё интереснее!

Начать наш второй совместный учебный год хотелось с чего-то очень необычного, увлекательного и познавательного, поэтому к первой сентябрьской встрече я начала готовиться с лета.

В этом году городу Пермь исполнилось 295 лет. И в день города с 11 на 12 июня ровно в полночь были запущены «Часы обратного отсчёта». Конструкция представляет собой большой механизм высотой более 5 метров с водяным колесом в основании. Именно такое колесо стояло на плотине Егошихинского медеплавильного завода, с основания которого в 1723 году и началась история Перми. Арт-объект оснащён большим светодиодным таймером, на котором отражена информация о количестве дней до 300-летия Перми.

Автором проекта стал известный пермский скульптор Рустам Исмагилов. Часы установлены в сквере рядом с памятником Татищеву. Сегодня Василия Татищева считают основателем города Перми, а Егошихинский медеплавильный завод (ныне Мотовилихинский завод), с которого начался наш город, строился вообще при его непосредственном участии. (Василий Никитич Татищев (1686-1750) – государственный российский деятель, историк, географ, сподвижник Петра I.)

Мы, конечно, побывали в сквере Татищеву и познакомились с новой достопримечательностью города, часы произвели на нас неизгладимое впечатление, тогда и возникла идея начать наши совместные открытия с ребятами в этом учебном году с прогулок по родному городу. Как много неизвестных тайн могут поведать нам улицы, дома, различные памятники об истории своей малой родины! А ведь только зная историю родного края, можно по-настоящему научиться любить Родину, стать ответственными, заботливыми и трудолюбивыми гражданами своей страны.

Цель работы: разработка экскурсионного маршрута для младших школьников; популяризация знаний об истории, традициях и достопримечательностях города Перми.

Задачи:

познакомиться с имеющимися пешеходными маршрутами по историческому центру города;

разработать экскурсионный маршрут, который подходил бы (информационно, по временным меркам и психологическим особенностям) для учеников второго класса;

провести ребят по составленному маршруту, познакомив с интересными объектами по пути следования;

провести заочную экскурсию-отчёт для родителей по итогам детских «путешествий»;

формировать у ребят и их родителей дополнительные знания (и потребность в этих знаниях) об истории родного города;

воспитывать интерес к совместному культурному и познавательному отдыху родителей и детей.

Этапы исследования:

поиск и отбор теоретического материала по теме;

составление маршрута экскурсии;

проведение экскурсии по заданному маршруту с второклассниками;

составление и проведение интеллектуальной игры по «следам» экскурсии;

составление презентации-отчёта для заочной экскурсии с родителями;

оформление работы иллюстративным и литературным материалом.

Методы исследования:

Поиск информации, изучение литературы и других источников информации, фотографирование, наблюдение, опрос, анкетирование, анализ собранной информации.

Считаем, что тема актуальна, так как во времена компьютерной зависимости и постоянной занятости живое общение одноклассников, семьи или друзей во время прогулок по родному городу просто необходимо; а знания о достопримечательностях и истории города воспитывают чувства уважения, любви и восхищения к родному городу.

Гипотеза: предполагаем, что предложенный экскурсионный маршрут будет интересен и полезен для учеников из "Лаборатории Почемучек" и их родителей.

Глава 1. Всё тайное становится явным

Раньше я не понимала и печалилась порой,
Если мама после сада нас вела пешком домой.
Мы экскурсий не хотели, мы хотели на качели!
Но теперь я стала старше, и проснулся интерес:
Про родной и славный город разузнать всё, наконец.
(Автор неизвестен)

Чтобы выбрать первый экскурсионный маршрут для второклашек по родному городу, нам пришлось узнать:

что такое экскурсия, и какие виды экскурсий существуют;

есть ли пешеходные экскурсии в нашем городе, и можем ли мы по ним пройти;

где уже бывали наши второклассники с родителями и где хотели бы побывать в первую очередь.

Получить необходимую информацию, а также сравнить прошлое и настоящее городских улиц нам помогли книги: «Азбука маленького пермяка, или путешествие по родному краю», "Город Пермь, его прошлое и настоящее" Верхоланцева, интернет-ресурсы и анкеты ребят.

Перед составлением экскурсии мы решили уточнить смысл данного термина.

Экскурсия (от лат. excursio — поездка, вылазка) это коллективная поездка (прежде также индивидуальная) куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной, познавательной целью. [3]

Экскурсии различаются:

по целям – учебные, культурно-просветительские, научные;

по тематике – в соответствии с содержанием объектов;

по месту расположения объектов (натурные, музейные);

по составу участников (для разных возрастных групп, специалистов различных профилей, туристов, учащихся).

Подобную же информацию мы получили и из Википедии:

Экску́рсия (от лат. excursio — вылазка, набег, вторжение) — коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и прочих мест с учебными или культурно-просветительскими целями; часто сочетается с туризмом. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передаёт аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг. [4]

Экскурсии бывают пешими и на транспорте, но так как организованные тур-фирмами экскурсии подходят не всем, мы решили организовать самостоятельный пеший маршрут с небольшим сюрпризом – угощением и развлечением для ребят. Для них это было настоящее приключение, мы же ставили цель – кратко, доступно и увлекательно познакомить второклассников с главными улицами нашего города. «У каждого путешествия есть своё тайное назначение, о котором сам путешественник не имеет представления». (Мартин Бубер)

В Перми уже есть два прекрасных пешеходных экскурсионных маршрута "Красная и зелёная линии", которые включают в себя самые интересные объекты и памятники центра нашего города. Но эти маршруты очень длительные (2 – 2,5 часа) и не совсем подходят для младших школьников, поэтому мы и решили разработать свой маршрут, который подходил бы для 8 – 9-летних ребят, соответствовал бы их физическим и умственным особенностям и интересам. Пройдя по этим двум маршрутам, мы приняли решение рассказать о них своим одноклассникам (6-классникам) и родителям, ведь вместе путешествовать и открывать тайны, связанные с историей родного города, гораздо интереснее. Мы даже визитные карточки этих маршрутов приготовили.

Пешеходный туристический маршрут «Зелёная линия» появился 11 июня 2010 года. По всему маршруту на асфальт нанесена линия зелёного цвета, около объектов установлены информационные щиты. / Созданы 10 бесплатных аудио-гидов по Перми (в рамках проекта «Голос города»), которые появились в Интернете. Пермяки и гости города теперь могут самостоятельно путешествовать по исторически значимым местам, достаточно иметь при себе мобильный телефон или планшет. Аудиогиды доступны на сайте: https://izi.travel/ru/a6ed-proekt-golos-goroda/ru / Начинается маршрут около памятника «Пермяк - солёные уши». А завершается маршрут рядом – у скульптуры «Пермский медведь». В 2015 году маршрут решили продлить, добавив еще три объекта: эспланаду, библиотеку им. Горького и Театр-Театр. Таким образом, «Зелёная линия» стала включать 40 привлекательных мест города.

Благодаря «Зелёной линии» можно самостоятельно, без экскурсовода познакомиться с достопримечательностями центра Перми. Прогулка по «линии» занимает примерно два часа.

Позже в Перми появился ещё один маршрут – романтическая «Красная линия», это уникальный экскурсионный маршрут, такого нет ни в одном российском городе. «Красная линия»  это главный романтический маршрут Перми, это попытка почувствовать город через знаменитых людей, которые жили в Перми  и оставили свой след в истории нашего города. Увлекательная  прогулка по Красной линии – это знакомство с центром Перми, домами и улицами, пропитанными историей, памятью поколений и удивительными событиями, частью которых можем стать и мы. Маршрут образует своеобразное кольцо, которое поможет туристу или любому желающему за короткое время  самостоятельно, без помощи экскурсовода, ознакомиться с интересными местами Перми, история которых вплетена в канву «Красной линии». В основу путеводителя положен кольцевой маршрут по центральным историческим кварталам города. Маршрут отображён на карте, где номерами последовательно обозначены примечательные места и объекты.

Глава 2. Вместе весело шагать

Был в Перми я, но только давно, и узнать мне его не дано:
Город в эти года изменился, предо мной по-другому раскрылся!
Всех людей на себя посмотреть приглашает здесь Пермский Медведь…

Иван Есаулков

Нашу пешеходную экскурсию мы начали на улице Ленина у «Камы-реки», которая передаёт величие и мощь древней истории покорения Урала. Эта скульптурная композиция выполнена в натуральном материале – камне и металле и является настоящим украшением города. Силуэт ладьи взмыл ввысь на каменных столбах-опорах. На её бортах различимы иероглифы-письмена и древние орнаменты, которые напоминают нам о древних скальных изображениях и надписях. Металлические вставки в опорах — это образы Пермского звериного стиля, представляющие верования наших предков об устройстве мира. В композиции использован камень известняк — один из самых распространенных на Урале. Авторами скульптурной композиции «Кама-река» стали ижевские мастера декоративной пластики Дмитрий Постников, Александр Суворов и  Михаил Васев. [6]

Композиция интересна, но долго около неё мы не задержались, так как манил нас, конечно, как и многих жителей, и гостей города, любимый всеми «мишка», поэтому послушав легенду о Каме и рассмотрев фигурки пермского звериного стиля, мы отправились загадывать желания к пермскому медведю.

Полностью эта скульптура называется «Легенда о Пермском медведе», однако пермяки предпочитают называть его просто памятник медведю или «мишка у ЦУМа». Почему именно медведь в Перми? Оказывается, всё очень просто! Медведь изображен на гербе нашего города, и для Прикамья это знаковый зверь. У коренных народов Пермского края медведь был священным животным. До сих пор бляшка с изображением медведя в «жертвенной позе» является неофициальным символом Пермского края.

Памятник медведю является одним из самых узнаваемых и популярных в нашем городе. С ним связано множество историй. Пермяки считают, что если потереть медведю нос и при этом загадать желание, то желание обязательно сбудется. А многие жители и гости города при встрече с мишкой пытаются ещё его и оседлать и сделать на нём фотографию.

Автор памятника — Владимир Павленко. Монумент изготовлен из искусственного камня и занимает площадь около 3,5 м2. Масса медведя — 2,5 т, основания памятника — 1 т. Скульптура была открыта 9 сентября 2006 года. [9]

Попрощавшись с «мишкой» мы отправились к одной из самых странных и оригинальных достопримечательностей нашего города – к скульптуре «Пермяк — солёные уши». Несколько лет назад журнал «Русский мир» назвал эту скульптуру самым странным памятником в России.

По замыслу её автора Рустама Исмагилова она должна напоминать пермякам об истории края, о нелёгком труде их предков, а также развлекать туристов. Возведенная в апреле 2006 года достопримечательность стала достоянием города, так как с её помощью каждый желающий может почувствовать себя «настоящим» пермяком. Находится она в центре Перми по адресу: Комсомольский проспект, дом 27. Состоит из двух элементов: фигуры фотографа со старинным фотоаппаратом и небольшого постамента, на вершине которого расположена овальная рамка с неестественно большими ушами, которые ребята сразу захотели «примерить» на себя.

Почему памятник получил такое название, и почему уши такие большие? Существует три объяснения их размера, а также утверждения, что у всех пермяков они «соленые»:

По первой версии, в прошлом, на территории Пермской области велась активная добыча соли. Люди, работающие на солеварнях, трудились в нечеловеческих условиях. Им приходилось по нескольку дней вручную бурить скважину, для того чтобы добыть солевой раствор. После чего в курной избе на большой квадратной печи они выпаривали воду, сушили и фасовали соль в мешки. Тяжелый труд сказывался на здоровье работников, а соляная пыль, летящая из мешков, которые они носили на спине при погрузке на баржи, вызывала раздражение, шелушение, покраснение кожи ушей. Смыть её не успевали, и поэтому соль разъедала кожу. После нескольких лет работы на солеварнях ушные раковины людей увеличивались в размерах, поэтому пермяки и получили прозвище «Солёные уши».

По второй версии, жители края использовали соль в качестве средства для расчётов вместо денег.

Пермяки брали небольшие мешочки и насыпали в них соль, завязывали ниточкой и вешали за ухо.

Интересно, но такой способ её хранения объяснялся отсутствием карманов на одежде и боязнью потерять продукт, пользующийся большим спросом. При необходимости пермяки выменивали соль на другие нужные им товары.

По третьей версии, места добычи соли находились на достаточно большом расстоянии от многих деревень. И, если не было возможности привезти товар по воде, то за ним приходилось идти пешком через леса, поэтому соль брали мешками на год вперёд.

Сейчас скульптура «Пермяк – солёные уши» у жителей и гостей города вызывает улыбку и желание сфотографироваться, что мы и сделали с большим удовольствием. [5]

Далее мы направились к самому известному и посещаемому месту города Перми – парку им. Горького. От "Пермяка-соленые уши" до парка идти минут десять по одной из центральных улиц нашего города – Комсомольскому проспекту. Сейчас эта улица может похвастаться званием "самая красивая улица Перми" и современными зданиями, красочными витринами магазинов и кафе. Это одна из самых оживлённых улиц города, по ней курсирует городской и междугородний транспорт, проводятся общественно значимые мероприятия. Поэтому мы решили познакомить ребят с историей этой улицы, показали заранее подготовленные фотографии Комсомольского проспекта в разные годы.

В 18 веке он назывался Кунгурским проулком. В 1842 году в городе был большой пожар, уничтоживший почти все деревянные строения. После этого события проулок был расширен в противопожарных целях, по его середине посадили липовую аллею. Он стал называться Широким или Кунгурским проспектом. После 1917 года улица стала называться Красным проспектом, а с 1923-го Комсомольским.[7]

Шагая по Комсомольскому проспекту к месту нашей следующей остановки, мы несколько раз останавливались, так как наше внимание привлекали большая площадь и интересные здания (Технический университет и детский дворец «Муравейник»). Некоторые ребята Комсомольскую площадь узнали и рассказали, что были здесь кто-то на демонстрации с родителями, а кто-то на военном параде. А вот белокаменный старинный особняк, похожий одновременно на терем и дворец, никто раньше не видел.

Здание «Муравейника» было построено более ста лет назад и за свою жизнь использовалось по-разному: сначала в нём располагалось Кирилло-Мефодиевское училище. В 1916 году здесь разместили кафедру медицинского факультета и отделения естественных наук, а в 1919 году новые власти решили разместить здесь главную детскую библиотеку, руководителем которой назначили Василия Шулепова — того самого педагога, который добился строительства здания. Именно ему посвящена мемориальная доска на фасаде здания. Сейчас в «Муравейнике» занимаются дети дополнительным образованием (кружки и секции по интересам). [8]

Перед входом в парк им. Горького, мы также посмотрели несколько старых фотографий, на которых был изображен наш парк в разные годы.

На территории современного парка в 120 тыс. кв. м, в окружении живописных мест, тысяч цветов и пышных деревьев, установлены качели, карусели, аттракционы, работают кафе.

А когда-то давно здесь город заканчивался, а на месте современного парка был лес.

Парк основан в далеком 1804 г. по распоряжению губернатора Карла Федоровича Модераха. Тогда он носил название Загородного бульвара. В те далёкие времена здесь была лишь небольшая берёзовая аллея с несколькими прогулочными дорожками. С годами популярность бульвара росла, и постепенно его начали обустраивать всё лучше: построили ротонду, здание для собраний, театр и кинотеатр.

В настоящее время в парке есть разные варианты для отдыха детей, родителей и молодежи. По выходным и праздничным дням проходят большие тематические мероприятия: конкурсы ледяных скульптур, фотовыставки, парад детских колясок, фестиваль двойняшек и т. д. При желании можно отметить тут день рождения или какой-то другой праздник. Для посетителей открыты несколько кафе-веранд, где предлагается вкусно перекусить и охладиться освежающим коктейлем.

В отдельном секторе для малышей от двух лет есть песочницы, горки, «лазалки» и всякие «вертелки». Сопровождается отдых представлениями и сценками с участием аниматоров в костюмах персонажей из мультфильмов и сказок, а также играми и мини-конкурсами.

Ребятня постарше может развлечься в зале игровых автоматов и 4D-кинотеатре, на многочисленных аттракционах, включая экстремальные, и полях для мини-гольфа. Кроме того, работает небольшой зоопарк со страусами, мышами, белками, кроликами, фазанами и курицами.

На центральной аллее парка мы устроились на лавочках, чтобы рассмотреть старые фотографии, немного перекусить и восстановить свои силы.

Далее наш маршрут лежал к бабушке Ротонде. Мы поинтересовались у ребят, знают ли они, кто (или что) такая бабушка Ротонда. Некоторые из ребят предположили, что идём мы к какому-то человеку, к настоящей бабушке. И лишь единицы знали, что ротонда – это красивое сооружение со столбами в центре парка.

Пермская ротонда – одно из самых знаковых сооружений города. Этому небольшому деревянному сооружению почти два века, и она хранит множество историй, произошедших за это время. Небольшая, изящная и монументальная, она является самой старшей ротондой Перми. Архитектор ротонды – И.И. Свиязев, лучший пермский архитектор первой половины XIX века. Две других ротонды гораздо младше: ротонда в райском саду и на набережной открыты в XXI веке.

Пермская ротонда была сооружена к приезду императора Александра I. Это был первый визит царствующего лица в Пермь (и Пермскую губернию), в городе производили множество работ к приезду высокого гостя. Известно, что сооружение ротонды в Перми начинается в начале осени 1824 года. Ротонда была сделана за рекордно короткие сроки: уже 24 сентября она была готова. Об этом информирует табличка на куполе ротонды: «Пермскому обществу, сентября 24 дня 1824 года».

Император Александр I прибывает в город Пермь 30 сентября 1824 года по Сибирскому тракту, и именно у Ротонды происходит его торжественная встреча хлебом и солью. (По другим источникам, царь не осуществил задуманный визит в наш город, но пермякам осталась в наследство красивая ротонда, которая должна была «принять» высокого гостя).

Беседка белого цвета, поэтому, кажется, что она сделана из камня. На самом деле ротонда деревянная. Именно в этом крылась причина сильного обветшания ротонды. К счастью, несколько лет назад талантливые реставраторы вернули памятнику прежний парадный вид.

Ротонда представляет собой двенадцать колонн, которые венчает полукруглая крыша. В середине крыши находится кованый металлический шпиль. Колонны и крышу украшает искусно сделанная резьба.

30 августа 1998 года в парке установлена стела с выбитыми на ней стихами — «Письмо в XXI век», а также капсула времени с наказом вскрыть 27 июня 2019 года.

Постояв в центре ротонды и сделав фото на память, каждый из ребят смог представить себя настоящим императором или великим князем, ведь раньше любоваться беседками-ротондами могли только императоры, князья, поэты… Сейчас же «Бабушка-ротонда», как ласково называют её горожане, – любимое место встречи всех пермяков.

Завершали мы экскурсионный маршрут у бывшей заставы города Перми.

"Что за прелестный город Пермь, когда в него въезжаешь. Во-первых – застава: это два высоких столба, соединенные между собою чугунною цепью, под которой может пройти, не наклоняясь, сам Колосс Родосский. На вершине этих столбов сидит по орлу, а у подножия стоит по медведю; чрезвычайно живописно! К заставе прилегает обширный луг, окаймленный длинным бульваром: это тоже эффектно. С противоположной стороны стоят красивые здания, стройным рядом вытянувшиеся в линию и рекомендующие собою прочих своих братий, размещённых внутри самого города." (П.И. Небольсин). [1]

Так выглядела раньше Старо-сибирская застава (архитектор И.И.Свиязев). Этой заставой и заканчивалась Пермь когда-то. За ней был лишь Сибирский тракт, по которому перегоняли заключённых.

Сейчас же на улице Сибирской установлена памятная стела «Сибирская застава», а сама улица Сибирская является зоной исторической застройки, где находится большое число архитектурных памятников Перми. Но это уже отдельный разговор и тема возможной пешеходной экскурсии.

На этом наша познавательная прогулка не закончилась, впереди нас ждал небольшой сюрприз, ведь побывать в самом развлекательном месте города и не развлечься было бы неправильно. И мы вместе с ребятами покатались на одном из аттракционов Горьковского парка на машинках. Вот так весело закончилась наша экскурсия.

После экскурсии нам было важно узнать мнения и пожелания ребят. Поэтому мы попросили написать небольшие отзывы о нашей совместной прогулке. А так как нам очень понравилось проведенное вместе время, мы решили вовлечь и родителей в нашу познавательную деятельность, но занятость родителей мешает нам собрать их вместе на улицах города, поэтому экскурсию для них мы организовали заочную в виде презентации.

Глава 3. Мысли вслух, или по «следам» экскурсии

 

Нам Пермь знакома с детства...

Парк Горького, Компросс.

И, с Камою соседство, с душой вовек слилось.

Дмитрий Березовский

Беседуя с ребятами во время экскурсии об улицах, набережной, парках и скверах города, была очень удивлена, что многие дети нигде не бывали и о разных интересных местах нашего города никогда не слышали. Что и говорить, если даже в зоопарке не все были…

В анкете, которую мы предложили 2 классу до экскурсии, было 4 вопроса, но ответы ребят нас встревожили. Участие в анкетировании приняли 22 человека (в классе 23 ученика).

Вопрос 1: Назовите известные вам улицы нашего города (слышали что-то про них, гуляли по ним с родителями…).

11 человек назвали улицу Шоссе Космонавтов (наша школа находится на этой улице, и некоторые ребята живут на ней);

6 человек вспомнили про ДК Гагарина (не улицу Мира!);

4 ч. – Ипподром (остановка, откуда можно добраться в разные уголки города);

2 ч. – дали ответ «не знаю»;

1 ч. – улица Ленина;

19 ч. – написали улицу, на которой живут.

Вопрос 2: Назовите известные вам памятники в нашем городе.

4 ч. – дали ответ «не знаю»;

3 ч. – «Медведь»;

2 ч. – памятник Пушкину;

1 ч. – «Солёные уши»;

1 ч. – «Буква П»;

1 ч. – «Моряк и солдат»;

13 ч. – ничего не написали.

Вопросы 3 – 4: О каких интересных местах города вы слышали, куда бы хотели сходить с друзьями или родителями? / Подчеркните те места, где вы уже были с родителями или классом.

7 ч – Цирк (были только 4 ч.);

6 ч. – парк Миндовского (в нашем Индустриальном районе, но написали без названия);

5 ч. – дали ответ «не знаю»;

5 ч. – парк им. Горького;

5 ч. – развлекательный центр «Столица» (в нашем Индустриальном районе);

3 ч. – зоопарк (хотя в летнем школьном лагере зоопарк посетили 5 человек из данного класса);

3 ч. – Кукольный театр;

3 ч. – Фонтаны (у Театра-Театра);

3 ч. – Батут-центр;

2 ч. – Театр-Театр;

По 1 ч. – театр «У моста», лес (ООПТ Черняевский лесопарк), театр Туки-Луки, Кама, каток «Орлёнок», Ледяная пещера (в г. Кунгур), «Город профессий», пляж, бассейн, кафе «Сковородка».

Одним словом, после анализа результатов анкетирования, есть о чём подумать. В нашем городе столько красивых и интересных мест, а ребята про них не знают, или не вспомнили (может, редко там бывают?!).

Теперь понятно, почему наша экскурсия вызвала столько положительных эмоций. Правда, устали немного наши путешественники, но очень интересовались, когда и куда пойдём дальше знакомиться с городом.

В мае прошлого учебного года ребята с классом ходили в пермский Музей Древностей, путешествие всем понравилось, но среди интересных мест города про музей никто не вспомнил! Интересно, а наше путешествие надолго оставит след в детской памяти?!

К очередному школьному фестивалю "День семьи и школы", который состоится 22 декабря, готовится встреча с родителями "Давайте сходим вместе" (по итогам детской экскурсии, анализа их анкет и с презентацией удивительных уголков нашего города).

В планах разработать ещё один экскурсионный маршрут для второклашек («От буквы П к любимой набережной»), и в конце учебного года сделать подарок своим почемучкам.

Прекрасней города на свете не сыскать,
Люблю по его улицам гулять. (Автор неизвестен)

Заключение

Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг М.В.Ломоносов

Учиться самой – интересно, а помогать учиться другим – ещё интереснее! Это открытие в процессе работы для меня стало одним из самых важных и неожиданных.

Второй год я помогаю ребятам окунуться в интересный мир знаний и открытий. За это время мы провели несколько конкурсов чтецов и расширенных заседаний «Лаборатории Почемучек» с присутствием родителей, классные конференции «Мне теперь не до игрушек…» и «Эти забавные животные». Самым запоминающимся событием прошлого года стало наше исследование портфелей первоклассников. А началось всё с того, что мне предложили стать тьютором маленьких почемучек. Кто же такой тьютор?

Тьютор (от английского tutor) – учитель, воспитатель, наставник, личный куратор ученика. В отечественной системе образования такие специалисты являются новшеством. Наставник служит связующим звеном между преподавателем и учеником, главная его цель – сопровождение и качественное обеспечение индивидуального обучения детей детсадовского возраста, школьников, студентов. Тьютор может помочь решить организационные вопросы, проконтролировать расписание, психологически настроить подопечного на продуктивную работу. Главная его задача – поддерживать стремление к учёбе и самостоятельности, решать организационные проблемы, налаживать контакт с одногодками ученика.

В этом учебном году я с удовольствием продолжила свою тьюторскую деятельность, одно из направлений которой посвящено знакомству с историей города, ведь впереди большой юбилей, и мы к нему должны быть готовы! Экскурсия и игра по её «следам» помогли нам начать знакомство с любимым городом и сделать очередные открытия.

Работа была разделена на несколько самостоятельных этапов:

1 этап – знакомство с экскурсионными маршрутами «Зелёная и Красная линии» Перми. Анализ полученной информации показал, что младшим школьникам эти маршруты пока не подходят – тяжелы для понимания.

2 этап – составление собственного маршрута и поиск необходимого материала для него.

3 этап – пробная экскурсия с членами своей семьи – замер времени, корректировка информационного материала.

4 этап – самый интересный и информативный – выступление в роли экскурсовода для маленьких почемучек.

5 этап – анализ совместного дела и составление интеллектуальной игры «По следам экскурсии».

В процессе работы наша гипотеза подтвердилась: ребятам понравилась пешеходная экскурсия, и они с нетерпением ждут новой.

«…Мне понравился этот день, хочу, чтобы он запомнился навсегда!» (Раимова Диана)

«Мне очень понравилось слушать новые истории. Ещё было интересно гулять и играть с ребятами. Понравился наш город» (Зуева Ярослава)

«Мне очень понравилась экскурсия. Было интересно и весело. Большое спасибо Лере» (Окунева Маша)

«…Мне больше всего понравился медведь, потому что он символ нашего города…» (Попова Соня)

«…мне запомнился медведь, который находится у гостиницы «Урал». С ним можно за лапу поздороваться, а можно и нос ему погладить. По пермской примете загаданное желание сбудется» (Галиева Лера)

Пусть и наше общее желание тоже сбудется – будем и дальше открывать тайны и знакомиться с родным городом.

Данная работа показала, что наши совместные открытия только начинаются, ведь ребята совсем не знают свой город, а желание его узнать есть.

Чем больше город, тем он краше!
В нём много памятников, башен,
Красивых улочек старинных,
Домов высоких, домов длинных,

Церквей с золотыми куполами…
Не верите? Смотрите сами! (Шахбазов Р.)

В планах пройти по «Красной и Зелёной линиям» с одноклассниками, разработать ещё один экскурсионный маршрут для второклашек («От буквы П к любимой набережной»), а, может, и для своих одноклассников....

П риложение 1. Вместе весело шагать…

До чего же здорово, что у нас есть разные «внеурочки»! Вот сегодня, например, нам предстоит знакомство с нашей малой родиной, не сидя за партами, а гуляя по улицам города.

Да-да, наш класс отправился в самое настоящее путешествие, а приготовила его для нас наша старшая подруга – Валерия! Интересно, какие открытия нас поджидают во время пешеходной экскурсии по одной из центральных улиц Перми?!

А открытий было много: мы и про пермский звериный стиль узнали, и с мишкой «пошептались», загадав ему на ушко свои желания, и «солёные уши» на себя примерили, а ещё узнали, что «бабушка-ротонда», оказывается, это не человек!

Всё успели мы сделать за время экскурсии: и тайны открыть, и потанцевать, и подкрепиться, и даже на машинках покататься! Одним словом, экскурсия УДАЛАСЬ! Когда же следующая будет?!

Спасибо Лере,

Спасибо родителям, спасибо погоде

за чудесный денёк! 17.09.18 / Вести из 2 «а»

Приложение 2. По «следам» осенней экскурсии

Мы путешествовать с друзьями, ЛЮБИМ!

Прогулки КЛАССНОЙ мы не позабудем.

Сегодня (21.11.18) наш класс вновь «путешествовал» по любимому городу, а приготовила для нас путешествие-игру Лера. Мы разделились на 5 команд и стали «вспоминать» свои открытия с осенней пешеходной экскурсии. Приятно было осознавать, что экскурсия не прошла даром: мы и интересные памятники вспомнили и главные улицы, и на себя посмотрели! Правда, кое-что пришлось повторить и освежить в памяти…

А ещё мы сегодня узнали о больших часах обратного отсчёта времени, ведь у нашего города через 5 лет будет БОЛЬШОЙ юбилей! О том, кто был первым губернатором города, и какие театры и парки ждут с нами знакомства…

Победили сегодня сразу 2 команды, всю игру они шли с одинаковыми результатами, сразу видно, были ВНИМАТЕЛЬНЫМИ слушателями на пешеходной экскурсии!

Про скульптуры, монументы
И про памятник Победы,
Про спортсменов, мастеров,
Знаменитых земляков…
Я всё-всё про город знаю,
И теперь я понимаю:
Мы должны гордиться им,
Нашим городом родным! (автор?)

Спасибо Валерии за интересное и познавательное общение!

2 1.11.18 / Харина С.И. / Вести из 2 «а»

П риложение 3. Сценарий пешеходной экскурсии

Здравствуйте, ребята! Мы с вами сделали столько совместных открытий, а вот ни разу не путешествовали вместе. Я предлагаю вам сегодня отправиться на нашу первую экскурсию. Согласны? Тогда, начинаем.

Прекрасней города на свете не сыскать,
Люблю по его улицам гулять. (?)

А начнём мы с вами своё путешествие от одного из необычных памятников нашего города.

Кама, реченька, река, ты глубока и широка.
Я на берегу стою на пароходы вдаль смотрю.
Вот бы сесть на пароход и отправиться в поход.
И объехать всю Россию, ведь кругом всё так красиво! (
Теплякова Ольга)

/ Подходим к памятнику "Кама-Река"/

На что похож этот памятник? Правильно! На лодку.

Плывёт, плывёт, качается — лодочка моя,
А Кама не кончается, не видно ей конца.

Лишь ёлочки, да сосенки остались позади.
Ах, Кама, Кама, Кама — Что ждёт нас впереди? (
Пупышева Любовь)

Представьте, что мы все вместе плывём по реке Кама в этой лодке в мир знаний. Кто-нибудь знает, как называется этот памятник?

"Кама-Река". На самом деле об этом памятнике мало кто знает. Но поставили его на главной улице города не случайно. Река Кама самая большая и важная река в нашем регионе. Кама – великая труженица. По ней уже много веков сплавляют лес, перевозят грузы. Белоснежные пароходы везут пассажиров. Один из первых российских пароходов был построен именно на Каме, в посёлке Пожва. Давайте обратим внимание на сам памятник. Смотрите, столбы украшены рисунками, выполненными в пермском зверином стиле. (Обращаю внимание ребят, что витрины магазина ЦУМ также украшены образами из пермского звериного стиля). Что такое пермский звериный стиль, вы подробнее узнаете на одном из занятий в классе со своей учительницей, а я приглашаю вас пройти дальше по улице Ленина.

— Ой, кто это тут нас ждёт? Правильно, это памятник пермскому медведю.

Всех людей на себя посмотреть приглашает здесь Пермский Медведь:
Он по городу смирно шагает и собой герб Перми украшает. (
Иван Есаулков)


«А почему именно медведь?» — спросите вы. Всё очень просто! Ведь на гербе нашего города (обращаю внимание на флаг с гербом Перми на административном здании) в центре изображен медведь. Конечно, медведи встречаются и на гербах других городов, но они там другие — с мечами или копьём… Пермский медведь — самый добрый Мишка страны!

Иностранцы до сих пор думают, что по улицам наших городов ходят медведи. Теперь так и есть, по улицам Перми бродит огромный, весом 2500 кг, каменный медведь.

Ребята, а вы знаете тайну про нашего доброго Мишку? Нет? Тогда слушайте. Все жители нашего города очень любят пермского медведя и называют его уважительно Михайло Потапович. А дети настолько полюбили Мишку, что приносят ему сладости. Оказывается, если потереть нос медведю и прошептать ему на ушко какое-нибудь заветное желание, то желание обязательно исполнится! И мы с вами должны загадать желание. А пока вы вспоминаете своё самое-самое заветное желание, загадаю я. / Наклоняюсь к уху медведя и шепотом, но, чтобы ребята услышали, проговариваю: "Хочу, чтобы наши совместные открытия с ребятами никогда не заканчивались. А все мы учились только на "4" и "5" /. А теперь вы...

/ Ребята по очереди загадывают свои желания. Затем небольшая фотосессия на память. /

Ну что, отправляемся дальше? Тогда давайте попрощаемся с нашим Мишкой и скажем ему: "Спасибо за наши желания".

Мы познакомились с 2 памятниками, которые находятся на одной из центральных улиц города – на улице Ленина. На этой улице в дни городских или государственных праздников проходят демонстрации, шествия, наш пермский марафон. А сейчас мы с улицы Ленина свернём на Комсомольский проспект, о котором поговорим чуть позже. Пока же идём к следующей нашей остановке, давайте вспомним стихи, сказки, мультфильмы, где одним из главных героев был медведь.

/ Ребята вспоминают /

Вот видите, сколько мы с вами вспомнили знаменитых медведей. И все они такие же добрые, как наш каменный Михайло Потапович. Но в природе лучше с медведями не встречаться.

/ Подходим к памятнику "Пермяк - соленые уши"/

Ой, ребята, что это? Правильно! Это уши. А кто из вас самый любопытный и первым засунет голову в "уши"? Посмотрите, какие у (имя ребенка) стали большие уши. А знаете, зачем человеку большие уши? Чтобы лучше слышать! Вот и вы, навострите свои ушки и слушайте меня внимательно. Конечно же, я шучу. На самом деле, большие уши вовсе не означают, что человек лучше слышит. Просто раньше пермяков узнавали по большим ушам. Стоило пермяку снять шляпу, все говорили: "Вон, смотрите, пермяк солены уши идёт". А памятник так и называется "Пермяк - солёные уши".

Существуют 2 легенды, которые объясняют, почему у пермяков такие большие уши. В одной говорится, что раньше люди переносили соль за спиной в больших, тяжёлых мешках. Человек потел, и соль проникала в кожу. Уши краснели, распухали и становились больше. А вторая легенда гласит: раньше соль стоила очень дорого, и её могли использовать вместо денег. Носили соль в маленьких мешочках. А карманов у бедных пермяков не было. Поэтому они вешали маленькие мешочки с солью на уши. Соль проникала в кожу за ушами, уши и распухали.

А кто-нибудь заметил, что памятник состоит из 2 частей? Напротив "ушей" стоит фотограф. Это задумка скульптора, как бы намекая, что необходимо сфотографироваться и стать настоящим пермяком.

/ Небольшая фотосессия /

А сейчас мы отправимся с вами дальше. И пойдём по улице, которую уже упоминали. Кто помнит, как она называется? … Комсомольский проспект. Сейчас улица может похвастаться званием "самая красивая улица Перми". Раньше эта улица называлась Красной, а ещё раньше просто Широким проспектом.

/ Показать ребятам заранее подготовленные фотографии Компросса в разные годы. Проходя мимо известных и интересных зданий, мы обращаем на них внимание ребят. / Политехнический университет – возможно, кто-то из вас пойдёт учиться сюда после окончания школы. Но для этого надо хорошо учиться! Октябрьская площадь - здесь устанавливают главные трибуны в праздники города и во время демонстраций, здесь проходит парад Победы. Муравейник - название это здание получило из-за необычного строения окон, которые напоминают муравейник. Сейчас в "Муравейнике" дети получают дополнительное образование, занимаются в кружках и секциях по интересам, как и вы.

Вот, незаметно, мы и подошли к следующей нашей остановке. Кто знает, что это за место? Правильно! Горьковский парк.

До парка мы пешком, с хорошим настроением,
Каким-то марш-броском дошли по вдохновению.
Подходит нам погода - дождя сегодня нет.
Катайся, где охота. «Бабуль, купи билет!»
(Наталья Зарайская)

Это сейчас в парке имени Горького очень красиво и весело, много аттракционов и развлечений, а когда-то здесь был просто лес. И парк назывался Загородный. Деревья и ничего больше, здесь город заканчивался. Сначала здесь появилась просто берёзовая аллея с несколькими прогулочными дорожками. Но пермякам нравилось проводить время, гуляя в парке, поэтому здесь появились ротонда, кинотеатр, здание для собраний и некоторые развлечения. С каждым годом парк расширялся и, наконец, превратился в такой вот современный парк, с множеством аттракционов, кафе и даже своим мини-зоопарком.

/ Рассмотреть с ребятами фотографии парка в разные годы. Зайдя в парк и устроившись на лавочках на центральной аллее парка, сделать небольшой «пикник» для ребят, чтобы восстановить силы. /

Ну что, готовы идти дальше?! Сейчас мы отправимся к «бабушке Ротонде». Знаете, кто или что это? Ротонда – это беседка, а бабушка – потому что это самая старая ротонда в нашем городе, и пермяки ласково прозвали её «бабушкой».

Появилась ротонда в Горьковском парке очень давно. В начале 19 века в Пермскую губернию собирался приехать император, которого звали Александр первый. Не какой-нибудь барон или граф, а сам император! Вот и надо было встретить почётного гостя по-царски. Тогда-то и было решено построить ротонду, а её проект заказали известному архитектору Свиязеву. Знакомая фамилия? Этот архитектор много чего «понастроил» в нашем городе и даже одну из улиц назвали в честь знаменитого архитектора – улица Свиязева (кстати, она проходит недалеко от нашей школы). По чертежам Свиязева была очень быстро построена ротонда - беседка, в которой император мог бы отдохнуть с дороги. А почему именно так должна была выглядеть ротонда? А вот давайте подумаем. Кто хочет почувствовать себя царём? Вставайте кто-нибудь в центр ротонды, а мы будем народом, приветствующим императора. Вот видите, и императору видно весь свой народ, и народ видит императора.

А как выдумаете, из чего сделана ротонда? Оказывается, сделана она вовсе не из камня, а из дерева! И реконструировалась она, то есть ремонтировалась, уже несколько раз.

Ах да, император! Про него-то мы и забыли. Существует две версии, связанных с императором. По одной из них Александр первый так и не заехал в Пермскую губернию, и все приготовления были напрасны. А в некоторых источниках пишут, что император побывал у нас проездом, отдохнул в построенной для него беседке, и ему у нас очень понравилось.

/ Фотосессия с ребятами /

Ну что, есть ещё силы дойти до бывшей заставы города? Тогда идём?! Мальчики, наверно, знают, что такое застава? Здесь город заканчивался, стояли два огромных столба. На самом верху мы видим орлов, а у подножия - медведей. Сохранился до нашего времени лишь один столб, второй уже достраивали в наше время (кстати, стела «Сибирская застава» восстановлена тоже по прошлым проектам Свиязева). Застава – это граница города, за границей города проходил Сибирский тракт, по которому шла дорога из Москвы в Сибирь. По Сибирскому тракту товары от пристаней на реке Каме переправлялись на восток, и, наоборот, из Азии – в Европейскую часть России, а ещё это была дорога, по которой переправляли каторжников – заключённых в далёкую холодную Сибирь.

Ребята, где мы с вами сейчас находимся? Вот именно, в парке ОТДЫХА! А, значит, пришло время отдохнуть!


Детям лучше нет подарка,
Чем аттракционы парка. (
Галина Рукосуева)

/ Ребятам предлагается прокатиться на одном из аттракционов парка. А пока идём до выбранного аттракциона, спросить у ребят, где любят кататься? А на каких бы хотели прокатиться аттракционах, но взрослые не разрешают? А на каких бы никогда не прокатились и почему? Что в парке Горького больше всего нравится? Катание на аттракционе «машинки»./

Вот и всё! Закончилась наша первая экскурсия. Мой рассказ о «городских историях» подошёл к концу. Мне очень понравилось, гулять с вами. И я надеюсь, что мы ещё не раз попутешествуем по нашему городу. А вам понравилось?

Раньше я не понимала и печалилась порой,
Если мама после сада нас вела пешком домой.
Мы экскурсий не хотели, мы хотели на качели!
Но теперь я стала старше, и проснулся интерес:
Про родной и славный город разузнать всё, наконец. (Автор неизвестен)

Список использованных источников и литературы

Небольсин П.И. Заметки на пути из Петербурга в Барнаул / [соч.] П. Небольсина. - СПб., 1850. - 248 с.

Азбука маленького пермяка, или Путешествие по родному краю / Е.В.Белова, С.П.Глухова и др. – М.: Планета, 2018. – 112 с. – (Моя малая родина).

Толковый словарь русского языка / Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. - М.:ООО "А ТЕМП",2010. - 874с

https://ru.wikipedia.org/ Википедия. Свободная энциклопедия

https://101mesto.com/arhitektura/permyak-solyonye-ushi.html 101mesto.com © Всё о путешествиях

http://visitperm.ru/sightseeing/monuments/skulpturnaya_kompozitsiya_kama_reka

https://gorod342.ru/stati/o-permi/kompros-on-zhe-krasnyi-prospekt-on-zhe-kungurskii-proulok.html

https://59.ru/text/gorod/65207651/ _ о Муравейнике

https://ru.wikipedia.org/wiki/Легенда_о_пермском_медведе

Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее: краткий историко-статистический очерк. Пермь, 1994

Просмотров работы: 326