ПОЛЕВСКОЙ КРАЙ: ТРОПЫ БАЖОВСКИХ СКАЗОВ

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПОЛЕВСКОЙ КРАЙ: ТРОПЫ БАЖОВСКИХ СКАЗОВ

Сандлер С.Д. 1
1МАОУ СОШ №69 г. Екатеринбург
Голенцева О.В. 1
1МАОУ СОШ № 69 Екатеринбург
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Автомобиль подкинуло на кочке, и я проснулся.

- Где мы? - спросил я у мамы.

- Косой Брод, едем через Чусовую, следующая наша, Мраморская.

Как много раз я слышал названия этих сел? Наверное, с рождения. Впервые я оказался на даче, в селе Мраморском, когда мне было полгода. А моя семья живет здесь уже более 35 лет. Можно сказать, родные места.

И все таки, в этот раз мне захотелось узнать, откуда такие необычные названия. Я стал спрашивать маму, дедушку, отца. И вот что услышал:

- Эти деревеньки очень старые, ровесники самому Екатеринбургу. Вот, село Мраморское, основано в 1738 году. А знаешь почему так названо? Взгляни вокруг: строим из мрамора, тротуары им мостим, дороги отсыпаем… Здесь расположен старый мраморный карьер. Нашим камнем даже дворцы Санкт-Петербурга отделаны.

- А Косой Брод?..

- Это переправа через реку Чусовую, иными словами «брод», - ответила мама, - Однако, видимо для безопасности спуска, ее сделали накосо: дорога здесь делает крутой изгиб, полностью повторенный современной асфальтовой трассой, и круто идет под горку.

Каково же было мое удивление, когда, слушая сказку на ночь, я услышал те же родные мне названия. Оказывается, об Урале писал великий русский писатель Павел Петрович Бажов, наш земляк, большой знаток и ценитель уральской истории и фольклора. И сказки эти не простые. СКАЗЫ! Толи были, толи легенды, полуправда – полу вымысел давних лет.

И мне захотелось найти места, указанные Бажовым на карте: вот поселок Зюзельский, который современные полевчане именуют Зюзелкой, точь-в-точь как у Бажова, Красная Горка, Гумешки (Гумешевский карьер), села Косой Брод и Мраморское – в прошлом крепости и старательские поселения. И тогда мне захотелось посмотреть на эти волшебные места своими глазами и показать их красоту другим, рассказать о них школьникам так, чтобы они тоже прониклись и оценили их удивительную историю.

Однако, проблема состояла в том, что ни родные, ни работники детской библиотеки имени Герцена г. Екатеринбурга (безусловно, хорошо знакомые с творчеством писателя) не смогли дать ответа на мой вопрос о том, существуют ли какие-нибудь интересные младшему школьнику достопримечательности в окрестностях Полевского, связанные со сказами. Не нашлось в библиотеке и путеводителя, который бы на доступном мне языке описывал Бажовские места Полевского. Так и родился проект литературного туристического маршрута, проходящего по Полевскому краю, т.е. городу Полевскому и его окрестностям.

Цель проекта: создать туристический маршрут одного дня по достопримечательностям Полевского края, описанным в сказах П.П. Бажова, интересный и доступный для младших школьников.

Задачи проекта:

Собрать информацию о местах Полевского края, описанных в сказах П.П. Бажова из литературы и бесед с краеведами.

Самостоятельно со своей семьей осмотреть эти места, чтобы понять, насколько их посещение интересно и доступно для группы младших школьников в течение учебного года (осенью или весной).

На основе анализа интересности и доступности таких мест, составить туристический маршрут одного дня.

Подготовиться к рассказу о посещаемых местах во время экскурсии.

Создать познавательную настольную игру по местам маршрута с ответами на вопросы и выполнением заданий для игры в классе.

Объект исследования: природные достопримечательности, промышленные объекты и населенные пункты Полевского края, упоминаемые в творчестве П.П. Бажова.

Предмет исследования: возможность создания туристического маршрута одного дня по Бажовским местам Полевского края, интересного и доступного для школьников 1-4 класса.

Гипотеза: возможно создать однодневный туристический маршрут по Бажовским местам Полевского края так, что он будет интересен и доступен для школьников 1-4 класса в осенний или весенний период.

Методы исследования:

- изучение литературы, в т.ч.: книг («Малахитовая шкатулка» П.П. Бажова, «Сказания земли уральской» С.А. Лавровой, сборник очерков «Каменный пояс России. Путешествие по Уралу с детскими писателями» и других), фотоальбомов («Малахит» авт. Семенов В.Б.), журналов («Полевской край: историко-краеведческий сборник») и интернет-ресурсов (Туристический портал г. Полевского: http://www.polevskoy-turcentr.ru/),

- самостоятельное посещение достопримечательностей, экскурсии с экскурсоводом, посещение мемориального дома-музея П.П. Бажова в г. Екатеринбурге,

- беседы с краеведами и местными жителями в г. Полевском и окрестностях, наблюдение и фотографирование, анализ и обобщение.

Актуальность: Урал имеет богатейшую горнозаводскую историю, о чем писал в свое время П.П. Бажов. Благодаря проведенной им работе, этот образ прочно осел в сознании людей, занял достойное место в русской и зарубежной литературе. Можно сказать, это наш бренд. Сейчас, когда Урал пробует себя как площадка для проведения мероприятий международного масштаба и принимает все больше гостей, для нас, юных уральцев, очень важно осознавать и ценить свою культурную принадлежность: понимать где наши корни, какие люди и дела формировали наш край и уметь об этом интересно рассказать.

Безусловно, о Бажовских места Урала написано немало. Однако, мне хотелось бы заразить их красотой самых младших школьников, моих ровесников, тех, кому еще только предстоит самостоятельно прочесть сказы и нарисовать в своем воображении все те волшебные места, о которых пишет П.П. Бажов, увидеть их и полюбить.

Глава 1. Теоретическая часть: Бажовские места Полевского края в литературе и рассказах краеведов.

Сперва я решил узнать из книг и рассказов краеведов, какие места в Полевском крае упоминал в своих сказах Бажов, оценить какие их них интересно было бы посетить моим ровесникам. Здесь мне потребовалась помощь мамы. Собирая информацию о Бажовских местах, я оценивал их интересность и заносил в Таблицу 1 Приложения 1 («Предварительная оценка»). Оценка ставилась на основе моих впечатлений от прочитанного и услышанного по 5-бальной шкале, где «5» - самый высокий балл.

Я начал свое исследование в Екатеринбурге с мемориального дома-музея П.П. Бажова, так как полагал, что сотрудник музея сможет не только рассказать о жизни и творчестве писателя, но и укажет какие достопримечательности, связанные со сказами, можно будет посетить в окрестностях города Полевского, в тех самых родных мне местах.

Музей располагается в бревенчатом доме по ул. Чапаева, д. 11 самостоятельно выстроенном писателем. Именно здесь П.П. Бажов проживал с семьей с 1923 по 1950 г. вплоть до своей смерти, здесь было написано большинство его работ, включая всемирно известные сказы. От научного сотрудника дома-музея Любови Сергеевны Григорьевой я узнал, что в окрестностях Полевского можно посетить поселок Красная Горка, Северскую домну, Думную и Азов-гору, осмотреть каскады прудов, построенных в Полевском для нужд заводов, Гумешевский карьер, Зюзелку с туристической достопримечательностью «Синюшкин колодец», старинные села Косой Брод и Мраморское. Так я спланировал, куда поеду в осенние каникулы с семьей.

Поселок Красная Горка был построен вблизи реки Чусовой как охранная крепость для обеспечения безопасной перевозки грузов с заводов Полевского в Екатеринбург. Поселение имело свой рудник по добыче железной руды. Красная горка упоминается во многих сказах Бажова. Например, в сказе «Хозяйка медной горы» сама Хозяйка, называет его своей «железной шапкой» и говорит о нем так: «Тут у меня после Гумёшек самое дорогое место» (1). Однако, по словам сотрудников дома-музея Бажова, в современном поселке Красная Горка отсутствуют интересные детям достопримечательности, а останки самого рудника представляют собой траншею в лесу и трудно достижимы пешком. Эту же информацию подтвердил краевед г. Полевского Станислав Карпов. Поэтому из реального туристического маршрута этот пункт я решил исключить, как не представляющий большого интереса.

Музейный комплекс «Северская домна» располагается на въезде в г. Полевской в северной части, в сказах это место именуется Северная. «Сердце» музея – здание цеха кричной фабрики 1842 года постройки с восстановленной в нем доменной печью, приводом прокатного стана, паровой воздуходувной машиной. Северский завод упомянут Бажовым в сказе «Кошачьи уши». Именно отсюда сбегает на разведку в ближайшее село Косой Брод храбрая девушка Дуняха. Ведь и до Урала докатился Пугачевский бунт: на заводах начались волнения рабочих, изнуренных тяжелым трудом, нищетой и бесправием. В других сказах (например, «Про Великого Полоза») мастера кричного цеха упоминаются как пример огромной физической силы и несгибаемого характера. Вот и в заводских байках, пересказанных С. Лавровой (4. С. 89-92), показан похожий образ: «А у нас в заводе силач был… Он под доменной печью робил, на молоте обжимал куски каленые… Шуточки у него такие были: возьмет по четыре пуда (пуд = 16 кг) в руки и по четыре пуда на ноги наденет. И так по заводу гуляет и смеется: «Вот, что мне Демидов подарил: калоши и перчатки».

Для нужд заводов в Полевском был сооружен каскад прудов, самый крупный из которых Северский пруд. Поскольку в ХIХ веке промышленные механизмы могла приводить в действие только вода, возле устроенных на нем плотин располагался как железоделательный завод («Северская домна»), так и медеплавильный завод, здания которого не сохранились (3. С.86-89).

На самой окраине Северского пруда располагаются останки старинных шахт, самая известная из которых – Гумешевский карьер (Гумешки). Первые разработки на руднике начались по мнению археологов еще во II веке до н.э., а промышленная добыча медной руды - в 1702 г. Это месторождение было одним из богатейших в России (5, 7. С. 7-19). Исторически здесь добывали именно медь, а затем был обнаружен и малахит. Усилиями тогдашнего хозяина Полевских заводов купца Турчанинова, этот камень вошел в моду и появился в отделке дворцов Санкт-Петербурга, в частности, залов Эрмитажа (3, 5), ведь качество местного поделочного малахита было очень высоким. Геологоразведочные работы на Гумешевском руднике доказывают, что месторождение подстилается мраморным основанием, проходя через которое подземные воды вымывают карстовые пустоты и могут заполнять их малахитом, что очень напоминает легенды о подземных малахитовых погребах, нашедшие отражения как в сказах Бажова, так и в наблюдениях горнозаводских рабочих (7). Не удивительно, что якобы именно здесь обитала Хозяйка медной горы.

В южной части города Полевского располагается гора Думная. Рассказывая о народных волнениях в сказе «Кошачьи уши» П.П. Бажов так пишет: «На другой день весь народ на Думной горе собрался…» (1). А в сказе «Дорогое имячко» указывается, что в ныне засыпанной пещере в этой горе жили «старые люди», «чудь белоглазая», исторические поселенцы Урала, также использовавшие эту возвышенность для собраний племени. Археологические находки ХIХ-ХХ в. подтверждают, что в III-I вв. до н.э. на горе располагались печи для плавки металлических изделий, в основном оружия (5).

Далее расположен поселок Зюзельский, упоминаемый в сказе «Синюшкин колодец». П.П. Бажов указывает, что находится колодец где-то на Зюзельском болотце, возле речки Гремихи. Но в окрестностях поселка множество родников и точно определить местонахождение колодца, конечно, нет возможности. Поэтому местные активисты выбрали самый чистый и полноводный из них и обустроили его как туристическое место. Гостей здесь встречает бабка Синюшка «вечно старая и вечно молодая» на картине художника Валерия Белова. Бажов же пишет о том, что вода в колодце «синей тенеткой подернулась», да и «туман, как шапка синяя, густым-густехонько» (1). Такое явление можно объяснить тем, что вода вымывает из земли минералы, отчего и приобретает синеватый оттенок.

Крайней точкой в данном направлении является гора Азов. Это уникальное место как с природной, так и с исторической точки зрения. Высота вершины Большой Азов – 589 м над уровнем моря, а вертикальные скалы достигают 25 метров. Свое название гора получила по одной из версий благодаря форме вершины («азау» в переводе с тюркского «зуб», «острие»). Как уже упоминалось, по приданию, пересказанному Бажовым в сказе «Дорогое имячко», в пещерах Азов-Горы жили «старые люди» - древнее племя охотников и собирателей, не знавшее цены золоту и драгоценным камням, и покинувшее эти места, из-за наплыва искателей полезных ископаемых. Только дочь вождя осталась в пещере оплакивать умиравшего возлюбленного и охранять спрятанные в ней сокровища. Согласно легенде, открыть пещеру можно только зная заветное слово, то самое «дорогое имячко» Девки-Азовки. В XIX веке в окрестностях горы был открыт богатый золотой прииск. А в 1940 г. школьники обнаружили клад медных фигурок и оружия, подтверждающий, что здесь находилось святилище древних людей (5).

Одним из защитных поселений на реке Чусовой была крепость Косой Брод, основанная в 1720 году. Эти земли исконно населяли башкиры, кочевой народ, издревле приводивший сюда на выпас скот. Когда леса стали выжигаться для производства древесного угля, в горах появлялись все новые шахты, а на плотинах рек задымили заводы, башкирские племена стали отвечать налетами. Для охраны торговых путей и защиты заводов строились крепости-поселения – Горный Щит, Курганово, Полдневая, Красная Горка (5, 6).

Далее в этом направлении располагается село Мраморское, получившее свое название благодаря мраморному карьеру, открытому здесь в 1738 году. Камень добывался местными ремесленниками, далее поставлялся на фабрику при Северском заводе Турчанинова. Этот мрамор использован в отделке дворцов по всей России. Разработки мрамора ведутся до сих пор. Интересно, что исторически село состояло из двух частей – северной, Мрамор, и южной – Прииск, где до сих пор можно увидеть каскад прудов, сооруженных для промывки золотого песка, а также ямы в лесу от кустарной добычи золота.

Глава 2. Практическая часть: мои путешествия по Бажовским местам Полевского края.

После того, как необходимая информация была собрана, я решил отправиться со своей семьей и самостоятельно осмотреть перечисленные в Главе 1 достопримечательности. На этом этапе мне предстояло проверить свою Предварительную оценку и определить Окончательную оценку интересности (Таблица 1, Приложение 1). Доступность пунктов маршрута я решил оценивать по времени, затраченному на дорогу (Таблица 1, «Время в дороге»). Такой критерий выбран мной для того, чтобы маршрут не был растянут во времени и не стал слишком утомительным для младших школьников.

Фотоотчет по самым интересным местам представлен в Приложении 2.

В мемориальный дом-музей Бажова в Екатеринбурге мы отправились всей семьей в один из выходных. Посещение занимает 1,5-2 часа. В рассказе экскурсовода меня удивило то, что сказы Бажов начал писать в 57 лет, хотя рассказы о «медной горе» писатель слушал с самого раннего детства от отца и бабушки (2. С. 5-17). А в возрасте 10-11 лет, возвращаясь на летние каникулы в Полевской, где на заводе работал его отец (2, 3), Бажов мальчишеской компанией посещал дровяной склад на горе Думной. Именно там работал некто Василий Хмелинин, носивший прозвище деда Слышко (вероятно, происходящего от часто употребляемого в речи присловья «слышь-ко»). Этот человек и рассказывал мальчишкам в своей особой манере повествования сказы: смесь реальных событий и фантазии из жизни горнозаводских рабочих, кустарей и старателей. Эти истории рождались в воображении людей, чьё благополучие, а порой и сама жизнь, зависели от удачи в горных разработках. Ведь удачная находка позволяла выкупить семью из крепостничества или просто жить не голодая. И не только подземные богатства, но и сама природа этого дикого в те времена края подстёгивали воображение людей: заболоченные непроходимые леса, разноцветные ящерки и змеи, испарения от богатой минералами земли, принимавшие причудливые цвета. Так, на стыке реальности и вымысла рождались сказы, передаваемые из уст в уста в виде народного творчества.

Посещая музейный комплекс «Северской домны», мы слушали рассказ экскурсовода Елены Липской. Музейный комплекс примыкает к плотине Северского пруда и находится на территории Северского трубного завода, поэтому фоном для исторического здания доменного цеха является современный трубопрокатный цех длиной в целый километр. Музей позволяет представить, каким трудоемким было железоделательное производство на Урале в ХIХ веке, каким титаническим и вредным был труд заводских рабочих: прежде чем чугун приобретал необходимую плотность и избавлялся от шлаков, крицу необходимо было трижды нагревать в печи и выковывать гигантским молотом (6). И все эти действия мастеровые производили вручную. Помимо экспонатов, рассказывающих о металлургии, здесь расположена замечательная коллекция минералов, добытых на Урале: представлены образцы родонита, малахита, самородного золота и даже уральского алмаза – демантоида (те самые «слезы» Хозяйки медной горы).

Гумешевский карьер (Гумешки) можно увидеть невдалеке от дороги по ул. Володарского в черте г. Полевского. Самые старые шахты затоплены, а в отвалах породы попадаются обломки старинных деревянных крепей и останки железнодорожных веток, по которым вывозилась отработанная порода. Также мне встретились твердые белые минералы (вероятно, сорт мрамора) с зеленым налетом и камни с «ниточками» самородной меди (Рис. 9-10, Приложение 2). Самостоятельно определить названия этих минералов я затруднился.

Затем мы отправились на гору Думную, расположенную в южной части Полевского. Удобнее всего подъехать, свернув с ул. Володарского на ул. Калинина, далее подняться пешком. Легко представить, что гора с ее плоской, одиноко стоящей вершиной могла использоваться древними металлургами, т.к. расположенная на ней печь хорошо продувалась ветром и не требовала устройства мехов. Также это место было отличным наблюдательным пунктом: окрестности хорошо просматриваются во все стороны (Рис. 11-12, Приложение 2).

Родничок Синюшкин колодец располагается по пути на гору Азов. Лес здесь действительно заболоченный, множество поваленных деревьев: толи рука, толи ветка – не поймешь (Рис. 13-16, Приложение 2). Однако вода в роднике чистая и вкусная, питьевого качества.

Гора Азов находится в лесу неподалеку от поселка Зюзельский. Я представлял гору одиноко стоящей вершиной. Однако, это целый природный парк. После 15-20 минут подъема по лесной дороге, перед нами вырос первый горный массив – голые скалы, уходящие вверх на 15-20 метров. После подъема на первую вершину видишь вторую, за ней третью, а потом и четвертую. Ровность некоторых каменных стенок действительно создает ощущение рукотворного жилища. И конечно, с такой высоты великолепно просматривается вся округа. На маршруте установлены информационные щиты, рассказывающие о преданиях, связанных с горой Азов. Это место отлично подходит для пикника перед отправкой в обратный путь.

Если ехать от Северской домны в противоположную сторону, на берегу реки Чусовой располагается село Косой Брод. Издали заметна горка, где согласно сказу «Жабреев ходок» и жил в сторонке от основного поселения Никита Жабрей, старатель, «знающий по золоту человек» (1). А еще мне показалось, что на возвышенности могли располагаться сторожевые башни, что подтверждает план старинной оборонительной крепости (Рис. 21, Приложение 2).

В селе Мраморское я планировал совершить поездку на действующий мраморный карьер, но администрация предупредила нас, что грунтовая дорога используется тяжелыми грузовиками, поэтому в сырую погоду (а во время каникул постоянно шел мокрый снег) становится труднопроходимой для легковых автомобилей. Поэтому самостоятельный осмотр я решил отложить на лето, в приложении привожу фото с официального сайта завода (Рис. 23, Приложение 2). Трудно представить, как кустари могли выпиливать, «ломать» этот прочный и тяжелый камень вручную, к тому же дающий при обработки такую густую пыль. Не даром так пишет Бажов в сказе «Синюшкин колодец»: «Ну, а про мраморских дело известное. Краше тамошних девок на нашем краю нет, а женись на такой – овдовеешь. С малых лет около камню бьются – чахотка у них»(1). А в той части, где располагается дом моей семьи, до сих пор пытаются золото по лесам мыть. У Бажова так в шутку сказано: «У полевчан ведь это привычка: как есть нечего, так и пошел по огородам золото добывать».

Вывод: по результатам своих поездок я объединил оценки интересности и доступности мест, которые я посетил, в Таблицу 1 (Приложение 1). В графу «Доступность», наравне с показателем «Время в дороге (от предыдущего пункта)», для подсчета общей продолжительности поездки я добавил колонку «Время для осмотра». В ней указал примерное время, затраченное мной для знакомства с той или иной достопримечательностью.

Чтобы создать действительно интересный и доступный туристический маршрут, я решил включить в него только те пункты, которые получили оценку интересности не менее 4 и находятся не более чем в 20 минутах езды от предыдущего пункта, не учитывая путь Екатеринбург – Полевской.

Выбрав места, удовлетворяющие этим условиям, я объединил их в маршрут, представленный в Таблице 2 (Приложение 3).

Общая продолжительность маршрута составила 7,5 часов. Если выехать в 8.00 часов утра из Екатеринбурга, то к 15.30 – 16.00 можно будет вернуться назад, что вполне посильно для школьников 1-4 класса.

Передвижения по маршруту представлены на карте (Приложение 4).

Заключение.

В результате работы над проектом мне удалось решить проблему недостатка информации о достопримечательностях, связанных со сказами, доступной младшему школьнику. Также я достиг поставленной цели: создал туристический маршрут одного дня по Бажовским местам Полевского края, которые, по моему мнению, интересны и доступны для младших школьников. Конечно, для проведения экскурсии обязательно выбрать сухую и теплую погоду, т.к. значительная часть маршрута проходит по лесу. Желательно, чтобы до прохождения по маршруту ребята прочитали несколько сказов П.П. Бажова из числа прочитанных и упоминаемых мной (перечень в Приложении 5).

Также в ходе исследования я смог решить поставленные задачи:

Собрал информацию о Бажовских местах Полевского края, которая поможет мне вести экскурсию при прохождении класса по маршруту.

Самостоятельно посетил пункты предложенного маршрута, оценил их интересность и доступность.

На основе этих оценок я предложил наиболее доступный туристический маршрут по самым интересным местам. Мне любопытно проверить, совпадут ли мои оценки интересности с мнением моих одноклассников. Поэтому я разработал анкету, которую предложу школьникам после похода (Приложение 6). А также, возможно, это поможет скорректировать маршрут, чтобы сделать его еще интереснее для младших школьников.

Подготовил презентацию для учеников и их педагогов, планирующих отправиться в поход.

По итогам работы я создал настольную игру и правила игры (Приложения 7 и 8). Игровое поле представляет собой старинную карту с указанием мест, описанных в маршруте. Игра сопровождается ответами на вопросы и выполнением заданий на сообразительность. Карту я рисовал совместно с мамой под руководством педагога ИЗО Поляковой Тамары Валентиновны.

Таким образом, гипотеза о возможности создания интересного и доступного литературного туристического маршрута 1 дня по Бажовским местам Полевского края для младших школьников подтвердилась, хотя перечень объектов для осмотра изменился относительно начального списка.

Вот такими сказочными оказались родные мне места Полевского края: мимо проедешь – ничего необычного, а как начнешь вглубь копать, читать и разузнавать - дух захватывает.

В процессе работы над проектом я почувствовал интерес к промышленным достопримечательностям, узнал о том, что в г. Березовском можно посетить шахту-музей. Поэтому в качестве своего будущего проекта я запланировал создание туристического маршрута для младших школьников по промышленным объектам. Например, так: создать маршрут, показывающий путь металла – от руды до готовых изделий. Может получиться очень интересно.

Библиография.

Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. – М.: Правда, 1980. – 640 с., 20 л. ил.

Батин М.А. Павел Бажов: Критико-биографический очерк. – Свердловск: Сред.-Урал кн. Изд-во, 1983. – 208 с., ил.

Каменный пояс России. Путешествие по Уралу с детскими писателями. – Екатеринбург: Генри Пушель, 2011. – 128 с.

Лаврова С.А. Сказания земли уральской. – Екатеринбург: Изд-во «Сократ», 2014. – 111 с.

Полевской край: историко-краеведческий сборник. Вып.1. – Екатеринбург: Изд-во «Уралтрейд», 1998 (Сер. Уральское краеведение, № 3).

Рассказы об уральской истории / Сост. Н.М. Лушникова. – Свердловск: Сред.-Урал. Кн. Изд-во, 1990. – 288 с.

Семенов В.Б. Малахит. Том 2. - Свердловск: Сред.-Урал. Кн. Изд-во, 1987. – 160 с.

Приложение 1. Таблица 1. Анализ Бажовских мест Полевского края по критериям интересности и доступности.

Пункт маршрута

Интересность (1-5)

Доступность (в мин.)

Результаты оценки пункта маршрута

Предварительная оценка

Окончательная оценка

Время в дороге (от преды-дущего пункта)

Время для осмотра пункта

Дом-музей П.П. Бажова в Екатеринбурге

2

4

20

90

Не включаем в маршрут, т.к. время, затраченное на осмотр, слишком удлинит маршрут, а информацию можно прослушать в дороге до Полевского.

Красная горка

1

1

0

0

Пункт не взят в маршрут ввиду отсутствия досто-примечательностей, интересных для школьников.

Северская домна

5

5

40

90

Обязательно включить в маршрут, т.к. пункт чрезвычайно интересен и находится на въезде в Полевской со стороны Екатеринбурга. Часть экспозиции можно пропустить (например, рассказ о работе завода в советское время).

Старый Гумешевский рудник

5

5

15

30

Интерес представляют отвалы старого рудника, т.к. в них можно найти камни с налетом малахита и вкраплениями меди.

Гора Думная

4

4

15

30

Как таковых достопримечательностей на горе нет. Можно устроить привал и осмотреть окрестности в бинокль. Находится по пути на гору Азов.

Синюшкин колодец

4

3

15

15

Место оказалось не таким уж таинственным, как я представлял, хотя родничок красивый и вода в нем вкусная. Находится на пути на гору Азов.

Гора Азов

4

5

5

120

Место очень интересное и красивое. Рассказать о нем необходимо по пути. Гора находится на территории природного парка, подъем до скал около 15-20 минут по лесу, затем осмотр скал, отдых и пикник. Может быть крайней точкой в маршруте.

Косой Брод

2

2

40

0

Осмотр этих сел не включен в маршрут, т.к. они не представляют очень большого интереса, находятся в противоположном направлении, дорога от горы Азов около 40 минут.

Мраморское

3

3

20

0

Итого время на дорогу / осмотр выбранных пунктов маршрута

1,5 часа

Около 5 часов

 

+ Обратная дорога до Екатеринбурга

+ 1 час

 

Приложение 2. Фототаблица.

Музей «Северская домна»

   

Рис.1. Карта Северского завода 1763 г.

Рис. 2. Здание кричной фабрики. Построено в 1842 г.

   

Рис. 3. Прокатный стан

Рис. 4. Маховое колесо привода прокатного стана.

Ист.: https://stz.tmk-group.ru/severskaya_domna Рис. 5. Доменная печь

Рис. 6. Панорама Северского пруда

Гумешевский рудник

   

Рис.7. Старый Гумешевский рудник

Рис. 8. Останки деревянных крепей

   

Рис. 9 и 10. Находки минералов на отвалах старого Гумешевского рудника

Гора Думная

   

Рис. 11. Вид на гору Думную

Рис. 12. Панорама Полевского с горы Думная

Синюшкин Колодец

   

Рис. 13 и 14. В гостях у бабки Синюшки с дедом (не Слышко, конечно, но тоже большим сказочником).

   

Рис. 15 и 16. Заболоченные леса возле Зюзелки.

Гора Азов

   
   

Рис. 17-20. В природном парке «Гора Азов»

Село Косой Брод

   

Рис. 21. Кособродская крепость.

Рис. 22. Церковь на берегу Чусовой

Село Мраморское

   

Рис. 23. Мраморный карьер. Ист.: www.uralmramor.ru

Приложение 3. Таблица 2. План передвижения по маршруту.

Пункт отправления – пункт прибытия / Остановка

Достопримечательности по дороге или в пункте прибытия

Время (мин.)

Екатеринбург – Полевской тракт – г. Полевской

Проезжаем старинные села Горный Щит, Курганово, пересекаем границу Европы и Азии.

40

Остановка: Северская домна

Экскурсия по Северской домне.

90

Северская домна – Гумешевский карьер

Осмотр панорамы Северского пруда и старого рабочего поселка Далеки.

15

Остановка:

Гумешевский карьер

Осмотр отвалов рудника, поиск минералов

30

Гумешевский рудник - Гора Думная

Плотина Северского пруда, «Господский дом» XIX века - резиденция купца Турчанинова.

15

Остановка: гора Думная

Подъем на гору и осмотр окрестностей в бинокль, привал.

30

Гора Думная –«Синюшкин колодец»

-

15

Остановка «Синюшкин колодец»

Короткая прогулка, набор родниковой воды

15

«Синюшкин колодец» - гора Азов

-

5

Остановка: «Природный парк гора Азов»

Лесная прогулка, осмотр природного парка, подъем на массивы горы Азов, поиск входа в тайную пещеру . Пикник.

120

Итого:

5 остановок по пути

 

Время на осмотр достопримечательностей и экскурсию

5 ч.

Время в дороге, включая обратный путь

2,5 часа

Всего продолжительность маршрута:

7,5 ч

Приложение 4. Карта туристического маршрута (показан отрезок пути в г. Полевском).

Приложение 5. Перечень сказов П.П. Бажова, интересных для прочтения школьниками перед походом по Бажовским местам.

«Хозяйка медной горы»

«Малахитовая шкатулка»

«Кошачьи уши»

«Синюшкин колодец»

«Серебряное копытце»

«Дорогое имячко»

«Жабреев ходок»

«Каменный цветок»

«Горный мастер»

«Хрупкая веточка»

«Голубая змейка»

«Про великого Полоза»

Приложение 6. Анкета оценки интересности туристического маршрута по Бажовским местам Полевского края.

Дорогой друг!

Спасибо за компанию в походе по Бажовским местам Полевского края. Я искренне надеюсь, что тебе понравилось это путешествие, что оно было интересным и не слишком утомительным.

Буду благодарен, если ты сможешь ответить на мои вопросы. Это поможет мне сделать пройденный нами туристический маршрут еще более интересным для таких же школьников как мы. А, может быть, и придумать куда отправиться с классом в следующий раз ! Итак, поехали.

Из представленной тебе до похода презентации понял ли ты, что за места мы собираемся осматривать? Отметь ответ .

 

Да, я все понял

 

Не очень разобрался

 

Не понял

Читал ли ты сказы Бажова ранее или перед походом? Отметь .

 

Да, читал

 

Нет, не читал

А теперь оцени, пожалуйста, интересность пунктов нашего маршрута по 5-балльной шкале, где 5 – это самая высокая оценка, 1 – самая низкая.

 

Северская домна

 

Старый Гумешевский рудник

 

Гора Думная

 

Синюшкин колодец

 

Гора Азов

   

Интересен ли был мой рассказ во время экскурсии? Отметь .

 

Да, интересно

 

Не очень интересно

 

Не интересно

Была ли для тебя утомительной или слишком длинной поездка на автобусе? Отметь .

 

Нет, я не устал(а).

 

Немного устал(а).

 

Да, я устал(а).

Какое из мест маршрута тебе запомнилось, и ты порекомендовал бы его посещение друзьям? Отметь .

 

Северская домна

 

Старый Гумешевский рудник

 

Гора Думная

 

Синюшкин колодец

 

Гора Азов

   

Напиши любое свое предложение или отзыв: ___________________ _________________________________________________________________

_________________________________________________________________.

Спасибо большое за ответы! До новых встреч в походах!

Приложение 7. Настольная игра: «Полевской край: тропы Бажовских сказов» (эскиз игрового поля).

Приложение 8. Правила настольной игры: «Полевской край: тропы Бажовских сказов».

Цель игры: больше узнать о местах, которые входят в туристический маршрут, порешать интересные задания на сообразительность (загадки, объяснение старинных слов и пословиц, танграм, пентамино и прочие), весело и познавательно провести время с одноклассниками.

Правила игры таковы:

Играть можно индивидуально или в командах. При командной игре кубик кидают игроки поочередно, ответы на вопросы и выполнение заданий – коллективное.

Все игроки/команды начинают со Старта. Чтобы сделать ход нужно кинуть кубик. В зависимости от выпавшего числа, игрок/команда берет карточку с вопросом соответствующего уровня сложности (например, выпало 5 очков, возьми карточку с вопросом пятого уровня сложности). Уровень сложности вопроса указан на «рубашке» карточки.

Если игрок/команда отвечает правильно, делают ход. Если не отвечают, то остаются на месте и ход переходит к другому игроку/команде.

Побеждает тот игрок/команда, который(ая) первая приходит к Финишу. Также по желанию играющих могут присуждаться второе и третье места.

Просмотров работы: 2064