«Весны моей златые дни…» (История девичьего альбома – связь поколений)

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Весны моей златые дни…» (История девичьего альбома – связь поколений)

Данилина Д.Е. 1
1МОУ "Ягницкая школа"
Мартынова Е.И. 1
1МОУ "Ягницкая школа"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Когда я была ещё в 5 классе, мама показала мне небольшой старенький альбом со стихами. От него исходил некий запах старины, необычной бумаги, запах прошлого века. Это была небольшая книжечка синего цвета. На обложке изображён портрет хорошенькой девушки в серединке цветка, рядом – разные распустившиеся цветы или бутоны, бабочки, стрекозы. Справа, внизу, вытиснено «А.М. Ивановой», сверху – роскошный букет цветов с большим бантом. Альбом был написан от руки, чёрными чернилами, в незнакомой для меня орфографии. Удивило то, что одно из первых стихотворений датировано 1904 годом. Перелистывая альбом, я невольно становилась свидетелем чьих-то признаний о любви, чьей-то душевной боли, чьих-то философских рассуждений о судьбе и жизни.

Что это? Гимназический альбом, напоминающий наши школьные альбомы? Но в них мы в XXI веке пишем любимые песни, заполняем анкеты, без конца передавая друг другу. Может быть, это своеобразный дневник, где записываются собственные мысли, чувства, возможно, памятные события. Оказывается, альбомы были и раньше, но в литературе они мало исследованы, есть отдельные упоминания в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова о стихах, написанных в альбом. Итак, девичий альбом – это сборник стихов определённого века или личные переживания, записанные друзьями? Данная проблема интересна, поскольку явление альбомной литературы более сложное, чем может показаться на первый взгляд и мало изученное в нашей литературе.

Цель: выявление связи поколений через девичий альбом.

Задачи:

изучить эволюцию жанра девичьего альбома;

выявить тематику его содержания;

провести исследовательскую работу по оформлению, содержанию, записям и подписям альбома 1904 года;

сравнить девичьи альбомы начала ХХ и XXI веков.

Основная часть.

Рукописные альбомы

2.1.1.История создания рукописных альбомов

Традиция рукописных альбомов пришла в Россию в середине XVIII века из Западной Европы, главным образом из Германии и Франции. В Европе.были популярны у странствующих студентов. В Германии альбомы называли «штрамбухами» (Stammbuch), в Англии – «кипсеками» (keepsake).

Слово «альбом», латинское по происхождению, в русский обиход вошло из французского языка, где оно означает «памятная книга». Наибольшее влияние на формирование русской альбомной традиции оказали немецкие рукописные альбомы, первые образцы которых привезли в Россию выходцы из Германии во второй половине XVIII столетия. Тогдашний альбом имел торжественный и солидный вид: большого размера, с переплётом из обтянутых кожей деревянных досок, украшенных тиснением, с крупными бронзовыми застёжками. Такие альбомы были лицом семьи – на первой странице рядом с именем владельца было принято изображать семейный герб или девиз. В альбомы записывали стихи популярных авторов, собственные сочинения, а также торжественные посвящения и цитаты из известных произведений.

Первоначально в Европе, да и в России вплоть до конца XVIII века, составлением альбомов занимались преимущественно мужчины. Впоследствии традиция ведения альбомов окончательно закрепилась за женщинами (по наблюдениям В.Э. Вацуро, первые женские альбомы, в дошедших до нас русских собраниях относятся к 1790-м годам)[1,3]. Альбом очень скоро стал непременным спутником и важных элементом юных барышень и важным элементом домашней, семейном культуры.

2.1.2. Содержание и оформление альбомов XIX и начала XX века

В начале XIX века в моду вошли небольшие, изящно украшенные альбомы, легко помещавшиеся в дамской сумочке. Эпоха сентиментализма повлияла как на содержание альбома, так и на его оформление. В альбомных рисунках первой трети позапрошлого столетия чаще всего можно было обнаружить символические образы, характерные для элегической поэзии: амуры, цветы, пылающие сердца, пейзажи, освещённые луной, руины, урны, надгробия, могильные холмы. Между листами альбома вкладывали засушенные цветы, пряди волос. Произведения, записываемые в альбомы, были стихотворными: элегии, мадригалы, романсы – как известных поэтов, так и анонимных авторов, но нередко встречались и афоризмы, прозаические отрывки, вырезки из журналов. Как отмечал Ю.М. Лотман, собирая «наиболее популярные произведения печатной литературы, альбом одновременно отражал большую роль семейной, родовой и кружковой традиций как организующих культуру» [5,41].

В этот период оформились строгие законы заполнения альбома. Первую страницу оставляли незаполненной, так как существовало мнение, что с открывшим её может случиться несчастье. В начале альбома писали родители и старшие, дальше – подруги и знакомые; последний лист отводился для самых нежных записей – считалось, что там пишут те, кто больше всех любит владелицу альбома. Внизу последнего листка можно было прочесть такие строки:

Кто любит тебя больше меня, То пусть напишет больше меня. [4,34].

Пик расцвета альбомной традиции пришёлся на 1820 – 1830-е годы, когда альбом из внутрисемейного творчества превратился в модный факт светской культуры. [6,62]. Домашний, камерный (предназначенный для небольшого круга слушателей) альбом 1810-х годов сменил парадный тип альбома в изысканно украшенном бархатном или атласном переплёте, который должен был демонстрировать утончённый художественный вкус владельца. Альбомы, превращались в настоящие коллекции автографов известных литераторов и набросков популярных живописцев. П.Л. Яковлев, публицист, современник А.С. Пушкина, оставивший замечательные воспоминания о культурном быте своего времени, писал в 1828 году в книге «Записки москвича»: «Переплётчики истощили всё своё искусство на украшение этих книжек… Теперь редко найдёте в них выписки из печатного или дурные рисунки цветов и домиков. В нынешних альбомах хотят иметь рисунки лучших артистов, почерк известных литераторов» [6,44].

Владение искусством писать стихотворные экспромты и набрасывать рисунки стало одним из необходимых навыков светского человека. В помощь тем, кто не обладал поэтическим даром, в журналах печатались образцы альбомных стихотворений для разных адресатов. Эти тексты переписывали из альбома в альбом, изменяя лишь имя ( таким же способом сочинил поздравительные куплеты Татьяне пушкинский мосье Трике).

2.1.3.Виды альбомов

Со временем расширялось и видовое разнообразие альбомов. Они различались в зависимости от содержания ( альбомы с картинками («картинные книги»), с автографами, с различными художественными текстами), по функциональной направленности (дружеский интимный альбом, светский (парадный) альбом, салонные, кружковые, пансионерские альбомы).

Важным фактором был и культурный уровень среды, в которой составлялся альбом, а также происхождение и социальная принадлежность его владельца (например: альбом уездной барышни и столичной дамы). Наряду со столичным альбомом, характерным для великосветской среды, в провинции и более низких социальных группах существовал иной, усреднённый, массовый альбом. Первый тип был ориентирован на уникальность репертуара и оформления, в нём преобладали оригинальные сочинения профессиональных авторов (что позволяло исследователям определять его как «литературный»); второй отличался стереотипностью содержания и формы, цитатничеством и дилетантством. Как отмечал В.Э. Вацуро, в массовых альбомах «складывается своего рода «альбомный фольклор» - переходящие от альбома к альбому стихотворные мадригалы, утерявшие авторскую принадлежность и видоизменяемые в меру версификаторских способностей пишущего» [3,5].

Массовые альбомы первой трети XIX века можно рассматривать как начало фольклорной традиции рукописного альбома – ведь в них уже проявлялось творчество, которое отличалось качествами, характерными для фольклора: коллективностью, безымянностью, традиционностью, вариативностью.

2.1.4.«Преданья старины»

Кратковременное возрождение литературные альбомы пережили на рубеже XIXXX-х веков, когда под влиянием модных в тот период увлечений ретроспекций и поэтизацией стала возобновляться традиция литературных кружков и салонов..

Во второй половине XIX века сфера бытования альбомов переместилась из семейного дворянского круга в ученическую среду, прежде всего – женских гимназий и пансионов. В 1920 – 1930-е годы массовый альбом окончательно утвердился как специфическая форма письменного фольклора. «Все элементы альбомной культуры пребывали в это время в хаотическом брожении…..Но именно это состояние брожения, трансформации жанрового канона и позволило альбому ассимилировать новые интересы и ценности, приспособиться к меняющемуся социальному фону» [7,38].. Причём происходило это приспособление в условиях, когда в подобных рукописных сборниках усматривали «разлагающее влияние гнилой мелкобуржуазной и мещанской стихии» и призывали вытеснить «мещанскую лирику из быта рабочей молодёжи» [7,39].

2.1.5. Альбом середины XX века

Альбом объединил в себе дореволюционную, «мещанскую» культуру и культуру нового времени. Значительное место в девичьем альбоме заняли популярные песенные жанры городского фольклора – жестокий романс и новая баллада, такие, как например, «На Муромской дорожке…», «По диким степям Забайкалья…», потеснившие в XX веке позиции классического романса. Помимо фольклорных традиций, альбом отразил и культурные реалии советской действительности. В альбомах школьниц 1930-1950-х годов можно было часто обнаружить стихи о Ленине, Кирове, тексты патриотических песен, элементы призывов («Учись, не ленись, лентяям не место в СССР»). Вплоть до 1960-х годов содержание альбомов оставалось весьма политизированным. Затем стало проявляться особое внимание к личным, прежде всего любовным, отношениям. Большинство жанров, сформировавших альбомный обиход в этот период, сохранили своё значение до сих пор: альбомные стихи, песни, афоризмы, гадания, рукописные любовные рассказы. Изменилось и внешнее оформление альбома: значительно больше стало вырезок из цветных журналов, открыток, ярких рисунков фломастером, а в последнее десятилетие – ещё и фотографий популярных певцов и актёров, наклеек и т.д. Если в альбомах 1950-х годов можно встретить, например, изображение девочки с флажком «СССР» в руке ( такими раньше в изобилии украшали стены детских учреждений), то сейчас преобладают современные символы (эмблемы музыкальных групп и спортивных команд).

С 1970-х годов альбом не испытал принципиальных изменений ни в своём внешнем виде, ни в жанровом составе. Жанровый стержень альбома, сформированный ещё в начале XIX века альбомными стихами, рисунками, афоризмами, остаётся неизменным, несмотря на то, что альбом постоянно пополняется новыми жанрами (например: анкетами, письменными гаданиями, тестами, гороскопами).

2.1.6. Рукописный альбом начала XXI века

Рукописный альбом на сегодняшний день является основной формой письменного фольклора школьниц 9-14 лет. Став старше и окончив школу, девочки перестают вести альбомы. Вокруг альбома формируется особое коммуникативное поле, в условиях которого облегчается контакт девушки со сверстницами и в некоторой степени со сверстниками – при условии их положительного отношения к альбому.

Альбом является воплощением характерных черт девичьей субкультуры. На первый план в нём выходят приоритеты традиционности – типично фольклорной ценности: хорош не тот альбом, в котором есть что-то новое и необычное, а тот, который отражает наиболее распространённые культурные веяния. Альбом даёт девушке возможность почувствовать свою причастность к единой культурной системе. А что же писали наши бабушки, когда были подростками? То же, что и их сверстницы 50 лет назад (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Вместе с тем альбом оставляет девушке возможность выразить не только модные увлечения, но и личные эстетические пристрастия, этические и нравственные представления. Альбом становится способом творческой и эмоциональной самореализации, ведь на его страницах появляются только те тексты, которые соответствуют личным вкусам девушки: её любимые стихи, песни.

Девичий альбом так же, как и другие формы письменной народной культуры (песенники, рукописные сборники), выполняют и архивирующую функцию, сохраняет фольклорные тексты.

При всей своей «детскости» альбом учит добру, порядочности, воспитывает в девушках чувство собственного достоинства, предостерегает их от возможных ошибок. В нашей школе так же девочки и мальчики ведут альбомы , по той же тематике, что и их бабушки (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Чудом сохранив своё наивное, светлое лицо в водовороте телевизионной, рекламной и прочей массовой продукции, девичий альбом остаётся хранителем прежней культуры, связующим звеном между поколениями.

2.2. «Весны моей златые дни…» (альбом А.М. Ивановой)

Этот альбом всегда хранился у моей прабабушки Филатовой Лидии Исааковны, которая прожила всю жизнь в деревне Ягница. Она никогда его не показывала и никому ничего не рассказывала. Берегла как дорогую реликвию. Альбом мы нашли уже позднее в бабушкином сундучке среди открыток, книг, недорогих женских украшений… Чей альбом хранила прабабушка? Теперь уже остаётся только догадываться. Может быть, своей матери, бабушки или подруги…

Что же альбом поведает нам о хозяйке, о её подругах, об эпохе, душевном настроении пишущих?

2.2.1. Оформление альбома А.М. Ивановой.

Итак, альбом именной – А.М. Ивановой. Вероятно, он был заказан для стихов в какой - нибудь типографии города Череповца или Весьегонска. Оформление соответствующее альбомной традиции: цветы, бабочки, птицы, стрекозы, букеты и облик юной девушки. Посередине – лёгким овалом написано «АЛЬБОМЪ», справа внизу - А.М. Ивановой. В альбоме не хватает первых страничек, он немного потрёпан, видимо, часто читали, многие пользовались, брали для записи стихотворений, пожеланий.

Обычно первые страницы альбома не заполняли, так как существовало мнение, что с открывшим её может случиться несчастье. Этот альбом заполнялся не по порядку, а с конца (поэтому в альбоме есть пустые страницы между стихами, пожеланиями), потом появлялись записи в середине – в этом беспорядке наблюдалась некоторая последовательность. Чаще всего новая запись появлялась рядом с той, которая чем-то задела автора. Судя по датам (хотя они есть не у каждого стихотворения), я выяснила, что первое стихотворение было написано 14 марта 1904 года «Нет, не пой ты мне песню весёлую» ( мысли о скорой разлуке по окончании училища). Рядом стихотворение безымянного автора «На память» («Бывают дни не плачут очи» - стихотворение о трудностях будущей жизни после училища). Присутствуют интересные записи дат, когда в альбом записано то или иное стихотворение, указан не только год, месяц, но и число, и даже час, например: 21 сентября 1904 года в 5 дня; 3 августа в 4 дня; 1904 года 24 ф (февраля); 1905; 15.07; 8 сентября 1904 года; 24.10.1937г.; 14-го марта 1904-го года –всего указано 7 дат, т.е. стихи и пожелания написаны сокурстницами по училищу в последний или предпоследний год учёбы А.М. Ивановой, так как много стихов о расставании.

2.2.2. Авторы записей стихотворений в альбом

Читая стихи сокурстниц Александры Михайловны, я отметила , что из 38 записей только 17 имеют подпись или комментарий, например: в память прошлых училищных дней А.Цветкова; Николай Рыбин; не забудь г.л. (глубоко любящую?)подругу А. Цветкову; подруга Аглая; есть просто инициалы, например: А.И.; Ж.Н.; А.О. (всего 11 раз встречаются инициалы). Ясно, что хозяйка альбома их знала, доверяла этим людям, позволяя им писать в своём альбоме. Авторы ставили инициалы, придавая альбому некую таинственность и загадочность, что свойственно было в начале XX века гимназисткам и курсисткам. Интересен и тот факт, что среди авторов девушек делает запись и один молодой человек Николай Рыбин. Он также автор 2-х стихотворений.: «К другу» и «Путник» (подражание А.В. Кольцову и Н.А. Некрасову).

В альбоме записано 38 стихотворений. В них ощущается влияние как модной, так и программной поэзии. Часто цитируется Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Фет, Тютчев, Полонский, Апухтин, Бальмонт и Надсон. Одно стихотворение княгини Натальи Долгорукой. Есть строки из популярных фортепьянных романсов. Курсистки в начале века имели специальные гусиные перья, хотя в ходу уже были металлические перья и резервуарные ручки. Стихи этого альбома, вероятно, написаны тонкими перьями чёрными чернилами (некая ориентация на старину – всегда более благородную), красивым каллиграфическим почерком с использованием букв азбуки XIX века, с буквами «ер»(ъ), и «ерь»(ь): альбомъ, в грудъ…

2.2.3. Тематика стихотворений альбома А.И. Ивановой

№ стих.

Название стихотворения

Автор записи

дата

О чём стихотворение

1.

«Люблю тебя!»

А. Цветкова

-

О любви и преданности

2.

Княгиня Наталья Долгорукая «Плач над своей судьбой»

-

-

Осень жизни, уход в монастырь

3.

«Мимолётна была наша встреча»

-

-

Мимолётность встречи с любимой

4.

«Я люблю молодое беспечное утро…»

А.И.

21 сентября 1904 года в 5 дня

О любви ко всему живому, о борьбе за свободу Родины

5.

«Пускай мечтатели осмеяны давно…»

-

-

Воспоминания о любимом человеке в час разлуки

6.

«Иди вперёд…»

А.И.

3 августа в 4 часа дня

Борьба с судьбой, мужество

7.

«К другу»

Рыб.

-

Поддержка друга в горе

8.

«Случалось ли тебе рыдать полуночной порою…»

-

-

Душа измучена борьбою со всем окружающим

9.

«В альбом»

-

-

О случайной встрече, которая запомнится навсегда

10.

«Что такое любовь?»

От…

-

Это наслаждение или мука?

11.

«Молитва»

-

-

-

12.

«Прости»

-

-

Всё прости. Но не забудь любовь

13.

«Вспомни, что жизнь – испытанье…»

И.Л.

6 часов

О трудном жизненном пути

14.

«Лес рубят…молодой ещё зелёный лес…»

-

-

Вера в счастье и свободу

15.

«Я не такой, как все другиеююю»

-

-

«Судьбой проклята жизнь моя»

16.

«Прости»

А. Цветкова

1904 года 24 ф.

Награда за верность

17.

«Путник»

Рыбин Н.

-

Аллегория, жизненный путь тернист

18.

«Весною»

-

-

Весна в душе и облик милой

19.

«Раздели ты со мной мою долюшку»

А.О.

-

«Ты одна поймёшь мою тоску»

20.

«На память»

-

-

Позабыты прекрасные дни

21.

«…смотри не обижай!»

-

-

Кто в беде – помоги!

22.

«Не для меня, так для кого же любовь заветную хранишь?»

А.О.

-

Кого ты любишь?

23.

«Давно отвергну-тый тобой…»

-

-

Тема одиночества

24.

«Я не прошу тебя унять мои мученья…»

-

-

«Пусть жизнь полна различных искуплений, но рядом Ангел…»

25.

«Тебе спешу я объясниться…»

Аглая

-

Признание в любви и преданности

26.

Проза…»Если ты заглянешь в своё сердце…»

Н.Рыбин

15 июля 1905 года

2 величайших наслаждения и два величайших желания- быть любимой

27.

«Тяжёлый крест достался ей на долю…»

-

-

Обращение к любимой

28-29

«Я в битву вышел одинокий…»

-

-

Гибель души

30.

«Мечта»

А.И.

8 сентября 1904 года

«Ты – моё утешение и счастье»

31.

«Прошлого времени тени туманные…»

И.Л.

-

Уставшая душа от жизни

32.

«Горит заря, безмолвствует дорога…»

-

-

Перед разлукой

33.

34.

На вечную память.

На память

Ж.Н.,Л.Н., Ж.А.

24 октября 1937

«Пишу письмо вам, серенькие глазки»

35.

«Уже по зябшему саду проходит ночь…»

-

-

Хотелось, чтобы всё плохое было сном

36.

«Нет не пой ты мне песню весёлую…»

-

14 марта 1904 года

«Образ твой в душе сохраню»

37.

На память

А.Ц.

-

Бывают дни, когда тяжело на душе, но всё можно выдержать

38.

Гадание и сон Татьяны

-

-

«Евгений Онегин» А.С. Пушкина

Итак, из 38 записей – 3 стихотворения от А. Цветаевой, одно – от подруги Аглаи, 3 стихотворения собственного сочинения от Н. Рыбина (одно из них в прозе), 2 – от И.Л., затем 2 стихотворения датированы 1937 годом от Ж.Н., Л.Н., вероятно от сестёр), написаны фиолетовыми чернилами, одно в конце красными чернилами «Гадание Татьяны Лариной» из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

2.2.4. Мотивы альбомных стихотворений

В начале XX века, судя по этому альбому, чуть-чуть «теплится» лирическая гимназическая поэзия и лексика (ангел, голубка, серые глазки), но уже появляются более «взрослые» стихи людей, имеющих некий жизненный опыт. Постепенно альбомная лексика гимназисток покидает страницы. Неизменным остаётся набор жанров, тем и мотивов альбомных стихотворений о преданности, о верной любви, об одиночестве, тоске, грусти, горе… при этом хотелось бы выразить одно недоумение, если в альбомах XIX века любовное послание, восхищение красотой пишется мужчиной, то с момента появления школьного\гимназического альбома адресатом послания является девушка. В альбоме фиксируется следующие мотивы:

Признание в любви:

«Чтоб я сама тебе сказала:

«Люблю тебя! Люблю тебя!»

«Тебе спешу я объясниться,

Про любовь свою сказать…»

К лятвы в верности и преданности:

«Не плачь, я верность награждаю, Она нас вновь соединит…»

Наставления владельцу альбома никогда не забывать друзей:

«Твой путь тяжёл, но друга не бросай!»

Высказывания о борьбе с судьбой:

«Иди вперёд! Борись с судьбой!

Мужайся духом и не падай!»

«Любовь – это и предательство, и печаль…», «Что такое любовь?»:

«Что такое любовь? Правды миг иль обман

Пылкой крови хмельное брожение»?

«Что такое любовь? Божества ли печаль

Иль соблазн злоковарного ада»?

О предстоящих трудностях в жизни:

«Много в жизни печалей, заботы

Должен каждый из нас выносить…»;

«Жизни печальна дорога,

Много соблазна на ней,

Слез и страдания много,

Мало лишь радостных дней…»

О случайной встрече:

«Случайно мы встретились с вами…»

«Мимолетна была наша встреча…»

Жизнь – испытанье…

«Вспомни, что жизнь – испытанье,

Полный несчастия труд»

Жизненные советы владельцу альбома:

«Кто пред грозящею бедою

Заплачет горькою слезою,

Того, смотри, не обижай,

А если можешь, помощь дай!,,»

Кому ты шлёшь свои моленья?

Приводимые выше мотивы, которые носят печальную окраску, имеют и альбомные стихотворения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и других поэтов XIX века. Видна их традиция и в альбоме начала XX века. Например, мотив воспоминания, памяти об уходящих днях юности, о друзьях. Его корни в русской элегической поэзии.

IV. Заключение

Альбом, хранившийся в моей семье многие годы, отражает классическую традицию оформления альбомов провинциальных курсисток из Череповца и Рыбинска. Это редкий вид письменного фольклора, ещё не изученный в русской литературе. Альбом 1904 года содержит переписанные или оригинальные поэтические тексты, в которых отражены бытующие в юности представления о любви и дружбе, о жизни, о Родине и природе. Сокурсницы Ивановой А.М. по училищу записывали стихи и пожелания в минуту воодушевления. Записи в основном были оформлены в 1904 году, частично - в 1905, 2 стихотворения записаны в 1937 году, вероятно, хозяйка альбома , перечитывая юношеские пожелания в столь трудный год, захотела дополнить написанное, а, может быть, поддержать себя морально. Это последние записи альбома. Мне кажется, что я соприкоснулась с чем-то высоким, сокровенным, самым дорогим этих молодых людей, у которых было столько задора, любви, помыслов, надежды, веры в начале жизни, спустя 114 лет.Я рада, что в моей семье бережно хранится эта небольшая книжечка с синими плотными корочками. На обложке альбома внизу справа красиво написано: АЛЬБОМЪ А.М. Ивановой.

ЛИТЕРАТУРА

Белоусов А.Ф. Институтка// Школьный быт и фольклор: Учебный материал про русскому фольклору. Ч.2. Таллинн.1992.С.132

Борисов С.Б. Эволюция жанров девичьего альбома в 1920-1990-е годы //Шадринский альманах.. вып.1. шадринск.1997. С.92

Вацуро В.Э. Литературные альбомы в собрании Пушкинского дома (1750-1840-е гг.)// Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1977 год. Л: 1979.С.5

Девичий альбом XX века// Русский школьный фольклор: ОТ «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов. М.: 1998.С.283.

Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий: Пособие для учителя. Л.: 1983.С.241

Пушкин А.С. Соч.: В 3 т.Т.2М.:1986.С.250

Рукописный отдел Государственного музея А.С. Пушкина. Ф.3.Оп. 1.А 8/54.Л. С. 56

Ханютин А. Школьный рукописный альбом-песенник: новый успех старого жанра//Массовый успех. М.:1989.С.203

https://cyberleninka.ru/article/v/devichiy-albom-k-voprosu-o-proishozhdenii-zhanra

http://mognovse.ru/xl-devichij-alebom-ego-struktura-osobennosti-bitovaniya-i-psi.html

https://bookmix.ru/news/index.phtml?id=9329

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Результаты опроса бабушек и дедушек

(опрос проводился в апреле 2018 года)

Респондентов: 17

Что писали в альбомах

1960-х лет рождения

1970-х лет рождения

Мужчины

-

-

Женщины

6

11

Стихи

+

+

Пожелания

+

+

Песни

+

+

Стихи собственного сочинения

+

+

Анкеты

+

+

Личная переписка

-

-

Рисунки

+

+

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Школьные альбомы 21 века

апрель 2018 года

Из 34 респондентов 19 ведут школьные альбомы\тетради. Среди них – 5 мальчиков.

 

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

Мальчики

-

2

-

2

Девочки

2

2

6

5

Стихи

-

+

+

-

Пожелания

+

+

+

+

Песни

+

-

+

+

Гороскопы

+

-

+

+

Анкеты

+

+

+

+

Личная переписка

-

+

+

+

Рисунки

+

+

-

-

Просмотров работы: 91