Мастер резьбы по дереву

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мастер резьбы по дереву

Бикмаева  А.Р. 1Бикмаева  З.Р. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2
Гурдина  А.Ф. 1Бибарсова  А.М. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Откуда берутся таланты?

От щедрот народных.

Живут на земле русские люди –

и вот избирают одного.

Он за всех будет говорить –

он памятлив народной памятью,

мудр народной мудростью…».

В.М. Шукшин

 

Любимый уголок земли у каждого человека свой и называется он малой родиной. Я родился в селе Средняя Елюзань, это моя малая родина, чудесный благодатный край. Край золотистых хлебных полей и цветущих садов. Здесь живут замечательные трудолюбивые люди: мастерах своего дела, умельцы – золотые руки! И чего только не умели елюзанские мастера! Вышивка и вязание кружев, плетение из лозы и соломки, резьба по дереву, ковка из металла. При изготовлении любой вещи народные мастера думали не только о практическом назначении, но и о красоте. Из простых материалов: дерева, металла, камня, глины - создавались произведения искусства. В наше время увлечение резьбой по дереву явление довольно редкое. Оказывается, с помощью специальных инструментов из дерева можно создавать удивительные вещи! . 
Актуальность:   Знать народные ремёсла, имена народных мастеров-умельцев – это значит лучше понимать свой народ. Это и определило выбранную тему моего проекта. Большинство людей воспринимает профессию резчика по дереву как что-то несерьёзное, непрестижное. Но я категорически не согласна и буду рада, если эта работа убедит вас в обратном.

Цель работы: формирование представления о народных ремёслах, развитие интереса к народному ремеслу. Выяснить, в каком виде (форме, технике исполнения) сохранился в Елюзани один из видов прикладного народного искусства – резьба по дереву.

Задачи:

изучить литературу по теме;

знакомство с основными видами народных ремёсел.

раскрыть значимость народного ремесла;

узнать о народных умельцах нашего села.

Методы исследования:

·  накопление научного материала: изучение литературы и источников;

·  ознакомление с историей и теорией вопроса;

·  консультации;

·  осмысление собранного материала: анализ, обобщение;

·  проверка и уточнение фактов и деталей.

чтение различной литературы;

работа в интернете;

ВВЕДЕНИЕ

Издавна наш народ славился своими умельцами. Женщины – рукодельницы занимались пуховязанием, кружевоплетением, лоскутной техникой, шитьем.

Мужчины – лозоплетением, ковкой, резьбой по дереву. Возьмем последнюю. Народные мастера, используя специфические свойства дерева, умели выявить его красоту, придать вещам удобные и художественно завершенные формы. Мотивы своих рисунков народные умельцы черпали в основном из окружающей среды.
Талант русского народа, присущие ему чувства прекрасного и гармонии позволили создать глубоко самобытные произведения, способствовали подъему и расцвету высокого искусства народной архитектуры и домовой резьбы. Мы выяснили следующее: художественная резьба по дереву – один из древнейших и наиболее распространенных видов художественной обработки дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долот, стамесок и других подобных инструментов. В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок — ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье. Резное дело в народных традициях. Резьба по плоской поверхности в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев и киотцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков, кляпышей и т. д

Современная резьба строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы. Условно можно выделить три основных типа:

Сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба).

Глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы).

Скульптурная резьба.

Домовая резьба (является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа).

Резьба по дереву всегда сопутствовала русской деревянной архитектуре и получила наибольшее распространение там, где были соответствующие условия. Развитию способствовали простота обработки и доступность

материала, наличие умелых мастеров, богатые традиции. Особенно знаменитыми были резчики русского Севера, Урала, Сибири, Поволжья . Сколько прекрасных образцов деревянной архитектуры и художественного творчества оставили нам предки! Во многих музеях нашей страны хранятся изделия древних мастеров, которые с помощью пилы, топора и стамески создали уникальные произведения архитектуры и резного декора.

Глава 1. ИСТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ

Прослеживаются с древнейших времен, когда изображения небесных светил, зверей и птиц носили культовый характер. Так, символ солнца в виде солярного знака, по народным поверьям был древним оберегом от злых чар, наговоров и прочего, должен был светить, греть, животворить, побеждать злые силы. А среди изображений животных с древнейших времен особенно почитался конь — один из символов доброго божества — светозарного солнца, олицетворение порывистого ветра, бури. Наибольшее развитие домовая резьба получила к началу XX века. Каждый хозяин стремился наряднее украсить резным декором свое жилище. Резьбой украшали все детали дома — причелины и полотенца, слуховые окна и балкончики, карнизы и фризы, наличники окон и дверей, крыльцо с навесом, лестничный вход с перилами, очелья калиток, ворот, ограды.

Очень популярна в русском народном творчестве и скульптурная резьба.

С давних времен люди с помощью нехитрого инструмента вырезали из дерева объемные скульптурные изделия. Это были идолы и другие культовые фигуры, мебель и утварь. Наибольшее распространение получила скульптурная резьба с развитием кораблестроения. Носовые части кораблей выполняли в виде головы льва, дракона, слона, единорога, других зверей и птиц. Эти изображения символизировали мощь, силу, храбрость мореплавателей, а скульптурную резьбу по дереву стали называть корабельной или барочной. Постепенно она «сошла на берег» и нашла широкое применение в деревянном зодчестве, изготовлении сувениров, игрушек, изделий утилитарного характера. Так, в украшении деревянного жилища князьки нередко выполняли в виде голов коней, птиц и т. д. Детская игрушка «Конь-качалка», вырезанная из целого ствола дерева, была любимой забавой ребятишек многих поколений.

Точеные балясины светелок и балконов, лестниц и крылец, декор на наличниках в общем убранстве дома в сочетании с различными видами резьбы — все это неповторимо украшало жилище.

К сожалению, дерево — недолговечный материал. Пожары, стихийные бедствия, войны, многое помешало сберечь старинные образцы народного творчества, но то, что мы получили в наследство от мастеров прошлого, и то, что создают наши талантливые современники, нужно бережно сохранить, чтобы передать будущим поколениям национальные традиции русского народа.

ВИДЫ РЕЗЬБЫ.

Дерево и в наши дни остается излюбленным материалом художников. Из него создают скульптуру, резные декоративные предметы. В области художественной обработки дерева работают народные мастера и художники-профессионалы, организованно ведется подготовка кадров.

Существует много видов резьбы по дереву, которые можно подразделить на следующие основные группы: плосковыемчатая или углубленная; плоскорельефная; рельефная; прорезная, или ажурная; скульптурная, или объемная; домовая (корабельная).Каждая из этих групп в свою очередь делится по рисунку и технике выполнения па разновидности.

Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления — выемки. В зависимости от формы выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть геометрической или контурной.

Геометрическая резьба один из самых древних видов резьбы по дереву. Она выполняется в виде двух-, трех - и четырехгранных выемок, образующих па поверхности узор из геометрических фигур — треугольников, квадратов, окружностей.

В далекие времена каждая геометрическая фигура и различные их сочетания имели свое символическое значение. Так, розетка с лучами являлась символом солнца. Шли века, развивалось понятие о красоте, геометрические элементы складывались в орнаменты, мастера-резчики научились создавать богатейшие узоры, применяемые для украшения различных предметов домашнего обихода.

Геометрическая резьба выгодно отличается от других видов резьбы полым им разнообразием приемов художественного оформления деревянной поверхности. В то же время эта резьба не сложна по выполнению и не требует, по сравнению с рельефной, специальных знаний теории рисунка, сложного набора инструментов

Контурная резьба характеризуется неглубокими тонкими двугранными выемками, проходящими по всему контуру рисунка. В отличие от геометрической в контурной резьбе используют главным образом изобразительные мотивы: листья, цветы, фигурки животных, птиц. Изображение, выполненное контурной резьбой, похоже на гравированный рисунок: линии его резки, жестки, игры светотени почти нет.

Контурная резьба употребляется чаще всего в сочетании с другими видами резьбы — геометрической, плоскорельефной, а также с росписью. Как самостоятельный вид эту резьбу применяют для выполнения на дереве декоративных панно

Плоскорельефная резьба.Плоскорельефная резьба имеет несколько разновидностей: резьба с заоваленными контурами (заоваленная, или завальная), резьба с подушечным фоном, резьба с подобранным (выбранным) фоном. Общим признаком для них является невысокий условный рельеф, расположенный в одной плоскости на уровне украшаемой поверхности. Плоскорельефная резьба является как бы переходным видом от контурной к рельефной резьбе.

Заоваленная резьба, так же как и контурная, выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка, но выемки режутся более глубокими, а их грани закругляются (заоваливаются). В развитии плоскорельефной резьбы большую роль сыграла так называемая абрамцево-кудринская резьба, которая возникла в конце XIX в. в подмосковном имении Абрамцево, где была организована мастерская резьбы по дереву. Большое влияние на формирование абрамцево-кудринской резьбы оказало творчество талантливого народного резчика В. П. Ворноскова, вышедшего из абрамцевской мастерской. Для работ Ворноскова характерны растительные мотивы с закругленными листьями (так называемая «пальчатая» резьба), плоский полированный орнамент, почти полностью закрывающий поверхность, и матовый тонированный фон с начеканкой узора из точек.

Рельефная резьба. Рельефную резьбу выполняют путем подрезки плоского орнамента, оста пленного на углубленном фоне, и проработки форм на поверхности этого орнамента. Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются рельефом разной высоты.

Рельефная резьба отличается большой выразительностью и декоративностью. В прошлом ее широко применяли для украшения интерьеров — стеновых панелей, порталов, дверей, а также в мебели. В настоящее время рельефную резьбу также используют для отделки интерьеров общественных зданий в виде настенных панно.   Рельефную резьбу применяют и при изготовлении современной художественной мебели: на спинках стульев, на корпусной мебели в виде накладных декоративных элементов.

Прорезная резьба. Прорезной называется резьба, у которой фон удален. Плоская прорезная резьба нередко применялась для украшения старинной русской мебели. При применении такой резьбы в шкафчиках и ширмах под нее в качестве фона подкладывают яркую ткань. Прорезная резьба представляет собой обычную резьбу с полностью выбранным фоном. При аккуратном и чистом исполнении это придает деталям ажурность и легкость. . Изготовленную прорезную резьбу крепят на некотором расстоянии от стены, чтобы она лучше просматривалась на ее фоне.

Накладная резьба. Накладная резьба представляет собой детали, выполненные прорезной резьбой. Крепят их гвоздями вплотную к конструкциям дома: к стенам, простенкам, под окнами, над окнами, к лопаткам, то есть доскам, прибитым к углам стен, столбам дверей или ворот и др. Шляпки гвоздей можно сплющить и утопить в древесину. Такая резьба просматривается лучше, чем глухая.Фон в прорезной резьбе удаляют долотом или пилой. В последнем случае резьбу называют пропилъной. Так как эта операция может быть механизирована, пропильная резьба находит применение при серийном производстве мебели.Прорезную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной.  Исполнение такой резьбы требует высокого мастерства.

Скульптурная резьба.Скульптурная, или объемная, резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. В отличие от одностороннего изображения объекта в плоскорельефной и рельефной резьбе в объемной резьбе объект изображается всесторонне. Так, в форме ладьевидных ковшей с головою утки или коня отразился древний миф об огненной колеснице, в которой совершало свой путь солнце: днем по небу в нее впрягались кони, а ночью – в подземном – подземном царстве – фантастические птицы. Скульптурную резьбу широко применяли для украшения интерьеров и мебели классических стилей. Ножки стульев и кресел часто делали в виде звериных лап, подло подлокотники кресел украшали фигурами фантастических животных, птиц.

Домовая резьба. Домовая резьба характеризуется тем, что является крупномасштабной, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы и долот и применяется для украшения деревянных построек. Хотя домовая резьба была развита уже в XVI в., до нас дошли образцы, относящиеся к XIX в. Деревянные постройки, украшенные резьбой, сохранились главным образом на севере нашей страны и в Поволжье. Среди листьев и цветов нередко вставляли изображения русалок-берегинь, львов, птицы феникс. Примером объемной домовой резьбы является так называемый «охлупень» - фигурное изображение головы и верхней части туловища коня, оленя, большой птицы, которое вырезали из целого корневища топором и помещали на гребне крыши над фронтоном, а раньше украшали носовую часть корабля.

Глава 2. МАСТЕР БАРАЕВ МУКАДДЯС АХМЕТШИНОВИЧ.

В нашей стране существует много видов резьбы по дереву. Культура резьбы живет столетия и продолжает совершенствоваться, развиваться. Народные мастера, используя специфические свойства материала, умели выявить его красоту, придать вещам удобные и художественно завершенные формы. Мотивы своих рисунков народные умельцы черпали в основном из окружающей среды.
Одним из таких умельцев является Мукаддяс Ахметшинович Бараев из села Средняя Елюзань. На районных и областных конкурсах его работы всегда приводят всех в восторг.
Родился в 1950 году в селе Средняя Елюзань в многодетной семье. После учебы работал в Чаадаевском Автотранспортном предприятии №2, затем в АТП №5. Помимо работы Мукаддяс Ахметшинович писал портреты близких людей: портрет матери, жены. Любил рисовать пейзажи, в которых он отражал красоту родной природы.

Мукаддяса Бараева со школьного возраста интересовало рисование. Его рисунки привлекали внимание не только учителей и учащихся школы, но и всех, кто ценит искусство. Резьбой по дереву он стал увлекаться ещё с детства. Учился всему сам. Не для денег, а по вдохновению. В их доме всё расписное: и полочки, и двери, и вешалки! Некоторые эксклюзивные вещи дарил родственникам, друзьям на память. И никогда не хвалился.
Когда Мукаддяс Ахметшинович вырос, его увлечение немного отошло на второй план, но все же мечта стать настоящим художником его не покидала. И вот в возрасте двадцати пяти лет, когда уже у него с женой росли двое детей, Мукаддяс Ахметшинович поступает в Пензенское художественное училище имени Савицкого и после его успешного окончания получает профессию декоратора. Много внимания сейчас Мукаддяс Ахметшинович уделяет своему любимому занятию-резьбе по дереву. Он создает уникальные произведения искусства. Ещё одна его страсть-изображение животных. Герои его произведений - это кони, олень, орел, журавль, композиция орла и змеи, журавлиная пара.

Его работы были подарены президенту Татарстана М. Шаймиеву, губернатору Пензенской области В. К. Бочкареву. Портрет из дерева Л. А. Якубовича он сделал в течение 3-х дней, который подарил ему первый участник игры «Поле чудес» из нашего села Бадаев Ибрагим Касимович.

Не спорю, может быть, и можно привыкнуть к необычайной красоте изделий, сделанных этим мастером, если прожить с ним долгую совместную жизнь, но, если видишь их в первый раз, то впечатление остается неизгладимое.

Глава 3. РАБОТЫ МАСТЕРА.

Работы мастера можно разделить на следующие темы :

-Животные. Кони. Олень.

- Птицы. Цапля. Орел. Журавли.

- Сюжетные работы. Сказки. Русалка ( су анасы)

-Религиозная тема. Шамаили. Мечети.

Мукаддяс Ахмедшинович любит животных. С детства он привык к домашним животным, потому что в их крестьянском хозяйстве были корова, лошадь, овцы. Они с отцом кормил их, ухаживали за ними. Но больше всего ему нравилиськони. Этих красивых и грациозных животных он с детства любил рисовать, как они резвятся, как скачут. Образ коня часто встречается в легендах в татарских сказках — солнце мчится на золотогривых конях. Считалось, что конь отгоняет от жилья злых духов и приносит счастье. Фигура коня оказалась настолько популярной в народе, что он стал для художника символичным. Каких только коней не увидишь у мастера(приложение1)

Птицы тоже не остались без внимания мастера. Это цапли, орлы.

Вот работа «Цапли на болоте». Не знаю почему, но она мне понравилось больше других. Быть может, тем, что в композиции из этих двух птиц мастеру удалось передать природную тишину заросшего пруда, красоту и гладь воды, которые присущи живой природе. И лягушки, одна плывущая сзади цапель, другая – сидящая в камышах, вообще, как живые. И это неудивительно, ведь всех своих персонажей берет не «из головы», а с натуры. Вот лягушку, например, он вырезал три дня.
А «натурщица» все это время сидела смирно и даже не мешала работать! Когда же работа заканчивается, художник всех своих подопечных обязательно отпускает обратно на природу. Даже кузнечика для своей очередной работы мастер Бараев поймал, и тот ему, представьте, позировал. И честно, если бы кузнечик в изделии не был увеличен в размере, ни за что никто не отличил бы его от настоящего (приложение 2)

А когда смотришь на журавлиную пару, олицетворяющая любовь и мир, хочется петь песню о любви.

Композиция орла и змеи удивляет всех своей необычностью. Невольно вспоминаешь «Песню о Соколе» Максима Горького: «Рожденный ползать летать не может». Кажется змея тоже хочет взлететь (приложение 3).

У Мукаддяса Ахметшиновича есть и работы на сюжет татарской сказки «Шурале». Шурале щекочет своими длинными пальцами людей до смерти, но смекалистый молодой дровосек его наказывает. Когда смотришь на его работу, попадаешь в сказку. Все персонажи, как живые стоят перед тобой (приложение 4).

Мукаддяс Ахметшинович верующий человек. Он ходит как и все мусульмане в мечеть. И конечно, у него много работ на религиозную тему. Это наши елюзанские мечети старинные деревянные и современные в миниатюре. Шамаилы- это изречения из корана, в рамочке. Они вывешиваются на стены внутри дома. Почти все работы находятся временно в его гараже (приложение5)
Свое мастерство мастер Бараев стремится передать не только своим родным, но и подрастающему поколению села. Три года при библиотечно – досуговом центре он ведет кружок резьбы по дереву. Сейчас в кружке пока восемь ребят. А как хотелось бы, чтобы их было больше. Ведь такому искусству надо учиться, тем более у такого мастера, как он.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Мы ознакомились с различными видами резьбы по дереву, технике и приемах их выполнения. При выполнении резного декора также необходимо знание материала, приемов резьбы, технологии отделки украшенных резьбой изделий. Овладевая техническими приемами резьбы по дереву, будущие специалисты должны изучать богатейший опыт старших поколений мастеров, сохранять и развивать в своем творчестве лучшие национальные традиции. Поэтому учащиеся нашей школы частые гости в мастерской Мукаддяса Ахметшиновича. Молодое поколение призвано продолжать и развивать традиционные виды народного декоративного искусства, делать художественные изделия достоянием массового потребителя, поэтому мы создали сайт мастера Бараева , где он может общаться с другими мастерами резьбы по дереву по все России.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1.  Абдрасимова А. А., Каплан Н. И., Митлянская Т. Б. Художественная резьба по дереву. Практическое пособие. Высшая школа, 1989г.

2.  Бобиков П. Д. Изготовление художественной мебели. М.: Высшая школа, 1996г.

3.  Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. М.: Высшая школа, 1985г.

4.  Федотов Г. Я. Дарите людям красоту. Из практики народных художественных ремесел. Книга для учащихся старших классов, 1993г.

5.  Яковлев И. И., Орлова Ю. Д. Резьба по дереву. М.: Искусство, 1991г.

Приложение

Приложение 1

« Кони»

П риложение 2

«Цапли на болоте»

Приложение 3

« Свадьба»

П риложение 4

«Шурале»

Приложение 5

« Мечети»

«Конь»

Просмотров работы: 73