Гордость саамов

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Гордость саамов

Губенко Е.В. 1
1МБОУ СОШ ЗАТО Видяево
Балабина И.К. 1
1МБОУ СОШ ЗАТО Видяево
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

На Кольском полуострове, откуда мы родом, издавна проживает народ саами, который сумел пронести через века и сохранить язык, культуру, обычаи и традиции. Суровую тундру с ее быстрыми порожистыми реками, обширными болотами и голыми скалами он не просто обжил, а сделал уютным и теплым домом и для себя, и для оленьих стад, пасущихся на огромных пространствах от Белого моря до Баренцева.

Во внеурочной деятельности мы изучали тему «Саами - оленный народ». Так саамы сами себя называли. Вероятно, северный олень для саамов их главное сокровище? Мы часто видели северных оленей на традиционном Празднике Севера. Это небольшие животные с глазками-бусинками. Нам стало интересно, действительно ли такое небольшое кроткое млекопитающее так ценят саамы. Мы решили изучить этот вопрос.

Нами было проведено анкетирование.  В опросе участвовало 18 учеников 3-го класса и 17 учеников 4-го класса.  Полученные результаты мы оформили в виде таблицы и диаграммы ( Приложение 1).

Результаты анкетирования показали, что, несмотря на то, что мы живем на Кольском полуострове и знакомимся на уроках с образом жизни коренного населения саами, знания о северном олене поверхностны.  Тогда мы решили провести исследования по данной теме.

Объект исследования: северный олень.

Предмет исследования: зависимость саамов от северного оленя.

Цель: изучение совместного существования северного оленя и саамов.

Задачи:

изучить литературу по теме;

изучить быт и род занятий саамов;

провести анкетирование учащихся с целью выявления знаний о жизни северного оленя;

создать словарик саамских слов, связанных с оленем;

создать презентацию, выступить с учебной презентацией перед учениками.

Практическая значимость: наработанный материал можно использовать на уроках окружающего мира и на занятиях внеурочной деятельности, на классных часах, внеклассных мероприятиях, для проведения конкурсов и викторин.

Работа проводилась в несколько этапов:

изучение литературы по вопросу;

анкетирование;

обобщение и обработка материала,

составление “Словарика саамских “оленных” слов”.

Основная часть

2.1 Саами - коренной народ Севера

Саамы (устаревшее название лопари) — коренное население Северной Европы. В настоящее время живут на Кольском полуострове и в северных районах Финляндии, Швеции и Норвегии. Общая численность — около 55 тыс. чел., в т. ч. в России — 1,9 тыс. чел., из них на Кольском полуострове — 1,6 тыс. чел. Саамы России по своему вероисповеданию считаются православными.

Саамы жили в тесной связи с природой, что в значительной степени и определяло их мировоззрение. Все в мире, считали саамы, имеет душу — животные, растения и даже неодушевленные предметы. Различные духи занимали большое место в саамской мифологии. Они обитали повсюду — на земле, в воде, воздухе, подземном царстве. Духи повелевали силами природы, вызывали болезни и несчастья, участвовали во всех событиях жизни людей. Был распространен среди саамов и культ камней-сейдов. Поклонение сейдам связывают с культом предков, а также с промысловым культом.

В прошлом у саамов было развито шаманство. Шаманы (нойды) предсказывали будущее, насылали и лечили болезни, совершали жертвоприношения. Шаманами чаще всего становились мужчины, получая шаманские способности по наследству от отца, хотя искусству шамана можно было и научиться. Известны у саамов и женщины-шаманки. Специальной шаманской одежды у саамов не было. Камлание проводили с помощью бубна овальной или яйцеобразной формы, поверхность которого была густо покрыта рисунками.

В настоящее время многое из древних верований забыто, но наблюдается усиление интереса к вере.

Часть саами с незапамятных времен живет на Мурмане. Жили саами в поселках, так называемых погостах. У каждой семьи было два погоста: зимний находился вблизи лесов, летний располагался у озер и рек. Всю жизнь саамы кочевали за своим небольшим стадом оленей. Легкий чум - шалаш из жердей и оленьих шкур (кувакса), небольшой домашний скарб - вот и все достояние саамской семьи.

Весной саами оставляли зимние погосты. Люди, олени, кережи - все приходило в движение. Переезжали к морю, ловили рыбу до поздней осени.

Хлеб саами не сеяли, печь его не умели. Вместо хлеба изготовляли из ржаной муки и зерна, завозимой купцами, так называемую резку, к которой иногда примешивали и сосновую кору. Из подобного теста на раскаленных каменных плитах выпекалось нечто вроде лепешек.

В настоящее время большая часть саамского населения живет в Ловозерском районе. Рядом с людьми всегда находятся их верные помощники - северные олени.

Северный олень.

Олень – животное типа хордовые, класса млекопитающие, отряда парнокопытные, семейства оленевые (оленьи) (лат. Cervidae). 

Северный олень — одно из самых красивых животных Севера. (Приложение 2) Его можно встретить в тундре Крайнего Севера, Гренландии, Скандинавии и Сибири.

Олень весит 100—200 кг. Его длина от 1.85 до 2.2 метра, а высота в холке 1.5 метра. Рога есть и у самцов, и у самок. Самцы сбрасывают рога в ноябре-декабре, а самки — в июне. Потом рога отрастают снова. Продолжительность их жизни примерно 20 лет.

Очень широкие копыта оленей разделены на две большие половинки. Такая форма копыт позволяет легко перемещаться по рыхлому снегу или скользкой земле. Острым краем копыта олень может скрести лед и добывать питание.

Каждую осень в тундре становится трудно находить пищу, и северные олени передвигаются в лесотундру или тайгу, где можно укрыться от пурги и найти пищу. Это переселение длится 1—2 месяца. За это время животные проходят от 200 до 750 километров. Олени движутся большим стадом, за которым на некотором расстоянии идут волки. Если какое-то животное отобьется от стада или заболеет, они его съедят.

Шерсть на теле короткая с густым подшерстком. Осенью олени линяют, и у них отрастает зимняя шуба. Это светлая, почти белая длинная шерсть. Только на морде, спине и ногах она остается темно-серой. (Приложение 3)

Когда солнце начинает припекать, и комары и мошки нападают на оленей, они снова перемещаются. Летом в стаде рождаются оленята, каждый из которых весит около 6—7 килограмм. На голове олененка видны две шишки, из которых затем начинают расти рога.

За год олени съедают около 120 видов растений, среди которых 50 видов лишайников. Зимой за сутки один олень съедает 4-5 килограммов лишайника, добывая его под снегом с помощью копыт. Пищей в зимнее время оленей являются также яйца птиц, мясо леммингов, морские водоросли. Летом питание северных оленей становится более разнообразным. Они кормятся всевозможными травами, грибами, побегами карликовых ив и берез.

Северные олени считаются прирученными. Однако ведут полудикую жизнь, ведь именно человек следует за оленем в его постоянных странствиях, а не наоборот.

В Мурманской области дикие олени сохранились в Лапландском заповеднике и в верховьях рек Варзуги и Поноя.

Ареал дикого северного оленя в Мурманской области претерпел значительные изменения за сравнительно короткий срок. Некогда широко распространенные по всей территории Кольского полуострова дикари в конце прошлого века были почти полностью истреблены. К 20-30 гг. прошлого столетия сохранилось лишь два очага обитания диких оленей- на западе и востоке области. Создание Лапландского заповедника на западе Мурманской области в 1930 г. способствовало сохранению дикого оленя. В последующие годы наблюдалось увеличение численности дикарей не только на западе, но и на востоке. Эти стада диких оленей территориально разобщены и развиваются самостоятельно уже более полувека.

Оленеводство как основная деятельность саамов

В конце XIX — начале XX в. саамы вели полукочевой образ жизни, занимались рыболовством, оленеводством и охотой.

В любом оленьем стаде есть вожак - гирвас, который ведет все стадо. По бокам всегда идут взрослые особи, кучкуя в середине молодняк, и в конце - быки, которые охраняют все это стадо. Быки очень выносливы, саамы использовали их как рабочую скотину. А еще есть важенки, их оберегают, потому что они приносят потомство. Оленят саами ласково называют кормяжкой.

Сам по себе олень - животное более дикое и свободолюбивое, нежели обычный домашний скот. В задачу пастухов входит не только охрана стада от зверей (главным образом от волков), но и наблюдение за правильным передвижением. Летом, спасаясь от множества комаров и москитов, олени устремляются против ветра и, не будучи удержаны пастухами, убегают в течение суток на большие расстояния, до 25 километров. Наконец, олений пастух должен знать клеймение, обладать минимумом сведений по ветеринарным вопросам и хорошо знать режим ухода за новорожденным теленком в период отела.

Летом оленей перегоняют на самые "кормные", т.е. лучшие пастбища, где лучший ягель и много травы. Ягелем в это время олень питается мало, предпочитая траву, молодые листья деревьев и особенно морошечный цвет. По словам оленеводов, цвет этот - любимое оленье лакомство. Пока не спадет цвет, олень с болота не уходит. Кроме того, олень любит выкапывать в болотах некий корень "мыцкень", солено-кислые травы, морские водоросли, поедает яйца и даже куропаточных птенцов. Его таким образом закармливают перед комариным периодом, в течение которого олени мучительно страдают от всяческой мошки и сильно худеют. Комар уже сильно беспокоит оленя в первых числах июля. В прежние годы, когда стада были невелики, оленю помогали разведением дымных костров или устраивали навесы-шалаши (лемы), куда загоняли оленей и перед выходом раскладывали костры.

К осени олени предпочитают пастись на невысоких вараках или плоскогорьях, покрытых некрупным лесом. Здесь кроме сочного ягеля они ищут грибы, которые являются для оленей еще большим лакомством, нежели морошечный цвет.

В конце октября начинается сбор оленей в один кусок. Собрав стадо, его перегоняют в лесную сторону, к зимнему выпасу, и разбивают на два-три стада, готовясь к зиме. Здесь же отделяют старых покалеченных и больных оленей для убоя на мясо.

Главная задача оленеводов в зимнее время - уберечь оленей от хищников. В случае появления волков заботы пастухов увеличиваются. Хищники зорко следят за стадом, прячась днем от пастухов, ночью же, выбрав момент, когда пастухи уходят в куваксу, дерзко нападают. Иногда два волка в течение 15-20 минут успевают зарезать 5-6 оленей. Волк, раз напавший на стадо, не уходит от него длительное время, убивая при слабых и мало бдительных пастухах новые жертвы.

Со второй половины апреля оленевод начинает усиленно готовиться к важнейшему периоду в жизни оленей - отелу. Отел начинается с 10-15 мая и заканчивается в первых числах июня. Главная задача саамов во время отела - сохранить молодняк и этим увеличить поголовье. В порядке подготовки к отелу важенки отбиваются от быков и хирвасов и перегоняются в места отела, которые должны быть защищены от холодных ветров, лишены камней, рек или водопадов и должны содержать достаточно корма для важенок.

Одновременно с наблюдением за отелом оленеводы подсчитывают родившихся важенок и бычков. В день рождения теленка его клеймят при помощи вырезания меток хозяина на ушах, но иногда клеймение производят по достижении им двухмесячного возраста.

Олени в жизни саамов

“Олень - наш батюшка: он нас возит, кормит и одевает”, - говорят саамы.

Действительно, мы выяснили, что:

- олень - это рабочая сила (перевозит грузы, самих людей, но только в упряжке, так как у саамов отсутствовала верховая езда),

- источник радости (катание детей в упряжке, участие в Празднике Севера),

- олень “отдавал” себя всего: мех, шкура, мясо, кости, жилы и т.п.

Изучая литературу про коренное население Кольского полуострова, мы заметили, что, когда говорят о саамах, тут же упоминается и олень. Они как нитка с иголкой, всегда рядом.

Саами всегда почитали оленя как священное животное, поклонялись ему. Не случайно одним из древнейших праздников народов Крайнего Севера был День оленя.

Первое знакомство саамов с оленем произошло на почве охоты. Первоначальное приручение возможно возникло из потребности передвижения по глубоким снегам при охоте на диких оленей.

Оленей использовали как рабочую тягловую силу. Расстояния были большие, пешком ходить трудно. Также на оленях доставляли детей из тундры в школу.

Существовали и почтовые олени, они, под управлением опытного оленевода-почтальона, привозили почту из Краснощелья в Ловозеро. Таким почтальоном работала Клавдия Григорьевна Матрехина - мама Октябрины Вороновой, саамской поэтессы.

Как только началась Великая Отечественная война, все пастухи ушли с огромным количеством оленей на фронт, чтобы оборонять наши рубежи. Женщины, оставшись дома, занялись оленеводством уже без мужчин.

Во время Петсамо-Киркенесской стратегической операции был создан оленеводческий транспортный олений отряд. Аскольд Бажанов в своей повести “Белый олень”  рассказывает о тех событиях войны, когда саамы-оленеводы стали ее героями. Олень был единственным мобильным транспортом, на нем перевозили  снаряды, боеприпасы, продукты питания, с полей боев вывозили раненых.

Сегодня же многие саами, живущие в Кольском районе, успешно выступают в гонках на оленьих упряжках на Международном традиционном Празднике Севера.

Не каждого оленя запряжешь в упряжку. Происходит их отбор, как правило, это молодые быки. Оленя тяжело заставить пройти дистанцию, бывает, что они даже сходят с дистанции. Поэтому оленевод, который участвует в празднике, готовит свою упряжку самостоятельно. Работать на этих оленях нельзя. Обычно упряжка состоит из 5-6 специально обученных оленей. Подготовка оленей к бегам начинается задолго до начала соревнований и требует много времени и терпения.

Мы провели небольшое исследование, что же “берут” саамы у оленя. Для этого мы отправились в музей саамской культуры «Моя малая родина» в МБДОУ №2 «Елочка», ЗАТО Видяево. Там для нас провела очень интересную и содержательную экскурсию Рудковская Надежда Ивановна. (Приложение 4) Мы выяснили следующее.

Во-первых, олень держит саамов в тепле: свое жилище - куваксу - саамы покрывают оленьими шкурами. Они отлично держат тепло и не пропускают влагу.

Во-вторых, шкуры оленей служили простынями, из них шили спальные мешки, использовали как “напольное покрытие” - это тоже для тепла.

В-третьих, одежда и обувь саамов изготовлена из шкур оленя. Из койб- пимы, шапки, камысы, сапожки. Из замши шили анораки, брюки, рюкзаки и мешочки.  Конечно, в такой одежде и обуви не страшны любые морозы, ее оленеводы носят и сейчас.

В-четвертых, одежду и обувь саамские женщины шили, пользуясь нитками, ссученными из оленьих жил. Вытянутые из ног и спины оленя жилы сушились, затем расщеплялись пальцами на тонкие волокна, из которых руками сучились любой толщины нити.

В-пятых, не только тепло приносили олени. Из костей и ногтей копыт делают украшения и амулеты (саами - очень суеверный народ), а из рогов делают петли для арканов, рукоятки для ножей, столовых приборов, ручки для кукс и сувениры. Копытца и фаланги служили игрушками для саамских детей.

В-шестых, олений жир - хорошее средство при простуде, а кровь помогает от цинги.

В-седьмых, олень служил пищей для саамов. Мясо оленя чистое, деликатесное. В питании саами используют не только мясо оленя, а также сердце, печень, почки, язык, жир, кровь и молоко.

Мясные блюда саамов очень просты:

мясо оленя вареное (вынч-вер), мясной суп из оленины с подболткой из муки (корьнь лим), мясо оленье жареное (паштнич вынч).

К мясным деликатесам относятся:

мозг ножных костей (кэтыс эттам), печенка жареная (пашт выйвас), язык (нюхчем).

Из крови оленя изготовляют кровяную колбасу, которую “упаковывают” в кишки оленя.

Как мы видим, саами научились использовать оленя полностью, а олень в свою очередь, “отдавал себя всего”. При этом для оленя не надо было заготавливать корм на зиму, не надо строить сараи и т.п.

Как настоящее сокровище, оленей преподносили в дар. Самым ценным подарком у саамов являлся олень - важенка. Дарили оленя к рождению, крещению, появлению первого зуба. Дарили оленя на свадьбу молодоженам. Принадлежавшие девушке олени выделялись первоначально в стаде ее родителей, а после замужества - в стаде ее супруга и маркировались ее личной тамгой. Такие олени назывались "бессмертными" в соответствии с требованиями, "чтоб число оленей всегда цело было".

Своими выводами и наблюдениями мы поделись с одноклассниками, представив на уроке окружающего мира презентацию «Саамы – оленный народ» (Приложение 5)

Олень в саамском фольклоре

Через столетия пронесли саами легенды и сказки о северном олене. Олень Мяндаш, олень-человек носится по небу, давая земле и людям всякие жизненные блага. Мяндаш научил саамов искусству охоты. Верховное божество терских саамов - Каврай, покровитель шаманов, создатель оленьих стад.

Мы длявыяснения ценности оленей в жизни саамов взяли сборник саамских сказок “Семилетний стрелок из лука”. Изучив сказки, мы выяснили следующее:

- из 26 сказок сборника в 9 говорится об олене или он главный герой,

- из 40 саамских слов в словарике в конце книги  13 связаны с оленем,

- на 5 иллюстрациях к произведениям  из 17 изображен северный олень.

Таким образом, можно сделать вывод, что олень часто упоминается в сказках как обязательный атрибут саамов: «Ростом чахкли маленькие. И олени у них маленькие», он непременный герой многих саамских сказаний, который всегда рядом с человеком, помогает ему в трудную минуту...

Если в некоторых сказках олень называется "добрым стариком", "сильным молодцом", важенка - "красавицей-девушкой", то и про человека говорят: "хороший, передовой", "сильный бык" или "стройная и проворная, как важенка".

В отличие от рыболовецких занятий, почти не отмеченных песенным фольклором, оленеводство и олени - наиболее часто повторяющиеся сюжеты и образы в песнях. Даже собираясь в гости в старину, саам пел о своих оленях и обращаясь к оленям. В песне о сватовстве подробно описывается упряжка жениха и качества быков.

Существуют также приметы, связанные с оленем и оленеводством. Например, если первая важенка, рожающая первый раз, будет долго рожать теленка, все стадо будет долго рожать, и наоборот: олени быстро бегают в стаде - перед погодой или перед волком. Олень часто встречается и в пословицах. Например, где два оленя пройдут, там и нам большая дорога; глупец и коня за оленя принимает. “Олень учит” - поговорка означает, что в жизни не всегда получается, как запланировано.

Северные мастера использовали во все времена оленя как в качестве материала, так и темы.

Заключение

Проведя разные исследования, мы выяснили, что северный олень действительно сокровище саамов. Но как любое сокровище его необходимо беречь и преумножать. К сожалению, в наше время распространено браконьерство, численность оленей становится меньше. Но это неправильно. И своей работой мы хотим показать, что нужно бережно относиться ко всему, что создала природа.

Человек, знающий историю родного края, любящий свой родной край, природу с детства, никогда не допустит варварского отношения к окружающему, будет беречь и уважать все то, что досталось ему от предков.

Ребята! Глядите, олень заглянул

И бусинкой-глазом нам подмигнул!

Он - не простое животное,

Олень - золотое животное!

Одежду саамам он подаёт,

И в санках нас возит, здоровье дает!

Жилища он строить нам помогает.

И сказок миллионы о нём сочиняют!

Давайте же будем мы тоже добры,

Оленей спасем от грозящей беды!

4. Литература

1. Бажанов А. Белый олень. - Мурманск: Север, 2007.
2. Бажанов А. Солнце над тундрой. Сборник стихов, 1983 г.
3. Брэм А.Э. Жизнь животных: в 3-х т. Том 1: Млекопитающие. - М.: Терра, 1992 г.
4. Воронова О. Сборник стихов. - Мурманское книжное издательство, 1986г.
5. Двинин Е. Край, в котором мы живем. - Мурманское книжное издательство, 1966.
6. Дребенцов В., Сурков С. Животный мир Мурманской области. - Мурманское книжное издательство, 1974 г.
7. Евгений Халдей. От Мурманска до Берлина. Фотоальбом. - Мурманское книжное издательство, 1984 г.
8. Кольский полуостров. Майстерман С.А. Фотоальбом. - Санкт-Петербург, 2002.
9. Моё Заполярье. - Мурманск, 2008
10. Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки / Обраб. для детей Е. Пация. - Мурманск: Кн. изд-во, 1990.

Электронные ресурсы:
http://www.saami.su - Российские саами
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%E0%EC - Википедия

Приложения

Приложение 1

Анкета «Знаете ли вы?»

1. Почему олень сбрасывает рога?

Варианты ответов

3 класс

4 класс

да

7

11

нет

11

6

2. Чем олень питается?

Варианты ответов

3 класс

4 класс

да

11

15

нет

7

2

3. Умеет ли олень плавать?

Варианты ответов

3 класс

4 класс

да

7

10

нет

11

7

4. Знаете ли вы, какая средняя продолжительность жизни оленя?

Варианты ответов

3 класс

4 класс

да

5

8

нет

13

9


5. Знаете ли вы, кто такие саамы?

Варианты ответов

3 класс

4 класс

да

17

14

нет

1

3

6. Основной вид деятельности саамов охота?

Варианты ответов

3 класс

4 класс

да

13

11

нет

5

6


7. Олень - сокровище саамов, это так?

Варианты ответов

3 класс

4 класс

да

16

11

нет

2

6

8. Саамы проживают в Мурманской области?

Варианты ответов

3 класс

4 класс

да

4

9

нет

14

8

Приложение 2

Внешний вид северного оленя

Приложение 3

Шерсть северного оленя

Приложение 4

Музей «Моя малая родина» МБДОУ №2 «Елочка»

Приложение 5

Выступление по теме: «Саамы – оленный народ»

Приложение 3

Словарик саамских “оленных” слов

Бурдух – национальное саамское блюдо: суп из оленины и лесных ягод.
Важенка – самка оленя, олениха.
Вукс – мешок из оленьих шкур с костяными застежками.
Гирвас – олень–самец, олень–вожак.
Каньги - обувь из койб с загнутыми вверх носками.
Кегора – возвышенное место с оленьим пастбищем.
Керёжа - сани для езды на северных оленях в виде узкой лодочки или корыта с острым носом.
Койб, койбы - шкура, снятая с нижнеколенных частей оленьих ног для пошивки обуви.
Койбица - рукавица из шкуры, снятой с оленьих ног.
Коньтсун - нитки, приготовляемые из оленьих жил.
Кувакса- походный шалаш из жердей, бересты или оленьих шкур.
Малица - одежда из оленьих шкур с капюшоном.
Налэть – часть оленьего рога.
Олень-дикарь - дикие олени, основное промысловое животное.
Пойда – оленье стадо.
Пыжик - олененок.
Тихтэ - клеймение оленя.
Тоборги - рабочая обувь из шкуры оленя.
Чуэрвькарт - в местах жертвоприношений груды оленьих рогов.
Ягель - основной корм северного оленя.
Яры - сапоги с длинными голенищами.

Просмотров работы: 212