История пожарной каски

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История пожарной каски

Филинов Д.А. 1
1МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГОЛЫШМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
Белоусова В.И. 1
1МАОУ «Голышмановская СОШ №2"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

«…с незапамятных времён научился человек добывать огонь. Люди превратили языки горячего пламени в своих друзей и помощников. Огонь - это тепло, свет, пища, защита от врагов. Но если огонь вырвался из-под власти человека, то становится неуправляемым, коварным и беспощадным. Он сметает всё на своём пути, уничтожает лес, жилища, животных, людей…»1. Читая эти строки, мне становится очень страшно. Мне не приходилось видеть пожар вблизи, но я смотрю телевизор и вижу, сколько горя приносит пожар. Я слышу, как пожарные машины с включенной сиреной проносятся по улицам. В жаркий период приходится очень часто дышать воздухом, пропитанным гарью. Но есть люди, чья профессия – побеждать огонь, спасая людей, попавших в беду. Это пожарники. Прежде чем защитить других от пожара, нужно быть самому защищённым. На экскурсии в пожарной части был увиден современный пожарный костюм. Он сшит из специального несгораемого материала, на голове каска из прочного материала, удобные сапоги. В районном краеведческом музее имеется пожарная каска, но она очень сильно отличается от современных касок. Её вид говорит о том, что она побывала не в одном пожаре. Но, кроме того, что она хранилась на складе ПМС ничего неизвестно. Захотелось узнать историю этой каски.

Проблема: интерес к истории пожарной каски.

Актуальность: знать историю посёлка, людей, работающих на предприятии их

условия труда всегда актуально.

Объект исследования: процесс исследования истории пожарной части

Предмет исследования: история появления пожарной каски

Цель: узнать историю пожарной каски через исследование истории пожарной

части

_______________________________________________________________

Чтобы не было пожаров. Е.П.Попок. М.:Просвещение1985г.

Задачи:

посещение организаций - Пожарная часть, Ж/Д., Контактные сети, ПМС-170

изучение истории тушения пожаров на железной дороге

сбор информации об истории пожарных касок

исследование всех версий появления пожарной каски на железной дороге.

Гипотезы:

Есть предположение, что в посёлке Голышманово существовала железнодорожная пожарная часть

Железными пожарными касками могли пользоваться другие организации

Каску оставил на железной дороге железнодорожный пожарный поезд в результате тушения пожара на Элеваторе.

Вопросы, на которые нужно ответить

Существовала ли пожарная часть при ж/д. на ст. Голышманово.?

Принадлежала ли каска ж/д. пожарной части?

Кто ещё, кроме пожарников, мог пользоваться такими касками?

Откуда появилась каска?

В каком году была выпущена каска?

Что означает эмблема на каске?

Сравнение с современной каской

Методы исследования

Работа с библиотечным фондом

Интернет-ресурсы

__________________________________________________________________

1. Чтобы не было пожаров. Е.П.Попок. М.:Просвещение1985г.

Посещение организаций: «Пожарная часть», «ПМС-170», «Контактные сети»

Изучение экспоната – пожарная каска в районном краеведческом музее

Беседа с ветеранами пожарной части

Экскурсия в музей пожарной охраны в Г.Тюмень

Срок реализации 4 месяца

I.Основная часть

1.1.История Голышмановской пожарной части.

Для того чтобы выяснить была ли железнодорожная пожарная часть в посёлке Голышманово посещена Голышмановская пожарная часть, был предоставлен материал из которого узнали, что в 1942 году распоряжением Катышенского сельского совета (позже переименованным в Голышмановский) была организована пожарная охрана на базе добровольных пожарных дружин. Пожарная команда состояла из 12 человек. Здание было деревянное, при котором содержался конный двор. Решением исполкома райсовета пожарной команде было передано два конно-бочечных хода. Лошади: Серко, Воронок, Гнедуха, Буланка, Ратулка вывозили к месту пожара состав и средства тушения пожара. Это две бочки с водой по 450 литров, ручной насос, четыре огнетушителя, по два багра, ломы, лопаты, ведра, топоры. (Приложение 1, рис. 1). В конце 1947 года райсовет издает распоряжение о расширении штатов пожарной команды. Начальником был Смирнов Алексей Иванович. Работали в три смены, на дежурство заступало 5 человек. Личный состав занимался не только профилактической работой и тушением пожаров, но и заготавливал корм для животных и топливо для обогрева помещений. В летний период пожарные забывали о личном времени и о семье. В 1954 году из города Ишима передали две машины ПМГ-3, каждая могла вывезти по 1200 литров воды к месту пожара. Лошадей при пожарной части не стало. Через два года появилась машина ПМЗ-8, которая вмещала в себя 2100 литров воды. (Приложение 1, рис 2) 1.2 История пожарной каски «Каска пожарная – это индивидуальное средство,

предназначенное для защиты головы, шеи и лица человека от механических и термических воздействий, агрессивных сред, поверхностно-активных веществ (ПАВ), воды при тушении пожаров и проведении связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, а также от неблагоприятных климатических воздействий»1. С 1858 года для пожарных целей была введена новая форма одежды для пожарных. Для брандмейстера - каска бронзовая, золоченая, с армейским гербом. Парадный полукафтан из темно-зеленного сукна, двубортный, с серебряным шитьем, шаровары, сапоги, поясная портупея, хромовые сапоги, шпага. Для рядового пожарного - каска бронзовая с чешуей, полукафтан серого цвета, погоны голубые, шаровары, сапоги, поясная портупея с чехлом для топора. (Приложение 3, рис.1) В широко распахнутых воротах депо красовались хромированными деталями ярко-красные автоцистерны, а между ними деловито сновали в брезентовых боёвках и надраенных мелом сияющих касках из белой жести бойцы пожарной части. Особенно поразил блеск необычных касок с высоким гребнем и эмблемой с профессиональной символикой – скрещенный разводной ключ и пожарный топор, посередине которого ствол, а под ними – горизонтально расположенная ручная лестница. (Приложение3, рис 2) Необходимость иметь особый головной убор диктовала специфика службы. Ведь в те времена ни раций, ни телефонов на тушении пожаров не существовало. Как же ориентироваться в помещениях, заполненных дымом, и отыскать в них пожарных?Оказывается, по сверканию касок! Они, словно проблесковые маячки современных машин, указывали верное направление. А высокий гребень каски, заимствованный от французов, составлял не украшение брандмейстеров, а предохранял голову от падающих предметов и смягчал удар.

1.3 Контактные сети.

Следующий вопрос, который возник в результате исследования, кто ещё мог на

______________________________________________________________

1.См.: Советский энциклопедический словарь М.: «Советская энциклопедия»

железной дороге пользоваться такими касками? Возникло предположение, что это могут быть контактные сети. Сейчас современные поезда работают от высокого напряжения. Провода тянутся по всей длине железной дороги, мы выяснили, что такая организация у нас находится по адресу: Вокзальная №1. Нами была посещена эта организация, побеседовали с работниками и узнали очень много интересного. Железнодорожная контактная сеть переменного тока является одним из наиболее травмоопасных участков работы на железной дороге. Именно здесь электромонтеры ежедневно подвергают себя риску, сталкиваясь с таким опасным фактором, как напряжение. Для исключения попадания под напряжение применяются дополнительные средства защиты - это одежда, обувь, перчатки, каски – выполнены они из материалов, не пропускающих электрический ток. (Приложение 6, рис.3) Железная каска не может быть средством защиты от электрического тока. Так как железо пропускает ток. Было предположение, что каской могли пользоваться работники «Контактных сетей». Приходим к выводу, что они не могли пользоваться железной каской. У них всегда были пластиковые. Вывод: электромонтёры контактных сетей железными касками не пользовались. Гипотеза о существовании организации, пользующейся железными пожарными касками, не подтвердилась.

1.4. Восстановительный пожарный поезд

В музей каску принёс Скареднов Николай Фёдорович, работник ПМС-170. Каска лежала на складе. Он рассказал о том, что на Тюменском отделении Свердловской железной дороги базируются 4 пожарных поезда: в Тюмени, Ишиме, Камышлове и Тобольске. Тюменский поезд — поезд первого класса. Помимо тушения и ликвидации пожаров он может проводить аварийно-спасательные работы в случае чрезвычайных ситуаций.

В состав пожарного поезда входит вагон-штаб, насосная станция, перекачивающая станция, химический вагон (там хранится песок, известь, а также инвентарь и оборудование) и три цистерны с водой. Две из них вмещают по 55 кубометров воды, а третья, специально предназначенная для работы в летний период, рассчитана на 75 кубометров воды, он имеет переносную электростанцию, до 1,5 км пожарных рукавов, от 5 до 10 тонн пенообразователя и 100-150 куб. м воды. Вагоны пожарного поезда окрашиваются в красный цвет с белыми полосами. (Приложение2, рис.1).. Из воспоминаний ветерана пожарной охраны Куртёкова Владимира Ивановича, работавшего в пожарной части с 1947 года узнаём, что отдельной железнодорожной пожарной части не было. Если случались небольшие пожары на железной дороге, то на тушение выезжала местная пожарная часть. Работники ветераны железной дороги также подтвердили, что в Голышманово пожарной железнодорожной части не было. Из беседы с ветераном пожарной части Синцовым Аркадием Петровичем узнаём, что в 1982 году горел старый деревянный элеватор. В тушении пожара участвовали Голышмановская пожарная часть и восстановительный (пожарный) поезд из города Ишима. По первому сигналу он готов к выезду. У пожарников на пожарном поезде было такое же пожарное обмундирование. (Приложение 2 рис.2) Возможно, каска была оставлена после тушения пожара. Узнано, что в каждой организации, в мерах пожарной безопасности был пожарный щит, возможно, её подарили пожарники для оформления пожарного щита. Данная информация помогла предположить возможные варианты появления каски на складе ПМС-170. Гипотеза о существовании железнодорожной пожарной части в посёлке Голышманово и существовании пожарной железнодорожной формы не подтвердилась. Так откуда взялась каска на железной дороге?

1.5 История в фотографиях

Изучив фотографии 54-х годов в посёлке Голышманово (Приложение 1. рис.2), не увидели ни одной каски на пожарниках, но это не значит, что их не было. Каски выпускались. Это видно из фотографий других пожарных частей (Приложение 4. рис.3). Из воспоминаний ветерана пожарной охраны Афанасьева Михаила Дмитриевича, трудовой стаж которого составляет 39 лет, я узнал, что такие каски, как экспонат в музее в пожарной части посёлка Голышманово появились в 70-80х. годах. В это время стали больше требовать и серьёзнее относиться к безопасности пожарных. Проходили учения, на которых пожарный должен быть одет в полное обмундирование. Форма была брезентовая, поясной ремень, на нём топорик, каска оливкового цвета. (Приложение 5, рис.1, рис. 2)

1.6 Экскурсия в главное управление МЧС РОССИИ

Для получения информации о каске, хранившейся в краеведческом музее, съездили в город Тюмень, с целью попасть в музей пожарной охраны. Но к сожалению музей сгорел. Тогда мы посетили главное управление МЧС РОССИИ. (Приложение 6, рис.2) нам показали кабинеты и рассказали, кто, чем занимается. Нам была подарена книга «Через годы, через испытания». В ней собран материал о развитии истории противопожарной службы Тюменской области в мирное время и в годы Великой Отечественной войны. (Приложение 6, рис. 1)

1.7 Характеристика пожарной каски

Следующим этапом работы была информация в Интернет. Там находим несколько похожих касок, с виду они все одинаковые, но на самом деле существует как минимум две разновидности по форме, одни вытянуты кверху, другие вытянуты горизонтально. Возможно, это объясняется разными размерами касок...? (Приложение 7, рис. 1, рис.2)

Пожарная каска, которую хранит краеведческий музей, приблизительно 40-60 годов. (Приложение 7, рис.3). Выпущена на металлургическом комбинате Запорожсталь из тонкой стали. На пожарной каске имеется задний козырёк, он оберегал пожарного от травм и попадания воды за воротник, а гребень оберегал от падающих ударов, амортизировал удары сверху. У каски имеется подшлемник, он из кожзаменителя, нужен для смягчения удара, а также для утепления головы. (Приложение 8, рис.1) Подбородочный ремень, регулирующийся по длине, имеет ширину 20 мм. Необходим чтобы регулировать внутреннее пространство до требуемого. Вес каски составляет 800 гр. Надежность каждой каски раз в год обязательно проверяли. Способ простой: с высоты двух метров на нее бросают четырехкилограммовый стальной шар. После этого на корпусе каски не должно быть трещин и изломов, а вмятины допускаются глубиной не более трех миллиметров.

1.8 Сравнение касок

Произведена попытка сравнить современную каску (Приложение 8, рис.2) и музейную каску, отвечает ли она всем требованиям пожарной безопасности. Составлена таблица. (Приложение 10, рис.1) В сравнении видно, что каска времён 40-60 годов не отвечала всем требованиям пожарной безопасности и защищала только от механического воздействия сверху.

1.9 Эмблема

На пожарной каске имеется эмблема, она посажена на сварке (Приложение 9, рис.1) Для расшифровки символики на пожарной каске обращаемся за информацией в интернет и узнаём, что с момента объединения пожарных организаций и до советского времени, использовали официальную символику, - пожарная каска, лежащая на двух скрещенных топорах. (Приложение 9, рис.2) На пожаре сталкивались с необходимостью решительного прекращения паники, организовывали доставку воды к месту пожара, выносили и охраняли спасенное имущество. На знаке размещались эмблемы, символизирующие профессиональную специализацию. Отряд хранения — ключ, спасения — якорь. Отряд наблюдения за порядком - два флага крест-накрест, лазальщиков — перекрещенные топор и багор, трубников — пожарная труба, водоснабжателей — лестница и ведра. Использовались также аббревиатуры из начальных букв названия общества, цифр года его основания и года постройки собственного депо.

На эмблеме нашей каски видим машину, топорик, разводной ключ, трубы, лестницу вверху эмблемы сияет звезда.

Символика топорик и разводной ключ принадлежит - лазальщикам.

Символика труб принадлежит - трубникам.

Символика лестницы – водоснабжателям.

Звезда говорит о том, что эмблема времён СССР.

Из этого можно сделать вывод, что у пожарных разной профессиональной специализации имелась одного вида каска.

II.Заключение

Вначале работы выдвинутая гипотеза о том,что в посёлке Голышманово существовала железнодорожная пожарная часть и у них была своя пожарная железнодорожная каска, не подтвердилась.Каску оставил на железной дороге железнодорожный пожарный поезд в результате тушения пожара на Элеваторе, не подтвердилась. Следующий вопрос, который возник в результате исследования, кто ещё мог на железной дороге пользоваться такими касками? Возникло предположение, что это могут быть контактные сети. Нами изучено, что у них всегда были пластиковые каски. Вывод: электромонтёры контактных сетей железными касками не пользовались. Гипотеза о существовании организации, пользующейся железными пожарными касками, не подтвердилась. Изучив фотографии 54-х годов в посёлке Голышманово, не увидели ни одной каски на пожарных, но это не значит, что их не было. Каски выпускались. Это видно из фотографий других пожарных частей. Из воспоминаний ветерана пожарной охраны Афанасьева Михаила Дмитриевича, трудовой стаж которого составляет 39 лет, узнали, что такие каски как экспонат в музее в пожарной части посёлка Голышманово появились в70-80х. годах. В это время стали больше требовать и серьёзнее относиться к безопасности пожарных. Проходили учения, на которых пожарный должен быть одет в полное обмундирование. Форма была брезентовая, поясной ремень, на нём топорик, каска оливкового цвета Интернет дал возможность сравнить современную каску и музейную каску. Вывод: каска времён 40-60 годов не отвечала всем требованиям пожарной безопасности и защищала только от механического воздействия сверху. Изучив эмблему каски, на которой машина, топорик, разводной ключ, трубы, лестницу вверху эмблемы сияет звезда, сделан вывод: у пожарных разной профессиональной специализации имелась одного вида каска. Ответы на поставленные исследовательской работой вопросы получены. Данная работа позволила узнать очень много интересного из истории пожарной части, а также из истории пожарных касок

Приложение 1

Рис.1На снимке коллектив Голышмановской Рис.2 На снимке коллектив Голышмановской ПЧ.

пожарной команды с начальником Власовым 54-е годы

В.Т.(крайний слева). Середина 50-х годов.

Приложение2

Рис.1 Пожарный поезд Рис.2 Форма пожарного

Приложение 3

Рис. 1 Пожарные Российской Империи в форме разных времён.Рис.2 каски 1903 года

Фото К. К. Буллы, 1903

Приложение 4

Рис. 1 Каска 1920 года Рис. 2 каска 1915 года Рис. 3 Ялуторовская пожарная часть 1958 года

Приложение 5

Рис. 1 На снимке 1 караул Голышмановской ПЧ. 80-е годы.слева направо: Медя В. М Танваев Д.Б., Смирнов С.А., Дмитрук Н.Р. , Чмель В.А.

Рис.2 На снимке учебные занятия по ликвидации пожара с применением пены средней кратности. 1981 год

Приложение 6

Рис.1 книга о пожарных частях Рис. 2 Здание МЧС РОССИИ Рис. 3 Контактные сети

Тюменской области в Г.Тюмени

Приложение 7

Рис. 1 Каски похожие на исследуемую рис2

Рис 3 Каска, хранившаяся в районном краеведческом музее

Приложение 8

Рис 1 Подшлемник с ремешком Рис.2 Современные пожарные каски

Приложение 9

Рис 1Эмблема на исследуемой пожарной каске рис. 2 Эмблема пожарных касок царской России

Приложение 10 Рис. 1 Таблица сравнения касок

Вид каски

вес

Корпус материал

Лицевой щиток

Внутренняя оснастка

пелерина

Подбородочный ремень

Сигнальные элементы

Средства связи

Каска 40-60 годов

800 гр

Тонкая сталь

нет

Подшлемник из кожзаменителя прикреплён к каске на заклёпках

нет

есть

нет

нет

Современная каска

1,3кг-1,5 кг

композитный (стекло-органопластик). 

есть

Подшлемники для разного времени года закрепленные с внутренней стороны корпуса с помощью амортизаторов

есть

есть

изготовленные из флюоресцентного либо люминесцентного материала.

есть

Рис. 1 Таблица сравнения касок

Литература

«Пожарный»/ журнал «Детская энциклопедия» №8 2002 года. Учредитель «Аргументы и факты».

«Советская энциклопедия »/ М.: «Советская энциклопедия» 1989

http://spch3.ru/photo/12

http://www.fire.ru/fire-hard.html

http://www.fire.ru/hard-hat/USSR/0208-209.html

http://www.fire.ru/hard-hat/USSR/Russia1915-1.html

http://www.minsk-old-new.com/minsk-2960.htm

http://www.museum.ru/C8759

http://www.omnitek.ru/kaska.html

ttp://www.artantique.ru/item.phtml?id=18088

Материалы краеведческого музея «История пожарной части п. Голышманово»

Материалы краеведческого отдела центральной библиотеки

Моя профессия – пожарный. М.: «Планета»1987.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.: Москва 2000г

Пассерман А.Б.«Пожарный» М.: «Стройиздат»1991 г.

Попок. Е.П. «Чтобы не было пожаров» М.: «Просвещение» 1985г.

Сборник воспоминаний и очерков об истории и современности пожарной охраны г. Тюмени и Тюменской области «Через годы, через испытания» ООО « Печатный дом «Цессия» 2005г

Шорыгина Т.А. «Профессии, какие они?» М.: «Гном и Д»

Просмотров работы: 194