Забытая профессия - наборщики ручного текста

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Забытая профессия - наборщики ручного текста

Юхно  Е.Д. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №3
Павловская  Т.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №3
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

(Д.Дидро)

Книга в жизни человека играет немаловажную роль. Именно книга раскрывает перед человеком мир, наполненный чем-то необычным, загадочным, интересным. Иногда книга может поменять мировоззрение человека, его взгляды на жизнь, убеждения. Я думаю, что у каждого есть любимая книга, которая, возможно, была прочитана не один раз. Сейчас, в наше время, книги не являются такой ценностью как раньше, они очень доступны, выпускаются огромными тиражами. Кроме этого появились электронные носители, которые с легкостью заменили сшитые между собой листы бумаги в твердом переплете. Но я считаю, что книга это уникальное изобретение человечества, которое будет служить ему еще очень и очень долго.

Моя бабушка, Антонова Светлана Михайловна, всю жизнь проработала в типографии - линотипистом. Она набирала текст на специальных наборных строкоотливных машинах, которые называются линотипы. Когда я пришла к ней на работу, то увидела, что женщины стоят возле специальных столов, которые называются «касса», внутри которых находятся ячейки с литерами (буквы, цифры) разных размеров. Эти буквы они составляют в слова, кладут их в металлическую рамку, которую потом вставляют в печатную машину. Оказалось, что таким способом набирается текст, который потом отпечатывается на бумаге, и в итоге получаются листы с текстом. Бабушка мне рассказала, что это ручной способ набора текста.

И вот мне стало интересно, а смогу ли я самостоятельно набрать текст ручным способом? Цель – узнать о забытой профессии наборщика ручного текста и попробовать самой набрать текст.

Для этого мне необходимо было решить следующие задачи:

1. найти в научно-популярной литературе сведения об истории создания книг,

2. познакомиться с историей возникновения книгопечатания,

3. узнать о способах размножения текста,

4. найти информацию о профессии наборщика ручного текста самостоятельно попробовать набрать текст ручным способом,

5. провести классный час в 7 Д классе с темой «Забытая профессия – наборщики ручного текста».

1 КНИГА - ЭТО ВОЛШЕБНИЦА

1.1 История появления книги

«Книга - это волшебница. Книга преобразила мир.
В ней - память человеческого рода, она - рупор человеческой мысли.
Мир без книги - мир дикарей...»

( Василий Васильевич Розанов)

Невозможно представить современное общество без книг. Однако люди прожили большую часть своей истории без них. Накопленные знания одно поколение передавало другому устно, или же показывая, как надо работать, чтобы обеспечить себя пищей, жильём, одеждой. Известны так называемые бесписьменные цивилизации, где огромное количество необходимых сведений просто заучивалось наизусть, а на дальние расстояния посылались «живые письма» – гонцы. Человеку понадобилось много времени, чтобы изготовить нечто напоминающее современную книгу.

Когда люди перестали жить большими группами, когда сложились первые государства, объем, и разнообразие знаний стали слишком велики, чтобы их можно было сохранить в памяти. Да и передаваться такие сведения должны были уже не только сородичам или ближайшим соседям. Нужно было изобрести письменность и размножать написанное. Так откуда пришла к нам книга?

Уже в Древнем мире появилась письменность. Греки усовершенствовали финикийский алфавит, создали целую культуру письма. Писали в Древнем мире на разных материалах. Древние египтяне изготавливали что-то вроде грубой бумаги из тростника, который назывался папирусом. Плоские листы изготавливались вручную, после чего бледно-желтые листы склеивались в длинные полосы, которые затем наматывались на цилиндры из дерева или кости. При помощи чернил из водного раствора сажи египтяне записывали стихи, рассказы, всевозможные сведения, используя иероглифы, или рисуночное письмо. Поскольку на свитках писать было не слишком-то удобно, иногда записи делались на отдельных листах. Затем эти листы увязывались вместе, составляя что-то вроде книги. [1]

Несколько тысячелетий тому назад вавилонцы и ассирийцы изготавливали глиняные таблички. С помощью заостренных палочек они выдавливали на еще сырой глине этих табличек клинообразные знаки, или клинопись. Для лучшей сохранности обжигали в печах. Иногда записи были длинными и занимали много глиняных табличек. Такой набор табличек, или «страниц», и можно приблизительно считать книгой.

В III в. до н.э. возникла самая известная библиотека древности - Александрийская в Египте. В I в. до н.э. в ней было около 700 тыс. свитков. Появился новый прочный материал - пергамент. Его делали из кожи овец и коз, а самый тонкий получали из телячьей кожи. На одной стороне писали текст, затем нарезали листы одного размера и скрепляли их с помощью кожаных ремней. [2]

Книги в том виде, в каком мы их знаем, появились только в средние века. Четыре куска пергамента складывали пополам: из каждого выходило как бы два листа. Затем их вкладывали один в другой: в сумме получалось 8 листов, или одна секция. Готовые секции отправляли писцу. Он писал текст. Писец разъединял листы и работал над каждой страницей отдельно. Пергамент был достаточно плотен, чтобы писать с двух сторон. Затем законченные секции отправлялись к переплетчику. Он сшивал каждую секцию бечевками по линии сгиба. Далее заготовлялись деревянные обложки. Концы бечевок продевались через отверстия в дереве, чтобы скрепить секцию и обложку. Затем на деревянные обложки приклеивали большой кусок кожи, закрывая им сгибы секций. Готовые книги украшались и бережно хранились. Большинство книг в средние века были написаны на латинском языке. [5]

Но потребность в размножении текстов становилась всё больше, а возможности переписчиков были ограничены. Для того чтобы решить эту проблему, в китайских монастырях стали вырезать из дерева рельефные тексты и иконы в зеркальном отражении. Постепенно изготовление книг увеличилось. Книги были дорогими. Бумага пришла в Европу от арабов. Предполагают, что они заимствовали способ её изготовления у китайцев. Дешевизна материала позволила выпускать гораздо больше книг, чем это было возможно раньше. На Руси книги появились с появлением христианства. Новгородцы писали друг другу письма на бересте. В XIV - XV вв. в Европе изготовление книг вышло за стены монастырей. Теперь этим занимались не церковные служители, а ремесленники; торговали книгами купцы. Изготовление бумаги за два века распространилось по всей Европе. [4]

1.2 Начало книгопечатания

И наконец, Иоганн Гутенберг, ювелир, гравёр, резчик по камню, изобрёл книгопечатание. Книгопечатание (в переводе с греческого - многописание) - это размножение в большом количестве экземпляров одного и того же текста или рисунка. Он первым применил разборный шрифт, хотя считается, что в Европе у него были предшественники. Металлические буквы - литеры для шрифта отливали из сплава, в котором преобладал свинец. Их помещали в наборную кассу, откуда наборщик брал необходимые и подбирал в особой рамке строку. Строку выкладывали на наборную доску. Набор для страницы обматывали суровой ниткой, чтобы он не разъезжался, и смазывали типографской краской из сажи и льняного масла (олифы). На набор укладывали помещённый в рамку лист увлажнённой бумаги. Просушив лист, на нём делали оттиск текста оборотной стороны. Печатный станок был ручным. Готовые листы разглаживали под прессом, складывали в кипы, разравнивали и переплетали. [5]

Первые книги Гутенберга появились в Германии в 40-х гг. XV века. Почва для этого изобретения была подготовлена: к концу 1500 г. книги выпускали уже в 200-300 городах Европы, где действовало 1100-1700 типографий. В них было отпечатано 35-45 тыс. изданий, а общий тираж их мог доходить до 20 млн. За первые 50 лет книгопечатания человечество получило книг больше, чем за сотни лет до этого.

В XV веке книгопечатание распространилось по всей Европе. В начале 1560-х годов в Москве был организован Печатный двор. Место для постройки Печатного двора Иван Грозный выбрал в центре города на Никольской улице вблизи Заиконоспасского монастыря. Царь не жалел денег на строительство типографии и обзаведение всем необходимым.Главным ее деятелем стал Иван Федоров, человек, который посвятил всю свою жизнь книгопечатанию.Выбор пал на Ивана Федорова неслучайно. Он владел разными ремеслами (был переплетчиком, переписчиком, столяром, пушечным мастером, знал типографское дело). Это был очень образованный человек. Он имел университетское образование, знал греческий язык и латынь, был хорошо знаком с литературой. Иван Фёдоров придумал русский печатный шрифт, много времени пришлось потрудиться ему над отливкой литер-букв. Когда их оттискивали на бумаге, то они не отличались от рукописных букв. Много труда ушло и на изготовление разнообразнейших заставок, рисунков большого и малого размеров. Иван Фёдоров был первым наборщиком и первым корректором. Он сам рисовал и гравировал.

Главным помощником русского первопечатника стал  Петр Мстиславец (Тимофеев), прозванный так потому, что был родом из белорусского города Мстиславля. [1]

Первой русской датированной печатной книгой стал «Апостол» (богослужебная книга, включающая в себя часть Нового Завета — Деяния Апостолов и их Послания). Она выглядела внушительно, красиво и напоминала рукописную книгу. Работа над книгой была закончена 1 марта 1564 года (по старому стилю) или 14 марта 1564 года (по новому стилю). 1564 год считается началом всего русского книгопечатания.

Целый год ушел на подготовку и печать шедевра русского полиграфического искусства. Тираж издания составил 2000 экземпляров (сохранилось около 60). В книге 267 листов. Она напечатана на плотной голландской бумаге хорошегокачества.
Разнообразна и необычна иллюстративная часть книги. Перед текстом помещена гравюра с изображением апостола Луки. Его фигура вставлена в художественно оформленную рамку. Первопечатники стремились создать эталон книгопечатания.

Первая печатная книга, выпущенная Петром Мстиславцевым и Иваном Федоровым, на Руси, до сих пор является реликвией нашей Великой Державы.

  Все книги, напечатанные до 1 января 1501 года, называют инкунабулами.Слово это переводиться, как «колыбель», то есть младенческий возраст книгопечатания. Инкунабул до нашего времени сохранилось немного. Их сберегают в музеях и крупнейших библиотеках мира. Инкунабулы красивы, их шрифты изящны и четки, текст и иллюстрации размещены на страницах очень гармонично.[4]

В Иркутске первая публичная библиотека была открыта 3 декабря 1782 года. Прибывший в Иркутск в 1779 г. на должность губернатора генерал-майор Франц Николаевич Кличка перед выездом из Санкт-Петербурга имел аудиенцию у императрицы Екатерины II. Наряду с другими Ф.Н. Кличка поднял вопрос «об основании в здешнем отдалённом краю книгохранительницы». Екатерина II благосклонно отнеслась к этому и «повелела отпустить из казны в Императорскую Академию наук 3000 рублей с тем, чтобы из оной на сию сумму отправлены были в Иркутск, как на российском, так и на других языках книги».

Место под библиотеку было выбрано в центре города вблизи Тихвинской площади по улице Семинарской. Недалеко от библиотеки находились Богоявленский собор и паромная переправа через Ангару. Здание, предназначенное одновременно и для «музеума», и «книгохранительницы», представляло из себя трёхэтажную постройку, фасад которой в восемь окон выходил на площадь. Конструкция здания была необычна: два верхних каменных этажа возвышались над землёй за счёт нижнего этажа, наполовину заглублённого в землю.

На фронтоне здания имелась надпись: «Матерью Отечества дарованных книг хранилище, сооружённое попечением начальства и иждивением граждан». Это была вторая (после Тулы) провинциальная публичная библиотека в России.

В фонд библиотеки поступило много изданий от Российской Академии наук и от граждан города, а также немало книг было приобретено за наличные деньги. Среди книг имелись и очень ценные и редкие издания. Например, такие, как комплект знаменитой энциклопедии под названием «Словарь наук, искусств и ремёсел», составленной выдающимися французскими учёными и философами XVIII в. Имелись книги не только на русском, но и на французском, английском и немецком языках. Уже в начале 1783 г. в публичной библиотеке насчитывалось 1304 названия книг. Книгами мог пользоваться любой гражданин города.

Но в июне 1879 г. все книги библиотеки, кроме находящихся на руках, были уничтожены пожаром. Такова судьба первой в Иркутске публичной библиотеки.

На сегодня, в Иркутске, имеется более 40 библиотек.

1.3 Способы печати

Полиграфия – этотехника многократного получения одинаковых изображений (оттисков) путем переноса красочного слоя с печатной формы на бумагу или другой материал. Процесс переноса изображения с печатной формы на бумагу называется печатанием. В полиграфии применяются три основных способа размножения текста и иллюстраций: высокая, глубокая и плоская печать.

Высокая печать – самый старый из них. Как на то указывает само название, при таком способе печатающими являются рельефные элементы печатной формы, возвышающиеся над пробельными элементами. Печатание осуществляется, когда печатающая поверхность, покрытая краской, прижимается к бумаге.

При глубокой печати печатающие элементы печатной формы, наоборот, заглублены. Краска наносится на всю поверхность формы, а затем стирается так, что остается только в углублениях, соответствующих изображению. [1]

Когда к форме глубокой печати прижимается бумага, краска переходит из углублений на бумагу подобно влаге, впитываемой полотенцем. Печатающие и пробельные элементы формы плоской печати расположены на одном уровне. Поверхность формы химически обрабатывается так, что печатающие элементы смачиваются краской, а пробельные ее не принимают.

Производство всякой печатной продукции начинается с набора. Набор для высокой печати может выполняться ручным или машинным способом. [3]

Ручной набор - это самый старый вид набора. Для каждой буквы алфавита используется отдельная типографская литера. Литера представляет собой металлический брусок, на верхнем торце которого имеется рельефное изображение буквы. Из таких литер вручную составляют слова, фразы, абзацы и т.д.

Типографский шрифт изготовляют в виде отдельных литер разных размеров и гарнитур и поставляют в виде комплектов, содержащих все прописные и строчные буквы, цифры и знаки препинания одного размера и одной гарнитуры. Высота (кегль) шрифта измеряется в не метрических единицах – типографских пунктах. В России стандартный размер пункта равен 0,376 мм. При монотипном наборе в России пользуются англо-американским пунктом, равным 0,3528 мм (1/72 дюйма).[3]

Машинный набор. Машинный набор выполняется, конечно, быстрее ручного. Существуют три основных вида наборных машин для высокой печати: строкоотливные, буквоотливные и крупнокегельные строкоотливные. Все они на самом деле не производят набор типографского шрифта, а отливают шрифт из расплавленного металла.

Строкоотливные наборные машины (линотипы) набирают текст в виде монолитных металлических строк с рельефной печатающей поверхностью. Каждая такая машина состоит из клавиатуры, магазина и отливного и разборочного аппаратов. При нажатии клавиши с обозначением буквы из магазина выбирается металлическая матрица, которая служит литьевой формой соответствующей буквы. Из матриц составляются целые строки, которые затем механически переносятся в отливной аппарат. Здесь матрицы заливаются расплавленным металлом, и он быстро остужается. Отлитая строка выталкивается из машины, после чего разборочный механизм возвращает матрицы в магазин.

Буквоотливная наборная машина (монотип) состоит из клавиатурного и отливного аппаратов. При нажатии клавиши на бумажной ленте пробивается кодовая комбинация отверстий, соответствующая данной букве. В отливном аппарате, где имеются матрицы для всех букв, по бумажной ленте автоматически отливается набор.

В крупнокегельных строкоотливных машинах машинный набор сочетается с ручным. Собранные вручную строки из матриц вводятся в отливной аппарат, в котором отливается набор.

Быстрота выполнения – не единственное преимущество машинного набора перед ручным. Например, набор, осуществленный машинным способом, и разбирается механически, а не вручную. Кроме того, поскольку при машинном наборе шрифт каждый раз отливается заново, отпадают трудности, связанные с постепенным износом шрифта.[3]

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Набор текста ручным способом

Как ранее говорилось, моя бабушка работала в типографии. Она рассказала, что машина, за которой проходила вся работа, называется линотип (в переводе с латинского - линия и отпечаток) [6], отсюда и появилось название бабушкиной специальности - линотипист. Работать на линотипе сложно. Это не только очень тяжелый труд, так как эти машины сильно шумят, но при наборе текста надо проявлять большое внимание, чтобы не допустить ошибок, а еще и очень вредный, потому что буквы, которые отливает машина, сделаны из свинца. Такой способ набора текста называется машинный. Сейчас уже в бабушкиной типографии нет ни одной машины, данный вид набора прекращен.

Но пока еще остался, как мне кажется, интересный, но очень кропотливый и самый старинный способ - ручной. Вот о нем и о своих впечатлениях я хочу вам поведать.

Для начала, я познакомилась со специальными столами - это кассы, внутри которых находятся ячейки с литерами разных размеров. Типографская литера – это прямоугольный брусок из гартового сплава (свинца, олово и сурьмы) или дерева [6]. На верхнем торце литеры находится рельефное, зеркальное отражение буквы, знака. Касса оказалось такой огромной, в ней находились тысячи букв и цифр разных размеров, шрифтов.

Затем мне дали верстатку – это такой специальный металлический прибор, в который вкладываются литеры. Он очень тяжелый, его необходимо держать, чуть наклонив, иначе все буквы упадут. В левой руке я держала верстатку, а правой ставила в него буквы. Когда текст был набран, я перенесла его на верстальный стол, стянула шпагатом и закрепила в верстальной раме. После этого убрала шпагат и обложила (закрепила) тяжелыми металлическими брусками (в типографии их называют бабашками) [7] в печатной раме. Эту раму вставила в печатную машину, закрепила. В машине есть специальные валики, они покрыты типографской краской. Когда рама была вставлена в машину, я нажала на рычаг и валики стали прокатываться по раме, покрывая ее краской. Затем подается бумага и в итоге получается оттиск, то есть, тот текст, который я набирала, отпечатался на бумаге.

Когда весь процесс был закончен, результат был на «лицо». В руках я держала плоды своей работы – это несколько листков бумаги с напечатанным мною текстом. Чувство радости и гордости меня переполняло.

2.2 Анкетирование, результаты

Чтобы выяснить, знают ли ученики, какие способы набора текста существуют, мы провели опрос. В проведенном нами исследовании участвовало 18 человек. Вопросы предложенной анкеты см. в приложении 1.

ВОПРОСЫ

ОТВЕТ ЗНАЮТ

ОТВЕТ НЕ ЗНАЮТ

 

История создания книги

9

9

 

Материалы, на которых раньше писали

15

3

 

Первый изобретатель книгопечатания

3

15

 

Первый предмет книгопечатания

5

13

 

Первый изобретатель печатного шрифта

4

14

 
 

Первая печатная книга

5

13

 

Способы набора текста

11

7

 

Профессия линотиписта и наборщика ручного текста

14

4

Исходя из ответов опрошенных, мы сделали вывод, что большинство моих одноклассников не знакомы с историей создания первой книги, не знают, кто первый изобрел книгопечатание, также мало кто знает какой предмет был изобретен этим человеком. А также практически никто не знает кто такие линотиписты и наборщики ручного текста. В связи с этим, будет проведен классный час в 7 - Д классе на тему «Забытая профессия - наборщики ручного текста».

Из практической части своей работы можно сделать вывод, что эта работа была очень интересной и познавательной. Но в тоже время, это очень тяжелый труд.

Во - первых, надо быть очень внимательным и грамотным человеком, иначе можно набрать текст с множеством ошибок. Глаза находятся всегда в напряжении. Также, после набора, приходится разбирать текст на составляющие и разлаживать обратно буквы и цифры в кассу по своим местам. Необходимо проявлять аккуратность, не спешить, иначе можно уронить и рассыпать все то, что набиралось несколько часов, и даже дней.

Во-вторых, это очень трудоемкая, объемная работа, которая требует огромного терпения. Я набрала всего лишь малую часть из того, что набирают каждый день работники типографии, а ими набираются газеты, бланки, и т.д.

В-третьих, этот труд грязный, необходимо иметь специальную одежду (халат), руки всегда в типографской краске, поэтому их приходится постоянно мыть.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из цели и задач моей работы, мы:

нашли в научно-популярной литературе сведения об истории создания книг

познакомились с историей возникновения книгопечатания

узнали о способах размножения текста

нашли информацию о профессии наборщика ручного текста и самостоятельно набрали текст ручным способом

провели классный час в 7 Д классе о ручном способе набора текста.

Велика роль книги в жизни человека. Без нее были бы невозможны ни образование, ни культура нашего общества. Именно книга хранит в себе все то, что накопило человечество за все века своего существования.

Появление типографского станка – важнейшая веха в истории человеческой культуры. Именно с этого времени  устное слово, записанное, а затем размноженное  в десятках, сотнях и тысячах оттисков, стало важнейшим орудием просвещения и воспитания, инструментом распространения знаний.

Множество профессий уходит в далекое прошлое, в том числе наборщики ручного текста, линотиписты и от этого становится грустно. Основная причина этого – активное развитие науки и техники, способная избавлять человека от тяжелых нагрузок, а порой и коренным образом менять всю технологию производства.

Но что же держит этих людей здесь до сих пор, в старой, уже ни к чему не приспособленной типографии? Прежде всего, наверное, гордость за то, что они не только делали газету, но и первыми ее читали — все остальные узнают новости только завтра!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

В.И. Малов Книга. - М.: СЛОВО/SLOVO, 2002. – 48 стр., илл.;

Е.И. Осетров Сказ о друкаре Иване и его книгах Издательство «Малыш», 1983 – 93 стр;

http://socnews.by/opportunites/edu/2016/03/24/article_24422

http://shkolazhizni.ru/world/articles/35558/

http://vikent.ru/enc/593/

http://irkipedia.ru/content/pervaya_publichnaya_biblioteka_irkutska

dic.akademic.ru/ushakov/74/

Приложение 1

АНКЕТА

Знакомы ли Вы с историей создания книги?

Да

Нет

Знаете ли Вы, на каких материалах в Древнем мире писали?

Глиняные доски

Папирус

Пергамент

Не знаю

Кто первым изобрел книгопечатание?

Иоганн Гутенберг

Иван Федоров

Петр Мстиславец

Не знаю

Какой предмет изобрел первый книгопечатник?

Печатный станок

Бумага

Алфавит

Не знаю

Знаете ли Вы, кто изобрел русский печатный шрифт?

Иоганн Гутенберг

Иван Федоров

Петр Мстиславец

Не знаю

Какая первая печатная книга появилась на Руси?

Апостол

Азбука

Война и Мир

Не знаю

Знаете ли Вы, какие способы набора текста существуют?

Машинный

Ручной

Ножной

Не знаю

Знаете ли Вы, кто такие линотиписты и наборщики ручного текста?

Да

Нет

Просмотров работы: 90