Исторические корни градостроение Удмуртии

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исторические корни градостроение Удмуртии

Волченков  К.А. 1
1МБОУ «СОШ №64»
Зуева  С.Л. 1
1МБОУ «СОШ №64»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Архитектура - та же летопись мира. Она говорит

тогда, когда уже молчат песни и предания.

Н.В. Гоголь.

Историю Удмуртии хранят не только пожелтевшие листы архивных документов, но и старинные здания. Они образуют своеобразную «каменную летопись», доставляют эстетическое наслаждение, воспитывают нашу гражданственность, любовь к Отечеству. «Главным воспитателем человека» -называет архитектуру великий зодчий XX века Корбюзье. Образ любого города складывается в первую очередь из впечатлений от его архитектурного облика. В нём должно быть что-то, делающие его неповторимым, запоминающимся. Например, для Ижевска – это обширный пруд со старинным заводским корпусом на берегу.

Для изучения прошлого края мы с нашей семьёй побывали в Сарапуле, Воткинске, Глазове. Изучили архитектурные ценности Ижевска. Посетили краеведческие музеи в этих городах, познакомились с трудами – исследованиями краеведов. Все памятные места, где мы были, напоминают нам, что история рядом с нами. Памятники истории и культуры – это объекты градостроительства, культовые здания. В Удмуртской Республике их выявлено и зарегистрировано 2366 объекта.

В современном понимании архитектура - дизайн зданий, сооружений и их комплексов, а так же планировка населенных мест и разработка малых архитектурных форм - фонтанов, ограждений, беседок и художественная работа с цветом. Архитектура – это музыка, прекрасная гармония пространства, не застывшая поэма, живое дело для живых.

Цель: ознакомиться с архитектурой городов Удмуртии на основе изучения памятников, определить их особенность.

Задачи:

собрать материал по теме, проанализировать его;

познакомиться с архитектурными направлениями на основе нашего края;

узнать историю названия некоторых городов Удмуртии.

Методы: анализ, сопоставления, работа с источниками, хронология, фотография.

Историческая справка.

«Великие здания, как и высокие горы - создание веков».

Архитектура - это строительство зданий, выполненное в некотором стиле, помогающее украсить здания и города. В научной литературе утвердилось представление, что первоначально в нашем крае планировка поселений была свободной, гнездовой. Однако результаты археологических исследований показывают, что уже в средние века были городища. Например, на реке Чепце, городище Иднакар. К концу I тыс. н.э. зародились прообразы удмуртской архитектуры (куа, корка, кеносы). Около 1550г в с. Крымская Слудка на Вятке была сооружена первая на территории Удмуртии деревянная шатровая церковь.Летом 1707г в Сарапуле была сооружена первая деревянная крепость с церквями, её изображение вошло в герб города.

В городах Удмуртии единичные каменные жилые и промышленные здания начали появляться в начале XIXв. Архитектура в Удмуртии зарождается с началом использования чертежей и появлением проектировщиков. Наряду с приезжавшими из Вятки и Санкт-Петербурга зодчими (Ф.М. Росляков, И.Лем) на территории Удмуртии в XVIIIв. работали местные строители (П. Волков, Я.Ромадин, А.С. Москвин). Крупнейшие архитекторы дореволюционной Удмуртии С.Е. Дудин и В.Н. Петенкин.

Основы архитектурного облика городов Удмуртии закладывались в конце XVIII начале XIXв. В городах-заводах Удмуртии в первой половине XIXв широко использовались индивидуальные и образцовые проекты домов мастеровых и чиновников (А.Д. Брыкин, А,П. Белянинов, К.И. Вагнер, С.Е. Дудин, В.Н. Петенкин). Культовые здания чаще всего проектировали заводские архитекторы в стиле уральского классицизма, но с некоторыми элементами вятского барокко. Градостроительными акцентами в городах стали собор Александра Невского и Троицкая церковь(1823г и 1814г, арх. С.Е.Дудин) в Ижевске, собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы(1828г, арх. В.Н. Постников и А.И .Постников)в Воткинске , собор Вознесения Господня(1776г., арх. Ф.М.Росляков и С.Е. Дудин) в Сарапуле. Лучшие качества русского стиля воплотил И.А. Чарушин в проектах собора Михаила Архангела.

Тайна названия…

Нет меж живых людей, да и не может и быть, безымянных :

В первый же миг по рождению каждый, убогий и знатный, Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает…

Гомер.

В изучении названий наших городов помогли труды известных краеведов. В том числе книги: «История Удмуртии в географических названиях А. М. Атамонова (доктора филологических наук), «Ижевская старина» Зуевой С. Л., Севрюкова О. В. «Краеведческий очерк»…, а также интервью с Кириловой Л. Е. – кандидатом филологических наук, с доктором исторических наук Бехтеревой Л.Н.

Глазов.

Географические особенности рельефа города напоминают форму глаза.По другой версии, название городу дала Екатерина II.Третья версия возникновения названия города связана с преданием о Сингурте. В дословном переводе оно звучит как «глаз-деревня».

Ижевск.

Ижевск своё название получил от гидронима реки Иж (удм. Оӵ).

Предположительно Иж - ыж в древности употреблялся, как водный источник. Мы нашли ещё одно объяснение названия. За два года до основания города писалось: «… по обе стороны Иж – реки есть бобровые гоны, звериные и рыбные ловли». И не случайно для наименования реки выбрали «Иж», означающее рыболовную снасть. Под таким названием река упоминается в документе 1664 года .Есть ещё одно объяснение: Иж – древне удмуртское слово – берёт начало от родника около деревни Малые Отворцы Якшур-Бодьинского района.

Сарапул.

Название Сарапул впервые упоминается в 1579 году в отношении местности или речки, на которой располагалось село Вознесенское — будущий город. В переводе с чувашского Сарапул — «стерлядь» (букв. «жёлтая, красивая рыба»), в изобилии водившаяся в Каме на этом участке.

Воткинск.

Название дано по реке Вотке, от удмуртского «вот» — удмурт.

Есть ещё одно объяснение. Вотка – удм. Идзи от угор «вота - непроточное озеро».

Архитектурный облик города – завода Ижевска.

Градостроительным ядром посёлка служили ижевские заводы (железоделательный, позднее оружейный) и заводской пруд. По градостроительному типу Ижевск - уральский город завод с прудом. Город-завод – градостроительное и историко-культурное понятие, характерное для Урала и Прикамья. В 1807 году вырос рабочий посёлок на Иже. Рабочие посёлки при уральских заводах долгое время признавались сёлами. Но это был настоящий город. Центр города - плотина, через которую проложена основная заводская магистраль и две площади с той и с другой стороны. Плотина связывала два основных района будущего города – Зареку и Гору. По одну руку от плотины возвышался заводской корпус, а по другую на возвышенности –собор, заводская контора, школа, генеральский дом. Самым крупным сооружением города-завода был главный корпус, над ним башня со шпилем.

Главный корпус Ижевского оружейного завода является шедевром архитектурного наследия Удмуртского края.

В 1808-1843 году было построено здание, по проекту С.Е. Дудина. Главный корпус завода – первое в России многоэтажное промышленное здание. Многоярусная круглая башня на высоте 50 м от земли, которую венчал шар с двуглавым орлом, установленном на дорической колонне– самая живописная часть этого здания. Верхний ярус башни украсили деревянные скульптуры – атрибуты воинской славы: пушки, ядра, знамена, рыцарские латы, шпаги и щиты с вензелями (выполнены резчиком А.М.Канцыревым по рисунку братьев Дудиных). Мастер Христиан Шиотц установил на башне куранты, отбивавшие каждую четверть часа. Семён Емельянович Дудин являлся первым автором – разработчиком генерального плана «города Ижа». Главный корпус оружейного завода был выполнен как классическая композиция, подчинённая строгой симметрии. В России не существовало тогда завода, где так чётко проводились принципы проектирования. С.Е. Дудин удачно использовал характерный для классицизма приём завершения центральной магистрали здания – заводская башня замкнула её. Достоинства планировки архитектора бесспорны. Это свободный доступ рабочих к заводу.Градостроительная композиция города – завода характерна для периода классицизма. Лучшие сохранившиеся произведения уральского классицизма в Ижевске: Главный корпус Ижевского оружейного завода, Арсенал (архитектор С.Е. Дудин), Александро - Невский собор (архитекторы А.Д. Захаров, С.Е. Дудин). Нужно сказать, что в середине XIXв. Уральский классицизм постепенно перешёл в Византийский стиль, но мотивы его угадывались и позже, в творчестве архитекторов А.С. Андреева, И.П. Коковихина, Н.И. Коковихина, А.Е. Шабунина. Он широко использовался в народной архитектуре, что проявлялось во внедрении пилястров, фронтов, мезонинов.

Арсенал. Памятник русского классицизма первой четверти XIXв. Построен в 1823-1825 годах. Проект Арсенала разрабатывался С.Е. Дудиным. Подковообразный корпус был раскрыт на юг, что способствовало лучшему освещению комнат. Из мастерских в центре двора шли к складам три крыла галереи, что давало возможность принимать оружие, сохраняя его сухим. Фасады здания выполнены в строгих традициях русского классицизма. Оконные проемы в портиках были устроены с закруглениями вверху. Декор Арсенала, естественно, определён воинской тематикой. Были установлены скульптурные композиции из рыцарских лат и оружия. Дополнительную нарядность зданию придаёт светло-жёлтая окраска стен, излюбленное в архитектуре русского классицизма.

В 1982 году здание Арсенала передано Национальному музею УР. В 1975 году Арсенал был объявлен памятником российского значения.

Арсенал называют «лебединой песней» архитектора С.Е. Дудина. Старейшее в городе здание считается здание денежной кладовой,сейчас это заводской музей. Заводские ведомости начала XIXв. именуют его «каменной денежной кладовой». Указана и дата постройки -1807г.. Выходит это здание ровесник завода и во всяком случае самое старое в Ижевске. Именно здесь хранилась заводская казна, затем гауптвахта.

Памятником архитектуры конструктивизма является здание бывшей оружейной школы и офицерского собрания. Это первое и старейшее в Ижевске школьное здание. В 1807 году по инициативе основателя оружейного завода А.Ф. Дерябина была организованна школа для детей оружейников.

Александро - Невский собор. Архитектором А. Д. Захаров и его ученик С.Е. Дудиным на средства Артиллерийского департамента. Сооружение точно повторяло архитектуру Андреевского собора в Кронштадте. Собор занял место на оси башни главного заводского корпуса. Между этими сооружениями установили памятную колонну в честь начальника всех российских оружейных заводов, великого князя Михаила Павловича, брата Александра I. Монумент повторял всем известный Александрийский столп .

Храм Святого Михаила Архангела (Михайловский собор). Архитектор И.А.Чарушин. Стиль храма – Византийский. Михайловский собор по форме напоминал крест с 8 башнями, в четырёх из которых находились колокола. Всего колоколов было 11, самый большой весил 400 пудов. Храм имел три престола. Но в 1929 году храм закрыт, снесён. В наше время собор восстановлен, действующий. Шатровый и Соборный типы соединились в Михайловском соборе. Купеческий Сарапул и его градостроительство.

Развитию архитектуры города способствовали развитие промышленности, торговли. Управа, купеческое сословие приложили усилия для его благоустройства. Характерная черта города – жилые кварталы с единым монолитным фасадом.

По количеству архитектурных памятников Сарапул превосходит все другие города Удмуртии. Его любовно называют «прикамский Суздаль». Сарапул развивался как торговый город, раскрытый на водную магистраль главными торговыми площадями. Раньше в городе было 33 храма и 2 монастыря. Предполагают, что план составил архитектор Н. Лемм. До конца XVIII века город был преимущественно деревянным. Новый (второй) генеральный план города Сарапула был составлен в 1812 году петербургским архитектором В.Н. Гесте. Городу стало тесно в рамках первого плана. В главных чертах второй план похож на план г. Петербурга. Поражает красота и строгость планировки, прямолинейность улиц. Улицы, идущие с севера на юг, были расположены параллельно р. Каме, а улицы, идущие с востока на запад, шли перпендикулярно к ним. Вся площадь города представляла удлинённый прямоугольник, в нём было 8 рядов, а в каждом ряду 8 кварталов. Были обозначены 4 площади города. План был разработан в стиле классицизма, и он продолжил градостроительную схему первого плана. Известны имена уездных архитекторов второй половины XIX века которые работали в Сарапуле - Глазырин, Кочуров, Галкин. Они создали проекты для зданий и домов купцов. Город рос, росло и население застройка домов теперь уже велась, не строго по генеральному плану, а стихийно. Рядом с деревянными домами появились каменные дома. Были построены новые церкви, здания общественных учреждений. Использовались архитектурные проекты и зарубежных архитекторов (Италия, Франция). Это постройка домов Башенина и Корешова. В постройках города появилось смешение архитектурных стилей (классический, византийский, псевдо - русский, готический, рококо, модерн). Украшением города является дом купца Смагина – редкий образец модерна для провинции. Архитектор Чарушин . Это высокое и большое каменное сооружение. Особенность застройки – асимметричность и причудливость силуэта. Окна дома различной ширины и не имеют наличников. Есть одно круглое окно – роза.

Особый интерес привлекают сохранившиеся купеческие дома – маленькие дворцы, созданные арх. И.А.Чарушиным. На Соборной площади, вымощенной булыжником, стоит дом купца Корешева отличавшийся гармоничностью декора в формах необаррокко. Под одной крышей разместились по соседству как жилые комнаты для семьи Павла Корешева, так и рабочие помещения: контора и магазин. Дом похож на сказочный дворец. Он – один из немногих достопримечательностей города Сарапула, сохранивших внутреннее убранство. На первой улице, вдоль реки Камы, красуется дом городского головы Павла Башенина, похожий на дворец, с угловатыми башенками, зубчатой крышей, в стиле «модерн». Немного позже была возведена дача Башенина. Эти здания стали своеобразной «визитной карточкой» Сарапула. Архитектурный стиль, к которому относится дом Башенина в Сарапуле – это эклектизм («русское барокко»).

Дача Башенина – памятник архитектуры федерального значения начала XX века. Дача находится в лесной зоне города Сарапула. Здание построено по проекту московского архитектора Трубникова П. А. в модном стиле «модерн» с применением новых технологий: железобетонные конструкции, электричество, водопровод.

Пожарная каланча Сарапула — одна из немногих сохранившихся в архитектуре Урала, единственная в Удмуртии. Год постройки — 1887. Особняк Бодалёва. Этот сарапульский купец прославился тем, что со своими братьями построил и запустил первый пивоваренный завод в городе. И даже имел собственный пароход! Его сын, Сергей Иванович Бодалев, построил красивый особняк в центре города. Особняк Бодалева построен в стиле «модерн». Это красивое двухэтажное каменное здание, в хорошем состоянии, привлекает внимание огромными окнами.

Покровская церковь — самая древняя в городе. Она существовала в Сарапуле как минимум с середины XVII века.

Церковь Воскресения Христова, имеет форму удлиненного креста, северная и южная ветви которого скруглены, а восточная, также полукруглая, служит алтарем. Возведен низкий купол увенчанный восьмериком с главной. Архитектора С. Е. Дудина ,Раннего классицизма.

Живые свидетели Воткинска.

Старейшими градообразующими сооружениями города является заводская плотина(проект А.С. Москвина), и главный корпус железоделательного завода (архитектор В.Н. Петенкин). На предзаводской Соборной площади в едином стиле с собором в 1882г. построено здание заводоуправления в стиле позднего классицизма. По проекту И.А. Чарушина построена богадельня А.П.Созыкина в русском стиле. Редкий для Удмуртии тип постройки. Русский стиль развивали и культовые постройки: Пантелеймоновская церковь(1890г.), Спасо-Преображенская церковь(1897г.). Гражданское каменное зодчество в Воткинске представляло собой сочетание производственных, торговых, жилых помещений. Город отличал самобытный тип деревянного жилого дома: двухэтажные строения с верандой, иногда с мезонином с балкончиком. Специфический воткинский мотив – украшение наличников орнаментом из скрещенных якорей.

Воткинская плотина. Протяженность около 1 километра. Была построена для нужд железоделательного завода.

Среди первых построек было здание дома горного мастера, где родился и П.И. Чайковский. Сейчас здесь Музей-усадьба. В большом и уютном доме с мезонином в 1837 году поселилась семья нового начальника завода — подполковника И. П. Чайковского. Дом был построен в духе модного в то время стиля «классицизм» по проекту архитектора Н. А. Андреевского. В 1826 году дом был перепланирован главным архитектором завода В. Н. Петенкиным — учеником знаменитого зодчего Захарова А. Д.

Пантелеимоновская церковь - русско-византийский стиль .Кирпичная церковь единоверческой общины, построенная в в псевдорусском стиле. Одноглавый четверик с боковыми притворами, трапезной и шатровой колокольней.

Памятные места в Глазове. «Око божье».

«Типичный городок северо-востока. Два-три каменных здания, остальное всё деревянное. В центре полу, круглая площадь, и остановился. Огромная колокольня высилась вроде вавилонской башни, кидая на окружающую мелкоту тень незаконченности и раздумья, пока ей не надоело, и она не рухнула…» В.Г. Короленко. «Ненастоящий город. Беглые наблюдения и заметки». 1881г.

В 1747 году, удмуртскую деревушку Глазовская (Синь-Гурт), нарекли по - церковному «село Вознесенский тож». Мужики срубили здесь храм Вознесения Господня – одну из первых церквей, построенных именно для удмуртов. Основателю села миссионеру Фёдору Ившину (позже игумену Феодоту) пришлось несладко, убеждая недоверчивых вотяков отречься от прежней веры. Храм на берегу Чепцы всё время расширяли и украшали.

В Удмуртии самым первым статус города получил Глазов. Сенатским указом Екатерины II от 11 сентября 1780 года село Глазово стало уездным городом. С этого времени его застройка приобретает плановый характер.

Петербургский архитектор И. Лем выполнил уникальный в истории русского градостроительства генеральный план «идеального города» эпохи Просвещения. Он развил город Глазов в виде «ока Божьего»: центральная площадь с собором – это зрачок, радиально расходящиеся улицы – белок, роль верхнего «века» выполняла крепостная стена (впрочем она так и не выстроенная), а нижнего - излучина Чепцы. Он отражен в гербе города. Присутствовал поздний классицизм или русский стиль. Среди них выделяются типовое здание женской гимназии, духовное училище(1907г), мужская гимназия в стиле модерн(1905г., архитектор Я.П. Максимович). Для деревянного зодчества Глазова были характерны строгость декора, внимание к прочности и удобству. Город рос медленно. По числу жителей Глазов превосходил лишь два вятских уездных центра Малмыж и Уржум, а по числу дворов отставал от них. Город делился на 26 кварталов. Из четырёх площадей главной была Торговая, которая называлась также Соборной.

С лёгкой руки Короленко, Глазов принялись называть в советское время «ненастоящим».

Архитектурной достопримечательностью Глазова являлся Преображенско-Вознесенский собор XVIII. Построен в 1887 г. 

Первая деревянная церковь в д. Глазовской построена на средства новокрещенных удмуртов в 1750 г.  И освящена во имя в честь святителя Николая Чудотворца. Глазовская стала именоваться селом. Каменное Преображенские церковь. Автором проекта был, Филимон Росляков, ставшим губернским архитектором. С 1801 г. Преображенскую церковь стали именовать собором. К собору была пристроена колокольня. Тип храма – колокольни чрезвычайно редок для классицизма. В Удмуртии есть ещё сооружение такого типа. Подобный Петропавловский храм – колокольня был возведён примерно в то же время архитектором С.Е. Дудиным в Сарапуле. В глазовском храме также ощущается его почерк. Но документально установить авторство Дудина пока не удалось.

О градостроительстве города.

Дом городского головы купца 2 гильдии Ивана Волкова (бывший РДК, бывший уездный суд), год постройки ориентировочно 1813-1825г. Волков С.(1779-1842) - не просто один из первых купцов-удмуртов, но и православный просветитель, меценат, один из корректировщиков переводов Евангелия от Матфея на удмуртский язык. Дважды исполнял обязанности городского главы. Его каменный двухэтажный дом сохранился до наших дней. В этом доме в 1837 году останавливался юный наследник престола Александр Николаевич (будущий император Александр II), побывавший в Глазове проездом, по дороге на Урал и в Сибирь.

В нескольких километрах от города находится исторический заповедник «Иднакар», который представляет собой городище 9-13 веков. Музей-заповедник "ИДНАКАР" образован Постановлением в феврале 1997 г. Сегодня это единственный музей-заповедник на территории Удмуртской Республики. Музей включает в себя территорию средневекового городища Иднакар IX-XIII вв. н.э.

Это уникальное место, расположенное на высокой горе Солдырь, было образовано слиянием двух рек - Чепцы и Пызеп. Такая особенность делает Иднакар не только уникальным историческим памятником, но и природной достопримечательностью всей Удмуртии. Это по истине одно из самых живописных мест Удмуртии. На них расположены остатки древних сооружений, зданий и жилищ, которые были построены предками современных удмуртов. Многие предметы, что были найдены с помощью раскопок. 1960 году городище Иднакар включено в список памятников археологии.

III. Заключение.

Основу исследования составили: работа в фондах музеев Сарапула, Ижевска, Воткинска, Глазова, национальной библиотеке Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского Отделения РАН, сайты интернета, труды историков – краеведов.

В ходе работы по данной теме нам удалось систематизировать информацию, проанализировать её, доказать, что наш край прекрасен, исторически интересен.

Мы доказали, что наш край богат достопримечательностями. Прав был Виссарион Белинский, который утверждал, что у нас нет памятников, что знаменитейшие события истории записаны только на сухих страницах летописи, но не переданы памяти потомства в произведениях искусства…Они рассеяны всюду, особенно в наших старинных городах, но не всякий хочет замечать их»… Ведь не даром поэт Гёте доказывал: « Что на свете всего труднее? Видеть своими глазами то, что лежит перед нами». Мы не согласны с писателем Стендалем, который писал: « Модное здание через 10 лет утратит молодость и станет устарелым, мода забудется». Он не прав. Архитектурные памятники живут, должны жить. Это наша с вами история, наша жизнь.

VI.Источники. Список литературы:

Материалы музеев: Национального музея У.Р. имени Кузебая Герда. (г. Ижевск), музей А.О. «Ижмаш» (г. Ижевск), Истории и культуры (г. Воткинск), Истории и культура Среднего Прикамья (г. Сарапул), музей – усадьба П.И. Чайковского (г. Воткинск), краеведческий музей (г. Глазов).

Интервью: с Мартыновой Р.Ф.(руководитель исторического отдела), научный сотрудник Национального музея У.Р., Кириловой Людмилой Евгеньевной - кандидатом филологических наук…Бехтеревой Л.Н. (доктор исторических наук).

Большая страна. Отражение. Интервью с Бекметьевым О. Н.(мэр г. Глазова)ОТР,4 сентября2017г.

Материалы семейных поездок в города: Воткинск, Глазов, Ижевск, Сарапул.

Алферов Н.С. Зодчие старого Урала. Свердловск. 1960г.

Атаманов М.Г. История Удмуртии в географических названиях. Ижевск. 1975г.

Большая Российская энциклопедия. Города России. М.,1998г.

Большая страна. Отражение. Интервью с Бекметьевым О. Н.(мэр г. Глазова) ОТР,4 сентября2017г.

Зуева С.В.. Ижевская старина. Ижевск,2005г.

Кобзев И.И. Ижевская картинка. Ижевск,2000г.

Новикова А.В. Золотой ларец. Ижевск. 1998г.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М,1983г.

Памятники Отечества. Удмуртия. М.,1999г№33.

Поспелов Е. М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Около 5000 единиц. М.: Русские словари, ООО «Изд-во Астрель», ООО «Изд-во АСТ», 2001. С. 368.

Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации: статистический сборник.  — М., 2005.

Севрюков О.В. Ижевск. Ижевск,1969г.

Севрюков О.В. Краеведческий очерк. Ижевск, 1972г.

Современный словарь иностранных слов. М.,1993г.

Федосеева Л.Н. Сарапульская старина. Сарапул. 1982г.

Фонды Института истории языка и литературы.

Шумилов Е.Ф. Архитектура Ижевска. Ижевск, 1978г.

Шумилов Е.Ф.. Проблемы развития архитектуры Удмуртии. Ижевск,1979г.

Шумилов Е.Ф. Удмуртская народная архитектура. Ижевск, 1975г.

Энциклопедический словарь: География России: энциклопедический словарь. М.:, 1998.

Энциклопедический словарь: География России: энциклопедический словарь. М.:, 1998.

Сайт сети интернет фотографии старого Ижевска.

Фонды музеев :Национального им Кузеба Герба УР, Истории и культуры Северного Прикамья (Сарапул), краеведческих Глазова, Воткинских.

Просмотров работы: 1296