Узоры Ивановских ситцев

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Узоры Ивановских ситцев

Соковикова В.В. 1
1ОГКОУ "Ивановская школа-интернат №2"
Крылова Г.Н. 1
1ОГКОУ "Ивановская школа-интернат №2"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

20 июня 1918 года постановлением коллегии при народном комиссаре по внутренним делам была утверждена Иваново-Вознесенская губерния с центром в городе Иваново-Вознесенске. 100-летний юбилей – это повод задуматься о крае, в котором я живу. Текстильный край, русский Манчестер, город невест. Именно такие названия вспоминают те, кто слышит название «Иваново». И по праву! Такое разнообразие тканей, расцветок – дух захватывает. Традициям текстильной промышленности в этом регионе уже больше трех веков – с тех самых пор, как Иваново стал центром холщового промысла государства Российского. Наибольшее распространение получили хлопковые ткани, т.к. свойства хлопка уникальные: прочный; гибкий; износостойкий и цепкий, имеет отличную приспособленность к окрашиванию. На выходе получаются самые различные ткани – толстые, такие как фланель, байка, или тонкие изящные, напоминающие батист, маркизет, майн.

В нашей губернии расположены десятки современных текстильных и швейных предприятий, которые успешно реализуют свою продукцию по всей стране. В деле возрождения легкой промышленности в России именно на них, а также на новые производства, делает ставку Министерство промышленности и торговли РФ.

Цель работы: создание своего рисунка на ткани.

Для достижения этой цели необходимо выполнение следующих задач:

Изучить способы набивки рисунков на ткань.

Охарактеризовать типы рисунков и виды узоров.

Изучить современную технологию получения рисунков.

Посетить музей Ивановского ситца, побеседовать с работниками музея об истории ситцепечатного дела в Ивановской губернии.

В работе использованы выставочные материалы музея «Ивановских ситцев», беседы с его работниками. Определиться с типами и видами рисунков позволила информация, полученная из Интернет-ресурсов.

Изучение истории текстильного промысла, красоты узоров набивного ситца, каким трудом достигалось их разноцветье вызвало уважение к традициям родного края, труду текстильщиков, восхитил высокий эстетический уровень художников по тканям.

2. История красильного дела в Ивановской губернии

2.1. Однотонные ткани.

Лен на Руси долгое время был почти единственным растением, которое использовалось для приготовления тканей, причем не только для одежды, но, например, для парусов. Обработка льна и изготовление из него ткани отнимало много времени. Лен вылеживали и вымачивали, потом мяли, трепали, чесали, а потом пряли и ткали. Так что полотно из льна, собранного осенью, было готово только к концу весны. Полотно получалось серым и, чтобы оно стало красивым, его отбеливали. Льняную ткань раскладывали на солнце, в марте на наст и летом на заливных лугах по берегам рек. (см приложение 1, рис.8) Регулярно ткань поливали водой, и полотно вылеживалось под солнечными лучами почти все лето. Чтобы отбеливание полотна было более ровным, его периодически проминали, прокатывая на катках. (см приложение 1, рис.2)

Для верхней одежды, портов, сарафанов ткань окрашивали. Существовало множество желтоватых, коричневых и серовато-синих красителей разных оттенков, которые получали из местного сырья — плодов, корней и коры растений разнообразных видов. Эти красители были самыми доступными, и поэтому такие тона считались цветами бедноты.

Круг природных красителей, дающих прочную красную и синюю окраску (цвета, считавшиеся во все времена драгоценными) невелик. Лучшими по красоте и долговечности были два красных красителя животного происхождения: пурпур, добывавшийся из средиземноморских моллюсков до XIX века, и кармин, который экстрагировали из насекомых двух разных видов — червеца в Европе и Азии и кошенили в Южной Америке. Популярным растительным красителем красного цвета, не уступавшим по прочности кармину, был крапп, который извлекали из корней марены красильной.

Самый распространенный краситель синего цвета — индиго, также отличающийся особой стойкостью окраски, был единственным в своем роде. Индиго получали из растения, произрастающего в странах с теплым климатом — Индии, Юго-Восточной Азии. Другие индигоносные растения из более северных широт не давали столь интенсивной окраски, поэтому конкурировать с индиго не могли. До конца XIX века индиго был единственным надежным синим красителем текстильных волокон.

Из красителей других цветов излюбленными были ярко-желтые, которые извлекали из тропического растения куркумы и корней барбариса. Отчасти использовались минеральные красители: железная бланжа, хромовая желтая, берлинская лазурь. Такие яркие и прочные красители использовались для изготовления драгоценных тканей, которые носили только знатные лица.

2.2. Первые узоры.

Первые узоры на ткани были вышитыми. (см приложение 1, рис.3) Вышивка имела сакраментальное значение. Она делалась по вороту, краю рукавов, и призвана защищать человека от злых духов. Одежда обязательно подпоясывалась вышитым поясом. Чтобы получить узор на ткани, нужны нити разных цветов. Для этого окрашивали не полотно, а пряжу.

Для нарядных сарафанов, юбок и другой одежды, для половиков, покрывал на лавки ткали полосатое полотно. (см приложение 1, рис.4) При этом чередовались уточные нити разных цветов. Самые умелые мастерицы ткали узорное полотно, предшественник парчовым и жаккардовым тканям. (см приложение 1, рис.5)

2.3. Ручная набивка ткани.

Поначалу ткани с набивными рисунками были дешевой заменой вышитых узоров, но со временем оформились в самостоятельное искусство. В середине XVII века большое распространение получили набивные рисунки с помощью деревянных штампов. При этом мастер ставил штамп на нужное место и пристукивал по нему молотком, то есть как бы набивал рисунок. Отсюда и пошел термин «набивные ткани», «набивной рисунок».

Для набивки употребляли ручные набивные формы, так называемые "манеры". (см приложение 1, рис.6) Манеры сначала делались из твердого дерева, например, ореха, дуба, груши, предварительно тщательно высушенных. На выструганной поверхности куска дерева вырезался узор резцом. (см приложение 1, рис.7) Резчики манер, как правило народные мастера, владевшие искусством корабельной резьбы, становились впоследствии набойщиками. Многие предприниматели, организовавшие в селе Иванове мануфактуры, были сначала резчиками – О.С.Соков, Н.И.Ишинский, Г.Бутримов, П.Демосин.

Рамку с натянутым материалом укладывают на стол, и набойщик набивает узоры ручными деревянными формами, выступающие рельефы которых несут на себе печатные составы. (см приложение 1, рис.8) Прикасаясь ручной формой к печатной краске, залитой в специальный ящик, набойщик набирает ее на выступающую часть поверхности узора, затем ставит форму на ткань, ударяет по ней молотком и таким образом отпечатывает узор на поверхности. Набойщик должен быть физически сильным человеком. На одном куске ткани надо набить контур так, чтобы не было видно стыков рисунка.

Набойки XVII – XVIII веков напечатаны с помощью одной манеры черным, коричневым или темно-синим цветом. Полученный рисунок расцвечивали яркими красками – красной, розовой, золотистой, зеленой, таким образом набойка сочеталась с росписью. Позже для получения многоцветных рисунков стали применять – две, три и более манер. Первая из которых, проходная, резалась опытным мастером, так как на ней находилась основная часть узоров, тонкие линии, ажурные орнаменты. Другие – более простые в исполнении, использовались для нанесения цветовых пятен, их изготовление доверялось подмастерьям-ученикам. Манеры при набивке последовательно накладываются на одно и то же место ткани. (см приложение 1, рис.8, 9) Деревянные формы сравнительно быстро изнашивались, ибо при набивке только одного куска каждую набивную форму приходилось ударять о ткань несколько сот раз. При этом и сама работа идет медленно и потому обходится дорого. С 1837 г. употребляются более прочные отливные металлические формы из сплава олова, свинца и висмута. Иногда в состав этого сплава входит также и сурьма. (см приложение 1, рис 10)

При мануфактуре отдельно создавалась комната колориста, где заваривались составы для окрашивания ткани. (см приложение 1, рис.11) Для каждого способа окрашивания необходимы свои составы красящих пигментов и загусток. Колористы строго оберегали секреты составления и способов заваривания красок. Ведь каждый мастер хотел, чтобы именно его ситцы были самыми яркими и красивыми, а значит, и самыми раскупаемыми. Этим сарафанам более 150 лет, а краски по-прежнему яркие.

2.4. Механизация печати

Несмотря на сохранение народных ремесел, использующих ручную печать, механизация печати по ткани была неизбежной. В 1826 году на предприятии Д.°И.°Спиридонова устанавливается цилиндропечатная машина. Частью машины был медный вал с выгравированным на нем рисунком, на который подавалась краска. (см приложение 1, рис.12) Благодаря этой машине удалось повысить производительность труда в двести раз. В середине же XIX столетия стали устанавливаться печатные станки с несколькими валами. (см приложение 1, рис.13) Для каждого цвета гравируется отдельный вал.

В конце 1840-х годов на предприятиях стала применяться пирротина или плоскопечатная машина, называемая так по имени ее изобретателя Перро из Руана, представляющая весьма остроумно скомбинированный и довольно сложный механизм. (см приложение 1, рис.14) Она работает выпуклыми набивными формами, и позволяет печатать не одну, а несколько красок зараз.

Для вытравного способа печати применялся так называемый "шотландский пресс". (см приложение 1, рис.15) Он употреблялся главным образом для платочного дела. Кусок окрашенной ткани складывается в размер платка и помещается в сильный гидравлический пресс между двумя свинцовыми пластинками, в которых точно друг под другом расположены отверстия, изображающие какой-нибудь узор: горошек, крестики, листки, цветок и т. п. Сверху, помещается ящик с вытравною жидкостью, которая разрушает цвет основного красителя. Последняя протекает через отверстия в свинцовой пластинке на ткань, проходит через всю толщу ее и вытекает из отверстий нижней пластинки. По окончании вытравки, не разгружая пресса, производится тщательная промывка водой, что необходимо для сохранения правильности контуров. После вытравки получается белый рисунок на окрашенном фоне.

В 1856 году поступил на рынок мовеин (фиолетовый краситель) — первый искусственный краситель, в 1859 году появился другой краситель — фуксин. Затем целый ряд искусственных красителей самых разнообразных окрасок и свойств. С этого времени яркие цветные ткани стали доступны широкому кругу, стала изменяться и технология закрепления красок на тканях.

3 Исторические рисунки.

К концу XVII века сложился устойчивый набор орнаментов, которые могли варьироваться и повторяться разными набойщиками: «лапки», «елочки», «горох», «цветы» (крупные и мелкие), «рубчики», «глаза». (см приложение 2, рис.16) Часто для набойки использовались старинные лубки, изображения с прялок, наличников. Некоторые мотивы заимствовались из оформления парчовых и шелковых тканей, привозимых из Персии и Турции. Орнаменты восточного типа – «огурцы», «миндалины» или «бобы» (см приложение 2, рис.17), а также «древо жизни», «тюльпаны», сцены из частной жизни, фантастические звери и птицы. (см приложение 2, рис.18), Восточный огурец, часто встречающийся в текстильном орнаменте стран, расположенных от Гибралтара до Сахалина, стал «фирменным» мотивом ивановских ситцев.

Среди западных мотивов, заимствованных русскими набойщиками: кружевные узоры (см приложение 2, рис.19), флорентийские лилии (см приложение 2, рис.20), короны. Мотив розы, пришедший с шелковых тканей, появился в орнаменте ситцев, павловских платков в XIX столетии и приобрел декоративность, свойственную русской народной росписи (см приложение 2, рис.21). В набойках XVII–XVIII веков мотив розы почти не встречается.

В 1920-х годах, во время становления Страны Советов, особое значение уделялось пропаганде – она была повсюду. Советские мотивы отражались даже в рисунках на тканях. В приложении 3 представлены образцы текстиля, выпущенного в советское время. Каждый узор на ткани - картинка из того времени. Первое, что бросается в глаза, когда видишь образцы советского текстиля 1920-30 годов – это замысловатые узоры и яркие расцветки, которые, казалось бы, могли украсить коллекцию любого модельера. Но достаточно присмотреться к тканям повнимательнее, и замечаешь, что эти узоры объединяются в политические и индустриальные сюжеты, по которым можно изучать историю. На заре Советского Союза, когда текстильная промышленность в стране находилась на подъеме, основными сюжетами являлись спортивные успехи, изображения счастливых крестьян и фабричных рабочих, индустриальные зарисовки и пионерское движение. При этом рисунки были выполнены в геометрической манере советского конструктивизма.

4. Типы рисунков.

При колорировании тканей выбор технологии печати определяется преимущественно экономическими соображениями. Прямая печать по белой ткани проста и доступна, другие печати сложнее и дороже, но они позволяют значительно расширить возможности художественного оформления.

Таблица 1

Сравнение типов рисунка по способу печати

Тип рисунка

Пример рисунка

Основные

характеристики

Ограничения печати

Прямая печать

Бело-земельный

 

Площадь нанесенной краски не более чем 50% всего поля белой ткани

Ограниченное число используемых цветов. Чаще 3-4-х цветные. Много реже 7-8-ми цветные. Краски наносятся от светлых тонов к тёмным. Рисунок некрупный, часто повторяющийся.

Грунтовый на белом фоне

 

С рисунками, площадь которых более чем на 50% закрывает печатной краской белое поле.

Грунтовый

 

С рисунками по цветному (светлому) фону.

Другие способы печати

Вытравной

 

По цветному (тёмному) фону белый или светлый рисунок

Двухцветный рисунок, мелкий часто повторяющийся.

Полу-вытравной

 

Протравливание разной интенсивности

Наложением рисунка можно добиться полутонов.

Пигментная печать

 

Приклеивание частичек пигментов к поверхности ткани очень тонкой и гибкой пленкой полимера. В число пигментов входят матовая бель (матовый рисунок по блестящему полю), металлические и полимерные порошки.

Печать этого вида наносит рисунок только на поверхность материала, не проникая в слои ткани. Не выдерживает многократного мокрого истирания.

Фотофильм-печать сетчатыми шаблонами

 

Позволяет получать полутона, оттенки и плавные переходы цвета.

Качество печати и тонкость контура обусловлены номером сит шаблонов (чем крупнее размер ячейки, тем грубее контур рисунка)

Ротационная печать сетчатыми валами

 

Позволяет печатать рисунки точного геометрического построения, каймовые рисунки, применять сплошную пропечатку грунта, вертикальные и горизонтальные полосы.

Высокая стоимость цилиндрических шаблонов, опасность образования затеков красок при останове машины, исключение из ассортимента тканей фасонного переплетения.

5. Виды узоров

По характеру организации композиции рисунка, различают ткани:

Раппортные – композиция состоит из орнаментального мотива, который повторяется через равные интервалы по горизонтали и по вертикали (интервалы горизонтали и вертикали могут различаться). Композиционное решение определяется размером раппорта, который может иметь различную величину: мелкораппортные, среднераппортные и крупнораппортные;

Каймовые – вырабатывают с непрерывной орнаментальной полосой вдоль одной или обеих кромок;

Купонные – разновидность рисунков, имеющих большой раппорт по вертикали. Рисунок постепенно переходит от крупного к среднему и далее мелкому. Размеры купонных рисунков произвольны, переход может занимать от четверти ширины и более. Узор даже может заполнять всю ширину ткани.

По характеру мотивов можно условно разделить на две группы:

изобразительные, в основу которых положены объекты реального мира – растения, животные, пейзажи, изображения человека, различные предметы;

неизобразительные – геометрические элементы, абстрактные и психоделические изображения.

Рассмотрим наиболее известные традиционные виды узоров и принтов.

Клетка

Шотландка (он же тартан). Эта ткань знаменита благодаря килтам, часто используется в качестве символов кланов. Слово «tuar tan» переводится как «цвет местности». Каждый из родов в Шотландии придумывал и ткал вручную свой собственный клетчатый рисунок. Краски использовались натуральные (черная из коры ольхи, коричневая — из морских водорослей, синяя — из ягод черники и проч.) поэтому расцветка тартана была характерна для того или иного местоположения.

«Арагайл».Родиной принта является одноименная область на западе Шотландии. Рисунок представляет связанные между собой ромбы различных цветов, чаще всего используется на трикотажной ткани.

«Принц Уэльский». Этот принт был излюбленным рисунком на ткани для сына королевы - Эдуарада VII. А так как он был признанным модником королевства, клетка быстро набрала популярность и получила его имя.

«Виши». Названа в честь одноименного французского города. Эта клетка не крупная, состоящая из двух цветов, чаще всего один из них белый (по классике жанра белый и красный, белый и синий). Этот принт является неотъемлемым для стиля кантри или прованс.

" Гусиная лапка"(он же «пье-де-пуль», «ломанная лапка») Напоминает птичий след. Вся композиция—-это чередование контрастных и штрихованных клеток. Если рисунок более крупный, то носит название «собачий зуб». «Пепита». Этот принт зачастую путают с предыдущим, что и не мудрено: из далека заметить разницу практически невозможно, но тем не менее, она есть. Это рисунок на ткани в виде квадратов «с завитушками».

«Мадрасская».Названа в честь древнеиндийского города Мадрас, где и появилась впервые. Его отличительными чертами является асимметричность (квадраты разные по размеру) и (зачастую) многоцветность.

Меандр.Знаменитый древнегреческий принт в виде ломаной линии: это прямые углы, связанные между собой, имитирующие кромку моря, волны.

Полоска

Морская полоска. Представляет собой регулярные полоски в ограниченном цветовом диапазоне (черный, синий или красный с белым). Появлению этого принта в массах мы обязаны Коко Шанель.

«Райе». Отличительная особенность—контрастность полос. Часто они так же различны по ширине.

«Омбре». Популярный в последнее время принт. Представляет собой плавный переход от одного цвета к другому, либо растяжку одного оттенка от светлого к темному и наоборот.

«Ёлочка». Это рельефный рисунок в виде косых ломаных линий различной ширины контрастных цветов, напоминающих положение иголок на ветке.

Горошек.

« Королем горошка» по праву считается Ив Сен Ларан, который, будучи ярым любителем этого принта, ввел его в моду. Сам же принт, как таковой появился гораздо раньше рождения именитого дизайнера: пришел из индонезийских племен и укоренился в Испании.

"Polkadots" («полькадотс», «полька»). Представляет собой параллельные ряды горошин крупного размера.

«Перец с солью» («мушка»). Очень мелкий горошек, больше напоминающий темные и светлые крапинки,

Флора

Изображения растительности было весьма популярно еще с незапамятных времен (лавр в Риме, лотос в Египте и т.д.). В настоящее время дизайнеры не ограничиваются цветами и листьями какой-то определенной местности, и с каждым годом предлагают все новые и новые «гербарии». Но все же есть и те, про которые говорят «на века».

«Пейсли» («пейслийский огурец», «индийский огурец», «турецкий огурец», «огурец»,). На самом деле, рисунок никакого отношения к этому овощу не имеет, так как изображает всего-то изогнутый лист. Это элемент персидского орнамента под названием «Бута».

«Арабеска». Это восточный орнамент, представляющий собой геометрические и растительные мотивы (могут включать и арабскую стилизованную надпись). Узор состоит из повторяющихся, как бы бесконечных узоров. Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Фона нет, узоры перекрывают его.

«Мильфлер». Этот принт пришел к нам из Франции. Представляет собой нежный миленький ситец с россыпью мелких цветов на светлом фоне.

"Флер-де-Лис" Fleur-de-lis», «Королевская лилия», «Геральдическая лилия»). Этот знак был характерен для эмблемы королевской власти во Франции. Правда, согласно многочисленным исследованиям, изображен все-таки ирис, а не лилия, но, тем не менее, название уже закрепилось.

Викторианский – сложный узор из цветов, собранных в букеты, или переплетённых между собой (в основном розы или пионы) на хлопчатобумажных тканях; название впервые использовано в искусстве гобелена, где изображения часто размещались на фоне с изображением цветов.

Ж ивотные (анималистические)Естественная окраска животных в виде принтов на тканях получила очень большое распространение. Самые известные из них: Змеиный Тигровый Леопардовый Зебровый

Баттерфляй (butterfly – бабочка) – легкий узор из бабочек.

Э тнический– национальные орнаменты народов мира.

Детский – декоративные, яркие, красочные мотивы в виде детских игрушек, либо максимально упрошенное изображение чего-либо, похожее на детские рисунки.

Акварельный– акварельные рисунки, светлые, нежные, почти прозрачные. Узоры в подобной манере идеальны для оформления легких, струящихся тканей типа шелка, шифона.

6. Современная технология печати на ткани

Отделочная фабрика «Традиции Текстиля» - современное предприятие, представляет собой высокоавтоматизированное производство, нацеленное на выпуск качественных хлопчатобумажных, льняных и смесовых тканей.

1—сетчатый трафарет

2—ракель

3—краскопитатель

4—ткань

5—опорная поверхность

Способ ротационной печати основан на применении перфорированного цилиндра, выполняющего функции печатного вала (1). Ракельный механизм (2) изготовлен из стальных или резиновых лезвий, расположенных внутри шаблона под определенным углом. Краситель под давлением подается насосом (3) внутрь шаблона. Давление можно регулировать. Краситель проникает через поры сетки на ткань (4) через прозрачные участки шаблона и не проходит на участках, обработанных материалами, запечатывающими отверстия в сетке.

Ротационный способ позволяет печатать на ткани рисунки очень точного геометрического построения, разнообразные каймовые рисунки, применять сплошную пропечатку грунта. (см. приложение 4 рис.22) Возможна 3D—печать. Особенно эффективны машины для печати небольших партий тканей с частой сменой рисунков.

Общими недостатками ротационных печатных машин являются высокая стоимость изготовления цилиндрических шаблонов, опасность образования затеков красок при останове машины, исключение из обрабатываемого ассортимента тканей фасонного переплетения.

7. Создание узора

В ходе работы я рассмотрела типы рисунков и виды узоров, исторические и современные способы печати, их достоинства и недостатки. На основании изученного материала для создания своего узора остановилась на грунтовом рисунке с цветочным узором. Рисовала в векторном графическом редакторе Inkscape, в котором есть инструмент клонирование для создания узоров. При работе над рисунком я научилась рисовать произвольные кривые и заливать их градиентом для создания плавного цветового перехода. Современные способы окрашивания ткани позволяют воплотить подобный переход.

На первом этапе рисуется один лепесток (1). Заливку лепестка выбрала градиентную от оранжевого через желтый к красному. Из лепестка создала клонированием розетку цветка (2), скопировала, уменьшила и наложила на первую. Получился венчик (3). Нарисовала сердцевину (4). Получился цветок (5)

1 2 3 4 5

Затем нарисовала зеленый листок (6) с прожилками, сделала его копии, изменила размер, и сгруппировала (7). Разместила за цветком и получила композицию (8). Добавила вьюнок (9), расположила за композицией цветка—получился рапорт рисунка (10).

10

6 7 8 9

Методом клонирования создала узор из готового рапорта. На нижнем слое создала фон.

8. Заключение.

В будущем, технология 3D-печати самого полотна ткани может быть использована для создания уникальных гибких текстильных структур облегающей формы по индивидуальному заказу. Подобное совершенствование текстильного производства можно будет считать развитием замысловатых прототипов Flexible Textile Structures. Судя по представленному образцу, будущее текстиля обещает быть захватывающим.

9. Список источников

1. Материалы музея Ивановских ситцев (фото)

2. http://fashiony.ru/page.php?id_n=104252

3. https://mialady.ru/fashion/risunki-na-tkani.-kak-nazyvayutsya-osnovnye-uzory-printy-i-ornamenty-na-tkani.

4. https://studopedia.ru/10_123547_harakteristika-risunka-tkani.html страницы 2-6

5. https://fashion-fabric.ru/blog-news/risunki-na-tkani история

6. http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1977184-chto-takoe-tkan-kupon-tkan-kupon-chto-eto.html рисунок-купон

7. http://compuart.ru/article/23905

8. https://vce-tkani.ru/stati/istoriya-tkachestva

9. http://be.sci-lib.com/article079010.html

10. http://textiletrend.ru/pro-tkani/naturalnyie/vidyi-hlopchatobumazhnyih-tkaney.html

Приложения

Приложение 1

История красильного дела

Рис. 6 Манеры

Рис. 10 Отливная металлическая форма из сплава олова, свинца и висмута

Рис. 9 В набивной мастерской

Рис. 8 Набивной стол

Рис. 7 Резка манеры

Рис. 4 Изготовление полосатого холста

Рис. 5 Тканый рисунок

Рис. 1 Отбеливание ткани на солнце

Рис. 3 Украшение вышивкой

Рис. 2 Катки для разминания и глажения холста

Рис. 13 Цилиндропечатная машина с несколькими валами

Рис. 12 Гравированные валы

Рис. 11 Комната колориста

Рис. 15 Шотландский пресс

Рис. 14 Пирротина

Приложение 2

Исторические рисунки

Рис. 19 Кружевной узор

Рис. 21 Мотив розы, и русской народной росписи

Рис. 20 Флорентийские лилии

Рис. 16 Орнаменты «лапки», «горох», «цветы» (крупные и мелкие).

Мануфактура О.С. Сокова, 1781-1801 гг.,

Мануфактура Г.И. Бутримова, середина XVIII века.

Рис. 18 Райская птица. Мануфактура Г.И. Бутримова, середина XVIII века.

Рис.17 Орнаменты восточного типа – «огурцы», «миндалины» или «бобы» Фабрика М.И.Ямановского, XVIII век. Мануфактура П.М. и Н.М. Гарелиных 1825-1843 гг.

Приложение 3

А гитационные рисунки на тканях 1920-40 годов

Деревенский комсомол

Индустриализация деревни. Трактор

ОСОАВИАХИМ

Свет в городе

Лампочки

Лампы

Новая деревня

Фабричный гудок

Утро новой жизни

Самолёт в цветах

Спортсменки

Серп и молот

Моряки

Приложение 4

Технология печати и крашения тканей

Герб

Звёзды

Цветы хлопка и самолеты

В едином строю

Хлопок. Челноки

Восточный город

Пионеры на линейке

Дирижабли

Цеппелины

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Шестерёнки

Рис. 22 Отделочная фабрика «Традиции текстиля», печатная машина фирмы STORK для набивки тканей технологией ротационной печати сетчатыми шаблонами

Просмотров работы: 43