Довоенная история детского дома села Сосновка

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Довоенная история детского дома села Сосновка

Аксенова Д.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Дом детского творчества"
Перевозчикова Н.И. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Дом детского творчества"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Детский дом – воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства.

Основные задачи детских домов – психолого-педагогическая реабилитация детей, их социализация, подготовка воспитанников к самостоятельной жизни. В детских домах не осуществляется обучение детей; учащиеся посещают школу по месту жительства.

Детей, оставшихся по каким – то причинам без родителей, усыновляли и воспитывали в государственных учреждениях в России уже с 19 века. Первым таким учреждением было училище для сирот, учрежденное в 1072 году Ярославом Мудрым.

«Одним из первых детских домов был открывшийся в 1918 году Коллектор (Москва), преобразованный в 1919 году в Детский городок имени 3 Интернационала. (Приложение 1. Рис.1)

К началу 1930–х годов в СССР существовали следующие типы детских домов: дошкольные (для детей 3-7 лет), школьные (для детей 8-15 лет), смешанные (для детей 3-15 лет), пионердома – в них принимались только пионеры 12 лет. Детские дома открывались по всей России.» [1]

В предыдущей исследовательской работе мы изучили вклад семьи Аксеновых в деятельность Сосновского детского дома. В ходе исследования мы столкнулись с проблемой отсутствия исторического материала о детском доме: о создании, о воспитанниках, об их дальнейшей судьбе. Это послужило толчком к изучению истории возникновения и деятельности детского дома в довоенное время. Мне захотелось узнать, в какие годы был открыт детский дом, почему, какие дети там жили, как им там жилось?

Однажды из рассказа Ложкиной Татьяны Аркадиевны, краеведа – историка, руководителя школьного музея, о Герое Советского Союза Ярославцеве Александре Егоровиче мы узнали, что он, оставшись семи лет без родителей, с 1920 года воспитывался в Сосновском и Шарканском детских домах. Однако, от респондентов мы ранее узнали, что детдом в селе Сосновка был открыт в 30-х годах ХХ века. Это навело нас на мысль, что детский дом в селе Сосновка был создан не в 30-х годах, а намного раньше, но никаких данных о том, что в селе Сосновка был детдом в 1920-х годах, мы не встречали. Нас заинтересовала эта идея, захотелось провести исследование об истории создания детского дома в селе Сосновка.

Цель: изучение истории Сосновского детского дома в довоенные годы.

Задачи:

- узнать об истории возникновения детских домов;

- изучить литературу о существовании детских домов в Удмуртии в довоенные годы;

- поработать с архивными материалами и документами;

- обобщить собранные материалы.

Гипотеза: мы предполагаем, что в ходе исследования мы отследим историю Сосновского детского дома в довоенные годы.

Мы думаем, собранные нами документы будут хранить память прошлого, и будут передаваться из поколения в поколение.

Информация, собранная нами, пополнит музей МБОУ «Сосновская СОШ», Шарканский историко - краеведческий музей, поможет учителям в организации внеклассной работы по истории детдомов, так как никакой информации о детдомах Шарканского района еще нет.

В работе использованы материалы Шарканского историко – краеведческого музея, школьного музея МБОУ «Сосновская СОШ», архивные материалы Центрального государственного архива Удмуртской Республики.

1. Предпосылки возникновения детских домов

Проблема устройства и размещения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существует на протяжении нескольких веков. Массовое открытие детских домов происходило во время сложных общественных ситуаций – после революции 1917 года, репрессий, в военное и послевоенное время, когда очень много детей оставалось без родителей.

«Первая мировая и Гражданская войны, голод начала 1920-х и 1930-х годов, тяжелое материальное положение населения, растущая безработица, репрессии обусловили рост детской беспризорности. (Приложение 1. Рис.2) Также увеличению числа бездомных детей способствовали в то время резкое сокращение числа детских учреждений, где они могли бы спастись. Особенно пострадали от голода в 1921 году дети Поволжья.» (Приложение 2. Рис.1,2) [6].

«Дожди на территории Удмуртии в 1921 году прошли лишь в апреле и начале мая, когда озимые всходы едва показались из-под снега. Затем наступила засуха, погубившая и озимые, и яровые всходы. Влага, сохранившаяся в почве после таяния снегов, не могла в достаточном количестве обеспечить нормальный рост растений, так как зима в 1920 – 1921 годах была малоснежной. Кроме того, в июне град побил не только всходы на полях, но и огородные культуры. В результате засухи выгорели травы, что повлекло за собой нехватку кормов, а впоследствии и падеж скота. В середине июля в области участились случаи лесных пожаров. Летом 1921 года вспыхнули эпидемия тифа, холеры, сибирской язвы, малярии. (Приложение 3.рис.1,2) Голод 1921 – 1922 годов явился мощным ударом по не оправившемуся после Гражданской войны крестьянскому хозяйству.». [3].

Председатель областного исполнительного комитета И.А.Наговицин (Приложение 4. Рис.1) на внеочередном заседании Областного комитета помощи голодающим, проходившем в городе Ижевске 13 октября 1922 года, констатировал, что «в 1921 – 1922 гг. голодало 545000 человек, или 80,5% населения области…» Население, лишенное полноценных продуктов, употребляло в пищу семена лебеды, гнилушки, кору и т.п. Голод 1921 – 1922 гг. вызвал колоссальные изменения в демографической ситуации. Статистические данные областной комиссии «Последствия голода» («Последгол») свидетельствуют, что за период голода в сельской местности погибло от голода и вызванных им болезней 29263 человека. На каждую 1000 человек, проживавших в сельской местности, приходилось 46 умерших. (Приложение 4. Рис.2).» [3].

По всей России к 1922 году детей, оставшихся без родителей, насчитывалось около 7 млн. человек.

2. История возникновения детдома в селе Сосновка.

В истории России прошлого века есть немало «белых пятен». Одним из таких вопросов, до сих пор не получившим должного освещения, является история детских домов. Из различных источников нам удалось установить, что на территории Удмуртии первые детские дома были открыты в 1920-е годы в Ижевске. Один из них был открыт для русских детей - сирот, а другой – имени Михаила Прокопьевича Прокопьева – для 47 детей удмуртов.

«В голодном 1921 году Кузебай Герд (Приложение 5. Рис.1), как заведующий детским подотделом Удмуртского обоно, открыл первые детские дома в Ижевске для детей - сирот. (Приложение 5. Рис.2)Удмуртский писатель, ученый, педагог был заведующим этим домом и там же жил с семьей (ныне это улица Сивкова). (Приложение 6. Рис.1) В то голодное время нелегко было накормить досыта детей. По воспоминаниям А.К. Кирилловой, работавшей в детском доме, Кузьма Павлович был самым любимым человеком для воспитанников, он учил их уважать труд: «При детдоме был огород и сад - цветник, сажали помидоры, огурцы, цветы. Рассаду выращивали сами дети. Уход за рассадой был превращен в самое интересное занятие… Кузьма Павлович учил детей играть на рояле. Готовил к выступлениям на концертах. Выступали с концертами в здании бывшей женской гимназии. А когда Кузебай Герд в 1922 году поехал учиться в Москву, дети провожали его со слезами». [2].

На территории Шарканского района детские дома были открыты в селах Сосновка, Шаркан.

Начать поиски информации мы решили со школьного музея Сосновской школы. Мы перелистывали альбом (Приложение 6.рис.2), сделанный руками школьников в августе 2008 года, откуда тоже узнали, что детский дом был создан в 30-ых годах.

Зеленина Вера Васильевна, проработавшая в детском доме 10 лет, вспоминает (Приложение 7. Рис.1), что «Детский дом в селе Сосновка создавался в 30-х годах ХХ века. Дома стояли на улице Центральной по обе стороны дороги. (Приложение 7. Рис.2). Жизнь была нелегкой. Ходили в лаптях. В основном дети были дошкольного возраста, и все говорили на русском языке. Часто приезжала проверка из санэпидстанции. Это надо было выдержать. Несмотря ни на что, из стен детского дома вышли ребята, которые нашли себя в жизни. В прошлом году заходил в гости выпускник Шадрин Василий Андреевич, сейчас работает доцентом кафедры экологии и природопользования УдГУ в городе Ижевске». (Приложение 8. Рис 1)

Интересная встреча у нас прошла с ветераном педагогического труда Петуховым Генрихом Азарьевичем, уроженцем с.Сосновка. «У детского дома было 9 зданий. В пяти из них жили дети. В одном находился изолятор (двухэтажный дом), музыкальный зал, столовая, канцелярия... С 1934 по 1936 годы директором работал Стрелков Вениамин Михайлович. С 1936 по 1954 год – Попова Зинаида Андреевна. С 1955 по 1975 год – Дмитриева Мария Федоровна… К 1960 году из стен детдома было выпущено 1682 воспитанника… У детского дома было 10 га земли, обрабатывали сами, выращивали овощные культуры, работала программа самообеспечения. В хозяйстве было 14 свиней. Один грузовой автомобиль – вездеход, легковой автомобиль ГАЗ – 69, трактор МТЗ – 50. Доход составлял около 8000 рублей с подсобного хозяйства…»

Все, с кем мы встречались, вспоминают, что детдом в селе Сосновка был открыт в 1930-х годах. Но мы предполагаем, что детский дом в селе Сосновка уже был создан в 1921-1922 годах.

Изучив документы Центрального государственного архива Удмуртской Республики о детдоме, мы узнали, что в 1923 году в с.Сосновка был детдом, и он назывался Сосновский детдом матери-ребенка. «На 01.01.1923 г. в Сосновском детдоме матери-ребенка находился 41 ребенок в возрасте от 2 месяцев до 8 лет: 2 мес. – 2 ребенка, 5 мес. – 1 ребенок, 2 года – 5 детей, 3 года – 11 детей, 4 года – 18 детей, 6 лет – 1 ребенок, 7 лет – 2 ребенка, 8 лет – 1 ребенок.

24 ребенка из них - полусироты. Дети из Сосновской волости, Б-Пургинской волости, Шарканской волости, Тыловайской волости.

Работали в детдоме 7 человек обслуживающего персонала:

Бякова Евгения – заведующая

Боталова Анна – руководитель

Караваева Наталия – кухарка

Холмогорная Клавдия – няня

Хохрякова Степанида – няня

Григорьева Ольга – прачка

Матерей-кормилиц не было». [7].

В 1923 году количество детдомов и детей в них стало резко сокращаться. В целом по стране в 1923 году, по сравнению с 1922 годом, сеть детдомов сократилась. Детей при этом направляли к каким-либо родственникам или отдавали на воспитание и обучение в чужие семьи на определенных условиях.

Такая же участь постигла и Сосновский детдом. В сентябре 1924 года директора Москвину Аполинарию Сергеевну сменил Светлаков Владимир Борисович, который проработал в этой должности около трех месяцев.

Акт от 24 ноября 1924 года (перед закрытием детдома).

«Остатки вышеуказанных продуктов сдал заведующему Светлакову на предмет питания детей до полной ликвидации детдома. Остатки же после ликвидации передать Шарканскому детдому. Продукты получил Светлаков Владимир.

Комиссия признала необходимым оставить указанные в присланном при сем списке некоторых предметов для общежития школы крестьянской молодежи, имея ввиду крайнюю необходимость в обстановке, принимая во внимание отсутствие средств для приобретения хозяйственных вещей, а потому просить УОНО оставить в силе постановление ликвидационной комиссии.

Затем некоторые вещи, указанные в настоящем акте, оставлены для детей, остающихся тут – так как в Сосновке ввиду неимения данных о переброске их в тот или иной детский дом». [8].

По данному акту почти все вещи были переданы в Шарканский детский дом.

«Ленинскому детдому передали: свиней 4 штуки, коров 2 штуки, телят 1 штука.

Шарканскому детдому передали 1 лошадь.

Ликвидационная комиссия постановляет: самовар один передать для общежития школы крестьянской молодежи». [8].

Однако новый рост беспризорности, вызванный репрессиями, высылками, меняет ситуацию. В связи с этим в 1935 году Совет народных комиссаров СССР и Центральный комитет ВКП(б) приняли постановление «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности». В постановлении отмечается, что ликвидирована массовая беспризорность, а также указывается на плохую работу местных советских органов и партийных, профсоюзных и комсомольских организаций в области ликвидации и предупреждения детской беспризорности и отсутствие организованного участия советской общественности.

«Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) постановили:

1. «Установить следующие типы детских учреждений:

а) в ведении наркомпросов союзных республик — детские дома нормального типа для детей, лишенных средств к существованию, а также детские дома, содержащиеся на средства родителей, и детские дома для трудно-воспитуемых…

2. Установить во всех детских домах и колониях, в соответствии с возрастом, трудовой режим, обеспечивающий привитие детям трудовых навыков и овладение определенной профессией ко времени выхода из детского дома или колонии путем организации мастерских при детском доме или колонии, а также прохождения производственной практики на предприятиях. Считать необходимым материальное поощрение наиболее отличившимся в работе и в изучении профессии.

3. Обязать наркоматы, в ведении которых имеются детские учреждения:

а) определить в течение трех месяцев по каждому детскому дому и трудовой колонии виды труда и профессии, к которым они должны готовить детей…

4. Отвести всем детским домам, в первую очередь в сельских местностях и небольших городах, земельные участки для обработки их самими воспитанниками (разведение огородов, садов, ягодников, посевы продовольственных культур) и обеспечить развитие животноводческого хозяйства…

Обязать Наркомфин Союза ССР установить такой порядок финансирования детских домов и трудколоний, при котором было бы обеспечено содержание в детских домах по установленным нормам фактически имеющегося в них числа детей.

Освободить все хозяйственные операции детских домов, трудовых колоний и приемников от обложения всеми видами налогов.

Обязать наркомпросы союзных республик разработать правила внутреннего распорядка в детских домах, определив в них как меры поощрения за хорошее поведение воспитанников, так и меры наказания за совершаемые проступки…

8. В целях улучшения состава работников детских домов и трудколоний:

а) обязать наркомпросы союзных республик пересмотреть состав заведующих и воспитателей детских домов и трудколоний..

б) Отделу школ ЦК ВКП(б) выделить путем персонального отбора 200 коммунистов на руководящую работу в детских домах и трудколониях;

в) предложить ЦК ВЛКСМ выделить 500 активных комсомольцев для работы в детских домах и трудколониях в качестве заместителей заведующих по воспитательной работе с персональным утверждением их ЦК ВЛКСМ;

г) обязать ЦК ВЛКСМ разработать специальное положение об этих работниках, предусмотрев в нем, что назначенный на эту работу комсомолец должен проработать не менее двух лет;

д) обязать ВЦСПС и органы промышленности выделить 300 квалифицированных рабочих с предприятий в качестве руководителей мастерских в детских домах и трудколониях;

е) обязать наркомпросы союзных республик выделить из оканчивающих в текущем году педтехникумы 50 человек и из оканчивающих педвузы — 125 человек для работы в детских домах и трудколониях;

ж) установить для командируемых на работу в детские дома и трудколоний повышенную оплату труда (не менее, чем они получали по месту своей последней работы).

В секциях народного образования и здравоохранения горсоветов выделить особые группы добровольных инспекторов для систематической проверки работы детских домов и наблюдения за обеспечением соответствующих условий ухода и воспитания детей». [5].

Именно в это время появилась необходимость восстановления детского дома в селе Сосновка. Нам удалось узнать, что Сосновский дошкольный детский дом был открыт в 1935 году. Директором была Попова Зинаида Андреевна. (Приложение 8. Рис.2).

Статистические данные по состоянию на 01.01.1936 г.:

«Девочек 70, мальчиков 102, всего 172 (детдом рассчитан на 160 чел.), из них:

до 7 лет – 169, 8-11 лет - 3 ребенка.

Круглые сироты – 142

С одним родителем – 29

С двумя родителями – 1

Площадь всех помещений 613 кв. м. (спальни 363 кв.м.).

В течение года приняли 147 детей, выбыло 84 ребенка: 11 – к родным, 3 ребенка умерли, остальные переведены в другие детдома.

Персонал: заведующий – 1, воспитателей – 15, медперсонал – 1, обслуживающий – 19.

Подсобное хозяйство:

Посева – 18 га (полевые – 15 га, скот – 5 га, огород – 3 га).

Лошадей – 2, коров – 3, свиней – 3, телят – 2.

Щипковых инструментов – 12 шт.

Лыж – 18 пар, коньков – 15 пар.

Слесарная мастерская, швейная мастерская, 27 тисков, 1 токарный станок с мотором, 1 сверлильный станок с мотором, 1 сверлильный станок ручной.

7 швейных машин. В библиотеке 145 книг…»[10].

Отсюда мы видим, что руководители старались исполнять постановление 1935 года в плане трудового воспитания детей. В детском доме в Сосновке держали коров свиней, лошадей. Был огород, где выращивали овощи. Было 2 яблоневых сада. Из техники – легковой автомобиль, 2 грузовые машины, 2 трактора.

Велось подсобное хозяйство, имелись мастерские, несмотря на то, что это был дошкольный детский дом. Детей учили ухаживать за комнатными растениями и цветами на улице (Приложение 9.Рис.1,2), работать со столярным инструментом. Судя по наличию лыж и коньков, дети занимались физической культурой, спортом и играли в разные развивающие игры. (Приложение 10. Рис.1). Мы думаем, что не у каждого деревенского ребенка, воспитывавшегося в семье, в те годы были коньки, лыжи и настольные игры.

Более полную картину жизни воспитанников детского дома мы увидели в акте обследования инспектора Наркомпроса:

«Сосновский дошкольный детдом по состоянию на 14 декабря 1936 г. детей 201 человек, из них в Сосновской больнице 3 человека больных: 1 болен скарлатиной, у 2-х грипп. Среди детей трахоматозных, согласно данных медосмотра от 1 октября сего года – 35 человек; живут они в отдельных от здоровых помещениях, больных чесоткой 4 человека, туберкулезом легких – 1 человек».

Дети часто болели инфекционными заболеваниями, так как не научены были соблюдать санитарно-гигиенические требования, к тому же они были ослаблены.

Во исполнение вышеуказанного постановления, в 30-е годы стали уделять особое внимание организации учебно-воспитательной работы, составу педагогического коллектива:

«Штат воспитателей неполный, нужен 1 воспитатель. В отношении знаний своего дела воспитатели, за исключением 1-2 человек, удовлетворены к своему назначению. Отношение их к работе, обращение с детьми хорошее. Грубости с детьми несколько раз допускались воспитателем Стрелковой Е.Ф. Воспитательная работа ведется по планам 1) квартальному, составляемому помощником заведующего и 2) рабочим, составляемым каждым воспитателем на каждый день, на срок – 15 дней. Последние планы контролируются помощником заведующего. По детдому имеется производственный план.

Жизнь дня определяется режимом дня: физкультзарядка и мертвый час проводятся ежедневно и аккуратно. (Приложение 10. Рис.2) Дети сами заправляют кровати, убираются. (Приложение 11. Рис.1)

Пробелы в воспитательной работе имеют место, главным образом, потому что в детдоме недостаточно методической литературы и пособий». [9].

Ситуация в стране в целом была не совсем благополучной, но детские дома обеспечивали хорошо, хотя имелись трудности в материальном обеспечении:

«В материальном отношении ощущается недостаток в следующем: недостает простынь, нижнего белья и клеенок для столов. Необходимо: одеял 120 шт., материала на простыни и нижнее белье 1800, клеенки для столовой 75 шт., трикотажного белья 400 комплектов.

Пища дается 4 раза в день, по качеству – удовлетворительная. Случаев отказа детей от предлагаемой пищи не бывает. Хлеб подают к столу не порциями. Среднесуточный ход хлеба 540-600 грамм на 1 человека. Из-за отсутствия на рынке масла – недостаток в пище жиров.

В бытовом отношении главным недочетом является неприспособленность зданий под общежития детей. Под детские комнаты заняты 6 отдельных домов, ранее принадлежащих частным лицам. (Приложение 11. рис.2) Комнаты в зданиях тесны, низки и мало освещены. Кровати в спальнях поставлены тесно, без достаточно широких проходов; в спальнях нет тумбочек, стульев или табуретов из-за тесноты. Комнаты плохо проветриваются, так как нет достаточного количества форточек. Здание, купленное детдомом весной текущего года, требует безотлагательного, капитального ремонта.

Медосмотр был в начале ноября текущего года; мытье в бане производится 1 раз в шестидневку; вшивости у детей не замечается». [9].

В целом, инспектора оценили жизнь и обучение детей в Сосновском детском доме, мы думаем, хорошо. Не было отмечено каких-то грубых нарушений и несоответствий требованиям закона.

Как мы узнали ранее, в 1936 году детдом приобрел еще одно здание. Благодаря этому, увеличилась вместимость детей. С 1937 года они уже могли содержать 200 детей. В этот же год сразу увеличилось количество детей – 200 детей, в 1936 – 172 ребенка.

По данным акта обследования Сосновского детского дома от 1937 года, было «отмечено недостаточное количество обмундирования. На 20.11.1937 г.

Сосновский дошкольный детский дом рассчитан на 200 детей, фактически воспитывалось 202 ребенка.

Обеспеченность обмундированием на 01.04.1937 г.

наименование

имеется

недостаточно

Кожобувь

120

80

Галоши

60

100

Верхнее платье мальчики

100

20

Верхнее платье девочки

400

-

Нижнее платье мальчики

100

200

Нижнее платье девочки

100

200

Одеяла

100

100

простыни

220

220

наволочки

250

250

». [13].

В документах Госархива мы наши докладную записку, в которой директор Попова З.А. просила не присылать ей больше детей из-за перегруженности детского дома.

По данным статистики, в 1939 году количество детей также было около 200 человек.

Количество детей на 01.01.1939 г.

 

Наличие родителей

Кол-во педагогов

Кол-во детей на 20.03.1939

Кол-во детей на 27.03.1939

мальчики

девочки

всего

До 7 лет

Один родитель

2 родителя

Круглые сироты

104

85

189

189

40

7

142

18

202

196

[12].

Подсобное хозяйство детских домов на 01.01.1940 г.

«Сосновский детский дом. Под кормовыми посевами 8,98 га, под огородными культурами 1 га, под плодово-ягодными культурами 0,3 га. Всего 12 га. Рабочих лошадей 3, коров 5, свиней 6.

Сведения о работниках детских домов на 01.01.1940 г.

Всего 17, из них женщин – 16. Среднее образование – 8, в том числе педагогическое – 8. Стаж работы: до 5 лет – 16, от 10 до 26 лет – 1.

На 1 января 1940 г. Количество детей – 167. Количество штатных единиц – 44, в том числе воспитателей – 16.

На декабрь 1940 г. Количество детей – 195. Количество штатных единиц – 43, в том числе воспитателей – 17.» [15].

Заключение

Что же мы узнали? Мы выяснили, что никто не занимался восстановлением истории Сосновского детского дома.

В результате мы выявили, что детский дом впервые был организован в 1920-х годах, ликвидирован в 1924 году и вновь открыт в 1935 году.

Проанализировав все статистические данные, мы пришли к выводу, что наибольшее количество детей находилось в детском доме в 1937 году – 202 человека. Мы думаем, это обусловлено тем, что в 1937 году начались массовые репрессии, многие дети остались без родителей. Также это связано с тем, что увеличились площади детского дома.

Дети жили в тесных помещениях, им недоставало одежды. Но в то же время, у них была кожаная обувь, лыжи, коньки, чего, мы думаем, не было у деревенских детей, воспитывавшихся в семьях. Дети были аккуратные, ухоженные, эпидемий в детдоме не было.

Мы смогли выяснить по архивным документам несколько фамилий и имён воспитателей и работников, которые работали в довоенные годы в детдоме.

Следующим этапом нашей работы будет поиск бывших воспитанников и сбор материала об их судьбе.

Респонденты

ФИО

Дата рождения

Образование

Социальный статус

Место жительства

1

Зеленина Вера Васильевна

1929 г.

Средне - специальное

пенсионер

Село Сосновка

2

Созыкина Людмила Васильевна

1958 г.

Высшее

пенсионер

Село Сосновка

4

Петухов Генрих Азарьевич

1947 г.

Высшее

пенсионер

Село Шаркан

Список использованных источников

Большая российская энциклопедия. Москва, 2005, с.600-601.

Ермаков Ф.К. Кузебай Герд. Жизнь и творчество. Ижевск,1994, с.25.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, № 4, 2008г. В.А.Клишева «Голод 1921 – 1922 гг. в Удмуртии: причины и последствия.

Кузнецов П.К. Культурная революция в Удмуртской АССР. Ижевск,1975

Ложкина И.А. (диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук) «Социальная защита детей – сирот в годы Великой Отечественной войны» (на материалах детских домов и интернатов УАССР).

Метелькова Е.А. Детские дома в конце 1920-х – начале 1930-х гг. (на примере детского городка им.Луначарского и детской колонии им. Крупской г.Ярославля)// Ярославский педагогический вестник – 2013 - № 3.

ЦГА УР. Фонд Р-55, опись 1, д.21 «Отчетные карточки Сосновского детдома матери-ребенка и списки детей воспитанников».

ЦГА УР. Фонд Р-181, опись 1, дело 112А «Договоры на сдачу зданий под школы Ижевского уезда и акты комиссий по передаче дел Сосновского детдома, Башурской школы и М-Пургинской библиотеки».

ЦГА УР. Фонд Р-738, опись 1, дело 160 «Докладные записки по обследованию районных детских домов и школ глухонемых».

ЦГА УР. Фонд р-738, опись 1, дело 238 «Статотчеты детских домов за 1936 г.».

ЦГА УР. Фонд Р-738, опись 1, дело 346 «Протоколы совещаний работников детских домов УАССР, акты обследования детских домов»

ЦГА УР. Фонд Р-738, опись 1, дело 849 «Отчеты детских домов УАССР за 1939 г.»

ЦГА УР. Фонд Р-738, опись 1, дело 850 «Акты обследования детдомов УАССР» с. 107.

ЦГА УР. Фонд Р-738, опись 1, дело 1143 «Паспорта детдомов УАССР».

ЦГА УР. Фонд Р-738, опись 1, дело 1399 «Отчеты и переписка Сосновского детдома за 1940 г.»

Приложение 1

Рис.1.Дети из первого советского детдома. 1918 год. Город Москва. Фото из интернета (https://yandex.ru/images/search?text)

Рис.2. Первая мировая и Гражданская войны, голод начала 1920-30 г., безработица, репрессии обусловили рост детской беспризорности. Фото из интернета ((https://yandex.ru/images/search?text)

Приложение 2

Рис.1. Юные жертвы голода в Поволжье. 1921 год. Фото из интернета (yandex.ru/images)

Рис.2.Двое голодающих в Поволжье. Фото из интернета (yandex.ru/images). 1921 год.

Приложение 3

Рис.1.Беженцы на пути из степей. Фото из интернета. Лето 1921 года.

Рис.2. Беженцы принесли с собой тиф, холеру, сибирскую язву, малярию. Фото из интернета.

Приложение 4

Рис.1. Председатель общественного исполнительного комитета Иосиф Алексеевич Наговицын. Фото из интернета

Рис.2. Жертвы голода на железнодорожной станции. Поволжье. 1921 год Фото из интернета.

Приложение 5

Рис.1.Кузебай Герд – писатель, ученый, педагог, заведующий детским подотделом Удмуртского ОБОНО. 1921 год. Фото из книги «Кузебай Герд» (Кузьма Павлович Чайников), автор Ф.К.Ермаков.

Рис.2. Здание первого детского дома в городе Ижевске, организованный Кузебаем Гердом в голодном 1921 году. Фото из книги «Кузебай Герд» (Кузьма Павлович Чайников), автор Ф.К.Ермаков.

Приложение 6

Рис.1. Здание удмуртского детдома имени М.Прокопьева, организованного Кузебаем Гердом в 1921 году. Он с семьей жил на первом этаже в средней комнате (спаренные окна). Этот дом и сейчас стоит на улице имени В.Сивкова. (дом № 189). Фото из книги «Кузебай Герд» (Кузьма Павлович Чайников), автор Ф.К.Ермаков.

Рис.2. Перелистываем страницы альбома в музее Сосновской школы. Автор Перевозчикова Н.И. 2017 год.

Приложение 7

Рис.1. На встрече с Зелениной Верой Васильевной, проработавшей в детдоме в послевоенные годы. Автор Перевозчикова Н.И. 2017 год.

Рис.2. Здание одного из корпусов бывшего детского дома в селе Сосновка. Автор Перевозчикова Н.И. 2017 год.

Приложение 8

Рис.1. Выпускник Сосновского детдома Шадрин Василий Андреевич – доцент кафедры экологии и природопользования в УдГУ. Фото из архива зам.директора МБОУ ДО ДДТ Шкляевой Н.Ю.

Рис.2. Попова Зинаида Андреевна, директор детского дома в селе Сосновка в довоенные и военные годы (в центре). Из фондов районного музея. Автор неизвестен.

Приложение 9

Рис.1. Дети в детдоме ухаживают за цветами. Фото из архива районного историко-краеведческого музея. Автор и год неизвестны.

Рис.2. Дети ухаживают за цветами в саду при детдоме. Фото из архива районного историко-краеведческого музея. Автор и год неизвестны.

Приложение 10

Рис.1. Детдомовские дети играют в разные игры. Фото из архива районного историко-краеведческого музея. Автор и год неизвестны.

Рис.2. В детдоме соблюдался режим дня. День начинался с зарядки. Фото из районного историко-краеведческого музея. Автор и год неизвестны.

Приложение 11

Рис.1. Детей учили заправлять свою постель, убираться в комнатах. Фото из архива районного историко-краеведческого музея. Автор и год неизвестны.

Рис.2. Здание бывшего детдома в селе Сосновка. Фото из фондов Шарканского историко – краеведческого музея. Автор и год неизвестны.

Просмотров работы: 73