ВВЕДЕНИЕ
Народный календарь является энциклопедией быта и повседневной жизни народа, его жизненного уклада, инструментом его миропорядка. Знание и изучение народного календаря якутов и эвенов как части культуры человека Севера необходимо для сохранения уникальных традиционных культур коренных народов Севера и Сибири.
Рассмотрению традиционного календаря якутов посвящены работы А.И. Гоголева, Д.С. Макарова, А.Г. Новикова и др., эвенского календаря – А.А.Алексеева, А.А. Бурыкина, Е.К. Алексеевой и др.
Календарь отражает в своей структуре и содержании обусловивший его тип культуры, в частности культуру и быт северных народов - якутов и эвенов. Знание подрастающим поколением особенностей такого наследия как народный календарь необходимо, так как способствует формированию уважительного отношения к историческому прошлому, обогащает словарный запас.
Через ознакомление с взаимосвязью явлений природы и хозяйственной деятельности, отраженном в народном календаре якутов и эвенов можно глубже познакомиться с богатой историей, культурой своего народа.
Проблема заключается в противоречиях между наличием у коренных народов Севера – якутов и эвенов, самобытного календаря и отсутствием системы, объясняющей особенности создания каждым из народов собственного календаря.
Объект исследования: Народный календарь якутов и эвенов.
Предмет исследования: Взаимосвязь явлений природы и хозяйственной деятельности человека в народном календаре якутов и эвенов.
Цель исследования: установление взаимосвязи явлений природы и хозяйственной деятельности человека в народном календаре якутов и эвенов.
Задачи исследования:
Изучить специальную литературу, обосновать необходимость исследования.
Уточнить основные понятия.
Сравнить календари якутов и эвенов для выявления взаимосвязи.
Составить выводы и рекомендации.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении закономерностей создания якутами и эвенами народного календаря, обусловленной значительным взаимовлиянием явлений природы и хозяйственной деятельности.
ОCНОВНАЯ ЧАСТЬ
Научная разработанность темы исследования
Календарь трактуется в современном толковом словаре как система счисления больших промежутков времени. Изучению календарей коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока посвящены работы многих авторов А.А. Алексеева, В.И. Васильева, Д.В. Герасимовой, A.И. Гоголева, Н.Б. Дашиевой, А.П. Дульзона, А.И. Кузьминой, А.В. Смоляк, 3.П. Соколовой, С.Н. Сычиной, В.А. Туголукова и др. Авторы ставили перед собой цель изучить календари различных народов, их особенности, которые были построены, в отличие от современного, основанного на научном знании, на основе исторического опыта освоения природы и адаптации к природно-климатическим условиям, отразившегося в комплексе традиционных знаний и верований, в которых человек и создаваемая им культура неотделимы от природы и подчинены общим законам существования и развития в едином времени и пространстве. Результаты их исследования четко показывают единство пространственно-временного бытования и развития народов. Ими отмечались гибкость, высокая адаптивность к изменениям природно-климатических условий осуществления жизнедеятельности.
В большинстве народных календарей, по мнению специалистов, отражается этническая специфика, условия обитания, бытовые условия народов Севера. А.И. Гоголев исследовал и определил различные варианты якутского календаря. В изучении эвенского календаря большой вклад внес В.А. Туголуков.
Структура и содержание якутского календаря
Рассмотрим структуру и содержание якутского календаря.
Якуты пользовались лунно-солнечным календарем, в основе которого лежит лунный ход, состоящий из 12 месяцев, согласованный со сроком солнечного года. У якутов год означает «сыл», «дьыл» и имеет четыре сезона: сайын, куьун, кыьын, саас, которые соответствуют русским лето, осень, зима, весна.
В основе народного календаря саха лежали пространственно-временные представления о горизонтальной модели мира. При этом Верхний мир соответствовал югу, а Нижний – северу. В центре находилась Земля людей – Средний мир (А.И. Гоголев).
Обычный якутский месяц – ый, состоял из 30 дней и делился на 3 декады (по 10 дней в декаде). Они соответствуют фазам Луны — «сана ый» (новолуние), «толору ый» (полнолуние) и «эргэ ый» (старолуние).
По записям Р.К. Маака, якутский новый год начинался с бэс ыйа. Порядок месяцев в якутском году был следующим: бэс ыйа, от ыйа, атырдьах ыйа и т.д.. Якутский календарь состоял из 13 месяцев. Но один из распространенных в старину месяцев - сыарҕа ыйа, следующий после бала5ан ыйа, в настоящее время забылся и больше не употребляется[5].
Порядок месяцев в якутском году
Таблица 1
№ |
Название |
№ |
Название |
1 |
Бэс ыйа |
7 |
Сэтинньи |
2 |
От ыйа |
8 |
Ахсынньы |
3 |
Атырдьах ыйа |
9 |
Тохсунньу |
4 |
Бала5ан ыйа |
10 |
Олунньу |
5 |
Сыар5а ыйа |
11 |
Кулун тутар |
6 |
Алтынньы |
12 |
Муус устар |
13 |
Ыам ыйа |
У некоторых потомков якутского народа, которые занимались скотоводством и хлебопашеством, новый год был приурочен к началу земледельческого сезона. Например, год начинался с ыам ыйа, далее следовал бэс ыйа, третий месяц – от ыйа, четвертый – атырдьах ыйа, и т.д.
Считалось, что народ саха состоял из множества племен. Это определяло различные хозяйственные занятия и в разных календарях встречались и другие названия месяцев: суо ыйа, тиргэ ыйа, тугут ыйа, бурдук ыйа, тунах ыйа и др.
В книге А.И. Гоголева «Истоки мифологии и традиционный календарь якутов» пишет о приспособленности в XIX в. православных календарных дат и праздников (таҥаралар) к хозяйственному годичному циклу традиционного якутского календаря:
Приспособленность православных календарных дат и праздников к хозяйственному годичному циклу традиционного якутского календаря
Таблица 2
Православная календарная дата |
Якутское название |
Дата по старому стилю |
Дата по новому стилю |
Хозяйственная деятельность якутов |
Изменения в природе |
Рождество |
Орооһоостуба |
25 декабря |
7 января |
Полы юрты застилали сеном, готовили праздничные оладьи |
Начало рождественских морозов. |
Васильев день |
Баhылайап таҥарата |
1 января |
14 января |
Официальный новый год |
Перелом зимы |
Крещение |
Кириhиэнньэ |
6 января. |
19 января |
Мыли иконы и этой водой обрызгивали коров, помещения и хотоны |
|
Первый Афанасьев |
Маҥнайгы Охонооhойоп |
18 января |
31 января |
Первое незначительное ослабление морозов |
|
Второй Афанасьев |
Иккис Охонооhойоп |
26 января |
8 февраля |
Незначительное ослабление морозов |
|
Третий Афанасьев |
Yhүc Охонооhойоп |
2 февраля |
15 февраля |
Завершалась пора сильных морозов |
|
Теплый Алексей (Онисим Зимобор) |
Сылаас Өлөксөй |
15 февраля |
28 февраля |
Дальнейшее отступление холодов |
|
Благовещение |
Былагасыыньа |
25 марта |
7 апреля |
Прилетают снегири |
|
Пасха |
Киристиэп күнэ |
2 апреля |
15 апреля |
||
Егорий Вешний, Юрьев день |
Дьөгүөрэйэп |
23 апреля |
6 мая |
Прилетают кулики, вороны и гуси. |
|
Иеремей Запрягальник |
Дьэрэмэйэп күнэ |
1 мая |
14 мая |
Начало весенних полевых работ |
|
День Николая Вешнего, травного |
Сааскы Ньукуолун |
9 мая |
22 мая |
Никольщина – важная сельскохозяйственная дата. Примечательная праздничная дата |
Начиналась летняя половина года |
День царя Константина |
Саар Көстөкүүн күнэ |
21 мая |
3 июня |
Завершался переезд из зимника в летники |
Время прилета уток-турпанов. |
Петров день |
Бөтөрүөп күнэ |
29 июня |
12 июля |
Начиналась сенокосная страда |
Дожди «петровские» |
Прокопий Жатвенник |
Борокуопайап күнэ |
8 июля |
21 июля |
Время снятия бересты |
|
Ильин день |
Ылдьыын таҥаратын күнэ |
20 июля |
2 августа |
Середина покоса. Полагался отдых |
Утята начинают летать. Поспевает земляника. Ночи темнеют. |
Первый Спас |
Бастакы Ыспаас |
1 августа |
14 августа |
Время частых перемен в погоде. Холодные утренники, а ночью – заморозки. |
|
Второй Спас |
Иккис Ыспааhык |
6 августа |
19 августа |
Начинаются дожди |
|
Третий Спас |
Yhүc Ыспааhык |
16 августа |
29 августа |
Разгар жатвы |
Поспевает брусника. Дни становятся заметно прохладными. Начинается осень |
Семенов день |
Сэмэнэп |
1 сентября |
14 сентября |
Завершаются сенокосные работы. Переезд в зимники. |
. Начало «семеновских» дождей. Гуси собираются на отлет |
Воздвижение |
Исийээнэп |
14 сентября |
27 сентября |
Самый запоздавший скотовод завершал сенокосные работы. |
Земля начинает подмерзать, морозит и днем. |
Покров |
Бокуруоп күнэ |
1 октября |
14 октября |
Начало осенней озерной неводьбы |
Первое зазимье. Начало ледостава |
Дмитриев день |
Миитэрэйэп |
26 октября |
8 ноября |
Скот били на мясо. Завершалась неводьба. |
|
Михайлов день |
Мэкээлэйэп күнэ |
8 ноября |
21 ноября |
.Первые сильные морозы. Четверть зимы. |
|
День Николая Зимнего |
Кыhыҥҥы Ньукуолун |
6 декабря |
19 декабря |
Самые короткие дни. Николинские морозы. |
.
У якутов бытовали свои приметы в соответствии с православными праздниками:
Народные приметы к православным праздникам
Таблица 3
Православная календарная дата |
Якутское название |
Народные приметы |
Рождество |
Орооһоостуба |
Если в этот день тепло – весна будет холодной |
Васильев день |
Баhылайап таҥарата |
Коли выпадет мягкий снег – к урожаю трав |
Крещение |
Кириhиэнньэ |
|
Первый Афанасьев |
Маҥнайгы Охонооhойоп |
|
Второй Афанасьев |
Иккис Охонооhойоп |
|
Третий Афанасьев |
Yhүc Охонооhойоп |
Если теплый день, то ожидалась теплая весна |
Теплый Алексей (Онисим Зимобор) |
Сылаас Өлөксөй |
|
Благовещение |
Былагасыыньа |
|
Пасха |
Киристиэп күнэ |
|
Егорий Вешний, Юрьев день |
Дьөгүөрэйэп |
|
Иеремей Запрягальник |
Дьэрэмэйэп күнэ |
|
День Николая Вешнего, травного |
Сааскы Ньукуолун |
С Николы живи – не тужи |
День царя Константина |
Саар Көстөкүүн күнэ |
|
Петров день |
Бөтөрүөп күнэ |
ожидались дожди «петровские» |
Прокопий Жатвенник |
Борокуопайап күнэ |
|
Ильин день |
Ылдьыын таҥаратын күнэ |
|
Первый Спас |
Бастакы Ыспаас |
Холодные утренники, а ночью – заморозки |
Второй Спас |
Иккис Ыспааhык |
Какой день во второй Спас, таков и Покров |
Третий Спас |
Yhүc Ыспааhык |
|
Семенов день |
Сэмэнэп |
Начало «Семеновских дождей |
Воздвижение |
Исийээнэп |
Промерзание земли |
Покров |
Бокуруоп күнэ |
Каков Покров – такова и зима |
Дмитриев день |
Миитэрэйэп |
|
Михайлов день |
Мэкээлэйэп күнэ |
|
День Николая Зимнего |
Кыhыҥҥы Ньукуолун |
Николинские морозы |
Структура и содержание эвенского календаря
Структура и содержание календаря эвенов имеет свои особенности.
В.А. Туголуков отмечал, что у эвенов принят архаический календарь сходный с календарем эвенков. У эвенов год «ананни» основывался на сезонных изменениях и подразделялся на шесть сезонов: дюгани – лето; болони – осень, тугэни – зима; нолкэни – весна, выделялись еще переходные сезоны: предвесенний – нолкэрэк; предзимие - ноолтэнсэ.
Месяц у эвенов называется «илаан» и состоял из 29 или тридцати дней.
У эвенов характерные особенности исчисления времени по частям человеческого тела («счет по мужчине») состоят в том, что год начинался в июне и делился на 12 лунных месяцев. Названия месяцев были производны от названия частей человеческого тела (А.А. Алексеев).
Названия месяцев эвенского календаря
Таблица 4
№ |
Эвенское название месяца |
Современное название месяца |
Явление природы |
Хозяйственная деятельность |
Счет по частям тела человека |
1 |
Дилгос Илаанни |
Июнь |
Самые долгие три дня в году. Месяц солнца, воды и живой зелени. Кора деревьев отходит. Пробуждение и обновление природы |
Эвинек – начало летнего сезона и новый год |
|
2 |
Ораат Илаан |
Июль |
Месяц травы. Время комаров, мошек, гнуса |
Выпас оленей, круглосуточное окарауливание оленей |
|
3 |
Качумкини Илаан |
Август |
Время увядания зеленого покрова земли |
Начинаются кочевья семьями |
|
4 |
Ойчири Унмо |
Сентябрь |
Идет гон оленей, сохатых |
Промысел лесного зверя |
Поднимается на основание пальцев правой руки |
5 |
Ойчири Биилэн |
Октябрь |
месяц лука |
начало охоты на белок, продолжение охоты на сохатых |
поднимается на запястье руки |
6 |
Ойчири Иэчээн |
Ноябрь |
охота на соболя |
Подн локоть правой руки |
|
7 |
Ойчири Миир |
Декабрь |
Охота на пушного зверя |
Поднимающееся правое плечо |
|
8 |
Хэйа Илаанни |
Январь |
Самый короткий день в году – день зимнего солнцестояния |
Зимняя стоянка стойбища в тайге, ягелевка или пастьба оленей на ягеле, переход на кормление только ягелем |
Темя головы |
9 |
Эври мир |
Февраль |
Кочевье диких зверей, деревья освобождаются от сугробов |
Охота на диких зверей. Охота на лося на лыжах |
Опускающееся левое плечо |
10 |
Эври Иэчен |
Март |
Снег меньше шумит, дикий олень не слышит |
Охота на диких оленей на лыжах. Охота на дикого оленя загоном, скрадыванием. Месяц ложного отела оленей |
Опускающийся локоть левой руки |
11 |
Эври Миир |
Апрель |
Рождение тугутов |
Передвижение на пастбища и безветренные долины |
Опускающееся запястье левой руки |
12 |
Эври Унма |
Май |
Месяц рождения тугутов. Токование глухарей, Прилет водоплавающих |
Перекочевка, охота на токующих глухарей, водоплавающх |
Опускающаяся поверхность кисти руки |
1 – й месяц – Дилгос Илаанни - (июнь) с 15-25 Начинается праздник Эвинек (Новый год).
2 – й месяц - Ораат Илаан – (июль), выпас оленей, так как это время комаров, мошек, злого гнуса).
3 – й месяц – Качумкини Илаан – (август), начинается кочевья семьями.
4 – й месяц – Ойчири Унма (сентябрь), идет гон оленей, сохатых (промысел мясного зверя), поднимается на основание пальцев правой руки.
5 – й месяц - Ойчири Биилэн – (октябрь), месяц лука, начало охоты на белок, продолжение охоты на сохатых, поднимается на запястье руки.
6 – й месяц – Ойчири Иэчээн – (ноябрь), охота на соболя, локоть правой руки.
7 – й месяц – Ойчири Миир – (декабрь), охота на пушного зверя – правое плечо.
8 – й месяц – Хэйа Илаанни - (Январь), макушка головы, лежа в теплом чуме, эвенк философствует, что сделано за полгода, что предстоит.
Потом год так же начинает спускаться вниз. Второе полугодие является зеркальным отражением правого.
9-й месяц – Эври Мир - (февраль), кочевье диких зверей, деревья освобождаются от сугробов, левое плечо.
10 – й месяц – Эври Иэчен – (март), охота на диких оленей на лыжах, локоть левой руки.
11 - й месяц – Эйври Миир – (апрель), с 15 апреля по 20 мая рождаются тугуты, запястье левой руки.
12 – й месяц – Эври Унма – (май) – месяц Тугутов – суставы образующие основания пальцев левой руки.
Сравнение якутского и эвенского народных календарей
Пространственно-временные представления якутов, исходящие из горизонтальной модели мира, включающей верхний мир – юг, нижний – север, Землю людей – средний мир, лежали в основе народного календаря.
Исчисление года начиналось с пробуждения природы. Встречу Нового года отмечали обрядом Ысыах, который проводили в течение трех самых долгих дней - в июне, а три самых коротких дня в декабре - признавали в качестве "макушки года".
Названия месяцев, начиная с марта по сентябрь, отражали чередование хозяйственно-сезонных работ, к узловым точкам которых приурочивались определенные обряды и обычаи.
У эвенов новый год начинался с июня - месяца солнца, воды и новой зелени. Июль - месяц травы, означал макушку лета, август - увядания зеленого покрова земли. С сентября начинался счет движения Солнца по телу человека. Счет месяцев исходил от кисти правой руки, поднимался до локтя, затем шёл вверх на плечо, от него - на темя головы, потом вниз на плечо, локоть и завершался кистью левой руки. Своеобразное восприятие космического ритма природы у эвенов нашло отражение в антропоморфном представлении солнцеворота (А.А. Гоголев).
Сезоны у якутов и эвенов имеют определенные различия:
Сезоны у якутов и эвенов
Таблица 5
Сезон на русском |
На якутском |
На эвенском |
Лето |
Сайын |
Дюгани |
Осень |
Күһүн |
Болони |
Переходный – Предзимие |
- |
Ноолтэнсэ |
Зима |
Кыьын |
Тугэни |
Переходный –предвесенний |
- |
Нолкэрэк |
Весна |
Саас |
Нолкэни |
Некоторые временные отрезки в календаре не совпадают.
Сравнение понятия «месяц» у якутов и эвенов
Таблица 6
Категория |
Якуты |
Эвены |
Название месяца |
Ый |
илаан |
Количество дней |
30 |
29 - 30 |
Временные отрезки |
Декады |
Отсутствует понятие «сутки», «день», «час» |
Название декад |
сана ый - новолуние |
|
толору ый - полнолуние |
||
эргэ ый - старолуние |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Северные народы: якуты и эвены проживают на одной и той же или смежных территориях, поэтому их хозяйственная деятельность, зависящая от природных условий, имеет много сходств, которая отражены в ведении народного календаря:
Совпадает начало нового года, так как эвены и якуты проживают на одной территории и новый год связан с цветением растений, с появлением свежей зелени.
Совпадают количество месяцев в году.
Сходство календарей якутов и эвенов сопряжено с переходом или кочевьем на новые пастбища для оленей и скота.
Наименования месяцев определялись природными явлениями и хозяйственными нуждами.
Вместе с тем, календари якутов и эвеном имеют немалые отличия:
У якутов исчисление месяцев соответствовало лунному ходу, у эвенов частям тела человека.
У якутов четыре сезона: лето, осень, зима, весна, а у эвенов в отличие от якутов имеются шесть сезонов лето, осень, предзимие, зима, предвесенний, весна.
У эвенов отсутствуют понятия «сутки», «день, «час».
У якутов имеются понятия новолуние, полнолуние, старолуние.
Отличия календарей можно объяснить своеобразным менталитетом якутов и эвенов.
Таким образом, можно сделать вывод: в календаре якутов и эвенков есть сходства и отличия, также календарь взаимосвязан с явлениями природы и хозяйственной деятельности человека.
Результаты нашего исследования мы использовали при проведении уроков по «Окружающему миру» в начальной школе по УМК А.А. Плешакова «Школа России». Нами разработаны технологические карты уроков к урокам с 1 по 4 класс, календарно-тематический план внеклассной работы «Народный календарь». Уместно отметить, что наибольший интерес у младших школьников вызывают различные толкования месяцев и сезонов у народов севера: якутов и эвенов.
Список использованной литературы
Алексеева Е. К. Традиционный календарь эвенов: отражение хозяйственных занятий // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 23-25.
Бурыкин А. А. Традиционный календарь, счет сезонов и возраста у эвенов / А. А. Бурыкин // Время и календарь в традиционной культуре: тез. докл. всерос. науч. конф. СПб.: Изд-во "Лань", 1999. - С. 71-75.
Гоголев А.И. Традиционный календарь якутов. Якутск, 1999. — 72 с.
Гоголев А.И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов. Научно-популярное издание. Якутск: издательство Якутского университета, 2002. — 104 с.
Маак Р.К. Вилюйский округ якутской области. Ч.Ш, Спб., 1887.
Макаров A.A. Народные приметы и поверия якутов. -Якутск, 1981.
Макаров Д.С. Народная мудрость: знания и представления. — Якутск: Якутское книжное издательство, 1983. — 120 с.
Новиков А.Г. О менталитете Саха. Монография. Якутск: Издательство Аналитического центра при Президенте Республики Саха (Якутия). — 147 с.
Рабинович Е.Г. Тип календаря и типология культуры. Историко-астрономические исследования. Т. 14. -М., 1978.
Сычина Н. А. Традиционный календарь в системе жизнеобеспечения коренных народов Западной Сибири: автореф. дисс. . канд. культурологических наук: 24.00.01 / Сычина Нина Александровна. СПб., 2013 - 24 с.