Взаимосвязь явлений природы и хозяйственной деятельности человека в народном календаре якутов и эвенов

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Взаимосвязь явлений природы и хозяйственной деятельности человека в народном календаре якутов и эвенов

Кейметинова С.К. 1
1ГБПОУ РС(Я) "Вилюйский педагогический колледж имени Н.Г.Чернышевского"
Петрова И.И. 1
1ГБПОУ РС(Я) ВПК
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Народный календарь является энциклопедией быта и повседневной жизни народа, его жизненного уклада, инструментом его миропорядка. Знание и изучение народного календаря якутов и эвенов как части культуры человека Севера необходимо для сохранения уникальных традиционных культур коренных народов Севера и Сибири.

Рассмотрению традиционного календаря якутов посвящены работы А.И. Гоголева, Д.С. Макарова, А.Г. Новикова и др., эвенского календаря – А.А.Алексеева, А.А. Бурыкина, Е.К. Алексеевой и др.

Календарь отражает в своей структуре и содержании обусловивший его тип культуры, в частности культуру и быт северных народов - якутов и эвенов. Знание подрастающим поколением особенностей такого наследия как народный календарь необходимо, так как способствует формированию уважительного отношения к историческому прошлому, обогащает словарный запас.

Через ознакомление с взаимосвязью явлений природы и хозяйственной деятельности, отраженном в народном календаре якутов и эвенов можно глубже познакомиться с богатой историей, культурой своего народа.

Проблема заключается в противоречиях между наличием у коренных народов Севера – якутов и эвенов, самобытного календаря и отсутствием системы, объясняющей особенности создания каждым из народов собственного календаря.

Объект исследования: Народный календарь якутов и эвенов.

Предмет исследования: Взаимосвязь явлений природы и хозяйственной деятельности человека в народном календаре якутов и эвенов.

Цель исследования: установление взаимосвязи явлений природы и хозяйственной деятельности человека в народном календаре якутов и эвенов.

Задачи исследования:

Изучить специальную литературу, обосновать необходимость исследования.

Уточнить основные понятия.

Сравнить календари якутов и эвенов для выявления взаимосвязи.

Составить выводы и рекомендации.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении закономерностей создания якутами и эвенами народного календаря, обусловленной значительным взаимовлиянием явлений природы и хозяйственной деятельности.

ОCНОВНАЯ ЧАСТЬ

Научная разработанность темы исследования

Календарь трактуется в современном толковом словаре как система счисления больших промежутков времени. Изучению календарей коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока посвящены работы многих авторов А.А. Алексеева, В.И. Васильева, Д.В. Герасимовой, A.И. Гоголева, Н.Б. Дашиевой, А.П. Дульзона, А.И. Кузьминой, А.В. Смоляк, 3.П. Соколовой, С.Н. Сычиной, В.А. Туголукова и др. Авторы ставили перед собой цель изучить календари различных народов, их особенности, которые были построены, в отличие от современного, основанного на научном знании, на основе исторического опыта освоения природы и адаптации к природно-климатическим условиям, отразившегося в комплексе традиционных знаний и верований, в которых человек и создаваемая им культура неотделимы от природы и подчинены общим законам существования и развития в едином времени и пространстве. Результаты их исследования четко показывают единство пространственно-временного бытования и развития народов. Ими отмечались гибкость, высокая адаптивность к изменениям природно-климатических условий осуществления жизнедеятельности.

В большинстве народных календарей, по мнению специалистов, отражается этническая специфика, условия обитания, бытовые условия народов Севера. А.И. Гоголев исследовал и определил различные варианты якутского календаря. В изучении эвенского календаря большой вклад внес В.А. Туголуков.

Структура и содержание якутского календаря

Рассмотрим структуру и содержание якутского календаря.

Якуты пользовались лунно-солнечным календарем, в основе которого лежит лунный ход, состоящий из 12 месяцев, согласованный со сроком солнечного года. У якутов год означает «сыл», «дьыл» и имеет четыре сезона: сайын, куьун, кыьын, саас, которые соответствуют русским лето, осень, зима, весна.

В основе народного календаря саха лежали пространственно-временные представления о горизонтальной модели мира. При этом Верхний мир соответствовал югу, а Нижний – северу. В центре находилась Земля людей – Средний мир (А.И. Гоголев).

Обычный якутский месяц – ый, состоял из 30 дней и делился на 3 декады (по 10 дней в декаде). Они соответствуют фазам Луны — «сана ый» (новолуние), «толору ый» (полнолуние) и «эргэ ый» (старолуние).

По записям Р.К. Маака, якутский новый год начинался с бэс ыйа. Порядок месяцев в якутском году был следующим: бэс ыйа, от ыйа, атырдьах ыйа и т.д.. Якутский календарь состоял из 13 месяцев. Но один из распространенных в старину месяцев - сыарҕа ыйа, следующий после бала5ан ыйа, в настоящее время забылся и больше не употребляется[5].

Порядок месяцев в якутском году

Таблица 1

Название

Название

1

Бэс ыйа

7

Сэтинньи

2

От ыйа

8

Ахсынньы

3

Атырдьах ыйа

9

Тохсунньу

4

Бала5ан ыйа

10

Олунньу

5

Сыар5а ыйа

11

Кулун тутар

6

Алтынньы

12

Муус устар

   

13

Ыам ыйа

У некоторых потомков якутского народа, которые занимались скотоводством и хлебопашеством, новый год был приурочен к началу земледельческого сезона. Например, год начинался с ыам ыйа, далее следовал бэс ыйа, третий месяц – от ыйа, четвертый – атырдьах ыйа, и т.д.

Считалось, что народ саха состоял из множества племен. Это определяло различные хозяйственные занятия и в разных календарях встречались и другие названия месяцев: суо ыйа, тиргэ ыйа, тугут ыйа, бурдук ыйа, тунах ыйа и др.

В книге А.И. Гоголева «Истоки мифологии и традиционный календарь якутов» пишет о приспособленности в XIX в. православных календарных дат и праздников (таҥаралар) к хозяйственному годичному циклу традиционного якутского календаря:

Приспособленность православных календарных дат и праздников к хозяйственному годичному циклу традиционного якутского календаря

Таблица 2

Православная календарная дата

Якутское название

Дата по старому стилю

Дата по новому стилю

Хозяйственная деятельность якутов

Изменения в природе

Рождество

Орооһоостуба

25 декабря

7 января

Полы юрты застилали сеном, готовили праздничные оладьи

Начало рождественских морозов.

Васильев день

Баhылайап таҥарата

1 января

14 января

Официальный новый год

Перелом зимы

Крещение

Кириhиэнньэ

6 января.

19 января

Мыли иконы и этой водой обрызгивали коров, помещения и хотоны

 

Первый Афанасьев

Маҥнайгы Охонооhойоп

18 января

31 января

 

Первое незначительное ослабление морозов

Второй Афанасьев

Иккис Охонооhойоп

26 января

8 февраля

 

Незначительное ослабление морозов

Третий Афанасьев

Yhүc Охонооhойоп

2 февраля

15 февраля

 

Завершалась пора сильных морозов

Теплый Алексей (Онисим Зимобор)

Сылаас Өлөксөй

15 февраля

28 февраля

 

Дальнейшее отступление холодов

Благовещение

Былагасыыньа

25 марта

7 апреля

 

Прилетают снегири

Пасха

Киристиэп күнэ

2 апреля

15 апреля

   

Егорий Вешний, Юрьев день

Дьөгүөрэйэп

23 апреля

6 мая

 

Прилетают кулики, вороны и гуси.

Иеремей Запрягальник

Дьэрэмэйэп күнэ

1 мая

14 мая

Начало весенних полевых работ

 

День Николая Вешнего, травного

Сааскы Ньукуолун

9 мая

22 мая

Никольщина – важная сельскохозяйственная дата. Примечательная праздничная дата

Начиналась летняя половина года

День царя Константина

Саар Көстөкүүн күнэ

21 мая

3 июня

Завершался переезд из зимника в летники

Время прилета уток-турпанов.

Петров день

Бөтөрүөп күнэ

29 июня

12 июля

Начиналась сенокосная страда

Дожди «петровские»

Прокопий Жатвенник

Борокуопайап күнэ

8 июля

21 июля

Время снятия бересты

 

Ильин день

Ылдьыын таҥаратын күнэ

20 июля

2 августа

Середина покоса. Полагался отдых

Утята начинают летать. Поспевает земляника. Ночи темнеют.

Первый Спас

Бастакы Ыспаас

1 августа

14 августа

 

Время частых перемен в погоде. Холодные утренники, а ночью – заморозки.

Второй Спас

Иккис Ыспааhык

6 августа

19 августа

 

Начинаются дожди

Третий Спас

Yhүc Ыспааhык

16 августа

29 августа

Разгар жатвы

Поспевает брусника. Дни становятся заметно прохладными. Начинается осень

Семенов день

Сэмэнэп

1 сентября

14 сентября

Завершаются сенокосные работы. Переезд в зимники.

. Начало «семеновских» дождей. Гуси собираются на отлет

Воздвижение

Исийээнэп

14 сентября

27 сентября

Самый запоздавший скотовод завершал сенокосные работы.

Земля начинает подмерзать, морозит и днем.

Покров

Бокуруоп күнэ

1 октября

14 октября

Начало осенней озерной неводьбы

Первое зазимье. Начало ледостава

Дмитриев день

Миитэрэйэп

26 октября

8 ноября

Скот били на мясо. Завершалась неводьба.

 

Михайлов день

Мэкээлэйэп күнэ

8 ноября

21 ноября

 

.Первые сильные морозы. Четверть зимы.

День Николая Зимнего

Кыhыҥҥы Ньукуолун

6 декабря

19 декабря

 

Самые короткие дни. Николинские морозы.

.

У якутов бытовали свои приметы в соответствии с православными праздниками:

Народные приметы к православным праздникам

Таблица 3

Православная календарная дата

Якутское название

Народные приметы

Рождество

Орооһоостуба

Если в этот день тепло – весна будет холодной

Васильев день

Баhылайап таҥарата

Коли выпадет мягкий снег – к урожаю трав

Крещение

Кириhиэнньэ

 

Первый Афанасьев

Маҥнайгы Охонооhойоп

 

Второй Афанасьев

Иккис Охонооhойоп

 

Третий Афанасьев

Yhүc Охонооhойоп

Если теплый день, то ожидалась теплая весна

Теплый Алексей (Онисим Зимобор)

Сылаас Өлөксөй

 

Благовещение

Былагасыыньа

 

Пасха

Киристиэп күнэ

 

Егорий Вешний, Юрьев день

Дьөгүөрэйэп

 

Иеремей Запрягальник

Дьэрэмэйэп күнэ

 

День Николая Вешнего, травного

Сааскы Ньукуолун

С Николы живи – не тужи

День царя Константина

Саар Көстөкүүн күнэ

 

Петров день

Бөтөрүөп күнэ

ожидались дожди «петровские»

Прокопий Жатвенник

Борокуопайап күнэ

 

Ильин день

Ылдьыын таҥаратын күнэ

 

Первый Спас

Бастакы Ыспаас

Холодные утренники, а ночью – заморозки

Второй Спас

Иккис Ыспааhык

Какой день во второй Спас, таков и Покров

Третий Спас

Yhүc Ыспааhык

 

Семенов день

Сэмэнэп

Начало «Семеновских дождей

Воздвижение

Исийээнэп

Промерзание земли

Покров

Бокуруоп күнэ

Каков Покров – такова и зима

Дмитриев день

Миитэрэйэп

 

Михайлов день

Мэкээлэйэп күнэ

 

День Николая Зимнего

Кыhыҥҥы Ньукуолун

Николинские морозы

Структура и содержание эвенского календаря

Структура и содержание календаря эвенов имеет свои особенности.

В.А. Туголуков отмечал, что у эвенов принят архаический календарь сходный с календарем эвенков. У эвенов год «ананни» основывался на сезонных изменениях и подразделялся на шесть сезонов: дюгани – лето; болони – осень, тугэни – зима; нолкэни – весна, выделялись еще переходные сезоны: предвесенний – нолкэрэк; предзимие - ноолтэнсэ.

Месяц у эвенов называется «илаан» и состоял из 29 или тридцати дней.

У эвенов характерные особенности исчисления времени по частям человеческого тела («счет по мужчине») состоят в том, что год начинался в июне и делился на 12 лунных месяцев. Названия месяцев были производны от названия частей человеческого тела (А.А. Алексеев).

Названия месяцев эвенского календаря

Таблица 4

Эвенское название месяца

Современное название месяца

Явление природы

Хозяйственная деятельность

Счет по частям тела человека

1

Дилгос Илаанни

Июнь

Самые долгие три дня в году. Месяц солнца, воды и живой зелени. Кора деревьев отходит. Пробуждение и обновление природы

Эвинек – начало летнего сезона и новый год

 

2

Ораат Илаан

Июль

Месяц травы. Время комаров, мошек, гнуса

Выпас оленей, круглосуточное окарауливание оленей

 

3

Качумкини Илаан

Август

Время увядания зеленого покрова земли

Начинаются кочевья семьями

 

4

Ойчири Унмо

Сентябрь

Идет гон оленей, сохатых

Промысел лесного зверя

Поднимается на основание пальцев правой руки

5

Ойчири Биилэн

Октябрь

месяц лука

начало охоты на белок, продолжение охоты на сохатых

поднимается на запястье руки

6

Ойчири Иэчээн

Ноябрь

 

охота на соболя

Подн локоть правой руки

7

Ойчири Миир

Декабрь

 

Охота на пушного зверя

Поднимающееся правое плечо

8

Хэйа Илаанни

Январь

Самый короткий день в году – день зимнего солнцестояния

Зимняя стоянка стойбища в тайге, ягелевка или пастьба оленей на ягеле, переход на кормление только ягелем

Темя головы

9

Эври мир

Февраль

Кочевье диких зверей, деревья освобождаются от сугробов

Охота на диких зверей. Охота на лося на лыжах

Опускающееся левое плечо

10

Эври Иэчен

Март

Снег меньше шумит, дикий олень не слышит

Охота на диких оленей на лыжах. Охота на дикого оленя загоном, скрадыванием. Месяц ложного отела оленей

Опускающийся локоть левой руки

11

Эври Миир

Апрель

Рождение тугутов

Передвижение на пастбища и безветренные долины

Опускающееся запястье левой руки

12

Эври Унма

Май

Месяц рождения тугутов.

Токование глухарей, Прилет водоплавающих

Перекочевка, охота на токующих глухарей, водоплавающх

Опускающаяся поверхность кисти руки

1 – й месяц – Дилгос Илаанни - (июнь) с 15-25 Начинается праздник Эвинек (Новый год).

2 – й месяц - Ораат Илаан – (июль), выпас оленей, так как это время комаров, мошек, злого гнуса).

3 – й месяц – Качумкини Илаан – (август), начинается кочевья семьями.

4 – й месяц – Ойчири Унма (сентябрь), идет гон оленей, сохатых (промысел мясного зверя), поднимается на основание пальцев правой руки.

5 – й месяц - Ойчири Биилэн – (октябрь), месяц лука, начало охоты на белок, продолжение охоты на сохатых, поднимается на запястье руки.

6 – й месяц – Ойчири Иэчээн – (ноябрь), охота на соболя, локоть правой руки.

7 – й месяц – Ойчири Миир – (декабрь), охота на пушного зверя – правое плечо.

8 – й месяц – Хэйа Илаанни - (Январь), макушка головы, лежа в теплом чуме, эвенк философствует, что сделано за полгода, что предстоит.

Потом год так же начинает спускаться вниз. Второе полугодие является зеркальным отражением правого.

9-й месяц – Эври Мир - (февраль), кочевье диких зверей, деревья освобождаются от сугробов, левое плечо.

10 – й месяц – Эври Иэчен – (март), охота на диких оленей на лыжах, локоть левой руки.

11 - й месяц – Эйври Миир – (апрель), с 15 апреля по 20 мая рождаются тугуты, запястье левой руки.

12 – й месяц – Эври Унма – (май) – месяц Тугутов – суставы образующие основания пальцев левой руки.

Сравнение якутского и эвенского народных календарей

Пространственно-временные представления якутов, исходящие из горизонтальной модели мира, включающей верхний мир – юг, нижний – север, Землю людей – средний мир, лежали в основе народного календаря.

Исчисление года начиналось с пробуждения природы. Встречу Нового года отмечали обрядом Ысыах, который проводили в течение трех самых долгих дней - в июне, а три самых коротких дня в декабре - признавали в качестве "макушки года".

Названия месяцев, начиная с марта по сентябрь, отражали чередование хозяйственно-сезонных работ, к узловым точкам которых приурочивались определенные обряды и обычаи.

У эвенов новый год начинался с июня - месяца солнца, воды и новой зелени. Июль - месяц травы, означал макушку лета, август - увядания зеленого покрова земли. С сентября начинался счет движения Солнца по телу человека. Счет месяцев исходил от кисти правой руки, поднимался до локтя, затем шёл вверх на плечо, от него - на темя головы, потом вниз на плечо, локоть и завершался кистью левой руки. Своеобразное восприятие космического ритма природы у эвенов нашло отражение в антропоморфном представлении солнцеворота (А.А. Гоголев).

Сезоны у якутов и эвенов имеют определенные различия:

Сезоны у якутов и эвенов

Таблица 5

Сезон на русском

На якутском

На эвенском

Лето

Сайын

Дюгани

Осень

Күһүн

Болони

Переходный –

Предзимие

-

Ноолтэнсэ

Зима

Кыьын

Тугэни

Переходный –предвесенний

-

Нолкэрэк

Весна

Саас

Нолкэни

Некоторые временные отрезки в календаре не совпадают.

Сравнение понятия «месяц» у якутов и эвенов

Таблица 6

Категория

Якуты

Эвены

Название месяца

Ый

илаан

Количество дней

30

29 - 30

Временные отрезки

Декады

Отсутствует понятие «сутки»,

«день», «час»

Название декад

сана ый - новолуние

толору ый - полнолуние

эргэ ый - старолуние

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Северные народы: якуты и эвены проживают на одной и той же или смежных территориях, поэтому их хозяйственная деятельность, зависящая от природных условий, имеет много сходств, которая отражены в ведении народного календаря:

Совпадает начало нового года, так как эвены и якуты проживают на одной территории и новый год связан с цветением растений, с появлением свежей зелени.

Совпадают количество месяцев в году.

Сходство календарей якутов и эвенов сопряжено с переходом или кочевьем на новые пастбища для оленей и скота.

Наименования месяцев определялись природными явлениями и хозяйственными нуждами.

Вместе с тем, календари якутов и эвеном имеют немалые отличия:

У якутов исчисление месяцев соответствовало лунному ходу, у эвенов частям тела человека.

У якутов четыре сезона: лето, осень, зима, весна, а у эвенов в отличие от якутов имеются шесть сезонов лето, осень, предзимие, зима, предвесенний, весна.

У эвенов отсутствуют понятия «сутки», «день, «час».

У якутов имеются понятия новолуние, полнолуние, старолуние.

Отличия календарей можно объяснить своеобразным менталитетом якутов и эвенов.

Таким образом, можно сделать вывод: в календаре якутов и эвенков есть сходства и отличия, также календарь взаимосвязан с явлениями природы и хозяйственной деятельности человека.

Результаты нашего исследования мы использовали при проведении уроков по «Окружающему миру» в начальной школе по УМК А.А. Плешакова «Школа России». Нами разработаны технологические карты уроков к урокам с 1 по 4 класс, календарно-тематический план внеклассной работы «Народный календарь». Уместно отметить, что наибольший интерес у младших школьников вызывают различные толкования месяцев и сезонов у народов севера: якутов и эвенов.

Список использованной литературы

Алексеева Е. К. Традиционный календарь эвенов: отражение хозяйственных занятий // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 23-25.

Бурыкин А. А. Традиционный календарь, счет сезонов и возраста у эвенов / А. А. Бурыкин // Время и календарь в традиционной культуре: тез. докл. всерос. науч. конф. СПб.: Изд-во "Лань", 1999. - С. 71-75.

Гоголев А.И. Традиционный календарь якутов. Якутск, 1999. — 72 с.

Гоголев А.И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов. Научно-популярное издание. Якутск: издательство Якутского университета, 2002. — 104 с.

Маак Р.К. Вилюйский округ якутской области. Ч.Ш, Спб., 1887.

Макаров A.A. Народные приметы и поверия якутов. -Якутск, 1981.

Макаров Д.С. Народная мудрость: знания и представления. — Якутск: Якутское книжное издательство, 1983. — 120 с.

Новиков А.Г. О менталитете Саха. Монография. Якутск: Издательство Аналитического центра при Президенте Республики Саха (Якутия). — 147 с.

Рабинович Е.Г. Тип календаря и типология культуры. Историко-астрономические исследования. Т. 14. -М., 1978.

Сычина Н. А. Традиционный календарь в системе жизнеобеспечения коренных народов Западной Сибири: автореф. дисс. . канд. культурологических наук: 24.00.01 / Сычина Нина Александровна. СПб., 2013 - 24 с.

Просмотров работы: 200