Достойные сыны своей страны и гордость нашей семьи

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Достойные сыны своей страны и гордость нашей семьи

Степичев Н.И. 1
1МБОУЦО№6
Трефилова И.Л. 1
1МБОУЦО №6
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

АННОТАЦИЯ.

Моя малая Родина – поселок Косая Гора города Тулы. Я люблю свой город и поселок и, уверяю вас, мне есть чем гордиться, наш город имеет богатую историю, славные культурные и духовные традиции и обладает огромным количеством достопримечательностей, известных на весь мир: Кремль, пряники, самовары, оружие. Много что известно о Туле, но, тем не менее, мне интересно изучать историю нашего города, и я с удовольствием познаю новое. На Тульской земле жили и творили такие великие люди, как Л.Н.Толстой, В.В.Вересаев, М.Е.Салтыков-Щедрин, Г.Успенский и многие другие. Но на Тульской земле родились и выросли не менее замечательные и почетные граждане, о которых речь пойдет в этой работе. А речь пойдет не только о людях, прославляющих и воспевающих свой край, но и что особо приятно, о членах моей семьи. Не только земля Тульская богата талантливыми людьми, но и моя семья. И хотя в названии темы звучит «достойный сын….», я решил написать о двух талантливых сыновьях Тульского края. И мне хочется пригласить всех в путешествие в удивительную страну поэзии и живописи и поговорить о творчестве Бочарова Александра Ивановича - писателя, поэта, журналиста и Бочарова Валерия Ивановича – художника и педагога. О моих двоюродных дедушках!

ВВЕДЕНИЕ

Родной край…Моя малая Родина… Что представляешь, когда произносишь это словосочетание? Для кого - то это степные просторы, цветущие весной, леса, усеянные грибами и спелой ягодой, полянки, тихие речушки, полные рыбой. Но всех нас объединяет одно – любовь к Родине. Во все времена поэты слагали стихи и песни о Родине. Писатели и художники посвящали родной земле свои произведения. С именем Отчизны в сердце и на устах шли её лучшие сыны и дочери в бой с врагами, совершали героические подвиги. Ведь любовь к Родине можно сравнить только с любовью к близким.

Поэты и художники — счастливые люди. Они воспринимают мир по-особому, всеми чувствами, всем сердцем. Они способны увидеть и показать прекрасное в повседневном, обыденном. Их труд – это великое достояние человечества, которое мы должны бережно хранить и передавать будущим поколениям. Поэзия, проза, художественные полотна развивают духовный мир человека, делают его богаче, и своим красивым, живым языком учит многому.

Как рождается поэт или художник? С чего начинается «пробуждение творческих дум»? С красоты, не увиденной другими? С радостного удивления перед открытием необычного и чудесного? С душевной ранимости и сострадания всем людским бедам? Но без умения видеть мир по-своему, без способности сопереживания, без впечатлительности и искренности нет поэта.

И я поставил цель – исследование жизни и творчества художников и поэтов, воспевающих родной край.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

изучить биографию и творчество тульского поэта Бочарова А.И. и художника Бочарова В.И.;

познакомиться с основной тематикой поэта и художника;

провести анализ произведений;

вызвать интерес окружающих к личности тульских мастеров слова и живописи;

воспитать у подрастающего поколения интерес к изучению своего родного края;

Объектом исследования являются тульский поэт Бочаров А.И.и художник Бочаров В.И.

Предметом исследования является жизнь и творчество поэта, художника – земляков.

Формулировка гипотезы – если изучить творческий путь тульских поэтов, художников, сделать анализ их произведений, то, благодаря этому, мы сможем расширить наши представления о родном крае, лучше понять самобытную культуру, обогатить свой духовный мир.

Практическая значимость темы заключается в том, что с помощью собранного материала можно составить каталог стихотворений и полотен тульских поэтов и художников для использования на уроках (в рамках регионального компонента) литературы, изобразительного искусства, основ мировой художественной культуры, а так же во внеурочной деятельности при проведении внеклассных мероприятий, способствующих эстетическому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Методы и приемы исследования:

метод работы с литературными источниками;

интервью и беседа;

метод анализа и обобщения;

метод синтеза;

описание изучаемого вопроса.

Актуальность работы заключается в том, что изучение жизни и творчества местных художников и поэтов помогут лучше понять местную культуру, узнать мировоззрение народа, способствовать развитию грамотности и культуры в обществе.

Глава I. Жизнь замечательных людей.

Выбрав эту тему для работы, я понял, что гордиться наша семья может не одним, а сразу двумя членами семьи! Это мои двоюродные дедушки Бочаров Александр Иванович - писатель, поэт, журналист и Бочаров Валерий Иванович – художник и педагог.

Каждый из них по достоинству может быть примером для подражания. Они выросли в небогатой семье, где во главе отношений были любовь к близким, забота, порядочность, тяга к знаниям. Всю жизнь они живут в Туле в поселке Косая Гора и своё творчество посветили воспеванию красоты русской природы и Тульского края!

БОЧАРОВ ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ

художник, педагог, член союза художников России.

Валерий Иванович родился 5 января 1939 года. Вскоре началась Великая Отечественная Война, тягости, и страх которой он вспоминает до сих пор! Вскоре после окончания войны, когда он был в младших классах, появилась непреодолимая тяга к рисованию. Его мама (моя прабабушка) всячески поддерживала и помогала ему, иногда потратив последние деньги на покупку альбомов, красок и карандашей!

Проводя много времени за рисованием, увлечение живописью все больше увлекало. Все чаще игра и прогулки с друзьями уходили на второй план, и предпочтение отдавалось поездкам на природу для написаний пейзажей нашей необыкновенной природы.

Окончив школу, Валерий Иванович поступает в Московское академическое художественное училище памяти 1905 г.

После окончания училища, Валерий Иванович продолжал совершенствовать свои знания и оттачивать мастерство безошибочно передавать краски нашей природы, тонкость передачи четких линий при написании портрета. Не жалея времени и сил, в любое время года он отправлялся на выездные пленэры, мог пешком уйти в сторону Ясной Поляны, чтобы отыскать живописный уголок!

Его интересовали разные направления деятельности. Он работал оформителем в Тульской газете «Коммунар», иллюстрировал детские книги, но главным признанием была педагогика.

Педагогическая деятельность Валерия Ивановича началась в Тульской детской художественной школе. Начиная обучать маленьких детей живописи, он прививал им любовь к искусству и, вырастая, они продолжали учиться и многие тоже стали преподавателями, художниками, оформителями.

Отсутствие учебного заведения для получения образования после окончания художественной школы, вдохновила Валерия Ивановича организовать художественное отделение на базе Тульского колледжа искусств им. А.С. Даргомыжского. Не жалея времени и сил ему это удалось и до настоящего момента Валерий Иванович продолжает трудиться и преподавать, вкладывая в детей те знания которые он совершенствовал все эти годы! Ежегодно проводятся его персональные выставки, а также его полотна являются неотъемлемой частью коллективных выставок.

Каждый год Валерий Иванович отправляется с ребятами по Тульской области на выездные пленэры. Когда появляется свободная минута, он собирает свой этюдник и идет на поиски нового живописного уголка для написания еще оной истории на холсте.

БОЧАРОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

журналист, главный редактор газеты «Дзержинец» и «Косогорец»,

писатель, поэт, член союза журналистов СССР.

Бочаров Александр Иванович родился 16 августа 1946 года. Через год после Великой Отечественной Войны. Жить было нелегко, но семья не унывала, все как могли, поддерживали друг друга. В то время было популярно выражение: «Лишь бы не было войны», а остальное все можно пережить.

Еще маленький, Александр Иванович очень увлёкся чтением книг, особенно исторические повести и рассказы!

Вечерами, когда все уроки и домашние дела были выполнены, он чтобы никому не мешать, под одеялом, с фонариком читал книги. Они увлекали его, уносили во времена рыцарей, доспехов и доблестных сражений! А днём, он рассказывал удивительные истории своим товарищам во дворе.

Когда Александр Иванович окончил школу, выбор профессии был очевиден – учитель истории. Успеваемость в институте была высокой, потому что учеба очень увлекала!

Но педагогической деятельностью Александру Ивановичу заняться не пришлось. После окончания Тульского педагогического института, пришлось пойти работать на Косогорский металлургический завод, для того чтобы помогать семье.

П отребность в литературном изложении событий, которые происходили в его жизни, про людей которые встречались на жизненном пути, постоянно преследовало Александра Ивановича. Он постоянно делал заметки у себя в бумажнике.

Вскоре ему предложили должность корреспондента в заводской газете. На этой должности, реализовались потребности в литературной деятельности.

Любовь к своему делу, честность, открытость, открывало все двери перед молодым журналистом. Подолгу после работы, иногда дома корректировал набранные статьи перед подачей газеты в печать, самостоятельно выбирая самые лучшие ракурсы на фотографиях.

Р абота в газете Александр Иванович отдавался целиком, и газета становилась интереснее и красочнее. Работники завода и жители поселка с нетерпением ждали нового выпуска, чтобы прочитать про себя, своих близких и узнать новости поселка Косая Гора.

Постепенно, реализации литературной деятельности в газете стало не хватать Александру Ивановичу. Он стал набирать материал для издания книги. Одновременно, начинается новый этап в творчестве – сотрудничество с композиторами и написания текстов песен. Косогорский хор «Солнышко» начинает исполнять песни, написанные Александром Ивановичем. Выходят совместные сборники песен. Накопив достаточно материала для издания книг, сначала выходит сборник стихов «ЛЮБЛЮ Я РУСЬ».

А через некоторое время еще три тома рассказов, про жителей Косой Горы, которые встречал и с кем общался Александр Иванович, которые живут и трудятся на Косой Горе.

На сегодняшний день в творческих планах у Александра Ивановича издание сборника стихов для детей.

Глава II. Анализ творчества

2.1. Анализ творчества В. И. Бочарова

Предыдущие главы были посвящены основным жизненным этапам творческих людей – тульского поэта и художника. В этой главе мы проанализируем их творчество и выделим основные темы, пронизывающие их творческий путь. К сожалению, охватить весь объем рукописей и публикаций стихотворений и рассказов мы не сможем, так как объем их творчества очень большой. Поэтому мы проанализируем лишь небольшую часть их произведений.

Среди косогорских художников творчество Валерия Ивановича Бочарова занимает особое место. Картины В.И.Бочарова переносят зрителя в живописные уголки Средней России, русского Севера и Крыма. Тонкий лиризм его пейзажной живописи,  рожденной прекрасной яснополянской природой, с его полотен ощущается точно также,  как сказанное теплое и доброе слово, способное исцелить и дать новый жизненный импульс всем  жизненным силам человека.  Ведь недаром живопись  часто  называют осязаемой поэзией или  застывшей музыкой. И тогда кажется верным утверждение, что  талантливый  художник может остановить время и  сказать: «Остановись мгновенье, ты прекрасно!» Он пишет окружающий  мир, переносит на полотна прекрасные наши  яснополянские места и лесные просторы, пишет портреты своих современников, дорогие места  родного  посёлка, окрест лежащие  деревни и сёла, всё то, что зовётся Россией. Все его картины написаны в лучших традициях русского реалистического искусства. 

С восхищением я любуюсь живописными полотнами окрестностей Ясной Поляны, городскими пейзажами Тулы, Белёва, Крапивны и других городов тульской земли, натюрмортами с букетами цветов и дарами осени.  Город Белёв - одно из любимых мест тульской земли у Валерия Ивановича. Это один из самых живописных городов на Оке. Виды осени, лета этого в прошлом купеческого городка с панорамой обширных неоглядных далей, утопающие в зелени сады, Макарьево-Жабынская пустынь, окруженная вековым сосновым бором, так и ложатся на холст мастера.

 Но все же большую часть своего творчества художник посвятил великому русскому писателю Л.Н.Толстому и одному из своих любимых уголков - Ясной Поляне. В коллекции его работ, как живописные пейзажи, так и исторический внутренний облик усадьбы. Природа Ясной Поляны, как и во времена Толстого, продолжает вдохновлять современных художников. А Валерий Иванович Бочаров всю свою жизнь прожил в поселке Косая Гора, расположенном вблизи деревни Ясная Поляна. Быть может, поэтому все его творчество пронизано любовью к усадьбе Л.Н.Толстого.

Картины Валерия Ивановича находятся ныне  в запасниках  музея-усадьбы Ясная Поляна,  в тульском Художественном музее,  в частных коллекциях,  в том числе и в  Канаде, и в Австралии и во многих  других странах мира.

Но он не только занимается живописью, но и активно сотрудничает с Приокским книжным издательством, а одна из оформленных им книг заняла второе место во Всесоюзном конкурсе.

2.2. Анализ творчества А.И.Бочарова.

Прочитав литературные труды А.И. Бочарова, глубоко чувствуется не только любовь к России, но и к Тульскому краю. Особенный акцент в его творчестве ощущается в любви к людям, независимо от специальности или образования, возраста или социального положения.

Стихи Александра Ивановича имеют характерный песенный склад, они мелодичны и легки. Сколько в них нежности, красочных оборотов, часто встречается подробное описание образов природы Тульского края, в особенности Ясной Поляны. Стихи Александра Ивановича порой производят впечатление афоризмов. В одних философские раздумья, в других кусочек жизненного опыта, какая-то грань бытия, заново открывшаяся автору. В его книгах ненавязчиво, но ярко и проникновенно прослеживается такая черта лирического героя, как любовь к родному краю. В произведениях «В Ясной Поляне», «Просторы», «На речке Воронка» мы как будто переносимся в те места, о которых пишет поэт. Много стихов о природе, о родине, которые отличаются лиризмом, тонкой наблюдательностью. Родимый дом и старый тополь - трогательные живые образы, частичка родины, живущая в душе человека. И эти образы зримо встают перед читателем, читая стихотворения Александра Бочарова, напоминая ему о собственном доме. Множество произведений он посвятил своей супруге, матери и близким. Есть стихотворения посвящённые моей маме и мне.

Много тёплых и искренних строк посвятил Александр Иванович простым труженикам, их непростому, но захватывающему труду металлургов, врачей, учителей. Целый цикл «О людях и для людей» посвящён жителям Косой Горы. Читая его книги не трудно найти на их страницах историю жизни, успехи и достижения своего соседа. Порой мы живем и не знаем, сколько прекрасных людей нас окружают. А, прочитав его книги, начинаешь по-другому относиться к людям, встречающимся на улице.

Александр Иванович посвятил свои стихи солдатам Великой Отечественной войны, например, «Сорок первый, сорок пятый», «Сталинград», «Ветераны».

Автор пишет так, как чувствует, как дышит. В его произведениях много тепла, света, сердечности и душевной энергии.

Книги Александра Ивановича находятся в косогорской и областной библиотеках, которые были переданы в дар и каждый желающий может прочитать их.

Часто печатается в коллективных сборниках. А песни исполняет детский хор «Солнышко». Стихи «Песня юных туляков» стали гимном движения «Юная Тула».

Глава III. Тема малой родины в творчестве тульских поэтов и художников.

Среди тем, составляющих основу творчества поэтов и художников, значительное место занимает тема малой родины. Край, в котором родился и вырос, - его природа, люди – не может не волновать, не пробуждая воспоминаний и чувств, выраженных в поэзии и живописи.

Тема Родины не является новой в творчестве, у каждого русского поэта найдете стихи о России и у каждого художника есть полотна, на которых он изобразил красоту своего родного края. Человек рождается в конкретном месте - деревне, поселке, городе. Это - его малая Родина. Где бы впоследствии ни жил взрослый человек, его постоянно тянет на Родину, ему хочется пройти по родной улице, постоять у родного дома.

Родина для поэта и художника — это все, что он видит, чувствует, все, что его окружает. В душе творческого человека живет светлым лучом любовь к тому месту, где он появился на свет. С чего начинается Родина для человека? С самого простого - того, что окружает его с детства.

Тихое признание в любви к родине, светлость чувств и восхищение - все это отражается в стихотворениях тульских поэтов и художников.

Чувство патриотизма составляет лейтмотив многих стихотворений поэтов и полотен художников тульской земли о родном крае. Проведённые наблюдения позволили убедиться в том, что любовь к родному краю вызывает желание взяться за перо или кисть и воссоздать его красоту. В этих работах выражено авторское чувство любви и признательности родной земле.

Заключение

Подводя итоги нашей исследовательской работы, можно сказать, что ее цель достигнута. Изучая в процессе исследования литературные источники, данные краеведческих книг и воспоминания моих дедушек, мы получили следующие результаты:

я обогатил себя интересными сведениями о своих знаменитых и творческих родственниках - тульском художнике и поэте;

в ходе работы были изучены и проанализированы произведения поэта и художника;

я выяснил, какое место занимает тема малой родины в творчестве поэтов:

тема родного края занимает огромное место в творчестве художника и поэта;

произведения о родном крае – это воспоминание о детстве, удивительное путешествие по родной земле;

любовь к отчему краю стимулирует творческое вдохновение, становится двигателем интереса к жизни;

В результате своих исследований я пришел к выводу, что более пристальное и глубокое изучение, понимание литературного наследия родного края позволяют внимательно относиться и любить свою малую родину.

Я считаю, что именно обращение к литературе и живописи, а значит и к культуре своего народа поможет нам сохранить себя. Народ без прошлого не имеет будущего. Он должен помнить и знать прошлое и настоящее своего края. Существует мудрое изречение: «Чтобы человек был счастливым, у него должны быть «корни и крылья». А что такое «корни и крылья?» Я думаю, знание истории своего народа и любовь к родному краю – это его корни. А крылья – это книги, потому что чтение книг окрыляет человека.

Хочется верить, что знакомство с поэтами и художниками нашего города позволит сблизить современное поколение к литературному и художественному богатству родного края.

Изучение жизненного пути и творческих направлений моих дедушке - поэта и художника явилось для меня удовольствием. Думаю, что произведения моих земляков понравятся всем. Я постаралась углубиться в самую суть, чтобы понять, что «вело» поэтов и художников в течение всей их жизни.

Я думаю, что данная работа будет интересна и будущим поколениям нашего края, так как ее можно будет использовать учителям краеведения и литературы при изучении истории и культуры Тульского края.

Я очень надеюсь, что творческие планы моих дедушек не иссякнут, и мы снова и снова будем радоваться новым выставкам и новым изданиям книг.

Анализируя творческий путь моих близких, меня наполняет чувство гордости и одновременно задает мне планку, к которой я должен стремиться!

Список использованных источников и литературы

Бочаров Валерий Иванович // Тульский биографический словарь (В 2-х т.). Т. I. А – Л / Редкол: А.Д. Афанасова, В.И. Боть и др.; Под ред. В.И Крутикова. – Тула: изд-во «Пересвет», 1996. – С.  77 – 78.
Тульский колледж искусств – сто лет истории / Под ред. Зюкина В.А.Рыбкиной Т.В., Голюдова А.А.В.А. ЗюкинТула, 2008.– С. 56 – 57.
20 лет отделению «Живопись» Тульского колледжа искусств им. А.С. Даргомыжского. – Тула, 2010. – С. 2.

Бочаров А. И. О людях и для людей: Заметки журналиста. Часть 1 – Тула: ТППО, 2016. С-632.

Бочаров А. О людях и для людей: Заметки журналиста. Часть 2 – Тула: ТППО, 2016. С-600.

Бочаров А. О людях и для людей: Заметки журналиста. Часть 3 – Тула: ТППО, 2016. С-620

Приложение 1

Творчество В.И.Бочарова

Ясная Поляна

Тульский край

Приложение 2

Творчество А. И. Бочарова

«ПЕСНЯ ЮНЫХ ТУЛЯКОВ»

Здесь, на тульской земле,

Разве можно забыть,

Как сражались отцы,

Город свой защищая.

Жару наших сердец

Никогда не остыть,

Верность тульской земле

И любовь сохраняя

Припев: Мы потомки Левши.

Мы потомки Толстого.

Гордо сердце стучит

От наследства такого.

Наши деды, отцы

Землю свято хранили,

Добрых дел кузнецы

Ей хвалу возносили.

Нам на тульской земле

Очень хочется жить,

И во все времена,

Нам ее воспевая,

Разве можно ее

Не любить, не ценить,

Сердцем юным своим,

И душой согревая.

Припев:

Здесь на тульской земле,

Русский дух не убить.

Он в лесах и полях,

И весь мир удивляя,

В каждой юной весне

Можно тайну открыть,

Тайну тульской земли,

Что цветет, воскресая

«В ЯСНОЙ ПОЛЯНЕ»

Освещая всем путь, льется свет из окна

Толстовского дома, что в Ясной Поляне,

И в сумерках парка его белизна

Удивительной кажется в темнеющей яви.

Припев: Сколько дорог, сколько тревог

Сошлись здесь сегодня, как в центр мирозданья.

По этим тропинкам шли тысячи ног-

Люди спешат на покаянье.

Здесь не ведома грусть, здесь стоит тишина,

Такого простора не знала желанье.

Вспыхнула ярко, сгорая, душа,

И чудом, нам кажется, в Ясной Поляне.

Припев: Сколько дорог, сколько тревог

Сошлись здесь сегодня, как в центр мирозданья.

По этим тропинкам шли тысячи ног-

Люди спешат на покаянье.

В задумчивый пруд окунулась луна,

Прозрачны деревья в вечернем тумане,

О как хорошо здесь! И горит до утра

Яркий свет, что открыт нам в Ясной Поляне.

Припев: Сколько дорог, сколько тревог

Сошлись здесь сегодня, как в центр мирозданья.

По этим тропинкам шли тысячи ног-

Люди спешат на покаянье.

ЗДОРОВЬЯ И СЧАСТЬЯ!

Здоровья тебе дорогая сестра

Что больше ещё пожелать?

Быть может любви и немного тепла –

Но в этом ли счастье… как знать?

Так что же есть счастье? Пусть в радости дня

Когда ничего не болит

И в запахе хлеба и в жаре огня

Что в жаркой жаровне скворчит.

И в детском пусть слышится смехе простом

Что радостно рядом звучит

Вот за этим большим и дружным столом

Где бабушка кормит- поит.

Пусть дети и внуки как счастья цветы

Дарят свет и жизни уют

Так вот оно счастье – и знаешь ведь ты

Сколько сил они придают!

Но вот уж апрель в твои окна весна

Ломится духом сирени

И соловьям совсем не хочется спать

Пленяют чудной свирелью.

А помнишь ли ты: было здесь ничего –

Лишь лес за краем оврага

А нам так хотелось и больше всего

Чтоб в костре загорелась бумага.

И пока не в саду. а лишь пустыре

Нового здесь урожая

Мы запах картошки в том дивном костре

Вдыхаем слюни глотая.

Не это ли счастье? Скажи мне мой друг

Красоту с добротой соединяя

Под эту вот крышу не сразу не вдруг

Вселилась радость простая.

В памяти нашей пусть ближе - дороже

Всплывают чудесные дни

Сегодня и завтра и в будущем тоже

В окнах яркие манят огни

Здоровья тебе и совсем не болеть

Радости светлой на сердце

Иначе за внуками нам не успеть

С тобой им теплее и легче!

***

Есть странная забава, 

Всю ночь нам ждать восход,

Пусть дремлет лес устало,

Пусть спать нам не даёт,

Пусть тени нас пугают 

От яркого костра,

Но сони не узнают,

Как жутко ночь страшна!

Как странны леса звуки, 

Как солнышко встаёт,

Как к небу тянет руки

Весь лесной народ!

Лишь ярче станут краски,

И зальют луга…

И мы уж без опаски -

Не прячемся в кустах!

Все в белых сарафанах,

Где речки поворот,

На солнечной поляне

Берёзок хоровод. 

Пропали наши страхи, 

Знакомы все места,

Запели звонко птахи, 

От темноты устав.

Наловим много рыбы 

И поспешим домой,

Нам солнышко даст силы,

И мы споём с тобой.

Как с темнотой мы бились 

И побороли страх,

Без рыбы не остались

С удочкой в руках!

Пусть в речке плещет рыба,

Как будто серебро,

Мир чуден и невидан,

Коль солнышко взошло.

Здесь в белых сарафанах,

Где речки поворот,

На солнечной поляне

Берёзок хоровод!..

БОЛЬШИЕ ДРУЗЬЯ

Мы вместе с Никитой большие друзья, 

Он знает: что можно, а что и нельзя,

Как важно вовремя сделать уроки

В учителем данные строгие сроки.

Что в жизни важна всегда математика,

Не меньше нужна для людей и грамматика,

Ведь строить дома и любые машины

Знания нужны очень, и очень большие.

Пусть трудно ему и хочется спать,

В компьютере тоже ему поиграть,

Со школы вернулся: упал вдруг пластом

В обнимку с любимым своим он котом.

Едва он успел слегка отдохнуть,

Как бабушка просит поесть, хоть чуть-чуть,

Чтоб после школы восполнить иссякшие силы,

И чтоб у него мускулы были большими.

Помощник он главный у бабушки дома,

Готов помогать ей без устали снова,

И бабушка любит его бесконечно,

А мама тепло и очень сердечно!

И я обожаю своего верного друга,

Его обнимаю крепко и туго,

У нас же с ним столько всяческих дел,

А без него как бы я всё успел

Просмотров работы: 33