Введение
Что значить «положить душу за други своя»?... Это значит иметь такую любовь к другому человеку, ради которого русский человек может отдать свою жизнь. Разве это не высшая позиция нравственности. Без высшей идеи не может развиваться ни человек, ни нация. Владыка Иоанн сказал: «Создание образа, возведение личности на достойный духовно-нравственный уровень – главная задача в воспитательном процессе». Россия выросла на духовных основаниях православного верования. Доброта, милосердие, трудолюбие, семейное и соборное братство формировались в православном быту и, потому изучение подлинной истории жизни и традиций русского народа, народной культуры невозможно без изучения основ православной культуры, которая сейчас изучается в школе.
Издавна Новохоперск – наш районный центр, как и многие города России, окружали многочисленные деревни и села. Однако история далеко не всех изучена, и это большое упущение. Много знаний и интересных находок я узнаю на уроках краеведения (историческое и литературное). Мне нравится этот предмет, и я с большим интересом знакомлюсь с духовной культурой России и в частности нашего края.
Любопытно было узнать, что в селе Троицкое был когда-то монастырь. Об этом рассказывала мне моя бабушка. Какова же история исчезновения местного монастыря? Об этом мне захотелось узнать. Прошлое, настоящее и будущее села мне не безразлично. Существование храма в этом селе и его бессмысленное разрушение меня взволновало до глубины души. Пополнить свои знания об этом храме мне помогли материалы, собранные в районном краеведческом музее, а также рассказы старожилов, в памяти которых ещё остался звон колокола исчезнувшего храма.
Актуальность своей работы я вижу в том, что сегодня на карте края с ужасающей скоростью исчезают многие села и деревни, память о них стирается навсегда, и мало кому приходит в голову, что в ней может быть много интересного и важного для нас сегодняшних. Сами жители села мало интересуются историей своих предков.
Предмет исследования: описание истории села Троицкое (Троицкий Юрт) и Лысогорского женского монастыря конца 19 - го века.
К сожалению, когда я стала больше интересоваться историей храма, оказалось, что нет никого, кто мог бы ответить на простейшие вопросы, связанные с историей храма, села, и его жителей. Это означает, что из памяти людей сведенья о монастыре, практически стерлись.
Объект исследования: разрушенный Успенский Лысогорский женский монастырь, ранее находившийся на территории с. Троицкое Новохоперского района.
Цель работы: приобщить молодежь к духовным ценностям нашего края, привить интерес к выполнению исследовательских работ, к сбору материала по различным темам, развивать духовно-нравственное самосознание.
Задачи:
- изучить литературу по теме исследования;
- собрать материал из книг и Интернет-ресурсов о ранее действующем монастыре;
- показать, насколько важна проблема и как она раскрывается в наше время;
- представить готовый материал на конкурс, предоставить возможность использования темы на классных часах и родительских собраниях.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературных источников;
- встречи со старожилами села;
- изучение Интернет-ресурсов.
Основная часть
Здесь ни души. И всё – душа…
Воздвигнут был во славу Бога,
И не найти, пожалуй, слога,
Чтоб описать мне как тогда,
Сияли златом купола.
Как по холмам в тиши печальной,
Распространял повсюду он,
Колоколов призыв кристальный,
Хрустально - чистый, добрый звон.
Пред ним персты втройне слагали,
Крестились вдоль и поперек,
Порой с печалью провожали
Обитый тканью мрачный гроб.
Весной, над строгими крестами,
Кружили черные грачи,
На пасху, шумными рядами,
К нему сходились куличи.
Попы здесь ладаны курили,
Кадилом разгоняя дым,
Молитвы к небу возносили,
Желали счастья молодым.
Бежали годы за годами,
И не заметили когда,
На землю эту, как цунами,
Влетела красная беда.
За ней служители закона,
Снесли алтарь, сожгли иконы,
Подняли вековую пыль...
От высоты и красоты захватывает дух! С одной стороны горы открывается вид на голубую речную долину с выглядывающими вдали крышами домов. С другой – смоляная полосатая пашня и зеленая, уплывающая в бескрайний лес дорога. Всё – как на ладони, как в первые дни мирозданья – ясно и прозрачно…
А под ногами – голубые цветы. И холмы – след того, что когда-то здесь стояли строения. И чуть вдали – высохший, но каким-то чудесным образом до сих пор имеющий ухоженный вид, совсем не заросший яблоневый сад – единственный остаток титанического физического и духовного труда человека в этом пустынном краю.
Это Лысая гора – святое и скорбное место. Здесь человеческий дух воспарял к сияющим высотам и здесь же пал на дно преисподней. Здесь была возведена светлая обитель добра. И здесь же совершено страшное злодеяние – ее жестокое поругание (Приложение 1).
Более полувека на этой горе стоял Троицкий Успенский Лысогорский женский монастырь. В послереволюционное лихолетье он был взорван. Сейчас на этом месте ни души. И всё – душа…
Обитель на горе
Старинное село Троицкое (раньше оно называлось Троицкий Юрт) является по-своему уникальным. Красивое, богатое, густонаселенное – до революции оно входило в 13 самых больших поселений губернии. Здесь имелись 3 школы, 5 ярмарок, насчитывалось почти 11 тысяч жителей.
Еще до образования монастыря в селе были построены и действовали три храма (они сохранились здесь и поныне). Зарождение Успенского монастыря пришлось на конец 60-х годов XIX века, когда 20 крестьянок в двух верстах к югу от села, на Лысой горе, основали женскую иноческую общину.
В 1878 году состоятельная крестьянская вдова, жена отставного казака из села Макарова Хиония Емельяновна Пашкова купила участок земли и построила на нем жилой дом для совместной жизни сестер. Затем было испрошено у Преосвященного Воронежского Серафима разрешение о возведении на Лысой горе церкви Успения Божьей Матери. Церковь купили за 1500 рублей в селе Красный Лог. По преданию, этот храм во времена Святителя Митрофана был собором в Воронеже и его освящал сам святитель. Старый иконостас лысогорским монахиням пожертвовали жители села Поворино. Средства для перевозки церкви более чем за 100 верст и возведения ее на новом месте требовались немалые. Община неоднократно выспрашивала у епархии сборные книжки для сбора подаяний. И зимой 1880 года все же удалось перевезти церковь из Красного Лога (сейчас это село Каширского района).
Крестьяне села Троицкий Юрт, узнав о строительстве церкви на Лысой горе, пожертвовали общине 50 десятин земли здесь же, в урочище, и 31,5 десятины в урочище Листовка. (Это же решение они подтвердили в 1887 году, выкупив у казны эти земли за 2039 рублей). В церкви были освящены два придела: главный – Успенский – и придел святителя Митрофана.
В этот же год вдова управляющего имением графини Пален Варвара Александровна Иловайская, поселившаяся здесь, настоятельница общины Хиония Пашкова и крестьянка села Калмык Ксения Хрынина для благосостояния будущего монастыря купили на реке Кардаиле Округа земли Войска Донского 218 десятин земли.
12 июля 1884 года последовало разрешение епархии о смене Хионии Пашковой в качестве настоятельницы на Варвару Александровну Иловайскую – мать известного историка Дмитрия Ивановича Иловайского. Его дочь – Варвара Дмитриевна – будет первой женой создателя Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Ивана Цветаева. Она умрет молодой, оставив мужу двух детей, которые станут сводными братом и сестрой известной русской поэтессы Марины Цветаевой, родившейся у Ивана Цветаева от второго брака.
2 сентября 1884 года произошло освящение церкви в честь Успения Божьей матери (придела во имя святителя Митрофана). А главный – Успенский придел – освятили в 1829 году.
В 1890 году сестринская община была признана Святейшим Синодом, а 27 октября 1895 года вышел Указ о возведении Лысогорской Успенской женской общины в женский общежительный монастырь. Настоятельницей монастыря этим же указом назначалась монахиня Ефграфа, с возведением ее в сан игуменьи (Приложение 2).
В начале XX-го века в Лысогорском женском Успенском монастыре проживали 98 женщин: 23 монахини, 19 признанных послушниц и 56 непризнанных. Монастырь славился далеко за пределами Новохоперского уезда своей красотой, сюда стекались паломники из ближних и дальних сел, чтобы помолиться вместе с сестрами, испросить духовного и физического исцеления перед Святынями обители, коими являлись две местночтимые иконы: Спасителя и Боголюбской Божией Матери.
Путь в четверть века к заветным духовным высотам был пройден.
Иверский храм в монастыре
В монастыре имелось 28 кирпичных домов, в основном предназначенных для келий. По воспоминаниям старожилов, на территории обители было очень чисто и нарядно. Красивый небольшой храм, аккуратные постройки, зеленая трава, разноцветные клумбы, белоснежные яблоневые сады. И очень-очень много солнца – на горе ему куда раздолье! Монахини в своих черных одеяниях были приветливы, но молчаливы, постоянно в усердной работе. Труд они несли неимоверный! Покупали у Раевских лес – строили жилые здания, разбивали огороды, сады. Ухоженней монастырских огородов не было на селе. Вода на монастырскую гору поступала из колодца внизу. Слепая лошадь ходила по кругу, толкала колесо, и вода подавалась наверх. Кроме огородов, монахини занимались разведением скота. Кстати, пуховых коз в Троицкое завезли именно они, от них здесь пошло вязание платков и косынок. Была в монастыре и своя хлебная – пекли хлеб. Всех людей, которые приходили в монастырь, кормили, нуждающимся помогали продуктами. При монастыре работала школа.
Устав в монастыре был строгим, рано читали полунощницу. Каждый день служилась литургия. Вставали в пять часов утра. Было много послушаний.
Зимой на горе было особенно тяжело. Место всем ветрам открытое, мело-заметало сильно. Но и в морозы монахини не сидели без дела: убирали иконы, стегали одеяла, вышивали полотенца, пряли пух, вязали, шили.
Перед самой революцией в монастыре был возведен новый каменный храм во имя Иверской Божией Матери. Величественную соборную Иверскую церковь даже не успели расписать и освятить большим чином. В «Воронежских епархиальных ведомостях» за 1901 год № 21 священник Георгий Алферов писал, что когда строился соборный храм Троицкого монастыря, крестьяне и казаки приводили сюда скот в жертву, приносили множество яиц, а девицы из сел передавали как жертву отрезанные волосы, которые употреблялись при замешивании раствора для кирпича.
Бывший директор Новохоперского краеведческого музея Раиса Алексеевна Дробышева разыскала в архивах села Троицкого уникальный документ – проект Иверского монастырского храма. Посмотрите, какой красавец стоял на пустынной сейчас горе! (Приложение 2).
Первая беда
Монастырь был в самом расцвете, когда над страной пронеслись черные вихри перемен. Даже здесь, в уединенном безмятежном местечке, чувствовалось дыхание нависших кровавых потрясений. Менялась жизнь, менялись устои общества…
И вот уже в московскую газету «Русское слово» летит телеграмма из Воронежа от 13 ноября 1907 года: «В Новохоперском узде вооруженными грабителями ограблен Лысогорский женский монастырь. Похищены процентные бумаги и деньги. Грабители скрылись».
Это был первый звоночек надвигающейся беды.
Даже закоренелые преступники не осмеливались воровать в Божьем храме.
Видимо, пришло время иных людей…
Православное женское монашество в советское время
В начале XX в. женское монашество представляло собой внушительную силу. К 1914 г. в стране насчитывалось 475 женских монастырей, в которых проживали 17283 монахини и 56016 послушниц. Столь сильное преобладание послушниц над монахинями можно объяснить тем, что монастыри продолжали привлекать женщин, а обители быстро росли и развивались. Этот процесс носил всесословный характер. Более того, во вновь возникающие монастыри активно пошли выходцы из простонародья, главным образом крестьянки, при активном организованном и финансовом участии дворянок и купеческих дочерей. Увеличение числа неуказных послушниц в женских обителях фиксируется в послереформенное время, но особенно с начала XX века. В сельских монастырях этот рост был не таким значительным, как в городах.
После февральского декрета 1918 г., отделившего церковь от государства, для монастырей началась новая эпоха: повсеместное закрытие мужских монастырей под предлогом использования монастырских помещений. В то же время женские монастыри на этом этапе практически не закрывались. А лишь перепрофилировались по инициативе самих монахинь в трудовые общины. Причина разницы судеб мужских и женских обителей состоит, на наш взгляд, в том, что мужские монастыри еще до революции обезлюдили. Правилом же было резкое уменьшение численности монахов-мужчин даже в общежительских обителях. Вот почему большевики смогли достаточно быстро и легко решить проблему с выселением мужского монашества.
С 1922 года он стал считаться трудовой общиной. Монахинь называли теперь насельницами. В женских же обителях (даже в небольших и отдаленных сельских) насельниц было несравнимо больше, и круг их обязанностей был другой. Почти все женские монастыри получили шанс продлить свою жизнь еще на некоторое время.
Однако увеличение посевной площади было не от хорошей жизни. Постоянно растущие налоги заставляли увеличивать и объемы производства, т. е. вынуждены свернуть свою прежнюю деятельность и работать на выживание.
После революции монастырь непродолжительное время продолжал действовать. Здесь выращивали зерно, служившее и пропитанием, и обменным фондом, и средством уплаты большого налога. Из 600 пудов, собранных в 1927 году, 390 пудов забрало государство, 110 осталось на посев и только 100 пудов – на собственные нужды. Сестры специально отменили общую трапезу, распределяли зерно каждой отдельно. Большинство стало существовать на выручку от рукоделия и подаяния. Когда Новохоперским РЦИКом было вынесено решение о закрытии общины, то насельницам разрешили взять собой только личные вещи.
А в 1930-м храм на горе взорвали. Монастырские строения пошли на строительство школ и ферм. Из щебня, образованного от взрыва, построили дорогу. Дорогу от храма…
Дорога от храма …
Можно предположить, что дальнейшая судьба насильно выселенных из своей обители монахинь была очень грустной.
А возможно – и трагичной.
Так, в списках Воронежского «Мемориала» по Новохоперскому уезду значатся монахини
– Евдокия Филипповна Чашкина, уроженка с. Троицкого, 1880 г.р., арестована 29 ноября 1937 г., 15 декабря того же года приговорена «тройкой» к высшей мере наказания, расстреляна 19 декабря;
– Евдокия Ивановна Попова, уроженка с. Троицкого, арестована 29 ноября 1937 г., 15 декабря того же года приговорена к высшей мере наказания, расстреляна через четыре дня;
– Бабичева Евдокия Васильевна, 1877 года рождения, уроженка села Красного, 15 ноября 1937 г. приговорена к высшей мере наказания, 19 ноября 1937 г. расстреляна в Борисоглебске.
Были ли они монахинями именно Успенского монастыря, неизвестно…
Когда монастырь рушили, многие жители села, не побоялись и стали спасать иконы.
Рассказывает Вера Васильевна Щербакова: «Монастырские иконы дедушка с бабушкой спрятали в сене. Там они пролежали несколько лет. Но потом случился пожар. Удалось спасти всего две иконы. Теперь они хранятся в семье».
Преданья старины глубокой
Лысой – эту гору в Троицком больше не зовут. За ней до наших времен закрепилось другое название – Монастырская.
После закрытия Успенского Лысогорского монастыря большая часть монахинь перебралась в разные уезды Воронежской, Липецкой и Волгоградской областей, часть прибыла в Борисоглебск Воронежской области. В Борисоглебске монахини, как и в монастыре, продолжали жить, покупая дом на троих…
Несколько лет назад на горе кто-то поджег траву, пламя разгорелось нешуточное, но монастырский сад огонь чудесно обогнул. Кроме сада, на месте монастыря сохранилось старое кладбище. Здесь погребали монахинь, но разрешали хоронить и жителей села. Деревянные кресты видны издалека, даже из соседнего села Красного. В пасхальные дни, несмотря на то, что путь на гору неблизкий, местные жители приносят на могилки разноцветные яички.
Существование монастыря в Троицком не предано забвению: из поколения в поколение передают местные жители историю о чудесной обители на горе (Приложение 3).
***
По преданию, которое упоминается в летописи села Троицкого, в далекие времена на Лысой горе был приют разбойников, правил которыми атаман Пугач. Шайка грабила извозчиков, которые шли в Тамбов. Когда же разбойникам стала грозить опасность, они бросили награбленные сокровища в озеро, лежащее ближе к селу под горой, и ушли.
Потом на горе был монастырь – обитель света и духовности.
Кто поселится здесь следующим? Зло или добро? Ответ на этот вопрос зависит от каждого из нас…
Но так хочется верить, что это БУДЕТ ВСЕ-ТАКИ ДОБРО…
Ныне на месте притвора Успенской церкви воздвигнут крест. Алтарь Успенского храма находился в 30 метрах к востоку от этого места.
Заключение
С момента революционных дней 1917 года в этом селе религиозная жизнь затихла. На сегодняшний день в населенном пункте возобновляются регулярные богослужения, для чего есть все возможности: действующий Покровский храм, построенный в середине 80-х годов на месте сгоревшего, и реставрируемый Троицкий храм в центре села.
Проведенная этнографическая экспедиция летом 2012 года с участием вузовских специалистов показала возможности для дальнейшего расширения присутствия православных традиций в жизни сельчан.
Для чего, в первые дни весны – 7 мая 2017 года, был возобновлен крестный ход, память о котором сохраняли лишь старожилы. Практика проведения подобных этому крестных ходов, общих молебных пений показывает, что регулярно повторяемые публичные религиозные обряды привлекают со временем все большее внимание, как жителей населенного пункта, так и широкой общественности. Данный крестный ход станет началом длительного пути пробуждения сельчан от духовного сна (Приложение 3).
Участвовали благочинный Новохоперского церковного округа иерей Андрей Похващев, настоятель храмов села иерей Сергий Мерзликин, казачество Хоперской станицы Союза казаков России, прихожане Воскресенского храма г. Новохоперска, доставленные автобусов, любезно предоставленным отделом образования района, жители села. В завершении был отслужен благодарственный молебен Спасителю. Благочинный презентовал для школьной библиотеки три экземпляра издания, подготовленного историко-архивным кабинетом благочиния, посвященное истории разрушенного Лысогорского Успенского женского монастыря.
Для желающих подкрепить свои силы предлагалась трапеза.
История нашей страны богата и многообразна, это ни для кого не является секретом.
Эта страна – соединение таких разных и непохожих друг на друга частей, их самобытность, в свою очередь не менее богата: исторические, политические, культурные, события могут составить честь любому историческому летописанию. В этом вопросе главное сохранить память об этих событиях, а вот с сохранением исторической памяти сегодня очень большая проблема.
Мы описываем и изучаем масштабные явления, которые в разное время затрагивали огромную Россию, а у себя под носом мы не интересуемся тем, что лежит на поверхности.
Таким он был … Успенский Лысогорский нештатный женский общежительный монастырь в урочище «Лысая гора», между селом Троицкое и слободою Красное, при реке Савала, в 8 верстах от Раевской станции Юго-восточной железной дороги, в 20 верстах от уездного города Новохоперск.
Список использованных источников и литературы
Воронежские Епархиальные ведомости за 1890 год. За № 23, неофициальная часть страницы с 916 по 927;
Денисов Леонид Иванович. Православные монастыри Российской империи (полный список). Москва издание А. Д. Ступина за 1908 год страница 188 абзац 186;
Неофициальная часть Воронежских Епархиальных ведомостей 1901 год от 1 ноября за № 21 страницы с 895 по 911;
Памятная книжка Воронежской губернии. 1901 год. Издание Воронежского Губернского статистического комитета. Под редакцией М. Н. Былова. Отдел 3-й, научно литературный страницы с 30 по 35;
Шереметев Сергей Дмитриевич. Успенский Лысогорский женский общежительный монастырь. — Москва: О-ва распространения полез. кн, 1900. — 44 с.;
Официальный сайт Новохоперского благочиния работает http://prihod.ru/.
П риложение 1
Л ысая гора с. Троицкое Новохоперского района Воронежской области
Памятный крест на территории монастыря, в месте притвора
Успенской церкви
Приложение 2
Проект на постройку храма в честь Игуменья Лысогорского
Иверской иконы Божией матери в Успенского женского
Лысогорском Успенском монастыре, общежительного монастыря.
села Троицкий Юрт Евграфа
Приложение 3
Крестный ход на место разрушенного Лысогорского женского монастыря
Монастырский яблоневый сад. Здесь и теперь еще теплится жизнь