Введение
Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим. Изучение истории родного города способствует патриотическому воспитанию, дает возможность привлечь внимание к культуре родного города. Знакомясь с родными местами, с его достопримечательностями, человек учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.
Цель: создание книги-азбуки моего родного города Шадринска.
Для достижения цели мы выделили следующиезадачи:
Изучить историческую литературу по теме проекта.
Изучить программы для создания книги-азбуки.
Выявить уровень заинтересованности историей своего города среди учеников 4- Б класса.
Собрать и систематизировать информацию о (достопримечательностях) исторически-культурной жизни города в алфавитном порядке.
5. Создать книгу-азбуку при помощи программ Microsoft Word и Adobe InDesing.
Объект исследования: история города Шадринска.
Предмет исследования: достопримечательности и историко-культурная жизнь города Шадринска.
Методика исследования:
Теоретический анализ литературы.
Анкетирование.
Математико-статистическая обработка данных.
Поисковый.
База исследования: МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Шадринска.
Глава I. Теоретическая часть
История возникновения и развития города Шадринска
Мы все чаще стремимся изучать далекие страны, и забываем, что совсем рядом с нами есть малоизвестная нам земля – наш родной город, малая Родина. Любовь к родному городу начинается с любви к его интересным местам. Я люблю мой город Шадринск.
Город – это крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством. Имеет развитый комплекс хозяйства и экономики, является скоплением архитектурных и инженерных сооружений, обеспечивающих жизнеобеспечение населения.
Исторически термин происходит от наличия вокруг поселения оборонительной ограды — вала или стены. В Древней Руси городом называлось всякое крупное жилое место, окружённое такой оградой. Города служили центром развития культуры и ремёсел, технических достижений.
Шадринск — город в Курганской области России, второй по численности населения после Кургана: 75 623чел. (2015г.) Расположен на Западно-Сибирской равнине, на реке Исеть (приток Тобола). Имеет статус города областного подчинения. Культурный, образовательный и промышленный центр Зауралья.
Шадринск основан в XVII веке, когда русские землепроходцы приступили к освоению сибирских и дальневосточных земель. В 1644 году на месте будущего поселения казак Ефим Шадрин, выходец с Русского Севера, основал заимку, где рыбачили и охотились мужики из окрестных селений.
Основателем слободы является Юрий Малечкин, прозванный также Юшкой Соловьём. Юрий Малечкин обратился в Тобольск с челобитной, в которой просил разрешения у воеводы строить острог и слободу на Шадриной заимке. В Наказной памяти на заведение Шадринской слободы Юшке Соловью было разрешено «лета 7171 (1662 год) сентября в 15 день (25 сентября)» начать строительство. К 1686 году Шадринская слобода стала самой большой слободой Западной Сибири. В слободе имелось 137 дворов. Под прикрытием стен Шадринского острога шло заселение берегов Исети крестьянами из северных и центральных губерний России.
Во время восстания Емельяна Пугачёва шадринцы отказались присоединиться к восставшим. В 1774 году, получив подкрепление из Сибири, царские войска из Шадринска повели наступление и произвели разгром восставших.
С 1781 года Шадринск указом об учреждении Пермского наместничества получает статус уездного города. В «Топографическом описании Пермского наместничества о городе Шадринске» 1789 года говорилось: «Церквей Божиих в городе деревянных во имя Преображения Господня — одна, Николая Чудотворца — одна; казённых домов для судебных мест — 4, а для житья властей — 2, гостиной двор — 1, магазинов — 14, денежная кладовая, пороховой погреб, для больниц дом — один, обывательских домов — 300, фабрик никаких нет, лавок — 110».
В Шадринске ежегодно проходили Петровская, Михайловская и Афанасьевская ярмарки. Торговали хлебом, крупой, мясом, маслом, салом, холстом. На эти ярмарки купцы с Урала, Нижнего Новгорода, Киргизии, Бухары везли ткани, ковры, изделия из металла. Во второй половине XVIII века в Шадринске работало порядка полутора тысяч кустарей. Для переработки местного сырья строились салотопни, мыловарни, пимокатни, синильни, кирпичные заводы. С 1822 по 1840 год работал фарфоровый завод купца Фетисова. Это было первое такого рода предприятие на Урале и в Сибири. К 1890 году в городе действует 27 промышленных предприятий. В 1863 году на капитал, оставшийся после смерти Пономарёва — разбогатевшего уроженца г. Далматово, — в Шадринске был основан городской общественный имени Пономарёва банк. В 1870-е годы в Шадринске имелись две больницы, аптека. К концу века в городе действует 6 церквей и один собор.
К началу XX века в городе проживало более 16 тысяч человек (напр. в Кургане 9,5 тыс., Екатеринбурге 37 тыс., Челябинске 19 тыс., Перми 45 тыс. человек). В начале XX века появляются прядильно-ткацкая фабрика братьев Бутаковых (Бутакова Дмитрия Ивановича и Бутакова Ефима Ивановича), сельскохозяйственная мастерская Молодцова, в 1906 году появляется женская гимназия, в 1907 году — реальное училище. В 1912-1913 году вошла в строй железная дорога Шадринск-Синарская. Вообще, город вступил в век бурного строительства. Печатается городская газета «Исеть». В 1914 году — учительская семинария.
Таким образом, мы выяснили, что Шадринск является одним из исторически-культурных городов России. Мы выявили тот факт, что Шадринск по количеству памятников культуры и по наследию духовной жизни город занимает лидирующие позиции в области, претендуя на статус культурной столицы Зауралья.
История культурной жизни города Шадринска
История – это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.
Культура – это человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.
Статус исторического города присвоен Шадринску на основании Постановления Коллегии Министерства культуры РСФСР, Коллегии Госстроя РСФСР и Президиума Центрального Совета ВООПИК «Об утверждении списка исторических мест РСФСР» в 1990 году. По состоянию на начало 2015 года в Шадринске насчитывается 160 памятников истории и культуры регионального значения, в том числе, 1 федерального значения. Из них братские, единичные захоронения, кладбища, памятник скульптору Ивану Шадру — 17, малые формы (ворота) — 9, занято под общественными зданиями (православные приходы, школы, библиотеки, музей, медицинские учреждения, архив, театр, детский сад, магазины) — 87, жилые дома — 45, нет в наличии — 3.
Шадринск связан с такими известными личностями, как И.Д. Шадр (1887-1941) — русский советский художник, скульптор-монументалист, представитель направления «академический модерн»; Ф.И. Бронников (1827-1902) — живописец, «передвижник», мастер исторического и бытового жанров, портретист, иконописец, профессор, он заложил основы развития изобразительного искусства в родном городе, завещав свое художественное наследие Шадринску; В.П. Бирюков (1888-1971) — ученый-краевед, фольклорист, этнограф, музеевед, архивист, археолог, писатель, диалектолог, член Союза писателей, основатель Шадринского научного хранилища; К.Д. Носилов (1858-1923) — полярный исследователь, этнограф, писатель, журналист; Н.В. Здобнов(1888-1942) — классик отечественной библиографии и др.
Природный капитал города не уступает личностному капиталу: реликтовый бор, простирающийся на песчаных дюнах вдоль реки Исеть, пронизывающий городскую черту и являющийся парковой территорией города (явление довольно редкое для городов); месторождение минеральной воды — аналога лучшего Кавказского месторождения минеральных вод (Ессентуки), большое поголовье Сибирской косули, позволяющее успешно развиваться охотничьим хозяйствам и трофейной охоте.
Культурно-символическое наследие Шадринска продолжает привлекать внимание, как самих горожан, так и гостей города – речь идет о купеческой архитектуре, легендах города, символах, презентующих уникальность Шадринска. Например, самыми известными символами являются Шадринский гусь, уникальная порода местных гусей, превращенная историей в бренд, и Царевна-лягушка, героиня одноименной народной сказки, текст которой был записан А.Н. Зыряновым в Шадринском уезде, а затем был включен известным исследователем фольклора А. Афанасьевым в сборник «Народные русские сказки». К культурно-символическому капиталу отнесем также редчайшее явление «удвоения» иконы в Спасо-Преображенском соборе в 2007 году.
Проходят в Шадринске и уникальные событийные мероприятия: исторические реконструкции гражданской войны на Урале, фестиваль боди-арта, Рождественская ярмарка «Шадринский гусь», возрожденная Крестовская ярмарка, бывшая третьей по товарообороту в царской России, инвестиционный форум «Малые города России».
Таким образом, мы выяснили, что бесценный историко-культурный пласт делает город известным далеко за пределами региона. Мы выявили тот факт, что Шадринск имеет статус исторического города, культурно-символический капитал, природный капитал, связан с известными личностями. В Шадринске проходят уникальные событийные мероприятия. Всё это дарит Шадринску неповторимое лицо.
Глава II. Практическая часть
2.1. Анализ результатов исследования интереса к истории своего города
С целью выявления уровня заинтересованности историей своего города среди учеников 4-Б класса была проведена анкета (Приложение 1). В опросе принимали участие 22 человека.
Проанализировав результаты опроса можно сделать два обобщающих вывода:
1. Среди учащихся наблюдается высокий уровень заинтересованности в истории родного города, стремление к получению информации о достопримечательностях, интерес к дальнейшей работе в этой области.
2. Результаты анкетирования выявили тот факт, что для реализации всех стремлений и интересов учеников в родословии и генеалогии им недостаточно информации.
Выраженность результатов исследования знания истории родного города среди учеников 4-Б можно увидеть на рисунке 1.
Рис.1.Выраженность результатов исследования знания истории родного города, чел.
Анализ диаграммы показывает, что 19 учеников 4-Б класса знают историю родного, 3 человек не знают.
Выраженность результатов исследования интереса к достопримечательностям города среди учеников 4-Б можно увидеть на рисунке 2.
Рис.2. Выраженность результатов исследования интереса к достопримечательностям города, чел.
Графический анализ показал, что 17 учеников заинтересованы историей достопримечательностей города, 5 человек не интересовались этой темой.
Таким образом, мы выяснили, что среди учащихся наблюдается высокий уровень заинтересованности в истории своего города, стремление к получению информации о достопримечательностях. Мы выявили тот факт, что для реализации всех стремлений и интересов учеников в истории родного города и его достопримечательностях им недостаточно информации.
2.2. Создание книги-азбуки
Идея создания книги возникла после участия моей семьи в акции «Я - ЗАУРАЛЕЦ!»: нужно было сфотографироваться на фоне объектов Курганской области включенных в специальный перечень. Это оказались самые красивые и интересные места Зауралья. До этого они нам были не известны. В нашем городе очень много достопримечательностей и мне захотелось о них рассказать. Так и зародилась желание составить азбуку родного города Шадринска.
Считаем, что знать историю и достопримечательности своего города – это обязанность каждого. А сделать изучение увлекательным и интересным, особенно для детей, можно при помощи азбуки.
Исследование в историко-культурной жизни города – это поиск всей доступной информации о достопримечательностях Шадринска. Оно основывается на сборе данных, изучении различных краеведческих документов, систематизации информации в алфавитном порядке. Информацию можно собрать о наличии памятников истории и культуры, о известных личностях прославивших родной город, о природном капитале города, о легендах Шадринска.
Азбука - книга для изучения алфавита.
Алфавит - собрание в известном порядке всех знаков, выражающих отдельные звуки данного языка.
Изучение истории культурной жизни города мы проводили по плану:
1. Сбор информации о достопримечательностях города.
2. Изучение вспомогательных источников (фотографии и документы).
4. Изучение мест нахождения.
5.Систематизация и оформление в алфавитном порядке документов и информации.
6. Создание книги-азбуки при помощи программ Microsoft Word.
Нами были изучены исторические, архивные и новостные источники, подготовлены фотоснимки, совершены поездки. По результатам исследований информация о историко-культурной жизни города Шадринска была составлена в алфавитном порядке. Книга была собрана в текстовом редакторе Microsoft Word. Систематизация и оформление документов и информации в алфавитном порядке помогло нам лучше узнать историко-культурную жизнь нашего города и создать книгу-азбуку города Шадринска.
Заключение
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Теоретический анализ исторической литературы показал, что история - это наука о прошлом, для установления последовательности событий и описания фактов; культура – это человеческая деятельность в её самых разных проявлениях и сохранение её в социуме. Это помогает нам узнать историю, культуру и традиции своего города. Издавна на Руси узнавали о исторической жизни своей малой родины из летописи из архивных книг, читая и изучая их. Интерес к ней год от года повышается.
В Древней Руси городом называлось всякое крупное жилое место, окружённое такой оградой. Города служили центром развития культуры и ремёсел, технических достижений. На протяжении веков, историю об ушедшем времени и событиях описывали в книгах и передавали потомкам. Знакомясь с историей родных мест, человек приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. Изучение истории родного города способствует патриотическому воспитанию, бережному отношению к объектам культурного наследия.
Проанализировав результаты опроса по выявлению уровня заинтересованности историко-культурной жизни родного города у учащихся 4-Б класса, можно сделать выводы: среди учащихся наблюдается высокий уровень заинтересованности в истории родного города, стремление к получению информации о достопримечательностях, интерес к дальнейшей работе в этой области. Результаты анкетирования выявили тот факт, что для реализации всех стремлений и интересов учеников в истории родного города и его достопримечательностей им недостаточно информации.
В ходе исследования мы изучили информацию о истории событий и культурных памятниках города, их местонахождение, фотографии и документы, узнали много нового и интересного о родном городе. По результатам исследований информация была систематизирована и оформлена в алфавитном порядке. Изучение и систематизирование информации помогло нам лучше узнать историю нашего города и создать книгу-азбуку.
Все поставленные задачи исследования выполнены, цель работы достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Альманах. Тобольск и вся Сибирь. Номер 17. Шадринск.
2.Культурное наследие (памятники истории и культуры_ г. Шадринска /Авт.-сост.: Е.С. Колчина, Л.В. Калашникова; фот. Е.С. Колчина – Шумиха: ОТУП «Шумихинская межрайонная типография», 2012.-320 стр.
3.Перунов В.К. Очерки истории строительства и предпринимательства в Шадринске в XVIII – XX вв.-Шадринск: Издательство Шадринского пединститута, 2001.
4. https://ru.wikipedia.org/wiki
5. http://shadr-kultura.ru/
6 .http://shgpi.edu.ru/