Школьная жизнь в послевоенные годы. Из истории Пестравской средней школы (1946-1949 гг.) (по материалам школьной архивной коллекции).

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Школьная жизнь в послевоенные годы. Из истории Пестравской средней школы (1946-1949 гг.) (по материалам школьной архивной коллекции).

Красова  А.А. 1
1ГБОУ СОШ с. Пестравка
Смарчкова  Т.В. 1
1ГБОУ СОШ с. Пестравка
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В жизни каждого человека школьные годы –одна из самых запоминающихся страниц. Всё главное в судьбе человека начинается со школы..

История школы – это живые страницы жизни людей, больших и маленьких, весёлых, озорных, стремительных, серьёзных и важных. Школа даёт человеку главные ориентиры в жизни, во многом определяя его дальнейшую судьбу.

Самые важные годы своей жизни человек проводит в школе. Именно здесь он находит настоящих друзей, определяется в выборе своих увлечений, своей будущей профессии, впервые сталкивается с жизненными трудностями и радуется своим первым победам. Школа надолго остается в сердце каждого человека светлым этапом жизненного пути.

В школьной архивной коллекции представлено очень много различных документов, отражающих историю нашей школы. Это приказы директоров, протоколы педагогических советов, личные документы (аттестаты, дневники, ведомости успеваемости, воспоминания учащихся, планы и конспекты уроков учителей), фотографии. Моё внимание привлекла тетрадь с потёртой матерчатой обложкой, в которой помещены приказы директоров нашей школы с 1946 по 1949 год. Изучение этого источника показало, что школьная жизнь в послевоенный период очень отличается от современной. Это и побудило меня исследовать историю Пестравской средней школы после окончания Великой Отечественной войны.

Цель исследования – изучить историю Пестравской средней школы после окончания Великой Отечественной войны.

Задачи исследования:

- изучить все приказы директоров Пестравской средней школы;

-расшифровать их содержание и адаптировать с учётом современной орфографии;

Предмет исследования – книга приказов по Пестравской средней школе Пестравского района Куйбышевской области (01.09.1946-30.12.1949гг.)

Книга приказов по Пестравской средней школе Пестравского района Куйбышевской области представляет собой общую тетрадь, где размещены приказы директоров школ, начиная с 1 сентября 1946 года по 30 декабря 1949 года. Анализ этого источника показал, что приказы и распоряжения касаются различных вопросов школьной жизни: организация учебного процесса

С помощью данного документа, можно не только узнать историю своей родной школы, но и на её примере рассмотреть систему образования школ всего государства, можно найти сходства и различия двух времен, это можно проследить на истории зарождения и становления Пестравской школы.

Глава 1.Организацияи осуществление учебного процесса.

Своё начало история нашей школы берёт в далёком прошлом. В списке населённых мест Самарской губернии по сведениям 1863 года указано, что в селе Пестравка действует церковно-приходская школа.1 Она была организована по инициативе и на средства помещика Шихобалова.. Оплата за учебу в год составляла 130 рублей. В 1889 году было две школы – мужская и женская.2 . В 1910 году появилась 4-х классная земская школа. Известны фамилии её первых учеников: Куянов И., Дохлов Е., Петрухина А., Гвоздева Е., Саяпина Д., Лапшина А., Кижаева Ф. Заведовал земской школой Зуев А.П. В 1913 году существовала уже 3-х классная школа. На три класса был один учитель – Неумывакин Иван Иванович. В 1928 году школа стала семилетней. В ней обучалось 46 учеников. Учителями были только мужчины. В 1937 году семилетка была преобразована в среднюю школу. Первым её директором был Соколенко Иван Михайлович

В 1937 году состоялся первый выпуск средней школы. В 1941 году школу окончили 30 учащихся. Восемнадцать из них ушли на фронт. Среди них Воронцов Е.В. – будущий директор нашей школы. Ушёл на фронт и директор школы –Гладков А.В. В 1942 году он погиб.

Завершение Великой Отечественной войны стало огромным облегчением для советских людей. Перед обществом встали не только задачи восстановления разрушенного хозяйства, но и те, решение которых было отложено в военный период. Одной из важнейших задач было возрождение разрушенной войной системы образования.

На 1 сентября 1946 года в Пестравской средней школе было скомплектовано 19 классов. В начальной школе было только по одному классу, 5-х - два класса, 6,7,8 – х - три, 9-х и 10-х два.3 Увеличение количества классов можно объяснить тем, что к этому времени было введено обязательное семилетнее образование. В районную школу поступали учащиеся из других сёл района. Приказом директора школы были назначены классные руководители. Кроме привычных для нас предметов преподавались тригонометрия. Конституция СССР. Основы дарвинизма, военно-физическая подготовка, геология (Приложение 1). В 1946 году в школе преподавались немецкий и французский языки. О внеклассной работе в приказах ничего не упоминается. Скорее всего, её практически не было. Единственный раз упоминается, что классные руководители два раза в неделю должны проводить политинформацию по материалам газет и о направление команды школы на областную спартакиаду.

В первые послевоенные годы ощущался недостаток учителей, к тому же за годы войны в школу пришло много людей, не имеющих специальной педагогической подготовки. За короткий период в школе поменялись четыре директора. Ракитин Н. (1946-1947гг), Верин М.П. (01.03.1948-17.08.1948гг),(16.10.1948-21.03.1949гг), Пострелкин П.К. (17.08.1948-16.10.1948гг), Загумёнова А. (21.03.1949г.-).

Вопрос о качестве обучения стоял остро. Эта проблема коснулась и нашей школы, о чём свидетельствую распоряжения директоров школ. Так в приказе № 10 от 10 сентября 1946 года говорится: «Для усовершенствования мастерства в педагогической работе учителей, точности и ясности представления материала своего предмета, систематически повышать свой методический уровень, создать методические секции предметников».4 Приказ директора Верина Михаила Петровича№ 43 от 28 сентября 1948 года, гласит: «За поверхностную проверку письменных работ по русскому языку в 5 классе, выразившуюся в пропуске ошибок от 5 до 11 в каждой работе, преподавателю Грушевскому П.И. объявляю выговор».5 Мы предполагаем, что учитель не имел педагогического образования. Возможно, он был направлен на работу в школу после фронта, после ранения.

Из содержания приказов можно сделать вывод, что в послевоенные годы серьёзной проблемой была успеваемость учащихся. В приказе № 43 от 28 ноября 1948 года отмечается, что из 511 учащихся не успевают 187 человек. Это примерно 40%. В приказе даются разные объяснения такого состояния успеваемости: слабая подготовка учителей, отсутствие наглядности на уроках, связи школы с родителями и т.д. В приказе директора школы М.П.Верина даётся распоряжение: «Всем классным руководителям в конце занятий каждой смены подводить итоги учебного дня и принимать меры к устранению имеющихся недостатков. Классный руководитель обязан ежедневно присутствовать на уроках в своём классе».6 Это позиция администрации школы. А многие выпускники в воспоминаниях отмечают, что после окончания уроков основная масса детей была озабочена тем, как прокормить себя. Валерий Тимофеевич Афанасьев рассказывает, что после уроков они с друзьями ходили в лес, где ловили птиц, забирали из гнёзд яйца, в поле выливали сусликов и там же готовили их. Иногда за помощь в охране колхозных бахчей добрый дед – сторож давал им парочку арбузов. И это было великим счастьем. Кроме администрации, учителей и классных руководителей, контроль за учёбой и посещаемостью осуществляли и сами ученики. В школе действовал учебный комитет. На его заседания приглашались неуспевающие, где их «прорабатывали» одноклассники, брали на поруки, назначали учащихся по оказанию помощи в подготовке домашних заданий.

Каждый год учащиеся, чтобы перейти в следующий класс, сдавали переводные испытания по всем предметам, а экзамены - по окончании начальной школы, 7-го класса и 10-го. В исключительных случаях допускалась сдача экзаменов на аттестат зрелости экстерном. Были случаи перевода учащихся в следующий класс без испытаний на основании медицинской справки.

26 октября 1940 года вышло постановление СНК СССР №638 «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий». 7Платили за обучение 8-10 классах. Годовая плата примерно соответствовала средней месячной номинальной зарплате советских трудящихся. В послевоенные годы даже такая сумма лишила многих детей возможности продолжить образование после седьмого класса. А колхозники в те времена вообще работали за трудодни и не получали зарплаты, так что многие сельские школьники в старшие классы не смогли пойти. Оплата осуществлялась по полугодиям. Те родители, кто всё же решил обучать своих детей, испытывали серьёзные в трудности в оплате обучения. В приказах директоров неоднократно упоминается о необходимости оплатить обучение: «Обязываю учащихся 8-9-10 классов до 20 мая 1948г. внести в кассу школы плату за обучение»; «Обязываю учащихся старших классов внести в кассу школы плату за обучение в 1-ом полугодии 1948-49 годов». За несвоевременную оплату могли отстранить от занятий или исключить из школы.

В послевоенной школе серьёзной проблемой была дисциплина. Нарушений было много и разных. И наказания различные: от постановки на вид до исключения из школы. Выговоры объявлялись «за табакокурение в стенах школы и на улице, попытку срыва уроков, за самовольный уход с уроков. Снижали отметки по дисциплине «за невыполнение учебных заданий, за пропуск уроков, грубое обращение в школе и семье, за воровство.

Например, «За проявление недисциплинированности учащимся 4 класса Картохиным Виктором, выразившимся в срыве со стены школьной настенной газеты 27 января 1948 года, приказываю: ученика 4 класса Картохина В. исключить из школы с 29-го января 1948 года сроком на одну неделю, о чем довести до сведения родителей»; «На основании решения педагогического совета от 20 марта 1948 года учащегося 5 класса Кожухова Виктора, имеющего неоднократные предупреждения, временно ранее исключенного из школы за систематическое нарушение дисциплины школы, приказываю исключить из школы до 1 сентября 1948 года». А 9 декабря 1948 года он был исключён без права поступать в эту школу.8 «За моральное бытовое разложение ученицу 7 «А» класса Кадацкую Анну из школы исключить».

Глава 3. Хозяйство школы.

Анализ приказовпоказывает, что хозяйство школы было достаточно большим и хлопотливым.Школа состояла из семи основных зданий: два учебных – начальная и средняя школы, дом директора школы, два дома для учителей, склад спортивного инвентаря, буфет. На школьном дворе размещались также спортивная площадка, хозяйственные помещения, где содержался школьный скот, а также помещения для хранения дров.

В штате школы были заведующий хозяйством, столяр - плотник, чернорабочий, уборщицы, буфетчица, рабочий по уходу за скотом, ночной сторож, дворник (с февраля 1949 года). Большое количество приказов посвящено вопросам приёма и увольнения технического персонала. Увольнялись и увольняли очень часто. Это можно объяснить тем, что работы было много, ответственность серьёзная, а заработная плата низкая. В обязанности уборщицы входила не только уборка помещений. Они должны были до занятий протопить голландки, принести воды из колодца. Рабочий день начинался в 6-00 утра. Кроме этого весь технический персонал принимал участие в заготовке дров и сена для школьного скота.

от 31 мая 1949 года: «Предупредить учителя Журавлева П.И. и охранника Бондарева С. За несерьезное отношение к школьному скоту, выразившемся в том, что быка Мишку после работы на дворе у Журавлева П.И. был отпущен в открытый школьный двор, а не закрыт в конюшне и не сдан лично конюху, и ушёл в неизвестном направлении. Принять меры по розыску ушедшего быка, расходы, связанные с розыском быка, поставить за счёт Журавлёва П.И. и Кривозубова.» Директор Загумёнова.стр.126-127.

В июле 1948 года завхоз был уволен как не обеспечивший ремонт школы, потом перевели в рабочие.

Приказ от 14февраля 1949 года о том, что заготовленное для школы в совхозе имени Марти сено в количестве трёх возов было похищено. Деньги взыскать с завхоза, по 250 рублей за воз. А оклад у него – 35о рублей.Стр.95

Приказ от 20 февраля 1949 года: за отказ от поездки в лес за дровами для школы без уважительной причины уборщицу Измайлову с работы снять. Следующий приказ: в целях бесперебойного отопления школьных зданий объявить декадник по заготовке и вывозу топлива привлечь весь административно-технический персонал. Завхозу было поручено составить график вывоза в лес людей.

Для меня, как исследователя данного документа, одним из интересных приказов был приказ № 75 по Пестравской средней школе от 31 мая 1949 года: «Предупредить учителя Журавлева П.И. и охранника Бондарева С. За несерьезное отношение к школьному скоту, выразившемся в том, что быка Мишку после работы на дворе у Журавлева П.И. был отпущен в открытый школьный двор, а не закрыт в конюшне и не сдан лично конюху, и ушёл в неизвестном направлении. Принять меры по розыску ушедшего быка, расходы, связанные с розыском быка, поставить за счёт Журавлёва П.И. и Кривозубова». Директор Загумёнова Августа Бык Мишка не был найден материал был передан в суд. Заготавливалось сено и для работников школы. За недисциплинированность работников школы лишали возможности получить сено в личное хозяйство.

Летом 1949 года началось строительство ещё одного здания школы.

Заключение.

Школа в нашей жизни играет огромную роль, которую не все ценят и до конца не понимают. Школе и вчера и сегодня и завтра отведена очень важная и ответственная роль в становлении и воспитании молодого поколения и каждой личности в отдельности. Именно личности, потому что заходит в нее большой малыш, а об окончании ее выходит, пусть еще не до конца сформировавшаяся личность.

Простым алегоричным языком школа - это фундамент юной жизни, это трамплин для покорения жизненных судьбоносных вершин в современном нелегком мире. Школу иногда сравнивают с армией. Это сравнение не все разделяют, но что касается ребят - то это справедливо. Ведь малыш впервые начинает трудиться! Ребята впервые начинают понимать и создавать свой коллектив, понимать, что такое дружба и чувство локтя товарища. Стремление быть первым в любом деле "спорт, КВН, худ. самодеятельность" создает характер, помогает раскрыться юному человеку, его таланту, его воспитанию.

Школа - это огромный организм, в котором все должно быть направлено на создание и выращивание нового современного поколения.

 

Перечень источников

1.Тетрадь приказов по Пестравской средней школе Пестравского района Куйбышевской области (1946-1949гг). Школьная архивная коллекция.

2.Воспоминаия Агеенко (Афанасьевой) Маргариты Тимофеевны (материалы школьной архивной коллекции)

3.Воспоминания Афанасьева Валерия Тимофеевича (материалы школьной архивной коллекции)

4.Воспоминани Бижановой (Сафроновой) Антонины Алексеевны (материалы школьной архивной коллекции)

5.Воспоминания Добрыдневой ( )Нины Александровны (материалы школьной архивной коллекции).

6.Воспоминания Козловой (Пугачёвой) Марии Филипповны (материалы школьной архивной коллекции).

7.Воспоминания Куприковой (Солодовниковой) Елены Владимировны (материалы школьной архивной коллекции).

Список литературы

1.Абакумов А.А. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов: 1971-1973. М. 1974.

2.Денисова М.А. Народное образование в СССР. М. 1985.

3.Кабатченко М.В. Народное образование в СССР. М. 1986.

4.Леонтьев А.А. История образования в России от древней Руси до конца XX века. Газета «Русский язык», №33, 2001.

5.Липник В.Н. Школьные реформы. Библиотечка журн. »Вестник образования России.- М.: ПроПресс, 2002, №8, с35-48.

6.Малышев М.П. Организация и планирование всеобщего среднего образования. М. 1957.

7.Новиков А.М. Народное образование в Советском Союзе. М. 1966.

8.Павлищев К.С. Народное образование в СССР. Сборник нормативных актов. М. 1987.

9.Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. М. 1976.

10.Хроменков Н.А. Сегодня и завтра народного образования в СССР. М. 1989.

Приложения.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.

Приложение 8.

Приложение 9.

1 Список населённых мест Самарской губернии по сведениям 1863 года. Самара, 1864, с136.

2 Список населённых мест Самарской губернии по сведениям 1889 года. Самара, 1890, с142..

3 Тетрадь приказов по Пестравской средней школе Пестравского района Куйбышевской области, с.1.

4 Тетрадь приказов. С.3

5 Тетрадь приказов, с.86.

6 Тетрадь приказов, с.64.

7 АА.Абакумов А.А. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов: 1971-1973. М. 1974, с73.

8 Тетрадь приказов,сс.55, 89.

Просмотров работы: 2164