Исчезнувшие деревни Шадринского уезда

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исчезнувшие деревни Шадринского уезда

Куксгаузен В.А. 1
1МКОУ "Средняя общеобразоватлеьная школа №2"
Селиванов В.Е. 1
1МКОУ "Средняя общеобразоватлеьная школа №2"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Умирают деревни, умирают деревни!
Исчезают навеки, хоть верь, хоть не верь.
Где отыщется слово суровей и гневней,
Чтобы выразить боль этих жутких потерь?!

Тема моей исследовательской работы - «Исчезнувшие деревни Шадриского уезда». Я считаю, что актуальность темы очевидна. Каждый человек, будь то ребенок или взрослый, должен знать историю родного края, так как в нашей огромной стране у каждого человека есть своя маленькая Родина - село, деревня, улица, то место, где он родился. Из таких небольших уголков и состоит наша большая и великая страна.

Если обратить внимание на карту Шадринского уезда, то увидим, что на ней отмечено большое количество сел и деревень. Но, к сожалению, большинства этих деревень уже нет.

На тех местах, где раньше были деревни, сейчас можно увидеть только поле, поросшее травой, кустами и крапивой. Мало кто знает, какими были эти деревни, и почему они исчезли. С годами многие села поменяли свой вид.

Мне интересно изучить историю родного края, хочу узнать, где находились деревни, которых уже нет, когда они были основаны, кем, чем занималось население и почему произошло так, что поселения не стало.

В своей работе я изучал исчезнувшие деревни Воробьева и Крюкова. Я посетил архив, поработал с историческими источниками (церковные документы, книги, журналы, газеты), исследовал карту Шадринского уезда. После изучения побывал на месте, где располагались деревни Воробьева и Крюкова, а также провел социальный опрос у населения сел Мыльниково, Сухринское, Неонилино и деревни Титова, которые находятся по соседству от исследуемых деревень.

Цель исследовательской работы – изучить историю исчезнувших сел.

Задачи:

Найти сведения об исчезнувших селах.

Изучить историю основания сел.

Проанализировать причины исчезновения сел.

Новизна:

Новизна работы заключается в том, что предметом исследования избрана тема, которая фактически мало изучена.

Объект: история событий связанных с селами.

Предмет:

1. Деревня Воробьева,

2. Деревня Крюкова.

Проблема: причина исчезновения деревень Воробьева и Крюкова.

Гипотеза: исторические события и политика государства повлияли как на рождение, так и на исчезновение многих деревень.

История деревни Воробьева

Деревня Воробьева располагалась в Шадринском уезде на берегу старицы реки Исеть (Приложение 1, рис.1,2). Она делилась на Большую Воробьева и Малую Воробьева (Приложение 2, рис.3). Соседними селами являются Мыльниково и Сухринское. Точная дата основания этой деревни неизвестна, но мы выяснили, что она просуществовала до 1985 года. Так же неизвестно почему деревня получила такое название, существуют лишь предположения, которые мы узнали в ходе нашего социального опроса населения. Некоторые люди говорят, что на месте деревни течет река Воробьевка, благодаря которой деревня получила свое название. Но в ходе исследования было выяснено, что реки Воробьевки нет, а на месте где была деревня, течет река Исеть. По другим версиям нам стало известно, что основателем деревни был человек по фамилии Воробьев, в честь которого она и названа (Приложение 3, рис.5,6; Приложение 4, рис.7,8).

Жители деревни Воробьева занимались земледелием, скотоводством, разведением птицы. Славе наших шадринских гусей мы обязаны воробьевцам, так как именно они разводили здесь эту породу.

Деревня относилась к Сухринскому церковному приходу, в ней не было ни часовни, ни церкви.

В селе Сухринском была церковь, построенная 1689 году во имя Святой Великомученицы Параскевы. В 1818 году в селе на месте деревянной церкви был заложен каменный двухэтажный храм. Этого храма давно уже нет, о нем напоминает только лишь памятник в виде часовни.

Воробьевцы ходили и в Свято-Ильинскийхрам, находившийся в селе Мыльниково, рассказам жителей он просуществовал до середины тридцатых годов двадцатого века. Церковь была разрушена коммунистами. Ее купола были брошены в реку Исеть, текущую неподалеку. В солнечные дни, купола светились из-под воды, играя солнечными зайчиками, до тех пор, пока песок и ил не замыли их. В настоящее время на месте храма находится небольшая церковь.

В деревне Воробьева была школа грамотности, открытая священником села Сухринское в октябре 1877 года. Эта школа собственного здания не имела, а находилась в съемном помещении. Она содержалась на церковные и попечительские средства. Местный священник занимал в школе должности заведующего и законоучителя, проводил занятия по всем предметам. Священник ездил в школу каждый день на своей лошади. Библиотеки при школе не имелось. Согласно данным церковной летописи, за 1900-1901 г. в школе обучалось 20 человек, в 1908-1909 г. обучалось 11 человек. Школа была закрыта в мае 1909 года из-за отсутствия средств на содержание.

По воспоминаниям бывшей жительницы деревни Воробьева, Лисицыной Людмилы Михайловны, в деревню провели электричество в 1956 году (Приложение 2, рис.4). До этого времени жители пользовались керосиновыми лампами. Воду брали из колодцев. На реке были построены небольшие плотики для стирки вещей. В 60-х годах в деревне была построена водонапорная башня, изначально предназначенная для поения скота на ферме. Как и прежде Воробьевцы занимались хозяйством. Люди разводили скот, обрабатывали поля. В основном хозяйством занимались для себя, но появившиеся излишки они продавали.

Колхоз «Путь Ильича» объединял Большую Воробьева и Малую Воробьева, его основная направленность была на разведение крупного рогатого скота и обработку полей, которые находились от деревни недалеко – за лесом. Колхоз имел свою технику. Фермы были построены за деревней на возвышенности неподалеку от дороги. В них разводили коров, овец, баранов, птицу. В колхозе имелся конный двор. Председателем колхоза «Путь Ильича» был Красильников Александр Егорович.

Людмила Михайловна рассказала, что в деревне была очень хорошая учительница - Адосон Елена Тимофеевна. Дети ее сильно любили и тянулись к ней. Она была добрым и отзывчивым человеком.

В Воробьева был деревенский клуб, где жители проводили свободное время. Молодежь собиралась толпами, вечерами они гуляли по деревне, пели песни, играли на гармони. Любимым местом сбора молодежи был берег реки Исеть. Они собирались и весело проводили время, как и в будние вечера, так и в праздничные на Троицу или Ильин день. Жители Малой и Большой Воробьева жили дружно, всегда помогали друг другу и ничего не делили.

Еще одним развлечением были ярмарки, на которых люди веселились, гуляли и могли приобрести какой-нибудь товар.

В деревне жила умелая швея Лисицына Евдокия Васильевна. Она за плату шила одежду на всю деревню.

Дома в Воробьева были деревянные, с надворными постройками. Некоторые бани топились по-черному, войдя внутрь можно было увидеть прокопченные стены. Бани были не у всех. У кого их не было, ходили к соседям.

В клубе села Мыльниково сохранилась карта с расположением домов в деревне Воробьева.

С декабря 1941 года по февраль 1942 года в деревне Воробьева проходило переоформление 106 стрелковой дивизии. 106 Днепровско – Забайкальская ордена Суворова стрелковая дивизия прошла боевой путь от Курска до Берлина и Праги. 40 воинов дивизии удостоены звания Героя Советского Союза. С фронта в родную деревню пришли Красильников Иван Степанович, Лисицын Михаил Иванович (вернулся с ранением), этих людей назвала нам Людмила Михайловна.

К 1986 году жители Воробьева стали покидать деревню, переезжая в близлежащие села. С чем это связано сказать трудно, но существуют предположения, что власти массово сокращали небольшие деревни, чтобы объединить колхозы и жителей в одно целое. После того как люди покинули деревню, колхоз «Путь Ильича» перенесли в село Мыльниково (Приложение 5, рис.9,10).

По решениям Шадринского Районного Совета народных депутатов от 04.12.1981 года под №283 и 20.12.1985 года под №249 деревни Большая Воробьева и Малая Воробьева исключены из учетных данных как сселившиеся и фактически не существующие (Приложение 6, рис.11,12).

История деревни Крюкова

На юго-востоке от города Шадринска располагалась деревня Крюкова. Как гласит народное предание, деревня получила свое название от фамилии первого поселенца - Крюков, но в народе бытует еще одно мнение: место для основания селения находилось в труднопроходимых местах, чтобы добраться до него, нужно было сделать большой крюк (Приложение 7, рис.13,14). Точная дата основания деревни неизвестна, но по некоторым данным она относится к 1750 году (Приложение 8, рис.15-17). Деревня находилась на берегу реки Ичкино. Климат этого района умеренный, почва черноземная. Известно, что житель Крюкова Софон Кондин основал село Кондинское. Это селение находилось между деревнями Титова и Сибирки. Сейчас на месте деревни остались лишь небольшие обломки строений, и в чистом поле, среди густой травы виднеется обелиск, установленный погибшим в годы Великой Отечественной Войны крюковцам.

В ходе исследования мы побеседовали с семьей Нятиных. Евгения Владимировна и Михаил Захарович - последние жители деревни Крюкова. На данный момент они живут в городе Шадринске. Семья Нятиных, рассказала нам об истории этого замечательного селения (Приложение 9,10, рис.18-21).

С их слов, крюковцы занимались земледелием и скотоводством. С появлением колхоза «Коминтерн» в деревне стали строить ферму, которая находилась за рекой Ичкино. Своими силами был построен мост через реку, все мужчины села были задействованы в постройке деревянного моста. До 60х годов в деревне не было ни света, ни воды, воду брали из реки. Позже в каждом дворе появились у людей колодцы. В центре села находился обелиск памяти погибшим односельчанам в годы Великой Отечественной Войны. Ежегодно жители наводили порядок, следили за состоянием обелиска, красили и реставрировали его. В Крюкова была школа, клуб, ясли и сельский магазин. Медпункта не было, приходилось ходить в соседнее селение - деревню Титово. В деревне была своя ветряная мельница и зерносклад. Работы хватало всем: женщины трудились на ферме (основной деятельность - дойка коров), мужчины работали на пашне скотниками, трактористами. Первоначально колхоз назывался «Прожектор», он первым получил грузовую машину ГАЗ-АА (полуторку) для перевозки молока и хлеба.

В Крюкова был большой сад, там выращивали яблоки, сливы, смородину, малину, крыжовник. В этом саду работала специальная бригада по ухаживанию и сбору урожая. Руководил бригадой садовод Михаил Павлович.

По словам Евгении Владимировны Нятиной, Крюкова выходила на первое место среди деревень по сбору молока. Еще одним местом работы была кузня. Первоначально, как и во всех деревнях, люди работали за трудодни. На них можно было обменять продукты, позже стали платить заработную плату. В деревне было примерно 36 домов. Жители деревни жили дружно. Весело справляли праздники и завершение полевых работ. Одним таким праздником был «борозда», этот праздник отмечался после сбора урожая. За счет средств колхоза в центре деревни накрывались столы, люди могли расслабиться после тяжелой работы.

В деревне люди были верующими, но ни церкви ни часовни не было, приходилось ходить в село Кондинское, там находился деревянный Храм во имя Великомученицы Параскевы. По грамоте Сильвестора Митрополита Тобольского, церковь была построена из дерева в 1750 году. В 1822 году на месте старой деревянной церкви был построен новый каменный храм. Строительство проходило на средства прихожан. В 1940 годах церковь была взорвана. В настоящее время на том же месте строится новая церковь.

Свадьбы в деревне справлялись красочно, у повозок разукрашивали дуги, подвешивали колокольчики, на коней сверху настилали яркую красочную ткань. Весело и шумно праздновались крюковцами проводы зимы, жители наряжались в разных сказочных персонажей и веселились.

Кладбища у деревни Крюкова своего не было, жителей в последний путь приходилось провожать на кладбищенский двор, находившийся возле деревни Плоская. На «ходках» (так называли крюковцы телеги) жарким летом и холодной зимой мужчины везли рожать своих женщин в село Кондинское, так как там находился ближайший родильный дом. Нятины Михаил Захарович и ЕвгенияВладимировна рассказали, что в годы революционной войны через деревню Крюкова проходили солдаты белого движения - Колчаковцы. Родители прятали своих дочерей в картофельные ямы. Колчаковцы забирали с собой мужчин (которые так больше и не вернулись), лошадей и телеги.

Из Крюкова Михаил Захарович и Евгения Владимировна уехали в 2007 году, в деревне оставалось 9 домов. 9 мая 2009 года на полях не далеко от деревни начался пожар, пламя перебросилось на деревню, оставшиеся дома сгорели. С этого времени деревни Крюкова нет, только в чистом поле виднеется обелиск и несколько кирпичных развалин.

Заключение

Подводя итоги нужно отметить, изучение родного края - это долгий, но интересный процесс. В ходе исследования нам удалось выяснить, где находились деревни Воробьева и Крюкова. Мы собрали нужные сведения об истории этих поселений. Сейчас мы знаем, чем занимались жители, какие дома и постройки были в этой деревне. Нам стало известно до какого времени просуществовали деревни Воробьева и Крюкова. Узнали к какому церковному приходу относились жители этой деревни. Мы пришли к выводу, что политика государства в какой-то мере повлияла на исчезновение деревни Воробьева, так как власти массово сокращали небольшие деревни, чтобы объединить колхозы и жителей в одно целое. Деревню Крюкова уничтожил пожар, который начался неподалеку от нее. Однако к этому времени жители деревни по воле судьбы уже разъехались кто куда.

Мне бы хотелось, что бы мои земляки так же как и я интересовались историей нашего родного края. Я считаю, что поставленные мною цель и задачи были достигнуты.

Пусть не знаю я тонкостей сельской жизни,

Пусть меня городская судьба вела,

Только всех нас деревня вскормила.

И на свет белый произвела!

Список использованных источников

Гаев И.М., Перунов В.К., Иовлева В.Н. Шадринские сёла. – Шадринск: Издательство Шадринского пединститута, 1997. – 83 с.

Чернышев С.Ф. Русские на Исети. – Шадринск: ПО «Исеть», 1999. – 159 с.

Клировая ведомость, 1818-1837.

Ведомость о церкви, 1840-1865.

Церковная летопись, 1901.

Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск [Электронный ресурс].  URL: http://uralgenealogy.ru/content/ blogcategory/51/71/

Церковные ведомости [Электронный ресурс].  URL: http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=849

Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии. - 
Екатеринбург, 1902. - 647 с.

Приложение 1

Рис. 1 Мой путь к деревне Воробьева

Рис. 2 Карта расположения домов д. Воробьёва

Приложение 2

Рис. 3 Карта расположения д. Воробьева

Рис. 4 Лисицына Людмила Михайловна – бывшая жительница д. Воробьева

Приложение 3

Рис. 5 Место расположения д. Воробьева

Рис. 6 Место расположения д. Воробьева

Приложение 4

Рис. 7 Памятник д. Воробьева

Рис. 8 Памятник д. Воробьева

Приложение 5

Рис. 9 Государственный архив в г. Шадринске

Рис. 10 Работа с церковной летописью в архиве

Приложение 6

Рис. 11 Решение о ликвидации деревни Большая Воробьёва

Рис. 12 Решение о ликвидации деревни Малая Воробьёва

Приложение 7

Рис. 13 Карта расположения деревни Крюкова

Рис. 14 Карта деревни Крюкова

Приложение 8

Рис. 15 Деревня Крюкова в данный момент

Рис. 16 Деревня Крюкова в данный момент

Рис. 17 Деревня Крюкова в данный момент

Приложение 9

Рис. 18 Колодец Деревни Крюкова

Рис. 19 Дом семьи Нятиных в деревне Крюкова

(фото из личного архива)

Приложение 10

Рис. 20 Доярки деревни Крюкова (Нятина Евгения Владимировна

вторая справа, фото из личного архива)

Рис. 21 Семья Нятиных

Просмотров работы: 500