Герой России

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Герой России

Валеев  А.Р. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение муниципальная общеобразовательная школа №53
Иванова  Т.П. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение муниципальная общеобразовательная школа №53
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мой рассказ о Рязанцеве Алексее Фёдоровиче– Герое Советского Союза – выпускнике Октябрьской школы № 53, нашем односельчанине.

С детства жители поселка Октябрьского узнают о легендарном герое Великой Отечественной войны Алексее Федоровиче Рязанцеве .

Родился 15 октября 1915 года в поселке Баулино в семье лесника. Русский. Отец был уважаемым человеком, потомственным егерем-лесником. В их доме не раз останавливались, приезжая на охоту, видные деятели партии и государства. В детстве Алексей разговаривал с В.И. Ленины, став старше ходил на охоту с М.И. Калининым. После окончания 8-го класса Балятинской сельской школы (ныне МОУ «Школа № 53») поступил в школу фабрично-заводского ученичества при Московском автомобильном заводе, освоил рабочую профессию термиста.

Летом 1934 года был призван в ряды Красной Армии и по путевке Сормовского райкома комсомола направлен в школу летчиков. В августе был зачислен в 9-ю объединенную военную школу летчиков и летчиков-наблюдателей в городе Харьков. После выпуска в 1937 году лейтенант Рязанцев был оставлен в школе инструктором. Готовил кадры для авиации республиканской Испании, освоил несколько типов самолетов: бомбардировщики ТБ-1, СБ, истребители И-15 и И-16. Написал несколько рапортов об отправке добровольцем в Испанию, но безрезультатно.

Когда началась Великая Отечественная война, за плечами старшего лейтенанта Рязанцева были три с половиной года инструкторской работы в Харьковской (с 1938 года – Чугуевской) военной авиационной школе летчиков. В первые дни войны написал рапорт об отправке на фронт. 7 июля он прибыл на должность заместителя командира 3-й эскадрильи в 296-й истребительный авиационный полк, действовавший на Южном фронте.

В первом боевом вылете сбил немецкий бомбардировщик. Затем одержал еще две победы. Неоднократно летал на разведку, провел 11 штурмовок живой силы и техники противника. Лично уничтожил на земле до 30 автомашин с грузами, 25 повозок с боеприпасами и более сотни солдат и офицеров противника. За бои начального периода войны был награждён орденом Красного Знамени.

В конце августа в воздушном бою был ранен в руку (потерял большой и средний палец правой руки). После госпиталя был признан негодным к летной работе. Несмотря не решение врачей, вернулся в свой полк и продолжил летать. Вскоре был переведен в 297-й истребительный авиационный полк командиром эскадрильи. С этим полком он прошел всю войну.

В воздушном бою над Сталинградом был сбит и снова ранен в правую руку.Во время вынужденной посадки около Мамаева кургана, летчик повредил позвоночник, двенадцать суток находился без сознания. Несколько месяцев провел в госпиталях и вернулся в свой полк .В составе этой дивизии Рязанцев воевал на Воронежском, Степном, 2-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в Курской битве и битве за Днепр, освобождении Правобережной Украины, в Корсунь-Шевченковской и Ясско-Кишиневской, Дебреценской, Будапештской наступательных операциях.

От боя к бою росло мастерство летчика-истребителя, увеличивался счет сбитых вражеских самолетов. 16 октября в районе Мишурин Рог - Лиховка пятерка Ла-5 под командованием майора Рязанцева вылетела на прикрытие наземных войск. Летчики встретили 20 немецких бомбардировщиков Ju-87 в сопровождении 6 истребителей Me-109. Ожесточенный бой длился 15 минут, было сбито 7 вражеских самолетов два из которых на счету ведущего. Это были его 10 и 11 победы. Только за две недели октября он уничтожил в воздушных боях с превосходящим противником пять «юнкерсов» и один «мессершмитт». За образцовое выполнение боевых заданий награжден вторым орденом Красного Знамени.

К сентябрю 1944 года штурман полка гвардии майор Рязанцев совершил 154 боевых вылета, провел 45 воздушных боя, сбил лично 15 самолетов противника и 1 в группе. 13 сентября командир полка гвардии майор Мавсенко, заполняя наградной лист, писал: «...в каждом из боев ярко проявилось замечательное личное мастерство, искусство руководить воздушным боем группы, высокая тактическая грамотность и непреклонная воля к победе. Дерзость, отвага и вместе с тем расчет, основанный на большом боевом опыте, - таковы отличительные черты боевой работы гвардии майора Рязанцева. Всюду, где бы он ни участвовал со своей группой в воздушных схватках, враг нес большие потери. В воздухе он всегда ищет противника, а обнаружив, уничтожает его.»

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии майору Алексею Фёдоровичу Рязанцеву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" .

О высокой награде он узнал в госпитале, где лечился после очередного ранения. Уговорил врачей досрочно выписать его и вернулся в свой полк. Через несколько дней командующий 5-й воздушной армией генерал С.К. Горюнов вручил Алексею Федоровичу Рязанцеву орден Ленина и Золотую Звезду.

В небе над Будапештом майор Рязанцев совершил свой последний боевой вылет. Всего к концу войны у него их было около двухсот и общий счет сбитых самолетов достиг 24. На груди появилась новая награда - орден Отечественной войны 1-й степени. Окончание войны застало Рязанцева в Чехословакии, в городе Брно.

В июле 1945 года медицинская комиссия признала Рязанцева инвалидом второй группы, и он был демобилизован. Приехав домой, он стремился вернуться в авиацию . Медицинская комиссия в Киеве признала Рязанцева годным к летной работе. Сам он ничего не сказал о наличии ранней инвалидности и постоянных болях. Его назначили командиром звена, работавшего на самолетах По-2. Задачи выполнялись самые разнообразные: борьба с вредителями сельского хозяйства на полях, защита леса от пожара, перевозка пассажиров и больных, почты. В страдную пору приходилось Рязанцеву бывать в командировках в Узбекистане и Таджикистане, опылять удобрениями с воздуха хлопковые поля. В 1948 году он уже был командиром авиаотряда. Награжден знаком «Отличник аэрофлота».

В сентября 1951 года он стал слушателем партийной школы ГВФ в городе Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург). После ее окончания в 1954 году Рязанцев получил назначение командиром авиаотряда в город Ворошиловград (ныне - Луганск). В том же году очередная медицинская комиссия признала его негодным к летной службе. Рязанцева перевели на должность начальника службы движения в аэропорту, где он работал до выхода на пенсию в 1977 году. Восемь лет подряд Рязанцев был депутатом Ворошиловградского городского Совета народных депутатов. Вел активную военно-патриотическую работу. Был главным редактором радио-телевизионного журнала «Патриот». После войны Алексей Федорович был частым гостем поселка Октябрьский. Он встречался с учащимися школы, выступал на пионерских сборах и конференциях, принимал участие в митингах у памятника павшим воинам. Своей жизнью и подвигом Герой Советского Союза учил подрастающее поколение патриотизму и стойкости.

Алексей Федорович Рязанцев умер 31 марта 1984 года. Похоронен в городе Луганске (в1970-1990 года - Ворошиловград). В Нижнем Новгороде память о Герое увековечена мемориальной плитой , установленной на памятнике у Вечного огня на территории Нижегородского машиностроительного завода. На площади Победы в Раменском у Вечного огня установлена гранитная плита, на которой высечено имя Героя .

Просмотров работы: 25