Введение
Я очень люблю собирать старинные вещи. Мне интересно знать, как называлась эта старинная вещь, для чего она была предназначена, чем сейчас её заменили, и почему так получилось. Вещей скопилось столько, что пора уже их показывать и выводить в свет. Именно поэтому и появилась моя работа.
Тема моей работы: «Домашний мини-музей»
Цель работы: составить каталог моих музейных ценностей
Задачи:
1. Узнать историю происхождения слова «музей» и историю их создания;
2. Посетить краеведческий музей и узнать, как составляются музейные каталоги;
3.Познакомить своих одноклассников с моим увлечением;
4. Принять участие в конкурсах учебно - исследовательских работ
Предмет исследования: экспонаты моего мини - музея
Объект исследования: способы составления музейных каталогов
Актуальность: исторические ценности всегда интересны и актуальны
Способы исследования: а) поиск, сбор и обработка информации:
- в сети Интернет и в найденных печатных материалах;
б) интервьюирование;
в) посещение Краеведческого и других Музеев города Кунгура
Гипотеза: предполагаю, что мне удастся составить каталог музейных вещей
Глава 1 Что такое музей
Зачем нужны музеи
Из Википедии я узнал, что Музей - учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой для обозрения чего-либо. Например, это могут быть картины, старинные вещи, техника, музыкальные инструменты и т.д.
Чтобы понять, зачем нужны музеи, необходимо понять, что именно они из себя представляют. Музеи представляют собой память. Поэтому, чтобы ответить на вопрос, зачем они нужны, можно только сказать, чтобы помнили, ценили и знали. Музеи представляют собой историю, поэтому необходимо понимать, что, не зная историю, сложно будет представить себе будущее, а значит, сложно его построить.
В определенный период жизни каждого человека появляется потребность рассмотреть пройденный путь и понять что-то. Появление музеев на данный момент связано с тем же. Музеи возникли в те времена, когда у человечества и общества появилась потребность оглянуться назад, а также потребность к самосознанию и самопознанию. Все современные музеи появлялись на протяжении нескольких последних столетий.
Музеи -это надежные хранители исторической памяти и наследия прошедших эпох. Музеи имеют большое значение в нашей жизни. В них отразилась жизнь тех людей, которые жили давным-давно и не только.
Поэтому музеям есть место в нашей жизни, т.к. только наследие, сохраняемое музеями, формирует человека, сохраняет традиции, показывает жизнь нашего народа.
Музеи интеллектуально обогащают наш внутренний мир, расширяют кругозор, приобщают к прекрасному, позволяют испытать сопричастность к миру и времени.
Домашние музеи
В ходе работы над исследованием я посетил Краеведческий Музей. Его работники рассказали мне, что домашний музей – это
семейный архив. В нём могут быть документы, награды, фотографии, старинные книги, произведения искусства, предметы быта, какие-то коллекционные вещи, интересные находки.
Каждая вещь напоминает о важных памятных событиях в жизни, о том, что уже никогда не вернется.
Можно создать в своем доме маленький, но уникальный музей, свой островок истории, на котором будут бережно храниться ваши семейные сокровища и от поколения к поколению передаваться память о чем-то самом важном и ценном в жизни.
Проблема возрождения мира старых вещей актуальна в нашей повседневной жизни, так как ее решение дает возможность ближе познакомиться с бытом наших предков.
Я узнал, что в городе Кунгуре есть тоже домашние музеи. Об одном из них писали в газете «Искра» ( см. Приложения, Лист 2)
А ещё у нашего друга семьи Попова Андрея Борисовича также есть мини-музей кружек. Кружки привезённые из разных стран, разных форм, расцветок и объемов. В коллекции встречаются очень редкие и старые кружки. Очень интересно рассматривать каждую и фантазировать что из них пили.
Моя двоюродная сестра Петрова Дарья Сергеевна собирает фигурки кошек. Кошечки разные: мягкие, деревянные, металические, нарисованные, из меха. Все такие красивые к каждой хочется прикоснуться.
Я также узнал, что в нашем городе есть домашний музей кукол – оберегов Тамары Ивановны Седовой. Об этом мне рассказала моя одноклассница Гостюхина Валерия. (См.Приложения, Лист 2)
Домашние музеи все такие разные и такие интересные, что хочется о каждом узнать более подробно. Вот поэтому, наверное, мне так нравится собирать и изучать все.
Глава 2 Мой домашний музей
2.1. Как я стал собирать старинные вещи
Когда мне исполнилось три года, мы с папой ходили в Кунгурский Краеведческий музей.
Из музея я пришел домой полным впечатлений от увиденного. Что там только ни было: избушка с кухонной утварью и русской печкой, старинные монеты, одежда, оружие. Больше всего мне запомнился старый самовар, который гордо стоял на столе в той самой избушке. Тогда самовары я видел только на картинках, так как сейчас ими уже не пользуемся, их заменили электрическими чайниками и чайниками, которые кипятят на газовой плите.
Я стал спрашивать взрослых, а что же нужно для того, чтобы и у меня появились старинные вещи. Я тогда даже и не знал, что таких людей, которые собирают и хранят старинные вещи, называют коллекционерами.
Так я стал коллекционером. Узнав о моём увлечении, все мои знакомые и родственники стали приносить мне старинные вещи. Некоторые вещи я попросту выпрашивал у взрослых. Кто-то мне их просто так отдавал. Так в моей коллекции появились первые самовары.
Я всякий раз думаю о том, как бы мне пополнить свою коллекцию. Мне это очень интересно. Где бы я ни был, куда бы ни ездил, я задаюсь целью привезти домой хотя бы одну старинную вещь и узнать о ней что- либо.
Так у меня появился свой музей, где старые вещи, далеко забытые в настоящем, обрели свой дом в моем музее.
Мой домашний музей посвящён обычаям, традициям русского народа. Главной целью музея является хранение старинных предметов, как части народной культуры, поскольку эти вещи, никак не используемые в современной жизни, пропадают и разрушаются. ( см. Приложения, Лист 3)
2.2 Каждая вещь в моём музее памятна
Часть вещей достались от бабушек и знакомых, часть купили в антикварной лавке. Моя коллекция началась с самоваров: 12 больших и 6 небольших сувенирных. Самый большой самовар 1903 года выпуска, и изготовлен он по особому заказу. Есть тульский самовар, самовар из Суксуна и много других памятных самоваров. ( см. Приложения, Лист 4)
Я узнал, что первое упоминание о самоварах в Россию пришло, во времена правления Пётра 1, он привёз самовар из Голландии, позже самовары изготавливались в Туле и на Урале.
Первые самовары разжигались лучинами, добавлялись шишки, надевалась труба, и начинала нагреваться вода. Позже появились самовары электрические.
А еще у меня есть коллекция утюгов. Раньше, когда не было утюгов, белье гладили рубелем. Как пользовались рубелем, мне показала моя бабушка. Отсюда я сделал вывод, как нелегко жилось людям в те далёкие времена, когда не было электричества. Чтобы вещь была после стирки гладкой, её надо было прокатать на палке несколько раз.
Позже появились чугунные утюги, которые нагревались раскаленными углями, а на смену чугунным изобрели электрические, которыми мы пользуемся и сейчас.
Также в моем музее можно увидеть:
- Деревянную прялку, на которой пряли нитки из овечьей шерсти. Овечью шерсть вначале теребили – очищали от мусора, сухой травы, репья. Затем привязывали к прялке и пряли нитки, наматывая их на веретено, а потом с веретена их сматывали в клубки. И долгими зимними вечерами вязали тёплые носки и варежки.
- Старинные тарелки, подаренные в приданое моей прабабушке её мамой.
- Крынка, чугунки, ухваты, лопата - сажать хлеб в печь.
В былые времена помещения обогревались печами, которые топились дровами. Когда дрова прогорали, угли сгребали в угол, дно печки оно называлось «под» выметалось веником без листьев, он назывался « голик», чтобы не оставалось золы, и на этот «под» деревянной лопатой сажали хлеб. А ещё суп и кашу варили в чугунках. В крынках варили молоко или творог. Все это ставили в печь с помощью ухвата.
- Патефон - музыкальный инструмент, на котором проигрывались старые пластинки,
- балалайка
- лапти и многое другое.
Я узнал, что обувь для деревенских жителей, носили её до 1930 г. Плелись лапти из древесного лыка (липа, вяз, ива), подошва укреплялась веревкой или подклеивалась кожей. Лапоть плёлся с пятки, для изготовления 1 лаптя требуется 7 лык по 2 метра. Привязывался лапоть оборотами (шнурки, свитые из такого же материала, что и лапоть). Сейчас почти во всех музеях лапоть занимает одно из центральных мест среди экспонатов.
Коллекция моя постоянно пополняется. Вещи приносят друзья, родные – все, кто знает о моем увлечении. И для каждого у меня найдется, что рассказать о своих музейных экспонатах. ( см. Приложения, Лист 5)
Для меня эти вещи бесценны, ведь они – часть истории, память, старина, вещи, по которым можно узнать о том, как и чем люди жили раньше, не имея нынешних благ цивилизации.
Я горжусь своей коллекцией. Стараюсь бережно хранить то, что являлось частью жизни наших предков. Сохраняя традиции, уважая достижения прошлого, можно смело смотреть в будущее.
2.3 Выставка экспонатов в нашем классе
В процессе работы над своим исследованием я понял, что мой домашний музей будет настоящим музеем в том случае, если мои вещи увидят другие люди, а не только я. К слову сказать, я узнал, что музейные вещи называются экспонатами, и дальше я их буду называть именно так. Я решил, что свой мини - музей я покажу своим одноклассникам. Но как же это сделать? Не буду же я нанимать грузовую машину и везти эти вещи в класс. Тогда я догадался сфотографировать мои экспонаты, вставить фото в презентацию и на экране показать моим одноклассникам, какие экспонаты у меня уже есть. Мелкие экспонаты я, конечно же, принёс и показал ребятам из своих рук.
Про каждую вещь я стараюсь собирать информацию и запоминать её. Ведь в скором времени, раз этими вещами не будут пользоваться, то их забудут, и не будут знать, для чего же они были нужны. А это всё история нашего быта.
Собирать старинные вещи увлекательное занятие. Ещё интереснее узнать, как пользовались той или другой вещью и удивляться, до чего додумались люди, что изобрели, чтобы людям облегчить труд. Если раньше белье стирали в корыте, с помощью стиральной доски ( она тоже есть в музее), а теперь машины- автоматы, кнопку нажал и весь процесс стирки запущен. Частично ручной труд автоматизировали.
2.4 Реклама моему музею и составленный каталог
Когда я рассказывал своим одноклассникам про свой музей, то уже составил ему устную рекламу. А мне бы хотелось, чтобы о моём увлечении знали бы не только мои одноклассники, но и все горожане. Тогда я подумал, а нельзя ли написать заметку о моём увлечении? Я стал советоваться с ребятами и взрослыми людьми, как это сделать.
Сейчас очень популярны социальные сети, и я решил выложить информацию о своём музее именно там.
Я также отправлю свою работу на разные конкурсы, и о моём музее будут знать другие ребята, которые прочитают мою работу.
Я буду участвовать в школьном конкурсе учебно - исследовательских работ, и о моём музее узнают не только мои одноклассники, но ребята из других классов.
Я составил каталог экспонатов, который может помочь тем ребятам, что изучают историю своего родного края, то есть занимаются краеведением. По этому каталогу можно посмотреть те или иные вещи и узнать, по ним, как жили люди в далёкие времена, например, стог лет тому назад.
Заключение
Считаю, что моя работа достигла цели. Я узнал историю происхождения слов «музей», «каталог», «экспонат». Я смог посетить множество музеев, которые находятся на территории города Кунгура, и узнал, как составляются каталоги.
Я познакомил моих одноклассников с экспонатами своего музея. Для ребят это показалось очень интересным.
Также я посетил музеи в разных городах. И из каждого я привозил все более новую информацию для себя. Я хочу, чтобы мой музей пополнялся и расширялся более новыми экспонатами.
Я составил каталог моих старинных вещей - экспонатов. Значит, моя гипотеза подтвердилась.
А также я мечтаю, чтобы для моего музея было бы помещение, в котором я стал бы хранить дорогие для моей памяти вещи и рассказывал бы о них всем желающим.
Список используемых источников:
Интернет- ресурсы:
https://www.google.ru/search;
https://ru.wiktionary.org/wiki/.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Лист 1
Каталог экспонатов
Наименование |
Год, век |
Количество |
Балалайка |
20 век |
1 |
Бумажные деньги |
20 век |
10 |
Весы с гирями на цепочке |
20 век |
1 |
Доска стиральная |
20 век |
1 |
Коса |
20 век |
1 |
Коромысло |
20 век |
1 |
Корыто |
20 век |
1 |
Крынка |
20 век |
1 |
Кружка |
20 век |
2 |
Кофемолка |
20 век |
1 |
Лопата сажать хлеб в печь |
20 век |
1 |
Лампа керосиновая |
20 век |
2 |
Лапти |
20 век |
2 |
Монеты |
20 век |
10 |
Пила |
20 век |
1 |
Патефон |
20 век |
1 |
Прялка с веретеном |
20 век |
1 |
Подстаканник |
20 век |
2 |
Рушники |
20 век |
3 |
Самовар по особому заказу |
1903 г. 20 век |
1 |
Самовар фасон Баташов |
20 век |
1 |
Самовар Суксун Артель “Медняк” |
20 век |
1 |
Самовар Тульский по особому заказу |
20 век |
1 |
Самовар большой |
20 век |
8 |
Самовар сувенирный |
20 век |
6 |
Серп |
20 век |
1 |
Сито |
20 век |
1 |
Скалка |
20 век |
1 |
Тарелка |
20 век |
2 |
Толкушка |
20 век |
1 |
Таз латунь |
20 век |
1 |
Туесок |
20 век |
2 |
Ухват |
20 век |
2 |
Умывальник чугунный |
20 век |
1 |
Утюг угольный |
20 век |
1 |
Утюг мал. |
20 век |
2 |
Утюг электрический |
20 век |
1 |
Челнок от ткацкого станка |
20 век |
1 |
Часы с кукушкой |
20 век |
1 |
Часы “ Янтарь” |
20 век |
1 |
Чугунок |
20 век |
2 |
Лист 2
Статья в местной газете «Искра» о мини – музее старой техники
Статья в местной газете «Искра» о мини – музее старой техники
Лист 3
Т.И. Седова показывает мастер – класс по изготовлению кукол - оберегов. Именно у неё есть мини музей безликих кукол.
Лист 3
Я в музеях города Кунгура
Лист 3 (добавочный)
Я в музеях города Кунгура
Лист 4
Моя коллекция самоваров
Лист 5
Предметы старины из моей коллекции