Родоплеменная группа "Кужугет" в Республике Тыва.

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Родоплеменная группа "Кужугет" в Республике Тыва.

Кужугет Б.Э. 1
1ФГКОУ "КызылскоеПКУ"
Ховалыг И.М. 1
1ФГКОУ "Кызылское ПКУ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Родоплеменные группы тувинского этноса состоят из совокупности семей, родов, которые изначально имели один корень, занимающие определенные типы ландшафтов и экосистем, т.е. родовые земли. Изучение происхождения и расселения родоплеменных групп и возрождение их традиций и обычаев особенно актуально в наши дни, когда происходит рост национального самосознания. Изучение экологии кочевников – родоплеменных групп тувинского этноса дает понятие равновесного сосуществования человека в гармонии с окружающей средой. Здесь важно знание истории своих предков, малой родины – места, где ты родился и вырос.
Важное значение для исследовательской работы имели фундаментальные труды советских этнографов: В.И.Дулова «Социально-экономическая история Тувы XIX - начало XX в.», Л.П.Потапова «Очерки народного быта тувинцев», Н.А.Сердобова «История формирования тувинской нации», а также труды М.Х.Маннай-оола, особенно его работа «Тувинцы. Происхождение и формирование этноса.», труды С.И.Вайнштейна и др.
Для более конкретного изучения истории происхождения и расселения родоплеменной группы Кужугет, мы выявили и опросили информаторов – носителей этнонимов коренной родоплеменной группы.

Целью данной работы является этногенетическое изучение родоплеменной группы КУЖУГЕТ и их природоохранных традиций и обычаев.
Задачи исследования:

Выявление коренной родоплеменной группы КУЖУГЕТ в

Республике Тыва;

Определение мест, территорий их расселения и сезонных

перекочевок;

Определение священных земель этих групп;

Изучение традиций сохранения биоразнообразия родовых

земель родоплеменной группы.

Объектом исследования выступают родоплеменная группа КУЖУГЕТ.

Предметом исследования является история происхождения конкретной родоплеменной группы; их расселение, природоохранные традиции и обычаи.

Были использованы такие методы, как:

Историко-этнографический;

Изучение и анализ литературных источников;

Беседы и опрос коренного населения, особенно

пожилых людей;

Составление карты-схемы расселения родоплеменных

групп;

Изучение топонимики района - названия рек, озер,

гор различных местностей.

Коренные родоплеменные группы в Бай-Тайгинском кожууне.

Их происхождение и расселение.

Район Бай-Тайгинского кожууна была заселена древним человеком еще с позднего палеолита,об этом свидетельствуют памятники археологии – ими Бай-Тайга изобилует. [7]

Множество курганов, поминальных сооружений, стел, каменных изваяний расположенные в верховьях рр.Хемчик, Алаш, и в районе оз. Кара-Холь были исследованы А.Д. Грачом, А.Н. Герасимовым, И.Я. Шером, Л.В. Киселевым, А.А. Евтуховой и др. А.Д. Грачом также были описаны петроглифы на скалах Чуруктуг-Кырлан (Бай-Тал), Биче-Хая (Шуй). Датируемые в основном скифским (VII-III вв. до н.э.) и древнетюркским (V-VIII вв.) эпохами, эти памятники говорят о том, что западная и юго-западная часть Тувы была заселена этнически родственными группами, которые находились в относительно тесных этнокультурных связях с населением Горного Алтая и котловины больших озер Монголии7.
Из анализа литературных источников и исходя из результатов сведений наших информаторов мы причисляем к коренным жителям Бай-Тайги такие родоплеменные группы, как: 1) Хертек, 2) Салчак, 3) Иргит, 4) Кужугет, 5) Сарыг-Донгак, 6) Кара-Донгак.

Известно, что со второй половины XVIII в. тувинские родоплеменные группы жили компактными группами в основном в пределах современной Тувы17.
Каждая родоплеменная группа имела родовую территорию – родовую землю. И в зависимости от сезонов года они совершали перекочевки и выпасали скот на этих землях-кочевьях (чазаг, чайлаг, кыштаг, кузег).
Из сведений наших информаторов у нас есть возможность привести здесь некоторые названия родовых земель родоплеменных групп Бай-Тайги. Далее мы рассмотрим происхождение и расселение родоплеменных групп на примере группы КУЖУГЕТ.

КУЖУГЕТЫ

Д. Бузур-оол считает кужугетов сохранившимся тувинским племенем от союза племен юэчжи, которые были вытеснены из Центра Азии гуннами где-то в III веке до н.э.[2] Юэчжи был в свое время сильным союзом (товариществом племен). Они даже шли войной против Китая, спускаясь с Саянских гор по Халхе к Китаю84. Между этническим названием ку-жу-гет и союзом племен юй-эчжи проглядывается следующая связь: юй или улуг = ку, эчжи = жу, ге – сокращение от слова УЛУГ, т – множественное число (по-монгольски). Отсюда юй-эчжи = кужугет.

Прародиной кужугетов была Сексмурген (8-ми речье). 8-ми речьем называлось в свое время пространство, где берет свое начало притоки рр. Каа-Хем, Тес-Хем, Онон и Керулен, т.е. западная часть Ханхена.
Разгромив чиков запада Тувы, каганы 2-го тюркского каганата в VIII веке на свою землю переселили часть кужугетов с Сексмурена, а при Чингис-Хане непокорное племя кужугетов было полностью депортировано подальше от границ центра тогдашней Монголии, т.е. от Сексмурена, в западную Туву.[2]
В русских исторических документах XVII века находим тувинское племя, именуемое кучугутами, кученгутами. Это, конечно, ближайшие исторические предки группы современных тувинцев – кужугетов. Сведения о кучугутах появляются в документах с 1615 года. В том году в челобитной томских служилых казаков сообщается, что кучугуты вместе с черными калмыками (джунгарами), белыми калмыками (телеутами) и енисейскими киргизами участвовали в нападении на Кузнецкий острог.

Они были в то время зависимы от джунгарского тайши Карагулы, организатора этой операции. [6]

В отписке в Москву томских воевод кучугуты упомянуты в перечне народов, живущих в районе Томска и Кузнецка. [6] На следующий год томский воевода ведет повторную отписку с предупреждением о готовящемся нападении (на весну 1621 г.) тайши Карагулы, в отрядах которых фигурируют и кучугуты.[6] Нет сомнения в том, что джунгарский тайши Карагула использовал подвластных ему кучугов-кыштымов (данников) для военных набегов, как это широко практиковалось джунгарскими феодалами.

Предположение о тюркском происхождении кужугетов подтверждает этимологизация этнонима кужугет В. И. Татаринцевым. [9]

В частности, В. И. Татаринцев пишет: «…Происхождение этнонима кужугет связано, на наш взгляд, с тотемистическими представлениями: в нем можно видеть отражение названия обожествляемого животного, считающегося родоначальником племени. Отражение подобных представлений достаточно характерно тюркской этнонимии. Мы считаем кужугет производным словом в котором выделяется корень кужук.
Для тюркских языков характерны также образования в роде кучуган – маленький орел, белохвостый орел; К числу таких может быть отнесено тувинское кужуген. Как мы полагаем, этноним кужугет есть отражение тотема типа кужуген (кучуген)».

Мы делаем вывод о том, что в любом случае, т.е. если даже кужугены – это остатки союза племен юэчжи или представители тотема кужугет, они имеют тюркское происхождение.

По данным Н. А. Сердобова[8] большинство кужугетов расселено в Западной Туве (из 446 семей – 187 в Барун-Хемчике, 176 в Бай-Тайге). Незначительное их число отмечается в Дзун-Хемчикском, Улуг-Хемском, Тандынском и др. районах. Кужугеты почти отсутствуют в Монгун-Тайге, Тере-Холе, Тодже, Пий-Хеме и Овюре.

В Бай-Тайгинском районе кужугеты сосредоточены прежде всего в Кара-Холе и в Тээли.[8]

2. Природоохранные традиции и обычаи родоплеменных групп

Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва

Родовые земли различных родоплеменных групп имеют естественные границы, охватывающие разнородные ландшафты, содержащие ресурсы необходимые для ведения традиционного хозяйства. Кочевники-скотоводы приспосабливались и приспосабливали свой быт, хозяйство к этим условиям. Они создавали хозяйство и экологическую культуру.
Экологическое состояние и сохранение биологических, водных и почвенных ресурсов родовых земель (экосистем) регулировались традициями и обычаями. У тувинского этноса можно выделить ряд традиций и обычаев, глубоко отражающие сохранение окружающей природы. В содержании биоразнообразия экосистем (родовых земель) выступают элементы культовой системы – священные земли.

2.1 Священные земли родоплеменных групп

Под священной землей подразумевалась территория священной горы (весь комплекс вместе с подножьем), или территория отдельной акватории (озера), которая по тем или иным причинам считается священной. [10]
Священными землями считались:

1. Родовые земли родоплеменных групп имели священную гору. Выбирали гору с исключительно выделяющейся особенностью. Каждый год, в середине лета (в первых числах июля) освящали священную гору – «оваа дагыыр». Кроме Бай-Тайги, родоплеменных групп западной Тувы, священными были: г. Кызыл-Тайга в районе Кара-Холя – ей поклонялись Кужугеты; на стороне Шуй – г. Бажын-Кескен-Тайга, г. Ак-Оюк, г. Кара-Оюк, г. Бавыдай, г. Манчурек, г. Кызыл-Тайга, г. Артылыг-Ажык, г. Оваалыг-Тайга, хребет Шапшаал и др. Им поклонялись другие родоплеменые группы, например: Шуй-Хертеки и Сарыг-Донгаки; на верховьях р.Хемчик – г. Монгулек (Чайлаг-Монгулек) Хол-Салчаков; г. Кезек-Тайга (в местечке Биче-Ак-Белдир) Салчаков Коп-Соока и т.д.

2. Территория, где рос хам-дыт или хам-ыяш (шаманское дерево) или тел-ыяш (священное дерево, растущее от одного корня в виде нескольких стволов различных пород), или бай-ыяш (почитаемое дерево, в виде нескольких стволов одной и той же породы, растущих от одного корня) или просто дерево необычной формы или размера: Хур-Кужугеты – хам-дыт в Борлуг-Хову, хам-дыт в устье р. Ар-Ой, хам-дыт у р. Дапсы; Кул-Кужугеты – хам-дыг в Талдыг-Кара-Суге; Кужугеты Кара-Холя также освящали тел-ыяш в Улуг-Арге;

3. Территория где находились другие объекты природы необычного вида или размера. Например, Улуг-Даш (Большой Камень), который располагался на посередине поля и представлял собой огромный белый круглый камень, как целый дом. В его тени летом спрятался от палящих лучей солнца скот, и рядом текла прохладная ручейка. Это был очень благоприятным местом для скота и поэтому ежегодно его освящали.
Местечко Чараш-Даш у одноименной реки. Там в небольших круглых ямочках были разбросаны небольшие камушки красивой правильной формы в виде копейки, тарелки, треугольника и т.д. Бытовала молва о том, что там когда-то взорвался вулкан. Если брать эти камушки с места расположения, то немедленно погода испортится: пойдет дождь с грозой, молнией, громом и градом. Поэтому окрестные жители не ходили туда и освящали это место.

4. Кроме таких земель священными считались: священные земли. Территория считалась священной при наличии редких видов растений и животных; территориям придавали статус священных при угрозе уничтожения растений и животных; в некоторых случаях территории считались священными, если встречали альбиноса (совершенно белый медведь, белая белка и др.), или животных с необычной окраской, формой рогов.

Священные земли имеют определенный жесткий режим. Территорию священной горы по строгости режима можно разделить на несколько категорий:

место, где запрещалось находиться исключительно всем, кроме высокодуховных лиц (шаманов, лам). Это пик священной горы или начало русла лечебного (или любого) источника;

место проведения культовых обрядов, места лечебных источников – аржаанов. Здесь запрещаются все виды землепользования и виды деятельности человека (охота, рыбалка, рубка лесов, распашка земель, содержание скота и т.д.).

подножье священной горы;


Сохранение биоразнообразия родовых земель (экосистем) во многом зависело от формы и типов хозяйствования этнических сообществ, обитавших на территории Тувы.

2.2 Традиции сохранения биоразнообразия родовых земель (экосистем)

Пастбищное скотоводство - наиболее яркий пример этнических сообществ в сохранении биоразнообразия растительногопокрова пастбищ. В одном хозяйстве содержали коней, крупный рогатый скот, овец, коз и верблюдов. Ведется оно на основе использования естественного прироста скота.Система кочевок кочевников приспособлена к экосистемам. Кочевание не наносило ущерба среде обитания, порядок кочевок сложился в течение многих столетий и представляет собой отрегулированную систему.
В экологической культуре животные как часть живой природы были священны.
Священные территории, священные горы, аржааны этнических сообществ сыграли традиции сохранения биоразнообразия региона.
Родовые земли со священной горой имели значение заповедных территорий (этнических заповедников) - резерватов редких видов растений и животных.
Традиции запрещали:

- заливать воду, разрушать и класть яды у нор сурков, мышей, тушканчиков, барсуков- тарбаганов. Нельзя убивать бурундуков, гак как по поверью он предупреждает о грозе, ветре и является защитником всех животных на земле;

- отлавливать рыбу осенью и весной во время их сезонного перемещения. Омуты и ямы, где собирается рыба, священны. Рыбу, перегороженную или застрявшую между льдами рекомендуется переносить на основное русло реки;

- отстреливать животных с детенышами и не беспокоить их во время «отдыха», обходя стороной;

- трогать и разорять птичьи гнезда; отстреливать орлов и птиц, живущих парами (лебедей, журавлей, огарок);

- нельзя охотиться на животных, забредших на территорию поселения людей; не препятствовать и пропускать преследуемое волками животное и др.
Бережное и мудрое отношение тувинского этноса к живой природе. следование заветам предков сохранение и передача из поколения в поколение традиций, способствовало относительно высокой численности видов животных, которые в наши дни занесены в Красные книги различных рангов, в том числе и в Международную Красную книгу (архар, снежный барс, красный волк).

Родовые земли (экосистемы) кочевников - эта среда обитания, родовое наследие. Кочевники к окружающей природе, родовым землям относились не только как среде для жизни человека, но и как среде обитания растений и животных, она имела духовно-нравственное значение как среда обитания предков, освященные традициями и обычаями поколений.
Таким образом, обследование позволяет сделать общий вывод о том, что КУЖУГЕТ - коренная родоплеменная группа Бай-Тайги, среди другого разнородного современного родоплеменного состава жителей этого кожууна.


Заключение
Таким образом, территория Бай-Тайгинского кожууна является в прошлом одним из центров формирования племенных общностей ранних средневековых предков тувинцев, того этнического тюрк язычного населения.
В ходе формирования единой этнической территории тувинцев и стягиванием в пределы современной Тувы прежних распыленных тувинских племен кочевья кужугетов ограничиваются в пределах современной Тувы, т.е. в районе Северо-западной Тувы.

Как выяснилось, кужугеты кочевали в долине р. Алаш, в его левых притоках и в долине р.Делег-Холу, т.е. восточнее от озера Кара-Холь.[3]

Б.И. Татаринцев происхождение, этнонима кужугет считает тюркским.
Таким образом, коренные жители Бай-Тайги имеют длительную историю происхождения, уходящими своими корнями в глубь веков.
Каждая родоплеменная группа – кужугет и др. – имели родовые земли и священные территории в них. Освящались, т.е. делались святыми – родовые горы, озера, истоки рек, аржааны-целебные источники, особые, отмеченные природой деревья – хам-ыяш (шаманское дерево), тел-ыяш и т.д. [4]

Территория священных земель выступали резерватами, которые сохраняли и восстанавливали численность растений и животных, обеспечивая биоразнообразие родовых земель. [1] Яркий пример тому - территория Бай-Тайгинского кожууна, где природа сохранилась в первозданном прекрасно сохраненном виде. Это красивые, богатые природными ресурсами тайги Кара-Холя, верховьев р. Хемчика, и стороны Шуй, - словом, Бай-Тайга полностью подтверждает свое название «богатая тайга».

Каждое дерево имеет свои корни,
а корни человека – это его предки.
К. Шойгу

Список литературы:

1.Аракчаа Л.К. Экологическое образование и воспитание на экологических традициях и обычаях народов Центральной Азии и тувинского народа - К.,1996

2. Бузур-оол Д. Пещера предков // Башкы. № 3-4, 2000г.

3. История Тувы. Т.1. - Новосибирск, 2001.

4. Кужугет А.К. Тувинский летний праздник оваа дагыыры // УЗ ИГИ, вып. 19.

5. Маннай-оол М.Х., Тува в эпоху феодализма. – К., 1986.

6. Миллер Г. История Сибири. Т.1.

7. Самбу Н.У. Свод археологических памятников Республики Тыва –К., 1994

8. Сердобов Н.А. Современное расселение носителей тувинских этнонимов // УЗ ТНИИЯЛИ, вып. 14. – К., 1970

9. Татаринцев Б.И. О некоторых тувинских этнонимах // Новейшие исследования по археологии и этногенезу тувинцев – К., 1980
10. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев – М., 1969

Просмотров работы: 454