Введение
Процесс возрождения буддизма, начатый в республике в 1990-х годах, исследование достаточно длительной его истории, продолжается и по сей день. И все же, недостаточно освещены вопросы, такие, например, как место буддизма в современной культуре тувинцев, роль буддизма как интегрирующий фактор в процессе формирования нового общества.
В последние годы изучение религиозных символов традиционной буддийской культуры приобрело особую актуальность, это, прежде всего, было связано с воздвижением большого количества архитектурных памятников - субурганов.
Актуальность темы исследовательской работы состоит в том, что в настоящее время на фоне сложных экономических и социальных условий все больше появляется потребность людей в духовной пище, а именно в возрождении самобытной традиционной культуры наших предков, религиозных верований и обрядов.
Многовековая традиционная религия, которую исповедовали наши предки, получает повсеместное распространение. Поэтому актуальность проблемы заключается в необходимости сохранения и развития национальной культуры, сохранение нравственности, через символы буддизма.
Объект исследования: СУБУРГАН – как культовое сооружение буддизма.
Предмет исследования:
исторические закономерности становления и развития феномена ступ.
Цель исследования:
изучение и исследование архитектурных особенностей ступ, и их духовно-нравственное значение.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
рассмотреть генезис исторических форм буддийских ступ, раскрыть значимость субурганов.
поиск и отбор учебной, научной литературы по данной теме;
принять непосредственное участие в строительстве СУБУРГАНА
проанализировать, систематизировать и обобщить собранный материал.
Этапы исследования:
I этап: Изучение научно - популярной литературы, подбор теоретического материала.
II этап: Обработка результатов.
III этап: Написание научно - исследовательской работы.
Методы исследования:
Метод сбора информации: работа в библиотеке со справочными материалами, с архивными документами, изучение исторической литературы;
анализ, обобщение, систематизация собранного материала;
интервьюирование.
Практическая значимость моей работы в том, что она не просто интересна, а сведения о СУБУРГАНЕ могут в будущем стать объектом туристической индустрии республики. Результаты данной работы могут быть использованы, на воспитательных мероприятиях в ОУ, при раскрытии религиозных аспектов других исследовательских работ. А важное значение играет для приобщения современного поколения к истории своей малой Родины.
Глава I. Возрождение религиозных верований в Туве.
Официальной религией тувинцев является буддизм традиции Махаяны, традиционным верованием – шаманизм.
С прекращением существования СССР - официальной коммунистической идеологии, а также появление новых религиозных движений началось возрождение традиционной религии.
С этого времени начался диалог церковных светских властей страны на тему « место религии в истории и культуре». Для буддийских регионов России – Калмыкии, Бурятии и Тувы – это стало поводом для возрождения традиционной национальной культуры, и конечно, религии как ее составной части. Начали официально проводиться некоторые религиозные обряды, которые до этого были запрещены. Летом 1990 г. состоялось освещение Кызыл-Тайги в Сут-Хольском кожууне. Обряд «тайга дагылгазы» совершил 95-летний лама Сивен Доржу. Позже обряд освящения оваа в Монгун-Тайгинском кожууне был совершен ламой К. Сандаком. Постепенно обряды, связанные с почитанием и священием природных объектов, стали проводиться во всех кожуунах республики.
Первый буддийский храм, ознаменовавший возрождение буддизма в Туве, появился в конце 1990 года в сумоне Кызыл-Даг Бай-Тайгинского кожууна. Инициаторами его строительства были местные художники-камнерезы Саая Когел и Сергей Кочаа. В мае 1991г. в свет вышел первый номер газеты «Эреге» - печатного органа буддийского общества «Алдын-Богда» общим тиражом 4 тыс. экземпляров. В это же время в Кызыле на правом берегу Енисея были поставлены несколько юрт молелен, в которых жили ламы, приглашенные из разных кожуунов Тувы для отправления несложных обрядов и небольших пудж. Позже на этом месте был построен первый в Кызыле небольшой храм Тувдан чойхорлинг.
С возрождением храмов, стали появляться и субурганы – культовое сооружение буддизма. [3]
Глава II. СУБУРГАН – вертикальная модель космоса.
Ступа – это не только реликварий, но еще вертикальная модель космоса. Это ось бытия, мистическое дерево Бодхи, древо Пробуждения, своеобразня духовная лестница. В своей жизни практикующий буддист всегда находится на одной из ее ступеней; он то продвигается вверх, то опускается вниз и наконец проходит все ступени и достигает Нирваны. Три части ступы: основание (неми-мулам), колоколообразная средняя часть (кантхака/кумбха) и коническое навершие (трайодаша) символизируют три сосуда бытия: камалоку, рупалоку и арупалоку. Шпиль – символ мирового древа на вершине горы Меру, являющейся центром мироздания.[2]
Первые культовые сооружения буддизма - ступы появились прежде, чем стали воздвигать специальные храмы. Храм Махабодхи, «Великое Пробуждение», в Бодхгая, воздвигнутый на месте Пробуждения Будды Шакьямуни, является первым храмом, в пирамидообразной форме - башне которого угадываются черты ступы. [2]
СУБУРГАН – ступа - культовое сооружение, обладающее магической силой добра, вносящее гармонию в нашу жизнь. Слово ступа (санскрит) происходит от корня, означающего насыпать, воздвигать. Это культовое буддийское сооружение выполняет несколько функций. Первая - реликварная. Есть версия, что ступы появились после смерти Будды Шакъямуни. Его прах был поделен на 8 частей и захоронен в 8 ступах. Этот ритуал закладывания в ступу праха высокочтимого ламы или его ритуальных предметов сохранился до наших дней. Считается, что и после смерти все это дарит энергию сострадания, любви и добра всем, кто вступает в магический круг ступы.
Вторая функция субургана - мемориальная, ступы сооружаются в память о значимых событиях буддийской истории. Так как этот монумент является символом Учения Будды, то иногда он строится по обету мирянина ради получения заслуг, блага для себя, родственников, всех живых существ.
Восемь видов ступ существует в буддийском зодчестве. Это ступа Просветления, Мудрости, Чудес, Схождения Будды Шакьямуни с небес Тушиты, Примирения, Совершенной Победы, Лотос-ступа и ступа Паринирваны. Очень важной считают ступу Просветления, она является символом преодоления всех препятствий, удаления всех завес. Но монахи всегда подчеркивают, что каждая ступа ценна, так как все они - символ Дхармакайи - космического тела Будды, которое проецируется на модель Вселенной. Таким образом, ступа - символическая модель Вселенной, играет большую роль в умиротворении вредоносных духов, насылающих бедствия на людей.
В экзотерическом плане ступа символизирует пять стихий, на которые распадается тело человека после смерти. Квадратное основание символизирует твердость земли, то есть субстанцию Земли; сферическая часть в виде капли – субстанцию Воды; суживающаяся к верху кверху часть, напоминающая язык пламени, - Огонь; полумесяц в виде перевернутого небосвода – Воздух-Ветер; шар с заостренным навершием в виде поднимающегося к небу языка пламени – Пространство. [2]
Глава III. Обряд строительства культового сооружения - СУБУРГАНА
Субурган – это священные буддийские сооружения, которые строятся и освящаются строго по буддийским канонам. Они олицетворяют собой тело, речь и ум Будды и является объектом почитания и местом накопления благих заслуг.
Строительство ступы надо начинать с тантрического обряда, знаниями которого обладают ламы хурээ. Этот обряд представляет собой очень сложный ритуал подношения духам местности. Проводится очищение местности, ламы просят разрешения на возведение культового сооружения.
В беседе с буддийским лама – с уважаемым Март-оол башкы, я узнал, что такой обряд необходимо проводить не только при возведении хурээ, ступ, но и при строительстве дома, различных хозяйственных построек.
Место строительства субургана выбирается духовным лицом и сопровождается рядом ритуалов: определение места для возведения, зарывание специального ритуального сосуда бумба, освящение. Строительство начинается только в определенный ламами благоприятный день и только под руководством ламы.
Строительство СУБУРГАНа в сумоне Аянгаты, в Барун-Хемчикском кожууне.
В процессе работы над возведением субургана в него заложили по восемь мешков ячменя, пшеницы, риса и других зерновых культур, чтобы в этих местах был всегда хороший урожай.
Для плодородия земли, положили веточки кедра, черемухи, яблони, облепихи, пихты, лиственницы, ранетки, вишни, можжевельника, боярышника.
Специально из священных мест Тувы: Бай-Тайги, Монгун-Тайги, Кызыл-Тайги, с горы Хайыракан, хребта Танды привезли почву и камни. Считается, что они обладают особой силой, поэтому входят в перечень необходимых подношений для субургана.
В специальных сосудах были воды из священных озер Азас, Тере-Холь, Сут-Холь, Кара-Холь, а так же целебные воды источников – аржаанов .
Специально для закладки в субурган по старинному образцу шили полный наряд нойона – верховного князя, потому что он символизирует собой власть и высокий дух – сулде. Кроме того, по одному метру ткани красного, синего, зеленого, желтого и белого цветов и небольшие отрезы шелка.
Так же, как и раньше, жизнь современных тувинцев связана с животноводством, поэтому очищенная шерсть барана, козы, коровы, сарлыка, верблюда, лошади тоже кладется в субурган. Это создает благоприятные условия для роста и размножения скота.
Символ благополучной жизни в достатке – самая лучшая часть пищи – чемнин дээжизи: мед, сахар, ааржы – процеженная гуща кислого молока, молоко, топленое масло, изюм, сухофрукты. Это кладется для того, чтобы у всех всего было вдоволь и не было голода.
Субурганы содержат в себе много разных буддийских священных сутр и мантр. Напечатанные на бумаге мантры и сутры закладываются в субурган большими кипами. Они составляют его основу.
В пятнадцати специальных ритуальных вазах – бумба, хранятся драгоценные камни и металлы: золото, серебро, медь, железо, сталь, жемчуг, малахит, и различные украшения. Они символизируют богатство.
Оружие: нож, ружье, сабля, пистолет, бронежилет, пули, снаряды нужны для того, чтобы похоронить в субургане насилие и положить конец всем причинам возникновения вражды и насилия.
В субурган нельзя закладывать просо, гречку, вредные растения и нечистые вещи.
Строительство субургана – труд бескорыстный. Строители священного объекта участием в этом труде зарабатывают себе заслуги.
В конце работы ламу , под руководством которого велось строительство субургана, принято щедро одаривать.
Затем с участием лам проводятся освящение субургана, чтение молитв и первое горо. После этого субурган начинает работать как священный объект почитания и место накопления благих заслуг.
Когда воздвигается ступа, то всем, без исключения, дается возможность принять в этом участие, чтобы каждый мог таким образом накопить заслуги для этой и будущей жизни или просто почтить память монахов. Можно помочь в написании молитв, которые также закладываются в ступу. А еще можно помочь деньгами или пожертвовать жемчуг, кораллы, бирюзу, золото или серебро. Принять участие в возведении ступы - одна из величайших заслуг.
Святая энергия сооружения способна очищать окружающее пространство, защищать от вторжения злых демонов, вредоносных духов, оберегать живые существа от различных напастей. Пространство вокруг ступы наполнено необычной и мощной энергией.
Поклоняясь и делая горо – обход субургана по кругу солнца, мы накапливаем большие благие заслуги и устанавливаем тесную связь с тремя Драгоценностями: Буддой, Дхармой и Сангхой.
Заключение:
Таким образом, СУБУРГАН- как культовое сооружение, аккумулирует в себе положительную энергию, которая вносит гармонию во взаимоотношения человека с природой, с другими живыми существами, друг с другом.
Каждый на своем месте с любовью и уважением может вложить маленький кирпичик на процветание своего народа. И тогда будет достойной жизнь и благополучие в каждой семье.
Будда сказал однажды своему ученику Ананде: «У тех, кто придет поклониться ступе, сердца утихнут, и вольется в них радость. И утихшие сердцем, умиротворенные, они возродятся после смерти, когда разрушится тело, в обители небесного счастья».
Литература:
Антуфьева Н.М. «В субурганах похоронено насилие» // Центр Азии. Кызыл № 33, август 2007г.
Историко-культурный атлас Бурятии. – М., 2001. – с.425 – 427.
Монгуш М.В. История буддизма в Туве. Новосибирск, 2001. – с.126.
Хомушку О.М. История религии в культуре тувинцев. М., 1998.
Приложение 1.
Рис 1. Экзотерический план ступы.
Фото1. Строительство СУБУРГАНА Фото 2. Освещение СУБУРГАНА