Легенды и предания Яика

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Легенды и предания Яика

Есжанова  М.М. 1Болатова  Р.Е. 1Лукманов  М.В. 1
1Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления
Хасанова  И.О. 1
1Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

История Уральска и прилегающей к нему территории Уральской области (ныне Западно-Казахстанской) интересна, полна разнообразными большими и малыми событиями. На уроках русского языка и литературы мы узнали, что на берега реки Урал бежали и селились здесь представители различных народностей – славянских и тюркских. В течение нескольких веков у этих народностей формировался культурный комплекс, включающий в том числе и устное народное творчество.

Постановка проблемы. Нас заинтересовало устное народное творчество уральских казаков. До XIX в. фольклором уральских казаков никто не интересовался, никто его не записывал. Легенды и предания не до сих пор не систематизированы, даже не определены их жанровые черты, нет сборника легенд и преданий (ни казачьих, ни казахских).

Краткий обзор источников. Первым, кто обратил внимание на местный фольклор, был русский лексикограф В.И. Даль, который 8 лет прожил в Оренбурге(1833-1841гг.) и много раз бывал по делам службы в землях уральского казачества[9]. Есть свидетельства знакомства Даля с уральским фольклором. Даль помогал приехавшему в 1833г. в Уральск А.С. Пушкину собирать материалы по истории пугачевского бунта, однако и Пушкин не систематизировал преданий и легенд Уральска. В середине XIX в. уральский казак И. Железнов занимался русской историей, историей казачества и уральского казачества в частности. В его «Собрании сочинений»[2] мы встречаем отдельные легенды и предания, но они разрознены, не систематизированы, нет анализа и классификации, нет научных выводов. В силу своего сочувствующего отношения к казакам он беседовал с уральцами и записывал все, что представлялось заслуживающим внимания. Заслуга Железнова – в фиксации материалов, услышанных от очевидцев. Также известен уральский бытописатель Н. Савичев, который печатал исторические и бытовые очерки[10]. В 1900 году в течение двух месяцев русский писатель В.Г. Короленко собирал в нашем крае материалы для задуманного романа «Набеглый царь»[4]. За один год до приезда Короленко уральские жители А. и В. Железновы составили сборник песен уральских казаков, опубликованный в Санкт-Петербурге. В советское время монографий, посвященных казакам, не выходило. И только в 60-е годы XX века уральские педагоги, занимавшиеся краеведением, стали обращать внимание на фольклор казачества. Краевед Е.И. Коротин записывал в фольклорных экспедициях со студентами тексты различных жанров, а потом обработал и издал «Сборник песен уральских казаков»[5]. Но такие жанры, как легенды и предания, до сих пор остаются неизученными, не систематизированными. В связи с возникшим в 2000-х годах интересом к историческому прошлому Приуралья (раскопками, описаниями исторических зданий, записями рассказов старожилов, обсуждениями переименований некоторых районов и улиц) представляется актуальной тема систематизации и анализа отдельных фольклорных жанров, определения их черт и сопоставления с реальными историческими фактами и явлениями для сохранения духовного наследия народов.

Актуальность работы - в необходимости систематизации, анализа и сравнения легенд и преданий Уральска, хранящих живые черты ушедшей эпохи, в необходимости исторического осмысления сущности легенд и преданий.

Гипотеза исследования: мы предполагаем доказать, что жанры несказочной прозы (легенды, предания) связаны непосредственно с историей Уральской области и историческими деятелями.

Цель исследования – систематизировать легенды и предания уральских казаков и проанализировать их черты, доказав, что они связаны с историческими событиями и личностями Приуралья.

Задачи исследования:

1.Работать с источниками информации и изучить легенды и предания уральских казаков, сделав их анализ.

2.Разделить легенды и предания на виды, систематизировать их.

3.Определить связь с историческими событиями и личностями.

4.Создать учебный продукт – электронное приложение для использования в учебном процессе.

Методы исследования: работа с текстами легенд и преданий (систематизация, сравнительный анализ, составление таблиц), создание электронного продукта проекта, сочинение задач на основе текстов.

Основная часть

На первом этапе нашего исследования мы познакомились с историей уральского казачества, прочитали книги по истории Уральска[3]. В местных музеях и у местных краеведов мы также узнали, что обширнейший край, протянувшийся по берегам древнего Яика (ныне Урал) с севера на юг, стал осваиваться русским беглым людом еще в XIV веке. Из книг ученых-краеведов мы выписали наиболее интересные факты, которые будут нужны во время анализа текстов легенд и преданий[10]. Первые поселенцы основали здесь «величайшую земельную и рыбацкую общину». Уральские казаки (русские) часто женились на азиатских полонянках. В казаки переходили татары, башкиры, калмыки, позднее и казахи. На основе этой общины в конце XVI в. возникло яицкое казачье войско, центр которого разместился в Яицком городке. Вольнолюбивые и независимые яицкие казаки вплоть до XVIII в. жили обособленно, общиной, со своеобразным республиканским строем и особой формой самоуправления (вечевой круг), унаследованных у новгородцев, общественным владением Яиком и земельными угодьями, всеобщим воинским укладом. Казаки не признавали крепостного права, было равноправие во всем, существовала наёмка. Яицкий городок сразу стал центром казачьей вольницы, местом сосредоточения раскольников и старообрядцев, беглых крестьян. Жизнь казаков была беспокойной: им приходилось вести упорную борьбу, защищая освоенный ими край с одной стороны от кочевых племен, с другой стороны, от посягательств на их свободу царского правительства. Независимость казачества была недолгой. Царское правительство подчинило вольницу своим интересам уже к концу XVIII века. За эти века в яицкой общине сформировалась и получила развитие духовная культура, воплощенная, прежде всего, в устном поэтическом творчестве – казачьем фольклоре. Казачий фольклор имеет общерусскую фольклорную основу, он развивался на её поэтических традициях. Но много в нем собственного, того, что создано только уральскими казаками. В фольклоре казаков существовало два рода произведений – прозаические и лирические.

На втором этапе исследования нам было необходимо прочитать и определить характерные черты текстов, чтобы отнести их к преданиям или легендам. В фольклористике до сих пор до конца не определены жанровые черты преданий и легенд. Мы опирались на признанные классическими учебники устного народного творчества.

Известные фольклористы Н.И. Кравцов и Л.Г. Лазутин[6] выделяют ряд особенностей преданий: исторический материал, имеющий порой местную окраску, точное указание места и времени событий, бытовые детали, нередко ссылка на традиционность повествования, незначительная роль фантастических элементов. Основное назначение преданий – сохранять память об истории. Центральные персонажи преданий раскрываются во взаимоотношениях с разными людьми. В каждом предании герой раскрывается с одной стороны, допускаются прямые характеристики героя. А легенду в Краткой литературной энциклопедии К.В. Чистов определяет как «вошедший в традицию устный народный рассказ, в основе которого лежит фантастический образ или представление, воспринимающиеся рассказчиком или слушателем как достоверные»[11]. В.Н. Морохин в книге «Прозаические жанры русского фольклора»[8] указывает, что событиям легенды приписывается достоверность, однако и события, и персонажи явно вымышлены, похожи на сказку (много чудесного, фантастического). Легенды воспринимались как действительный случай, из которого можно сделать вывод. В легендах, наряду с людьми и животными, действуют Бог и святые, ангелы и демоны.

Мы проанализировали жанровые черты текстов, выбрав наиболее древние (от XIV в. до XIX в). Мы опирались на тексты, записанные И. Железновым[2], а также на записи фольклорных экспедиций Уральского педагогического института им. А.С. Пушкина (ныне ЗКГУ). Результаты анализа отражены в таблице.

Таблица 1. Тексты, связанные с историей уральского войска.

О бабушке Гугнихе

Записано: П.И. Рычковым от атамана яицкого казачьего войска И.Г.Меркурьева в Яицком городке в 1748 году. Упоминается В.И. Далем в «Толковом словаре живого великорусского языка» (Даль считал, что герой предания был новгородец, бежавший на Яик).

Черты предания: исторический материал о беглых, поселившихся в низовьях Яика, бытовые детали (женитьба русских на татарках, убийство жен и детей перед походом), отсутствие фантастики (Гугниха – жена казака Гугни, которую он не убил, стала основательницей рода).

Как отмечают местные краеведы, предание – плод коллективного творчества. Была станица, которую уральцы называли Гугнинской (потом ее переименовали в Баклановскую).

Возникновение предания – середина XIVв.

О трех Иванах

Записано: И. Железновым от казака И.Чакрыгина

Черты предания: исторический материал об участии уральских казаков в Куликовской битве, местные черты – желание казаков владеть Яиком (казаки-поединщики просят у русского царя грамоту на владение, царь им дает грамоту). Почти нет фантастики (только мгновенная победа над поединщиками врага).

Возникновение предания – конец XIVв.

О Рыжичке

Записано: И.Железновым от казака И.Чакрыгина

Черты предания: может быть поделено на 2 части. Первая часть – о казаке Рыжичке. Исторический материал о золотоордынском нашествии. Отдельный яркий момент истории, когда часть уральских казаков несла государственную службу. Рассказчик указывает, что Рыжичек силой волшебства ослепил золотоордынца, но победил его простым копьем, проткнув хитро участок шеи, незащищенный латами. Роль фантастики незначительна. Рыжичек просит грамоту на владение Яиком и получает ее.

Вторую часть можно отнести к легендам. Рассказывается о встрече Рыжички с чудесным вещим старцем, который указал на место, где должен быть основан Яик (при слиянии с рекой Чаган). События похожи на сказку: явление белого старца только атаману Рыжичке, молитва, совет старца, чудесное перенесение храма, плот остановился именно на месте слияния рек.

Возникновение предания – мы установили как 1317г. Когда тверской князь Михаил Ярославич нанес поражение Ордынскому военачальнику Кавгадыю.

В данной таблице мы отразили наиболее древние тексты, которые связаны с возникновением войска. Отсутствие фантастики и связь с местными реалиями позволяет отнести тексты к жанру преданий.

Таблица 2. Черты текстов, связанных с исторической архитектурой города

Дом купца Карева

Записано: в различных местных краеведческих книгах как народная молва.

Черты предания: исторические местные события (строительство самого высокого дома в Уральске – дома купца Карева, предполагаемое самоубийство хозяина дома)

Возникновение предания – 1900г.

Атаманский дом

Записано: в различных местных краеведческих книгах как народная молва.

Черты предания: названы исторические лица, которым дом принадлежал в разные годы (атаман уральского войска Бородин). Дом был резиденцией уральских атаманов. Бытовые детали: интерьер, мебель дома.

Дом купцов Ванюшиных

Записано: в различных местных краеведческих книгах как народная молва.

Черты предания: названы исторические лица, которым принадлежал дом. Бытовые детали: лучшее вино в Уральске производил купец Ванюшин. Оно было удостоено медали в Чикаго.

Возникновение предания: конец XIX в.

В данной таблице мы отразили черты текстов, связанных с исторической архитектурой нашего города. Тексты преданий об исторических зданиях относятся к XIX –началу XXвека.

На третьем этапе исследования мы изучили биографию Марины Мнишек и проанализировали тексты уральских легенд и преданий о ее пребывании на Урале. Как мы узнали из исторических исследований, Марина Мнишек – русская царица, жена Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, бежавшая на реку Яик с казачьим атаманом Заруцким[7].

Существует 5 уральских текстов о пребывании Марины Мнишек на Урале:

1)Маринкина гора, 2)Добрыня и сыновья, 3)Марина – беглая царица, 4)Марина Кайдаловна, 5)Марина-чародейка.

Возникновение этих текстов – начало и середина XVII века, когда она вместе с Заруцким появилась на берегах Яика (Урала). Сначала мы определили черты текстов, отнеся их к преданиям или легендам.

Таблица 3. Черты текстов о Марине Мнишек

Маринкина гора

Записано: от Разваровой В.А., 1902 г.р., пос. Индер, в 1980 г. Оригинальный местный сюжет.

Черты предания: названы реальные исторические лица (Марина Мнишек), упоминаются реальные географические названия уральских поселков – Харькино, Сахарный, Сарайчик. Есть и бытовые детали: сказано, что Марина имела войско, в котором были одни мужчины. Но есть и черты легенды: спутником Марины уральцы считали русского богатыря Добрыню Никитича.

Во второй половине XX века, когда краеведами было записано предание, на Маринком острове велось строительство, были найдены человеческие кости.

Марина – беглая царица

Записано: И.Железновым от казака И.Чакрыгина

Для данного текста характерна установка на историческую достоверность.

Черты предания: названы исторические личности (Марина, Григорий Отрепьев), реальные географические названия, местная локализация (Маринкин яр, море Каспий, Дуванный яр). Бытовые детали предания – лодка с казной, ружья.

В начале даны прямые характеристики и оценки героя, выступающие как общее мнение: Маринка – лютерка, бестия, ворона, Гришка – по наущению дьявола.

Добрыня и сыновья

Записано: от Глебова Г.Ф., 1893 г.р., пос. Индер, в 1980 г. Оригинальный местный сюжет с мотивом из былины «Илья и Сокольник».

Черты предания: речь идет о детях Марины Мнишек. В данном тексте их несколько. В тексте говорится, что Добрыня их убил (дети поехали к нему, но он их убил).

Марина Кайдаловна

Записано: И.Железновым от казака Чакрыгина

Черты предания: реальные исторические лица, рассказано о постройке на реке Яик крепости и обороне ее от ногайцев. Фабула – вокруг постройки крепости. Характеристика меняется: у всех слывет за разбойницу, но она с Ордой воевала, значит, и не разбойница. Крепость Маринки Мнишек находилась около Индера на Медвежьем острове. По историческим сведениям, атаман Заруцкий сразу кинулся на Медвежий остров. По предположениям некоторых историков, возможно там находился центр уральского казачества.

Марина –чародейка

Записано: И. Железновым от казака Чакрыгина

Черты предания: реальные географические названия (река Яик, Киев, Кулагина крепость, Сарачиковская крепость), бытовые детали – лук, стрелы, бой.

По всем остальным чертам – это былина, рассказанная в прозаической форме.

Былинные герои – Добрыня, князь Владимир Красное Солнышко, Тугарин Змей, монголо-татарские князья. Гиперболично описание боя, силы богатырей и врагов. Условная эпоха русской старины.

Считаем, что хронологически и содержательно тексты следует составить таким образом: 1.«Марина-беглая царица»(бегство на Яик, богатство – лодки с награбленным), 2. «Марина Кайдаловна (постройка крепости, бои), 3. «Добрыня и сыновья» (сыновья Марины убиты Добрыней), 4. «Марина-чародейка» (русские богатыри убивают ее, с этого времени русские заселились на Яике), 5.Маринкина гора (в XXв. находят кости на Маринкиной горе, разбитые кувшины). Все тексты одномотивные, то есть посвящены какой-то одной линии, раскрывают героя с одной стороны. В преданиях отражен народный взгляд на беглую царицу: «бестия», «колобродница», «ворона» (оборотень), «драла вон из Москвы без оглядки», «шельма», «гулящая», «собака». Но в предании «Марина Кайдаловна» Мнишек предстает другой – строительницей крепости-городка. Казачий бытописатель И. Железнов считал, что крепость находилась близ Индера (Гурьевской области), но он утверждает, что не уральские казаки выдали Марину царским войскам, а донские казаки. Былины о Марине Мнишек существовали на Яике, они наиболее ранние по существованию. Добрыня был близок и понятен казакам, это один из их любимых героев. В нашем городе записана былина, в которой Добрыня стреляет в голубей Маринки, а попадает в Змея Тугарина. В.И. Даль, проживший на Яике 8 лет, упоминает Марину и тексты о ней в «Толковом словаре живого великорусского языка» и в «Письме к Гречу из Уральска».

Практическое применение проекта

Когда изучили предания и легенды, на следующем этапе мы решили заинтересовать своих одноклассников. Поскольку мы учимся в физико-математической школе, мы решили составить на основе текстов преданий и легенд задачи и решить их со своими товарищами. Мы преследовали цель популяризации истории нашего края и одновременно установление межпредметных связей.

Задача 1.По преданиям о Марине Мнишек

Деревянная лодка массой 200кг удерживается на канате в пресной воде. Марина Мнишек решила спрятать свои богатства на этой лодке и положила в нее 5 кг золота и 5 кг серебра. Вычислите действующую на лодку с грузом архимедову силу (силу, которая не позволит лодке утонуть).

Дано:

M1=200кг

M2=5кг

M3=5кг

ρ жидкости=1000кг/м3

ρ дерево =700кг/м3

ρ золота =19300 кг/м3

ρ серебра = 10500 кг/м3

F-? 

Решение:

Для того, чтобы лодка не утонула, Архимедова сила должна быть больше силы тяжести.

FА = ρ ж g Vт ,  Vтело=m/ ρ

Fт = ( M1+ M1+ M1) * =(200+5+5)*9,8=2100Н

FА=ρ ж g Vт=ρ ж (m1/ ρ1 + m2/ ρ2 + m33)= =1000*9,8*(200/700+5/19300+5/10500)=2867,4Н

FА 

Ответ: лодка не утонет

Задача 2. По преданиям о купце Кареве

По уральскому преданию, однажды купец Карев поссорился со своим другом – купцом Овчинниковым, который любил пить чай на своем прекрасном белом балконе.

- Я сделаю так, чтобы ты не мог видеть рассвет, сидя на своем балконе! – закричал Карев.

Дано:

П ри постройке дома купец Карев планировал построить дом за 400 дней и пригласил на работу 30 строителей. Но потом ему показалось, что работа идет медленно, и он решил пригласить на работу еще 30 строителей. За какое время будет построен дом?

Решение:

Задача решается с помощью обратной пропорциональности или логического вывода:
Если 30 строителей - 400 дней, то

60/30=400/Х

Ответ: 200 дней

Или 30 строителей-400 дней, 60 строителей-200 дней (В два раза быстрее).

Задача 3.По преданиям о Ермаке Тимофеевиче

Дано:

Подарил царь своему воину - Ермаку, масса которого 80 кг, за военные заслуги и героизм в бою кольчугу весом 12 пудов. Какую силу должен преодолевать воин, чтобы беспрепятственно передвигаться по вражеским заграждениям?

Р ешение:

12 пудов=12* 16,38кг=196,56кг

Когда воин одевает кольчугу, на него действует сила тяжести:

Fтяжести = ( m1 +m2 )g=276,56*9.8=2765,6 H

Fвоина > Fтяжести.

Ответ: Сила воина должна превышать значение 2765,6 H

С целью практически применить материалы проекта и доказать полезность легенд и преданий для привлечения интереса к истории Уральска мы разработали электронное приложение. Данное приложение мы использовали во время выступления перед учащимися 11 класса (фото1, 2). До выступления были заданы следующие вопросы: 1)Интересна ли вам история Уральска? 2)Знаете ли вы легенды и предания Уральска? Из 10 человек на 1 вопрос утвердительно ответили 2 человека, на 2 вопрос утвердительно ответил 0 человек. После знакомства с приложением мы вновь задали вопросы: 1)Интересна ли теперь история Уральска? 2)Помогли ли в освоении истории Уральска собранные легенды? На 1 вопрос утвердительно ответили 8 человек. На 2 вопрос утвердительно ответили все 10 человек.

Заключение

Последним этапом нашей работы стало формулирование выводов.

Мы смогли систематизировать легенды и предания уральских казаков и проанализировать их черты,

Доказали, что тексты связаны с историческими событиями и личностями Приуралья.

Особое внимание мы уделили преданиям о Марине Мнишек – беглой царице, которая жила на Яике в начале XVIIв. Мы проанализировали черты образа русской царицы в местных легендах и преданиях.

Для популяризации легенд и преданий нашего края мы составили физико-математические задачи, которыми привлекли внимание одноклассников.

Мы сделали электронное приложение, которое можно использовать на уроках русской литературы и истории.

Список использованной литературы

Геращенко Е.В. Предание или легенда: в чем отличие?//http://aneks.spb.ru/raznoe/predanie-ili-legenda-v-chem-otlichie.html

Железнов И.И. Полн.собр.соч.: В 3 т. СПб., 1910.

Карпов А.Б. Уральцы. Исторический очерк. Уральск, 1911.

Короленко В.Г. У казаков. Из летней поездки на Урал. Челябинск, 1983. С.23.

Коротин Е.И. Устное поэтическое творчество уральских (яицких) казаков. Самара-Уральск, 1999.

Кравцов Н. И. Русское устное народное творчество. М., «Высшая школа», 1983г.

Марина Мнишек//Биографический указатель// http://www.hrono.ru/biograf/mnishek.html

Морохин В. Н. Прозаические жанры русского фольклора. М.,  «Высшая школа», 1977 г

Порудоминский В.И. Даль. М., 1971.

Савичев Н.Ф.Уральская старина: рассказы из виденного и слышанного : избранные произведения. - Уральск : Оптима, 2006. 

Чистов К.В. Легенда // Краткая литературная энциклопедия. М., Советская энциклопедия, 1962—1978.Т.4. Стлб.90.

Просмотров работы: 77