Введение
С большой ответственностью я подходила к выбору темы для исследовательской работы. Эта тема наиболее близка всем нам, т.к. школьная жизнь проходит перед нами ежедневно, ежегодно.
О пионерах, о пионерской организации я знаю лишь из рассказов прабабушки, бабушки, мамы, из старых книг, которые у бабушки сохранились.
Я заинтересовалась жизнью и делами пионеров советских времен. Используя рассказы – воспоминания старших и материал школьного музея я собрала материал, посвященный работе пионерской организации своей школы за 1972 год.
Цель заключается в комплексном изучении пионерского движения в Бимской школе в 1972 году
Задача: Исследовать состояние пионерской организации, её состав, основные формы и результаты практической деятельности;
Дружина Бимской восьмилетней школы носила имя Олега Кошевого и работала по маршрутам:
«Моё отечество – СССР»
«В страну знаний»
«Сильные, смелые, ловкие»
«Пионер – всем ребятам пример»
«Тимуровец»
«Равнение на пионерское знамя»
Основная часть
Маршрут «Мое отечество – СССР»
Пионеры глубоко изучали историю нашей Родины – СССР, революционные, боевые и трудовые коммунистов и советского народа, знакомились с успехами в девятой пятилетке, интересовались, как живут и трудятся в единой дружной семье народы союзных республик, постоянно изучали жизнь и деятельность Владимира Ильича Ленина.
В рамках этого маршрута 23 декабря 1972 года провели фестиваль дружбы, посвященный 50-летию образованию СССР.
Каждый отряд представлял «делегацию» из союзных республик.
Пионеры слушают гимн Советского Союза Хор исполняет песню «Родная страна»
«Делегаты» из Узбекистана (ученики 2 класса) «Делегаты» из РСФСР (ученики 8 класса)
«Делегаты» из РСФСР исполняют «Делегаты» из Украины (ученики 7а класса)
марийский кадриль
«Делегаты» исполняют песню Делегаты» из Белоруссии (ученики 7б класса)
«Украина моя, Украина»
«Делегаты» из Молдавии (ученики 4б кл) «Делегаты» из Казахстана (ученики 4 а класса)
исполняют молдавский танец
«Делегаты» из Эстонии (ученики 6 класса) «Делегаты» из Киргизии (ученики 3 класса)
Хор «Дружба народов» исполняет песню
Маршрут « В страну знаний»
Работал под девизом «Без знаний – коммунизма нет»
Каждый класс добивался того, чтобы не было ни одного отстающего среди них.
Работали кружки: физический, юный натуралист, хоровой, красные следопыты, юный техник, фотокружок, спортивные секции.
Два раза в неделю проводились рейды «Пионерского фонарика» проверки выполнения режима дня, состоянием учебников, тетрадей, смотра домашних уголков. В каждом классе был создан экран успеваемости. Сильные учащиеся прикреплялись к слабым учащимся. Один раз в 2 недели по понедельникам проводили общешкольную линейку по итогам соцсоревнования: за дисциплину на переменах, за успеваемость, за чистоту в классах и за дисциплину в классах. Победителям вручали переходящий вымпел.
Н апример, 28 ноября повели литературный вечер-конкурс «Наш любимый русский язык», посвященный 50-летию СССР.
В апреле провели биологическую викторину «Птицы – наши друзья». Где организовали КВН между командами «Грачи» и «Скворцы». И команде-победителю был вручен орден «Зеленая гусеница».
Ко дню Космонавтики прошел физический вечер и оформили стенд «Пионеры Вселенной».
Маршрут «Сильные, смелые, ловкие»
Ежегодно по утрам проводили утреннюю зарядку.
Проводились товарищеские встречи по футболу и волейболу, шашечный турнир, лыжные соревнования.
Маршрут «Пионер – всем ребятам пример»
Д евиз «Я – за отряд, отряд – за меня»
В рамках этого маршрута каждый класс борется за лучший отряд, участвует в соцсоревнованиях. Оформляют свои отрядные уголки, выпускают отрядные стенгазеты. Два раза в неделю проводятся рейды «Пионерского фонарика». Девиз этого рейда «Светить всегда, светить везде». Выпускается сатирическая газета «Позорная кавалерия» (в неделю один раз), критикуют тех у кого двойки в учебе. За год выпустили 15 номеров общешкольной газеты «За учебу» и 9 номеров «Комсомольский прожектор».
М аршрут «Тимуровец»
Девиз «Радость – людям»
Была организована работа в зоне пионерского действия: шефство над д/садом, монументом, тракторным парком, фермой. Оказывали помощь престарелым и инвалидам. Выполняли общественно-полезную работу. Участвовали на уборке картофеля колхоза, в лесопосадках.
М аршрут «Равнение на пионерское знамя»
Раз в месяц поводились заседания совета дружины, где обсуждали слабоуспевающих, утверждали планы пионерской организации. Работало 6 штабов: учебный сектор, санитарный сектор, культмассовый сектор, ответственные за спортивную работу, ответственные за работу красных следопытов, октябрятская комиссия, сектор стенной печати.
Провели 3 дружинных сбора: Всесоюзная радиолинейка, в честь рождения Советской власти, ко дню рождения В.И.Ленина. Приняли 30 пионеров в ряды ВЛКСМ.
В классах проводились множество отрядных тематических сборов.
Ко дню рождения пионерской организации лучших пионеров и комсомольцев приглашали на районный слёт.
Вот и пролетел учебный год! Сколько всего хорошего, полезного сделано за этот год. Макулатуры только собрано 2,5т, 23,5 кг – березовых и сосновых почек, посадили 25 га сосен. Правофланговыми стали два отряда: отряд имени Л. Чайкиной, отряд имени Л. Голикова.
Заключение
В этот год, о котором я писала, пионерская организация сплачивала школьников. Много полезных дел на счету у пионерии: тимуровская работа, помощь родному колхозу в уборке урожая, спортивные соревнования в пионерском многоборье, пионерские слёты и многое другое. Наверное, поэтому наивысший патриотизм молодёжи относится к советскому периоду времени. Примеры тому - подвиги пионеров и комсомольцев в годы Великой Отечественной войны, поднятие целины, комсомольские стройки БАМа, Россошанского химкомбината по производству минеральных удобрений. Не было проблемы наркомания, молодёжь воспитывалась нравственно, гуманно по отношению друг к другу. Разве мог юноша того времени отказаться идти в армию?! Отказ от армии считался большим позором. А сейчас многие молодые люди считают за честь «откосить» от армии, участвуют в «тусовках», где принимают наркотики.
С перестройкой пришли другие ценности в воспитании молодёжи, и я очень жалею о том, что утрачено много хорошего, что было в советской школе.
Пока нас ещё окружают люди, которые творчески работали в те годы, наш долг - больше узнать о таких талантливых людях, об истории школы, и написать исследовательские работы, сохранить для будущего поколения. Это будет вклад нашего поколения в создание экспозиции в школьном краеведческом музее «История Бимской средней школы».
Литература
Материалы школьного музея
Воспоминания учителей, бывших учеников