Герб семьи Бадмаевых

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Герб семьи Бадмаевых

Бадмаев  С.Б. 1
1МКОУ "Комсомольская СОШ имени Н.С. Манджиева"
Бадмаева Г.К. 1Лиджиева  Г.Б. 1
1МКОУ "Комсомольская СОШ имени Н.С. Манджиева"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Семья... Почему так много людей, которые совершенно ничего не знают об истории своей семьи, не знакомы с ее обычаями, почти ничего не знают о своих предках. Утрачивается значение и уменьшается роль преемственности, искажаются знания об истории семьи, народа и страны в целом. Актуальность темы заключается в том, что все меньше подрастающее поколение знает традиции своей страны, народа, семьи. Чтобы не потерять свои корни и не лишиться духовного богатства, нужно извлекать ошибки из прошлого и избегать их в будущем, совершенствуя настоящее. В этом и заключается могущество большой страны.

И у меня возник следующий вопрос. Что для этого необходимо сделать? Исходя из этого, я сформулировал проблему: сохранение исторической памяти посредством создания семейного герба. А так ли он необходим? Чтобы узнать общественное мнение, мной был проведен социологический опрос среди учащихся школы, учителей и родителей (Приложение 1). В нем приняли участие 72 человека. На вопрос "Необходим ли каждой семье свой герб?", положительно ответили 92% опрошенных, но 78 % респондентов не знают, как его создать (Приложение 2).

Таким образом возникла необходимость работы над проектом по теме: "Герб семьи Бадмаевых". Целью моей работы стало создание фамильного герба моей семьи – символа семьи Бадмаевых. Задачи заключались в следующем: свою работу я начал с изучения своей родословной (Приложение 3) и просмотра семейных архивов, в которых хранятся личные документы, записи и фотографии членов семьи; далее возникла необходимость изучить литературу о геральдике как науке, занимающейся изучением гербов, а также традиций и практики их использования.

Данная исследовательская работа основана на научных трудах Введенского Г.В. [1], Вилинбахова Г.В. [2], Дубининой Н.Ю. [7], Пчелова Е.В. [10], и др. Авторы подробно описывают процесс создания государственной символики России. В работе с документами в районном архиве мной были исследованы семейные архивы моего рода - рода Бадмаевых. Среди них личные записи членов семьи, справки, награды, публикации, фотоматериалы и др. [13]

Методы исследования по теме проекта: историко-сравнительный, метод синтеза и анализа, нарративный и др.

Территориальные рамки проектной работы включают регионы проживания членов семьи Бадмаевых: Республика Калмыкия (Черноземельский, Лаганский, Ики-Бурульский, Яшкульский, Приютненский, Юстинский районы и г. Элиста), Алтайский край, где находилась семья во время депортации калмыцкого народа.

Хронологические рамки исследования: начало XIX века - начало XI века.

Практическая значимость проектной работы: материалы проекта будут включены в экспозиции школьного музея, в том числе экспозиции истории семьи Бадмаевых, на уроках истории и обществознания, истории и культуры родного края, в работе лекторской группы. Данная работа станет основой для нового проекта – проекта создания фамильного флага.

Проект "Герб семьи Бадмаевых"

I этап - работа над основными положениями проекта.

Цель моего проекта - создание герба семьи Бадмаевых. Задачи:

сохранение исторической памяти и наследия семьи;

изучение истории семьи Бадмаевых;

воспитание уважительного отношения к институту семьи;

гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения на примере славного прошлого семьи.

Тема моего проекта актуальна и важна. Почему же эта проблема так важна? В современных условиях одним из главных элементов нашего общества является семья. Мы можем сказать, что семья - это малое государство. А так как каждое государство имеет свои символы, я задумался, почему бы не разработать свои символы - символы семьи. Моя работа началась с разработки макета герба. Толчком к этому послужило задание по обществознанию в 6 классе - подготовить проект герба семьи. Выполнив задание, я понял, что нужно нечто большее, нужно исследование. Через 2 года, узнав о данном конкурсе, я решил продолжить работу по этой теме.

Результаты общественных опросов в России показывают, что семья воспринимается в качестве одной из главных жизненных ценностей и как условие счастливой жизни. Стабильность или нестабильность жизни общества, здоровье нации напрямую зависит от социального состояния семьи, ее устоев, личных взаимоотношений и ее истории.

Герб семьи нужен как воплощение родовой истории, традиций семьи и отражение настоящего.

II этап создания проекта - сбор и анализ информации.

Работу по сбору и анализу материалов по данной теме я начал с:

изучения нормативно-правовой базы;

работы с семейным архивом, документами районного архива, СМИ;

встреч и интервью;

изучения геральдики.

На этом этапе внимательно исследовав федеральные, региональные и местные документы, касающиеся данной проблемы, я провел социологический опрос и проанализировал его. Результаты опроса представлены выше.

III этап - поиск собственного решения.

На данном этапе работы необходимо было провести:

сбор материала из семейного архива семьи Бадмаевых и работа с личными документами членов семьи;

подготовка эскизов и макета фамильного герба;

систематизация полученных материалов;

изучение родословной семьи;

создание герба.

В процессе работы во втором этапе я начал сбор материалов о семье, систематизировал сведения о своем роде, изучил родословную. Идея создать герб моей семьи возникла не случайно. Я родился в большой семье. У моего прадеда, Бадмаева Гари, - 5 сыновей и 1 дочь, 17 внуков и 30 правнуков. (Приложение 4).

Нашу семью можно по праву назвать династией полицейских. Гаря Надбитович, ветеран органов внутренних дел, с начала 1943 года работал сотрудником Улан-Хольского отделения НКВД, имел звание старшины милиции. В декабре 1943 года Гаря Надбитович был вынужден прервать обучение в Астраханском училище НКВД.

Кроме того, что шла Великая Отечественная война 1941-1945гг., вокруг шли ожесточенные бои, рядом гремела Сталинградская битва, в Хулхуте наши земляки отстаивали границы Астраханской области, 1943 год стал самой трагической датой для калмыков. 28 декабря 1943 года калмыцкий народ подвергся депортации, из родных домов были безжалостно выселены старики, женщины и дети, мужчины были сняты с фронтов. Калмыки в нечеловеческих условиях больше двух недель ехали в Сибирь, где им запретили говорить на родном языке, где были потеряны родные и близкие. И моего прадеда Бадмаева Гарю не миновала эта участь. На долгих 13 лет и 13 дней ему пришлось заново строить свою жизнь, в этот период Гаря Надбитович работал разнорабочим на Алейском мясокомбинате Алтайского края. По возвращении домой весной 1957 года Гаря Надбитович продолжил службу милиции до 10 ноября 1984 года.

Его сын Николай Горяевич1, подполковник милиции в отставке, начал свою трудовую деятельность в 1979 году. С 1979 по 2008 годы Николай Гаряевич проходил службу в таких подразделениях как государственная автоинспекция, участковый уполномоченный. Мой дядя Бадмаев Владимир Гаряевич более 30 лет проработал судьей, а теперь его дело продолжает его сын Бадмаев Санал, который работает мировым судьей.

В настоящее время несут службу в полиции внуки Гари Надбитовича:

мой папа - Бадмаев Басанг Александрович, подполковник юстиции, кандидат юридических наук, окончив Ростовский юридический институт МВД, в 1997году начал свою деятельность оперуполномоченным в своем родном поселке Комсомольский. Затем он был переведен на должность следователя и в последующем он возглавлял следственные отделы Черноземельского, Лаганского отделов полиции. В 2012 году Басанга Александровича назначили заместителем начальника Управления министерства внутренних дел по г. Элиста, начальником отдела следствия, в 2014 году папа возглавил отделение полиции в Черноземельском районе и проработал до 2017 года, а в настоящее время работает заместителем начальника отдела - начальником следственного отдела в Приютненском межмуниципальном отделе МВД по Республике Калмыкия;

дяди Бадмаев Джангар Николаевич, инспектор технадзора ОГИБДД по Республике Калмыкия, и Церенов Иван Анатольевич, начальник группы дознания отделения полиции в п. Цаган-Аман Республики Калмыкия, - майоры полиции;

тети Сычева Делгер Николаевна, инспектор по профилактике правонарушений несовершеннолетних отделения полиции в п. Комсомольский, и Бадмаева Эльзята Борисовна, инспектор центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей МВД по Республике Калмыкия, - капитаны полиции.

Следует заметить, что реформа перехода милиции в полицию тоже оставила свой отпечаток в истории моей семьи. Общий стаж династии составляет более 75 лет. (Приложение 5).

А также нашу семью нельзя не назвать династией животноводов. В сельском хозяйстве трудились мои прапрадед Бадма Надбитович2 и Эльзятя Телешкеевна в Улан-Хольском улусе. Уже тогда мои предки имели небольшое хозяйство, состоящее из пары коров и десятка овец. Мой дед Бадмаев Александр Горяевич трудится в сельскохозяйственном кооперативе имени Ю.А. Гагарина инженером, ведет свое собственное хозяйство уже более 30 лет, продолжая дело своего деда Бадмы Надбитовича. Более 20 лет мой дядя Бадмаев Валерий Гаряевич возглавлял совхоз имени Ю.А. Гагарина. Мой дядя Бадмаев Надбит 15 лет проработал главным зоотехником, сейчас он тоже занимается разведением и селекционированием сельскохозяйственных животных. Подполковник в отставке Николай Горяевич после выхода на заслуженный отдых занялся сельским хозяйством, а его старшая дочь Саранкаева Герензал Николаевна работает бухгалтером в совхозе. Моя тетя Шарбаева Альмина Анатольевна работает экономистом в сельском хозяйстве.

Отдельной страницей в истории моей семьи является сфера образования. Моя мама Бадмаева Герензал Константиновна, кандидат филологических наук, возглавляет районный комитет профсоюза образования, работает учителем иностранных языков и одновременно ведет учебно-воспитательную работу в ДЮСШ, все это она совмещает с занятиями по оздоровительной гимнастике для взрослого населения. Сейчас мама на добровольной основе активно занимается всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне», пропагандирует комплекс, консультирует детей, родителей и педагогов, публикует информацию в СМИ, помогая совершенствовать общую физическую подготовку наших земляков. Общественная работа неразрывно связана с моей мамой, она всегда может из любой встречи сделать интересное памятное событие, найти компромисс в любой ситуации, учесть все предпочтения и особенности. Ее коллеги часто обращаются к ней не только за помощью, но и просто за добрым советом.

Моя тетя Церенова Элла Гаряевна работает директором спортивной школы более 20 лет, пропагандируя здоровый образ жизни. В 2016 году Элла Гаряевна стала финалистом всероссийского конкурса «Воспитать Человека» в г. Калининград. Труд Эллы Гаряевны отмечен двумя ведомствами: Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством спорта Российской Федерации.

Тетя Бадмаева Наталья Валерьевна работает учителем русского языка и литературы, совмещая работу с научно-методической деятельностью в Комсомольской гимназии, а также она возглавляет клуб талантливых педагогов "Пеликан". Опыт преподавания и большой педагогический стаж имеется у моей тети Бадмаевой Людмилы Николаевны, несколько лет назад она работала преподавателем Калмгосуниверситета, а затем учителем математики и экономики в Комсомольской гимназии. Кстати, Людмила Николаевна - кандидат экономических наук. Также ученые степени имеют мой папа Бадмаев Басанг Александрович (кандидат юридических наук) и дядя Бадмаев Надбит Александрович (кандидат сельскохозяйственных наук).

В нашей семье большое внимание уделяют обучению и воспитанию детей, поэтому почти все дети в нашей семье учатся прилежно, а старшие правнуки Гари Надбитовича имеют медали за отличную учебу в школе. Образование в моей семье стоит у истоков успеха моей семьи.

IV этап работы над проектом - реализация плана действий.

В ходе данного этапа проекта я подготовил описание герба своей семьи. В семейном гербе я объединил все 3 сферы деятельности членов нашего рода:

правоохранительную деятельность;

сельское хозяйство;

образование.

Согласно правилам геральдики набор цветов в изображениях символов ограничен. Они разделяются на металлы, меха и финифти (эмали и тинктуры). Четкая цветовая гамма делится на два металла (золото и серебро), пять цветных финифтей (червлень, лазурь, зелень, чернь, пурпур). [10] В гербе моей семьи присутствуют следующие цвета (Приложение 6):

золото - основной фон герба, золото выражает знатность, веру, добродетель, справедливость;

червлень (красный) символизирует храбрость, мужество, любовь, в нашей семье - это цвет красных погонов и лампасов милиции и полиции;

зелень - это цвет надежды, изобилия, свободы и радости, близости к природе, сельское хозяйство тесно связано с моей семьей;

лазурь символизирует великодушие, честность и верность, безупречность в службе, об этом свидетельствуют цвет погонов и лампасов моего папы - подполковника юстиции;

чернь - символ мудрости, постоянства, сдержанности, образованности и скромности, этот цвет присутствует в нашем гербе неспроста, ведь все начинается с воспитания и образования детей.

Я изобразил герб в виде щита и меча, которые символизируют службу в полиции. Они окружают другие сферы деятельности нашей семьи, охраняя и защищая сельское хозяйство (корова и овца) и образование (глобус и книги). Кроме естественных и искусственных фигур на фамильном гербе семьи Бадмаевых в самом центре расположен лотос. Лотос - символ Республики Калмыкии, он расположен на флаге и гербе нашей республики. Фамилия Бадмаевы в переводе с калмыцкого языка на русский означает "лотос", поэтому в нашей семье лотос имеет особое значение.

Заключение

Подведение итогов проектной работы:

создание фамильного герба семьи Бадмаевых;

экспозиция в школьном музее "История рода Бадмаевых";

публикация проектной работы "Герб семьи Бадмаевых" в СМИ;

возникложелание продолжить династию поицейских.

Главный итог моей работы - практическое создание герба семьи Бадмаевых. В целом, наш семейный герб выдержан в калмыцком национальном стиле и отражает цвета калмыцких флага и герба, что указывает на нашу принадлежность к калмыцкому народу. Изучая государственные символы своей страны и народа, я увлекся историей своей предков, узнал, как возникли определенные обычаи и традиции в нашей семье.

Продолжение работы над проектом.

Следующими шагами в работе над проектом по данной теме будут следующие действия:

оформление герба и передача в школьный музей;

ознакомление с гербом всех членов своего рода;

выступление на школьной и районной научно-практических конференциях;

опубликование материалов в СМИ;

работа над созданием фамильного флага.

Своим респондентам я задал вопрос: "Что для вас значит семья?". Вот как они ответили:

для меня семья - это Родина, родной дом, родные;

семья - это душа народа;

семья - это хранилище традиций;

семья - это чудо, волшебство.

Список использованной литературы:

1. Введенский Г.Э. Азбука геральдики. СПб.: Аврора, 2003

2. Вилинбахов Г.В. История Российского герба и флага. СПб.: Фил. ф-т СПбГУ, 2004

3. Геральдика России: XVIII- начало XX (сост. Шепелев Л.Е.). СПб.: Аврора, 2003

4. Гербы и флаги муниципальных образований г. Москвы. Карташова И.М.. М.: Редакция журнала "Новая экономическая политика"

5. Голованов М.П. Герб, флаг, гимн России. Научно-популярное изд. для детей. М.: Росмэн-пресс, 2003

6. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн: В помощь учителям начальных классов. (сост. Шепелева А.). Волгоград.: Учитель, 2004

7. Дубинина Н.Ю. Необыкновенное знакомство с государственной символикой России. М.: Клепа, 2004

8. Закон Республики Калмыкия от 14.06.1996г. № 44-1-3 "О государственных символах Республики Калмыкия"

9. Мнение жителей столицы о символике Москвы и России: Аналитический отчет по итогам социологического исследования. М.:2004

10. Пчелов Е.В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн. Учебное пособие. - М.: ТИД "Русское слово - РС", 2002

11. Сапрыков В.Н. Государственная символика регионов России. М.: Парад, 2004

12. Символика России. М.: Профиздат, 2004

13. Семейный архив Бадмаевых

Приложение 1

Анкета

Уважаемый участник анкетирования!

В МКОУ "Комсомольская СОШ имени Н.С. Манджиева" проводится опрос по теме "Нужен ли семейный герб?". Интересует Ваше мнение по следующим вопросам:

1. Необходим ли каждой семье свой герб?

ДА НЕТ

2. Знакомы ли Вы с геральдикой?

ДА НЕТ

3. Знаете ли Вы как создать семейный герб?

ДА НЕТ

4. Считаете ли Вы, что в школьном музее надо создать экспозицию семейных гербов обучающихся нашей школы?

ДА НЕТ

Спасибо!

Приложение 2

Результаты анкетирования (социологического опроса)

по теме "Нужен ли семейный герб?"

В социологическом опросе приняли участие 72 человека. Основной контингент респондентов - учащиеся МКОУ "Комсомольская СОШ имени Н.С. Манджиева".

1. Ответ на первый вопрос показал, что 92% опрошенных считают, что герб необходим каждой семье.

2. К сожалению, с геральдикой знакомы всего 22 % и знают, как создать свой герб:

3. На последний вопрос о том, нужно ли устраивать экспозиции, респонденты единогласно ответили, что нужно.

Таким образом выявлена необходимость создания семейного герба.

Приложение 3

Примечание: синим цветом выделены продолжатели рода Бадмаевых, красным цветом выделены женщины, вышедшие замуж и продолжившие другой род, розовым – девочки, не вышедшие замуж.

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Изображение выполнено акварельными красками на бумажном листе.

1 Отчества Николая Горяевича и Александра Горяевича, сыновей Гари Надбитовича Бадмаева, записаны в документах, удостоверяющих личность, через букву «О».

2 По традиции калмыкам после женитьбы присваивалось имя отца в качестве фамилии, так Гаре Надбитовичу, сыну Бадмы Надбитовича, была присвоена фамилия Бадмаев (см. Приложение 3).

Просмотров работы: 86