ВВЕДЕНИЕ
На территории Республики Крым проживает более ста этносов. История каждого из них представляет большой интерес для крымчан и отличается яркой самобытностью. Мы выбрали номинацию «Краеведение», потому что данное направление является широким полем деятельности для исследовательских работ. Крымскотатарский народ давно проживает на территории Крыма, имеет многовековую историю возникновения и становления. Крымские татары – единый этнос, поэтому мало кто знает, что существует условное деление народа на три группы, образовавшиеся в результате компактного расселения их на определённой территории полуострова. Южнобережные (ялыбойлулар) – проживавшие до депортации 1944 г. на южном берегу Крыма. Горные (орта-ёлаклылар) – проживавшие в средней полосе Крыма (предгорной и горной части полуострова, между степью и южным берегом). Степные (чёллюлер) – татары, проживавшие до депортации 1944 г. в степной (северной) части Крыма. В свою очередь, внутри этих групп существует деление на более мелкие, состоящие из жителей определенных селений.
В работе мы хотим рассказать об истории «малой» крымскотатарской этнической группы – ускуты, относящейся к южнобережной группе крымских татар.
Цель работы – изучение истории, культуры, самобытных традиций жителей деревни Ускут городского округа Алушта Республики Крым.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что история Крыма и крымскотатарского народа является сферой научной деятельности, ожидающей новых идей и исследований. Ведущий метод сбора этнографических данных – непосредственное наблюдение за жизнью и бытом отдельных групп населения и этнических общностей – нам не доступен. Но зато у нас была и есть возможность общаться с представителями старшего поколения этнической группы «ускуты», старожилами деревни Ускут, и с их слов воссоздать особенности быта, кухни, одежды, а также проведения национальных праздников ускутов. Для воссоздания исторических фактов были использованы научная историческая и этнографическая литература; информация из материалов, которые касались данной местности: статьи из журналов «Йылдыз» и «Къасевет», научные статьи Р. Куртиева, Э. Озенбашлы (Абдуллаева); анализированы издания известных путешественников и исследователей: Х. Кондараки, Э. Челеби, Е. Маркова.
При написании работы были применены следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературных источников, журналов; беседы.
Таким образом, для написания исследовательской работы были поставлены следующие задачи:
собрать и обработать информацию, материалы, касающиеся деревни Ускут и её жителей;
изучить и сделать анализ первоисточников известных путешественников и исследователей;
провести беседы (интервью) со старожилами села Ускут для выявления ранее неопубликованных фактов;
посетить этнографические музеи.
Материалы данной работы могут быть полезны для преподавателей этнографии, а также для учащихся школ и студентов ВУЗов.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛА УСКУТ
Приветное расположено на юго-восточном побережье Крыма, в долине реки Ускут, высота центра села над уровнем моря 72 м.Время возникновение села Ускут неизвестно. Некоторые исследователи, основываясь на планировке типа «бург» – застройке городского типа, характерной для древнейших горных селений Крыма, при котором здания располагаются вплотную друг другу [Приложение 1], высказывают мнение, что село существует несколько тысяч лет [8]. Долину населяли подвергшиеся сильной эллинизации потомки смешавшихся с автохтонными жителями готов и аланов, заселивших край примерно во II – III веках. С III века жители приняли христианство [18] и принадлежали к Готской епархии Константинопольского патриархата [9].
Впервые в источниках Ускут встречается на венецианской карте VIII века [4,с.3] и в договоре Генуи с Элиас-Беем Солхатским от 1381 года, упоминается как De La Scuto. В переписке 1470 года последнего консула Солдайи – Христофоро Ди-Негро говорится, что деревню Скути захватили известные в Крыму братья Гуаско. Они пытались закрепостить местных жителей и получить контроль над торговым путем в Карасувбазар. В 1475 году генуэзские владения были завоеваны Османской империей, и деревня была административно включена в Судакский кадылык Кефинского санджака, а затем, эялета [11]. В XVII на южном побережье Крыма начинает распространяться ислам, и жители селения постепенно принимают новую религию. В 1774 году, согласно Кючук-Кайнарджийскому мирному договору, Ускут вошел административно (по Камеральному Описанию Крыма… 1784 года) – в Судакский кадылык Кефинского каймаканства [7].
8 апреля 1783 года Крым присоединен к России, и 8 февраля 1784 года именным указом Екатерины II Сенату на территории бывшего Крымского ханства была образована Таврическая область, вследствие чего Ускут был приписан к Симферопольскому уезду [2].
Именным указом Николая I от 23 марта 1838 года, 15 апреля 1838 года был образован Ялтинский уезд, и южнобережную часть Алуштинской волости передали в его состав (Алуштинская волость Ялтинского уезда) [20].
После установления в Крыму Советской власти [17], по Постановлению Крымревкома от 8 января 1921 года была упразднена волостная система и Ускут включили в состав Алуштинского района [1]. Декретом ВЦИК от 4 сентября 1924 года Алуштинский район был упразднен, вследствие чего деревню присоединили к Карасувбазарскому району [3].
30 октября 1930 года постановлением ВЦИК был образован Алуштинский татарский национальный район (по другим данным – в 1937 году) и село передали в его состав [13].
В 1944 году, после освобождения Крыма от фашистов, по Постановлению ГКО № 5859 от 11 мая 1944 года, 18 мая крымские татары были депортированы в Среднюю Азию (из Ускута около 4 тысяч человек) [15]. А уже 12 августа 1944 года было принято постановление № ГОКО-6372с «О переселении колхозников в районы Крыма», и в сентябре 1944 года в район приехали первые новоселы (2469 семей) из Краснодарского и Ставропольского края. В начале 1950-х годов последовала вторая волна переселенцев из различных областей Украины [15].
26 апреля 1954 года Крымская область была передана из состава РСФСР в состав УССР. В 1957 году колхоз им.Сталина был преобразован в винсовхоз «Приветный». Постановлением Верховного Совета Автономной Республики Крым от 9 июля 1991 года село вошло в состав Алуштинского горсовета. С 21 марта 2014 года село – в составе Республики Крым Российской Федерации. С 5 июня 2014 года – в городском округе Алушта Республики Крым.
ЭТИМОЛОГИЯ НАЗВАНИЯ СЕЛА УСКУТ
Самые первые истоки происхождения названия села Приветное уходят в далекую древность, когда еще в Крыму находились древнегерманские поселения и готы. «Ускут» происходит от древнегерманского языка и переводится как «усть» – удобное, и «гот» – место. Действительно, село Приветное раскинулось в обширнейшей балке, беря свое начало в Ускутском каскаде и простираясь до самого берега Черного моря. Река Ускут в стремительном беге к Чёрному морю протекает через село, которое с незапамятных времён носило одноименное название. Ус, уст, уску – слова, переводимые с тюркских языков как «верхний, верхняя часть, наверху», а вот кут – «счастье», а в некоторых наречиях, вообще «жизненная сила». Счастливый верх, добрые верховья... Да и месторасположение поселка соответствует этим понятиям. Но иной раз там, у моря, речка с красивым названием проявляла свой нрав и смывала виноградники и даже дома, причиняя беды людям. Но с тех времен люди научились строить свои жилища на возвышенности [Приложения 2; 3].
Есть еще одна версия названия поселка «Искут», что в переводе значит «Стой!» Название это дано деревне в незапамятные времена толпою, искавшей выгодной местности для поселения. Когда искатели спустились с гор к этим роскошным полям, предводитель их, убежденный в невозможности найти более удобного и красивого для жизни места, крикнул – «искут!» и велел селиться. И то верно: поселок с одной стороны обрамляет море, с другой - горы. Пляжи поселка Ускут песчано-галечные. Вход в море пологий, без значительных перепадов по глубине. [Приложение 5]. Климат в поселке субтропический. С трех сторон поселок защищен горами, что не позволяет проникать к побережью холодному северному ветру [5, с.30].
Важной являлась и возможность выйти к главному торговому городу Крыма – Карасубазару через перевал Кок Асан-Богаз (небесный Асан), через
который гнали невольников в порты Солдайи (Судак) и Кафы (Феодосия).
Земли нашего края в XIV веке принадлежали итальянцам по договору с Золотой Ордой (этот договор был подтвержден и Крымским ханством). Властвовали здесь помещики из рода Ди-Гуаско, владевшие селами Скути (Ускут), Тасили и Карагач. Сохранилась башня крепости в Тасили, известная сегодня под названием Чобан-Кале.
По данным разных источников, в деревне Скути до нашествия Золотой Орды жили древние племена тавров. Местное население занималось гончарным ремеслом и земледелием. Трехсотлетний период господства Золотой Орды оставил свой неизгладимый след в истории и демографических показателях. Еще большие изменения произошли во времена Крымского ханства Гиреев и протектората Турции, а также в период, когда Крым стал частью Российской империи. К началу XX века село было одним из самых больших на Восточном Южнобережье. Жители выращивали виноград, фрукты, овощи, табак [Приложение 7]. Фрукты, особенно груша сорта Берабоск, поставлялись для продажи не только в города Крыма, но и за его пределы [10]. Вот что писал о селе Ускут В.Х. Кондараки в 1873 году, в своей книге «Универсальное описание Крыма»:
«…Селение занимает подножие высоких гор, расположившихся против севера и запада в виде амфитеатра. Все домики построены однообразно и так близко один к другому, что издали их можно принять за длинные коридоры с плоскою кровлею, покрашенной глиной стального цвета… »
[5, с.115].
В 1930 г. в селе Приветное был организован колхоз им. Сталина. Насильственная коллективизация вызвала сопротивление крымских татар и даже крестьянские восстания (например, Алакатское на южном берегу Крыма), жестоко подавленные и повлекшие за собой новые волны репрессий. 19 декабря 2009 года силами местных жителей установлен памятник скульптора Айдера Алиева, посвященный Алакатской трагедии [Приложение 4].
ОСОБЕННОСТИ БЫТА, КУЛЬТУРЫ ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА УСКУТ
Обычаи и традиции – это те ценные жемчужины в океане жизни народа, которые он собрал на протяжении веков, это результат практического и духовного постижения реальности.
Обычаи и традиции любого народа – это его «приданное» при вступлении в огромную семью человечества, живущего на планете Земля. Каждый этнос своим существованием обогащает её и совершенствует. Каждый народ любит свои обычаи и очень высоко их ценит. Не исключением является и село Ускут, имеющее свои отличительные черты и особенности. Мы хотим рассказать о некоторых из них.
3.1. Народные праздники жителей села Ускут
В с. Ускут праздновались такие традиционные праздники, как Ораза байрам, Къурбан байрам, Хыдырлез байрам и Дервиза байрам, празднование которых сохранилось до наших дней [16, с.79]. Одним из самых торжественных обрядов была свадьба, так как ускуты придавали и продолжают придавать особо важное значение прочности семьи. Свадебные обряды крымских татар отличаются необычайной красочностью и богатством, имеют древнюю традицию. Инициатива выбора принадлежала мужчине, но последнее слово было обычно за девушкой и ее родителями. Перед получением согласия стороны выясняли: не пересекаются ли их предки до седьмого колена. В горно-лесной зоне (например, как в с. Ускут) разрешался выбор невесты из своего селения, в степной части - только из другого. Затем происходили сватовство и помолвка с обменом подарков и, наконец – никях (венчание), свадьба [6, с.13].
3.2. Характерные черты жилья
В Ускуте возводились дома с балконами, в два или полтора этажа из неотесанного камня прямоугольного плана с плоской крышей земляного насыпа, толщиной примерно в один метр. Строились дома террасами, так что крыша нижнего дома служила двором для верхнего. На первом этаже, в основном, располагались сарай, кладовая и другие подобные помещения для хозяйственных нужд. Второй же этаж использовался как жилое помещение. В некоторых домах также возводились мансарды, служившие хранилищем для фруктов (виноград, инжир, гранат, яблоки, груши…), сохранявшихся до наступления весны [6, с.11], [Приложение 7].
3.3. Особенности национальные блюд
Во время тяжелых работ (орошения огородов, строительства домов) в основном готовились мучные блюда: кобете, жирные лепешки (пите), янтых, чебурек, жареное мясо (хавурулгъан эт).
Хахач: отделяют мякоть от крупных костей, опускают в сыворотку из- под сыра на 1,5 – 2 часа. По истечении необходимого времени, мясо достают из сыворотки и сушат. После сушки хахач становится желтого цвета. Его можно употреблять в любое время и в любом виде (в сыровяленом или жареном).
Также было привычным, при забое скота, готовить из свежего мяса на древесных углях кебап. В Ускуте были семьи, которые делали домашнее вино. На свадьбах обычно готовили капустный суп с мясом, а на второе – пиляв (плов) из пшена, с добавлением фруктов и сухофруктов.
Пельмени, которые ускутцы называли тупитча или юфакъаш, готовились в виде первого блюда. По вкусу в него добавлялся хатых (простокваша).
Крупные пельмени называли шурва, их готовили в виде второго блюда. Ели шурву обычно с измельченными орехами и простоквашей.
Также в Ускуте был распространен суп, который назывался Бахлалы лахшалы лохум шорбасы. Его готовили без мяса. Замешивали тесто с добавлением яйца и чайной ложки сливочного масла, нарезали его квадратиками, размером примерно 1см на 1 см, обжаривали их в сливочном масле, и добавляли уже в готовый суп из лапши и фасоли [12, с.98].
3.4. Отличительные признаки костюмов жителей села Ускут
В Ускуте одежда мужчин состояла из нательной рубашки с прямым воротничком (кольмек), штанов, подпоясанных кушаком. Сверху надевался камзол в обтяжку. Голову покрывала каракулевая шапка с плоским верхом.
На ногах носили чарыки (постолы), башмаки, чувяки, мест (мягкие сапожки). Женщины надевали рубаху, поверх нее – стеганое платье (зыбын или фистан) до колен, длинные до щиколоток шаровары (шальвар). Грудь завешивали нагрудниками (кокуслик), украшенные монетами. На ногах носили папуч (туфли без задников), полусапожки, для дома использовали налын (деревянные сандалии). Для детей, которых очень любили, шили специальную нарядную одежду по росту и не одевали в обноски взрослых [6, с.12],
[Приложения 8; 9; 10].
ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКИ ЮЖНОБЕРЕЖНОГО ДИАЛЕКТА
Каждая группа крымских татар имеет свои говоры. В нашей работе бы хотели сравнить говоры Южнобережного диалекта [19], [Приложение 14].
Южнобережный (южный) диалект (ялы бою шивеси) – принадлежит к огузской группе тюркских языков, очень близок к турецкому. Язык жителей южнобережья певуч и мягок. Гортанные звуки не употребляются, происходит замена звука Къ — К или Х, К — Х (хуман (къуман), махас (макъас) и др.), и К в Г (гозь (козь), горьмек (корьмек) и др.), М – Б (быйых (мыйыкъ), бурун и др.). Носовой Нъ заменяется Н (сон — сонъ, монлу — монълу, аффикс ын/ин вместо нынъ/нинъ – бабамын(нынъ), аптемин(нинъ). Необходимо отметить, что алуштинские говоры, формально отнесенные к южнобережному диалекту, отличаются от него не только фонетически, но и лексически. Так, у жителей деревни Ускут кеди звучит как чиди, эчки как чичи, янтых у них чыр-чыр, а хыджытан (къыджыткъан) – чангаритля. Жители Ускута название своей деревни произносят как «Ускют». Известны следующие говоры:
Западный (ялтинский) говор был распространен от Фороса до Никиты;
Средний (алуштинский) говор был распространен от Гурзуфа до Ускута (часть жителей использовала этот говор);
Восточный (судакский) был распространен от Ускута до Коктебеля.
В целом, южнобережный диалект весьма неоднороден, и язык выходцев практически из каждого села имеет свои уникальные особенности. Так, например, говор уроженцев села Ускут насчитывает десятки слов, не встречающихся более ни в каких других крымских говорах и диалектах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведённой исследовательской работы мы изучили историю, культуру, самобытные традиции жителей деревни Ускут городского округа Алушта Республики Крым. В результате работы были выявлены раннее неопубликованные факты, записанные нами со слов М. Харахады (1929 г.р.), С. Чолах (1927 г.р.) и Г. Чолах (1934 г.р) [Приложение 11], Б. Стамбулова (1927 г.р.) [Приложение 12], Х. Чирах (1924 г.р) [Приложение 13]. Мы с большим уважением относимся к нашим старикам, которые сумели в местах депортации сохранить язык, культуру и обычаи крымскотатарского народа и стараются передать свои знания и опыт подрастающему поколению.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что Ускут – деревня с поистине богатой историей, самобытной культурой, уникальными традициями и обычаями, а также своеобразным диалектом.
К сожалению, данная работа охватывает лишь малую долю огромного бесценного культурного наследия данной деревни и требует дальнейшего исследования в этой области.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Административно-территориальное деление Крыма. Режим доступа: [http://whp057.narod.ru/krwm.htm].
2. Гржибовская Г. Н. Административно-территориальные преобразования в Крыму. 1783 – 1998 гг. Справочник / Под ред. Г. Н. Гржибовской. – Симферополь: Таврия-Плюс, 1999. – 464 с.
3. Декрет ВЦИК от 4 августа 1924 года «Об упразднении некоторых районов Автономной Крымской С.С.Р.». Режим доступа: [https://ru.wikisource.org/wiki/Об_упразднении_некоторых_районов_Автономной_Крымской_С.С.Р.].
4. Колли Л. П. Христофор. Ди-Негро, последний консул Солдайи // Известия таврической учёной комиссии, т. 38. – Симферополь: Таврическая Губернская Типография, 1905. – c. 3.
5. Кондараки В. Х. Универсальное описание Крыма. – Николаев: типография В.М. Краевского, 1873. – Т. 1. – 253 с.
6. Куртиев Р. Крымские татары: этническая история и традиционная культура. – Симферополь, 1998. – 152 с.
7. Лашков Ф. Ф. Каймаканствы и в оных каймаканами кто состоит //
Камеральное описание Крыма, 1784 года. – Симферополь: Известия Таврической ученой архивной комиссии, 1888. – Т. 6.
8. Лингвофорум. Язык Ускут (долина между Алуштой, Карасубазаром и Судаком). Режим доступа: [https://lingvoforum.net/index.php/topic,10331.0.html].
9. Митрополит М. История Русской Церкви. – Москва: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994-1996. – Т. 1. – С. Епархия Готская. – 2402 с.
10. Мурахас М. С. Некоторые заметки к вопросу об этногенезе жителей деревни Ускут / М. С. Мурахас // Культура народов Причерноморья. — 2004. — № 52, Т. 2. — С. 212-215.
11. Мурзакевич Н. История Генуэзских поселений в Крыму. – Одесса : Городская типография, 1955. – С. 87 – 116.
12. Озенбашлы. Э. Ускут и ускутцы. 1-ая книга. – Симферополь: ДОЛЯ, 2007. – 160 с.
13. Постановление ВЦИК РСФСР от 30.10.1930 о реорганизации сети районов Крымской АССР. Режим доступа: [https://ru.wikisource.org/wiki/Постановление_ВЦИК_РСФСР_от_30.10.1930_о_реорганизации_сети_районов_Крымской_АССР.].
14. Постановление ГКО № 5859сс от 11.05.44 «О крымских татарах». Режим доступа: [https://ru.wikisource.org/wiki/Постановление_ГКО_№_5859сс_от_11.05.44].
15. Постановление ГКО от 12 августа 1944 года № ГКО-6372с «О переселении колхозников в районы Крыма». Режим доступа: [https://ru.wikisource.org/wiki/Постановление_ГОКО_№_6372с_от_12._08._44_г]
16. Сахтара А. Страницы истории / составитель Фазыл Р. – Симферополь: КРП «Издательство «Крымучпедгиз», 2013. – 148 с.
17. Тронько П. Т. История городов и сел Украинской ССР. – 1974. – Т. 12. – С. 521.
18. Фадеева Т. М. Княжество Феодоро и его князья. Крымско-готский сборник / Т. М. Фадеева, А. К. Шапошников. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2005. – С. 127 — 295.
19. Бекир, В. Крымскотатарские диалекты как богатство народа. — URL. –https://avdet.org/ru/2013/07/08/issledovat-i-uporyadochit/ (дата обращения: 27.11.2018).
Крымско-татарский язык. – URL. – https://ru.wikipedia.org/wiki/Крымско-татарский_язык (дата обращения: 28.11.2018).
20. История города Ялта. — URL. – http://poluostrov-krym.com/goroda/yalta/istoriya.html (дата обращения: 25.11.2018).
Приложения
Приложение 1
П риложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
П риложение 8
П риложение 9
Приложение 10
П риложение 11
(слева- направо): Г. Чолах, М. Харахады, С. Чолах.
Приложение 12 Приложение 13
Приложение 14
Таблица сравнения говоров Южнобережного диалекта |
|||
Говоры |
Алуштинский (именно Ускут) |
Ялтинский |
Судакский |
характерные черты |
огузское начальное g-, кыпчакское начальное t- вместо огузского d- в большинстве слов, аффикс настоящего времени – y, -ıy, -iy, -uy, -üy, аффикс 1 лица множ. числа –ıq, -ik, -uq, -ük. |
кыпчакские начальные k- и t- вместо огузских g- и d- в большинстве слов, аффикс настоящего времени –yır, -yir) соответствует турецкому –yor) |
огузские начальные g- и d-, аффикс настоящего времени –y, -ıy, -iy, -uy, -üy аффикс 1 лица множ. числа - ıq, -ik, -uq, -ük. В говорах некоторых сёл мягкому k соответствует специфический звук, близкий к ч. |
бабушка |
букана, буюкана |
бойкана, боюкана |
ката |
дедушка |
диде |
хартбаба |
деде |
кошка |
чиди, кеди |
мышых |
писик, кеди |
жена, женщина |
хары, аврат |
хары |
аврат |
муж |
ходжа |
ахай |
ходжа |
бочка |
фучу |
чапчах |
кати |
платье |
хафтан |
антер |
хафтан |
индюк |
кокюш |
мысыр |
корель |
червяк |
сувулчан |
сувалчан |
согъулджан |
брюки |
туман |
штан |
туман |
огурец |
бустан |
хыяр |
бостан |
полотенце |
марама |
юзьбез |
юзьбез |
салфетка |
пачавра |
пачора |
эльбез, яхбез |
позавчера |
итёгунь |
утегунь |
отюгунь |
сестры |
абла |
апа |
абла |
сестренка (братик) |
каде |
кадя |
кеде |
туалет |
аяхёл |
кенеф |
хале |
вместе |
барабар |
эписи |
барабар |
кичливый |
оппай |
оппа |
оппа |
черпак |
чюмич |
чомуч |
кепче |